Замена пыльника рулевой тяги маз

Обновлено: 25.04.2024

Замена пыльника рулевой тяги маз

МАЗ-203. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Автобус оборудован рулевым управлением с гидроусилением, которое обеспечивает легкость управления, необходимый поворот колес и возвращение их в нейтральное положение.

Рулевое управление включает элементы от рулевого колеса до рычагов поворотных кулаков. Энергию гидроусилитель, встроенный в рулевой механизм, получает от насоса, установленного на двигателе.

Усилие водителя передается через рулевое колесо 1, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку 5, верхний карданный вал 4, угловой редуктор 2, нижний карданный вал 6, рулевой механизм со встроенным гидроусилителем 7, продольную рулевую тягу 10 к левому управляемому колесу. Правое управляемое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой 11.


Рисунок 4.8.1 - Рулевое управление:
1 - рулевое колесо; 2 - угловой редуктор; 3 - педаль; 4 - карданный вал; 5 - рулевая колонка; 6 - нижний карданный вал; 7 - рулевой механизм со встроенным усилителем; 8 - сливной шланг; 9 - напорный шланг; 10 - продольная рулевая тяга; 11 - поперечная рулевая тяга

Наконечники продольной и поперечных рулевых тяг имеют правую и левую резьбу

для возможности регулировки длины тяг без отсоединения наконечников. Наконечники на тягах фиксируются хомутами.

На автобусы МАЗ устанавливается регулируемая по высоте и наклону травмобезопасная рулевая колонка.

Рулевая колонка 9 (рис. 4.8.2) в сборе с механизмом регулирования наклона и высоты рулевого колеса закреплена на кронштейне 19. Рулевое колесо 12 закреплено на валу 10 рулевой колонки гайкой 11.

В рабочем положении зубчатые рейки 1 и 6 прижимаются к зубчатым секторам 4 и 7 пружинами 17 и 18, фиксируя рулевую колонку в определенном положении. Для регулировки угла наклона рулевого колеса необходимо нажать педаль 15 на половину хода, при этом зубчатая рейка поворачивается на пальце 8 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 7, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 13. При дальнейшем нажатии на педаль до упора в болт 16 зубчатая рейка 1 поворачивается на пальце 3 и выходит из зацепления с зубчатым сектором 4, давая возможность поворачивать рулевую колонку вокруг оси 5, при этом рулевая колонка регулируется как по наклону, так и по высоте. При отпускании педали пружины прижимают зубчатые

рейки к зубчатым секторам, фиксируя рулевую колонку в выбранном положении.

В рулевом управлении применен рулевой механизм со встроенным гидроусилителем и клапаном ограничения давления. Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке герметичности всех соединений. Обслуживание и ремонт рулевого механизма проводить на специализированных СТО.

Угловой редуктор (рис. 4.8.3) передает усилие, приложенное к рулевому колесу, через карданные валы на рулевой механизм. Угловой редуктор состоит из ведущего 15 и ведомого 19 валов с парой конических шестерен 4, посаженных на шпонки 2. Валы установлены в картер 8 на конических подшипниках 5 и 9. В картере имеется заливное отверстие, закрытое пробкой 16. Предварительный натяг конических подшипников 9 регулируется гайкой 12. Предварительный натяг подшипников 5 и зазор в зубчатом зацеплении пары конических шестерен регулируется набором прокладок 6. Ведущий и ведомый валы уплотняются манжетами 14.


Рисунок 4.8.2 - Регулируемая рулевая колонка с травмобезопасным устройством:
1, 6 - зубчатая рейка; 2, 3, 8 - палец; 4, 7 - зубчатый сектор; 5, 13 - ось; 9 - рулевая колонка; 10 - вал; 11 - гайка; 12 - рулевое колесо; 14 - шпонка; 15 - педаль; 16 - болт; 17, 18 - пружина; 19 - кронштейн

Угловой редуктор заполняется по край заливного отверстия любым моторным маслом, при температуре ниже минус 30 °С -маслом АМГ 10 ГОСТ 6794-75.

МАЗ-203. Уход за угловым редуктором

При проведении ТО-2 проверить уровень масла, при необходимости долить.

При увеличенном люфте рулевого колеса проверить люфт в зацеплении конических шестерен углового редуктора, при необходимости отрегулировать.

Натяг подшипников 5 (рис. 4.8.3) регулируется набором регулировочных прокладок 6. Момент проворачивания ведомого вала 19 (при снятом ведущем вале 15) должен быть не более 0,61 Нм, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.

Предварительный натяг конических подшипников 9 ведущего вала 15 регулируется гайкой 12 (затянуть гайку до отказа и отвернуть до начала проворачивания вала в стакане). Момент проворачивания ведущего вала в стакане 10 должен быть не более 0,61 Н м, при этом осевой люфт вала при усилии 150. 200 Н не должен превышать 0,05 мм.

Боковой зазор в зубчатом зацеплении должен быть 0,01 . 0,16 мм. Зазор и пятно контакта регулировать перемещением шестерен. Перемещение ведомой шестерни 4 осущест-вляется перестановкой регулировочных прокладок 6 из-под одной крышки под другую. Перемещение ведущей шестерни 21 осуществляется изменением толщины пакета регулировочных прокладок 11. После регулировки момент вращения ведущего вала должен быть не более 2 Н м, вал должен проворачиваться плавно без заеданий.


Рис. 4.8.3 - Угловой редуктор:

1 - уплотнительное кольцо;

3 - стопорное кольцо;

4 - ведомая шестерня;

6 - регулировочные прокладки;

15 - ведущий вал;

16 - заливная пробка;

19 - ведомый вал;

21 - ведущая шестерня

МАЗ-203. Уход за наконечниками рулевых тяг

Наконечники рулевых тяг необслуживаемые. Уход за наконечниками заключается в периодической проверке состояния резиновых чехлов, наличия люфта в наконечниках и поджатии хомутов крепления наконечников.

Проверка люфта выполняется при повороте рулевого колеса влево-вправо измерением перемещения корпуса наконечника рулевой тяги относительно рычага поворотного кулака. Осевое перемещение должно быть не более 2 мм, а радиальное - не более 0,8 мм. Если перемещение больше указанного, то необходимо заменить наконечник рулевой тяги.

Перед заменой наконечников продольной рулевой тяги 10 (рис. 4.8.1) необходимо зафиксировать передние колеса и рулевое колесо в положении соответствующем прямолинейному движению. При этом должны совпадать метки на входном валу и на корпусе рулевого механизма 7. После замены

наконечников отрегулировать длину продольной тяги, так чтобы оси пальцев наконечников рулевой тяги совпали с осями конусных отверстий в сошке и рычаге поворотного кулака. Наконечники должны быть ввернуты в трубу на одинаковую величину. Продольную тягу устанавливать в положении, показанном на рис. 4.8.1.

Корончатые гайки крепления пальцев должны быть затянуты моментом 250. 280 Нм и застопорены шплинтом.

Гайки болтов хомутов должны быть затянуты моментом 70. 80 Нм;

После установки тяги снять фиксацию колес.

После замены наконечников поперечной рулевой тяги провести проверку и регулировку схождения колес.

ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВРАЩАТЬ РУЛЕВОЕ КОЛЕСО ПРИ ОТСОЕДИНЕННОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГЕ. ПРИ ПОВОРОТЕ РУЛЕВОГО КОЛЕСА В КРАЙНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ОТСОЕДИНЕННОЙ РУЛЕВОЙ ТЯГЕ БУДЕТ НАРУШЕНА РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ОГРАНИЧЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПРИ КРАЙНИХ ПОЛОЖЕНИЯХ РУЛЕВОГО КОЛЕСА!


Рисунок 4.8.4 - Масляный бак гидроусилителя рулевого управления:
1 - уплотнитель; 2 - заливная пробка со щупом; 3 - гайка; 4 - датчик уровня; 5 - крышка; 6 - стопор; 7 - стержень; 8 - предохранительный клапан; 9 - сливная пробка; 10 - фильтрующий элемент; 11 - пружина; 12 - корпус; 13 - заливной фильтр

МАЗ-203. Уход за карданными валами рулевого управления


При проведении ТО-2 смазать крестовины и шлицы карданных валов через масленки до появления свежей смазки из-под уплотнений. Проверить отсутствие люфтов в шарнирах карданных валов и крепление вилок карданных валов.

Масляный бак гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке. Состоит масляный бак из корпуса 12 (рис. 4.8.4), крышки 5, заливной пробки со щупом 2, заливного фильтра 13 и фильтрующего элемента 10. Для контроля уровня масла в бачок установлен датчик уровня 4, который при падении уровня масла подает сигнал на включение символа на ЖК-дисплее.

Масляный фильтр устанавливается вместе с предохранительным клапаном на стержень 7. Клапан прижимается к фильтру пружиной 11, которая фиксируется в сжатом состоянии стопором 6. Стержень 7 в сборе с фильтром 10 вворачивается в штуцер. Крышка 5 прижимается к корпусу при заворачивании гайки 3. Для герметизации соединения под крышку установлен уплотнитель, а под шайбу - уплотнительное кольцо.

При работе двигателя рабочая жидкость поступает из распределителя во внутреннюю полость фильтрующего элемента 10, и, пройдя очистку в фильтрующем элементе, через патрубок поступает к всасывающему патрубку насоса.

При засорении фильтрующего элемента увеличивается перепад давлений внутри и снаружи фильтра, под действием которого открывается, сжимая пружину 11, перепускной клапан 8, и рабочая жидкость циркулирует в системе без очистки.

МАЗ-203. Уход за масляным баком гидроусилителя рулевого управления

При каждой замене масла (при проведении ремонта) необходимо заменить фильтрующий элемент 10 (рис. 4.8.4). Перед снятием крышки масляного бака необходимо тщательно очистить сам бак и рядом расположенные детали с целью исключения попадания загрязнений в масло.

Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку 3 и снять крышку 5 с уплотнительным кольцом 1, вывернуть стержень 7 и вынуть его из корпуса в сборе с фильтром. Сжать пружину 11, вынуть стопор 6 и снять фильтр с предохранительным клапаном 8.

Установка фильтра производится в обратной последовательности, при установке следует обратить внимание на целостность уплотнителя 1.

При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с заменой фильтра 10.

Проверка уровня рабочей жидкости и доливка ее по мере необходимости производится при заглушенном двигателе и положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Уровень жидкости должен быть между нижней и верхней метками щупа (при холодной рабочей жидкости рекомендуется поддерживать уровень ближе к нижней метке).

МАЗ-203. Замена масла в системе гидроусилителя рулевого управления

В качестве рабочей жидкости должно использоваться гидравлической масло по спецификации ZF TE-ML 09 с характеристиками соответствующими температурным условиям эксплуатации автобуса.

Замену масла необходимо проводить с периодичностью указанной в химмотологи-ческой карте, рекомендуется заменять масло также после ремонта или замены рулевого механизма или насоса. При этом должен быть заменен фильтр масляного бака и очищены трубопроводы.

Слив масла проводить в следующей последовательности:

- вывесить колеса передней оси, установить переднюю ось на подставки;

- вывернуть заливную пробку 2 (рис. 4.8.4) и сливную пробку 9 масляного бака, слить масло из масляного бака;

- отсоединить сливной шланг 8 (рис. 4.8.1) и напорный шланг 9, идущие от рулевого механизма, опустить их в емкость, и медленно поворачивая рулевое колесо вправо - влево до упора, слить масло из рулевого механизма;

- снять фильтрующий элемент. При наличии осадка на дне масляного бака его необходимо удалить.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ЗАПРАВКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ СОБЛЮДАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧИСТОТУ С ЦЕЛЬЮ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ЧАСТИЦ В ГИДРОСИСТЕМУ.._

Заправку масла производить в следующей последовательности:

- установить фильтрующий элемент.

- присоединить шланги рулевого механизма, завернуть сливную пробку масляного бака;

- залить отфильтрованное масло в бак;

- запустить двигатель и для заполнения гидросистемы маслом дать ему поработать на малых оборотах холостого хода. При этом процессе уровень масла в баке быстро падает, поэтому для предотвращения всасывания воздуха необходимо постоянно доливать масло. Проводить заправку рекомендуется вдвоем: один человек запускает двигатель, другой - доливает масло.

При заливке нового масла необходимо полностью удалить воздух из системы. Для этого, после заливки масла в бак, медленно поворачивать рулевое колесо до упора вправо - влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в масляном баке. В конечных положениях не следует прикладывать усилие больше, чем необходимо для поворота рулевого колеса. После удаления воздуха долить масло до уровня между нижней и верхней метками щупа (при холодном масле рекомендуется ближе к нижней метке).

Замена пыльников рулевой тяги.Ревизия рулевых наконечников.

Замена пыльников рулевой тяги.Ревизия рулевых наконечников. ⇐ HiAce. Рулевое и тормоза

Модератор: RANGER

Toyota Hiace LH107 4WD
Мой небольшой ликбез для тех кто собирается или не может определится со способом.Мои пошаговые действия.

Решением об небольшом ремонте сподвиг недавний осмотр днища при замене масла.Было замечено,что правый пыльник рулевой тяги имеет пробоину.Второй пыльник на левой стороне,по виду тоже не стал внушать доверия и было решено начать ревизию и замену пыльников.

Наша принципиальная схема.На ней красным обозначена наша цель - те самые пыльники-гармошки.
Изображение

Ремонт производили на улице.Без ямы.После поддомкрачивания машины и установки на чушку,открутили колесо.Чушку ставили под балку.А колесо вывернули навстречу себе,чтобы было удобнее работать.
Изображение

Открутили гайку шаровой не до конца (не забываем про усики).Так как обычно съемников нет,то поддеваем аккуратно ломом тягу вверх,не задевая лишнего,постукивая кувалдой по поворотному кулаку,тем самым отсоединяем шаровую вверх.Это не самый лучший способ,потому что есть опасность попасть по шаровой и вдобавок портится поворотный кулак,получаются заусенцы от расплющенного металла,которые могут порезать пыльник.Интересное наблюдение,по главное схеме из книги,палец шаровой направлен вверх,у нас же он стоял вниз.Может кто знает почему?
Изображение

У нас в руках рулевая тяга и рулевой наконечник с шаровой.Я сразу заметил порвавшийся пыльник от старости.Его ни за что бы не увидел в рабочем режиме,т.к.порез прятался около "пальца" шаровой и закрывался поворотным кулаком,когда шаровую поставить на место.
Изображение

Дальше нам требуется отсоединить рулевой наконечник с шаровой,от рулевой тяги.Наконечник соединен с рулевой тягой резьбовым соединением,с контрящей его гайкой.
Изображение

Чтобы не напортачить и вернуть все как было,мы делаем пометки на самом наконечнике и тяге.
Изображение
Изображение

Чтобы открутить наконечник от тяги,используем разводной ключ и рожковый ключ на 24 который поможет открутить контровую гайку,чтобы освободить ход рулевого наконечника и открутить уже его.Стрелками указаны места для рожкового ключа на гайке и паз для разводного ключа.
Изображение

Проблему создала контрящая гайка.Чтобы ее снять,нам потребовались разводные ключи и горелка,чтобы разогреть гайку,только тогда она пошла хорошо.
Изображение

После откручивания наконечника,у нас в руках осталась с тяга,с искомым пыльником,который мы аккуратно сняли,рассоединив хомуты крепления и стянув его с тяги.
Изображение

Вот состояние пыльников рулевой тяги и шаровой
Изображение

Изображение

Изображение

Нами было замечено,что у рулевой тяги в месте рулевого шарнира есть люфт примерно в 1мм.Надо дергать от себя к себе.Тем более,шарнир достаточно свободно ходил,болтался,хотя признаком хорошего состояние был бы более тугой ход.
Изображение

Поэтому было решено - снимать.Для этого нам было необходимо разводной ключ и рожковый на 36.Но сначала,мы отогнули края стопорной шайбы,на схеме 14,путем постукивания молотком по длинной железной шлицевой отвертке.Загнутые края которой находились с двух сторон,как раз там,где были пазы под губки инструмента.Тем самым сняли рулевую тягу с рулевой рейки.
Изображение

На этом работа пока что была закончена.Завтра было намечено опрессовывание шарнира тяги на станке,чтобы попробовать убрать люфт.Замена пыльника шаровой,ревизия,замена смазки.Наконечник еще походит,но его скоро менять.Так же,мы столкнулись с такой проблемой.Новый пыльник рулевой тяги,который был куплен и подходил по каталожному номеру,в маленьком его отверстии,был меньше по диаметру старого пыльника
Должно ли так быть?Потому что материал пыльника не резина,а какая-то пластмасса. Натянув есть опасность сломать.
Изображение

Изображение

Продолжение ремонта следует.Пока есть свободное время,буду описывать.Заняла работа со всеми заморочками часа 2 без ямы,товарищи.Сколько с такими пыльниками ходил автобус,мне неизвестно.В принципе можно судить о степени износа и загрязнения,(без катания по говнам) в течение долго времени.
Может быть мой опыт,кому-нибудь сослужит хорошую службу.

Как снять пыльник с рулевого наконечника

Во время сезонной смены шин осматривал элементы подвески и рулевого управления. Заметил на одном из пыльников на рулевом наконечнике трещенку. Дожидаться пока прорвется и пыль испортит рулевой наконечник, я не стал, да и цена вопроса копеечная.
Приобрел пыльники Febest HTRB-CL — не дорогие, добротно упаковано (картонная коробка, изделие запаяно герметично в полиэтилен),

и на вид сами пыльники выглядят качественно.

Процесс замены не отнимет много времени. Снимаем колесо. Вынимаем шплинт из рулевого наконечника и откручиваем гайку.
Далее для того, чтобы было легче вынуть палец рулевого наконечника нужно нагрузить вывешенное колесо — ведь, когда мы домкратили машину, то колесо очень сильно опустилось вниз и палец рулевого наконечника встал в неестественное для него положение.
Подставляем под тормозной диск упор (не вздумайте подкладывать кирпич!), причем обратите внимание, чтоб упор попадал только под тормозной диск, а жестяной пыльник проходил мимо упора.

После того как подставили упор, опускаем домкратом кузов автомобиля. Опускаем не до конца, а лишь до того положения кузова, которое примерно близко к горизонтальному. Автомобиль не должен всем весом стоять на подпоре, пусть часть веса остается на домкрате (на всякий случай).
Теперь с помощью съемника нужно выпрессовать палец рулевого наконечника. Стучать молотком по рычагу или пальцу наконечника, сами понимаете, НЕ рекомендуется.
После выпрессовки имеем

В целом старый пыльник еще бы походил, но лучше перебдеть, чем потом покупать новый рулевой наконечник за оригинал 2200 р. (аналог FEBEST за 380 р.). А еще после замены наконечников нужно сход развал делать (у нас это порядка 600 р.).
Перед установкой нового пыльника необходимо удалить старую смазку с пальца.

Когда будете вытирать смазку, не допускайте попадания грязи и пыли на шар пальца.

Теперь нанесите новую смазку на внутреннюю часть пыльника и на шар пальца. Я использую литол, т.к. он у меня есть, а так можно купить, в магазинах имеется специальная смазка для шаровых.
Установив пыльник на место, сожмите его, чтобы вышел воздух и лишняя смазка, если вы намазали много. Когда будете вставлять палец в отверстие, постарайтесь придержать пыльник в сжатом состоянии, чтобы под него опять не засосало воздух.
Закручивать гайку на пальце необходимо усилием 44 Нм.
Не забудьте установить шплинт на место!
Только теперь можно разгружать подвеску, т.е. поднимать кузов домкратом и убирать подпор. Почему важно только сейчас? Все элементы подвески и палец рулевого наконечника, в том числе, необходимо затягивать именно в том положении, в котором они потом будут работать.
Ставим колесо на место, не забываем затянуть хорошо гайки на колесе и всё готово!


При увеличенном свободном ходе рулевого колеса на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, проверьте осевой зазор и радиальный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шарнире или появилась коррозия на шаровом пальце, замените шаровой шарнир в сборе с наконечником.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Обязательно замените порванный пыльник шруса, иначе попавшие в шрус грязь и вода быстро выведут шрус из строя. Заменить пыльник шруса можно, не снимая наконечник с рулевой тяги. Погнутые внутренние наконечники рулевых тяг подлежат обязательной замене.

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Вывесите соответствующее колесо, установите автомобиль на опору и снимите колесо.
2. Очистите гайку крепления рулевой тяги к поворотному рычагу и нанесите на резьбовое соединение жидкость типа WD-40, чтобы легче отвернуть гайку рулевой тяги.

3. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.


4. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.


5. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.


6. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.


7. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.


8. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить рулевую тягу от рулевого механизма.


9. Снимите рулевую тягу.


10. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника рулевой тяги.


11. Отверните наконечник рулевой тяги, считая число оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник рулевой тяги на такое же число оборотов, что и при отворачивании наконечника.


12. Для замены пыльника снимите его уплотнительное кольцо.


13. Снимите пружинное кольцо.


14. Снимите пыльник с рулевого наконечника.



В рулевом управлении самой уязвимой является система рулевого привода, а именно рулевые тяги и внешние рулевые наконечники. Это как раз те элементы, которые в большей степени испытывают на себе все неровно – кочечные особенности наших дорог.

Ремонт рулевых тяг, по сути своей имеет прямой синоним – замена рулевой тяги или замена наконечника рулевой тяги. Дело в том, что сама рулевая тяга редко выходит из строя, если только водитель не приложит к этому упорных усилий, двигаясь по бордюрам, например.

Поэтому основным объектом процедуры ремонта (замены) рулевой тяги является наконечник с шаровым шарниром рулевой тяги. Ну, и по ходу действия, в обязательном порядке необходимо менять пыльник рулевой тяги. Даже если он не имеет видимых механических повреждений в виде трещин или порывов.

Задачу пыльника рулевой тяги подробно объяснять не нужно. Понятно, что пыльник защищает шаровый шарнир рулевой тяги от попадания в него всего лишнего из внешнего мира.

Когда требуется ремонт рулевых тяг и наконечников

Диагностика неисправностей рулевого управления облегчается тем, что практически 100% неисправностей в рулевом управлении, водитель почти сразу ощущает своими руками или видит по траектории движения авто: люфт рулевого колеса, биение рулевого колеса, автомобиль на прямом отрезке дороги, начинает уводить в ту или иную сторону и так далее.

Или, вы проводите плановую диагностику и во время проверки обнаруживаете люфт рулевой тяги. А, как правило, ремонт рулевой тяги тянет за собой замену наконечника, ну и пыльника – по умолчанию.

В любом из случаев отклонения от привычного поведения авто или состояния руля, нужно не откладывая в долгий ящик провести диагностику рулевого управления. Ну, а там до замены наружных наконечников, рулевых тяг и пыльников, совсем недалеко.

Как сделать ремонт рулевого привода

Ремонт рулевых тяг, замена наконечников и пыльников, в принципе, дело подвластное любому водителю. Немного времени, и соблюдение технологической цепочки. При ремонте не забывайте о том, что у описанных технологических операций, могут существовать нюансы при применении советов на практике.

Вы ведь понимаете, что существуют конструкционные особенности на разных марках авто. Но принцип, в любом случае одинаков. Итак, приступим к замене рулевой тяги, наконечника и пыльника.

Обязательные условия: пыльники менять в любом случае, погнутые наконечники менять обязательно, не нужно их реставрировать кувалдой. Не так много они стоят, но много значат.

  • Начинаем, как всегда, с соблюдения элементарных мер безопасности: автомобиль ставим на «ручник», под задние колеса ставим «башмаки» или упоры из подручных материалов, поддомкрачиваем автомобиль и ставим его на упор.
  • Обработать WD-40 гайку крепления рулевой тяги на поворотном рычаге и отвернуть ее.
  • Вынуть шплинт гайки крепления шарового шарнира тяги, которой он крепится к поворотному рычагу. И открутить гайку.
  • Для выпрессовки пальца шарового рулевой тяги из поворотного рычага, понадобится съемник. При его отсутствии специалисты рекомендуют воспользоваться молотком и небольшим ломиком (монтировкой).
  • Далее, отгибаем концы стопорной пластины и расконтриваем болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму.
  • Снимаем рулевую тягу.
  • В тисках зажать рулевую тягу и ослабить контргайку крепления наконечника на муфте.
  • Перед тем, как выкрутить наконечник сделайте на нем пометку или считайте количество витков. Это понадобится для того, чтобы произвести установку нового наконечника, как можно правильнее и доехать до поста развал схождения.
  • Замените пыльник, для этого снять уплотнительное пружинное кольцо, которое держит пыльник. Снимаем пыльник с рулевого наконечника.
  • Производим замену наконечника: надеваем пыльник и вкручиваем наконечник по отметке (количеству витков).
  • Сборку элемента рулевой трапеции, производим в обратном порядке.

Естественно, на бумаге это получается быстро и непринужденно. Если же у вас нет определенного опыта по ремонту рулевой тяги, то на практике этот процесс займет определенное время.

Тем не менее, вы убедились в том, что ремонт (замена) рулевой тяги, наконечника и пыльника не требуют от вас академических знаний. У вас все получится.

Замена пыльника рулевой рейки своими руками: пошаговая инструкция

Элемент выполняет защитную функцию, оберегая детали от грязи, посторонних частиц и влаги. Убрать старую и установить новую запчасть несложно — с ней справится практически любой автовладелец. Правда человеку без опыта может понадобиться немного больше времени на подготовку и сам ремонт.

Следить за защитными элементами и вовремя их менять выгоднее, чем платить при появлении серьезных поломок.

Регулярно проверять, как и устанавливать новый элемент при необходимости, не составляет большой сложности.

Когда защитный чехол рвется, в шарнир попадает влага, грязь и посторонние предметы. Частицы перемещаются со смазочным средством. Абразивная смесь стирает поверхность деталей. Когда речь идет о рулевой рейке, подобная ситуация приводит к изнашиванию червячной пары. Это может привести к аварии, так как велик риск клина механизма.

Как заменить пыльник рулевой рейки

Как обычно, все начинается с подготовки. В идеале иметь доступ к смотровой яме. Чуть менее удобная альтернатива — домкрат. Основная процедура может немного отличаться в зависимости от модели автомобиля. В некоторых случаях требуется демонтаж защиты двигательного отсека. Для переднеприводных машин “ВАЗ” понадобится снятие адсорбера и корпуса воздушного фильтра.

Вмешательство в рулевую систему нарушает установочные углы передних колес. При сборке узла важно учесть этот фактор. Эффективный и простой метод избежать ошибки — пометить тягу, наконечник, рейку, чтобы корректно их совместить. По окончании работ машину тестируют на специальном стенде для исключения ошибки.

Замена пыльника “рулевой” обязательно сопровождается покупкой новой детали и хомутами для ее крепления. Помимо подъемника, для ремонта понадобятся:

  • кузовные подставки;
  • шарнирная смазка;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • гаечные ключи;
  • отвертки.

Работы проводите на холодном моторе, чтобы исключить риск ожога.

Замена пыльника наконечника производится по похожему алгоритму. Опытные автовладельцы рекомендуют менять их одновременно с рулевым.

Замена пыльника рулевой рейки — инструкция

Чтобы авто произвольно не опустилось, используйте подставки после его подъема. Для экономии времени перекусите хомуты (дешевле и проще купить новые). Дальше алгоритм работы на примере автомобилей “ВАЗ” выглядит так:

  • уберите контровочный рулевой шплинт (понадобятся отвертка с молотком и плоскогубцы);
  • ключом 22 отверните гайку и снимите деталь с агрегата;
  • осмотрите элемент на целостность;
  • справа демонтируйте крепеж рулевой, открутив 2 гайки;
  • снимите поврежденную деталь.

Подтяните гайки, если это нужно. Затем соберите все в обратной последовательности.

Замена пыльника рулевой тяги — нюансы

Тщательно обработайте участки между зубьями. В качестве смазки подойдет средство “Литол 24” или BLUE. Кто-то предпочитает использовать “АЗМОЛ ФИОЛ-1”. Встречается рекомендация по использованию солидола, если другого нет под рукой (советуем использовать спецсоставы). Материалы отличаются вязкостью при разных температурах — ориентируйтесь на маркировку NLGl и цифру рядом с ней. Расшифровку без проблем найдете в Интернете. Перед покупкой изучите форумы автовладельцев вашей марки авто, проконсультируйтесь с профессионалами и изучите технические характеристики средств. Названные марки являются просто примерами для ориентира — на авторынке представлен широкий ассортимент с разными свойствами.

Повторная установка хомутов возможна, если вы не хотите тратить деньги на новые. Попробуйте, хорошо сжав их при монтаже клещами. Если “фокус” не пройдет, придется озадачиться приобретением крепежей.

Деформация пыльника и выбор производителя

Обнаружив изменение формы этой детали при его исследовании, проверьте перепускной канал. По нему воздух слева двигается направо и в обратном направлении. Чаще всего канал расположен внутри рейкового штока. Может быть отдельной трубкой. Прочистите ее, чтобы резиновый кожух нормально складывался. Забивает канал смазка из-за переизбытка при нанесении на рулевую опору.

Выбирайте проверенных производителей, например, “Лемфордер”. Такая рекомендация понятна, но лучше повторить. Реже вспоминают о контрафакте. Поэтому мы советуем также серьезно отнестись к выбору продавца. Лучше остановиться на поставщиках, дорожащих своей репутацией.

На что еще ориентироваться при выборе? Изделие должно соответствовать следующим требованиям:

  • износостойкость;
  • термоустойчивость;
  • в холоде терять эластичность, в тепле — нет;
  • держать нагрузки на кручение и излом.

Резина раньше часто использовалась как материал для изготовления рассматриваемой детали. На сегодняшний день применяют силикон, который лучше выполняет защитную функцию по перечисленным требованиям.

Замена при легких условиях эксплуатации рекомендуется каждые 120 тыс. км пробега (уточняйте это значение именно для вашего автомобиля в инструкции производителя). Если же авто часто используется на неочищенных плохих дорогах, можно его дополнительно укрепить металлической защитой. Иначе срок службы может сократиться и до 3 тыс. км пробега.

Рулевая рейка – это механизм, который служит для преобразования вращательного движения рулевого колеса в поступательное движение тяг. А для предохранения от попадания пыли, воды или других мелких частиц есть пыльник рулевой рейки.

Почему важна целостность пыльника рулевой рейки?

Пыльники расположены во многих узлах и механизмах автомобиля и представляют собой защитные чехлы различных форм и размеров. В большинстве случаев они изготовлены из гофрированной резины, что позволяет им в процессе работы закрываемого механизма беспрепятственно сжиматься и менять форму. По своему виду и форме они напоминают сальники, только последние предназначены не для защиты от пыли и мелких частиц, а для предотвращения вытекание смазки наружу. Принцип действия пыльника достаточно прост: он как бы закрывает собой защищаемые им шарнирные соединения.

Фото - комплект для замены пыльника рулевой рейки, moogproducts.com

В рулевой рейке эти защитные элементы расположены на обоих концах штока в месте соединения его с рулевыми тягами. В процессе работы они постепенно изнашиваются, на них появляются трещины, также может произойти и разрыв пыльника. В результате в шарнирные соединения могут попасть пыль, вода и даже другие инородные предметы, что может привести к внезапному выходу из строя рулевого управления автомобиля. Самое опасное, если это произойдет на большой скорости, это, как вы уже догадались, приведет к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому эту деталь приходится периодически менять.

Пыльник рулевой рейки – ищем место его положения

Рассмотрим, как осуществляется замена пыльника рулевой рейки в условиях гаражного бокса. Ведь ремонт рейки является дорогим удовольствием, кроме того, вам придется оплатить не только сам процесс работы, но и приобретение целого ремонтного комплекта. Замена пыльников узлов и механизмов автомобиля позволит значительно увеличить срок их службы. Во-первых, необходимо снять узлы и агрегаты автомобиля, которые препятствуют проникновению в место установки рейки.

Фото - демонтаж и замена пыльника рулевой рейки, renault-club.kiev.ua

В зависимости от марки и модели автомобиля эти агрегаты могут быть разными. В большинстве случаев это аккумулятор, также это может быть генератор, расширительный бачок системы охлаждения и другие узлы.

Фото - где находится пыльник рулевой рейки, s019.radikal.ru

Сняв все перечисленное, выворачиваем руль до упора вправо и откручиваем крепежные болты рулевых тяг. Далее отсоединяем тяги от штока рулевой рейки. На некоторых автомобилях придется еще отсоединить и промежуточный вал рулевой колонки. Теперь устанавливаем рулевое колесо в среднее положение. Чтобы отсоединенные тяги нам не мешали, их необходимо чем-нибудь привязать к другим деталям механизма или к кузову автомобиля. В крайнем случае, их можно просто опустить вниз.

Замена пыльника рулевой рейки – простой набор действий

На штоке рулевой рейки находим подвергаемый замене пыльник, расслабляем и снимаем с него хомут. Для того, чтобы снять пыльник со штока, его необходимо плавно прокручивать из стороны в сторону. Выполняя эти движения, плавно снимаем его со штока. У некоторых марок и моделей автомобилей внутрь пыльника вставляется пластмассовая деталь, чем-то напоминающая втулку. В этом случае пыльник необходимо снимать со штока вместе с этой пластмассовой деталью.

На фото - замена пыльника рулевой рейки, детали, e2-auto.ru

Затем на новый пыльник надеваем новый хомут, который необходимо приобрести заранее (если имеется упомянутая выше пластмассовая деталь, то вставляем и ее), смазываем шток и, плавно покручивая в разные стороны, как это было сказано выше, надеваем пыльник на шток. В принципе, на этом этапе работа завершена, остается привести остальные механизмы автомобиля в исходное положение.

На фото - затягиваем хомут на пыльнике рулевой рейки, blogautolive.ru

Хомут, установленный на пыльнике, затягиваем, развязываем отсоединенные ранее рулевые тяги и присоединяем их к штоку рулевой рейки. Если крепления тяг были законтрены шплинтами или другими подобными деталями, обязательно их необходимо законтрить снова (это касается и других деталей рулевого механизма). И, наконец, устанавливаем снятые ранее с автомобиля узлы и агрегаты.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

Соединение шарового шарнира тяги с рулевым механизмом защищено от попадания пыли и грязи защитным пыльником. Время от времени осматривайте состояние пыльника. На нем не должно быть трещин и разрывов.

Перед тем, как поменять пыльник рулевой тяги Ниссан Х-Трейл, сначала нужно будет снять наконечник рулевой тяги.

Правый и левый пыльник заменяются одинаково.

Работу удобнее всего проводить на подъемнике. Но если такой возможности нет, можно выполнить и на установленном на опоры автомобиле.

Снятие наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

1. Установите автомобиль на подъемник.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

2. Если такой возможности нет, затормозите задние колеса стояночным тормозом и установите под них противооткатные упоры.

Замена колеса на Ниссан Х-Трейл

3. Баллонным ключом или торцевой головкой на 21 мм ослабьте затяжку всех гаек крепления колеса приблизительно на пол-оборота.

Замена колеса на Ниссан Х-Трейл

4. Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля со стороны заменяемого пыльника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл.

Замена колеса на Ниссан Х-Трейл

5. Окончательно отверните гайки крепления, и снимите колесо.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

6. Металлической щеткой очистите от ржавчины и грязи резьбовые соединения наконечника и тяги. Обработайте их также проникающей смазкой типа WD-40.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

7. Измерьте рулеткой и запишите расстояние от центра шарового шарнира до начала шестигранного участка рулевой тяги.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

8. Зафиксируйте рулевой наконечник ключом на 19 мм. Ключом на 22 мм поверните на несколько оборотов контргайку наконечника.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

9. С помощью накидного ключа на 14 мм выворачивайте гайку крепления пальца до тех пор, пока она не начнет свободно вращаться от руки.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

Полезный совет:

При необходимости, придерживайте палец ключом Torx T27.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

10. Снимите гайку.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

11. Установите специальный съемник шаровых шарниров.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

12. Выпрессуйте палец шарнира из рычага поворотного кулака.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

13. Придерживая рулевую тягу ключом на 13 мм, ключом на 19 мм отверните и снимите наконечник рулевой тяги.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

Замена пыльника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

1. Ослабьте пассатижами, сожмите отогнутые ушки и снимите наружный хомут крепления пыльника.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

2. Перекусите бокорезами замок внутреннего хомута пыльника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

3. Потяните пыльник на себя и снимите его с рулевой тяги.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

4. Проверьте состояние пыльника. Если на нем обнаружены трещины, замените пыльник рулевой тяги Ниссан Х-Трейл на новый.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

5. Замените на новые крепежные хомуты пыльника.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

6. Установите новый пыльник рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл и зафиксируйте его хомутами.

Замена пыльника рулевой тяги на Ниссан Х-Трейл

7. Наверните наконечник на рулевую тягу.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

8. Соберите детали рулевой тяги так, чтобы расстояние от центра шарнира до начала шестигранного участка рулевой тяги получилось таким же, как и со старым снятым наконечником тяги.

Замена наконечника рулевой тяги Ниссан Х-Трейл

9. При необходимости, замените пыльник рулевой тяги Ниссан Х-Трейл и на другой стороне автомобиля.

10. Проверьте и отрегулируйте углы установки колес на станции технического обслуживания.

Пыльник рулевой тяги


Преобразования движений рулевого колеса происходит с помощью рулевой рейки – механизма, элементом которого есть рулевая тяга. Это деталь, имеющая шаровое соединение и чувствительная к загрязнению и влаге. Для нормальной ее эксплуатации механизм защищается пыльником рулевой тяги.

Что такое пыльник и зачем он нужен

Пыльник рулевой тяги это резиновый, пластиковый или силиконовый защитный кожух на шаровых соединениях рулевой тяги, предохраняющий их от воздействия внешней среды, попадания влаги, грязи, пыли, инородных частиц. Пыльники защищают и другие агрегаты автомобиля, например, такие как амортизаторы, механизмы шаровой опоры, тяг стабилизатора, ШРУСов и др.

Пыльники бывают разного вида и формы. В виде кольца, похожий на сальник, колокола, или в виде гофрированной трубки, это зависит от того с каким узлом он используется. Однако задача у них одна – защита агрегата от попадания инородных предметов. Часто пыльники путают с сальниками. Действительно, внешне они очень похожи, но имеют разное целевое назначение. Сальники необходимы для предотвращения утечки смазки из механизма.

Во время эксплуатации автомобиля, пыльники постоянно испытывают механическое воздействие. Для того чтобы выдерживать длительные нагрузки они изготавливается из прочного гибкого материала, который должен обеспечить надежное и длительное использование детали. Следует учитывать, что при осложненных условиях эксплуатации машины, пыльники подвергаются быстрому износу и могут получить механическое повреждение. Изнашиваясь, пыльник трескается и разрывается, а в закрываемое им шарнирное соединение попадает вода, пыль и другие посторонние частицы.

Как правило, пыльники изготавливаются из гофрированной резины, благодаря чему, он свободно сжимается и меняет форму. Однако под влиянием окружающей среды, температурных перепадов, механического воздействия работающих механизмов и разных технических жидкостей, пыльники, изготовленные из резины, имеют достаточно короткий срок эксплуатации, около года.

Сейчас на рынке появились пыльники из новых материалов – силикон и неопрен. Пыльники из неопрена более эластичны, имеют высокие пластические свойства, большую стойкость к воздействию химических веществ, продуктов нефтепереработки, масел.

Если говорить о пыльниках рулевой тяги, то они располагаются на местах соединения осевой муфты с рулевой рейкой и прикрывают гнездо рулевой тяги. В случае повреждения или разрыва пыльника и при попадании внутрь посторонних предметов возможен выход из строя рулевого управления, т.е. потеря контроля над автомобилем. Если это случится во время движения на большой скорости, то последствия могут быть крайне серьезными. Поэтому нужно внимательно следить за состоянием этой детали.

Профилактика и замена

Для того чтобы избежать серьезных поломок нужно периодически проверять состояние защитных кожухов деталей агрегатов. Повреждение пыльников можно определить по следам от смазки, которая разбрызгивается на окружающие детали. В этом случае необходима их замена.

Читайте также: