Автоваз к 2025 году перестанет производить lada

Обновлено: 06.07.2024

Автоваз к 2025 году перестанет производить lada

Владелец АВТОВАЗа рассказал о будущем моделей и причинах слияния с румынской Dacia

Концепт Vision намекает на внешность новой Lada Niva, которую построят на платформе Renault CMF-B

Концепт Vision намекает на внешность новой Lada Niva, которую построят на платформе Renault CMF-B

АВТОВАЗ прекратит производство собственных моделей в 2025 году

Российский АВТОВАЗ и румынская компания Dacia будут объединены в альянс и перейдут на единую французскую платформу. Группа компаний Renault, в которую входят обе марки, опубликовала новую стратегию развития. Из документа следует, что АВТОВАЗ откажется от оригинальных моделей в , когда выйдет замена нынешней Lada Vesta.

Речи о полном объединении российской и румынской марок нет: они сохранят внешнюю идентичность и будут объединены скорее в технологическом и производственном аспектах.

— Идея создания бизнес-единицы в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией, — пояснил директор нового подразделения Dacia-Lada Дени Ле Вот. — Но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергетический эффект.

Это не Renault Logan — это одноименная Dacia, для которой Logan стал первым глобальным успехом

Новость была ожидаемой: слухи о переходе АВТОВАЗа на платформу CMF шли с прошлого года. АВТОВАЗ вскоре потеряет статус самостоятельного инженерного центра, способного довести модель от идеи до конвейера, и в будущем вклад завода будет в большей степени касаться стилистического оформления машин, их российской адаптации и производства. Возможно, инженерный центр АВТОВАЗа со временем привлекут и для разработки глобальных платформ, но уже на правах «подрядчика» в глобальной структуре группы Renault.

Первой на французскую платформу переедет Lada Granta (в 2023 году)

В качестве единой базы для машин группы АВТОВАЗ-Dacia выбрана платформа CMF-B, известная, например, по Renault Clio и Nissan Juke. Скорее всего, речь идет о ее упрощенной версии CMF-LS, которая идеологически близка к нынешней «бюджетной» тележке B0. Из существующих машин по похожему рецепту построен, например, Renault Arkana. Сейчас в структуре Dacia-Lada три четверти продаж приходится на автомобили, созданные на платформе В0, так что будущее «убийство» собственных моделей АВТОВАЗа продиктовано сугубо прагматическими расчетами.

Сократится и номенклатура моделей: если сейчас Lada и Dacia имеют на пару кузовов, в будущем их число сократится до 11. Из модельного ряда наверняка уберут модели, не делающие объемов продаж. Например, Granta выпускается в четырех типах кузовов, из которых львиная доля спроса приходится на седан (более 60%). Следом с трехкратным отставанием идет лифтбэк, на универсалы (включая Cross) приходится в районе 15%, а хетчбэк (бывшая Lada Kalina) обеспечивает считаные проценты.

Классическую «Ниву» уже несколько раз пытались снять с производства, но спрос сохраняется. Тем не менее в новой стратегии Renault места для старушки нет

Фото: Артём Краснов

Сейчас АВТОВАЗ располагает четырьмя собственными платформами, которые к заменят единой CMF-B. В отставку отправятся привычные Lada Niva Travel (бывшая Chevrolet Niva) и Lada Niva Legend (оригинальная «Нива»), но это и неудивительно: модели ведут родословную от ВАЗ-2121. Уйдет на покой и платформа Lada Granta, что тоже неудивительно: модель является наследницей ВАЗ-2108.

Интереснее, что в плане Renault не осталось места для относительно современной и удачной Lada Vesta, которую одно время прочили в глобальные модели: ходили слухи, что Renault изучает возможность использования ее платформы для нового Logan. Но унификация сегодня важнее технической оригинальности.

Lada Vesta оказалась крайне успешной, но французы предпочитают свои платформы

Фото: Артём Краснов

Всё это не означает, что исчезнут названия моделей. В нас ждет появление офранцуженной Lada Granta в двух типах кузова. Новая Niva появится в , хотя речи о внедорожнике уже не идет. Модель превратится в кроссовер, но ей наверняка добавят суровости, чтобы отличаться от соплатформенного Duster. Затем последует еще один кроссовер, но чуть большего класса С, который, вероятно, будут продвигать под маркой Vesta.

Но если ассортимент сократится, то объем выпуска, наоборот, возрастет до единиц к . Сейчас Lada продает машин в год, еще — Dacia, так продажи нарастят на треть. Целью АВТОВАЗа в России же является сохранение доли рынка не менее 20%.

Помимо известных в России Logan, Duster и Sandero марка Dacia выпускает еще несколько моделей, например минивэн Lodgy

Генеральный директор АВТОВАЗа Ив Каракатзанис смотрит в будущее с оптимизмом, что и понятно: француз когда-то руководил румынским крылом Renault, так что цели объединения ему наверняка понятны и близки:

— АВТОВАЗ вносит свою эффективную бизнес-модель и конкурентные преимущества в недавно созданное бизнес-подразделение Dacia-LADA. Запуск полностью новой Niva в ознаменует крайне важную для LADA веху в России и откроет новые горизонты для бренда, — провозгласил он.

Модели Dacia разных лет: когда-то она была национальным румынским производителем, но потом попала под контроль Renault и добилась успеха на европейском уровне

И напоследок пару слов о новой сестре АВТОВАЗа — Dacia. Румынская марка появилась еще в , а треть века спустя была продана компании Renault (позже то же самое случится с АВТОВАЗом). Под французским началом Dacia расцвела: седан Logan, который продается в России под маркой Renault, — это первый продукт «новой Дачии», который стал хитом в Европе уже в , а с — и в России. Dacia Logan и ее платформа В0 дала жизнь целому семейству автомобилей, куда сейчас входят Duster и Sandero, а также производные вроде Lada Largus и Renault Kaptur. Вероятно, успехи Dacia во многом вдохновили Renault на покупку АВТОВАЗа, а теперь и объединение компаний. Опыт Dacia доказал и успешность принципа единой бюджетной платформы, и хотя подобное единообразие скучно (и нам будет жаль Vesta), с практической точки зрения армия клонов выгоднее множества разношерстных героев.

В прошлом году АВТОВАЗ получил полный контроль над заводом по производству модели Chevrolet Niva, которая теперь называется Lada Niva Travel и получила новый дизайн .

Самым харизматичным главой АВТОВАЗа был швед Бу Андерссон: мы публиковали воспоминания его сотрудника, из которых понятно, почему Lada Vesta стала хитом.

А это парадоксальное сравнение Lada Vesta и Toyota Camry от человека, который регулярно ездит на обеих машинах.

Российские машины «АвтоВАЗа» заменят французскими

На автомобильном заводе LADA Ижевск, входящем в группу «Автоваз», 2018 год

Renault объединит внутри концерна в одну подведомственную структуру два своих бренда Lada и Dacia, об этом стало известно накануне из презентации, посвященной новой стратегии французского автогиганта.

Так, согласно презентации, у обеих марок уже с 2025 года должна появиться одна единственная глобальная модульная платформа CMF-B, и все новые машины будут строиться только на ней. Сейчас CMF-B уже используют новые поколения хетчбека Sandero и седана Logan, у Lada — пока ни одна из машин.

У Lada и Dacia сейчас всего четыре платформы — одна из них общая B0, а остальные три исключительно вазовские — те, на которых построены нынешние бестселлеры Lada Vesta, Granta и Niva. Появляется вопрос, что будет с машинами, которые сейчас приносят основную кассу Волжскому автозаводу — как они будут переработаны под новую архитектуры платформы CMF-B.

В презентации представители Renault не дают ответа на это вопрос. Тем не менее сообщается, что

общее число моделей и типов их кузовов снизится с 18 до 11, а общий объем выпуска автомобилей превысит один миллион автомобилей в год.

Собственно коллаборация французского Renault, который начал скупать акции российского автогиганта еще в 2007 году, уже идет активными темпами. Как сообщает пресс-служба «АвтоВАЗа», сейчас предприятие глубоко интегрировано в глобальные производственные процессы группы Renault.

По его словам, платформа CMF-B — это «будущая сильная синергия», которая позволит бренду Lada получить выгоду от наиболее передовых технологий в автомобильной промышленности и эффекта масштабирования производства.

В Тольятти основную задачу для себя видят «в продолжении собственной трансформации, чтобы стать эффективным и конкурентоспособным производителем автомобилей» мирового уровня в рамках концерна, а также в сохранении лидирующей доли рынка, в том числе в финансовом выражении.

На «АвтоВАЗе» уклонились от комментариев относительно того, на какой платформе будут построены будущие поколения машин завода, но перечислили хронологию обновления модельного ряда на ближайший период.

«Что касается модельного ряда Lada, то уже в этом году мы начнем продажи нового Lada Largus и Niva Travel.

Продолжается активная работа по подготовке обновления для Vesta. В рамках объявленной Groupe Renault стратегии Renaulution, Lada усиливает свой продуктовой план четырьмя совершенно новыми моделями, которые компания выпустит к 2025 году, включая полностью новое поколение Niva в 2024 году, а также, что очень важно, выход бренда в новый для себя С-SUV сегмент», — уточнил Ильинский.

Для российской автомобильной промышленности вероятный отказ «АвтоВАЗа» от платформ Vesta, Granta и Niva в пользу единой глобальной разработки альянса Renault-Nissan —

это не просто шаг назад, а тотальная утрата компетенций в автомобильном инжиниринге, уверен автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

Он напомнил, что платформа — ключевая составляющая в производстве автомобиля, в среднем мировые концерны тратят на ее разработку и внедрение до $10 млрд.

Нынешние платформы «АвтоВАЗа», разработанные отечественными инженерами, завязаны на сотни российских поставщиков от четвертого до первого уровня. Что Granta, что Niva и даже боле молодая Vesta — это самые локализованные в российском автопроме автомобили, а, по сути, — это все, что осталось у страны от некогда могущественного легкового автопрома, напомнил Ифанов.

«Если мы отказываемся от них, то автоматом закрываем и российских поставщиков автокомпонентов. Французы если и будут их брать в панель партнеров, то крайне выборочно — как сейчас. С чего бы по-другому, ведь им и своих поставщиков надо кормить.

А если у вас в стране нет завода по производству, скажем, генераторов или он есть, но там подобно «Лего» из 10 деталей собирают одну, то вы не имеете компетенций в автомобильной промышленности. Вы — банановая республика по сборке интеллектуального достижения иностранцев для реализации вам же.

Это так глупо», — негодует Ифанов.

Минпромторг обязан затормозить этот процесс, убежден эксперт. Потихонечку Renault избавляется от российских разработок. Усилиями Renault процесс отказа от российских разработок «АвтоВАЗа» начался давно, соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Однако с точки зрения концерна замена нескольких платформ одной выглядит вполне логично и ожидаемо.

«Унификация производства дает существенную экономию. В этом смысле действия французов вполне понятны.

Более половины нынешних поставщиков «АвтоВАЗа» уже не смогут работать с российским автогигантом, заключил Бургазлиев.

"ЛаДача": что ждет российскую марку автомобилей в ближайшие годы

На прошлой неделе новый руководитель Группы Renault представил стратегию работы компании под красивым названием Renaulution ("Ренолюция", "Революция в Renault"). Что называется, не ждали, ведь предыдущий план был принят меньше года назад…

Но с тех пор мир изменился, да и у французской компании появился новый генеральный директор: Лука де Мео, экс-руководитель марки Seat. В новой стратегии множество важных моментов, но россиян более всего интересуют планы, которые касаются бренда "Лада" в целом и АвтоВАЗа в частности.

Ведь уже пять лет, как российская марка — дочерняя компания французской Renault Group. И здесь точно намечена революция: в структуре концерна "Лада" будет объединена с румынской маркой Dacia.

На новой платформе

…Надо сказать, что у итальянца де Мео за плечами — опыт работы в ведущих мировых автоконцернах (Renault, Toyota, Fiat, Volkswagen) и немало свершений. Так, под его руководством на рынок вывели сверхуспешную, знаковую модель Fiat 500; он привел марку SEAT к рекордным продажам и создал спортивный суббренд Cupra… Поэтому в компании Renault c его приходом надеются на настоящий прорыв. И вот оглашена новая стратегия развития группы, экономическая суть которой — не надо гнаться за увеличением выпуска автомобилей по всему миру; главная задача — увеличение прибыли, которую будет приносить каждая марка.

Что это значит для нашего АвтоВАЗа? На первый взгляд — окончательная потеря "нашей национальной идентичности", ведь через какие-то четыре года с конвейера и рынка уйдут привычные нам и очень успешные, в принципе, модели: "Гранта" (в производстве с 2004 года), "Нива" (выпускается с 1977 года) и самая молодая из всех — "Веста" (с 2015 года). И хотя продажи их находятся на очень неплохом уровне (в прошлом, 2020 году — 126,1 тыс. штук, 107,3 тыс. и 29,1 тыс. соответственно), надо понимать, что каждая из этих моделей построена на своей собственной платформе — как правило, сильно устаревшей (в первых двух случаях) — и для производства каждой надо держать специальную нитку конвейера. На АвтоВАЗе есть специальные линии по сборке "Гранты", "Нивы" и "Весты". И еще одна универсальная, где выпускают очень разные автомобили разных марок ("Лада Ларгус", Lada XRAY, Renault Logan и Sandero). За прошлый год там собрали порядка 120 тыс. автомобилей (не считая еще сборочных комплектов, которые поставляются на другие предприятия в разных странах).

В принципе, можно на ту же линию ставить и другие модели, главное, что у них должна быть одна, общая платформа. Тогда производство будет выгодным! Так что суть реформы, которая грядет на АвтоВАЗе, — полный и окончательный перевод всех моделей на единую французскую платформу CMF-B. На этой базе уже выпустили новейшее "европейское" семейство Logan/Sandero, а также внедорожник Duster, который нам обещают показать уже через месяц.

Увы, но это факт: любая попытка создать сегодня собственную оригинальную платформу специально для моделей из Тольятти бессмысленна и изначально обречена на провал. Очень дорого (от 2 млрд евро), экономически убийственно, если годовой выпуск меньше 1 млн автомобилей. А вот удачная модульная современная платформа может стать базой для создания самых разных автомобилей. Например, на платформе MQB от концерна VW построены четыре десятка моделей (Audi A1, A3, Q3; все модели SEAT; Škoda Karoq, Kodiaq, Octavia, Superb; Volkswagen Caddy, Golf, Jetta, Passat, Tiguan, Teramont и т.д.). Да-да, и маленький хетчбэк Audi A1, и большой семиместный кроссовер VW Teramont созданы на одной платформе! Хотя если их поставить рядом — никогда не догадаешься… Так что, с другой стороны, ничего страшного нет в том, что и российский завод АвтоВАЗ, и румынский завод Dacia будут создавать свои (очень разные, надеюсь!) модели на одной платформе; поле для фантазии инженеров, конструкторов и дизайнеров тут огромное.

Не стоит сокрушаться по поводу того, что собственный российский инжиниринг будет сводиться лишь к адаптации машин на платформе CMF-B для российских условий эксплуатации. В зоне ответственности российского предприятия — разработка новых моделей, их испытания, доводка, маркетинг и т.д. Между прочим, между российским и румынским заводами давно уже существуют тесные связи. АвтоВАЗ поставляет кузовные детали, комплектующие, силовые агрегаты на заводы Renault в России, Румынии и Турции. У Renault и АвтоВАЗа — общие инжиниринговые и закупочные структуры в России. Кстати, в плане Группы Renault марке "Лада" отведено особое место; слоган, которым ее описывают маркетологи, звучит как Rough & Tough ("суровая и крепкая"). И в перспективе французы хотели бы видеть ее не как региональную марку, известную в основном в России и странах СНГ, а как международную. Ведь в мире еще немало стран, где любят брутальные и надежные авто. С мужским характером…

В результате перестройки к 2025 году два завода вместе выпустят больше 1 млн автомобилей как минимум 11 моделей — построенных уже на одной платформе.

Двадцать первый и другие годы

…Пока же АвтоВАЗ живет по прежнему графику, и с 11 января коллектив вышел на работу. Обещают, что в ближайшие месяцы компания представит две новинки. Первая — рестайлинговый внедорожник Lada Niva Travel (известный ранее как Chevrolet Niva). В конце 2019 года АвтоВАЗ выкупил долю в СП с General Motors и стал выпускать модель Niva под своей маркой. Вторая новинка — тоже рестайлинг: универсал Largus, который получит оформление передней части в фирменной стилистике X-Face, новые фары, интересные изменения в салоне. Но пока — это и все новинки, остальные премьеры назначены на 2023 год (возможно, будет еще небольшое обновление популярной "Весты", но это не факт). По плану Renaulution, в 2023 году мы увидим две абсолютно новые модели B-сегмента; думаю, что речь идет о "Гранте" в двух вариантах кузова (седан и универсал?). Еще одна модель В-класса запланирована на 2024 год: есть уже официальное заявление, что это будет новая "Нива". На презентации даже показали новый рендер (компьютерный рисунок), который вообще-то заметно отличается от концепт-кара трехлетней давности. Помните автомобиль, который вызвал огромный интерес на Московском автосалоне 2018 года? Его с гордостью представлял тогдашний шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин… Так вот, будущая "Нива" будет другой. Похоже, с "икс-фейсом" "Лада" расстается…

Месяц назад вдруг как гром средь ясного неба прозвучала новость: главный дизайнер марки "Лада" Стив Маттин уходит! Якобы сам "отпросился" — "по семейным обстоятельствам". Новым главным дизайнером стал Жан-Филипп Салар, который до этого пять лет занимал должность директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе. Под его руководством разрабатывался дизайн нынешней линейки марки Dacia, включая обновленный Duster и семейство Logan/Sandero нового поколения. Кроме того, Салар участвовал и в создании купе-кроссовера Renault Arkana. А Маттин. По слухам, он и новый "большой босс" не сошлись в видении дизайна марки. Но специалист такого уровня, конечно же, имеет право отстаивать свою точку зрения.

А в 2025-м должен появиться еще один кроссовер марки "Лада", но побольше, чем нынешняя "Нива", — класса C. На той же единой платформе. Вероятно, по технике это "брат" будущего компактного кроссовера Dacia Bigster, концепт которого показали на днях. Длина прототипа 4,6 м (у нынешнего Renault Duster — 4,3 м), остальные габариты и технические характеристики пока не названы. В релизе говорится о пятиместном салоне, но, вероятно, по нынешней моде, у серийного SUV будет еще и семиместный вариант. Впрочем, чего сейчас гадать? Тем более что однозначно — дизайн у большого кроссовера "Лада" будет свой. Будет и полный привод, необязательный в Европе, и своя линейка моторов.

Словом, к 2025 году модельная линейка российского автозавода радикально изменится. Granta и Vesta нынешнего модельного ряда уйдут, так же как и внедорожники Niva Legend и Niva Travel (хотя всегда остается вероятность, что планы в очередной раз изменятся или их подкорректируют). С большой вероятностью можно предположить, что в модельном ряду сохранится преемник очень популярного сегодня Largus. А может, появится еще один коммерческий автомобиль, созданный на базе недавно покинувшего наш рынок Reault Dokker. Не зря же АвтоВАЗ зарегистрировал торговую марку LadaVan… Непонятна пока судьба кросс-хетчбэка Lada XRAY, построенного на устаревшей уже платформе В0. По некоторым сведениям, модель может покинуть конвейер в Тольятти в ближайшие годы.

А как видят французы развитие марки Dacia? (Кстати, это слово никакого отношения нашим "дачам" не имеет; Дакия (в русском варианте произношения) — античное государство, которое существовало на территории нынешней Румынии две тысячи лет назад.) В этом году уже представлены Logan/Sandero нового поколения, а также начнутся продажи небольшого бюджетного электромобиля Dacia Spring. В следующем и в 2024 годах — ожидаем еще по одной модели класса В, а в 2025 году — кроссовер класса С Dacia Bigster, о котором я уже говорил. Что интересно — французско-румынская марка нацелена в основном на Европу, а здесь сейчас никак не обойтись в модельном ряду без электромобилей и/или хотя бы гибридов. Такие в арсенале у Dacia будут — уже начиная с этого года. Для России эта тема пока неактуальна, так что рискну предположить, что линейки двигателей у Lada и Dacia не будут полностью совпадать. Зато, судя по презентации, в России, на наших машинах, будут внедрять моторы на газомоторном топливе. В случае необходимости (или спроса) такие автомобили могут пойти и в Европу.

А дальше — уже чисто мои фантазии. Могу предположить, что союз нашей "Лады" и "их" Dacia преследует еще одну цель в нашей стране — маркетинговую. Так уж получилось, что в Европе модельные ряды Группы Reanult поделены между двумя марками.

Dacia занимается производством надежных бюджетных автомобилей, Renault же — современная высокотехнологичная компания, один из мировых лидеров в разработке и производстве электромобилей. Все ясно, все разложено по полочкам. В России же исторически произошло смещение акцентов, и у нас традиционно Renault — бюджетная марка, выпускающая простые, надежные и недорогие Logan и Duster. Может быть, поэтому у нас очень плохо продавались (а затем и вовсе ушли с рынка) очень популярные в Европе модели Clio, Megan, Koleos… Пришла пора вернуть в нашей стране достойный имидж старейшей европейской марки? И с этой точки зрения логично было бы передать производство и продажу бюджетных автомобилей на новой платформе CMF-B российской "дочке" — под маркой "Лада". Конечно же, эти автомобили должны быть оригинальными, а не клонами европейских Logan и Duster. А бренд Renault затем попытаться перезагрузить в РФ еще раз — уже с новыми, высокотехнологичными (но более дорогими) европейскими моделями. Впрочем, это моя личная точка зрения. У руководства французского концерна есть еще и более прозаическая задача, и тут секретов нет. Большая цель союза "Лада" — Dacia — оптимизировать все расходы и увеличить прибыль с 3 до 5 млрд евро к 2025 году.

Такая вот получается российско-французско-румынская "ЛаДача". А что? По-моему, перспектива у нашего завода очень даже интересная. И ничего обидного тут нет. Обидно было бы, если бы он закрылся. Остался бы в одиночестве — так бы обязательно и произошло. Увы, такая судьба всех небольших автомобильных компаний в эпоху глобализации.

АВТОВАЗ рассказал о перспективах модели LADA Vesta

АВТОВАЗ рассказал о перспективах модели LADA Vesta

АВТОВАЗ в перспективе откажется от собственной платформы LADA B/C, на которой построена флагманская модель LADA Vesta. Как пояснили на АВТОВАЗе, LADA B/C не может обеспечить модульного подхода, позволяющего создавать на ней легковые автомобили и кроссоверы разных классов. К тому же она не обладает электронной архитектурой, необходимой для внедрения элементов телематики и современных систем активной безопасности и контроля, пишет «Российская газета».

«Доработка платформы LADA B/C до современных стандартов заняла бы несколько лет и потребовала бы глобальных инвестиций, значительно превышающих затраты на переход на иностранную современную платформу. Текущее состояние российского автомобильного рынка и прогнозы его развития делают этот проект неэффективным ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе», – констатируют на АВТОВАЗе.

Между тем, в настоящее время АВТОВАЗ ведет активную работу над рестайлингом автомобилей флагманского семейства LADA Vesta. Запуск серийного производства новинки состоится не ранее 2022 года, более точные сроки пока не определены. Напомним, завод «ЛАДА Ижевск» производит седан LADA Vesta, универсал LADA Vesta SW и их кросс-версии LADA Vesta Cross и LADA Vesta SW Cross.

По итогам четырех месяцев 2021 года реализация семейства LADA Vesta на российском рынке составила 35049 машин, что на 18% выше показателя за аналогичный период прошлого года. В результате модель занимает вторую строчку в рейтинге самых продаваемых автомобилей LADA в России (после LADA Granta).

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», в январе 2021 года Группа Renault в рамках нового стратегического плана «Ренолюция» (Renaulution) создала новое бизнес-подразделение Dacia-LADA, что укрепит производственные синергии между брендами за счет использования высококонкурентной по стоимости и гибкой платформы CMF-B в сочетании с самым высоким коэффициентом локализации. АВТОВАЗ и Dacia останутся отдельными компаниями со своей собственной историей и стратегией, которые вместе будут выпускать ежегодно более 1 млн автомобилей на базе CMF-B, перейдя с 4 платформ на одну и сократив количество типов кузовов с 18 до 11.

К 2025 году АВТОВАЗ выведет на рынок четыре новых модели LADA, которые будут базироваться на платформе CMF-B. Так, на 2023 год запланирован выход двух моделей В-класса: по неофициальным данным, речь идет о новом поколении LADA Granta в кузовах «седан» и «универсал». В 2024 году появится новое поколение внедорожника Niva, который получит две версии – с компактной и удлиненной колесной базой. Новая Niva будет поставляться на экспорт и появится, в частности, на рынках стран Европы и Латинской Америки. А в 2025 году в модельном ряду LADA появится новый автомобиль сегмента С-SUV.

Какие модели можно точно ждать на российском рынке в ближайшие месяцы – смотрите в «Календаре новинок».

Президент АвтоВАЗа пообещал четыре принципиально новых Lada до 2025 года

В конце прошлой недели стало известно, что Ив Каракатзанис, возглавляющий АвтоВАЗ, уступит своё кресло Николя Мору, но пока господин Каракатзанис у руля, он поздравил заводчан и всех причастных с большим праздником - 51-ой годовщиной выпуска первого автомобиля.

Фото: Пресс-служба Seat.

В своём видеообращении президент АвтоВАЗа заявил о продолжении процесса глубокой модернизации производства, наращивании инженерных компетенций и улучшении условий труда - всё это является необходимыми условиями для выпуска "четырёх принципиально новых моделей", которые, по словам Каракатзаниса, появятся до 2025 года.

Словосочетание "принципиально новые" следует расшифровывать как "модели на платформе CMF-B". Разумеется, одной из главных новинок на модульной архитектуре Renault Group станет новая Lada Niva, появление которой намечено на 2024 год.

Известно, что она будет выпущена в двух версиях - с короткой и удлинённой колёсной базой. Причём некоторые считают, что лонг-версия является кроссовером C-класса - вариацией на тему Dacia Bigster. Однако следует понимать, что если АвтоВАЗ позиционирует новую Lada Niva как внедорожник с высоким клиренсом и проходимостью на уровне Niva Legend, то вряд ли версия Bigster от Lada вписывается в эту концепцию. Таким образом, если считать, то компактный SUV и Niva с двумя вариантами колёсной базы дают нам уже три новинки.

Вряд ли обновлённая Lada Vesta, которая появится в 2022 году, тянет на "принципиально новую" модель: платформа остаётся прежней, как и линейка силовых агрегатов. По крайней мере, в настоящее время расклад по автомобилю такой. Поэтому вариант только один: новая Lada Granta, которая, как известно, тоже проектируется на CMF-B. Седан и хэтч должны появиться в 2023 году.

Lada и Dacia — братья навек. Vesta, Granta и старые Нивы скоро уйдут


Обнародованный сегодня «революционный» план реструктуризации и развития Groupe Renault принёс неприятные известия для поклонников российского автопрома. По-сути, собственный инжиниринг на АВТОВАЗе исчезнет, все будущие модели Lada будут построены на модульной платформе CMF-B Альянса. В структуре Groupe Renault марка Lada объединяется с Dacia. Новообразованное бизнес-подразделение Dacia-Lada будет полностью подчинено идее «суперэффективности», что в переводе на русский означает «экономия на всём, чём можно».

Вчерашний отчёт руководителей АВТОВАЗа об итогах работы за 2020 год и планах на будущее оставил много вопросов — в частности, почему забуксовал рестайлинг Весты. Сегодня всё прояснилось: оригинальным моделям Lada подписан смертный приговор, и рестайлинг Весты если и будет, то чисто формальным, не требующим больших затрат.

Создание бизнес-подразделение Dacia-Lada означает, что разработка новинок румынской и российской марок будет централизованной и разница между ними сведётся в основном к дизайну. Пятилетний план развития подразумевает переход от 4 нынешних платформ к 1 и от 18 типов кузова к 11. Единая на все будущие Dacia и Lada платформа — это CMF-B. Dacia уже представила на ней новые Logan и Sandero.


Новый Dacia Sandero

К 2025 году модельная линейка Lada радикально изменится. Избавление от старых платформ означает отставку нынешних семейств Granta и Vesta, внедорожников Niva Legend и Niva Travel. Когда именно завершится их производство, не сообщается, но к 2025 году их, по идее, уже не будет (вероятность корректировки планов, конечно, всегда остаётся).


Анонсированы четыре полностью новые модели Lada: две из них будут представлены в 2023 году (какие именно, не сказано, но, скорее всего, это преемники Granta на платформе CMF-B в двух кузовах), в 2024-м дебютирует новая Niva, в 2025-году — некий кроссовер С-класса.


Кроссовер С-класса — это, вероятно, это аналог будущего компактного кроссовера Dacia Bigster, концепт которого также был показан сегодня, о нём мы выпустили отдельную заметку, так как опубликовано много картинок. Новая Niva пока представлена единственным тизером и он сильно отличается от концепта образца 2018 года — с икс-фейсом Lada решительно расстаётся, но конкретно Ниве, это, возможно, даже на пользу.


Новая Lada Niva

Lada XRAY и Largus, в основе которых лежит устаревшая «тележка» В0, к 2025 году тоже прекратят своё существование, причём если недавно обновлённый Largus, как нам кажется, будут тянуть до последнего, ибо дёшево и сердито, то так и не сникавший любовь покупателей XRAY может покинуть тольяттинский конвейер намного раньше 2025 года.

В линейке Dacia к 2025 году появятся всего три новинки: вышеупомянутый кроссовер Bigster и две модели В-класса — какие именно, пока не сообщается. Согласно новому плану развития, бюджетный электромобиль Dacia Spring, который только готовится выйти на европейский рынок, пробудет в продаже не более четырёх лет, ведь это, по сути, конверсия индийского Renault Kwid, то есть уже устаревшей модели.


Теперь самое интересное, как будет проходить техническая унификация моделей Lada и Dacia. Румынская марка нацелена в основном на Европу, а здесь теперь всё подчинено идее электрификации, совершенно пока не актуальной для РФ. Рискнём предположить, что линейки двигателей у Lada и Dacia всё-таки будут разные, либо от тех моторов, что будут ставиться на Lada, «отрежут» дорогостоящие очистные сооружения и гибридные надстройки.

Все новинки АвтоВАЗа до 2025 года. Карточки


В первом квартале 2021 года АвтоВАЗ начнет продажи нового внедорожника Lada Niva Travel — обновленной в корпоративном Х-стиле модели, которая раньше выпускалась под брендом Chevrolet. Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу предприятия Оливье Морне на ежегодной пресс-конференции компании назвал эту новинку одной из ключевых для АвтоВАЗа в новом году.

Внедорожник предложат с тем же 1,7-литровым двигателем мощностью 80 л.с., работающим вместе с пятиступенчатой механической трансмиссией, постоянным полным приводом с двухдиапазонной раздаточной коробкой и блокирующимся межосевым дифференциалом.

Lada Largus станет похожа на новый Renault Logan


Второй новинкой станет запуск обновленной Lada Largus — продажи универсала также стартуют в первом квартале. Дизайн Largus выполнен в фирменном стиле АвтоВАЗа. Универсал получит X-образные элементы в передней части кузова, ячеистую радиаторную решетку черного цвета, а также новый капот и другие фары, позаимствованные у седана Renault Logan второго поколения.

Новые Granta и Vesta будут, но позже


На АвтоВАЗе выдерживают интригу и признают, что анонсировали далеко не все новинки 2021 года. Например, представитель компании рассказал, что работа над следующем поколением самой продаваемой в России отечественной модели Lada Granta «идет по графику и полным ходом». То же самое касается и рестайлинговой Lada Vesta — однако в 2021 году мы ее, как предупредили на АвтоВАЗе, не увидим. Зато появятся особые версии и комплектации текущих моделей — по аналогии с запуском хэтчбека XRay Instinct — помимо отличительного дизайна автомобиль получил медиасистему «Яндекс.Авто».

Отказ от Х-дизайна в пользу корпоративного стиля


С 1 января место шеф-дизайнера Lada британца Стива Маттина занял француз Жан-Филипп Салар. Ранее он работал с брендами Renault и Dacia в странах Восточной Европы, а также в Корее и Индии. И, хотя созданный Маттиным язык дизайна Lada оставит свой след и элементы ДНК во внешности ближайших новых моделей, изменения во внешности точно будут. С учетом свежих новостей о создании нового бизнес-подразделения Dacia-Lada, можно предположить, что внешность автомобилей этих брендов будет постепенно сближаться.

Новое подразделение Dacia-Lada


О создании самостоятельной бизнес-единицы Dacia-Lada рассказал генеральный директор новой структуры Дени Ле-Вот на презентации плана Renaulution. Он пообещал, что бренды останутся отдельными компаниями со своими историей и стратегией, но выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. «Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергический эффект», — рассказал Дени Ле-Вот.

Линейки продуктов Lada и Dacia будут базироваться на единой высококонкурентной по стоимости и гибкой платформе CMF-B. Вместе бренды планируют выпускать ежегодно более 1 миллиона автомобилей на одной базе CMF-B. Для этого они перейдут с четырех платформ на одну и сократят количество типов кузовов с 18 до 11. Глобальная цель такого подразделения — раскрыть потенциал Lada и Dacia и сделать их полноценными международными брендами.

Четыре полностью новые модели


К 2025 году АвтоВАЗ добавит в модельный ряд еще четыре новых модели. В том числе это будет совершенно новое поколение Niva, которое выйдет в 2024 году — внедорожник построят на платформе CMF-B.

На представленном тизере видно, что анонсированные во время Московского автосалона в августе 2018 год решения в новом концепте уже отсутствуют. Так, на прототипе Lada 4x4 Vision от Маттина присутствуют фирменные выштамповки по бокам и Х-образная решетка радиатора, а новый концепт Niva Vision отличается от него кардинально и напоминает Renault Arkana.

Пока о внедорожнике известно лишь то, что у него будет полный привод, высокий дорожный просвет и «прочная конструкция». Автомобиль получит две версии: с компактной и удлиненной колесной базой — от 3,9 до 4,6 м в длину. Эту модель планируется экспортировать из России и по-новому позиционировать бренд на мировом уровне. При этом Dacia показала свой концептуальный внедорожник, который с одной стороны напоминает делящую с ним одну платформу новую Niva, а с другой, традиционно должен будет отличаться от практичной Lada более продвинутым и дорогим оснащением.

"АвтоВАЗ" выпустит "четыре принципиально новые модели" до 2025 года

Президент "АвтоВАЗа" Ив Каракатзанис

НА ЗАВОДЕ / YouTube.com

Президент "АвтоВАЗа" Ив Каракатзанис

Компания "АвтоВАЗ" планирует выпустить четыре новые модели автомобилей к 2025 году. Об этом заявил президента "АвтоВАЗа" Ив Каракатзанис в видеопоздравлении, приуроченном к 51-й годовщине выпуска первого автомобиля ВАЗ.

"У "АвтоВАЗа" есть четкая стратегия развития. Мы выпустим четыре принципиально новые модели до 2025 года. И это потребует большой работы всего коллектива. Мы продолжим глубокую модернизацию производства, продолжим наращивать инженерные компетенции", - сказал Каракатзанис.

О каких именно моделях идет речь, Каракатзанис не уточнил, но, по всей видимости, он имел в виду новые модели на платформе CMF-B концерна Renault - Nissan. В частности, на этой платформе будет построена Lada Niva нового поколения, выпуск которой запланирован на 2024 год. Эта же платформа используется в новых моделях принадлежащего Renault румынского бренда Dacia. Предполагается, что в скором времени выпуск новых Dacia Logan и Sandero начнется в России. Как и раньше, эти модели на российском рынке будут продаваться под брендом Renault.

Напомним, на прошлой неделе стало известно, что Ив Каракатзанис покинет пост президента "АвтоВАЗа" с 1 июня 2021 года. По решению совета директоров компании этот пост займет Николя Мор. При этом Мор сохранит позицию гендиректора по операциям Groupe Renault в России и СНГ, которую он займет с 1 мая 2021 года. Новое место работы и должность Каракатзаниса, занимающего пост президента "АвтоВАЗа" с 1 июня 2018 года, будут объявлены дополнительно.

Мор начинал карьеру в The Boston Consulting Group и производителе автокомплектующих Valeo. Затем работал в автопоставщиках Bertrand Faure и Faurecia. В октябре 2000 года Мор стал директором по закупкам комплектующих и аксессуаров Renault и сменил ряд руководящих должностей в компании. В январе 2014 года он был назначен управляющим директором Renault в Румынии и руководителем румынской марки Dacia, также принадлежащей Renault. В 2016 году Мор стал президентом "АвтоВАЗа".

В 2018 году году он ушел на повышение и стал старшим вице-президентом Renault. Его место занял Ив Каракатзанис. В сентябре 2020 года Николя Мор стал исполнительным вице-президентом Groupe Renault по преобразованиям.

Революция на АвтоВАЗе: новые «Лады» станут клонами иномарок

Автоконцерн Renault, контролирующий тольяттинский автогигант, представил свой новый стратегический план под названием «Ренолюция». Впредь все новые автомобили Lada перейдут на одну платформу с румынской Dacia, а нынешние модели со временем будут сняты с производства.

«ЛаДача» - новое слово в автопроме

АвтоВАЗ, который мы по привычке считаем отечественным производителем, на самом деле уже давно стал частью мирового автопрома. Сегодня тольяттинский автогигант выпускает не только иномарки (Renault Logan и Sandero, а ранее - Nissan и Datsun), но и комплектующие, которые поставляются на зарубежные заводы Renault. Более того, некоторые модели Lada - универсал Largus и хэтчбек Xray - созданы на иностранной платформе и, по сути, представляют собой перелицованные версии Dacia Logan MPV и Sandero. И вот теперь в развитии российского предприятия наступает новый этап.


По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, на сегодняшний день автомобили Lada выпускаются на четырех платформах: B0, Granta, Vesta и 4x4, что значительно увеличивает нагрузку на производство и повышает его стоимость. Переход на единую платформу CMF-B и уменьшение типов кузова до 11 вариаций значительно сократит издержки и позволит расширить объемы выпуска. Однако это негативно отразится на деятельности АвтоВАЗа, так как фактически сотрудникам отечественного предприятия останется только адаптация автомобилей к российским условиям.

- Потеряв свое оригинальное шасси, автомобили Lada станут практически копиями других моделей концерна Renault, кроме того, сравняются с иномарками по цене. Разумеется, это не прибавит им конкурентоспособности и, как следствие, объема продаж. Более того, с унификацией платформы Россия теряет свои позиции в легковом автопроме, иными словами, попросту лишается их. А страна, у которой нет собственного автомобильного инжиниринга и производства автомобилей, сильно теряет имидж среди мировых игроков, - сетует Денис Мигаль.

Без «Весты» пропавший

Показательно, что новый стратегический план АвтоВАЗа предполагает отказ от производства Lada Vesta, которая является наиболее современной и, судя по всему, последней разработкой отечественного автогиганта. Впрочем, флагманскую модель еще ждет рестайлинг в 2022 году, однако до смены поколений «Веста» уже не доживет. Кроме того, АвтоВАЗ отказался от разработки фургона под условным названием Lada Van, который, как предполагалось ранее, станет перелицованной версией Renault Dokker. Последний, кстати, не так давно покинул российский рынок, поскольку особого спроса в нашей стране так и не снискал. К тому же новый фургон от Lada мог создавать лишнюю конкуренцию «Ларгусу», а это для АвтоВАЗа было бы не к чему.


Ближайшим же новинками АвтоВАЗа станут две модели В-класса - их выход запланирован на 2023 год. По неофициальным данным, речь идет о новом поколении Lada Granta в кузовах «седан» и «универсал», которое разработано на базе третьей генерации Logan/Sandero. Хэтчбека и лифтбека у новой «Гранты» не будет, чтобы не возникало конкуренции с Sandero.

- Смотря на структуру российского рынка, я оцениваю перспективный модельный ряд Lada положительно. АвтоВАЗ не собирается отдавать свой родной сегмент B и также будет сильнее пробиваться в популярный сегмент «паркетников». Сегодня кроссоверы – самый активно растущий на рынке, и расширение модельной гаммы Lada новым городским автомобилем класса C-SUV оправдан, - комментирует консультант компании Simon-Kucher & Partners Иван Кондратенко.

В свою очередь, Денис Мигаль считает совершенно непонятным решение автоконцерна Renault отказаться от современной и популярной модели Lada Vesta и сделать акцент на производстве кроссоверов, которым будет нелегко конкурировать с теми же брендами из Китая.

АвтоВАЗ теряет лицо

Стоит отметить, что недавно на АвтоВАЗе сменился шеф-дизайнер марки Lada - им стал Жан-Филипп Салар, который последние пять лет отвечал за разработку дизайна всей линейки Dacia (Duster, новый Sandero, новый Logan, включая Arkana для России). В связи с этим можно ожидать, что новые модели Lada уйдут от фирменного «Икс-дизайна», разработанного его предшественником Стивом Маттином. По крайней мере, об этом красноречиво говорит свежий эскиз новой Niva, которая заметно отличается от представленного в 2018 году концепта Lada 4x4 Vision. В новом варианте перспективный внедорожник лишился фирменных выштамповок на боковинах и Х-образной решетки радиатора, скорее напоминая Renault Arkana.

Как считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, потребительское мнение явно указывает на то, что разработанный ранее «Икс-дизайн» очень удачен и с позиции современности моделей, и с точки зрения продаваемости автомобилей, поэтому менять его и «подгонять» под форматы Dacia вряд ли разумно. Кроме того, это потребует дополнительных расходов, которые сейчас совсем не кстати Группе Renault.

- Очень сомнительна и идея унификации Lada с Dacia - рынку не нужен конвейер безликих и совершенно одинаковых автомобилей эконом-класса, спроса на них будет очень мало, учитывая емкость потребительского рынка в России. В этом свете было бы более продуктивно, если бы Lada оставалась как минимум сегодняшней, - рассуждает Анна Бодрова.


Действительно, учитывая, что на платформе CMF-B построены седан Dacia Logan и хэтчбек Sandero нового поколения, которые в нашей стране появятся под брендом Renault, сильная схожесть моделей Lada и Renault может привести к внутреннему «каннибализму». Известно, что до 2025 года компания Renault планирует представить в России пять новинок, в том числе модели, разработанные на платформе CMF-B. Однако даже в случае усиления внутренней конкуренции АвтоВАЗ вряд ли утратит лидерство на российском рынке, предлагая наиболее доступные автомобили.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, учитывая, что марки, принадлежащие Renault, сохранят свою самостоятельность, они будут отличаться друг от друга, несмотря на то, что их модели планируется производить на единой платформе. Внешний и внутренний облик автомобилей этих марок будет разным, чтобы дать возможность выбора потребителям, чтобы они меньше конкурировали друг с другом. Скорее всего, будут отличаться и технические характеристики машин, и их цена.

- О том, что АвтоВАЗ вот-вот перестанет быть лидером отечественного автомобильного рынка, говорят уже много лет, однако этого не происходит, вряд ли это произойдет и когда компания перейдет к выпуску автомобилей на новой платформе. Модели Lada все равно будут узнаваемы и продолжат пользоваться спросом среди потребителей. Компания уже давно не является тем производителем, которым была много десятилетий назад, она изменилась. Скорее всего, АвтоВАЗ сохранит ведущие позиции в отечественной автомобильной промышленности в ближайшие годы, а сотрудничество с Renault укрепит его положение и на мировом рынке, - резюмирует Дмитрий Баранов.

Читайте также: