какая рабочая температура ваз 2103

Обновлено: 30.04.2024

Двигатель ВАЗ 2103 – переходный вариант мотора третьего поколения

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Мотор 2103

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

смешанный цикл 8,9 л/100 км

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

По умолчанию изготовителем рекомендовано применение жидкостей из этой таблицы и значения параметров, которые содержит описание мотора.

Конструкция ДВС 2103

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.

Распредвал

ГБЦ

Цепная передача

Для отечественной «классики» ВАЗ существуют общие стандарты, какое масло лить в двигатель – 5W30/5W40 или 10W40/15W40. Охлаждающая система здесь комбинированная (разбрызгивание и подача смазки под давлением).

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Впускной коллектор

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

ДВС 2103 в Ниве

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Масло моторное1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Жидкость охлаждающая2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

ПоломкаВероятная причинаСпособ ликвидации
Двигатель 2103 не заводитсяполомка электромагнитного клапаназамена клапана
выход из строя бензонасосапрочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтраустановка нового фильтра
не поступает бензин в карбюраторчистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет моторнарушены регулировки холостого ходарегулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюраторремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачкамирегулировка зазоров
Повышенный расход маслаизнос уплотнителейзамена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колецподбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачковустановка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.

Тюнинг 2103

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Двигатель ваз 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км. Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л. Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут . Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Техобслуживание

Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Ремонт двигателя ВАЗ-2103 вполне реально сделать своими силами

Конструкция данного силового агрегата достаточно простая. Соответственно, многие автолюбители самостоятельно могут сделать все ремонтные работы, связанные с двигателем. Такой вариант помогает сэкономить определенную сумму в связи с отсутствием необходимости оплачивать работу мастеров. Есть целый ряд признаков, указывающих на необходимость проведения ремонта. Среди них следует выделить:

  • выросший расход топлива и масла;
  • дымный выхлоп явного синеватого оттенка;
  • неравномерная работа мотора в режиме холостого хода;
  • появление нагара на свечах;
  • явно снизившаяся мощность и вялая динамика;
  • троение;
  • «чихание» карбюратора;
  • «выстрелы» в глушителе;
  • постоянный перегрев.


Наиболее простой вид ремонта двигателя – это замена расходников. В принципе, данные работы можно даже отнести к обслуживанию. Если вы хотите, чтобы мотор вашей «тройки» служил долго, следует своевременно менять свечи, фильтра, масло. Каждые 10 тысяч километров нужно обязательно регулировать клапаны.

Описывать все возможные варианты ремонта не имеет смысла. Наверное, более правильно будет рассказать о том, как осуществляется разборка двигателя. Непосредственно перед этим следует снять мотор с автомобиля и тщательно его вымыть. Теперь можно приступать непосредственно к разборке. Снимаем карбюратор, предварительно отсоединив шланги и тягу привода дроссельной заслонки, после этого – трамблер и топливный насос, датчик температуры охлаждающей жидкости. Теперь можно выкрутить свечи. Далее наступает очередь всех шлангов и патрубков системы охлаждения.

Масляный фильтр откручивается с помощью специального приспособления. Оно есть в гараже у многих автолюбителей советской закалки. Поэтому если у вас такого нет, поспрашивайте у знакомых, чтобы не трать лишние деньги на покупку. После того как открутили фильтр, можно снимать датчик давления масла. Следующий этап – демонтаж сапуна вентиляции картера и всего узла. Теперь снимаем фиксатор сливной трубки и снимаем маслоотделитель.

Храповик также откручивается с помощью специального ключа. Теперь фиксируем его от проворачивания и снимаем шкив коленвала. После этого можно приступать к демонтажу крышки привода распредвала и головки цилиндров. Далее нужно будет немного попотеть. Сперва следует отвернуть болты, удерживающие звездочки масляного насоса и распредвала. Далее снимаем натяжитель цепи и башмак. Осталось лишь отвернуть ограничительный палец и снять звездочки. Все – можно вытаскивать цепь.


Теперь приступаем к демонтажу коленвала. Здесь сперва нужно открутить гайки шпилек крепления корпуса подшипников. После этого последние снимаются вместе с коленвалом. Далее нужно отвернуть болты крепления и снять головку цилиндров вместе с коллекторами. Оттуда вынимаем валик привода маслонасоса, предварительно демонтировав упорный фланец. Далее вооружаемся специальным съемником и вынимаем звездочку коленвала. Для того чтобы извлечь поршни и шатуны, предварительно раскручиваем гайки соответствующих болтов. Здесь стоит подчеркнуть один важный момент. Опытные автолюбители советуют обязательно помечать шатуны, вкладыши (равно как и их крышки) а также поршни. Это нужно для того, чтобы при обратной сборке вы ничего не перепутали.

После этого можно откручивать болты крепления маховика и снимать шайбу. Здесь, в принципе, все просто. Далее снимаем уже сам маховик, после чего с помощью съемника вытаскиваем из гнезда в коленвале подшипник первичного вала КПП. Впрочем, последнее действие можно сделать и позже. Это, как говорится, на ваше усмотрение. Теперь нам осталось только лишь снять держатель сальника коленвала, коренные вкладыши (предварительно открутив соответствующие болты), ну и сам коленчатый вал. Вот и все – разборка двигателя закончена.

Вам осталось лишь определить, какие из деталей нуждаются в замене, купить новые, и осуществить сборку в обратном порядке. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. Конечно, придется потратить определенное время, да и место для проведения такой работы есть не у каждого автолюбителя. Тем не менее многие владельцы «троек» предпочитают ремонтировать свои автомобили собственными руками.

Особенности конструкции

Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:

  • ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
  • диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.

Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:

  • цепная передача ГРМ;
  • недоработанные модели карбюраторов;
  • капитальный ремонт через 20000 км пробега.


Цепь ГРМ

Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

реальный 200000 км

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм


Конструкция ДВС 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1.5 литра

В далёком 1972 году инженеры АвтоВАЗа создали легендарный 03 двигатель. Тот факт, что данный мотор успешно работает более 45 лет, говорит о многом. За мощность, простоту и надёжность конструкции, ВАЗ 2103 стал любимцем многих отечественных автолюбителей.

Двигатель 03 модели устанавливался на такие модели Жигулей: ВАЗ 2103, ВАЗ 2102, ВАЗ 2106, ВАЗ 21053, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2121.

История создания ВАЗ 2103 1.5

В начале 70-х годов, в Советском Союзе возникла потребность в более мощном двигателе для отечественных Жигулей, нежели существующая модель ВАЗ 2101. Для получения мотора большей мощности, было решено доработать уже проверенный двигатель 01 модели. Изменение высоты цилиндров, почти на 9 миллиметров, позволило увеличить мощность и объём цилиндров на 300 куб., сантиметров.

Во всём остальном, это тот де ВАЗ 2101, который в свою очередь является модифицированной копией FIAT 124, выпущенного в 1968 году. Модель 01 двигателя не точная копия, русские инженеры изменили конструкцию ГРМ. На итальянском автомобиле распределительный вал находился в блоке цилиндров, а головка БЦ была чугунная. В ней находилась рубашка для охлаждающей жидкости и отверстия, предназначенные, для установки свечей зажигания.

На 03 модели, головка БЦ выполненная из алюминиевого сплава. В ней имеются опоры, в которые устанавливается распредвал, на нем размещены 8 клапанов, по 2 на цилиндр.

Технические данные ВАЗ 2103

  • Производитель АвтоВАЗ, г. Тольятти.
  • ВАЗ 2103 — четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный двигатель, четыре цилиндра которого размещены в 1 ряд.
  • Блок цилиндров выплавлен из чугуна. Вес двигателя 03 модели 121 кг.
  • Система газораспределения — распредвал верхнего положения, имеет 8 клапанов.
  • Система смазки ВАЗ 2103 комбинированная, разбрызгиванием, а так же давлением.
  • Система питания — карбюраторное, тип карбюратора 1107010-20.
  • Система зажигания, ВАЗ 2103 контактного, а может быть бесконтактного типа, имеет одну общую катушку на 4 цилиндра. Цилиндры работают в порядке 1-3-4-2.
  • Точный объём мотора ВАЗ 03 — 1452 куб., сантиметров. Мощность мотора ВАЗ 2103 при 5600 оборотов мин., 71 л., сила. Крутящий момент ВАЗ 2103 при 3400 оборотов мин., 104 Нм.
  • Поршни алюминиевые, имеют оловянное напыление. Длинна их хода составляет 80 мм. Диаметр составляет 76 миллиметров. Степень сжатия ВАЗ 2103 — 8.5

Расход топлива

Расход горючего при движении по городу 9.4 л., на 100 км., пробега. При движении по трассе 6.9 литров. Общий расход 8.9 л., на 100 км., пробега. Используемое горючие АИ 93.

Расход масла

Допустимый расход моторной смазки 700 граммов на 1000 км., пробега. Используемые виды масла 5W40, 15W40, 5W30, 10W40. Объём смазки в моторе 3.75 литра. При заливке нового масла нужно брать 3.5 литра. Замену моторной смазки нужно делать через каждые 10000 километров.

Ресурс

Ресурс работы двигателя ВАЗ 2103 заявленный производителем составляет 125 км. При правильном обслуживании и аккуратном вождении, ресурс работы двигателя может превысить 200000 километров.

Особенности БЦ ВАЗ 2103

БЦ двигателя 03 модели Жигулей отлит из особо прочного чугуна. Внутри находятся магистральные масляные каналы и рубашки, для циркуляции охлаждающей жидкости. В нижней части коленвала расположены пять опор для установки коленвала. Крышки опор не взаимозаменяемые, их нельзя путать местами.

БЦ 03 отличается от БЦ ВАЗ 2101 большим расстоянием по высоте. Это необходимо для получения объёма двигателя 1.5литра. БЦ изготавливался с учётом межцентрового расстояния 95 миллиметров. Цилиндры имеют межремонтные размеры. Диаметр размеров цилиндров имеет пять классов. Они обозначаются латинскими символами по алфавиту от А до Е. Разница между классами в размерах составляет 0.01 мм. Внизу БЦ, рядом с центром всех цилиндров наноситься их класс. Учитывая все возможные ремонты цилиндров, ресурс работы двигателя составляет около 800 тыс., километров.

Особенности конструкции ГБЦ 03 модели

Головка БЦ является для четырёх цилиндров общей. Высота ГБЦ 112.5 миллиметров, объём камеры сгорания 33.2 куб., см. Её размер 51×79 миллиметров. Внутри камеры сгорания находиться фрезерованная ступенька, имеющая высоту 2 мм.

Внутри ГБЦ на опорах устанавливается распредвал. На нем размещены 8 клапанов, 4 впускных и 4 выпускных клапана. Впускной и один выпускной клапан на цилиндр. Вал имеет одну отличительную особенность, между кулаками 2 цилиндра имеется необработанная шейка в форме правильного шестигранника. Привод ГРМ двухрядная роликовая цепь состоящая из 116 звеньев, которая требует периодической натяжки. Гидрокомпенсаторы отсутствуют, поэтому требуется своевременная регулировка клапанов.

Особенности конструкции ШПГ

Коленвал модели 03 отличается предыдущий модели двигателя большим радиусом кривошипа 40 мм., что обеспечивает больший движения хода поршня до 80 мм.

Поршни идентичны ВАЗ 2101. Материал изготовления поршня — алюминий.

Поверхность детали покрыта оловом. Класс поршня обязан соответствовать размеру цилиндра. Поршневое отверстие под палец имеет три категории размеров. Маркировка расположенная на дне поршня указывает на принадлежность к определённому классу и определённой категории. Латинская буква означает принадлежность к классу поршня, а цифра, к категории отверстия под палец.

Кольца поршней используются с ВАЗ 2101, нормальный размер которых 76 мм. Поршневые кольца чугунные. Компрессионное кольцо расположенное сверху, имеет хромированную поверхность и бочкообразную форму. Компрессионное кольцо, расположенное снизу скребкового типа. Они упрочнено способом фосфатирования. Маслосъёмные кольца не хромируются и не упрочняются. Зато они комплектуются пружиной-расширителем.

Шатун, так же используется с ВАЗ 2101. Его длина 136 мм. Каждый шатун имеет персональную крышку, менять местами их нельзя. Так как шатуны обрабатываются совместно с крышкой. Чтобы не перепутать, на крышке и шатуне нанесена цифра, определяющая принадлежность к цилиндру, в который их нужно устанавливать.

Особенности системы зажигания

На двигателе ВАЗ 2103 используется классическая контактная система зажигания. Позже стали использовать бесконтактную СЗ. Контактная система зажигания состоит из трамблёра 30.3706, катушки зажигания Б117А. При бесконтактной СЗ будит использоваться катушка зажигания 27.3705.

На двигателе ВАЗ 2103 устанавливается генератор переменного тока 42 А, Г-221. Внутри генератора находиться диодный мост, преобразующий переменный ток в постоянный.

Конструкция впускных и выпускных коллекторов ВАЗ 2103

В двигателе ВАЗ 2103 1.5 впускной коллектор, для улучшения работы на холостом ходу, обустроен перегородкой большей длинны, чем коллектор ВАЗ 2101. А выпускной коллектор остался без изменений. Что позволяет выполнить тюнинг, путём установки прямоточного глушителя. Эта модернизация значительно увеличит крутящий момент и мощность автомобиля.

Характерные неисправности ВАЗ 2103

1. Не запускается двигатель:

  • эта неполадка характерна для всех моделей ВАЗ классика. Может исчезнуть искра. Причин несколько, все свечи проверять не нужно, четыре свечи одновременно из строя выйти не могут. Проблема скорее всего в распределителе зажигания, а именно в нарушении необходимого зазора в прерывателе;
  • так же не будит нормальной искры, если образовалась трещина в крышке трамблёра. Есть хороший дедовский способ определения трещины в крышке. Нужно в ночное время покрутить стартером. В месте трещины будит пробивать искра на массу;
  • не запуститься мотор на ВАЗ 2103 если вышел из строя конденсатор. Искра при такой неполадки будит, но очень слабая, такой искры для работы мотора будит не достаточно;
  • последняя причина исчезновения искры, это выход из строя катушки зажигания. Установить исправность катушки не сложно, достаточно попросить у кого-то исправную катушку и поставить на свою машину. Если машина не запуститься, значит причина в вышеперечисленных неисправностях;
  • двигатель может не заводиться, по причине отсутствия горючей смеси: прежде всего может быть засорён карбюратор, может выйти из строя бензонасос, засориться топливный фильтр, либо разгерметизироваться топливопровод.

2. В двигателях классики часто слышаться стуки

Может греметь цепь ГРМ либо неотрегулированные клапаны. Цепь нужно подтянуть, а клапана отрегулировать. Если эти мероприятия не помогут, значит стук идёт от ШПГ. Такой стук, верный признак скорого капитального ремонта.

3. Плавающие обороты на ВАЗ, бывают не редко

Карбюраторы устанавливаемые на ВАЗ 2103 очень капризные. Постоянно загрязняется, требуют чистки жиклёров и фильтров, постоянной регулировки. Учитывая частоту подобных неисправностей, лучше научиться обслуживать автомобиль самостоятельно.

4. Случается так, что движок начинает троить

Чаще всего причина в выходе из строя свечи зажигания. Однако, могут быть виноваты другие узлы системы зажигания: трамблёр, крышка трамблёра, катушка зажигания.

5. Перегрев двигателя зависит от качества работы водяного насоса или термостата:

  • в помпе может появиться люфт в подшипнике, при этом образуется разгерметизация и течь антифриза. Со временем, недостаток охлаждающей жидкости приведёт к перегреву. Водяной насос может заклинить, тогда мотор перегреется моментально;
  • термостат может быть причиной перегрева, если он не будит открываться. Охлаждающая жидкость при этом будит циркулировать по малому кругу, что быстро приведёт к перегреву мотора. Определить исправность термостат несложно. Если патрубок за термостатом остаётся холодным, а температура мотора более 95С, значит термостат не открылся и подлежит замене.

6. Характерные неполадки для ВАЗ 2103, это течи рабочих жидкостей

Из-под прокладки ГБЦ, прокладки поддона картера, прокладки клапанной крышки. При появлении этой проблемы, прокладки и патрубки дающие течь, подлежат замене.

Рекомендации по обслуживанию ВАЗ 2103

От правильности и своевременности обслуживания силового агрегата зависит долговечность и качество его работы.

  • Одной из самых частых и важных процедур обслуживания автомобиля является замена моторной смазки в двигателе. Одновременно с заменой масла, нужно производить замену масляного фильтра. Первую замену масла следует делать после периода обкатки, через 2000 км., пробега. Далее через каждые 10 тыс., километров пробега.
  • Каждые 10 тыс., километров необходимо проверять натяжку цепи ГРМ и при необходимости подтягивать. Так же, на этом этапе требуется регулировка зазоров в клапанах.
  • Через 20 тыс., км., подлежит замене воздушный и топливный фильтр.
  • Через 30 тыс., км нужно заменить свечи зажигания и смазать распределитель зажигания, для этого достаточно капнуть в маслёнку 3 капли моторной смазки. В этот период, перед заменой моторного масла, необходимо промыть систему смазки двигателя.
  • Через 40 тыс., км., подлежит диагностике стартер двигателя, смазка подшипников, чистка коллектора, замена щёток.
  • Через 60 тыс., км., диагностики подлежит генератор. Нужно смазать подшипники, заменить щётки, почистить коллектор. В этот же период следует заменить жидкость охлаждения.

Тюнинг ВАЗ 2103

При современном темпе движения, особенно по трассе, мощность в 71 л., силу очень мало. Поэтому многие владельцы ВАЗ 2103 проводят мероприятия по увеличению мощности своего двигателя.

В первую очередь производиться расточка цилиндров. Каждый цилиндр увеличивается на 3 мм., в итоге объём становиться 1.6 литра. Эта операция имеет одну отрицательную сторону. Стенки цилиндров становятся слишком тонкими, дальнейшая расточка невозможна. Такой двигатель не подлежит капитальному ремонту.

Так же увеличивается ход поршня. Это возможно, за счёт установки коленчатого вала от ВАЗ 2130 Нива. В итоге ход поршня получается 84 мм.

ГБЦ так же подлежит модернизации. В ней растачиваются и полируются каналы. Такая операция способствует уменьшению впускного сопротивления. В результате увеличивается мощность на десять процентов. Установка компрессора 0.5 бар дополнительно увеличивает мощностные показатели мотора. В итоге тюнинга модернизированный движок ВАЗ способен развить мощность 125 л., сил.

Двигатель ВАЗ 2103 имеет свои отрицательные и положительные стороны. К отрицательным сторонам можно отнести, несоответствие евро стандартам, большой расход топлива и большое количество разных неисправностей. Но простая конструкция ДВС, доступность и дешевизна запасных частей позволяют выполнять ремонт самостоятельно, без больших капиталовложений.

КАКАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ И ПОЧЕМУ ОНА ПОДНИМАЕТСЯ

Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ

Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.

ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ

Перегреву могут способствовать множество причин, все они связаны с неисправностью системы охлаждения, либо качеством охлаждающей жидкости, а также с загрязнением рубашки системы охлаждения, которая ухудшает пропускную способность жидкости. Немаловажно применять качественные запчасти, иначе нижеуказанные причины произойдут внезапно. Рассмотрим каждую из причин.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Наиболее распространенная проблема — недостаток охлаждающей жидкости в системе. Охлаждающая жидкость, в виде тосола или антифриза, постоянно циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет будет отводится недостаточно, а значит рост температуры будет неизбежен.

Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть.

ОТКАЗАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ

Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:

  • вышел из строя электродвигатель
  • окислился разъем
  • реле вентилятора сгорело
  • вышел из строя датчик температуры ДВС.

Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.

НЕИСПРАВНОСТЬ ТЕРМОСТАТА

Термостат — один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:

  • рабочая t° охлаждающей жидкости не достигается
  • силовой агрегат стремится к перегреву.

Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.

ОБРЫВ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ

У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев.

ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР

Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:

  • несвоевременная замена антифриза
  • применения некачественной жидкости
  • применение в системе воды
  • применение герметика системы охлаждения.

Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ

Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:

  • применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
  • высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
  • неисправность термостата
  • несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.

Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы.

Двигатель ВАЗ 2103

Ресурс двигателя ваз 2103:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – до 250 тыс.км

Тюнинг
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.
Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

75 л.с
Максимальный крутящий момент

80 л.с.
Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.
Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего 😀

Тепловой расчёт двигателя внутреннего сгорания ВАЗ 2103

Модернизация двигателя внутреннего сгорания автомобиля ВАЗ-2103. Особенности конструкции двигателя: тип, степень сжатия, вид и марка топлива. Тепловой расчет, коэффициент теплоиспользования. Расчет механических потерь и эффективных показателей двигателя.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.09.2015
Размер файла 452,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Кафедра Двигателей внутреннего сгорания

Направление подготовки: «Автомобильный транспорт»

Специальность: «Автомобили и автомобильное хозяйство»

По дисциплине : Автомобильные двигатели

Модернизация двигателя ВАЗ-2103 с целью улучшения его технико-экономических показателей

Студент Кобец И.Н.

3 курс, гр. А-33

1. Описание особенностей конструкции двигателя прототипа

2. Выбор исходных данных к тепловому расчету

2.1 Тип двигателя

2.2 Степень сжатия

2.3 Частота вращения коленчатого вала

2.4 Коэффициент избытка воздуха

2.5 Вид и марка применяемого топлива

2.6 Температура и давление окружающей среды

2.7 Давление и температура остаточных газов

2.8 Степень подогрева свежего заряда на впуске

2.9 Коэффициент сопротивления впускной системы

2.10 Средняя скорость свежего заряда в проходном сечении впускного клапана

2.11 Средний показатель политропы сжатия

2.12 Коэффициент эффективного теплоиспользования

2.13 Средний показатель политропы расширения

3. Тепловой расчет двигателя

3.1 Расчет процесса впуска

3.2 Расчет процесса сжатия

3.3 Расчет материального баланса рабочего цикла

3.4 Расчет процесса сгорания

3.5 Расчет процесса расширения

3.6 Расчет индикаторных показателей цикла

3.7 Определение механических потерь и эффективных показателей двигателя

4. Анализ результатов теплового расчёта

5. Построение индикаторной диаграммы

Тепловой расчет двигателя служит для определения параметров рабочего тела в цилиндре двигателя, а также оценочных показателей рабочего процесса, для оценки мощностных и экономических показателей, позволяющих оценить мощность и расход топлива.

В основе методики расчета лежит метод В.И. Гриневецкого, в дальнейшем усовершенствованный Е.К . Мазингом, Н.Р. Брилингом, Б.С. Стечкиным и др.

Проведение теплового расчета позволяет освоить связь между отдельными элементами рабочего цикла и получить представление о влиянии различных факторов на показатели двигателя в целом.

Данная работа ставит своей задачей закрепление знаний, полученных при изучении курса «Основы теории двигателя внутреннего сгорания». Она позволяет приобрести необходимые навыки для конструирования двигателей, позволяет усвоить все его основные этапы и особенности, а так же уяснить для себя какие основные показатели берутся за основу конструирования на различных стадиях.

Целью данного теплового расчета является модернизация двигателя внутреннего сгорания на основе существующего двигателя ВАЗ-2103.

Исходными данными для расчета являются:

Степень сжатия 9

Коэффициент избытка воздуха 0,96

Частота вращения коленчатого вала двигателя 5600 мин -1

1. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ПРОТОТИПА

Двигатель ВАЗ-2103 - это силовой агрегат из модельного ряда ВАЗ, которые производятся на Волжском автомобильном заводе. Двигатель ВАЗ-2103, четырехтактный, рядный, имеет 4 цилиндра (рис. 1 и 2). Их используют для установки на легковые автомобили Волжского автомобильного завода. Двигатель ВАЗ-2103 имеет рабочий объем 1,5 литра, карбюраторный и жидкостное охлаждение. Эксплуатируется транспортное средство с этим двигателем при любой температуре и в различных климатических поясах.

Рисунок 1.1 _ Продольный разрез двигателя ВАЗ-2103

Рисунок 1.2 _ Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2103

Таблица 1.1

Технические характеристики двигателя ВАЗ-2103

Число и расположение цилиндров

Диаметр цилиндров, мм

Рабочий объем, л

Номинальная мощность, кВт(л.с)

Максимальный крутящий момент, Нм

Порядок работы цилиндров

Минимальный удельный расход топлива г/(кВт ч)

Жидкостная, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Отношение хода поршня к диаметру цилиндра

Поршни отлиты из алюминиевого сплава и покрыты слоем олова для улучшения прирабатываемости. Юбки поршней сложной геометрической формы: по высоте конические, с большим основанием внизу юбки, а в поперечном сечении - овальные, с большей осью, расположенной перпендикулярно оси поршневого пальца. Оси отверстий под поршневые пальцы смещены от оси симметрии поршней на 2 мм в правую сторону двигателя. В канавках поршней установлены два чугунных литых компрессионных кольца и одно, также чугунное, маслосъемное.

Поршневые кольца (компрессионные)

Все поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо работает в условиях высокой температуры, агрессивного воздействия продуктов сгорания и недостаточной смазки, поэтому для повышения износоустойчивости наружная поверхность его хромирована и для улучшения прирабатываемости имеет бочкообразную форму образующей.

Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа (имеет проточку по наружной поверхности), фосфатированное, выполняет также дополнительную функцию и маслосбрасывающего кольца. Кольцо устанавливается обязательно проточкой вниз, иначе возрастают расход масла и нагарообразование в камере сгорания.

Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину - расширитель, обеспечивающий дополнительное прижатие кольца к стенке цилиндра.

С коваными стальными шатунами поршни соединены с помощью стальных цементированных поршневых пальцев трубчатого сечения. Поршневые пальцы запрессованы в верхнюю бобышку шатуна с натягом и свободно вращаются в бобышках поршней.

Шатуны (стальные, кованые)

Крышка шатуна обрабатывается в сборе с ним, поэтому при разборке и сборке двигателя нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На бобышках под болт на шатуне и крышке выбиты порядковые номера цилиндров, которые при сборке должны быть совмещены. При правильном положении крышки пазы для фиксирующих выступов вкладышей в шатуне и крышке также располагаются с одной стороны. На стержне шатуна выштампован номер детали; на крышке имеется выступ. При сборке номер и выступ должны быть обращены к задней стороне двигателя. Поршневые и кривошипные головки шатунов подбираются по массе.

Вкладыши изготовлены с большой точностью и при установке не требуют шабровки, подпиливания стыков или установки прокладок. Эти операции при тонкостенных вкладышах не допускаются.

Коленчатый вал пятиопорный

Отлит из высокопрочного чугуна, статически и динамически сбалансирован. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0.075-0.175 мм достигается подбором передней сталебабитовой упорной шайбы соответствующей толщины.

Маховик отлит из серого чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером.

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую тонкостенную отливку из специального низколегированного чугуна - блок цилиндров. Он является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Протоки для охлаждающей жидкости сделаны по всей высоте цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока от неравномерного нагрева.

Головка блока цилиндров отлита из алюминия прикреплена к блоку одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом. Сверху головка блока закрыта стальной штампованной крышкой, под которой установлена уплотнительная прокладка из резинопробковой смеси.

Распределительный вал чугунный, литой с закаленными трущимися поверхностями кулачков, установлен в съемном алюминиевом корпусе, закрепленном на верхней плоскости головки блока цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава. Он приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной роликовой целью. Этой же цепью приводится во вращение и вал привода вспомогательных механизмов (масляного насоса и распределителя зажигания). Натягивают цепь пружинным натяжителем через башмак с накладкой. Колебания цепи гасятся успокоителем.

В каждом цилиндре двигателя по одному впускному и выпускному клапану. Выпускные клапаны сварные из двух частей: стержня из хромоникельмолибденовой стали и тарелки из хромоникельмарганцевой стали с наплавкой рабочей фаски специальным жаростойким сплавом. Впускные клапаны изготовлены из хромоникельмолибденовой стали. Стержни всех клапанов азотированы, а торцы стержней закалены токами высокой частоты. Клапаны перемещаются в направляющих втулках под действием кулачков распределительного вала через стальные рычаги, опирающиеся одним плечом на сферические головки регулировочных болтов, а другим - на торцы стержней клапанов. Регулировочные болты ввернуты во втулки и застопорены гайками.

Рычаг привода клапана Стальные кованые

Пятка рычага опирается на шаровую головку регулировочного болта, который установлен в резьбовой втулке головки блока. Рычаг прижимается к болту при помощи пружины.

Фазы распределения двигателя

Впускной клапан открывается за 12 до в.м.т. и закрывается через 60 после н.м.т. Выпускной клапан открывается за 54 до н.м.т. и закрывается через 18 после в.м.т.

Указанные фазы действительны при зазоре между коромыслом и клапаном, равном 0.45 мм.

Комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Она состоит из маслоприемника, масляного насоса, масляных каналов, масляного фильтра, редукционного клапана, масляного картера, стержневого указателя уровня масла, предохранительного клапана.

Масляный картер - штампованный из листовой стали, крепится 21 болтом блоку цилиндров.

Маслоприемник снабжен сеткой, удерживаемой проволочной скобой. При чистой сетке масло поступает в насос через ее ячейки, а при засоренной через щель между сеткой и корпусом приемника.

Масляный насос - шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя шпильками. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса из чугуна, ведущая шестерня - стальная, закреплена на валу штифтом, ведомая - из металлокерамики, вращается на оси, закрепленной в корпусе насоса. Расположен в крышке масляного насоса. Отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины, для сжатия которой до длины 40 мм необходимо усилие в 4.35 - 4.85 кг с.

Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня выполнена заодно с распределительным валом. Ведомая _ стальная, цианированная, закреплена на валике привода, вращающемся в чугунном корпусе, снабженном в нижней части бронзовой втулкой.

Фильтр очистки масла - полнопоточный неразборной фильтр комбинированной (тонкой и грубой) очистки масла. В случае сильного загрязнения фильтрующего элемента открывается перепускной клапан и масло минует фильтрующий элемент. Фильтр также имеет обратный клапан, который предотвращает масляное голодание двигателя.

2. ВЫБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ К ТЕПЛОВОМУ РАСЧЕТУ

2.1 Тип двигателя

Двигатель четырехтактный, четырёхцилиндровый, рядный, бензиновый

2.2 Степень сжатия

При проектировании двигателя с искровым зажиганием степень сжатия е выбирают по возможности высокой. Это связано с тем, что при повышении степени сжатия:

а) улучшается теплоиспользование, а, следовательно - топливная экономичность двигателя, вследствие роста индикаторного КПД цикла;

б) улучшаются пусковые качества двигателя.

Однако повышение степени сжатия имеет и отрицательные стороны: рост температуры в цилиндре при высоких е приводит, особенно на средних и номинальных нагрузках, к увеличению содержания окислов азота в продуктах сгорания - растут механические и тепловые нагрузки на детали поршневой группы и коленчатого вала, что снижает надежность и долговечность двигателя.

В современных бензиновых ДВС степень сжатия изменяется в диапазоне е = 6-11.

Принимаем степень сжатия е = 9 для топливной экономичности двигателя и улучшения пусковых качеств.

2.3 Частота вращения коленчатого вала

В карбюраторном двигателе с увеличением частоты вращения коленчатого вала на достигнутом уровне эффективность процесса сгорания удается не ухудшить, а потери тепла за цикл при этом снижаются за счет сокращения времени на теплообмен между газом и стенками цилиндра, что увеличивает индикаторный КПД. С увеличением n количество оксидов углерода СО в отработавших газах уменьшается, а оксидов азота, - увеличивается. Но увеличение частоты вращения коленчатого вала сопровождается увеличением сил инерции, которые нагружают детали КШМ, что приводит к необходимости увеличения размеров и массы этих деталей, как результат - увеличиваются потери на трение, снижается надежность работы двигателя. В карбюраторных и газовых двигателях частота вращения коленчатого вала легковых автомобилей находится в пределах n=3500-6000 . Для данного ДВС принимаем n=5600 для небольшого увеличения мощности.

2.4 Коэффициент избытка воздуха

2.5 Вид и марка применяемого топлива

В качестве топлива для данного двигателя применяется бензин:

где, С-содержание углерода кг;

H - содержание водорода кг;

О - содержание кислорода в соединениях топлива кг;

Средняя молекулярная масса кг/моль; Низшая теплота сгорания кДж/кг;

Отношение водорода к окиси углерода

2.6 Температура и давление окружающей среды

Давление и температуру окружающей среды принимаем исходя из принятых нормальных физических условий и с учетом их отклонений

2.7 Давление и температура остаточных газов

Давление остаточных газов , определяется с учетом конструкции выпускной системы и давления среды, куда осуществляется выпуск.

Температура остаточных газов увеличивается с уменьшением коэффициента избытка воздуха

2.8 Степень подогрева свежего заряда на впуске

Подогрев свежего заряда при впуске зависит от параметров и конструкции двигателя, но преобладающее влияние на его величину оказывает частота вращения коленчатого вала и поэтому степень подогрева можно определить по приближенной формуле К

2.9 Коэффициент сопротивления впускной системы

Коэффициент сопротивления , учитывает снижение скорости свежего заряда после входа его в цилиндр и гидравлические сопротивления впускной системы двигателя. Принимаю .

2.10 Средняя скорость свежего заряда в проходном сечении впускного клапана

Средняя скорость для данного типа двигателя в основном зависит от частоты вращения коленчатого вала и может быть определена по приближенной зависимости

2.11 Средний показатель политропы сжатия

Величина n 1 зависит от теплообмена между рабочим телом и стенками цилиндра. Теплообмен снижается с увеличением частоты вращения коленчатого вала, уменьшение относительной поверхности цилиндра и повышении температуры охлаждающей жидкости. Принимаю n 1 =1,38.

2.12 Коэффициент эффективного теплоиспользования

Этот параметр учитывает потери теплоты в процессе сгорания. Принимаю величину .

2.13 Средний показатель политропы расширения

Зависит от интенсивности теплообмена между рабочим телом и стенками цилиндра. В тех случаях, когда увеличивается продолжительность догорания смеси т.е. снижается коэффициент эффективного теплоиспользования, снижается относительный теплообмен, что приводит к снижению показателя политропы расширения. Принимаю n 2 =1,26.

2.14 Коэффициент полноты индикаторной диаграммы

Принимаю равным

двигатель внутренний тепловой механический

3. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

3.1 Расчет процесса впуска

Давление свежего заряда в конце процесса впуска p a МПа, определяется по формуле

где -плотность воздуха, кг/м 3 , определяемая по формуле:

где -давление окружающей среды, МПа,

-температура воздуха, поступающего в двигатель, К,

Дж/(кг К)-газовая постоянная воздуха.

Коэффициент остаточных газов определяется по формуле

где -степень сжатия

Температура свежего заряда, К, в конце процесса впуска определяется по формуле

Коэффициент наполнения определяется из выражения

Объем цилиндра в конце процесса впуска, л, определяется по формуле

где V h -рабочий объем цилиндра, л, определяется по формуле

где D-диаметр цилиндра, дм, определяется по задании;

S - ход поршня, дм;

V c -объем камеры сжатия, л, определяется по формуле

3.2 Расчет процесса сжатия

Давление рабочей смеси в конце процесса сжатия, МПа, определяется по формуле

Температуру рабочего тела в конце процесса сжатия, К, определяют по формуле

Средняя молярная изохорная теплоемкость смеси определяется как теплоемкость воздуха, кДж/(кг К), из выражения

Объем цилиндра в конце процесса сжатия, л, определяется по формуле (8)

3.3 Расчет материального баланса рабочего цикла

Теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива, кмоль/кг, определяется

Читайте также: