Замена пыльника рулевой рейки приора

Обновлено: 02.05.2024

Замена пыльника рулевой рейки своими руками

На автомобиле имеются сотни различных деталей, стоимость которых может колебаться от нескольких сотен, до нескольких тысяч рублей. Каждая из них играет свою роль в возможности двигаться по дороге.

Замена пыльника рулевой рейки

Одной из недорогих деталей автомобилей ВАЗ является пыльник рулевой рейки. Такие же защитные детали устанавливают на рулевые тяги. Выход их из строя приводит к преждевременному износу защищаемого шарнира.

Пыльник на рулевой рейке имеет вид гофрированного шланга. Как только водитель обнаружит что он порвался, следует приступить к замене. Эта операция не относится к разряду сложных и трудоёмких, поэтому выполнить её могут практически все владельцы машин.

Контролировать состояние этих деталей не сложно. Достаточно периодически осматривать рулевую рейку, тяги, другие детали с защитными чехлами. Как только обнаружится, что один из них порвался, следует его поменять.

Почему необходима замена

Не следует допускать чтобы пыльник порвался, потому что через повреждения в шарнир проникает дорожная пыль, грязь, влага и другие посторонние предметы. Они, перемешиваясь со смазкой, начинают действовать как абразив.

Чем опасен рваный пыльник рулевой рейки

Истирание поверхности приводит к увеличению зазора в соединении, а это ухудшает управляемость автомобиля. Если откладывать работу на «потом» и поменять разорванный чехол рулевой рейки или наконечника с опозданием, то из-за этого понадобятся дополнительные расходы на восстановление изношенных узлов.

Намного проще и с меньшими затратами будет поменять один или несколько пыльников чем ждать, когда износятся тяги рулевых наконечников.

С рулевыми рейками ещё похуже, там проникновение влаги и грязи может «съесть» червячную пару, привести к заклиниванию механизма, что чревато созданием предпосылок для аварийной ситуации.

Безопасность водителя, пассажиров и других участников движения должна быть превыше всего. Поэтому внимательно относитесь к состоянию всех деталей рулевого механизма автомобиля.

Подготовка к замене

Как поменять пыльник

Замена пыльника рулевой рейки для разных автомобилей производится по-разному. Хорошо будет, если имеется возможность воспользоваться подъёмником или смотровой ямой. Если такой возможности нет, придётся довольствоваться автомобильным домкратом.

Отдельные модели авто требуют снятия защиты моторного отсека снизу машины. На других машинах нужно будет демонтировать генератор, аккумуляторную батарею. На автомобилях ВАЗ с передним приводом придётся снять корпус воздушного фильтра и адсорбер.

Любые работы с деталями рулевого механизма машины приводят к нарушениям установочных углов передних колёс. Если хотите минимально снизить износ резины управляемых колёс, сделайте видимые метки для наконечника, тяги, рулевой рейки, чтобы при сборке их совместить. По окончанию работ проверьте установочные углы на стенде.

Как поменять пыльник


В первую очередь необходимо приобрести новые пыльники взамен вышедших из строя и хомуты для их фиксации. Из инструмента понадобятся:

  • автомобильный домкрат;
  • подставки под кузов автомобиля;
  • набор гаечных ключей, отвёртки, молоток, плоскогубцы;
  • смазка для шарниров.

Когда меняется пыльник рулевой рейки, обычно меняют хомуты крепления защитного чехла. Работу желательно проводить на холодном двигателе, в противном случае можно обжечь руки.

После подъёма машины домкратом, обязательно установите для страховки подставки. Это позволит избежать произвольного опускания машины. Автомобили ВАЗ с передним приводом имеют рулевую рейку и два наконечника, а вазовская «классика», например 2107, уже четыре наконечника и продольную штангу с защитными чехлами.

Что может помешать

Для удобного проведения замены следует обеспечить доступ к механизму. На ВАЗ этому препятствует защитный чехол рейки от выпускного коллектора. Также будет мешать адсорбер, который придётся снять.

Может возникнуть проблема снятия хомутов его крепления. Они не дорогие, поэтому многие владельцы их просто перекусывают, а при сборке устанавливают новые. Далее порядок действия будет примерно таким:

  • в работу вступают молоток с отвёрткой и плоскогубцы. С их помощью удаляется контровочный шплинт рулевой тяги;
  • после этого ключом на 22 или головкой отворачивают гайку на ней, и снимают с механизма;
  • пыльник порвался и его нужно удалить. Для этого с правой стороны механизма снимают крепление рулевой рейки. Он крепится двумя гайками, которые откручивают;
  • теперь имеется возможность снять повреждённый пыльник для замены.

Перед установкой новой детали обязательно следует тщательно очистить открывшуюся часть рулевой рейки от попавшей туда грязи и заложить новую смазку. Смазка также несколько облегчает установку нового чехла.

Процедура замены пыльника

Необходимо обратить внимание на правильность установки пыльника, чтобы он не перекрутился.

Иногда рулевое колесо проворачивается, это не даёт возможности для установки наконечника на своё место, следует немного его провернуть и тяги займут свои места в рулевой рейке.

Далее на винтовую часть наворачивают гайку, затягивают её гаечным ключом, контрят шплинтом, разгибают его усики отвёрткой. После того как гайка затянута, устанавливают рейку на своё место, ставят крепление и затягивают.

Заодно проверяют хомут с левой стороны механизма, при необходимости дожимают гайки. Далее можно ставить на место снятые детали.

Пользуясь тем что автомобиль поднят и частично разобран, проверяют тяги, их состояние и целость защитных чехлов. Если заметны малейшие повреждения, пыльники замените, иначе придётся менять тяги целиком.

Операция замены пыльника тяги подобна процессу работы на других ВАЗ, например, 2107 и подобных.

Следует помнить о том, что некоторые модели ВАЗ имеют ГУР. Там операция замена пыльника несколько отличается от описанного процесса.

Ремонт рулевой рейки Приора


В данной статье речь пойдет о проведении технического обслуживания рулевой рейки автомобиля Лада Приора с электрическим усилителем руля. На автомобилях с ЭУР устанавливается простая рейка без наличия в ней специальной жидкости. Ниже в статье будет подробно описан весь процесс ее ремонта, а так же возможные признаки неисправности.

О рейке

Рулевой механизм на автомобилях Лада, начиная с модели 2108, имеет в себе рулевую рейку. Она предназначена для перемещения рулевых тяг по горизонтальной плоскости, что способствует повороту колес автомобиля.

Конструкция реек, довольно простая и надежная за исключением одного маленького недочета – пластиковая втулка.


Эта втулка заводом изготовителем выполняется из некачественного пластика, что в скором времени приводит к люфту рашпиля в ней и появлению неприятного стука при движении по брусчатке.

Находится рейка между двигателем и салоном, перпендикулярно выпускному коллектору и крепиться двумя скобами к моторному щиту.

Конструкция


Признаки люфта в рейки

Во время движения по мелким неровностям типа гравийной дороги отчетливо слышны удары и стуки в подвеске передающиеся на рулевое колесо. Данные признаки не всегда будут относиться к люфтам в рейке. Похожие удары в руль могут появиться из-за разбитых рулевых наконечников или разбитой крестовины рулевого механизма. Перед тем как приступить к ремонту рейки необходимо исключить из подозрения наконечники и крестовину рулевого управления.

Признаки:

  • Удары в руль при проезде неровностей
  • Скрип при повороте руля
  • Закусывание руля в различных положениях
  • Руль не возвращается в нулевое положение

Проверка наличия люфта

Проверка на люфт производиться путем покачивания поворотных рычагов вверх и вниз. Для этого под капотом находим рулевые тяги и дергаем каждый из них вверх и вниз, никаких люфтов и стуков быть не должно. Если таковые имеются, то следует проводить техническое обслуживание рейки.

Приора замена пыльника рулевой рейки с электроусилителем

Lada Priora — автомобиль российского производства, пользующийся высокой популярностью среди наших соотечественников из-за невысокой цены и привлекательной внешности. Однако даже несмотря на это, Лада Приора имеет одну уязвимость, связанную с плохим качеством дорожного покрытия — рулевая рейка или, если говорить на языке специалистов, «редуктор ГУР/ЭУР». Благо, подтянуть её можно и своими руками.

Когда требуется подтяжка рулевой рейки на Приоре

Первый признак, свидетельствующий о необходимости регулировки рейки — появление стука при езде по небольшим неровностям. Особенно отчётливо стуки будут ощущаться при езде по просёлочной местности. При этом водитель будет ощущать удары и вибрации на рулевом колесе, которые также будут передаваться на весь кузов автомобиля.

Помимо этого, в случае ослабления гайки регулировки рулевой при езде по шоссе машина будет немного «плавать», и от водителя будет требоваться дополнительное подруливание, что также сразу станет заметно.

Также специалисты утверждают, что подтяжка необходима в том случае, если водитель стал замечать появление отчётливо слышимого хруста в области рулевой колонки, а также увеличении амплитуды оборота руля.

Когда подтяжка не поможет, и механизм надо менять

О замене рейки стоит задуматься, когда её подтяжка никак не влияет на поведение автомобиля на дороге, а также не помогает избавиться от неприятного стука. Вышедшая из строя рулевая рейка станет причиной появления значительно люфта рулевого колеса. Более того, она может начать заедать (бывает такое чрезвычайно редко, но подобные случаи известны). Если рейка начала заедать, то лучше отказаться от эксплуатации автомобиля, поскольку это может привести к самым печальным последствиям.

Не обойтись без замены и в том случае, если после её подтяжки удалось избавиться от стуков и вибраций, но они вновь появились позже.

Что необходимо для работы и как подтянуть рулевую

Для осуществления подтяжки понадобятся следующие инструменты:

  • Шлицевая отвёртка (говоря простым языком, «плоская» отвёртка);
  • Гаечный ключ на 13;
  • Специальный ключ на 17, предназначенный для регулировки рулевой рейки.

Для более комфортного и быстрого выполнения работы рекомендуется загнать автомобиль на специальную смотровую яму либо эстакаду, а также использовать помощника, с ролью которого справится даже ребёнок.

Чтобы добраться до рейки, стоит выполнить ряд несложных действий:

  • Отсоединить аккумуляторные клеммы и осуществить его демонтаж;
  • С помощью гаечного ключа на 13 выкрутить болт, крепящий подставку под АКБ, после чего её снять;
  • Непосредственно под рулевой рейкой с помощью шлицевой отвёртки необходимо вытащить небольшую заглушку регулировочной системы.

После этого появится доступ к гайке, отвечающей за подстройку теплового зазора в рейке.

Далее необходимо подсунуть руку под рулевую рейку и постараться накинуть ключ для рейки на гайку. Затягивать гайку необходимо по часовой стрелке, но так как сама рейка расположена как бы в перевёрнутом состоянии, со стороны может показаться, что затягивать гайку необходимо против часовой стрелки. Специалисты рекомендуют за раз подтягивать гайку не более чем на 25–30 градусов, после чего нужно попробовать повращать рулевое колесо, которой должно крутиться без рывков и закусываний.

Также необходимо прислушиваться к звукам, доносящимся из рулевой — если при вращении руля пропали стуки, а также нет никаких прочих шумов, то рейка подтянута правильно, и можно ставить аккумуляторную батарею и резиновую заглушку на своё место.

Процесс подтяжки на видео

Нюансы работы на авто с ЭУР и ГУР

По заявлениям бывалых автомехаников, процесс подтяжки рулевой рейки на автомобилях с ЭУР и ГУР практически ничем не отличается, поэтому это руководство вполне можно назвать универсальным.

Стоит заметить, что процесс полной замены также идентичен в случае с ЭУР и ГУР, за исключением одного момента — в автомобилях с ГУР перед осуществлением замены рейки необходимо слить жидкость из бака усилителя рулевого колеса, а в машинах с ЭУР — скинуть клеммы с аккумулятора.

Советы по эксплуатации

При этом чтобы не стать их постоянным гостем, следует знать некоторые секреты по эксплуатации рулевой рейки, которые могут значительно продлить срок её службы.

  • Настоятельно не рекомендуем «прыгать» на автомобиле по бордюрам, а также разъезжать на большой скорости по рельсам, поскольку каждая такая поездка становится причиной появления трещин на самой рейке, а также деформации вала, входящего в состав рулевого механизма.
  • Не рекомендуется часто выкручивать рулевое колесо до упора. Конечно, в этом случае будет очень сложно продемонстрировать свои возможности маневрирования, но это позволит существенно увеличить срок работы одной из самых важных деталей машины.
  • Внимательно следите за состоянием защитных пыльников, которые обязательно должны сохранять свою герметичность. Замена пыльников в несколько раз дешевле замены всей рейки.
  • Стоит также следить за уровнем и состоянием гидравлической жидкости, поскольку её уменьшение или изменение цвета связано с наличием проблем в гидравлической системе автомобиля, что может обернуться поломкой рейки.

Как проводится замена пыльника на рулевой рейке ваз 2110

Пыльник рулевой рейки

Работоспособность механизма рулевой рейки в первую очередь определяется надёжной защитой от попадания грязи, влаги и прочего мусора. Для этой цели предусмотрен специальный гофрированный резиновый чехол (пыльник).
Рулевая рейка ВАЗ-2110 прослужит долго, если регулярно контролировать состояние пыльника. Периодически с помощью яркого фонарика проверяйте целостность и герметичность защитного чехла и тогда вы сможете надолго избежать проблем с ремонтом рулевой рейки.
При обнаружении любых дефектов пыльника, следует немедленно произвести его замену.
Замена пыльников рулевых реек – процедура довольно хлопотная. Однако это мероприятие можно выполнить своими руками.
Для этого нужны будут инструмент, новый пыльник, пара часов и желание. В этой статье представлена подробная инструкция, как самостоятельно заменить защитный чехол рулевой рейки.

Готовим автомобиль и необходимые материалы

Чтобы заменить пыльник необходимо приготовить следующие инструменты:

  • ключи на 10, 13 и 22;
  • головки с трещоткой и воротком;
  • отвёртку;
  • молоток;
  • пассатижи.

Кроме нового пыльника, следует запастись хомутами для крепления адсорбера, литолом, жидкостью WD и перчатками. Также нам понадобится домкрат и две подпорки под автомобиль («козлы»).
Замена пыльника рулевой рейки на ВАЗ 2110 должна производиться на холодном двигателе, так места мало и есть вероятность обжечься или поцарапать руки. Поэтому защитные перчатки будут весьма кстати.
Неплохо будет если автомобиль перед ремонтом хорошо вымыть.
Для удобства замены пыльника следует воспользоваться ямой или парой подставок («козлов»). Вначале автомобиль устанавливаем на стояночный тормоз.
Под задние колёса обязательно ставим упоры или колодки. Затем машину поднимаем домкратом и устанавливаем под передок подпорки так, чтобы было удобно подобраться к рулевому механизму.

Примечание: Проблем с болтами и гайками не будет, если их предварительно хорошо обработать жидкостью WD.

Снимаем защиту

Чтобы заменить пыльник, необходимо обеспечить доступ к рулевой рейке. Вначале демонтируем защиту двигателя.
Затем с помощью ключа на 10 или трещотки с небольшим воротком откручиваем крепление защитного экрана рейки от коллектора. Одна гайка находится снизу и две – вверху.

Примечание: Чтобы проще снять экран, его необходимо перед этим развернуть на 180 градусов, а затем вытаскивать.

Защитный экран рулевой рейки

Защитный экран рулевой рейки

Снимаем старый пыльник

Чтобы удобно было работать дальше, нужно снять адсорбер. Хомуты крепления адсорбера, как правило, не поддаются снятию.
Их цена небольшая, поэтому хомуты просто откусываем пассажами, потом поставим новые.
После этого снимаем рулевые тяги в следующем порядке:

  • Выполняем развальцовку болтов рулевых тяг с помощью отвёртки, молотка и плоскогубцев. Затем ключом на 22 или трещоткой с воротком их откручиваем.
  • Вынимаем рулевые тяги из рейки.

Рулевая тяга отсоединена от рейки

Рулевая тяга отсоединена от рейки

  • С помощью ключа на 13 откручиваем рулевую рейку с правого бока, которая зафиксирована двумя гайками верху и внизу.
  • Вытаскиваем этот крепёж вместе с боковой резинкой рулевой рейки.
  • Снимаем повреждённый пыльник.

Примечание: Чтобы удобнее было снимать пыльник, предварительно немного открутите слева рулевую рейку ключом на 13.

Ставим новый пыльник

  • Перед тем, как ставить новый пыльник, рулевая рейка на ВАЗ- 2110 должна быть хорошо очищена от грязи. Затем её хорошо смазываем литолом.
    Если поверхность рейки будет хорошо смазана, то пыльник будет ставить проще. Резиновый чехол следует одевать аккуратно, чтобы не порвать.
    Пыльник не должен быть перекручен.

Новый пыльник рулевой рейки

Новый пыльник рулевой рейки

  • Ставим рулевые тяги с болтами обратно в рулевую рейку. Иногда это бывает трудно сделать, особенно если во время снятия пыльника, кто-то повернул руль,но если этого не делать, то поставить тяги с болтами не составит особого труда.
  • Затягиваем болты крепления рулевых тяг с помощью ключа на 22 или трещотки с воротком. После этого вальцуем болты с помощью молотка, отвёртки и пассатижей.
  • Ставим боковую резинку и крепление.
  • Ключом на 13 или трещоткой хорошо затягиваем крепление рулевой рейки справа и слева.
  • Ставим на место адсорбер, прикручиваем ключом на 10 и фиксируем хомутами.

Ставим защиту

Чтобы удобно было поставить защитный экран, сначала его переворачиваем вверх и просовываем. Затем поворачиваем на 180 градусов в нужное положение и прикручиваем ключом на 10 вместе с резинкой.
После того как замена пыльника завершена, ещё раз проверяем правильность монтажа и готовим автомобиль к тестовому заезду.

Особенности рулевой рейки с ГУР

На небольшой части автомобилей ВАЗ-2110 рулевая рейка комплектовалась ГУР (гидроусилителем руля). Конструктивно она немного отличается от обычной рейки (без ГУР).
На фото видны шланги, которые обеспечивают работу гидроусилителя.

Рулевая рейка с ГУР в комплекте с тягами

Рулевая рейка с ГУР в комплекте с тягами

Поэтому процедура замены пыльника на автомобилях, в которых установлена рулевая рейка с ГУР, имеет свои особенности.

Готовим инструмент и материалы

Помимо того, что было указано выше, для снятия пыльника на рейках с ГУР приготовьте дополнительно следующие инструменты и материалы:

  • 1 литр жидкости для ГУР ВАЗ;
  • ёмкость для слива старой жидкости;
  • деревянные пробки для закрытия отверстия в бачке ГУР и шланга высокого давления;
  • болт, чтобы закрыть шланга обратной подачи.

Кроме этого, понадобятся ключи на 17, 19 и шестигранник на 6.

Примечание. Во время замены пыльника рекомендуется сменить резиновые опоры рулевого механизма, левую и правую. Поэтому их также следует купить заранее.

Сливаем жидкость с ГУР

Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ-2110 при наличии ГУР выполняется с предварительным сливом жидкости из бачка гидроусилителя.
Для этого необходимо:

  • шприцем откачать с бачка ГУР жидкость;
  • снять шлаг подачи жидкости к насосу;
  • заткнуть отверстие в бачке;
  • шланг опустить в заранее подготовленную ёмкость;
  • крутить руль и ждать, когда сольётся жидкость;

Предупреждение! Заводить двигатель для включения насоса с целью ускорения процесса слива жидкости категорически запрещено.

  • снять с помощью отвёртки хомут крепления шланга обратной подачи и быстро заткнуть его болтом, который следует подготовить заранее;
  • ключами на 17 и 19 открутить шланг подачи (высокого давления) и заткнуть его деревянной пробкой.

Снимаем рейку

  • в аналогичном порядке, как было указано выше, демонтируем защиту двигателя и рулевой рейки;
  • с помощью ключа на 13 отворачиваем четыре болта крепления рейки;
  • откручиваем ключом на 13 болт крепления нижнего фланца муфты, который расположен под рулём;
  • снимаем рейку с помощью отвёртки, если она сама не упала;
  • вал рейки выводим из салона и переворачиваем;

Меняем пыльник

Чтобы заменить пыльник откручиваем патрубки ГУР от рейки и снимаем её через отверстие (окно) под крылом автомобиля. Меняем пыльник и производим сборку в обратной последовательности.

Примечание. Если не удаётся отсоединить патрубки, попробуйте отсоединить правую тягу и вытащить рейку сверху.

Руководствуясь советами, изложенными в этой статье, заменить пыльник рулевой тяги не составит особого труда. Кроме этого, вы можете дополнительно просмотреть видео, которое легко сегодня найти в интернете, введя соответствующий запрос в любом поисковике.

Самостоятельная замена пыльника рулевой рейки

Замена пыльника рулевой рейки

пыльник на рулевой рейке
пыльник рулевой рейки ваз 2114

Одной из недорогих деталей автомобилей ВАЗ является пыльник рулевой рейки. Такие же защитные детали устанавливают на рулевые тяги. Выход их из строя приводит к преждевременному износу защищаемого шарнира.

Пыльник на рулевой рейке имеет вид гофрированного шланга. Как только водитель обнаружит что он порвался, следует приступить к замене. Эта операция не относится к разряду сложных и трудоёмких, поэтому выполнить её могут практически все владельцы машин.

Контролировать состояние этих деталей не сложно. Достаточно периодически осматривать рулевую рейку, тяги, другие детали с защитными чехлами. Как только обнаружится, что один из них порвался, следует его поменять.

Почему необходима замена

Не следует допускать чтобы пыльник порвался, потому что через повреждения в шарнир проникает дорожная пыль, грязь, влага и другие посторонние предметы. Они, перемешиваясь со смазкой, начинают действовать как абразив.

Чем опасен рваный пыльник рулевой рейки

Истирание поверхности приводит к увеличению зазора в соединении, а это ухудшает управляемость автомобиля. Если откладывать работу на «потом» и поменять разорванный чехол рулевой рейки или наконечника с опозданием, то из-за этого понадобятся дополнительные расходы на восстановление изношенных узлов.

Намного проще и с меньшими затратами будет поменять один или несколько пыльников чем ждать, когда износятся тяги рулевых наконечников.

С рулевыми рейками ещё похуже, там проникновение влаги и грязи может «съесть» червячную пару, привести к заклиниванию механизма, что чревато созданием предпосылок для аварийной ситуации.

Безопасность водителя, пассажиров и других участников движения должна быть превыше всего. Поэтому внимательно относитесь к состоянию всех деталей рулевого механизма автомобиля.

Подготовка к замене

Замена пыльника рулевой рейки для разных автомобилей производится по-разному. Хорошо будет, если имеется возможность воспользоваться подъёмником или смотровой ямой. Если такой возможности нет, придётся довольствоваться автомобильным домкратом.

Как поменять пыльник

Отдельные модели авто требуют снятия защиты моторного отсека снизу машины. На других машинах нужно будет демонтировать генератор, аккумуляторную батарею. На автомобилях ВАЗ с передним приводом придётся снять корпус воздушного фильтра и адсорбер.

Любые работы с деталями рулевого механизма машины приводят к нарушениям установочных углов передних колёс. Если хотите минимально снизить износ резины управляемых колёс, сделайте видимые метки для наконечника, тяги, рулевой рейки, чтобы при сборке их совместить. По окончанию работ проверьте установочные углы на стенде.

Готовим автомобиль и необходимые материалы

Чтобы заменить пыльник необходимо приготовить следующие инструменты:

Кроме нового пыльника, следует запастись хомутами для крепления адсорбера, литолом, жидкостью WD и перчатками. Также нам понадобится домкрат и две подпорки под автомобиль («козлы»). Замена пыльника рулевой рейки на ВАЗ 2110 должна производиться на холодном двигателе, так места мало и есть вероятность обжечься или поцарапать руки. Поэтому защитные перчатки будут весьма кстати. Неплохо будет если автомобиль перед ремонтом хорошо вымыть. Для удобства замены пыльника следует воспользоваться ямой или парой подставок («козлов»). Вначале автомобиль устанавливаем на стояночный тормоз. Под задние колёса обязательно ставим упоры или колодки. Затем машину поднимаем домкратом и устанавливаем под передок подпорки так, чтобы было удобно подобраться к рулевому механизму.

Примечание: Проблем с болтами и гайками не будет, если их предварительно хорошо обработать жидкостью WD.

Снимаем защиту

Чтобы заменить пыльник, необходимо обеспечить доступ к рулевой рейке. Вначале демонтируем защиту двигателя. Затем с помощью ключа на 10 или трещотки с небольшим воротком откручиваем крепление защитного экрана рейки от коллектора. Одна гайка находится снизу и две – вверху.

Примечание: Чтобы проще снять экран, его необходимо перед этим развернуть на 180 градусов, а затем вытаскивать.


Защитный экран рулевой рейки

Снимаем старый пыльник

Чтобы удобно было работать дальше, нужно снять адсорбер. Хомуты крепления адсорбера, как правило, не поддаются снятию. Их цена небольшая, поэтому хомуты просто откусываем пассажами, потом поставим новые. После этого снимаем рулевые тяги в следующем порядке:

  • Выполняем развальцовку болтов рулевых тяг с помощью отвёртки, молотка и плоскогубцев. Затем ключом на 22 или трещоткой с воротком их откручиваем.
  • Вынимаем рулевые тяги из рейки.


Рулевая тяга отсоединена от рейки

  • С помощью ключа на 13 откручиваем рулевую рейку с правого бока, которая зафиксирована двумя гайками верху и внизу.
  • Вытаскиваем этот крепёж вместе с боковой резинкой рулевой рейки.
  • Снимаем повреждённый пыльник.

Примечание: Чтобы удобнее было снимать пыльник, предварительно немного открутите слева рулевую рейку ключом на 13.

Ставим новый пыльник

  • Перед тем, как ставить новый пыльник, рулевая рейка на ВАЗ- 2110 должна быть хорошо очищена от грязи. Затем её хорошо смазываем литолом. Если поверхность рейки будет хорошо смазана, то пыльник будет ставить проще. Резиновый чехол следует одевать аккуратно, чтобы не порвать. Пыльник не должен быть перекручен.

Читать дальше: Volkswagen golf история модели


Новый пыльник рулевой рейки

  • Ставим рулевые тяги с болтами обратно в рулевую рейку. Иногда это бывает трудно сделать, особенно если во время снятия пыльника, кто-то повернул руль,но если этого не делать, то поставить тяги с болтами не составит особого труда.
  • Затягиваем болты крепления рулевых тяг с помощью ключа на 22 или трещотки с воротком. После этого вальцуем болты с помощью молотка, отвёртки и пассатижей.
  • Ставим боковую резинку и крепление.
  • Ключом на 13 или трещоткой хорошо затягиваем крепление рулевой рейки справа и слева.
  • Ставим на место адсорбер, прикручиваем ключом на 10 и фиксируем хомутами.

Ставим защиту

Чтобы удобно было поставить защитный экран, сначала его переворачиваем вверх и просовываем. Затем поворачиваем на 180 градусов в нужное положение и прикручиваем ключом на 10 вместе с резинкой. После того как замена пыльника завершена, ещё раз проверяем правильность монтажа и готовим автомобиль к тестовому заезду.

Как поменять пыльник

В первую очередь необходимо приобрести новые пыльники взамен вышедших из строя и хомуты для их фиксации. Из инструмента понадобятся:

  • автомобильный домкрат;
  • подставки под кузов автомобиля;
  • набор гаечных ключей, отвёртки, молоток, плоскогубцы;
  • смазка для шарниров.

Когда меняется пыльник рулевой рейки, обычно меняют хомуты крепления защитного чехла. Работу желательно проводить на холодном двигателе, в противном случае можно обжечь руки.

После подъёма машины домкратом, обязательно установите для страховки подставки. Это позволит избежать произвольного опускания машины. Автомобили ВАЗ с передним приводом имеют рулевую рейку и два наконечника, а вазовская «классика», например 2107, уже четыре наконечника и продольную штангу с защитными чехлами.

Для удобного проведения замены следует обеспечить доступ к механизму. На ВАЗ этому препятствует защитный чехол рейки от выпускного коллектора. Также будет мешать адсорбер, который придётся снять.

Что может помешать

Может возникнуть проблема снятия хомутов его крепления. Они не дорогие, поэтому многие владельцы их просто перекусывают, а при сборке устанавливают новые. Далее порядок действия будет примерно таким:

  • в работу вступают молоток с отвёрткой и плоскогубцы. С их помощью удаляется контровочный шплинт рулевой тяги;
  • после этого ключом на 22 или головкой отворачивают гайку на ней, и снимают с механизма;
  • пыльник порвался и его нужно удалить. Для этого с правой стороны механизма снимают крепление рулевой рейки. Он крепится двумя гайками, которые откручивают;
  • теперь имеется возможность снять повреждённый пыльник для замены.

Перед установкой новой детали обязательно следует тщательно очистить открывшуюся часть рулевой рейки от попавшей туда грязи и заложить новую смазку. Смазка также несколько облегчает установку нового чехла.

Процедура замены пыльника

Необходимо обратить внимание на правильность установки пыльника, чтобы он не перекрутился.

Иногда рулевое колесо проворачивается, это не даёт возможности для установки наконечника на своё место, следует немного его провернуть и тяги займут свои места в рулевой рейке.

Далее на винтовую часть наворачивают гайку, затягивают её гаечным ключом, контрят шплинтом, разгибают его усики отвёрткой. После того как гайка затянута, устанавливают рейку на своё место, ставят крепление и затягивают.

Заодно проверяют хомут с левой стороны механизма, при необходимости дожимают гайки. Далее можно ставить на место снятые детали. Пользуясь тем что автомобиль поднят и частично разобран, проверяют тяги, их состояние и целость защитных чехлов. Если заметны малейшие повреждения, пыльники замените, иначе придётся менять тяги целиком.

Операция замены пыльника тяги подобна процессу работы на других ВАЗ, например, 2107 и подобных.

Следует помнить о том, что некоторые модели ВАЗ имеют ГУР. Там операция замена пыльника несколько отличается от описанного процесса.

Разборка и сборка рулевого механизма

Разборку рулевого механизма проводим при его ремонте. Снимаем рулевой механизм (см. «Снятие рулевого механизма»). Снимаем чехол рулевого механизма (см. «Замена чехла рулевого механизма»).

Снимаем опору рулевых тяг. Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.

Отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба).

…и снимаем трубу картера.

Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы…

…и вынимаем втулку.

Снимаем с втулки два резиновых кольца (стрелками показаны фиксаторы втулки).

Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем. . и снимаем стопорное кольцо… Снимаем гайку крепления трубы.

Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку. Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.

Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.

Вынимаем пружину упора. Поддев отверткой…

…снимаем уплотнительное кольцо.

Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки. Поддев отверткой…

…снимаем вкладыш с упора. В проточке упора установлено резиновое кольцо.

Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.

Снимаем пыльник с вала–шестерни. Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта (показаны стрелками)…

…и снимаем крышку картера.

Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.

Снимаем уплотнительное кольцо крышки.

Вынимаем рейку из картера.

Выпрессовываем вал–шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.

Вынимаем вал–шестерню с подшипником из картера. Поддеваем отверткой…

…и снимаем стопорное кольцо втулки.

Вынимаем втулку вала–шестерни в сборе с опорной пластиной.

При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом диаметром 4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия так, чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника. Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.

Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала–шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника.

Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.

Отверткой поддеваем и вынимаем сальник вала–шестерни из крышки картера. Если необходимо заменить наружное кольцо роликового упорного подшипника…

…шабером удаляем выдавленный металл в четырех местах и вынимаем кольцо. Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмассовую втулку рейки смазкой Фиол-1. Собираем рулевой механизм в обратной последовательности. Наружное кольцо игольчатого подшипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра. Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку». Запрессовываем вал–шестерню с шариковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. Можно запрессовать вал–шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков. Затем надеваем картер на подшипник…

…и напрессовываем картер легкими ударами молотка через деревянный брусок.

Запрессовываем сальник вала–шестерни в крышку через оправку или головку заподлицо с торцом крышки. Вставляем рейку в картер рулевого механизма. Устанавливаем трубу.

После затяжки гайки крепления трубы закерниваем гайку. Поворачиваем вал–шестерню, так чтобы лыска на нем была расположена с правой стороны. Передвигаем рейку, так чтобы опора рулевых тяг, установленная на рейке, располагалась посередине паза трубы. Вставляем упор рейки, пружину упора и заворачиваем гайку упора. Гайку упора рекомендуется заменить на новую.


Схема контроля зазора в зацеплении рейки и вала–шестерни

: 1 — индикатор часового типа; 2 — кронштейн крепления индикатора; 3 — гайка; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — картер рулевого механизма; 6 — игольчатый подшипник; 7 — вал-шестерня; 8 — втулка; 9 — крышка картера; 10 — рейка; 11 — вкладыш; 12 — упор рейки; 13 — ножка индикатора; 14 — пружина

Читать дальше: Сроки поставки автомобиля на учет

Регулируем зазор в зацеплении шестерни с рейкой. Для этого устанавливаем рейку в среднее положение и блокируем ее от перемещения. Вставляем в отверстие регулировочной гайки упора ножку индикатора часового типа до касания наконечника ножки с упором рейки. Диаметр наконечника ножки индикатора должен быть не менее 3,5 мм…

…чтобы ножка уперлась в торцевую поверхность 1 упора, а не провалилась в его отверстие 2 (для наглядности показано на демонтированном упоре). Прикладываем к валу–шестерне крутящий момент 15 Н·м (1,5 кгс·м), при этом шестерня отталкивает рейку и упор. По показаниям индикатора определяем величину перемещения упора, которая соответствует фактической величине зазора в зацеплении. Если она превышает 0,05 мм — заворачиваем регулировочную гайку, добиваясь указанной величины перемещения упора. После этого, разблокировав рейку, проверяем легкость вращения ведущей шестерни во всем диапазоне хода рейки.


Пыльник рулевой рейки

Работоспособность механизма рулевой рейки в первую очередь определяется надёжной защитой от попадания грязи, влаги и прочего мусора. Для этой цели предусмотрен специальный гофрированный резиновый чехол (пыльник). Рулевая рейка ВАЗ-2110 прослужит долго, если регулярно контролировать состояние пыльника. Периодически с помощью яркого фонарика проверяйте целостность и герметичность защитного чехла и тогда вы сможете надолго избежать проблем с ремонтом рулевой рейки. При обнаружении любых дефектов пыльника, следует немедленно произвести его замену. Замена пыльников рулевых реек – процедура довольно хлопотная. Однако это мероприятие можно выполнить своими руками. Для этого нужны будут инструмент, новый пыльник, пара часов и желание. В этой статье представлена подробная инструкция, как самостоятельно заменить защитный чехол рулевой рейки.

Замена пыльника рулевой рейки приора с гидроусилителем



пыльник на рулевой рейке

Пыльники расположены во многих узлах и механизмах автомобиля и представляют собой защитные чехлы различных форм и размеров. В большинстве случаев они изготовлены из гофрированной резины, что позволяет им в процессе работы закрываемого механизма беспрепятственно сжиматься и менять форму. По своему виду и форме они напоминают сальники, только последние предназначены не для защиты от пыли и мелких частиц, а для предотвращения вытекание смазки наружу. Принцип действия пыльника достаточно прост: он как бы закрывает собой защищаемые им шарнирные соединения.


В рулевой рейке эти защитные элементы расположены на обоих концах штока в месте соединения его с рулевыми тягами. В процессе работы они постепенно изнашиваются, на них появляются трещины, также может произойти и разрыв пыльника. В результате в шарнирные соединения могут попасть пыль, вода и даже другие инородные предметы, что может привести к внезапному выходу из строя рулевого управления автомобиля. Самое опасное, если это произойдет на большой скорости, это, как вы уже догадались, приведет к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому эту деталь приходится периодически менять.

Пыльник – что за деталь, в чем состоит ее предназначение?

Эта запчасть выглядит как гофрированный наконечник, который герметично закрепляется с обеих сторон рабочих узлов и удерживает внутри жидкость (масло). Повреждение или износ детали может вызвать поломку всего узла. И если стоимость резинового элемента копеечная, ремонт рулевой рейки – дело, которое отяготит бюджет. Следовательно, стоит периодически проверять состояние пыльника, и сразу же заменить его, если:

  • заметны повреждения, срезы, трещины;
  • резина стала жесткой и неэластичной;
  • на окружающих элементах авто появилось масло;
  • при езде по неровной поверхности заметны постукивания в рулевое колесо;
  • периодически клинит руль, имеется люфт при его вращении.

Казалось бы, простая резиновая деталь, но ее несвоевременная замена может привести к более серьезным последствиям. Например, на высокой скорости возможно заклинивание руля, поэтому стоит при каждой возможности проверять состояние пыльника и сальника рулевой тяги.

В рейке имеется два элемента на штоке по обоим концам, потому при замене лучше всего сразу покупать две запчасти.

пыльник рулевой рейке

Пыльник рулевой рейки – ищем место его положения

Рассмотрим, как осуществляется замена пыльника рулевой рейки в условиях гаражного бокса. Ведь ремонт рейки является дорогим удовольствием, кроме того, вам придется оплатить не только сам процесс работы, но и приобретение целого ремонтного комплекта. Замена пыльников узлов и механизмов автомобиля позволит значительно увеличить срок их службы. Во-первых, необходимо снять узлы и агрегаты автомобиля, которые препятствуют проникновению в место установки рейки.


В зависимости от марки и модели автомобиля эти агрегаты могут быть разными. В большинстве случаев это аккумулятор, также это может быть генератор, расширительный бачок системы охлаждения и другие узлы.


Сняв все перечисленное, выворачиваем руль до упора вправо и откручиваем крепежные болты рулевых тяг. Далее отсоединяем тяги от штока рулевой рейки. На некоторых автомобилях придется еще отсоединить и промежуточный вал рулевой колонки. Теперь устанавливаем рулевое колесо в среднее положение. Чтобы отсоединенные тяги нам не мешали, их необходимо чем-нибудь привязать к другим деталям механизма или к кузову автомобиля. В крайнем случае, их можно просто опустить вниз.

Как поменять пыльник на рулевой рейке

Для того, чтобы разобраться как поменять пыльник на рулевой рейке, сначала узнаем, что он собой представляет и для чего нужен. Устройство системы управления отлично справляется со своим предназначением, при этом имеет простое и компактное строение.

Пыльники являются защитой шарнирных соединений от попадания на них влаги и грязи, что ухудшает их работу и выводит из строя. При ремонте узла управления пригодятся знания о таком элементе, как рулевая тяга: что это и в чём её роль. Все детали системы взаимосвязаны, поэтому повреждения одной приводят к неисправности остальных.

По сути пыльник – это специальная гофрированная трубка из износостойких материалов. В исправном состоянии она отлично справляется с ролью защитницы внутренних деталей от внешнего воздействия. Однако, бывают такие ситуации, когда она изнашивается или повреждается и больше не может выполнять свои функции. В таком случае в обязательном порядке её заменяют на новую. Как это сделать?

Для начала, приобретите в специализированном магазине новую деталь, соответствующую марке и модели авто. Помним, что пыльник относится к узлу управления. Для замены нужно аккуратно извлечь испорченную деталь и поставить новую на её место. После этого обязательно заведите машину и проверьте, правильно ли она села. Разберём подробнее алгоритм снятия защиты.

Готовим автомобиль и необходимые материалы

Чтобы заменить пыльник необходимо приготовить следующие инструменты:

Кроме нового пыльника, следует запастись хомутами для крепления адсорбера, литолом, жидкостью WD и перчатками. Также нам понадобится домкрат и две подпорки под автомобиль («козлы»). Замена пыльника рулевой рейки на ВАЗ 2110 должна производиться на холодном двигателе, так места мало и есть вероятность обжечься или поцарапать руки. Поэтому защитные перчатки будут весьма кстати. Неплохо будет если автомобиль перед ремонтом хорошо вымыть. Для удобства замены пыльника следует воспользоваться ямой или парой подставок («козлов»). Вначале автомобиль устанавливаем на стояночный тормоз. Под задние колёса обязательно ставим упоры или колодки. Затем машину поднимаем домкратом и устанавливаем под передок подпорки так, чтобы было удобно подобраться к рулевому механизму.

Примечание: Проблем с болтами и гайками не будет, если их предварительно хорошо обработать жидкостью WD.

Снимаем защиту

Чтобы заменить пыльник, необходимо обеспечить доступ к рулевой рейке. Вначале демонтируем защиту двигателя. Затем с помощью ключа на 10 или трещотки с небольшим воротком откручиваем крепление защитного экрана рейки от коллектора. Одна гайка находится снизу и две – вверху.

Примечание: Чтобы проще снять экран, его необходимо перед этим развернуть на 180 градусов, а затем вытаскивать.


Защитный экран рулевой рейки

Готовим автомобиль и необходимые материалы

Чтобы заменить пыльник необходимо приготовить следующие инструменты:

Кроме нового пыльника, следует запастись хомутами для крепления адсорбера, литолом, жидкостью WD и перчатками. Также нам понадобится домкрат и две подпорки под автомобиль («козлы»). Замена пыльника рулевой рейки на ВАЗ 2110 должна производиться на холодном двигателе, так места мало и есть вероятность обжечься или поцарапать руки. Поэтому защитные перчатки будут весьма кстати. Неплохо будет если автомобиль перед ремонтом хорошо вымыть. Для удобства замены пыльника следует воспользоваться ямой или парой подставок («козлов»). Вначале автомобиль устанавливаем на стояночный тормоз. Под задние колёса обязательно ставим упоры или колодки. Затем машину поднимаем домкратом и устанавливаем под передок подпорки так, чтобы было удобно подобраться к рулевому механизму.

Примечание: Проблем с болтами и гайками не будет, если их предварительно хорошо обработать жидкостью WD.

Снимаем защиту

Чтобы заменить пыльник, необходимо обеспечить доступ к рулевой рейке. Вначале демонтируем защиту двигателя. Затем с помощью ключа на 10 или трещотки с небольшим воротком откручиваем крепление защитного экрана рейки от коллектора. Одна гайка находится снизу и две – вверху.

Примечание: Чтобы проще снять экран, его необходимо перед этим развернуть на 180 градусов, а затем вытаскивать.

Защитный экран рулевой рейки

Снимаем старый пыльник

Чтобы удобно было работать дальше, нужно снять адсорбер. Хомуты крепления адсорбера, как правило, не поддаются снятию. Их цена небольшая, поэтому хомуты просто откусываем пассажами, потом поставим новые. После этого снимаем рулевые тяги в следующем порядке:

  • Выполняем развальцовку болтов рулевых тяг с помощью отвёртки, молотка и плоскогубцев. Затем ключом на 22 или трещоткой с воротком их откручиваем.
  • Вынимаем рулевые тяги из рейки.


Рулевая тяга отсоединена от рейки

  • С помощью ключа на 13 откручиваем рулевую рейку с правого бока, которая зафиксирована двумя гайками верху и внизу.
  • Вытаскиваем этот крепёж вместе с боковой резинкой рулевой рейки.
  • Снимаем повреждённый пыльник.

Примечание: Чтобы удобнее было снимать пыльник, предварительно немного открутите слева рулевую рейку ключом на 13.

Ставим новый пыльник

  • Перед тем, как ставить новый пыльник, рулевая рейка на ВАЗ- 2110 должна быть хорошо очищена от грязи. Затем её хорошо смазываем литолом. Если поверхность рейки будет хорошо смазана, то пыльник будет ставить проще. Резиновый чехол следует одевать аккуратно, чтобы не порвать. Пыльник не должен быть перекручен.


Новый пыльник рулевой рейки

  • Ставим рулевые тяги с болтами обратно в рулевую рейку. Иногда это бывает трудно сделать, особенно если во время снятия пыльника, кто-то повернул руль,но если этого не делать, то поставить тяги с болтами не составит особого труда.
  • Затягиваем болты крепления рулевых тяг с помощью ключа на 22 или трещотки с воротком. После этого вальцуем болты с помощью молотка, отвёртки и пассатижей.
  • Ставим боковую резинку и крепление.
  • Ключом на 13 или трещоткой хорошо затягиваем крепление рулевой рейки справа и слева.
  • Ставим на место адсорбер, прикручиваем ключом на 10 и фиксируем хомутами.

Ставим защиту

Чтобы удобно было поставить защитный экран, сначала его переворачиваем вверх и просовываем. Затем поворачиваем на 180 градусов в нужное положение и прикручиваем ключом на 10 вместе с резинкой. После того как замена пыльника завершена, ещё раз проверяем правильность монтажа и готовим автомобиль к тестовому заезду.

Подтяжка

При обнаружении стуков в рулевой ее можно подтянуть, но подтяжка будет эффективна, только при наличии стуков от червячного механизма. Если же стук будет издаваться из-за разбитой пластиковой втулки, то подтяжка бесполезна.

Как известно по практике червячный механизм довольно надежен и очень редко является виновником стука. Чаще всего виновата втулка.

Определить виновника стука можно подергав рулевые тяги поочередно.

  • Если при усилиях, прилагаемых к правой тяге, есть стук, то виновата втулка.
  • Если при усилиях, прилагаемых к левой тяге, есть стук, то виновата червячная передача.

В первом случае подтяжка нецелесообразна. Так как гайка затяжки подтягивает только червячный механизм. Для устранения стука необходимо демонтировать рулевую рейку с автомобиля и подвергать ее ремонту.

Конструкция и устройство рейки на ВАЗ 2110

Принцип работы рулевой рейки следующий. На окончании рулевого вала установлена шестерня. Она находится в зацеплении с зубчатой рейкой (отсюда и название). При повороте рулевого колеса шестерня двигает рейку влево–вправо, поворачивая колёса. Для этого рулевые рычаги связаны с рейкой рулевыми тягами.

Замена пыльника рулевой рейки приора с гидроусилителем

Так выглядит демонтированный механизм

Проектировщикам рейки необходимо достичь компромисса между лёгкостью и удобством рулевого управления. Всё зависит от передаточного числа «шестерня-рейка».

Для сохранения баланса между остротой и лёгкостью управления на рулевой механизм устанавливаются усилители. По принципу действия они бывают гидравлическими (ГУР) и электрическими (ЕУР).

На ВАЗ 2110 устанавливается три типа рулевых реек: без усилителя (с переменным передаточным числом), с гидроусилителем и электроусилителем, причём установку усилителя можно выполнить самостоятельно.

Читайте также: