Как установить рулевую колонку от газ 53 на т 25

Обновлено: 15.05.2024

Схема и принцип действия рулевого управления трактора Т-25

В сегодняшней статье мы детально рассмотрим вопросы которые возникают при использовании рулевого механизма трактора Т-25, а так как ни одна эксплуатация не обходиться без его использования, то это довольно важный вопрос.

Что такое рулевое управления и зачем оно нужно

Систему управления направлением движения трактора с помощью рулевого колеса, рулевой колонки, винтового механизма и кононических зубчатых колесил – называют рулевым управлением.

С его помощью можно изменить поворот движителя. Следовательно, и колес, что приведет к изменения направления в котором движется трактор. Если хоть одна деталь выйдет со строя, то трактор сможет двигаться только, в том направлении в котором произошла поломка, а в некоторых случаях движения будет совершенно невозможным.

Рулевая колонка трактора Т-25

Сама колонка размещаться в плоскости верхней крышки основной передачи. Для её основания используется труба к которой приваривается внизу фланец вверху корпус.

rulevoe-koleso-traktora-t-25

С помощью болтов фланец соединяют с крышкой передачи. Его верхняя плоскость оснащают специальным заливным отверстием, которое закрыто сапуном в форме пробки с конической резьбой. Также тут имеются два прилива, в низ запрессованы втулки из капрона.

Рулевой вал находится во внутренней части самой колонки, он вращается с помощью радиального шарикового подшипника. Сила механизма, которая необходима для поворота, уменьшается благодаря червячной паре. Она ставится в нижнем картере (на схеме в самом низу).

Собственно, само колесо ставиться верху вала и фиксируется благодаря гайке, которая находится в заглушке сверху. К направляющим колесам от рулевого механизма передается сила благодаря рулевому приводу.

Принцип действия

Сам принцип действия немного отличен от автомобильного, все делается с помощью цапфы и трапеции, но давайте рассмотри все это подробнее.

В момент поворота рулевого колеса его вращение передается по следующему пути: вал -> червяк -> ролик -> вал сошки -> сама сошка -> нижний конец продольной рулевой тяги.
С помощью шарниров левого поворотного рычага движение передается поворотному кулаку и на цапфу левого колеса. Затем через поперечную рулевую тягу на правый поворотный рычаг -> шкворень кулака -> цапфа правого колеса.

В итоге цапфа вместе с направляющими колесами совершают нужный поворот на угол.

При совершении поворота колеса проходят разное расстояние. Поэтому, чтобы исключить боковое скольжение, их угол поворота нужно делать различным. Для этого используют рулевую трапецию, которая и обеспечивает эти разные углы поворота.

Её основанием служит продольная поперечная тяга и балка передней оси, поворотные рычаги находятся по боковым сторонам. Шаровые шарниры соединяют сошку и поворотный рычаг. Они выполнены из пластмассы с обрезанными вкладышами. Во время сборки они подлежат обязательной смазки.

Схема рулевого управления трактора Т-25

Ниже мы приведем полную схему, которая поможет Вам понять, как устроена вся система изнутри.

sxema-rulevogo-upravleniya-traktora-t-25

Сам механизм рулевого управления трактора Т-25 состоит из витой пары, которая помещена в верхнюю крышку передачи и рулевой колонки (7) с самим колесом (1). Вал (9) вращается в подшипнике (4). Его нижний конец заканчивается трапецеидальной резьбой, с её помощью сам вал соединяют с гайкой (12).

Процедура обслуживания системы

Главное правило, которое поможет продлить срок службы и значительно уменьшить процент отказа от работоспособности. Каждые 1200 моточасов желательно выполнять следующее:

Чистить механизмы рулевого управления от пыли и грызи;
Подтягивать все крепления;
Смазывать литолом подшипники и шестерни;
Смазывать червячную пару трансмиссионным маслом, которое заливается в нижний картер.

Как видите сама процедура не сложная, и не займет много времени, зато предупредим многие будущие поломки и значительно продлит срок службы агрегата.

Основные неисправности рулевого механизма

При длительной эксплуатации происходит естественный износ деталей, что увеличивает свободный ход рулевого колеса.

Важно! Люфт руля не должен быть более 15 º.

Как регулировать рулевую колонку трактора Т-25

Перед началом процедуры нужно установить передние направляющие колеса прямолинейно относительно его продольной оси. Для этого поворачиваем руль до упора в одну сторону, затем в другую, при этом нужно считать полные обороты. После этого делим их пополам начинаем поворачивать рулевое колесо на нужное количество оборотов.

Далее откручиваем гайку и снимаем стопорную шайбу. Регулируем зацеп червяной пары с роликом до устранения люфта, закручивая направляющий винт. Далее ставим на место стопорную шайбу.

Если люфт идет от конического подшипника оси руля, то нужно выполнить его регулировку путем удаления прокладок. Прокладки можно удалять только после отвертывания болтов.


Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Рулевое управление трактора Т-25 состоит из наклонной рулевой колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе. Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи.

Рулевая колонка образуется трубой 11 (рис. 53) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи.

На верхней плоскости фланца рулевой колонки трактора Т-25 выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.


Рис. 53. Рулевое управление Т-25

1 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки Т-25; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 —
сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.

Внутри рулевой колонки Т-25 проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус.

От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7.

Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой. На верхний шлицевой конец вала рулевого управления Т-25 надето и зажато гайкой рулевое колесо 1.

Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2. Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29.

От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30. Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31.

Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки трактора Т-25 и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7.

Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу.

В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо. К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора.

К трубе 11 рулевой колонки Т25 приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей.

Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды.

Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма Т-25.

Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора недопустима.

Стяжные болты стопорят проволокой. Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи рулевого механизма Т-25.

От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки и кольцевую канавку вала сошки.

На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления. Детали винтовой пары механизма рулевого управления трактора Т-25 смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса.

Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм Т-25 и главную передачу от пыли и грязи.

При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес.

Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора Т-25 как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни).

Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса.

Поэтому рычаг сошки рулевого управления Т-25 должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым.

При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки.

Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника 6.

Винтовая пара механизма рулевого управления Т-25 изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации. Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°.

При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала.

Управление двигателем трактора Т-25

На рулевой колонке Т25 и верхней крышке главной передачи смонтированы основные органы механизма управления двигателем: рычаг 1 (рис. 54) ручной подачи топлива, рычаг 2 механизма декомпрессии и педаль 20 ножной подачи топлива (педаль акселератора).

Рычагом ручного управления подачей топлива устанавливают постоянные скоростные режимы работы двигателя. При помощи системы рычагов, тяг и валиков этот рычаг соединен с рычагом 13 регулятора топливного насоса двигателя. Рычаг 1 навинчен на резьбу оси 25 и закреплен гайкой.

На оси размещены также опорная планка 22, фрикционное асбестовое кольцо 23 и пружина 24. Опорная планка прикреплена винтами к кронштейну 3 рулевой колонки трактора Т-25. Пружина 24 зажата между опорной планкой и шестигранной головкой оси и постоянно прижимает к опорной планке рычаг 1 и кольцо 23.


Рис. 54. Управление двигателем трактора Т-25

1 — рычаг ручного управления подачей топлива; 2 — рычаг управления механизмом декомпрессии; 3 — кронштейн рулевой колонки; 4 — ось рычагауправления декомпрессией; 5 — опора педали; 6 — болт крепления рычажка; 7 — рычажок; 8 — рычажок валика акселератора; 9 — двуплечий рычаг; 10
— кронштейн переходного валика; 11 — опора аккумуляторных батарей; 12 — планка управления декомпрессией; 13 — рычаг регулятора топливного насоса; 14 — регулируемая тяга управления декомпрессией; 15 — рычажок переходного валика; 16 — двуплечий рычаг со втулкой; 17 — тяга
акселератора; 18 — тяга педали; 19 — пружина кручения; 20 — педаль ножного управления подачей топлива (педаль акселератора); 21 — тяга ручного управления подачей топлива; 22 — опорная планка; 23 — фрикционное кольцо; 24 — пружина; 25 — ось рычага управления подачей топлива; 26 — валикакселератора; 27 — тяга управления декомпрессией; 28 — рычажок переходного валика; 29 — переходной валик; 30 — регулируемая тяга управления подачей топлива; 31 — резьбовой шарнир.

В результате давления пружины между соприкасающимися поверхностями рычага, фрикционного кольца и опорной планки возникают силы трения, не дающие рычагу самопроизвольно перемещаться при работе двигателя Т-25.

На конце оси 25 имеется шлиц под отвертку, при помощи которого можно регулировать сжатие пружины, ввинчивая или вывинчивая ось из рычага. Перемещение рычага 1 вперед ограничено упором, выполненным на опорной планке.

Тяга 21 соединяет рычаг 1 с рычажком 7, свободно размещенным на валике 26 акселератора между правым приливом нижнего фланца рулевой колонки Т-25 и рычажком, который закреплен болтом 6. Валик акселератора вращается в капроновых втулках, запрессованных в приливы нижнего фланца рулевой колонки.

К правому концу валика приварен двуплечий рычаг 9, соединенный при помощи тяг 17 и 30 и рычажков 15 и 28, закрепленных на переходном валике 29, с рычагом 13 регулятора топливного насоса. Переходной валик установлен в кронштейнах 10 опоры 11 аккумуляторных батарей.

С двуплечим рычагом 9 при помощи тяги 18 соединена также педаль 20 ножного управления подачей топлива (педаль акселератора). Педаль шарнирно закреплена в опоре 5, установленной на верхней крышке главной передачи.

На валике 26 акселератора установлена пружина 19, один конец которой закреплен в приливе фланца рулевой колонки Т-25, а второй нажимает на верхнее плечо двуплечего рычага 9 и при этом прижимает рычажок 8 к рычажку 7.

При перемещении рычага 1 вперед рычажок 7 нажимает на упор рычажка 8 и передаёт вращение на валик 26 акселератора и далее через систему тяг и рычагов на рычаг 13 регулятора. Одновременно с перемещением рычага опускается педаль 20 акселератора.

При перемещении рычага 1 назад тяга 21 перемещает рычажок 7, одновременно под действием пружины 19 перемещается назад валик 26 акселератора с рычажком 8 и поднимается педаль. При перемещении рычага вперед подача топлива и обороты двигателя увеличиваются, а при перемещении назад — уменьшаются.

При нажатии ногой педали 20 тяга 18 передает вращение двуплечему рычагу и далее через систему тяг и рычагов рычагу 13 регулятора топливного насоса, увеличивая подачу топлива и число оборотов двигателя Т-25.

Так как рычажок 7 установлен на валике 26 свободно, то он остается неподвижным, и, следовательно, остается неизменным положение рычага 1 ручного управления подачей топлива. Рычажок 8 поворачивается вместе с валиком 26 и отходит от рычажка 7.

При отпускании педали пружина возвращает валик 26 с двуплечим Рычажком и соединенные с ними детали в первоначальное положение, т. е. до тех пор, пока упор рычажка 8 не коснется рычажка 7.

Таким образом, педаль 20 дает возможность регулировать обороты двигателя Т-25 от числа оборотов, которое определено положением рычага 2 ручного управления и соединенного с ним рычажка 7, до максимальных оборотов.

Регулируют установку рычага 1 так, чтобы при его перемещении вперед до упора в ограничитель опорной планки 22 болт рычага 13 упирался в упор на корпуса насоса, что соответствует максимальным оборотам двигателя. При перемещении рычага в крайнее заднее положение, соответствующее выключенной передаче, двигатель должен остановиться.

Положение рычага 1 изменяют при помощи тяги 30 и резьбового шарнира 31, закрепленного в отверстии рычага 13 регулятора. При помощи рычага 2 управляют декомпрессионным устройством двигателя Т-25 при его запуске.

Рычаг 2 укреплен на оси 4, приваренной к рулевой колонке. Тяга 27, двуплечий рычаг 16 и регулируемая тяга 14 соединяют рычаг 2 с планкой 12 управления декомпрессией двигателя. Двуплечий рычаг 16 свободно вращается на переходном валике 29.

При перемещении рычага 2 вверх включается декомпрессионное устройство двигателя и понижается степень сжатия. При перемещении рычага 2 вниз декомпрессионное устройство выключается.

Регулирование тормозов и их устройство на тракторе Т-25

Характеристики трактора Т-25А позволяют использовать машину при предпосевной обработке почвы, посадке сельхозкультур, уборке сена, обработке овощных культур и садов, транспортировке и др. Трактор может выступать в качестве привода для стационарных машин. Модель относится к тяговому классу 0,6 и имеет полурамную конструкцию.

Тяговый класс0,6
Конструктивный вес1,76 т
Вес дополнительных грузов40 кг
Грузоподъемность навесной системы0,6 т
Мин./макс. скорость движения вперед 4,7/21 км/ч
Расчетные тяговые усилия на первой передаче 7,9 кН
Расчетные тяговые усилия на четвертой передаче3,1 кН

Регулирование тормозов и их устройство на тракторе Т-25

В основном на тракторах торможение происходит только с помощью задних колес. На тракторе Т-25 находится два ленточных тормоза, которые работают независимо друг от друга и находятся в рукавах между трансмиссией и конечной передачей.

Тормоза на тракторе Т-25 представляют собой стальную ленту и чугунный шкив, которые оснащаются фрикционной накладкой для увеличения трения между лентой и шкивом. Тормозной рукав присоединяется корпусу коробки передач сбоку с помощью двух штифтов и шпилек. Корпус бортовой передачи прикрепляется к фланцу рукава меньшего размера.

Тормозной шкив, сделанный из чугуна, насаживается на вал ведущей шестерни бортовой передачи и фиксируется 2 — мя шпонками. Осевые движения шкива ограничиваются пружинными стопорными кольцами, которые находятся в канавках шпонок. Поверхность тормозного шкива снаружи охватывает лента, которая изготавливается из стали специального назначения.

Концы ленты это проушины с приклепанными заклепками из стали. Внутренняя поверхность ленты оснащается асбестовой накладкой, приклепленной с помощью трубчатых латунных заклепок.

Тормозная система трактора Т-25 (схема):

тормоза трактора т25

Принцип работы тормозов на тракторе Т-25

При выполнении переднего хода движения трактора тормозной шкив производит вращение по часовой стрелке. При торможении, лента коснется шкива, в это же время задний тормозной рычаг силы трения отбрасывают назад до упора в болт регулировки. Тормоз трактора Т — 25 затягивается при перемещении конца тормозной ленты с помощью переднего тормозного рычага.

Между шкивом и накладкой возникнут силы трения, которые уведут ленту в сторону затяжки, что приведет к хорошему торможению при небольшом нажатии на педаль тормоза. При выполнении движения трактора задним ходом тормозной шкив будет совершать обороты против часовой стрелки. В таком случае передний рычаг прижмется к упору и набегающим станет конец переда тормозной ленты.

Тормоза затянуться при перемещении сбегающего конца ленты с помощью заднего тормозного рычага. При завершении торможения пружины вернут ленту и педали тормозов в начальное положение. Педали тормозов вернуться в исходное положение без заеданий. Если педаль не возвратится обратно или заедает, то следует сделать освобождение болтов крепления крышек и сделать поворот крышек в зазоре. Тормозные педали расположены в правом крыле трактора. На подушке правой тормозной педали располагается планка блокировки, которая служит для воссоединения двух педалей тормозов. При нажимании на правую педаль трактор тормозится с помощью двух тормозов.

Если на накладку тормозной ленты попадает масло, то происходит снижение общей эффективности торможения. Чтобы избежать замасливания концов ведущего вала уплотняются самоподвижными сальниками.

Как сделать регулировку тормозов на тракторе Т-25

При долгой работе тормозов, шкив и накладка тормозной ленты, со временем приходят к износу, что приводит к расширению зазора между ними. В таком случае понижается эффективность торможения и происходит увеличение свободного хода педали. В не заторможенном состоянии расстояние между шкивом и накладкой ленты составит 1,5 миллиметра, что равняется ходу педали 50 мм. Если этот зазор соответствует этим значениям, то нужно сделать регулирование тормозов. Регулирование тормоза на тракторе Т-25 производится с помощью установочного и нажимных винтов. Для этого необходимо выполнить определенные действия:

Нужно ослабить на три оборота гайки нажимных и установочных винтов;

•завернуть установочные и нажимные винты до упора, а после отвернуть на 2 оборота;

•зафиксировать установочные и нажимные винты гайками;

•закрутить шарнир на тяге до прикосновения к конусной поверхности рычага и закрепить контргайкой.

Также необходимо поднять домкратом задние колеса и сделать проверку одновременного торможения колес при блокированных педалях.

Мощность

Пропашной трактор ВТЗ Т-25А оборудован четырехтактным дизельным двигателем Д-21А1 с непосредственным впрыском топлива. Силовой агрегат производился на Владимирском тракторном заводе. Мощность мотора составляет 28,5 л.с., или 21 кВт. Запускается он электростартером. Система смазки — комбинированная, охлаждение — принудительное воздушное. ДВС оснащен одноплунжерным топливным насосом НД-21/2.

Мощность 21 кВт/28,5 л.с.
Количество цилиндров2
Частота вращения коленчатого вала при эксплуатац. мощности 1 800 об/мин
Диаметр цилиндра/ход поршня 105 мм/120 мм
Степень сжатия16,5

Рулевое управление трактора Т-25, Спецтехника

Рулевое управление состоит из наклонной колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе.

Рис. 1. Рулевое управление:

1 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 — сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.

Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи. Колонка образуется трубой 11 (рис. 1) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи. На верхней плоскости фланца выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.

Внутри рулевой колонки проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус. От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7.

Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой.

На верхний шлицевой конец вала рулевого управления надето и зажато гайкой рулевое колесо 1. Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2.

Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29. От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30.

Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31. Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7. Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу. В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо.

К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора. К трубе 11 рулевой колонки приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей.

Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды.

Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма. Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора недопустима. Стяжные болты стопорят проволокой.

Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи. От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки и кольцевую канавку вала сошки.

На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления.

Детали винтовой пары рулевого управления смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса. Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм и главную передачу от пыли и грязи.

При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес. Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора, как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни).

Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса. Поэтому рычаг сошки рулевого управления должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым.

При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки. Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника 6.

Винтовая пара рулевого управления изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации.

Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°. При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]

Габариты Т-25А

Длина3,24 м
Ширина1,47 м
Высота2,48 м
Агротехнический просвет0,56 м
Глубина преодолеваемого брода0,6 м
Мин. радиус поворота3,5 м

Рулевое управление трактора Т-25 и самоходного шасси Т-16М

Рулевой механизм трактора Т-25 показан на рисунке ниже.


Рулевое управление трактора Т-25:

а — рулевой механизм; б — рулевой привод; 1 — спаренный рычаг; 2 — колонка рулевого механизма; 3 — установочный винт; 4 — гайка сцепления; 5 — призматическая японка, 7 — сальники; 6 — рулевая сошка; 8 — вал сошки; 9 — крышка; 10 — подшипник; 11 — вал рулевого механизма; 12 — шестерня вала; 13 — шестерня с валом для рулевого колеса при реверсивном движении трактора; 14 — боковая крышка; 15 — самоподжимный сальник; 16 — продольная тяга; 17 — труба поперечной тяги; 18 — стержень; 19 — левый поворотный рычаг; 20 — правый поворотный рычаг; 21—наконечник стержня; 22 — замковая пластина; 23 — пружина; 24 — масленка; 25 — пробка; 26 — малая сферическая шайба; 27 — шаровой палец; 28 — большая сферическая шайба; 29 — сферическая крышка; 30 — резиновая уплотнительная шайба


Наклоненная под углом 70° к вертикали рулевая колонка 2 состоит из трубы, внутри которой проходит рулевой вал 11.

На верхнем конце этого вала укреплено рулевое колесо и шпонкой — коническая шестерня 12, которая соединена с шестерней 13.

Ее вал используется для крепления рулевого колеса, когда трактор работает длительное время на реверсивном ходу. К нижнему концу вала 11 приварена труба с винтом, на который навинчена специальная гайка 4. Ее два пальца входят в отверстия спаренного рычага 1, который шпонкой и стяжными болтами укреплен на валу сошки 8. Картер конических шестерен смазывается трансмиссионным маслом.

Когда поворачивают рулевое колесо, гайка 4 поднимается или опускается по резьбе винта вала рулевого механизма и перемещает рулевую сошку.

Рулевая сошка 6 привода надета на шлицы вала 8 и стянута на нем болтом. В отверстии нижнего конца сошки неподвижно закреплен палец шарового шарнира 27. На шар пальца при помощи двух сферических шайб 26 и 28 и пружины 23 надет задний конец продольной тяги 16. Таким же способом передний конец тяги шарнирно соединен с левым поворотным рычагом 19. Второе плечо этого рычага соединено с поперечной тягой и через нее — с правым поворотным рычагом 20 привода.

Поперечная тяга составная: в ее трубу 17 входят два стержня 18 с наконечниками 21. При изменении ширины колеи передних колес, одновременно с перемещением выдвижных кулаков в трубе переднего моста, перемещают на такую же величину стержни 18 в трубе тяги. После этого стержни закрепляют в трубе стяжными болтами.

Все шарниры рулевого привода смазывают солидолом, который подается к шарнирам через масленки 24.

передний мост и рулевое управление самоходного шасси T-16M

Передний мост и рулевое управление самоходного шасси T-16M:

1 — направляющее колесо; 2 — вал поворотного кулака; 3 — груз; 4 — ступица направляющего колеса; 5 — левый поворотный рычаг; 6 — выдвижной кулак; 7 — ось качания трубы; 8 — втулка, 9 — труба переднего моста; 10 — поперечная тяга; 11 — промежуточная тяга; 12 — правый поворотный рычаг; 13 — рулевая сошка, 14 — трубчатый вал; 15 — зубчатый сектор, 16 — малая коническая шестерня; 17 — поперечный вал; 18 — большая коническая шестерня, 19 — регулировочные прокладки; 20 — рулевое колесо; 21 — рулевая колонка, 22 — вал рулевого колеса; 23 — ведущая коническая шестерня; 24 — картер рулевого управления

В рулевом управлении самоходного шасси Т-16М рулевое колесо 20 (рис.) через конические шестерни 23, 18 и 16 поворачивает зубчатый сектор 15 с трубчатым валом 14. Зазор в зацеплении шестерен 23 и 18 регулируют прокладками 19. Так же регулируется зацепление между шестерней 16 и сектором 15. Шестерни смазывают трансмиссионным маслом, которое заливают в картер 24. Этим же маслом смазывают задний подшипник продольного вала. Передний шариковый подшипник этого вала и верхняя втулка рулевой колонки смазываются солидолом через масленки.

Рулевая сошка, закрепленная на переднем конце продольного вала, шарнирно соединяется с промежуточной тягой 11, управляющей левым поворотным кулаком переднего моста. Правому кулаку движение передается через поперечную тягу 10. Устройство этих тяг сходно с устройством тяг, описанных ранее. Шарниры тяг смазывают солидолом через масленки.

Рулевое управление тракторов МТЗ-50, МТЗ-52, Т-40 и Т-40А отличается от описанных выше простотой рулевого привода (без продольных тяг) и наличием гидроусилителей. Такой же привод у тракторов Т-40 и Т-40А. Гидроусилители этих тракторов описаны в других статьях данного раздела.

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Детали системы рулевого управления трактора Т-25

Рулевое управление трактора Т-25 состоит из наклонной рулевой колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе. Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи.

Рулевая колонка образуется трубой 11 (рис. 53) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи.

На верхней плоскости фланца рулевой колонки трактора Т-25 выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.


Рис. 53. Рулевое управление Т-25

1 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки Т-25; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 — сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.

Внутри рулевой колонки Т-25 проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус.

От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7.

Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой. На верхний шлицевой конец вала рулевого управления Т-25 надето и зажато гайкой рулевое колесо 1.

Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2. Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29.

От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30. Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31.

Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки трактора Т-25 и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7.

Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу.

В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо. К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора.

К трубе 11 рулевой колонки Т25 приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей.

Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды.

Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма Т-25.

Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора недопустима.

Стяжные болты стопорят проволокой. Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи рулевого механизма Т-25.

От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки и кольцевую канавку вала сошки.

На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления. Детали винтовой пары механизма рулевого управления трактора Т-25 смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса.

Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм Т-25 и главную передачу от пыли и грязи.

При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес.

Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора Т-25 как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни).

Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса.

Поэтому рычаг сошки рулевого управления Т-25 должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым.

При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки.

Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника 6.

Винтовая пара механизма рулевого управления Т-25 изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации. Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°.

При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала.

Управление двигателем трактора Т-25

На рулевой колонке Т25 и верхней крышке главной передачи смонтированы основные органы механизма управления двигателем: рычаг 1 (рис. 54) ручной подачи топлива, рычаг 2 механизма декомпрессии и педаль 20 ножной подачи топлива (педаль акселератора).

Рычагом ручного управления подачей топлива устанавливают постоянные скоростные режимы работы двигателя. При помощи системы рычагов, тяг и валиков этот рычаг соединен с рычагом 13 регулятора топливного насоса двигателя. Рычаг 1 навинчен на резьбу оси 25 и закреплен гайкой.

На оси размещены также опорная планка 22, фрикционное асбестовое кольцо 23 и пружина 24. Опорная планка прикреплена винтами к кронштейну 3 рулевой колонки трактора Т-25. Пружина 24 зажата между опорной планкой и шестигранной головкой оси и постоянно прижимает к опорной планке рычаг 1 и кольцо 23.


Рис. 54. Управление двигателем трактора Т-25

1 — рычаг ручного управления подачей топлива; 2 — рычаг управления механизмом декомпрессии; 3 — кронштейн рулевой колонки; 4 — ось рычагауправления декомпрессией; 5 — опора педали; 6 — болт крепления рычажка; 7 — рычажок; 8 — рычажок валика акселератора; 9 — двуплечий рычаг; 10
— кронштейн переходного валика; 11 — опора аккумуляторных батарей; 12 — планка управления декомпрессией; 13 — рычаг регулятора топливного насоса; 14 — регулируемая тяга управления декомпрессией; 15 — рычажок переходного валика; 16 — двуплечий рычаг со втулкой; 17 — тяга
акселератора; 18 — тяга педали; 19 — пружина кручения; 20 — педаль ножного управления подачей топлива (педаль акселератора); 21 — тяга ручного управления подачей топлива; 22 — опорная планка; 23 — фрикционное кольцо; 24 — пружина; 25 — ось рычага управления подачей топлива; 26 — валикакселератора; 27 — тяга управления декомпрессией; 28 — рычажок переходного валика; 29 — переходной валик; 30 — регулируемая тяга управления подачей топлива; 31 — резьбовой шарнир.

В результате давления пружины между соприкасающимися поверхностями рычага, фрикционного кольца и опорной планки возникают силы трения, не дающие рычагу самопроизвольно перемещаться при работе двигателя Т-25.

На конце оси 25 имеется шлиц под отвертку, при помощи которого можно регулировать сжатие пружины, ввинчивая или вывинчивая ось из рычага. Перемещение рычага 1 вперед ограничено упором, выполненным на опорной планке.

Тяга 21 соединяет рычаг 1 с рычажком 7, свободно размещенным на валике 26 акселератора между правым приливом нижнего фланца рулевой колонки Т-25 и рычажком, который закреплен болтом 6. Валик акселератора вращается в капроновых втулках, запрессованных в приливы нижнего фланца рулевой колонки.

К правому концу валика приварен двуплечий рычаг 9, соединенный при помощи тяг 17 и 30 и рычажков 15 и 28, закрепленных на переходном валике 29, с рычагом 13 регулятора топливного насоса. Переходной валик установлен в кронштейнах 10 опоры 11 аккумуляторных батарей.

С двуплечим рычагом 9 при помощи тяги 18 соединена также педаль 20 ножного управления подачей топлива (педаль акселератора). Педаль шарнирно закреплена в опоре 5, установленной на верхней крышке главной передачи.

На валике 26 акселератора установлена пружина 19, один конец которой закреплен в приливе фланца рулевой колонки Т-25, а второй нажимает на верхнее плечо двуплечего рычага 9 и при этом прижимает рычажок 8 к рычажку 7.

При перемещении рычага 1 вперед рычажок 7 нажимает на упор рычажка 8 и передаёт вращение на валик 26 акселератора и далее через систему тяг и рычагов на рычаг 13 регулятора. Одновременно с перемещением рычага опускается педаль 20 акселератора.

При перемещении рычага 1 назад тяга 21 перемещает рычажок 7, одновременно под действием пружины 19 перемещается назад валик 26 акселератора с рычажком 8 и поднимается педаль. При перемещении рычага вперед подача топлива и обороты двигателя увеличиваются, а при перемещении назад — уменьшаются.

При нажатии ногой педали 20 тяга 18 передает вращение двуплечему рычагу и далее через систему тяг и рычагов рычагу 13 регулятора топливного насоса, увеличивая подачу топлива и число оборотов двигателя Т-25.

Так как рычажок 7 установлен на валике 26 свободно, то он остается неподвижным, и, следовательно, остается неизменным положение рычага 1 ручного управления подачей топлива. Рычажок 8 поворачивается вместе с валиком 26 и отходит от рычажка 7.

При отпускании педали пружина возвращает валик 26 с двуплечим Рычажком и соединенные с ними детали в первоначальное положение, т. е. до тех пор, пока упор рычажка 8 не коснется рычажка 7.

Таким образом, педаль 20 дает возможность регулировать обороты двигателя Т-25 от числа оборотов, которое определено положением рычага 2 ручного управления и соединенного с ним рычажка 7, до максимальных оборотов.

Регулируют установку рычага 1 так, чтобы при его перемещении вперед до упора в ограничитель опорной планки 22 болт рычага 13 упирался в упор на корпуса насоса, что соответствует максимальным оборотам двигателя. При перемещении рычага в крайнее заднее положение, соответствующее выключенной передаче, двигатель должен остановиться.

Положение рычага 1 изменяют при помощи тяги 30 и резьбового шарнира 31, закрепленного в отверстии рычага 13 регулятора. При помощи рычага 2 управляют декомпрессионным устройством двигателя Т-25 при его запуске.

Рычаг 2 укреплен на оси 4, приваренной к рулевой колонке. Тяга 27, двуплечий рычаг 16 и регулируемая тяга 14 соединяют рычаг 2 с планкой 12 управления декомпрессией двигателя. Двуплечий рычаг 16 свободно вращается на переходном валике 29.

При перемещении рычага 2 вверх включается декомпрессионное устройство двигателя и понижается степень сжатия. При перемещении рычага 2 вниз декомпрессионное устройство выключается.

Как установить рулевую колонку от газ 53 на т 25


Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53 состоит из рулевого механизма с валом руля и рулевым колесом, рулевых тяг и рычагов. Рулевой механизм, состоящий из глобоидального червяка и трехгребневого ролика, смонтирован в чугунном картере и крепится к левому лонжерону рамы пятью болтами.

Передаточное число рулевого механизма - 21. Верхний конец рулевой колонки ГАЗ-53 прикреплен к распорке панели приборов с помощью штампованного кронштейна двумя болтами.

Между штампованным кронштейном и колонкой руля ГАЗ-53 установлена резиновая подушка, компенсирующая относительное перемещение кабины и рулевой колонки при движении автомобиля.


Рис.1. Рулевое управление ГАЗ-53

Устройство рулевого механизма ГАЗ-53 показано на рис.1. Червяк рулевого механизма напрессован на пустотелый вал 5 и установлен на двух конических роликоподшипниках. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конические поверхности концов червяка.

Обойма верхнего подшипника запрессована в горловину картера до упора и бурт верхней крышки. Обойма нижнего подшипника имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок 2 регулировать преднатяг в подшипниках червяка.

Под верхнюю крышку рулевою механизма ГАЗ-53 установлена одна уплотнительная прокладка. Вал сошки 8, в пазу которого смонтирован трехгребневый ролик 1, вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 6, запрессованной в картер рулевого механизма, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке. В месте выхода из картера 7 сошки 8 расположен сальник 13.

На мелкие конические шлицы вала сошки установлена сошка 14, плотная посадка которой достигается затягиванием гайкой 75 моментом 100 — 140 Нм. Правильность угловой установки сошки достигается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих им впадин на валу.

Угол поворота вала рулевой сошки ГАЗ-53 от среднего положения до любого крайнего положения составляет 45° и ограничивается упором ролика в выступы картера рулевого механизма.

Но на автомобиле угол поворота вала сошки несколько меньше (имеется запас хода сошки), так как максимальный поворот управляемых колес определяется упором в балку передней оси болта-ограничителя, ввернутого в рычаги рулевой трапеции.

Рабочая пара рулевого механизма ГАЗ-53 имеет зацепление с переменным зазором. При положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю.

По мере поворота рулевого колеса в ту или другую сторону зазор постепенно увеличивается. В крайних положениях ролика зазор имеет наибольшее значение. Отсутствие зазора в зацеплении пары при движении по прямой позволяет водителю хорошо "чувствовать дорогу".

Увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика обеспечивает возможность регулировки зацепления пары по мере ее износа. Наиболее сильно изнашивается червяк в средней части (что соответствует движению автомобиля по прямой) и в значительно меньшей степени изнашиваются его крайние витки.

Поэтому в случае устранения путем регулировки зазора рулевого механизма ГАЗ-53 в средней части неизбежно появился бы натяг при повернутых положениях ролика, если бы конструкцией не был предусмотрен увеличенный зазор в зацеплении при повернутом положении ролика.

Натяг в зацеплении привел бы к потере самовозврата колес в нейтральное положение и к преждевременному выходу из строя.

Зацепление пары рулевого управления ГАЗ-53 регулируют регулировочным винтом 11 (см. рис.1), ввернутым в боковую крышку картера. В паз винта плотно входит цилиндрический хвостовик вала сошки. При вращении винта вал рулевой сошки ГАЗ-53 вместе с роликом перемещается относительно червяка.

Так как ось ролика смещена относительно плоскости, проходящей через ось червяка в перпендикулярной к оси вала сошки, то при перемещении вала сошки будет меняться расстояние между осями ролика и червяка, чем и достигается регулировка зазора в зацеплении рабочей пары. Регулировочный винт 11 фиксируется стопорной шайбой 9, штифтом 12 и гайкой 10, навернутой на винт.

Рулевой вал ГАЗ-53 заключен в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой надет на верхнюю крышку картера и закреплен стяжным хомутом. В верхней части рулевой колонки ГАЗ-53 установлен радиально-упорный шарикоподшипник рулевого вала.

Внутреннее кольцо подшипника постоянно поджато пружиной через разрезную втулку, сидящую на рулевом валу, чем предотвращается появление зазоров и стуков в подшипнике при движении автомобиля.

Конический верхний конец вала рулевого механизма ГАЗ-53 имеет мелкие шлицы для установки рулевого колеса. Рулевое колесо закреплено гайкой, навертываемой на резьбовой конец вала, для удобства управления автомобилем одна из трех спиц рулевого колеса при положении рулевого механизма, соответствующем движению по прямой, обращена вниз.

Такое положение рулевого колеса обеспечивается установкой его на шлицах конца рулевого вала.

Под ступицей рулевого колеса, на верхнем конце рулевой колонки находится механизм переключателя указателей поворотов. Внутри вала рулевого механизма проходит провод звукового сигнала. Сверху картера рулевого механизма установлена резьбовая пробка 4, закрывающая отверстие для заливки масла в картер рулевого механизма.

Для устранения осевого перемещения червяка необходимо отрегулировать его в такой последовательности (предварительно сняв рулевой механизм ГАЗ-53 с автомобиля):

- ослабить болты крепления нижней крышки картера и слить масло;

- снять нижнюю крышку картера и вынуть тонкую регулировочную бумажную прокладку 2;

- установить крышку картера на место и проверить подшипники червяка на продольное перемещение. Если люфт не устранен, то следует снять толстую прокладку 2 крышки картера, а тонкую поставить обратно;

- после устранения зазора надо проверить усилие на ободе колеса, необходимое для его вращения. Проверка производится при вынутом валу сошки; усилие при этом не должно быть более 3 — 5 Н;

- поставить на место вал рулевой сошки ГАЗ-53 с роликом и крышку вала сошки с подшипником и отрегулировать зацепление ролика с червяком. Зазор на нижнем конце сошки при нейтральном положении колес не должен превышать 0,3 мм.

Проверка производится при отсоединенной продольной рулевой тяге ГАЗ-53 от сошки. При этом желательно пользоваться индикатором.

Порядок регулировки зацепления червяка с роликом:

- отвернуть колпачковую гайку 10 рулевого механизма ГАЗ-53, снять стопорную шайбу 9, повернуть ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения зазора;

- динамометром проверить усилие на ободе рулевого колеса, требуемое для поворота его относительно среднего положения; вращением регулировочного винта довести усилие поворота рулевого колеса до 16—22Н.

- надеть стопорную шайбу; если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть настолько, чтобы штифт попал в отверстие. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;

- навернуть колпачковую гайку и снова проверить зазор на конце рулевой сошки; вставить шаровой палец в отверстие сошки, навернуть гайку и зашплинтовать.

Убедившись в правильности регулировки, необходимо повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При этом рулевой механизм ГАЗ-53 должен поворачиваться свободно, без заеданий.

Ремонт рулевого управления ГАЗ-53

Снятие рулевого механизма ГАЗ-53

Снять кнопку звукового сигнала, повернув ее по часовой стрелке. Снять контактную чашку, пружину и седло пружины. Отсоединить и вынуть провод сигнала. Отвернуть гайку хомута и снять переключатель. Отвернуть винты и снять пластину крепления кнопки сигнала.

Отвернуть гайку крепления рулевого колеса. Съемником снять рулевое колесо. Вынуть пружину и подшипник верхней части вала руля. Отвернуть болты и снять кронштейн крепления рулевой колонки ГАЗ-53 к панели приборов.

Отвернуть гайку крепления сошки и специальным съемником снять сошку с вала. Отвернуть винты уплотнительной пластины на щитке передка кабины в месте прохода рулевой колонки.
Отвернуть гайки крепления картера руля к лонжерону и вынуть рулевой механизм.

Разборка рулевого механизма ГАЗ-53

Снять с рулевой колонки ГАЗ-53 резиновую муфту крепления и уплотнительную пластину щитка передка. Вывернуть пробку наливного отверстия, слить масло из картера и ввернуть пробку. Ослабить гайку болта хомута нижней части колонки руля.

Снять трубу колонки, пружину, опорную шайбу, уплотнительное кольцо и шайбу. Зажать рулевой механизм в тисках за фланец картера и отвернуть четыре болта крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала рулевой сошки ГАЗ-53 вынуть вал сошки вместе с роликом и крышкой.

Отвернуть болты крепления верхней крышки картера и снять ее вместе с прокладкой и подшипником. Отвернуть болты крепления нижней крышки картера, снять ее с регулировочными прокладками и вынуть вал руля.

После разборки детали рулевого механизма очищают от грязи, частиц металла и старого смазочного материала. Подшипники вала червяка и вала рулевой ГАЗ-53 сошки промывают в бензине, высушивают и смазывают маслом.

Промывают и осматривают детали рулевого механизма. Детали, на которых обнаружены трещины, задиры и износ рабочих поверхностей, заменяют.

Рулевой механизм ГАЗ-53 собирают и устанавливают на автомобиль в порядке, обратном разборке. При сборке рулевого механизма регулировку подшипников вала червяка и регулировку зацепления червяка с роликом необходимо производить в порядке, изложенном выше.

В процессе технического обслуживания рулевого управления ГАЗ-53 проверяют люфт рулевого колеса и при необходимости регулируют рулевое управление.

Регулировка рулевого управления ГАЗ-53 необходима для устранения зазоров, которые появляются в процессе эксплуатации автомобиля в зацеплении червяка с роликом, в конических подшипниках и в шарнирах рулевых тяг.

При наличии зазоров в рулевом механизме появляется увеличенный свободный ход рулевого колеса.

Кроме износа деталей рулевого механизма ГАЗ-53, причинами увеличенного свободного хода рулевого колеса могут быть: ослабленные крепления сошки на ее валу, рулевого механизма к раме, увеличенные зазоры в шарнирах рулевых тяг, ослабление крепления рычагов на поворотных кулаках и т. п.

Поэтому перед регулировкой рулевого механизма следует проверить и, если необходимо, подтянуть крепления и проверить рулевые тяги.

Свободный ход рулевого колеса ГАЗ-53 в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, не должен превышать 25° при измерении его на ободе.

Если после подтяжки соединений рычагов, рулевых тяг и их шарниров свободный ход рулевого колеса превышает 25°, то рулевой механизм следует отрегулировать.

Зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют, не снимая рулевой механизм с автомобиля, а для устранения осевого перемещения червяка рулевой механизм необходимо снять с автомобиля.

Масло из картера рулевого механизма сливают через нижнее отверстие крепления боковой крышки картера рулевого механизма, для чего необходимо вывернуть нижний болт крепления крышки.

Перед регулировкой рулевого управления ГАЗ-53 нужно проверить, нет ли осевого перемещения червяка. Для этого следует, приложив палец к ступице рулевого колеса и к рулевой колонке, повернуть рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево.

При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно кожуха рулевой колонки.

Неисправности рулевого управления ГАЗ-53 и методы их устранения

Большой угол свободного поворота рулевого колеса (более 25°)

Увеличенный зазор в зацеплении червяка с роликом - Отрегулировать зацепление червяка с роликом

Чрезмерный износ деталей шарниров рулевых тяг ГАЗ-53 - Заменить изношенные детали

Появление зазора в подшипниках червяка - Отрегулировать подшипники червяка

Слабая затяжка гайки крепления рулевой сошки или рулевого колеса - Подтянуть гайку

Повышенное усилие на рулевом колесе

Неправильная регулировка рулевого механизма ГАЗ-53 - Отрегулировать рулевой механизм

Заедание рулевого механизма, скрипы или щелчки в рулевом механизме

Чрезмерный износ ролика или червяка, выкрашивание и вмятины на их поверхности, износ или разрушение подшипника ролика вала сошки - Заменить изношенные детали

Отсутствие смазки в картере рулевого механизма - Проверить сальник вала сошки и залить смазку в картер

Осевое перемещение вала рулевого колеса

Появление зазора в подшипниках червяка вследствие износа - Отрегулировать затяжку подшипников или заменить изношенные детали

Читайте также: