Признаки неисправности рулевой рейки ауди 80

Обновлено: 29.04.2024

Каковы признаки неисправности рулевой рейки

Для начала разберемся с основным определением. Рейка – главный элемент системы рулевого управления, задача которого заключается в преобразовании поворота руля в отклонение передних колес.

Виды и устройство рулевых реек

Механическую рулевую рейку можно считать простейшим вариантом исполнения механизма. В рейках данного типа поворот колес осуществляется посредством приложения физической силы водителя. Для облегчения процесса применяется переменный шаг зубьев (варьируется от центральной части к краям) или переменное передаточное число. Подобная схема обеспечивает условно легкость вращения руля во время маневрирования на малой скорости и при больших углах поворота руля. На малых углах отклонения "штурвал" наоборот налит тяжестью, а реакции машины при этом "острые".

Более сложной разновидностью считается гидравлическая рейка или, проще говоря, рейка с гидроусилителем, облегчающим работу водителя. Устройства данного типа очень распространены, хотя в настоящее время активно применяются рейки с электрическими усилителями. Преимущество гидравлических рулевых реек заключается не только в очевидном комфорте (с ними вращать руль несоизмеримо легче, нежели с чисто механическими конструкциями), но и в аспекте безопасности – при попадании автомобиля в яму руль не вырывается из рук, поскольку ГУР гасит удар. Стоит отметить, что избыточно мощный гидроусилитель ухудшает контакт водителя и автомобиля – из-за избыточно сниженного усилия на руле иногда бывает сложно точно почувствовать угол поворота колес, траектория в поворотах буквально нащупывается, а желаемой обратной связи с машиной нет. Следует отметить, что ГУР не любят длительную фиксацию руля в крайних положениях и при этом резкое увеличение оборотов двигателя, при которых повышается давление. Проще говоря, не приветствуют дрифт.

Схема рулевой рейки с гидроусилителем

В последнее время получают все большее применение рейки с электрическим усилителем. Ставится он в рулевую колонку, на рулевой вал или представляет собой одно целое с рейкой. Наиболее бюджетным и при этом опасным решением считается конструкция с усилителем в рулевой колонке – если узел выйдет из строя, то повернуть руль, скорее всего, уже не получится.

Схема рулевой рейки с электроусилителем

На некоторых моделях электрические рулевые рейки критикуют ввиду того, что они не обеспечивают обратной и "чистой" связи с автомобилем, но, тем не менее, нельзя не отметить его преимущества. ЭУР не зависит от температуры окружающей среды и не требует специфичного обслуживания, которое необходимо в случае с ГУР (контроль уровня рабочей жидкости и ее замена). Наконец, электроусилитель экономичен (мотор задействуется только при повороте руля) и имеет более высокий коэффициент полезного действия в сравнении с гидроусилителем.

Причины неисправностей рулевой рейки

Как уже было сказано выше, водителю следует очень внимательно относиться к состоянию рулевого механизма и не игнорировать симптомы неисправностей, в частности, изменения в поведении машины, течи и посторонние звуки.

Итак, как определить неисправность рулевой рейки в зависимости от симптомов. Стук рейки свидетельствует об износе шарового шарнира, сайлентблоков крепления рейки и ее центрального зуба. Течет корпус узла? Это говорит об износе или коррозии главного вала. Если руль не стремится вернуться в центральное положение после поворота, то это может указывать на то, что картер рейки или ее вал погнуты. Неимоверные усилия, прилагаемые к рулю при поворотах в обе стороны – следствие разрушения резинового кольца плавающей шайбы насоса гидроусилителя. Бывает так, что на малой скорости руль не повернуть и ситуация улучшается лишь при более высоком темпе движения, но при этом начинаются вибрации. В этом случае стоит обратить внимание на ротор и привалочные плоскости – вероятно, на них задиры. Наконец, о многом расскажут звуки. Свист вкупе с тугим рулем – признак ослабления ремня привода насоса гидроусилителя, а при низком уровне масла в бачке ГУР или износе роторной пары будет воюще-зудящий гул.

Неисправность рулевой рейки автомобилей Ауди: причины и признаки

Важнейшим звеном рулевого механизма, от состояния которого во многом зависит управляемость авто, является рулевая рейка. С ее помощью осуществляется поворот колес в ответ на изменение положения руля. Практически все легковые транспортные средства в настоящее время комплектуются рейками. Не является исключением и техника от компании Audi. Владельцы машин должны иметь представление об устройстве этого узла и уметь вовремя диагностировать неисправности. Поскольку от работы рейки зависит безопасность участников дорожного движения, при обнаружении неполадок важно незамедлительно обратиться в сервисный центр. Ремонт рейки Ауди рекомендуется доверять только компетентным мастера, которые специализируются на обслуживании автомобилей этого бренда.

Неисправность рулевой рейки автомобилей Ауди: причины и признаки

Виды механизмов, признаки их неисправности

Автомобили немецкого концерна отличаются надежностью и отличными эксплуатационными характеристиками. Однако и в них рулевые рейки периодически выходят из строя.

Всю выпускаемую легковую технику Ауди можно разделить на три категории в зависимости от типа рейки:

  1. С механической рейкой. В таких машинах взаимодействие с приводом руля обеспечивают зубчатая рейка и зубчатая шестерня. Для поворота колес при этом приходится прикладывать немалое усилие. Авто немецкого бренда с такими механизмами сегодня на дорогах встретить сложно.
  2. С гидравлической рейкой. В этих системах установлен гидронасос, запитанный от силового агрегата. Именно он при помощи смазочной жидкости приводит в движение рейку. Управление автомобилем при этом осуществляется с легкостью.

Если на Ауди установлен ГУР, определить неисправность рейки можно по следующим факторам:

  • Рулевое колесо с трудом возвращается из крайнего левого или крайнего правого положений.
  • Руль Ауди перестает вращаться с легкостью. Для поворота водитель прикладывает определенные усилия.
  • Под авто появляются масляные капли.
  • Руль начинает вибрировать при езде.
  • Возникает гул при вращении руля.
  • Во время езды в районе передней оси слышны посторонние звуки.

Неисправность рулевой рейки автомобилей Ауди: причины и признаки

  1. С электрической рейкой. Вместо гидравлики машины могут быть оснащены электромотором, который берет на себя функции по управлению колесами.

При неисправности электрической рейки возникают те же проблемы, что и в авто, укомплектованных ГУР. Единственное, поскольку жидкость в работе узла не участвует, не может быть протечек.

Что может привести к появлению неисправности

Множество факторов могут привести к выходу рейки из строя.

Самые распространенные причины:

  • Передвижение по дорогам с плохим покрытием.
  • Переезд на скорости каких-либо препятствий, заезд на тротуары.
  • Попадание воды, что приводит к коррозии.
  • Резкий попорот рулевого колеса.
  • Парковка с вывернутыми колесами.

Кроме этого, в процессе эксплуатации автомобиля возникает естественный износ его деталей. В рейках Ауди этим особенно страдают зубья шестерни, картер распределителя, сальники и уплотнительные элементы.

Как проверить рулевую рейку: какие признаки поломки, неисправности и износа детали и как их определить, диагностика

Рулевая рейка является одним из важных узлов управления машиной. Как и в любом механизме, некоторые её детали со временем изнашиваются и ломаются, поэтому важно знать правила диагностики этого устройства и то, как его можно ремонтировать.

За что отвечает рулевая рейкаПричины поломки и что ломаетсяПризнаки неисправности рулевой рейкиВидео: Самая частая неисправность рулевой рейкиС гидроусилителем С электроусилителемКак определить, что стучитПовреждение дискаПризнаки неисправности подшипниковКак ездит автомобиль при неисправностиКак проверить снятую рулевую рейку на исправностьНужно ли проверять новую при покупкеКонтрактную рулевую рейку Езда с неисправной детальюМожно ли ездить с неисправной рулевой рейкойЧто будет, если не ремонтироватьКогда нужно менять рулевую рейкуvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

За что отвечает рулевая рейка

Рейка на руле существует для передачи направления поворота с «баранки» на тяги, двигающие колёса. Благодаря этому механизму при повороте руля они одновременно поворачиваются в заданном направлении.

Знаете ли вы? Практически во всех странах земного шара управлять автомобилем в пьяном виде нельзя. Везде подобное карается большими штрафами и лишением прав, кроме Уругвая. В этой стране вождение транспорта в нетрезвом состоянии расценивается как смягчающий фактор.

Строение этой системы не сложное. Поворотное устройство двигает вал, который, в свою очередь, вращает шестерню. Она перемещается в правую или левую сторону, двигая рейку, оборудованную зубцами и соединённую с рулевыми тягами. Приводя в движение тяги, перемещают рычаги, находящиеся на колёсах.

Причины поломки и что ломается

Главными причинами поломки связующих реечных узлов можно назвать:

износ;неровности и выбоины на дорожном полотне;незначительные аварии (когда произошёл несильный на первый взгляд удар по ТС).

Подобные проблемы приводят к таким неисправностям, как:

механическое разрушение или износ зубьев или шестерни;поломка наконечника тяги руля;износ шарового наконечника.

Рекомендуем для прочтения:

Стучит рулевая рейка - что делать?

Ремкомплект рулевой рейки автомобиля

Как правильно снять и установить рулевую рейку

Как сменить жидкость для рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки

Есть перечень симптомов, по которым водитель может определить, что его рейка умирает:

протекание масла;стук в передней оси;проблемы с поворотом «баранки»;хрустящие посторонние звуки во время движения ТС.

Данные признаки говорят о том, что начались проблемы в:

гидро- или электроусилителе; штоке или червяке;опорных втулках;распределительных подшипниках;внутренней стенке корпуса;распределителе.

Видео: Самая частая неисправность рулевой рейки

Рейки, оборудованные гидроусилителем, укомплектованы сальниками. Они отвечают за удержание жидкости, помимо этого, подобные усилители имеют уплотняющие кольца на резине или тефлоне. Со временем эти элементы изнашиваются и дают течь.

Помимо этого, проблемы с ГУР возникают, когда:

Приходит в негодность подшипник распределителя или одна из опорных втулок.При износе пыльника в механизм попадает влага, она плохо влияет на сальник.Происходит поломка уплотняющих колец, которые поддерживают герметичность усилителя.Стирание сальников из-за механического износа.

Важно! Если на стоянке под машиной образуются маслянистые небольшие лужи или пятна, а технической жидкости в баке усилителя постоянно не хватает — это последствия протекания масла, следует немедленно обращаться в автосервис для диагностики. Стоит помнить —гидроусилитель нуждается в постоянной проверке.

Также в этом механизме может прийти в негодность крепление на катушке, перекрыв отверстия для рабочей жидкости. Что приводит к износу уплотняющих колец и влияет на лёгкость в управлении рулём. Бороться с этими неисправностями можно, только поменяв пришедшие в негодность детали.

Проблемы при вращении «баранки» могут быть связаны с элктроусилителем. Обычно на приборную панель транспортного средства поступает уведомление о поломке ЭУР.

Узнайте, что лучше: электроусилитель руля или гидроусилитель.

Это может произойти по причине:

попадания влаги в механизм;езды по пересечённой местности (резкие удары по рулевой системе);перегорания мотора;некачественного сервиса.

Как правило, ремонт этого узла заключается в замене перегоревших датчиков, без специалистов это сделать довольно сложно.

Как определить, что стучит

Опытные водители считают, что если в авто появились посторонние звуки — значит, сломалась рулевая рейка.

Эти шумы могут быть вызваны разными причинами:

Рейка неправильно отрегулирована. Кроме стука, будут чувствоваться вибрации, идущие по «баранке». Это говорит о том, что нарушено положение штока, разболтался один из секторов механизма или разрушаются элементы ГУР, сдерживающие рабочую жидкость.Поломка боковой поджимки. Помимо стука, вызывает люфт при вождении, в этой детали может прийти в негодность — контргайка, пружина или вставка фолье. Её следует снять и поставить новую.Барахлит распределительный подшипник или опорная втулка. Для повреждений этих механизмов характерны тарахтящие звуки, «баранку» становится тяжело повернуть в левую или правую сторону. Проблемы возникают из-за коррозии и езды по неровной дороге.

Важно! Если после проверки всех узлов рулевой рейки стук в автомобиле не пропал, проблемы могут быть с амортизаторами или ходовой частью ТС.

Поломка диска рейки связана с тем, что штоковый поршень бьёт по его корпусу, из-за чего на нём возникают борозды. Это влияет на герметичность камер и управляемость рулём. Особо сильное влияние на этот процесс оказывает езда по неровному дорожному полотну или ухабам грунтовки. Износ диска увеличивается благодаря ударам и вибрациям, которые он получает при сильных перегрузках. Выход в этом случае один — повреждённый диск может быть только заменён, починить его нельзя.

Признаки неисправности подшипников

Узнать о поломке подшипника распределителя поможет характерный хруст в районе рейки руля. Виной этому могут быть либо ржавчина, захватившая распределитель, либо механическая поломка во время ДТП. Развитие этой проблемы — течь рабочей жидкости. «Баранка» теряет плавность при управлении и начинает дёргаться. Если коррозия небольшая, её можно убрать своими руками при помощи напильника, в противном случае узел придётся менять.

Как ездит автомобиль при неисправности

Для того чтобы определить неисправность автомобильной рулевой рейки, надо понимать, как при этом ведёт себя транспорт.

Эти признаки наблюдаются при управлении рулём, автомобилист ощущает:

удары в «баранку» при движении;рывки;треск и стук во время движения;неожиданная лёгкость и, наоборот, странная тяжесть при поворотах;пропадает усилие, когда руль расположен в центральном режиме;«баранка» вообще теряет управляемость.

Знаете ли вы? Мода на то, чтобы выглядеть «естественно», дошла и до автомобилистов. Лондонские водители считают, что их авто слишком чистые и ненатуральные. Чтобы бороться с этим, они покупают жидкость, запахом и консистенцией напоминающую обычную грязь, и брызгают ею нижние части своих машин.

Как проверить снятую рулевую рейку на исправность

После демонтажа рейки первым делом проверяются защитные чехлы. Затем следует скрупулёзно изучить все комплектующие этого механизма.

Там не должно быть следов ржавчины или механических поломок. Особое внимание надо уделить:

штуцерным соединениям ГУР;протеканиям по всему корпусу рейки;исправности флажков штопора и шплинтов.

Нужно ли проверять новую при покупке

Для новой рулевой рейки любая проверка — это её установка и поездка на автомобиле. Если при езде появляются признаки, характерные для поломки этого узла, следует его тут же снимать и отдавать продавцу. Закон о защите прав потребителя ещё никто не отменял. Стоит помнить, что у автомобилиста, который приобрёл любой товар в автомагазине, есть 14 дней на то, чтобы его проверить и вернуть.

Контрактную рулевую рейку

Надо понимать, что приобретение контрактного механизма — это всегда риск. К сожалению, понять, сколько на самом деле времени рейка эксплуатировалась, и как следствие — как много ей осталось проработать, сложно. Хотя покупка б/у узла дешевле, чем нового, стоит всё равно предупредить продавца о возврате товара в случае его нерентабельности.

Узнайте, как изготовить своими руками универсальный инструмент для обслуживания рулевой тяги.

Как именно следует изучить покупку:

Визуальный осмотр. Выемок, царапин, потёков масла или трещин на корпусе механизма быть не должно.Люфт подшипника вверху рейки должен быть менее 1,4 мм.Вал механизма руля при движении не должен создавать люфт.Следует проверить вращение вала колонки руля. Момент кручения должен работать без сбоев, а между зубьями не должно быть широких зазоров.Проверка гидроусилителя. Для этого надо вращать вал, закрывая отверстия, ведущие к системе ГУР. Если одно из них втягивает в себя воздух, а другое выталкивает — значит, с системой всё нормально.

Проведя подобную проверку, можно считать, что с купленным механизмом всё нормально. Но не стоит забывать — рейка б/у прослужит намного меньше, чем новая.

Езда с неисправной деталью

При поломке этого автомобильного механизма существует простой закон: чем раньше повреждение будет устранено, тем дешевле это обойдётся хозяину ТС. Если при малейшем стуке разобрать узел и почистить его от ржавчины или подтянуть связующие детали, то можно значительно сэкономить на последующем ремонте. Автомобилист должен помнить, что пришедшая в негодность часть механизма с каждым днём эксплуатации будет всё больше ломаться, пока не приведёт к выходу из строя всех частей рейки руля.

Советуем изучить правила эксплуатации транспортного средства с неисправностями.

Можно ли ездить с неисправной рулевой рейкой

Движение по дорожному полотну с неисправным механизмом — это всегда риск, так как в любой момент узел может сломаться окончательно и полностью отказать. Это выльется в вызов эвакуатора и непредвиденным денежным потерям. Даже если этого не случится, всё равно езда с поломанной рейкой неудобна. Посторонние стуки и шумы при поворотах, люфты и неудобство при работе с «баранкой» раздражают, отвлекая от дороги.

Что будет, если не ремонтировать

Если реечный механизм не чинить и не обращать внимания на перечисленные выше симптомы поломок, то лучшим вариантом развития событий для автолюбителя будет поломка механизма и дорогостоящий ремонт всего узла.

В худшем случае «баранка» откажет прямо на дороге, во время движения, что в 99% приводит к ДТП.

Когда нужно менять рулевую рейку

Для безопасного и комфортного управления машиной чинить или менять этот механизм следует сразу же при первых намёках на неисправность. Конечно, не обязательно покупать весь узел, стоит его внимательно проверить, возможно, заменить необходимо лишь один вышедший из строя элемент, но ездить с неисправной рулевой — точно не стоит.

Провести диагностику этой части механизма не сложно, так как она напрямую связана с нормальным управлением автомобиля. Главное — внимательно прислушиваться к личному транспорту и знать, когда он работает нормально и каким образом ведёт себя при неисправностях.

Признаки неисправности рулевой рейки

Посредством механизма рейки происходит передача вращения от руля к колесам. Она является главным элементом рулевого управления, поэтому, любая ее неисправность снижает управляемость машины. Причины выхода из строя простые и понятные. Помимо неизбежного естественного износа деталей при работе, как во всех прочих узлах, она получает удары на ямах, буграх и колдобинах. Поэтому, уже через 200-250 тысяч пробега, этот механизм нуждается в ремонте.

Признаки неисправностей

Признаки неисправности рулевой рейки

Признаки поломки рулевой рейки бывают такие:

  1. стук в рейке, когда движетесь по неровной поверхности, имеющей бугры или ямы;
  1. машину «ведет» (кидает) в стороны, что острее ощущается при движении с большой скоростью;
  1. увеличился свободный ход рулевого колеса, дольше крутится, прежде чем начинают поворачиваться колеса;
  1. вращения руля труднее обычного, либо происходят рывки при вращении;
  1. не возвращается в исходное состояние самостоятельно, приходится докручивать с усилием;
  1. гудит насос ГУРа, это гудение возрастает при поворотах баранки;
  1. масляные пятна на земле под машиной, механизме или рядом с ним;
  1. снизился уровень смазки в бачке ГУРа;

Большинство признаков являются косвенными, и могут сигнализировать о неисправностях рулевого управления, поэтому, следует провести полную их проверку, прежде чем разбирать саму рейку. Как определить неисправность рулевой рейки:

  • стук издают детали в подвеске – сработавшиеся сайлентблоки, шаровые, втулки или стойки стабилизаторов, рулевые наконечники. При износе шаровых или наконечников, повышает люфт рулевой баранки. Поэтому, стоит проверить подвеску, и заменить в ней неисправные детали. Возможно, это решит проблему.
  • трудно крутиться руль и плохо возвращаться на место, вследствие нарушения развала-схождения передних колес, или регулировки механизма. Если рейку отрегулировали недавно, следует повторить регулировку, затем отрегулировать развал-схождение.
  • биение руля вызвается нарушенной балансировкой колес, повреждением покрышки (шишка вылезла) или плохо прикрученным колесом (болтается и бьет).
  • если на машине стоит ЭУР, причиной затруднения вращения руля может стать поломка мотора, обрыв либо замыкание в цепи, окисленные контакты, сгоревший предохранитель либо неисправность (сбой) ЭБУ системы.
  • утечка жидкости с ГУР и его гудение взаимосвязаны. Гул вызывается недостатком смазки, масло утекает, при разрушении сальников или шлангов. Насос ГУР может шуметь при попадании в него воздуха. Течь нужно устранить, смазку долить по уровню.

Если все перечисленные детали в норме, тогда остается только заняться самой рейкой.

Ремонтируем или меняем

Заменить агрегат проще и быстрее, чем возиться с ремонтом. Тем более, если треснул корпус или сильно поврежден механизм, менять придется однозначно. Другое дело – ремонт своими руками обойдется много дешевле приобретения нового механизма. Например:

  • рулевая рейка Ford Focus стоит около 45-50 тысяч рублей. Ее не фирменная копия 20 тысяч, но ресурс копии не предсказуемо мал.
  • ремонтный комплект вместе обойдется примерно в 3 тысячи. Процедура ремонта занимает 1-2 суток. Требует наличия инструментов.

Снимаем рейку

Снимется рейка по разному в разных автомобилях, из-за индивидуальных особенностей, однако, порядок сохраняется:

  • переднюю балку надо вывесить, упоставив авто на подпорки, затем, колеса снимаются;
  • рулевые наконечники расшплинтовают, откручивают гайки и выпрессовывают съемником;
  • откручивают экран;
  • для машин с ГУР – откручивают шланги, предварительно подложив поддон, для стекания масла;
  • для машин с ЭУР – отключают разъем и снимают датчик;
  • затем, откручивают болты, крепящие рейку;
  • ослабляется болт карданчика, связывающего рейку с валом руля;
  • тянут рейку вниз, для освобождения от соединения с валом (допустимо сбивать молотком, ударяя через дощечку);
  • вынимается рейка через колесную арку (через ту, которая удобнее в вашем случае);

Важно: Далеко не в каждом авто рейку вынуть просто — часто этому препятствует подрамник. Заниматься снятием подрамника долго. Пробуйте выкрутить задние болты на подрамнике и опору мотора, после этого подрамник отводится вниз. Тогда, появляется возможность высвободить рейку.

Как вынуть рулевую рейку

Рейку необходимо тщательно вымыть перед разборкой.

Порядок разборки

Ремонт рейки нужно проводить в условиях чистоты, не допуская попадания в нее пыли или песка. Попадание любых частиц внутрь, приводит к быстрому разрушению резиновых уплотнителей, и утечке смазки. Без смазки, любой агрегат долго не протянет. Корпус рейки зажимается в тисках, действуя аккуратно, чтобы он не лопнул, от сильного нажима. Затем:

Рулевая рейка в разобранном состоянии

  • снимаются хомуты и пыльники на тягах;
  • откручивают сами тяги (муфты имеют выточки под ключ);
  • откручивают контргайку, затем гайку регулирующего механизма (считая при этом обороты) и достают шайбы и втулку;
  • не забудьте отцентрировать шток рейки и нанести соответствующие отметки;
  • откручивают гайку (или часть корпуса) приводного вала (может потребоваться спец ключ), вынимают вал из корпуса;
  • достают шток рейки;
  • затем, вынимаются из корпуса втулки, манжеты и кольца их фторопласта;

Дефектовка

Все детали надо очистить и вытереть, затем осмотреть. В ремонтном наборе содержатся фторопластовые и резиновые детали. Этого бывает недостаточно.

Следует осмотреть состояние зубчатого штока. Наличие повреждений, задиров, коррозии появившихся на зубьях или в местах соприкосновения с сальниками или кольцами из фторопласта не допустимы. Нужно менять шток.

Осмотрите шестерню на приводном валу. На ней не должно быть сколов, зазубрин, трещин, следов износа. Поврежденная шестерня может заклинить при движении автомобиля. Поэтому, использовать поврежденную шестерню опасно для жизни.

Наиболее частой причиной стука рейки является износ ее прижимной втулки. Осмотрите эту втулку. Если поверхность не гладкая, имеет продавливания или задиры, тогда втулку стоит заменить. В рем комплект она не входит, на большинство машин ее можно купить отдельно, в магазине запчастей.

Поврежденные элементы в гараже починить не получится. Тут либо полная замена, либо обращаться на СТО, где смогут их отреставрировать на специальном оборудовании.

Сборка

Сборка выполняется в порядке, обратном разборке. Все детали перед установкой следует смазать маслом, которое используется в ГУР. Это делают во избежание задиров в процессе сборки и регулировки.

С фторопластовыми деталями следует обращаться аккуратно, они хрупкие, лопаются от удара либо чрезмерной нагрузки. Бережно запрессовать втулки поможет торцовая головка и удлинитель к ней.

Вставляя зубчатый шток, его нужно отцентровать по отметкам, которые делают перед разборкой. После этого присоединяют приводной вал. Вставляются прижимная втулка и за ней шайбы, закручивают регулирующую гайку на необходимое число оборотов.

Проворачивают вручную механизм в обе стороны до упора (крутя за приводной вал). Шток должен двигаться без затруднений, это означает, что сборка выполнена правильно. После этого, зажимается контргайка. Закручивают тяги механизма и устанавливают пыльники.

Установка на место

Не нужно затягивать стяжной болт, пусть кардан встанет на место, после прикручивания креплений рейки. Прикрутив рулевой механизм, можно затянуть стягивающий болтик кардана. Вставляют на место пальцы рулевых наконечников, зажимают гайки до упора и шплинтуют их.

Подсоединяют шланги ГУР (либо разъемы ЭУР). Заполняют бачок ГУР маслом и прокачивают систему. После чего ставят на место колеса и убирают подпорки, спустив машину на землю.

Симптомы неисправности рулевой рейки. Список и разбор полетов

Как у вас дела? Не настигла ли вас осенняя хандра?
А меня одеялко не отпускает, на улицу выйдешь – дует в шею, и депрессия подстерегает за каждым углом. Что делать – не знаю. Но об этом – потом.

Сегодняшняя рассылка будет посвящена ответу на вопрос Игоря Владимировича про рулевую рейку: «Из-за чего выходит из строя рулевая рейка? Почему появляется течь и стук рулевой рейки, и посторонние шумы при вращении руля и при движении по неровной дороге

Как всегда, поделюсь личным опытом, не солить же его, как огурцы? Когда приходит время, его нужно выпускать, чтобы освободить место внутри другим огурца), чтобы весь этот процесс накопительства не пропал даром, чтобы всё случившееся могло поработать не только на тебя, но и на других.

Часто клиенты спрашивают: как понять, что стучит именно рейка?

Наиболее очевидный и ощутимый симптом – характерный стук при езде по неровной дороге, усиливающийся при повороте руля.

Кроме того, есть и другие заметные признаки неисправности рулевой рейки:

  1. тугой руль – нередко руль туго поворачивается лишь в одну сторону;
  2. после стоянки на асфальте могут оставаться пятна масла в районе передней части автомобиля;
  3. гул в гидроусилителе руля.

Как определить неисправность рулевой рейки


Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как понять неисправность рулевой рейки? В большинстве случаев сделать это можно, непосредственно, находясь за рулем автомобиля, однако износ втулки или выработка в корпусе диагностируется только при снятии или разборке. Также выявить неисправность можно по вышеописанным признакам.

Как проверить рейку рулевую на неисправность и что делать

Диагностику неисправности рулевой рейки необходимо выполнять, основываясь на признаки которые появляются при эксплуацаии. Для начала опишем диагностику рейки с ГУР.

Гул при повороте

Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.

Утечка жидкости ГУР

Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.

Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.

Стук при езде в передней оси

На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.

Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.

Порванный пыльник на тяге

При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной. Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.

Рулевая рейка с электроусилителем

Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.

Разбитые втулки

Чаще всего причиной возникновения гула и/или дребезжания руля при повороте (и даже без него) становятся разбитые втулки. Соответственно, нужно выполнить демонтажные работы и проверить их состояние. Обычно восстановлению они не подлежат. Поэтому можно поступить двумя способами — поменять электроусилитель вместе с рейкой в сборе, либо же купить и использовать ремонтный комплект, состоящий в том числе и из втулок.

Заодно имеет смысл проверить состояние червячной передачи (шестерни). Она выходит из строя гораздо реже, однако, если автомобиль имеет большой пробег — обязательно стоит ее проверить.

Датчики поворота

Проверка работы датчиков крутящего момента осуществляется методом компьютерной диагностики. Тут желательно обратиться за помощью в автосервис. Но, как правило, датчики — это достаточно надежные устройства, поэтому редко выходят из строя. такой датчик начинает “глючить” если пыльник, который установлен над ним, поврежден, и во внутрь попадает влага.

Электропривод руля

В современных ВАЗах с ЭУРом, при значительном пробеге могут наблюдаются проблемы с электродвигателем. Это ощущается по увеличивающемуся усилию на рулевом колесе. Соответственно, в таком случае желательно проверить состояние щеток, подшипников и обмоток электродвигателя.

Типичная ситуация

Причинами неисправности рулевой рейки, как правило, являются следующие события:

  • вскарабкавшись машиной на бордюрный камень, вы погнули вал рулевой рейки. Да, мест для парковок у нас в городе мало, вот мы на бордюры и заезжаем.
  • движение через трамвайные пути на большой скорости. Согласна, не часто такое бывает, но все таки. Вспомнили? А это расшатывает рулевую рейку и приводит к повышенному износу зубчатого зацепления, – вследствие этого у рейки появляется течь, люфт, она стучит.
  • длительное (более 5 сек) удержание руля в крайнем левом или правом положении: это когда руль вывернут до упора при повышенных оборотах двигателя. Например, вы застряли в сугробе, грязи, куче осенних листьев – это резко увеличивает давление в системе, ведет к перегреву масла.

Почему ломается механизм рулевой рейки

Часто езда по дорожному покрытию, имеющему ухабы, ямы, провоцирует серьезные неисправности рулевого механизма. Кроме этого причиной может быть попадание воды внутрь корпуса.

Поездки по бугристым местам, частый наезд на бордюр — увеличивают нагрузку на рулевую рейку, вызывая быстрый износ. Проблемы с механизмом также вызваны скоплением пыли, загрязнениями, попаданием песка. Такая засоренность приводит к неисправностям. В таких случаях, когда водитель просто вынужден преодолевать расстояния по местности, которая сильно запыленная, следует проводить очистку пыльников, перепускных трубок, не допуская их засоренности.


Еще одной из причин поломки рулевой рейки являются порой странные и необдуманные действия самого водителя. Так, некоторые умудряются проезжать по железнодорожным путям, на полной скорости просто пролетают по лежачему полицейскому. Также в зимнее время оставляют авто с вывернутыми колесами. Особенно наносят удар по рулевой рейке, когда резко выворачивают руль на непрогретом автомобиле в холодный период.

Все это по отдельности или в полном комплекте, может вызывать ускоренную изнашиваемость деталей. В итоге получается, что ремонта рулевого управления не избежать.












Что делать, если стучит, бежит и закусывает?

Если вам поставили диагноз «течь рулевой рейки» (тьфу-тьфу-тьфу), то есть три варианта выхода:

Вариант № 1. Покупка новой рулевой рейки.

Правильное и разумное решение, я бы то же себе купила, но… цена новой рейки, как правило, составляет половину стоимости автомобиля. По крайней мере, моего – право слово, наверное, запчасти для «Боинга» дешевле!

Вариант №2. Покупка рулевой рейки б/у на разборке.

Дешевле намного, но это «кот в мешке». Гарантию на б\у рейки дают только до ворот сервиса или – обменять агрегат в течение одного-двух дней. Если купленный агрегат вас чем-то не устроил, то повторный монтаж/демонтаж, а также масло вы будете оплачивать из собственного кармана. Не люблю я эти неопределенности.

Вариант № 3. Ремонт рулевой рейки.

Рейка очень хорошо поддается ремонту: мы ее полностью разбираем, оцениваем целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые меняем на новые. После ремонта рулевая рейка получает ГОД гарантии от нас. И можно заново – бордюры, трамвайные пути, буксовать, – ни в чем себе не отказывайте.
Конкретные цифры этих трех вариантов я привела на свой автомобиль, Мурано PNZ50.


Если у вас все хорошо с рейкой – я рада, это затратный ремонт. Зато вы, как минимум, знаете, как не допустить течи, стука и закусывания.

Можете переслать это письмо другу или подруге – нам хлеб и вам сливки.

Если вас одолевают смутные сомнения – а все ли в порядке с вашей рулевой рейкой? – я приглашаю вас на бесплатную диагностику.

Диагностируем рулевую рейку

Если самому не удается выявить состояние рулевых реек, лучше посетить автосервис. Специалисты используют профессиональный стенд, имитирующий работу реек в нормальных и экстремальных условиях.

При обнаружении подтеканий, других нарушений, выполняется полный разбор в помещении автосервиса. Мастера оценивают целостность корпуса, текущее состояние сальников, уплотнительных колец. После чего испорченные элементы меняются на новые.

Визуальный осмотр помогает также выявить повреждения механического характера и коррозийные образования. Обязательно проверяется износ червячной передачи. В случае каких-либо отклонений, по-любому поворот руля даст о себе знать. Неправильное зацепление проявляется тугим вращением. Определить поломку не так уж и просто, иногда без опыта не обойтись в данном вопросе.


Обязательными действиями после посещения СТО и устранения проблемы, станет процедура развал/схождение, необходимая для установки правильного расположения колес.

Какие причины выхода из строя рулевого механизма?

Если вы почувствовали слишком тугой руль, стуки при управлении, гул в системе гидроусилителя и другие изменения работы рулевого колеса, пришло время ремонтировать механизмы. Но иногда можно избежать неприятной участи, если прекратить убивать данную деталь собственными руками. Мы часто делаем это, сами того не понимая. Есть несколько основных причин, по которым данный механизм часто ломается на иномарках:

  • слишком активный проезд неровностей — не стоит скакать по ямам, так как реечная система управления принимает удар на себя и компенсирует его, чтобы руль не вырывало из рук;
  • слишком резкие повороты — если у вас не спортивное авто, стоит отбросить идею спортивного вождения, иначе придется проводит на СТО большую часть вашего свободного времени;
  • сорванные пыльники — если резинки и уплотнители на детали порвались, смазка быстро вытечет, а внутрь набьется пыль, которая испортит все точные зазоры и мелкие детали;
  • глобальные проблемы с подвеской — неисправная система ходовой части также может давать такие неприятности, как постепенный выход из строя одной из самых дорогих деталей в авто;
  • некачественное обслуживание — если во время диагностики специалисты на станции не заметили выход из строя наконечника или искривление тяги, скоро будут проблемы и с рейкой.


Поэтому ездить на автомобиле стоит осторожно, а ремонтировать его вовремя. Кстати, мало кто знает, что для нормальной штатной работы гидроусилителю и самой рейке необходим прогрев. Это не значит, что нужно крутить руль до начала движения. Достаточно первые 300-400 м поездки утром постараться не делать слишком резких движений и не наезжать на ямы. Это поможет вам продлить жизнь одного из самых проблемных узлов в иномарках.

Когда можно выполнить ремонт рулевой рейки?

Сразу скажем, что на современных автомобилях немецких и японских производителей, а также корейских брендов ремонт рулевой рейки не выполняет практически никто. В данном случае ремонт возможен только в том варианте, если виновником стука были наконечники или изогнутые тяги, которые можно заменить отдельно от рейки. В остальных ситуациях выполняется полная замена. Но владельцы бюджетной техники, отечественных или старых автомобилей могут сэкономить средства и выполнить ремонт рейки в таких условиях:

  • внутренняя часть механизма не повреждена и не нуждается в замене важных деталей;
  • корпус рулевой рейки не изогнут, не деформирован и не имеет прочих повреждений;
  • рулевой механизм можно восстановить путем смены периферийных запчастей;
  • есть возможность выполнения восстановительных работ путем смазки и замены пыльников;
  • выполняется первый ремонт, можно подтянуть рулевую рейку с помощью регулировочного болта;
  • путем выполнения ремонтных работ можно лишь продлить ненадолго жизнь рейки;
  • любые вмешательства во внутреннюю часть механизма чреваты очередной быстрой поломкой.


Есть определенное количество водителей, которые постоянно ремонтируют рулевую рейку в своем автомобиле. Такая экономия приводит к тому, что вам приходится выбрасывать ежемесячно сумму, равную стоимости новой рейки, только на ремонты и эвакуаторы. Потому целесообразнее заменить такую рейку на новый механизм и забыть о такой поломке на ближайшие годы. Эта процедура полностью избавит от проблем и опасностей с конструкцией автомобиля.

Неисправность рулевой рейки

Рулевая рейка – элемент управления колесами автомобиля. На этот узел передается усилие от поворота руля, который сообщается колесной паре. Затем происходит отклонение колес на заданный водителем угол. Этот механизм дает возможность автомобилю маневрировать, а не двигаться только по прямой.


Виды и устройство рулевых реек

Конструкция механизма все время совершенствуется – раньше это было примитивное устройство, теперь же в него заложено много различных технологий. Сейчас существует 3 типа рулевых реек.

Обычная

Здесь не используется никаких усилителей, и все усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили эта рейка уже не устанавливается. Она «неубиваема», но крутить руль с ней намного тяжелее. Единственная проблема, которая может появиться при ее применении – стук, однако она легко решается подтягиванием. Конструкция надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность. Кроме того, она морально устарела.


«Голая» рейка заключена в металлический корпус, внутри которого находится вал с шестерней. К нему подведены тяги с рулевыми наконечниками. Вся эта конструкция защищена пыльником. С основным валом при помощи червячного наконечника сцепляется вал, соединенный с рулем.

Конструкция с ГУРом

Конструкция этого механизма похожа на предыдущую, но здесь водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы:

  • пластинчатый насос, нагнетающий давление;
  • установленный на валу поршень;
  • распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости.

Сразу после поворота руля распределитель начинает регулировать давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой в каждом определенном случае стороны. Например, если был поворот в правую сторону, масло подается в правую сторону, и наоборот.

Гидроусилитель полезен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. Это одновременно и плюс, и минус, так как в этом случае снижается чувствительность управления. При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник существенно повышает маневренность и делает руль легким.

Устройство с ЭУРом

Сегодня это самая совершенная модель. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, а оттуда – на электроусилитель. Единственное слабое звено здесь – капризная электроника, поломка которой может быть серьезной проблемой.


Здесь отсутствуют насосы и поршни, а есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики – они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче.

Система компактна и практически не отнимает мощность у мотора. Работает она в разных режимах: пересеченная местность, скоростная трасса, город. Из минусов: боязнь влаги и нагрузка на генератор.

Причины и признаки неисправности рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки бывают явными или скрытыми. Определить первые легко – это делается на глаз. Второй случай сложнее, и здесь диагностику нужно проводить только на СТО.


Самый ярко выраженный симптом – стук под капотом, который появляется при движении по неровностям. Особенно ярко он выражается во время поворота. Также диагностировать неисправность реечного механизма можно, если во время езды по ухабам руль начинает вибрировать. Различают и такие признаки неисправности:

  1. После поворота руль с трудом принимает прежнее положение или вообще отказывается это делать.
  2. Свободный ход руля становится больше, что требует дополнительной корректировки движения со стороны водителя.
  3. Во время движения появляются посторонние звуки.
  4. Руль поворачивается с усилием.
  5. Масляные следы на корпусе агрегата.
  6. И наконец, механизм может просто заклинить, и руль начнет вращаться произвольно.

Причины таких неисправностей могут быть разными – здесь и движение по «убитым» дорогам, и манера вождения. Основной враг рулевой рейки – тряска. Засорение пылью также играет здесь свою отрицательную роль. Чтобы не приходилось часто ремонтировать систему, лучше сбавлять скорость на неровной дороге, не нужно переезжать трамвайные рельсы. Вы прибавите себе проблем, если оставите автомобиль на стоянке с повернутыми колесами, а зимой будете уезжать с нее с непрогретым мотором.


Последствия неисправности рулевой рейки

Если появились первые симптомы неисправности, лучше не рисковать и прекратить эксплуатацию автомобиля. Назначение рулевой рейки – упрощение управления машиной, а эта функция напрямую связана с безопасностью. Последствия неисправности этого механизма могут быть очень серьезными, вплоть до полной потери управляемости. Поэтому рулевую рейку лучше отремонтировать еще на той стадии, когда она только начинает скрипеть и подавать другие начальные признаки поломки.

Отремонтировать или поставить новую

Трудно ответить на этот вопрос однозначно – здесь нужен комплексный подход. Конечно, надежнее будет заменить деталь на оригинальную, но это довольно дорогой вариант. Поэтому многие водители покупают контрактные рейки – это б/у агрегаты, которые были сняты с утилизируемых авто.

В основном же автолюбители ограничиваются покупкой ремонтного комплекта. Тут есть одна тонкость – покупать нужно только качественный, а значит, недешевый комплект. Экономия здесь неуместна.

Есть и еще вопросы: как определить неисправность рулевой рейки, чтобы не ошибиться, и кто будет ремонтировать? Все же лучше доверить эту работу мастеру и, желательно, опытному. Можно обойтись небольшими затратами, если приобрести качественный комплект и доверить его установку профессионалу – это достойная альтернатива полной замене узла. Важно проследить, чтобы вам была предоставлена гарантия на результат работы.

Если на автомобиле установлена рейка с электронным управлением, то в смысле ремонта это тяжелый случай. Работники сервиса рекомендуют менять деталь независимо от сложности работы. Неисправности электроники затратны в плане финансов и времени, кроме этого, они требуют широких технических навыков от исполнителей.

Если шестерни в передаточном узле находятся на ранней степени изношенности, то образовавшийся люфт можно устранить регулировкой винтов. Вот эту работу самому лучше не выполнять – если немного перестараться, можно полностью устранить зазоры, из-за чего износ зубчатой передачи только ускорится.

Проблемы с рулем после ремонта. Что делать

Как выявить неисправность, если после ремонта руль стал плохо слушаться? Скорее всего, была перетянута гайка вала. Сервисные работники, как правило, рекомендуют подождать несколько дней, объясняя это тем, что механизмы еще не успели притереться. Причины, по которым руль может вращаться туго после ремонта рейки:

  • перетянутая гайка;
  • в гидравлику усилителя проник воздух;
  • в систему было залито некачественное масло;
  • насос гидравлического усилителя начал работать со сбоями.

В случае перетяжки гайки проблему можно легко решить ослаблением упорного элемента. «Воздушный» вопрос решается выталкиванием пузырьков из системы. Для этого нужно несколько раз провернуть руль из одного крайнего положения в другое. Если проблема не устранилась, надо искать точку подсоса. Неоригинальное масло сливаем и меняем, а вот некорректно работающий насос гидроусилителя придется вернуть на доработку специалистам.

Заключение

При неисправностях рулевого управления мелочей нет. Здесь нужно знать, как проверить работу системы и как устранить неисправность. Ремонт лучше производить на ранней стадии поломки, так как при усугублении проблемы узел придется менять, а стоит он недешево.

Читайте также: