Волга 3110 коробка передач схема переключения

Обновлено: 25.04.2024

2.32 Переключение передач

Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи необходимо поднять кольцо под ручкой рычага.

При переключении передач полностью выжмите педаль сцепления и затем плавно ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это повышает износ коробки передач.

При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте на рычаг в боковом направлении, чтобы случайно не включить вторую передачу, что может вызвать превышение допустимых оборотов двигателя и его повреждение.

Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали акселератора. Передвиньте рычаг из нейтрального положения вправо до отказа, а затем включите задний ход.

В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, при которых следует включать следующую передачу для максимальной экономии топлива.

Переключение передач - автоматическая трансмиссия

У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, на котором изображены символы положений диапазонов селектора.

Передачи для движения вперед:

Положения рычага селектора

Нажатие на педаль акселератора при перестановке рычага селектора может вызвать повышенный износ трансмиссии.

При установке положения движения всегда держите ногу на педали тормоза.
Не следует держать руку на рычаге селектора, поскольку это может вызвать износ трансмиссии.

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Рычаг селектора и трансмиссия заблокированы. Может быть произведен запуск двигателя.

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Необходимо нажать кнопку на ручке рычага.

Перед троганием следует подождать несколько секунд, чтобы включилась передача заднего хода.

В этом положении двигатель отсоединен от трансмиссии. Может быть произведен запуск двигателя. Во избежание качения автомобиля по склону следует применять ручной тормоз.
Во избежание перегрева двигателя и трансмиссии следует устанавливать положение "N" при продолжительных остановках автомобиля (например, в автомобильных пробках). При ожидании разрешающего движение сигнала светофора следует устанавливать положение "D".

Это положение применяется при вождении в обычных условиях. Автомобиль трогается с места на первой передаче, и затем происходят автоматические переключения между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости движения.

В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль трогается с места на первой передаче и затем происходят автоматические переключения между 2-й и 3-й передачами.
Положение 3 рекомендуется при вождении по извилистым дорогам и в плотном городском движении. При перестановке рычага из положения "D" в положение 3 трансмиссия немедленно переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный эффект торможения двигателем. Этого не следует делать при скорости свыше 130 км/час.

Это положение рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше используется мощность двигателя и возрастает эффект торможения двигателем. Трансмиссия автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.

При перестановке рычага из положения "D" или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только при скорости движения меньшей, чем некоторая заранее заданная скорость, во избежание увеличения оборотов двигателя до недопустимых значений.

Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателем, с другой стороны, ликвидируются постоянные переключения передач, приводящие к перегреву рабочей жидкости трансмиссии.

Если перевести рычаг из положения "D" в положение 1, то происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, по мере того как скорость уменьшится до 70 км/час, произойдет переключение на 2-ю передачу; и далее по мере того как скорость уменьшится до 30 км/час, произойдет переключение на 1-ю передачу. Не следует устанавливать рычаг селектора в это положение при скоростях, превышающих 130 км/час. Ручное переключение также нежелательно на обледенелой дороге. При этом положении рычага селектора не происходит переключения на высшие передачи.

Выжимание педали акселератора до пола ("кик-даун")

При выжимании педали акселератора до пола - в положение "кик-даун" - происходит переключение на низшую передачу, чтобы обеспечить запас мощности, например для обгона. Переключение на следующую передачу происходит только при высоких оборотах двигателя или при отпускании педали акселератора.

Волга 3110 коробка передач схема переключения

На автомобилях устанавливается пятискоростная коробка передач. Масса (без заправки) — 32 кг

Наличие 5-й повышающей передачи обеспечивает в реальных условиях эксплуатации экономию 07—1,0 л топлива на 100 км пробега по сравнению с четырехскоростной коробкой передач, максимальную скорость 115 км/час, снижает обороты двигателя на высоких скоростях движения автомобиля, повышая его долговечность.

Коробка передач

Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — переднего 49 и заднего 34 картеров по установочным втулкам, запрессованным в передний картер, и соединяются друг с другом десятью болтами.

Шестерня первичного вала, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода, установленные на вторичном валу 19, находятся в постоянном зацеплении с шестернями блока шестерен 47, имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами.

Промежуточная шестерня заднего хода вращается на насыпных роликах диаметром 3 мм на оси, опоры которой располагаются в обоих картерах.

Все передачи снабжены синхронизаторами инерционного типа, зубчатые венцы которых соединяются с шестернями посредством мелких шлицев.

Синхронизаторы 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода имеют зубчатые венцы, выполненные заодно с конусами.

Необходимое для безударного переключения передач выравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил трения на наружной поверхности конуса зубчатого венца шестерни и внутренней конусной поверхности наружного (блокирующего) кольца 8 синхронизатора, соединенного через ступицы 11 и 22 со вторичным валом 19.

Картеры для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма переключения центрируются

Синхронизатор 1-й — 2-й передач — двухконусный, имеет увеличенный тормозной момент за счет дополнительной поверхности трения, образуемой наружной конической поверхностью связанного со ступицей внутреннего кольца 8 и внутренней конической поверхностью на среднем кольце 9 синхронизатора, соединенного тремя выступами (выступы входят в отверстия на зубчатом венце 10) с включаемой шестерней.

Следует отметить, что до 01.06.03 в коробку передач устанавливался одноконусный синхронизатор, унифицированный с синхронизаторами 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода.

Включение передач производится соединением внутренних зубьев муфт 9 с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов.

Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены внутрь под углом 4° и при включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач.

Выступы на зубьях венцов синхронизаторов ограничивают перемещения муфт при включении передач.

Осевые силы от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 17 и 44, упорной шайбой 32, буртом вторичного вала и расположенными в канавке на вторичном валу двумя упорными полукольцами, которые охватываются кольцом 14

Шариковые подшипники первичного и вторичного валов установлены на валах с помощью пружинных и стопорных колец и фиксируются в картерах посредством наружных стопорных колец.

Блок шестерен вращается на шариковых или конических подшипниках, установленных в глухих гнездах переднего и заднего картеров.

Особенности коробки передач ГАЗ-3110

Преднатяг осуществляется постановкой при сборке регулировочных прокладок 50 в гнездо переднего картера.

Венцы шестерен постоянного зацепления 2-й, 3-й и 5-й передач блока шестерен посажены с натягом на промежуточный вал, на котором нарезаны длинные зубья, служащие одновременно венцами шестерен 1-й передачи и заднего хода блока шестерен.

Головка оси 36 промежуточной шестерни заднего хода установлена в постель заднего картера коробки передач и крепится в ней стопорным болтом.

Противоположный конец оси входит во втулку 41 фиксируется в ней разрезным упругим штифтом, втулка крепится к постели в переднем картере также стопорным болтом.

Механизм переключения содержит штоки, на которых крепятся вилки переключения передач и головки 29, в пазах которых располагается нижний конец рычага переключения.

Фиксация штоков во включенном и выключенном положении осуществляется посредством шариков 11 (рис. 3 ) и пружин 15.

Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач.

Кроме того, между головкой штока включения заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная втулка 16 с пружиной 15, которая делает невозможным случайное перемещение рычага переключения из положения включенной 5-й передачи в положение заднего хода.

Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, устраняющим его дребезг при резонансе на больших оборотах двигателя, и располагается в специальном корпусе 18, крепящемся к заднему картеру сверху.

При помощи пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения в нейтральном положении всегда располагается в головке штока включения 3-й и 4-й передач.

Маслосливная пробка 46 имеет магнит, улавливающий содержащиеся в масле мелкие частички металла — продукты износа деталей коробки передач.

Пятискоростные коробки передач для легковых автомобилей «Волга» и автомобилей ГА3ель унифицированы по большинству деталей.

Коробка передач автомобилей ГА3ель отличается первичным валом (число зубьев 25 вместо 26), насадным венцом привода блока шестерен (36 зубьев вместо 35) и шестерней привода спидометра, более высоким корпусом рычага переключения и нижней частью рычага переключения передач.

Пятиступенчатая коробка передач ГАЗ 3110 Волга

119125 original n kpp 5 tif

3.3.1 Пятиступенчатая коробка передач
Пятиступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему . Пятиступенчатая коробка передач 1 – задняя часть картера коробки передач с удлинителем; 2 – вторичный вал; 3 – привод спидометра; 4 – подшипник блока шестерен; 5 – блок шестерен; 6 – болт; 7 – блокирующее кольцо синхрони.

119107 original 3 86 tif

3.3.2 Замена масла
Периодичность замены масла составляет 60 тыс. км пробега. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сливать масло рекомендуется непосредственно после поездки. 2. Перед сливом масла необходимо очистить сапун от загрязнения. 3. Подставить емкость под отверстие для слива масла.

119162 original 3 96 tif

3.3.3 Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник. 2. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 3. Слить масло из коробки передач (см. подраздел 3.3.2, пункты 1-4). 4. Установить рычаг переключения коробки передач.

119252 original 3 111 tif

3.3.4 Разборка коробки передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач. 2. Отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки и слить масло из коробки передач, если ранее этого сделано не было. 3. Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с н.

119321 original 3 138 tif

3.3.5 Разборка вторичного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Установить вторичный вал в вертикальное положение. 2. Снять стопорное 1 и пружинное 2 кольца синхронизатора 3-й и 4-й передач. 3. Поддеть вверх двумя отвертками шестерню 3-й передачи и сдвинуть ее вверх вместе с синхронизатором. Сн.

119393 original 3 154 tif

3.3.6 Разборка первичного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять блокирующее кольцо если оно осталось на первичном валу. 2. Вынуть насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала, если это не было сделано ранее. 3. Снять стопорное кольцо 1 и пружинную шайбу 2 шарикового подшипника .

119526 original 3 157 tif

3.3.7 Разборка промежуточного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Спрессовать с промежуточного вала шариковые подшипники 1 и при необходимости напрессованные венцы шестерен.

119562 original 3 158 tif

3.3.8 Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Выпрессовать пружинный штифт 1 и снять втулку 2. После этого можно снять промежуточную шестерню 3 заднего хода с игольчатым подшипником.

119635 original 3 159 tif

3.3.9 Разборка рычага переключения передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отвернуть рукоятку рычага переключения передач. 2. Снять чехол рычага переключения передач. 3. Отжать с помощью отверток лепестки пластмассовой запорной втулки. 4. Разъединить нижнюю и верхнюю части рычага переключен.

119738 original 3 166186 tif

3.3.10 Разборка синхронизатора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Проверить наличие совмещенных меток на ступице и скользящей муфте синхронизатора и, если их нет, промаркировать. 2. Снять со ступицы скользящую муфту. 3. Вынуть три сухаря. 4. Вынуть из ступицы две пружины.

119818 original 3 177 tif

3.3.11 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Промыть тщательно детали и узлы коробки передач и продуть сжатым воздухом. 2. Провести внешний осмотр деталей и узлов. 3. Заменить поврежденные прокладки. 4. Проверить состояние валов. При наличии питтинга (раковин) на шейках и гнездах подшипн.

119958 original 3 168184 tif

3.3.12 Сборка синхронизатора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионного масла. 2. Установить одну пружину в ступицу синхронизатора. 3. Установить сухари в ступицу синхронизатора. 4. Установить скользящую муфту на ступицу в соответствии с меткам.

3.3.13 Сборка рычага переключения передач
Сборка рычага переключения передач проводится в порядке обратном разборке.

3.3.14 Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать детали оси промежуточной шестерни заднего хода тонким слоем трансмиссионного масла. 2. Вставить иглы (21 шт.) подшипника в отверстие промежуточной шестерни заднего хода. Для удобства их установки допускается смазать посадочное место консистентной.

3.3.15 Сборка промежуточного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нагреть шестерни до температуры 150 °С, а промежуточный вал охладить в течение 30 мин и напрессовать шестерни на вал. 2. Смазать остывший вал и остальные детали тонким слоем трансмиссионного масла. 3. Установить стопорное кольцо. 4. Напрессовать.

3.3.16 Сборка первичного вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать детали первичного вала тонким слоем трансмиссионного масла. 2. Напрессовать на вал подшипник, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. 3. Вставить насыпные ролики (14 шт.) в посадочное место первичного вала. Для удобства их устано.

3.3.17 Сборка вторичного вала
Сборку вторичного вала проводят в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смазать детали вторичного вала тонким слоем трансмиссионного масла. Обратить внимание на то, чтобы при сборке сухари синхронизаторов вошли в пазы блокирующих колец. Шариковый подшипник необходимо напрессовывать на вал, .

120524 original 3 203 tif

3.3.18 Сборка коробки передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Запрессовать в удлинитель заднего картера два сальника заподлицо с торцем удлинителя, если их снимали. Их рабочие кромки должны быть направлены внутрь усилителя. 2. Установить в канавку заднего картера стопорное кольцо шарикового подшипника втори.

120602 original pkp eps

3.3.19 Регулировка осевого зазора блока шестерен
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Регулировку осевого зазора блока шестерен выполняют подбором толщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор. Толщину пакета регулировочных колец, определяютя по формуле Т = А – З – В + С, где А — расстояние от торца посадочного мес.

3.3.20 Установка
Устанавливают коробку передач в порядке, обратном снятию. При этом затянуть гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 50–62 Н·м (5,0–6,2 кгс·м).

3.3.21 Возможные неисправности пятиступенчатой коробки передач. Их причины и методы устранения
Причина неисправности Метод устранения Затрудненное переключение передач Неполное выключение сцепления из-за неисправности гидропривода выключения сцепления Ремонт гидропривода сцепления Ослабление момента затяжки стопорных болтов крепления вилок к штокам Затянуть сто.

Волга 3110 коробка передач схема переключения

Добавлено через 2 минуты 46 секунд
а еще вот
КПП 5-ти ст. 3110,31105 н/о (зубошлиф.) (3110-50-1700010-50)
КПП 5-ти ст. 31105 н/о (лев/прав СВОГ) ГАЗ (3110-50-1700010)

dvjWHITE, у меня на 2410 уже два дня стоит новая КПП 31029 - все равно врет спидометр.

а мост какой? 3,9?

насколько знаю, существует два вида приводов спидометра-
под мили, ставились с тросиковым приводом на 2410 31029
под км, ставились с электронным спидометром, 3110 и другие с новой торпедой

соответственно при взаимозаменяемости врут примерно в 1.6 раза
столкнулся с этим при установке кпп. под привод в км шел 6имп датчик, поставил 5ст кпп от 31029, стал врать в 1.6 раза в меньшую сторону. Исправилось установкой 10имп датчика. И когда ставил кпп от3110 на 3102 с тросиковым спидометром при скорости 60км.ч показывал 100. лечится только заменой шестеренок привода.
Небольшие отклонения в пределах 10км.ч от реальных по GPS встречал на ВСЕХ. машинах, причем спидометр показывал больше чем GPS.

уже третья коробка, две лежат как живые прямо. )

2шт 5кпп? загнулись? O_o ого!! чёт быстро однако. дык зачем новые каждый раз покупать? ремонту не поддаются уже?

Качество не спасёт при активной езде, просто пластины для того и нужны. Хотя можно конечно разгоняться по-черепашьи неспешно, тогда любые подушки выдержат.

Нормально подушки ходят. Постоянно кручу до 6000 и ничего не рвется. Траверса родная.

Нормально подушки ходят. Постоянно кручу до 6000 и ничего не рвется. Траверса родная.

Разговор не про подушки двигателя, а именно про траверсу (третью опору двигателя). Они бывают на пружинах и на резиновой подушке.

dvjWHITE, у меня на 2410 уже два дня стоит новая КПП 31029 - все равно врет спидометр.

Очень извиняюсь за оффтоп, но. Мое восприятие )))

Поставил - врет. поездил - врет. И вот уже 2 дня как поставил - и все равно врет.

а не проще на 2410 поставить спиометр от 31029,


А стёклышки ?А подсветка ?
На 2410-полный кайф ! 31029-отстой!

ну я поставил 5 ступку с 3110 на свою 3102 95 года. так со старой шестерней вобще несмог тросик накрутить на коробку, поставил от 4 ступки . накрутил. еду 60 . а показывает 90 или 100. что делать непойму( приборы у меня как в 2410.

Надо менять шестерню,которая стоит на вторичном валу коробки передач!
Так понятно?
Т.Е. надо ПОЛНОСТЬЮ разбирать КПП.

То,что снимается снаружи-проблему не решает.

Ооо! Тогда Вас ожидает масса приятных впечатлений! :)

да я вот сёдня узнаю на счет слесаря))) сколько он стоит) что-то неочень хочется лезть туда

ВНИМАНИЕ Вопрос: А какая маркировка на 4 ст. КПП. (Похожих тем нет)
Заранее Спасибо!:)


Что? Где? Когда? :) Ответ: 24-1700010-01

Различить КПП прежде всего можно по маркировке, нанесенной на корпус. Обычная «волговская» «пятиступка» маркируется 31029-1700010, а модификации с электронной панелью приборов или дизельным мотором – 3110-1700010 и 31104-1700010 соответственно. Последние две коробки отличаются передаточным числом привода спидометра. Агрегат для бензиновой «Газели» маркируется 3302-1700010, а для дизельной – 330242-1700010 (с удлиненными на 48 мм первичным валом и на 54 мм крышкой его подшипников). У КПП «Соболя» имеется свой номер – 2217-1700010. Этот агрегат отличается от коробки «Газелей» передаточным числом привода спидометра, что обусловлено иными характеристиками главной пары. С 2001 года КПП машин «Волга», «Газель», «Соболь» стали более унифицированными – шестерни первой передачи на вторичном валу у коробок этих автомобилей начали делать 45-зубыми (маркировочных отверстий в торце нет).
ВНИМАНИЕ Вопрос: А какая маркировка на 4 ст. КПП. (Похожих тем нет)
Заранее Спасибо!:)

Недавно взял ласточку 31029 щас полным ходом идёт капремонт ДВС:rolleyes:
Коробку помыл почистил а номер на ней 241270. кроме этого номера и номера сплава больше никаких номеров нету. Что за зверь 5 или 4? чем они ещё могут отличаться на вгляд? :)

Стояла 5 ст коробка на ней написано 31029
На них на всех написано

На старой можно было и 1 после 4 включить и по шуму как новый холодильник, пятая с 80 в горку вытягивала
Очень похоже на газелячью, там передаточные числа короче

Теперь соответственно вопрос-старая коробка просто была ушатанная или на самом деле она лучше
Она действительно лучше.

И все ли коробки 3110 такие капризные или в моем случае ушатанная как раз она. В сервисе сегодня мне сказали виноваты на новой коробке подшипники, раз она шумит на всех передачах кроме 4(особенно на 3 и 5)
Все такие капризные, то что старая тихая- везение. По поводу подшипников в сервисе правы.

Сейчас хочу покумекать с сальником на старой коробке и воткнуть её
Так и надо сделать. Сальник брать рыжий- балаковский, черные(типа газовские, родные)- текут. Первичный вал осмотреть на предмет "протертости", тк при большом пробеге сальник выедает себе канавку на валу, если канавка есть- то пробовать играть с запрессовкой сальника, пробовать запрессовывать его не до конца, так что бы он не попадал на канаву, либо менять вал первичный, еще проверить положение передней крышки, на ней есть проточка под слив масла, на корпусе кпп тоже, их надо совмещать.

Так и надо сделать. Сальник брать рыжий- балаковский, черные(типа газовские, родные)- текут. Первичный вал осмотреть на предмет "протертости", тк при большом пробеге сальник выедает себе канавку на валу, если канавка есть- то пробовать играть с запрессовкой сальника, пробовать запрессовывать его не до конца, так что бы он не попадал на канаву, либо менять вал первичный, еще проверить положение передней крышки, на ней есть проточка под слив масла, на корпусе кпп тоже, их надо совмещать.

2 сальника рыжих ставил-текут, потом пригляделся действительно есть канавка небольшая под сальником. Играть с сальником морально тяжело, поставил-воткнул коробку, день поездил-потекло, снял коробку передвинул сальник, собрал воткнул коробку, ещё день поездил-на улице -30, ямы нету. бррррр.
Менять первичный вал-его стоимость без подшипников -2 рубля , в том же сервисе мне сказали что поменяв вал можешь наткнутся на такую штуку, что новый вал будет притиратся, шуметь - гудеть, а ты будешь нервничать , что за шумы.
Вот я и думаю теперь как бы решить этот вопрос совсем правильно, и без сильной головоломки. Со стороны сервиса было предложение на сальнике укоротить пружину. И как бы этим можно решить проблему. Вот мне интересно кто-нибудь так уже делал, и реально на сколько этого хватит. Устал уже- у меня на этой волге-2 проблемы : коробка и тормоза.

еще проверить положение передней крышки, на ней есть проточка под слив масла, на корпусе кпп тоже, их надо совмещать.
Мне кажется крышку по другому просто не поставишь.
Ты имеешь ввиду , что при несовмещении этих положений маслу деваться некуда и оно по любому будет гнать через сальник?

Ремонт коробки передач и сцепления Газ-3110 "Волга"

Общие сведения об автомобиле ГАЗ-3110. Технические характеристики двигателя, трансмиссии, ходовой части. Устройство четырехступенчатой коробки передач, ее разборка и сборка, неисправности. Конструкция диафрагменного сцепления, его снятие и установка.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2013
Размер файла 6,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Общие сведение

2. Технические характеристики

3. Четырехступенчатая КП

3.1 Описание конструкции

3.2 Разборка и сборка коробки передач

4. Диафрагменное сцепление

5. Снятие и установка сцепления

6.Диагностика неисправностей коробки передач

7. Диагностика неисправностей сцепления

8.Список использованной литературы

ГАЗ-3110 -- российский легковой автомобиль семейства «Волга» производства Горьковского автозавода. ГАЗ-3110 выпускался серийно с 1997 года по 2005 год.

ГАЗ-3110 представлял собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-31029 с полной заменой всех наружных кузовных панелей, включая панель крыши, но исключая двери и передние крылья. В 1997 году производилась ограниченная «переходная» серия, комплектовавшаяся внутренними обшивками дверей, передней частью кузова и колесами от предыдущей модели. Изначально на машину устанавливались узкие бамперы из чёрного термопластика, с 2000 года они были заменены объёмными накладными стеклопластиковыми бамперами. Салон был полностью обновлён и стал в целом соответствовать по отделке стандартам недорогих иномарок.

На ГАЗ-3110 был штатно установлен гидроусилитель руля, изменен рулевой редуктор (3,5 оборота руля, вместо 4,5 как на прошлых моделях «Волги»), передние дисковые тормоза типа Lucas, неразрезной задний мост, карданный вал с промежуточной опорой, более низкопрофильные 15-дюймовые колеса 195/65, электрокорректор фар, довольно редкий на легковых автомобилях маслорадиатор, подогрев форсунок омывателей стекла, двухрежимный обогрев заднего стекла. С 2001 года все «Волги» окрашивались на новом окрасочном комплексе «Хайден-2». Новая технология грунтования и окраски позволила применять двухкомпонентные эмали «металлик» и вместе с тем повысить срок службы кузова. Начиная с мая 2002 года на «Волгах» появилась передняя бесшкворневая подвеска.

С 2003 года началось производство седана ГАЗ-31105, являющегося глубоким рестайлингом ГАЗ-3110, снятой с производства в начале 2005 года. Выпуск автомобиля ГАЗ-310221 с кузовом универсал продолжался малыми партиями на отдельной конвейерной линии, параллельно с моделью ГАЗ-3102 до декабря 2008 года. Версия универсала с «оперением» в стиле ГАЗ-31105 выпускалась под заказ.

Общепризнанным недостатком ранних серий ГАЗ-3110 «Волга» было плохое качество сборки и низкая стойкость кузова к коррозии[1], впоследствии улучшенные[2], но общая моральная устарелость конструкции автомобиля особенно по активной и пассивной безопасности[3] снизили спрос на «Волгу» до критического. Впрочем, за счет ряда востребованных потребительских качеств (хорошая выносливость и вместимость в сочетании с умеренной ценой) автомобиль стал достаточно распространённым на территории России, в частности, «Волгами» по традиции продолжали комплектовать свой автопарк многие таксомоторные компании. ГАЗ-3110 экспортировались в ряд стран, в частности, в довоенный Ирак

ГАЗ-3110 и -310221 - заднеприводные автомобили, предназначенные для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием.

Двигатель расположен под капотом в передней части автомобиля.

ГАЗ-3110 - легковой, с кузовом “седан”; ГАЗ-310221 - грузопассажирский, с кузовом “универсал” (сиденья среднего и заднего ряда в сложенном состоянии образуют грузовую платформу).

Кузов - несущий, цельнометаллический.

Двигатели - четырехцилиндровые, рядные вертикальные, четырехтактные, бензиновые, объемом 2,3 и 2,445 л и мощностью от 90 до 145 л.с.

Автомобили Волга ГАЗ-3110

Автомобили Волга ГАЗ-3110

История «Волги» начинается с 1956 года, когда с конвейера Горьковского автозавода сошел первый экземпляр легковой автомашины ГАЗ 21. В 1970 году на смену 21-ой пришла новая модель ГАЗ 24, в 1992-1996 годах выпускалась марка ГАЗ 31029. Модель ГАЗ 3110 в базовой комплектации производилась с 1997 по 2004 год – она стала модернизированной версией предшественницы.

волга газ 3110

Внешний вид классической Волги 3110 черного цвета

Отличие ГАЗ 3110 от ГАЗ 31029

Хотя автомобиль ГАЗ 3110 и считался новой моделью, внешне новая «Волга» сильно напоминала предыдущую марку. Габариты машины оставались такими же, не изменились передние крылья и бампер, двери, практически таким же остался и сам кузов. Но все же новшеств добавилось много.

волга газ 31029

Пример модификации Волги ГАЗ 31029

  • Другой капот;
  • Более округлая крыша;
  • Другая форма задних крыльев и крышки багажника;
  • Измененный задний бампер.

Передние фары оставались такими же, зато задние фонари имели абсолютно другую форму. Колеса на новой «Волге» 3110 уже были 15-ого радиуса в отличие от R14 на авто 31029. Панель приборов стала совсем другой, более современной и качественной. Пластик панели мог быть серым или черным – других цветов заводом не предусматривалось. Сменилось рулевое колесо – оно стало более компактным. Между передними сиденьями в салоне появился подлокотник с мини-баром для хранения различной мелочи.

На машину ГАЗ 3110 теперь стал устанавливаться неразъемный задний мост собственной конструкции, а вот карданный вал остался полностью взаимозаменяемый с валом 31029.

задний мост

Задний мост от газ 3110

На передней подвеске «Волги» 3110 появились дисковые тормоза в отличие от барабанов 31029. Изменились поворотные кулаки, на ступицах колеса стали крепиться не гайками, а колесными болтами. Но на первых выпусках ГАЗ 3110 также была традиционная для «Волги» шкворневая передняя подвеска. На задней подвеске стояли те же рессоры – они не претерпели никаких изменений.

Технические характеристики 3110

По ходу выпуска модели 3110 машина постоянно модернизировалась, и в конструкцию вносили изменения.

размеры газ 3110

Габаритные размеры волги 3110

задняя колея газ 3110

  • Тип – четырехдверный седан;
  • Количество мест – 5, включая водителя;
  • Расположение двигателя – продольное;
  • Длина – 4, 87 м;
  • Ширина – 1,8 м;
  • Высота – 1,42 м;
  • Дорожный просвет – 0, 156 м;
  • Расстояние между колесными осями – 2,8 м;
  • Колея передних колес – 1,5 м;
  • Колея задних колес – 1,45 м;
  • Снаряженная масса – 1,4 тонны;
  • Тип привода колес – задний (4х2);
  • Объем багажного отделения – 500 литров.

Двигатель

Всего на «Волгу» 3110 с завода штатно устанавливалось три типа двигателей:

  • Карбюраторный ЗМЗ 402 (или дефорсированный ЗМЗ 4021);
  • ЗМЗ 406 инжектор;
  • Дизель ГАЗ 560 (турбированная версия ГАЗ 5601).

Дизельным ГАЗ 560 по лицензии «Штайер» машины практически не комплектовались (не более 200 авто в год). С самого начала выпуска в основном производились «Волги» с уже хорошо проверенным временем мотором ЗМЗ 402. Покупатели к новому ЗМЗ 406 относились с опаской, и машины, укомплектованные им, брали неохотно.

 змз 406

Схема устройства двигателя ЗМЗ 406

Преимущества и недостатки двигателей

ЗМЗ 402 по сути являлся модернизированным двигателем ЗМЗ 24, конструктивно он был одинаков со своим предшественником. К концу 90-х годов мотор уже морально устарел и имел свои недостатки:

  • Обладал низким КПД;
  • Имел слабую динамику.

картер волги 3110

Автомобили с 402-ым ДВС расходовали много топлива, особенно на больших нагрузках и высокой скорости. Проблемы часто возникали и с расходом масла – оно текло с заднего коренного сальника, происходил угар через поршневые кольца. «Синтетику» или полусинтетику» в картер двигателя заливать было нельзя – расход только увеличивался, при этом такое масло было дороже минерального. От плохого масла на всех деталях ДВС образовывался нагар.

Но у ЗМЗ 402 были и свои преимущества:

  • простота в ремонте;
  • невысокая стоимость запчастей;
  • доступность деталей, их можно было купить чуть ли не в любом автомагазине.

Пришедший на смену 402-ому ЗМЗ 406 многих пугал своей сложностью, но у него были и свои преимущества. Мотор обладал достаточно большой мощностью, имел хорошую динамику.

К тому же, 406-ой практически не расходовал масло, более экономно потреблял бензин.

Значительный недостаток ЗМЗ 406 – перегрев из-за несовершенной системы охлаждения. Часто по этой причине из строя выходила головка блока цилиндров, а стоимость у этой детали довольно высокая. Детали ЗМЗ 406 не отличались завидным качеством, периодически попадался брак, ресурс некоторых запчастей был ограничен.

мотор змз 406

Готовый к установке двигатель ЗМЗ 406

Не очень удачной получилась задумка с дизелем ГАЗ 560. Сам по себе мотор очень хороший:

  • высокий КПД;
  • быстрый разгон, особенно с интеркулером;
  • низкий расход топлива.

Но из-за недостатков в 2008 году Горьковский автозавод отказался от дизельного мотора по австрийской лицензии и снял его с производства. Мотор не приобрел большой популярности, на это был ряд причин:

  • сложность в ремонте;
  • высокая стоимость и дефицит запчастей;
  • повышенные требования к качеству топлива.

Коробка переключения передач

На модели 3110 устанавливались 4-х и 5-ти ступенчатые механические КПП, причем обе такие же коробки присутствовали и на ГАЗ 31029.

 кпп газ 3110

Коробка передач от автомобиля Волга ГАЗ 3110

В начале 2000-х годов 4 ст. МКПП перестали ставить на машины, и коробку можно было купить только в запчастях. С переходом на модель 31105 в 2005 году на 5 ст. МКПП стали применять усовершенствованные синхронизаторы, латунные втулки переключения и пятую передачу с повышенным передаточным числом. Все нововведения позволяли более плавно переключать скорости, двигаться с большей максимальной скоростью.

коробка передач волга 3110

Схема устройства пятиступенчатой коробки передач от газ 3110

Особенности 5 ст. КПП 3110

Как и любой другой модели, у коробок передач 3110 есть свои характерные поломки, есть и свои преимущества. Почти на всех 5 ст. КПП несколько туже включаются первая и вторая скорости. К этому неудобству можно со временем привыкнуть, но на один момент следует обратить внимание.

Если зимой в КПП будет залито минеральное летнее масло, то передачи могут включаться очень туго, особенно не непрогретом двигателе. Порой это приводит к поломке рычага коробки передач. Чтобы неприятности не случилось, зимой в МКПП следует заливать зимнее синтетическое масло хорошего качества.

Сцепление

Сцепление на двигателях ЗМЗ 402 и ЗМЗ 406 разное, и взаимозаменяемости у него нет, хотя ведомый диск сцепления от 402 и подходит на 406. На первых выпусках ЗМЗ 406 устанавливался диск от мотора ЗМЗ 402, но он меньше по диаметру накладок. Ресурс его не превышал более 30 тыс. км пробега, поэтому автозавод разработал специально для ЗМЗ 406 новый усиленный диск, способный переносить значительные нагрузки.

В отличие от лапковой корзины сцепления ЗМЗ 402, на ДВС ЗМЗ 406 устанавливается лепестковая корзина сцепления. Такая конструкция позволяет производить плавный выжим, при этом сам ведущий диск сцепления (корзина) не нуждается в регулировках.

Задний мост

В отличие от ГАЗ 31029, новая модель 3110 получила модернизированный задний мост. Об отличиях здесь стоит рассказать немного подробнее.

задний мост

Задний мост ГАЗ 3110 с пружинами

Так вот, «десятая Волга» получила задний мост с такой же главной парой (3,9) и практически с таким же корпусом («чулком»).

Внешне «чулки» были одинаковые, но взаимозаменяемость отсутствовала в силу некоторых конструктивных отличий. Самое большое отличие в мостах – это полуоси.

На 3110 уже стояли «пятнадцатые» колеса, и даже посадочные места под них на полуосях были другие. На более поздних модификациях газ 31105 в качестве силового агрегата устанавливался двигатель «Крайслер» объемом 2,4 л.

двигатель крайслер 2,4 литра

Так выглядит двигатель Крайслер для Волги 3110

Многих хозяев 3110 заинтересовала более скоростная пара 43/12. Но вот целесообразность ее установки все же вызывает сомнения. Все зависит от двигателя. Для ЗМЗ 406 еще есть какой-то смысл замены, для мотора ЗМЗ 402 такая модернизация не имеет никакого смысла – ДВС такой мост не «вытянет».

Тормозная система

тормозная система газ 3110

Тормозная система на новой модели стала более совершенной. На передней подвеске диски и суппорта – такая схема тормозов до этого применялась только на ГАЗ 3102, и то там был 14-ый радиус колес. Задние барабаны уже ставились несколько компактнее. За счет усовершенствований обеспечивалось плавное торможение, отпала необходимость резко жать на педаль тормоза. Тем владельцам 3110, которые пересели с 24-ок и 29-х, первое время приходилось привыкать к новому торможению. Ну а в дальнейшем они по достоинству оценивали преимущества «десятки».

Модификация ГАЗ 31105

Первая модель ГАЗ 31105 сошла с конвейера Горьковского автозавода в 2004 году. До сих пор нет единого мнения: то ли считать 31105 новой моделью, то ли отнести к классу 3110. Но сути «сто пятая» является глубоко модернизированным вариантом «десятки».

Какие же основные усовершенствования появились на новой «Волге»:

    изменился внешний вид передней части авто:

кузов 3110

Внешний вид кузова Волги 3110

  • фары приобрели каплевидную формы;
  • изменилась решетка радиатора и форма капота;
  • установлены другие передние крылья;
  • модернизированы бампера;
  • сменились зеркала, они стали более объемными.

Еще целый ряд изменений и доработок внесли заводчане в 2007 году. На машине установили регулируемую рулевую колонку типа 3111, изменилась панель приборов. «Волгу» оснастили штатными электрическими стеклоподъемниками, сменили дизайн задних фонарей. Претерпела изменения решетка радиатора системы охлаждения , был доработан салон. С 2008 года в модельный ряд двигателей добавился мотор ЗМЗ 405.25.

Но, к сожалению, последний модернизированный вариант производился заводом недолго – летом 2009 года конвейер «Волги» был полностью демонтирован, и производство моделей прекратилось.

 такси 3110

Модификация автомобиля такси на базе Волги 3110

Дизельные «Волги» 3110

Дизельных «Волг» Газ 3110-600 автозавод выпустил немного, и мнения владельцев о машинах самые противоречивые. Многие хвалят лицензионный «Штайер» за его экономичность и хорошую динамику, многие ругают за низкое качество запчастей отечественного производства и высокую стоимость деталей.

Дизель к тому же сложен в ремонте, и не каждый может «капиталить» ГАЗ 560 своими руками. Турбонаддув добавлял мотору лошадиных сил, но и проблем автовладельцам он тоже доставлял – замена турбины обходилась в «круглую» сумму.

Отзывы автовладельцев

объем багажника газ 3110

Те автолюбители, которые пересели с «Жигулей» на «Волги», были очень довольны габаритами новой машины. Объемный багажник и неплохая грузоподъемность автомобиля позволяла взять с собой немало различной поклажи, при этом еще захватить четырех пассажиров. Многие уже обратно на ВАЗ не желали пересаживаться ни под каким предлогом.

Но жалоб на ГАЗ 3110 более чем достаточно:

  • Низкое качество запасных частей и частые поломки;
  • Значительный расход топлива;
  • Довольно проблемный кузов. Если за машиной должным образом не ухаживать, на кузовных деталях быстро появляется коррозия.

Несмотря ни на что, довольных автомобилем все равно больше. Многие понимают, что «Волга» – это не «Мерседес» представительского класса, и нельзя требовать от нее невозможного.

Зато машина и стоит не столько, как дорогая иномарка, и цены на детали сравнительно низкие. Просто модель 3110 в наши дни уже устарела, время предъявляет другие требования к техническим характеристикам транспортного средства. Те, кто ездил на «Волге», вспоминает с теплотой об этом неприхотливом простом автомобиле российского производства.

Назначение, устройство и работа КПП автомобиля ГАЗ-3110.

Коробка передач на автомобиле Волга ГАЗ 3110 – механическая, пятиступенчатая, трехвальная, с синхронизаторами на всех передачах (включая передачу заднего хода), по большинству деталей унифицированная с пятиступенчатой КПП, устанавливавшейся на автомобили ГАЗ 31105, ГАЗ 3102, ГАЗ 31221, но имеющая несколько модернизированных узлов и элементов.

Картер КПП (рис. 14) состоит из двух частей: переднего и заднего картеров, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных через прокладку десятью болтами. Для обеспечения соосности валов и отверстий под штоки механизма переключения передач картеры сцентрированы двумя установочными втулками.

В картерах КПП на подшипниках установлены валы. Задние опоры первичного и вторичного валов – шарикоподшипники. Передним концом вторичный вал опирается на роликовый (игольчатый) бессепараторный подшипник, установленный в заднем торце первичного вала. Передний подшипник первичного вала – шариковый, запрессован в маховик коленчатого вала двигателя.


Рисунок 14 – Схема коробки передач Волга ГАЗ 3110:

1 – первичный вал; 2 – крышка подшипника; 3 – манжета; 4 – шарикоподшипник первичного вала (задний); 5 – кольцо стопорное; 6 – роликовый подшипник вторичного вала (передний); 7 – сапун; 8 – блокирующее кольцо; 9 – муфта синхронизатора III–IV передач; 10 – сухарь; 11 –ступица муфты синхронизатора III–IV передач; 12 – шестерня III передачи; 13 – игольчатый подшипник; 14 – стопорное кольцо; 15 – полукольцо; 16 – шестерня II передачи; 17 – сухарь; 18 – шток переключения; 19 – шестерня I передачи; 20 – вторичный вал; 21 – шестерня заднего хода; 22 – вилка включения V передачи и передачи заднего хода; 23 – ступица муфты синхронизатора V передачи и передачи заднего хода; 24 – стопорное кольцо;25 – болт крепления пластины фиксатора; 26 – шестерня V передачи; 27 – шайба упорная; 28 – шарикоподшипник вторичного вала (задний); 29 – защитный уплотнитель; 30 – рычаг переключения; 31 – стопорное кольцо; 32 – шестерня привода датчика скорости; 33 – корпус рычага переключения;34 – удлинитель заднего картера; 35 – сталеалюминевая втулка; 36 – манжеты; 37 – роликовый подшипник промежуточного вала (задний); 38 – промежуточный вал;39 – задний картер; 40 – болт крепления частей картера; 41 –уплотнительная прокладка; 42 – пробка сливного отверстия с магнитом;43 – среднее кольцо синхронизатора I-II передач; 44 – ступица муфты синхронизатора I-II передач; 45 – муфта синхронизатора I-II передач;46 – наружное кольцо синхронизатора I-II передач; 47 – внутреннее кольцо синхронизатора I-II передач; 48 и 51 – шестерни промежуточного вала; 49 – передний картер;50 – пробка заливного отверстия; 52 – регулировочная прокладка; 53 – роликовый подшипник промежуточного вала (передний);54 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 55 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;56 – игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 57 – промежуточная шестерня заднего хода

Опорные подшипники промежуточного вала – роликовые, конические с предварительным натягом от 0,03 до 0,13 мм. Шестерни всех передач (I–V передачи переднего хода и передачи заднего хода) – косозубые. Ведомые шестерни всех передач установлены на вторичном вале на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами.

Шестерни промежуточного вала образуют неразборный блок шестерен (зубья шестерни привода I передачи и передачи заднего хода нарезаны на вале, а остальные шестерни напрессованы на промежуточный вал).

Промежуточная шестерня заднего хода установлена на неподвижной оси. Она вращается на роликовом подшипнике, находясь в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала (как в нейтральном положении рычага КПП, так и при включении любой из передач переднего хода). Все передачи КПП снабжены инерционными синхронизаторами. Их зубчатые венцы соединяются с шестернями посредством мелких шлицев. КПП имеет улучшенную конструкцию синхронизатора I-II передач.

Для уменьшения усилия при включении первой и второй передач увеличена площадь конических поверхностей синхронизатора I–II передач. Для этого в синхронизатор установлены дополнительные кольца. Внутреннее коническое кольцо стальное, фиксируется на ступице муфты синхронизатора тремя выступами, входящими в углубления ступицы. У венца шестерни отсутствует коническая поверхность, которая заменена отдельной деталью – средним кольцом синхронизатора.

Кольцо крепится к венцу шестерни шестью пальцами, посадка которых в отверстиях венца выполнена с минимальными зазорами для снижения динамических нагрузок. На конусах среднего кольца имеются резьба и маслоотводные канавки для увеличения трения, так как на конические поверхности блокирующего (наружного) и внутреннего колец всегда попадает трансмиссионное масло. Резьба разрывает масляную пленку, и масло удаляется с конических поверхностей по канавкам.

Синхронизаторы III и IV передач, а также V-й и передачи заднего хода имеют по одному блокирующему кольцу на каждую передачу. Механизмы переключения кпп состоят из штоков с вилками и головок, в пазы которых вставлен нижний конец рычага переключения передач. Фиксируются штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи подпружиненными шариками.

Чтобы исключить одновременное включение более одной передачи, механизм КПП оборудован блокирующим устройством, состоящим их двух плунжеров и стопорного пальца. Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, предотвращающим его дрожание при высокой частоте вращения коленчатого вала. Для улучшения ремонтопригодности на лапках вилок КПП установлены съемные сухари. При износе контактных поверхностей достаточно заменить сухари.

Задний конец вторичного вала КПП имеет шлицы для соединения со скользящей вилкой карданной передачи. В районе удлинителя заднего картера на вторичном вале установлена шестерня привода датчика скорости. Для заполнения коробки передач маслом на боковых стенках переднего картера выполнены заливные отверстия, а в нижней части картера КПП – сливное отверстие. Отверстия КПП закрыты пробками с конической (самоуплотняющейся) резьбой. Пробка сливного отверстия имеет магнит для улавливания стальных продуктов износа деталей коробки передач.

Список литературы

1. Богданов С.Н. Автомобильные двигатели: Учебник для автотранспортных техникумов/ С.Н.Богданов, М.М.Буренков, И.Е. Иванов.-М.: Ма-шиностроение,2007.- 368с.

2. Вахламов В.К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский; Под ред. А.А. Юрчевского. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 816 с.

3. Вахламов В.К. Подвижной состав автомобильного транспорта: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.

4. Проскурин А.И. Теория автомобиля. Примеры и задачи: Учебное пособие/ А.И.Проскурин.- Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 200 с. 5. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.

5. Тарасик В.П. Теория автомобилей и двигателей: Учебное пособие/ В. П. Тарасик, М. П. Бренч. – Мн.: Новое знание, 2008. – 400 с.

6. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов/ В.А. Иларионов, М.М. Морин, Н.М. Сергеев [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2007. – 368 с. 8. Туревский И. С. Теория автомобиля: Учебное пособие/ И. С. Туревский. – М.: Высш. шк., 2008. – 240 с.

7. Туревский И. С. Теория двигателя: Учебное пособие/ И. С. Туревский. – М.: Высш. шк., 2007. – 238 с.

8. Тур Е.Я. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов/ Е.Я. Тур, К.Б. Серебряков, Л.А. Жолобов. – М.: Машиностроение, 2007. – 352 с

Рецензия преподавателя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: