Двигатель митсубиси 4а91 особенности

Обновлено: 14.05.2024

Данный силовой агрегат, как и вся линейка двигателей 4a9, разработан совместными усилиями лучших специалистов компаний Daimler и Mitsubishi Group. Эта цельно-алюминиевая конструкция способна обеспечить автомобилю достойные динамически качества и в тоже время обеспечить высокий уровень экономичности.

Двигатель 4a91

История двигателя 4a91

Первоначальная разработка и изготовление двигателя осуществлялось компанией MDC Power, права на которую принадлежит автомобилестроительному концерну Daimler. Его штаб-квартира находится в Штутгарте. Для столь малообъемного двигателя, работающего в паре с МКПП, разгон до 100 км/ч за 11.4 секунды считается очень хорошим показателем. Конструкторы занимались с нуля разработкой распределительного вала, поршней, выпускного коллектора, воздушного фильтра, впускного коллектора, маслосъемных колпачков и маховика. Все эти элементы имеют индивидуальную конструкцию, не применяемую ранее в двигателях Mitsubishi. Впервые его установили на малогабаритный автомобиль Мицубиси Кольт в 2004 году, чуть позже им стали оснащать Мицубиси Кольт Плюс, а также Мицубиси Лансер 10 с индексом CY2A.

Технические характеристики

Моторная установка 4a91 является одним из трех представителей линейки двигателей 4a. Объем его рабочих цилиндров составляет 1499 кубических сантиметров. В зависимости от автомобиля, на который установлен 4a9, способен развивать мощность от 102 до 109 л.с. Значение примерного ресурса двигателя, который он может пройти без осуществления капитального ремонта, составляет от 80 000 до 150 000 км в зависимости от нагрузок, приходящихся на двигатель и качества используемых смазочных и топливных жидкостей. Работа его основывается на системе DOHC. Двигатели с данной системой имеют в своем составе два распредвала, 4 цилиндра, а также 16 клапанов.

Место расположения распределительного вала – сверху каждого ряда клапанов впуска и выпуска. В этом двигателе отсутствуют коромысла, штанги и рокеры. Для существенного снижения нагрузок и лучшего сгорания топливно-воздушной смеси, приходящегося на пружины, в данных двигателях устанавливают четыре облегченных клапана на каждый цилиндр, вместо двух, более тяжелых клапанов. Также это привело к тому, что благодаря двум клапанам с небольшим диаметром на впуске, в цилиндр поступает топлива на 50% больше чем через один клапан, более крупного диаметра.

ДВС 4a91


Также в ней присутствует система, позволяющая изменять фазы распределения газов. Двигатели с данным механизмом обладают более высокими экономическими показателями и коэффициентом полезного действия, в сравнении с другими атмосферными двигателями, предыдущего поколения. Номер силовой установки расположен на поверхности передней части блока цилиндров, вблизи нахождения насоса гидравлического усилителя руля.

Сводная таблица технических характеристик двс 4a91

Мощность102 л.с.(75кВт)105 л.с.(77кВт)109 л.с.(80кВт)
Тип топливаБензиновоеБензиновоеБензиновое
АИ-92, АИ-95АИ-92, АИ-95АИ-92, АИ-95
Максимальный крутящий момент/ частота вращения коленвала138 Н*м (14 кг*м)/ 4000 об/мин141 Н*м (14кг*м)/ 4000 об/мин143 Н*м (15 кг*м)/ 4000 об/мин
Система, изменяющая рабочий объем цилиндровОтсутствуетОтсутствуетОтсутствует
Расход топливной жидкости 6 л/100 км6.2 л/100 км6.3 л/100 км
Степень сжатия 10.510.510.5
Ход поршня 83 мм83 мм83 мм

Надежность мотора

Данный агрегат имеет не очень хорошие показатели надежности и требует особого внимания во время всего периода эксплуатации. Даже автомобили, только сошедшие с конвейера, иногда отличаются повышенным жором масла в крупном количестве. Нарушение регламентированного технического обслуживания гарантированно приведет к повышенному износу цилиндро-поршневой группы и других элементов. В дальнейшем это приведет к следующим последствиям: появление масло в колодцах свечей, кольца поршневые могут залечь, а также провернуться вкладыши шатунные и коренные вкладыши, поскольку моторное масло из-за износа ЦПГ распределяется не корректно.



Конструкторы установили цепь в газораспределительный механизм. Это является удачным решением, поскольку это придает большую надежность двигателю. Снятие и установка цепи ГРМ обязательно осуществляется высококвалифицированными специалистами, поскольку неверная установка цепи может привести к серьезным проблемам, вплоть до того, что придется производить дорогостоящий ремонт двигателя.

Какое масло заливать и период регламентированного обслуживания

Как говорилось ранее, замену смазочных материалов и фильтрующих элементов необходимо производить строго в необходимые сроки. Завод-изготовитель рекомендует заливать фирменное масло Mitsubishi 0W30, 5W30, 5W40, 10W30. Регламентированный пробег прохождения автомобилем на данном масле составляет 15 000 км. Однако если автомобиль эксплуатируется при постоянной динамичной езде, то смазочную жидкость необходимо заменять в два раза чаще.

Масло mitsubishi 5w30


Однако среди владельцев автомобилей Mitsubishi Colt и Lancer X бытует мнение, что оригинальное моторное масло Mitsubishi является не лучшим выбором для данного мотора. Они утверждают ресурс двигателя при использовании всемирно известных брендовых смазочных материалов увеличивает ресурс силовой установки практически вдвое и составляет около 150 000 км, в то время как использование рекомендуемого масла заставит сделать капитальный ремонт двигателя уже на пробеге в 80-90 тыс км.

Ремонтопригодность и обслуживание

В целом двигатель устроен очень просто и имеет компактные размеры. Это позволяет производить ремонтные работы даже в гаражных условиях. Однако запасные части, их доступность и цена при поломке основных элементов заставляет владельца заменить двигатель целиком на контрактный агрегат. Чаще всего в денежном эквиваленте данная замена обходится владельцу дешевле, чем приобретение большого набора запчастей, подлежащих замене.

Система зажигания и навесное оборудование являются надежными элементами в моторе 4a91. Необходимо вовремя производить замену свечей зажигания, поскольку силовая установка очень чувствительна к качеству искры. Данные, прописанные в книге по обслуживанию и ремонта двигателей из серии 4a9, свидетельствуют о необходимости проведении замены свечей каждый 10 000 км пробега, не зависимо от их состояния. Также, производитель данных моторов, рекомендует обратить внимание на моменты затяжек всех соединений двигателя, поскольку в ДВС располагается много сопряженных элементов, работающих под высокими нагрузками.

 ГРМ 4a91

Привод механизма распределения газов изображен на рисунке

Список автомобилей, на которые устанавливался данный двигатель

  • Mitsubishi Colt (с 10. 2004 по 09.2008 – первый рестайлинг, 10.2008 по 06.2012 –второй рестайлинг)
  • Mitsubishi Colt Plus (с 10. 2004 по 10.2006 – первое поколение, 11.2006 по 06.2012 –рестайлинг первого поколения)
  • Mitsubishi Lancer X (с 10. 2006 по 01.2011 – десятое поколение, 02.2011 по 02.2016 – рестайлинг десятого поколения)

Тюнинг

Проблема модернизации двигателя 4a91 является то, что он идеально настроен заводом-изготовлением для соответствия всем заявленным показателям динамичности и экономичности. Любое вмешательство в цельную конструкцию моторной установки приведет к не идеальной работе двигателя, а также к возможному увеличению потребления смазочных и топливных жидкостей. Самым распространенным видом тюнинга любого двигателя из серии 4a9 является изменение показаний и перепрошивки электронного блока управления. Он настроен так, что бы показатели экономии топлива и динамических качеств соответствовали заявленным показателям. Если настроить его на максимальную экономию топлива, динамические качества автомобиля существенно снизятся. Достоинством ЭБУ, установленного на данных моторах, является то, что вернуться к заводским настройкам очень просто.


Механическая часть очень сложно поддается тюнингу, поскольку стоковые детали в моторе практически отсутствуют. Система впуска наполнена электронными системами, поэтому после осуществления модернизации может появиться большое количество ошибок. Однако некоторых автовладельцев это не пугает, и они прибегают к изменению конструкций поршневой группы, модернизации распределительных коленчатых валов. Однако при сборке двигателя нужно быть очень внимательным, и сделать момент затяжки коленвала и других элементов соответствующим заводским параметрам. Большинство автомобильных специалистов утверждают, что swap 4a91 на 4g92, это принесет больше эффекта в динамических качества, чем тюнинг 1.5-литрового мотора.

Отзывы владельцев

Купил Лансер 10 поколения в салоне 7 лет назад. На данный момент пробег составляет 146 000 км. Мой автомобиль достаточно надежный, возможно потому, что я использую самые дорогие смазочные материалы, свечи и провожу их замену согласно регламенту. Мотор жрет масло примерно 1 л на 10 000 км, что является допустимой нормой заводом изготовителя.

Приобрел автомобиль с пробегом в 80 000 км и сам проехал за год уже около 30 000 км. Месяц назад попал на капитальный ремонт, в ходе которого пришлось приобрести вкладыши фирмы taiho, оригинальные маслосъемные колпачки, кольца свечных колодцев, толкатели клапанов и многое другое. Автомобиль после капремонта стал ехать намного резвее. Жор масла отсутствует.

Этот мотор разработан совместными усилиями компаний Даймлер и Митсубиси. Главной отличительной чертой модели является ее цельно-алюминиевая конструкция, способная обеспечивать отменные характеристики мощности и экономичности.

Устройство двигателя 4A91

Мотор 4A91

Многие характеристики данного агрегата считаются превосходными, ведь для столь малообъёмного ДВС, работающего в паре с механической КПП, их было нелегко обеспечить. Например, разгон до 100 км/ч за 11,4 секунды, или мощность в 109 л. с. — все эти параметры у моторов того же класса оказываются значительно ниже.

И неудивительно. Конструкторы качественно поработали над 4A91. «С нуля» были разработаны его распредвал, поршневая, выпускной коллектор, маховик. Первым автомобилем, оснащенным этим мотором, стал Митсубиси Кольт 2004 года выпуска. Позже двигатель ставили на Лансер 10, Кольт Плюс.

4A91 — один из трёх представителей линейки 4A, применяющий систему газораспределения DOHC. Рабочий объём его цилиндров составляет 1499 см3. В зависимости от машины, на которую он устанавливается, двигатель может развивать от 102 до 109 л. с. Без капремонта данный силовой агрегат может пройти до 150 тыс. км, если уберечь его от чрезмерных нагрузок, своевременно заливать смазочные жидкости. Топливо и масло должны быть хорошего качества.

Распредвал находится сверху каждого ряда клапанов. Примечательно, что в 4A91 нет коромысел, штанг и рокеров. В целях уменьшения нагрузок и более эффективного сгорания ТВС предусмотрены 4 облегчённых клапана на каждый цилиндр вместо двух тяжёлых. Кроме того, 2 клапана имеют небольшой диаметр на впуске, что положительно сказывается на топливной экономичности без ущерба для мощности.

Отдельного внимания заслуживает система изменения фаз распределения газов. Все моторы с этой системой, по сравнению с другими «атмосферниками», обладают лучшими экономическими показателями и КПД.

Обслуживание 4A91

Как и говорилось ранее, заливать в этот двигатель рекомендуется качественные смазочные материалы. И делать это надо в строго в определённые сроки. Лучшим маслом, по мнению опытных пользователей, является фирменное масло производителя со значениями вязкости 0W30, 5W30, 5W40 и 10W30. Нужно придерживаться периодичности замены масла через каждые 15 тыс. км пробега, однако при активной, динамичной езде следует сокращать эту величину до 7 тыс. км.

Неплохо зарекомендовала себя смазка Elf 5W30, одного из мировых брендов автомобильных масел. Вязкость этого состава идеально подходит к непростым эксплуатационным условиям. Его можно лить и зимой и летом.

Масло Elf 5W30

Двигатель 4A91 очень чувствителен к качеству искры, поэтому лучше сразу купить и установить хорошие свечи. По регламенту следует проводить замену искрообразующих элементов каждые 10 тыс. км пробега, независимо от их состояния.

К наиболее важным процедурам обслуживания относятся также:

  • замена ремней навесного оборудования после 10 тыс. км пробега;
  • настройка клапанов с помощью толкателей, поскольку гидрокомпенсаторов на этом двигателе нет.

Неисправности и способы ремонта

Этот двигатель не может похвастаться европейской надёжностью, и требует внимания на протяжении всего периода эксплуатации. Повышенный жор масла даже на новых ДВС — характерная «болячка» 4A91. Рано или поздно эти особенности приводят к износу поршневой, появлению масла в свечных колодцах, залеганию колец и проворачиванию вкладышей.

А вот вполне удачным решением можно назвать применение втулочно-роликовой цепи ГРМ вместо популярного ремня. Она служит долго. Первое, что выходит из строя — натяжитель. Однако он имеет храповик-собачку, поэтому можно не бояться за перескок цепи и спокойно эксплуатировать её при изношенном на 15-20 процентов натяжном ролике. Единственный недостаток привода ГРМ 4A9 — процесс демонтажа и установки цепи. Если не располагать специализированными знаниями, то неправильный монтаж приведёт к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта.

Мотор с точки зрения ремонтопригодности практичен, он компактно расположен под капотом автомобиля. Доступ к важным узлам и агрегатам не осложнён. Очень удобно демонтировать впускной коллектор. А вот проводить регулировку клапанов крайне неудобно. Толкатели и кулачки валов узкие, запаса по регулировке на случай плоской шлифовки практически нет. Именно поэтому для установки ГБО этот мотор совершенно не подходит. С другой стороны, он довольно прост для выставления меток ГРМ. Шкив коленвала позиционируется штырём, риски предусмотрены в большом количестве: и на звёздочке выпускного распредвала, и на коленвале, и на муфте фазовращателя Майвек. Однако тут надо быть крайне внимательным и не перепутать. Надо также разбираться в схеме, чтобы самостоятельно проводить настройку. Зато не требуется специальный инструмент, в отличие от других моторов.

Регулировка клапанов 4A9

Что касается стоимости оригинальных запчастей, то владельцы 4A91 будут неприятно удивлены. Один только поршень с пальцем стоит около 7 тыс. рублей, а комплект колец на него — не меньше 1 тыс. рублей.

Поршень двигателя 4A91

Следует различать маслосъёмные колпачки 1.5-литрового 4A91 2004 и 2006 годов выпуска. Японцы заменили их во время рестайлинга двигателя, проведённого по истечении двух лет.

Тюнинг 4A91

Механическая часть 4A91 поддаётся модернизации очень тяжело, так как стоковые элементы в двигателе отсутствуют. Любой узел практически на 90 процентов наполнен электронными датчиками. Поэтому после тюнинга может появиться большое количество ошибок. Но некоторых любителей и это не пугает, они идут на замену поршневой и распредвалов. В итоге иногда удаётся повысить мощность до 200 л. с., но ресурс агрегата при этом снижается в несколько раз. Куда выгоднее и перспективнее выглядит свап 4A91 на 4A92.


Описание процесса разработки и особенностей двигателя 4a92
Описание процесса разработки и особенностей двигателя 4a92

Первоначальная разработка и изготовление двигателя осуществлялось компанией MDC Power, права на которую принадлежит автомобилестроительному концерну Daimler. Его штаб-квартира находится в Штутгарте. Для столь малообъемного двигателя, работающего в паре с МКПП, разгон до 100 км/ч за 11.4 секунды считается очень хорошим показателем. Конструкторы занимались с нуля разработкой распределительного вала, поршней, выпускного коллектора, воздушного фильтра, впускного коллектора, маслосъемных колпачков и маховика. Все эти элементы имеют индивидуальную конструкцию, не применяемую ранее в двигателях Mitsubishi. Впервые его установили на малогабаритный автомобиль Мицубиси Кольт в 2004 году, чуть позже им стали оснащать Мицубиси Кольт Плюс, а также Мицубиси Лансер 10 с индексом CY2A.

Годы выпуска

Что касается сезонной жидкости, ее выбор зависит и от года выпуска транспортного средства. Обратим внимание на оптимальные параметры вязкости для лета и зимы, в зависимости от модельного ряда Lancer 10, а также выделим лучшие бренды:

Модельный ряд 2008

  • Летний сезон – 20W-40, 25W-40
  • Зимний сезон – 0W-40, 5W-40
  • Лучшие бренды – Лукойл, Мобил, ЗИК, Kixx, Valvoline, G-Energy, Xado

Модельный ряд 2009

  • Летнее масло – 20W-40, 25W-40
  • Зимнее масло – 0W-40, 0W-30
  • Лучшие бренды – Мобил, Kixx, Лукйол, Кастрол, Xado, ЗИК, Valvoline

Модельный ряд 2010

  • Летнее – 20W-40, 25W-40
  • Зимнее – 0W-40, 5W-40
  • Лучшие бренды – Лукойл, Xado, Мобил, Valvoline, Шелл, Кастрол, Зик, Gt-Oil

Модельный ряд 2011

  • Летнее – 20W-40, 25W-40, 25W-50
  • Зимнее – 0W-40, 5W-40, 5W-50
  • Лучшие бренды: Кастрол, Лукйол, Мобил, Xado, GT-Oil, Шелл, Зик, Valvoline

Модельный ряд 2012:

  • Летнее: 20W-40, 25W-50
  • Зимнее: 0W-40, 5W-50
  • Лучшие бренды: GT-Oil, Шелл, Зик, Valvoline, Лукйол, Мобил, Xado, Кастрол

Модельный ряд 2013

  • Летнее – 20W-40, 25W-50
  • Зимнее – 0W-40, 0W-50
  • Лучшие бренды: Кастрол, Шелл, Мобил, Зик, Xado

Модельный ряд 2014:

  • Летнее – 20W-40, 25W-50
  • Зимнее – 0W-40, 0W-50
  • Лучшие бренды: Шелл, Кастрол, Мобил, Xado.

Что касается минерального масла, в двигателях Mitsubishi Lancer X такой тип смазки – очень большая редкость. Производитель заливает синтетику или, в крайнем случае – полусинтетику.

Технические характеристики

Моторная установка 4a91 является одним из трех представителей линейки двигателей 4a. Объем его рабочих цилиндров составляет 1499 кубических сантиметров. В зависимости от автомобиля, на который установлен 4a9, способен развивать мощность от 102 до 109 л.с. Значение примерного ресурса двигателя, который он может пройти без осуществления капитального ремонта, составляет от 80 000 до 150 000 км в зависимости от нагрузок, приходящихся на двигатель и качества используемых смазочных и топливных жидкостей. Работа его основывается на системе DOHC. Двигатели с данной системой имеют в своем составе два распредвала, 4 цилиндра, а также 16 клапанов.

Место расположения распределительного вала – сверху каждого ряда клапанов впуска и выпуска. В этом двигателе отсутствуют коромысла, штанги и рокеры. Для существенного снижения нагрузок и лучшего сгорания топливно-воздушной смеси, приходящегося на пружины, в данных двигателях устанавливают четыре облегченных клапана на каждый цилиндр, вместо двух, более тяжелых клапанов. Также это привело к тому, что благодаря двум клапанам с небольшим диаметром на впуске, в цилиндр поступает топлива на 50% больше чем через один клапан, более крупного диаметра.

ДВС 4a91


Также в ней присутствует система, позволяющая изменять фазы распределения газов. Двигатели с данным механизмом обладают более высокими экономическими показателями и коэффициентом полезного действия, в сравнении с другими атмосферными двигателями, предыдущего поколения. Номер силовой установки расположен на поверхности передней части блока цилиндров, вблизи нахождения насоса гидравлического усилителя руля.

Ходовая часть

Подвеска у «десятки» заметно приятнее, чем у предыдущего поколения: она упруго проходит неровности и перескакивает через «лежачих полицейских». Зато в поворотах автомобиль не в состоянии держать дорогу, кренится во все стороны. И это совсем не то, что ожидаешь от наследника легендарного раллийного прошлого.

По отзывам владельцев о «Лансере», уже через 45 тыс. км приходится менять родные втулки стабилизатора, на 70 тыс. км — задние сайлентблоки. К 90 тыс. «умирают» стойки стабилизатора и передние амортизаторы. Хорошо, если предыдущий владелец выбрал качественные аналоги, и те проходят еще столько же.

В задней подвеске первыми сдаются наружные сайлент блоки поперечных рычагов — уже к 90 тыс. км. Остальные детали живут до 150 тыс. км.

Сводная таблица технических характеристик двс 4a91

Мощность102 л.с.(75кВт)105 л.с.(77кВт)109 л.с.(80кВт)
Тип топливаБензиновоеБензиновоеБензиновое
АИ-92, АИ-95АИ-92, АИ-95АИ-92, АИ-95
Максимальный крутящий момент/ частота вращения коленвала138 Н*м (14 кг*м)/ 4000 об/мин141 Н*м (14кг*м)/ 4000 об/мин143 Н*м (15 кг*м)/ 4000 об/мин
Система, изменяющая рабочий объем цилиндровОтсутствуетОтсутствуетОтсутствует
Расход топливной жидкости6 л/100 км6.2 л/100 км6.3 л/100 км
Степень сжатия10.510.510.5
Ход поршня83 мм83 мм83 мм

Двигатель Митсубиси Лансер характеристики, ГРМ, динамика, расход топлива Mitsubishi Lancer X


Двигатель Митсубиси Лансер на нашем рынке представляет собой бензиновый, рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный агрегат рабочим объемом 1.6 и 1.8 литра. Изначально на Lancer в качестве базового ставили 1,5 литровый мотор, но в последствии его заменили на более мощный 1.6 литровый.

Мощность двух бензиновых моторов Лансера составляет 117 и 140 л.с. Этого вполне хватает, что бы с механической трансмиссией разгонять седан до сотни за 10.8 и 10 секунд. Что один, что другой двигатели предлагаются не только с механическими КПП, но и с автоматическими агрегатами. В случае с базовым мотором это 4-диапазонный автомат, у более мощного мотора имеется бесступенчатая коробка CVT.

Многих потенциальных покупателей волнует очень важный вопрос, что стоит в приводе ГРМ двигателя Lancer ремень или цепь? Ответственно заявляем, что 16-клапанный механизм с двумя распредвалами DOHC приводится в движение с помощью цепи! Наличие именно цепи в ГРМ обоих двигателей делает эксплуатацию агрегатов весьма удобной и без проблемной в плане обслуживания.

Оба двигателя имеют фирменную систему управления фаз газораспределения MIVEC, с распределенным электронным впрыском топлива ECI-Multi. Именно это и обеспечивает довольно большую мощность и отменный крутящий момент моторов Mitsubishi. Двигатели отвечают нормам экологичности ЕВРО-4, а потребляют исключительно бензин марки АИ-95.

Подробные характеристики двигателей Митсубиси Лансер далее.

Двигатель Mitsubishi Lancer X 1.6, расход топлива, динамика

  • Рабочий объем – 1590 см3
  • Количество цилиндров/клапанов – 4/16
  • Мощность л.с. – 117 при 6100 оборотах в минуту
  • Мощность кВт – 86 при 6100 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 154 Нм при 4000 оборотах в минуту
  • Максимальная скорость с 5-ст. механикой – 190 километров в час
  • Максимальная скорость с 4-ст. автоматом – 180 километров в час
  • Разгон до первой сотни с 5-ст. механикой – 10.8 секунд
  • Разгон до первой сотни с 4-ст. автоматом – 14.1 секунд
  • Расход топлива по городу л. – 7,8 (механика)/ 9,1 (автомат)
  • Расход топлива в смешанном цикле л.- 6,1 (механика)/ 7,1 (автомат)
  • Расход топлива по трассе л.- 5,0 (механика)/ 5,8 (автомат)

Двигатель Mitsubishi Lancer X 1.8, расход топлива, динамика

  • Рабочий объем – 1798 см3
  • Количество цилиндров/клапанов – 4/16
  • Мощность л.с. – 140 при 6000 оборотах в минуту
  • Мощность кВт -103 при 6000 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 178 Нм при 4200 оборотах в минуту
  • Максимальная скорость с 5-ст. механикой – 202 километров в час
  • Максимальная скорость с автоматом CVT – 191 километров в час
  • Разгон до первой сотни с 5-ст. механикой – 10 секунд
  • Разгон до первой сотни с автоматом CVT – 11.4 секунд
  • Расход топлива по городу л. – 10,1 (механика)/ 10,8 (CVT)
  • Расход топлива в смешанном цикле л.- 7,5 (механика)/ 7,8 (CVT)
  • Расход топлива по трассе л.- 6,0 (механика)/ 6,1 (CVT)

Как видно из нашего обзора характеристик силовых агрегатов Митсубиси Лансера, несмотря на большую мощность и отличный крутящий момент, динамика седана явно проигрывает многим конкурентам в этом классе. Поэтому при покупке этого автомобиля не стоит забывать, что это не спортивный автомобиль, а обычный городской седан с вялым разгоном и довольно приличным расходом топлива особенно с 1.8-литровым мотором. Внешность, в данном случае, оказывается весьма обманчива.

Надежность мотора

Данный агрегат имеет не очень хорошие показатели надежности и требует особого внимания во время всего периода эксплуатации. Даже автомобили, только сошедшие с конвейера, иногда отличаются повышенным жором масла в крупном количестве. Нарушение регламентированного технического обслуживания гарантированно приведет к повышенному износу цилиндро-поршневой группы и других элементов. В дальнейшем это приведет к следующим последствиям: появление масло в колодцах свечей, кольца поршневые могут залечь, а также провернуться вкладыши шатунные и коренные вкладыши, поскольку моторное масло из-за износа ЦПГ распределяется не корректно.



Конструкторы установили цепь в газораспределительный механизм. Это является удачным решением, поскольку это придает большую надежность двигателю. Снятие и установка цепи ГРМ обязательно осуществляется высококвалифицированными специалистами, поскольку неверная установка цепи может привести к серьезным проблемам, вплоть до того, что придется производить дорогостоящий ремонт двигателя.

Какое масло заливать и период регламентированного обслуживания

Как говорилось ранее, замену смазочных материалов и фильтрующих элементов необходимо производить строго в необходимые сроки. Завод-изготовитель рекомендует заливать фирменное масло Mitsubishi 0W30, 5W30, 5W40, 10W30. Регламентированный пробег прохождения автомобилем на данном масле составляет 15 000 км. Однако если автомобиль эксплуатируется при постоянной динамичной езде, то смазочную жидкость необходимо заменять в два раза чаще.

Масло mitsubishi 5w30


Однако среди владельцев автомобилей Mitsubishi Colt и Lancer X бытует мнение, что оригинальное моторное масло Mitsubishi является не лучшим выбором для данного мотора. Они утверждают ресурс двигателя при использовании всемирно известных брендовых смазочных материалов увеличивает ресурс силовой установки практически вдвое и составляет около 150 000 км, в то время как использование рекомендуемого масла заставит сделать капитальный ремонт двигателя уже на пробеге в 80-90 тыс км.

Список моделей авто, в которые устанавливался двигатель 4a92

MDC Power проектировало мотор преимущественно для использования компанией Mitsubishi Motors Corporation. Силовая установка нашла место в автомобилях:

  • Mitsubishi ASX;
  • Mitsubishi Lancer.

Это интересно: Назначение сетки на радиаторе

Руководство компании Daimler совместно с Mitsubishi Group приняли решение об продаже 4a92 другим автопроизводителям. Небольшой вес, экономичность и большая мощность двс заинтересовали как большие, так и маленькие компании, производящие машины:

  • Brilliance H530;
  • Brilliance V5;
  • Zotye Z300;
  • CITROEN C4;
  • CITROËN C4 AIRCROSS.

Китайские производители вносили свои изменения в двигатель. Модернизация позволила снизить стоимость мотора, но получить такую же экономичность как у оригинального 4a92 в Поднебесной не удалось. Надежность также осталась под большим вопросом.

Ремонтопригодность и обслуживание

В целом двигатель устроен очень просто и имеет компактные размеры. Это позволяет производить ремонтные работы даже в гаражных условиях. Однако запасные части, их доступность и цена при поломке основных элементов заставляет владельца заменить двигатель целиком на контрактный агрегат. Чаще всего в денежном эквиваленте данная замена обходится владельцу дешевле, чем приобретение большого набора запчастей, подлежащих замене.

После проведения ремонтных работ в двигателе, необходимо осуществить его настройку для корректной работы. Двигателя с системой DOHC имеют свои отличительные особенности в регулировке клапанов. От правильности настройки зависит расход топливной жидкости, а также компрессия мотора, вследствие чего можно заметить ухудшение динамических качеств разгона автомобиля. Поршни и поршневые кольца автоконцерну Мицубиси поставляют компании Тейкин и TP — Teikoku Piston.

Система зажигания и навесное оборудование являются надежными элементами в моторе 4a91. Необходимо вовремя производить замену свечей зажигания, поскольку силовая установка очень чувствительна к качеству искры. Данные, прописанные в книге по обслуживанию и ремонта двигателей из серии 4a9, свидетельствуют о необходимости проведении замены свечей каждый 10 000 км пробега, не зависимо от их состояния. Также, производитель данных моторов, рекомендует обратить внимание на моменты затяжек всех соединений двигателя, поскольку в ДВС располагается много сопряженных элементов, работающих под высокими нагрузками.

Привод механизма распределения газов изображен на рисунке


1 — Натяжительный башмак; 2 — Шестерня клапанов выпуска; 3 — Шестерня клапанов выпуска; 4 — Цепной успокоитель; 5 — Шестерня коленвала; 6 — Цепь привода ГРМ; 7 — Цепной натяжитель; a,b,c,d,e – Метки ГРМ цепи

Тюнинг

Проблема модернизации двигателя 4a91 является то, что он идеально настроен заводом-изготовлением для соответствия всем заявленным показателям динамичности и экономичности. Любое вмешательство в цельную конструкцию моторной установки приведет к не идеальной работе двигателя, а также к возможному увеличению потребления смазочных и топливных жидкостей. Самым распространенным видом тюнинга любого двигателя из серии 4a9 является изменение показаний и перепрошивки электронного блока управления. Он настроен так, что бы показатели экономии топлива и динамических качеств соответствовали заявленным показателям. Если настроить его на максимальную экономию топлива, динамические качества автомобиля существенно снизятся. Достоинством ЭБУ, установленного на данных моторах, является то, что вернуться к заводским настройкам очень просто.

Механическая часть очень сложно поддается тюнингу, поскольку стоковые детали в моторе практически отсутствуют. Система впуска наполнена электронными системами, поэтому после осуществления модернизации может появиться большое количество ошибок. Однако некоторых автовладельцев это не пугает, и они прибегают к изменению конструкций поршневой группы, модернизации распределительных коленчатых валов. Однако при сборке двигателя нужно быть очень внимательным, и сделать момент затяжки коленвала и других элементов соответствующим заводским параметрам. Большинство автомобильных специалистов утверждают, что swap 4a91 на 4g92, это принесет больше эффекта в динамических качества, чем тюнинг 1.5-литрового мотора.

Двигатели семейства 4А9 были созданы инженерами компании Mitsubishi Motors в 2004 году, а выпускались на заводе DaimlerChrysler в Германии. Соответственно эти двигатели устанавливали на Mitsubishi Colt, а также на соплатформенный Smart ForFour. Позже их продали нескольким китайским автопроизводителям. Например, 1,5-литровый двигатель устанавливают на выпускаемый в Беларуси Zotye Z300.

Для компании Mitsubishi это был первый 4-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком. В ГБЦ помещены 16 клапанов, два распредвала, на впускном установлен фазовращатель системы MIVEC. Гидрокомпенсаторы отсутствуют. Привод ГРМ осуществляется роликовой цепью.

В семейство 4А9 входят «четверки» объемом от 1.3, 1.5 и 1.6 литра. Также были созданы и 3-цилиндровые двигатели 3А9 объемом от 1.0 до 1.2 литра. У всех версий одинаковый диаметр цилиндров - 75 мм, отличается ход поршня.


Мы разберем младшую «четверку» 4А90 объемом 1.3 литра, мощностью 95 л.с. Двигатель был снят с Mitsubishi Colt 6 2005 года выпуска. Этот же двигатель в каталогах Smart (или Mercedes) обозначается как М135.930.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 1.3 (4A90), снятого с Mitsubishi Colt 6.

Выбрать и купить двигатель для Mitsubishi Colt и других моделей Мицубиси вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.

Что можно сказать о надежности двигателя 4А90?

Двигатель получился довольно компромиссным, есть у него неприятные особенности, приводящие к капитальному ремонту. Хотя немало этих двигателей прошло и 300 000 км.


Посторонние звуки и их источники

Многих владельцев автомобилей с двигателем 4А90 при эксплуатации беспокоят различные цокающие подозрительные звуки и стуки. Их источником может быть разболтавшийся термоизоляционный экран выпускного коллектора, прогоревшая прокладка выпускного коллектора, прокладка между выпускным коллектором и приемной трубой. Также нередко источником посторонних звуков может быть муфта MIVEC и даже детонация. Об этом чуть подробнее – дальше по тексту.

Помпа и компрессор кондиционера

Посторонние шумы и вибрации могут исходить от помпы и компрессора кондиционера. В них разбиваются подшипники. Вызываемые ими вибрации и звуки обычно меняются или пропадают в зависимости от нагрузки на приводной ремень.


Правильное масло
Так как двигатель 4А90 был разработан в том числе для нужд Mercedes, то к нему применяются соответствующие допуски. А именно масло должно соответствовать допускам не ниже 229.1. Лучше всего подходит чистая синтетика Mobil1 0w-40 или 5w-40, ее и льют с завода. Можно использовать хорошие аналоги c высокими допусками 229.3 или 229.5, масло лучше менять каждые 7000 – 8000 км.

Однако есть информация, что в Японии в этот двигатель наливают маловязкое масло 0W-20.

Если двигателю масло не понравится, вы практически сразу об этом узнаете по детонации и жору масла. Об этом подробнее – ниже.

ЭБУ

Блок управления двигателем 4А90 может начать барахлить. Это будет проявляться несколькими рывками при езде или ускорении, похожими на неполадки с бензонасосом. Либо же сильно падает тяга, снижаются обороты, двигатель едва не глохнет. Одновременно с этим на панели приборов загорается Check Engine и индикатор перегрева двигателя. А через несколько секунд все эти симптомы исчезают и двигатель начинает работать нормально. Разумеется, неполадка будет проявляться в дальнейшем. Практика показывает, что проблема в блоке управления двигателем. Его приходится менять, прошивая иммобилайзер своей машины.


Выбрать и купить блок управления для двигателя Mitsubishi 1.3 (4A90) и других моделей Mitsubishi вы можете в нашем каталоге.

Дроссельная заслонка
С дроссельной заслонкой двигателя 4А90 случаются классические неисправности: машина может переставать реагировать на педаль акселератора, обороты могут жить своей жизнью (то есть плавать, сильно снижаться на холостых), а двигатель будет плохо заводиться или временами глохнуть. В ряде случаев на неполадки в дроссельном узле указывают соответствующие ошибки.

Почти всегда помогает чистка дроссельной заслонки. После установки на место ее нужно адаптировать, иначе в течение нескольких следующих дней эксплуатации холостые обороты будут повышенными, на уровне 2000 об/мин.

А вот если двигатель потерял в мощности, а обороты не поднимаются выше 3000, то нужно ехать к дилеру и перепрошивать программное обеспечение. Описанная неисправность и способ ее решения были описаны производителем.


Выбрать и купить дроссельную заслонку для двигателя Mitsubishi 1.3 (4A90) и других моделей Mitsubishi вы можете в нашем каталоге.

Шкив коленвала
Шкив коленвала на двигателе объемом 1.3 литра (4А90) литой, а на 1,5-литровом демпферный. Но размеры у них одинаковые.


Термостат и температура двигателя 4А90

Ради повышения КПД инженеры Mitsubishi сделали двигатель 4А90 горячим. Термостат полностью открывается при нагреве антифриза до 95°. Но в жаркую погоду и при активной резвой езде антифриз нагревается сильнее, даже до 110°. В таких условиях быстро деградирует масло, дубеют маслосъемные колпачки и возникают условия для возникновения детонации.


Катушки зажигания
Катушки зажигания могут простреливать на ГБЦ через рассохшиеся изолирующие резинки. Возникают пропуски зажигания, на которые указывают ошибки, а также провалы при наборе оборотов.


Выбрать и купить катушку зажигания для двигателя Mitsubishi 1.3 (4A90) и других моделей Mitsubishi вы можете в нашем каталоге.

Масло в свечных колодцах
В свечные колодца может попадать масло: оно просачивается сюда через задубевшие сальники в клапанной крышке. По заводу сальники идут только в сборе с оригинальной клапанной крышкой (она стоит от 150$ до 270$), что влетает в копеечку.
Самые экономные вынимают старые сальники и ставят на их место неоригинальные подходящего размера.


Клапан вентиляции картерных газов

Обычно при пробеге около 100 000 клапан ВКГ теряет герметичность из-за собравшегося в нем нагара и перестает нормально выполнять свои функции. Это сказывается на работе двигателя: могут плавать обороты, присутствовать небольшой подсос воздуха.

Исправный клапан должен продуваться в одном направлении – от клапанной крышки ко впускному коллектору. Также должен присутствовать нормальный ход штока клапана. Это проверяется на работающем двигателе с выкрученным клапаном, но надетом на него шлангом ко впускному коллектору. При закрытии входного отверстия должен раздавать щелчок, свидетельствующий о перемещении штока.


Форсунки
Загрязненные форсунки приводят к вибрациям на холостых, замедленному снижению оборотов и неторопливому выравниванию холостого хода.

Двигателю 4А90 достались форсунки Siemens Deka – примерно такие же стоят на некоторых ВАЗовских двигателях.


Детонация («звон пальцев»)

Детонация – еще одна очень распространенная проблема двигателя 4А90 (и 4А91). Детонация проявляется на прогретом двигателе, особенно в жару и на низкосортном бензине, под нагрузкой. При детонации двигатель звенит и немного вибрирует в диапазоне от 2000 до 3000 об/мин. Такой звон может ослабевать или пропадать после включения на максимум «печки» салона.

Эта детонация проявляется из-за кратковременного залегания поршневых колец, когда в камеру сгорания попадает моторное масло, горение которого приводит к повышению температуры в ней.

Замечено, что при проверке компрессии на теплом и горячем двигателе могут быть разные показания, то есть, поршневые кольца могут все-таки «откисать» и нормально выполнять свою функцию. А потом в некоторых режимах вновь залегать.

Зазоры клапанов
Двигатели семейства 4А9 не имеют гидрокомпенсаторов в приводе клапанов. Тепловые зазоры нужно проверять каждые 40 000 км и регулировать при необходимости. Регулировка производится подбором стаканчиков. Производитель предусмотрел 30 размеров толкателей, один стоит около 10$.


Цепь ГРМ

Двигатель 4А91 практически не замечен с такой проблемой как растяжение цепи ГРМ. Если ее и приходится менять, то при пробегах более 200 000 км.


Муфта MIVEC и ее клапан
Еще один вероятный источник постороннего шума – муфта фазовращателя системы MIVEC. Она гремит на холодном моторе в течение некоторого времени после запуска двигателя.

Также может барахлить клапан, управляющий муфтой. При его неисправности наблюдаются кратковременные и бессистемные провалы тяги, дергания, плавающие обороты. Эти симптомы могут пропадать при отключении электроразъема на клапане. Еще при неисправном клапане двигатель теряет в мощности, загорается Check Engine из-за ошибки, указывающей на неполадки в клапане муфты MIVEC.


В большинстве случаев клапан можно отмыть в подходящем очистителе. Но иногда изнашивается шток клапана и его седло – между ними возникает выработка. Для проверки можно потрясти отмытый клапан – если он гремит штоком, то нужно покупать новый.



Залегание поршневых колец
Проблема залегания поршневых колец присуща двигателю 4А90 и 4А91 (1,3 и 1,5 литра соответственно). Надо сказать, что кольца залегают не столько из-за инженерных просчетов, сколько из-за неприспособленности двигателя к некачественному бензину и неправильному маслу. Стоит миниатюрным поршням этих моторов перегреться, как масло начинает подгорать и засорять канавки компрессионных колец и забивать маслосъемные кольца. Та же история и с неправильным (неподходящим) маслом: оно забивает канавки на поршнях, нарушая подвижность колец.


В результате двигатель Mitsubishi начинает расходовать масло вплоть до 1 литра на 1000 км. С масляным аппетитом этот мотор может пройти пару десятков тысяч километров, но обычно все это заканчивается прогоранием одного из клапанов или даже разрушением поршней с повреждением блока. Избежать поломки мотора 4А90 и 4А91 можно было заменой поршневых колец.

Взаимозаменяемость двигателей 4А9

Двигатели семейства 4А9 схожи по габаритам и взаимозаменяемы. Они одинаковы по опорам, по креплению КПП. Но есть разница между европейскими и японскими версиями: стартер на японских комплектациях слева, на европейских справа. Также есть отличия в выпускном коллекторе из-за присутствия на японских версиях системы EGR. При желании ранний 4А90 или 4А91 можно заменить на поздний (с 2010 года) 1,6-литровый вариант 4А92, который обзавелся улучшенной поршневой группой.

Здесь по ссылке вы найдете актуальный перечень конкретных автомобилей Митсубиши на разборке и сможете заказать с них запчасти.

Сборка мотора 4A91 1.5 Mitsubishi Lancer X

Блок цилиндров Лансер 10
Лишь работая в сфере обслуживания и ремонта автомобилей и досконально зная их конструкцию и строение, можно в полной мере оценить насколько автомобиль напоминает человеческий организм. Здесь нет лишних деталей, всё работает в комплексе, сообща. Если «заболит» одной орган и его оставить без своевременного и квалифицированного лечения, то, в скором времени, он потянет за собой и другие. Всё точно так же и в случае с автомобилем. Нужно отдавать себе отчёт в том, что техника, какая выносливая и надёжная она бы не была, требует внимания, заботы и ухода.

Всё это к чему? К тому, что мотору, о которым мы расскажем в этой статье не повезло с хозяином. Он не понимал этих, простых, казалось бы, истин.

А дело было так.

Mitsubishi Lancer 10 с мотором 1.5 литра (модель 4А91) начал всё чаще и чаще требовать открывать капот и подливать в двигатель масла. Проще говоря Лансер 1.5 начал жрать масло.

  1. Замена масла раз в 15000 км или реже. Да, может быть так и предписывает производитель в сервисной книжке, вот только сюда не заложены пробки, частые запуски-прогревы, экстремальные температуры и многие другие факторы. При эксплуатации автомобиля в городе – 10000 км предел даже для самой дорогой и качественной «синтетики».
  2. Качество ГСМ (бензин, масло). Велик шанс нарваться на контрафакт.
  3. Некачественные комплектующие, запчасти. Как и со вторым пунктом всегда можно купить поддельный или некачественный масленый или воздушные фильтры, например.
  4. Редкая замена воздушного фильтра. Результат – он перестаёт справляться со своими обязанностями и грязь попадает в мотор.
  5. Несвоевременное принятие мер, когда двигательМитсубиши Лансер 10 уже начал требовать долива масла между ТО. Убитый нейтрализатор выхлопных газов может сыграть злую шутку.
  6. Постоянная езда на слишком высоких или наоборот слишком низких оборотах.

Отдельно стоит остановиться на шестом пункте.

Дело в том, что на Lancer 10 мотор в 1.5 литра является минимальным по объёму. Силёнок да и эластичности ему не хватает, поэтому очень часто его приходиться хорошенько «крутить». Частая и продолжительная работа на высоких оборотах не идёт на пользу любому двигателю, а ресурс скоропостижно уменьшается.

Любовью к подъеданию масла чаще отличаются именно самые «маленькие» по кубатуре моторы Mitsubishi.

Вернемся к нашему страдальцу. И так, он начал есть масло, тем самым заставляя своего хозяина всё чаще и чаще открывать капот Митцубиши Lancer 10. К моменту «кончины» двигателя он начал поглощать уже до 1000-1200 мл масла на тысячу км. Учитывая столь крепкий масленый аппетит хозяин не придумывает ничего лучше, чем вообще забить на замену масла в моторе: «а зачем, оно и так постоянно обновляется». Разумеется, спустя какое-то время исчерпал свой ресурс и перестал работать масленый фильтр. Масло чистое угорало, а вся грязь оставалась в моторе. От всего этого «сала в шоколаде» забился и отказал масленый насос. Итог прогнозируем – смерть вкладышей распредвала.

Мотор в разобранном виде. Начинаем собирать двигатель 4А91, но для начала пара фото, показывающее общее состояние некоторых деталей двигателя.

Состояние зеркал цилиндров.



Поршни с остатками шатунных колец. Обратите внимание на жижу вместо масла на деталях.
Поршень Лансер 10
Поршень Лансер 10

Коленвал Лансер 10

Состояние шеек коленвала.

Сначала подписываем крышки коленвала.

Мельчайшей шкуркой обрабатываем зеркала цилиндров для создания еле заметных насечек перпендикулярных поршню.



Все места, где находились прокладки или герметик зачищаем специальной насадкой с помощью дрели. Делать это нужно аккуратно, т.к. основная идея снять лишь остатки прокладок или герметика, а не металла. Без фанатизма.



Устанавливаем верхние вкладыши коленвала.
Верхние вкладыши Лансер 10
Верхние вкладыши Лансер 10
Верхние вкладыши Лансер 10

Снимаем старые вкладыши с крышек коленвала и устанавливаем новые.



Коленвал Лансер 10

Коленвал возвращается на своё место.

Устанавливаем упорные полукольца коленвала.
Упорные полукольца Лансер 10
Упорные полукольца Лансер 10

Упорные полукольца Лансер 10
Упорные полукольца Лансер 10

Каплей масла смазываем шейки коленвала, т.к. вкладыши у Лансера беззамочные и их может провернуть при первом старте двигателя.

При затягивании болтов крепления крышек коленвала необходимо использовать динамометрический ключ, чтобы выдержать необходимый момент. Затягивать начинаем с третьей крышки и двигаемся от неё.



Извлекаем кольца из поршней и зачищаем последние. Устанавливаем новые кольца.
Поршневые кольца Лансер 10
Поршневые кольца Лансер 10
Поршневые кольца Лансер 10

Поршневые кольца Лансер 10
Поршневые кольца Лансер 10
Поршневые кольца Лансер 10

Снимаем выпускной коллектор и прочие детали.






Рассухариваем клапана и снимаем их, так же не забыв подписывать.



Проставочные шайбы Лансер 10

Снимаем проставочные шайбы пружин клапанов.

Разборка головки блока цилиндров Mitsubishi Lancer 1.5 завершена. Теперь всё промеряем и ещё раз убеждаемся, что «голову» повело. Отправляем на шлифовку ГБЦ.
ГБЦ Лансер 10
ГБЦ Лансер 10

Возвращаемся к блоку цилиндров.

Устанавливаем кольца на поршни. Кольца должны устанавливаться по подобию значка Мерседеса: три кольца – с полостями в трёх разных сторонах.


Устанавливаем шатунные вкладыши.





Стяжкой стягиваем кольца поршня и устанавливаем их в цилиндры. Обратите внимание: точка на поршне должна смотреть в сторону ГРМ!


Фиксируем шатуны к коленвалу. Не забываем про моменты затяжки!


Продолжаем работы над зачисткой мест, где были прокладки или герметики.

ГБЦ Лансер 10

Вернулась отшлифованная головка БЦ.

Теперь начинается долгий процесс притирки клапанов. Если клапана новые, то сначала они притираются крупной пастой, потом мелкой. Б/у-шные клапана – сразу мелкой пастой.
Притирочная паста
Головка блока цилиндров Лансер 10

Клапан Лансер 10

Перед установкой маслосъёмных колпачков немного смазываем их маслом.
Маслосъемный колпачок Лансер 10

Засухариваем.


Далее шлифуются и зачищаются все места, где были прокладки или герметик.









Устанавливаем новую помпу.
Помпа Лансер 10


Поддон двигателя Лансер 10

Устанавливаем поддон двигателя.

Стыкуем головку и блок. Болты лучше всего использовать новые. Разумеется, абсолютно все прокладки устанавливаются так же новые.

Двигатель Лансер 10 в сборе

Мотор готов. После установки навесного оборудования двигатель приобретает полноценный внешний вид.

Читайте также: