Богдан вельский входил в состав избранной рады

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Богдан Яковлевич Вельский

Принадлежал к захудалому дворянскому роду. Смог выдвинуться при царском дворе, поскольку приходился племянником царскому любимцу Малюте Скуратову-Бельскому. Вместе с дядей, видимо, входил в опричнину. После ее отмены в 1577 г. получил чин думного дворянина. В следующем году стал царским оружничим. По утверждению англичанина Дж. Горсея, возглавлял Аптекарский приказ, ведавший царским здоровьем. В последние годы жизни Ивана Грозного Б. Вельский считался царским любимцем. Один из современников писал, что «сердце царево всегда несытне горяше» о Богдане, видимо, намекая на нетрадиционные отношения между ними. Известно, что Вельский отличался особой любовью к красивой одежде и предметам роскоши. После его смерти было обнаружено большое количество изысканных нарядов, которые перешли в казну и были использованы царем Михаилом Федоровичем.

Естественно, что после прихода к власти Федора Ивановича Б. Я. Вельский пытался вновь занять ведущее положение при дворе и даже местничал с казначеем П. Головиным. Когда это не удалось, поднял восстание и начал склонять на свою сторону москвичей. Но был арестован и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. В 1598 г. пришедший к власти Б. Ф. Годунов приблизил к себе Б. Я. Вельского и присвоил ему чин окольничего, поскольку он приходился его жене Марии Григорьевне, урожденной Скуратовой-Вельской, двоюродным братом. В 1599 г. царь поручил Вельскому строительство города-крепости на Северном Донце. Но тот, видимо, недовольный назначением, стал произносить речи, порочащие имя царя Б. Ф. Годунова. За это Богдан Яковлевич был вновь отправлен в ссылку, на этот раз в Казань. После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. его вдова Мария Григорьевна разрешила родственнику вернуться в Москву. Там он приветствовал Лжедмитрия I и публично признал в нем царского сына. За это получил от самозванца боярский чин. Новый царь В. И. Шуйский вновь выслал Вельского в Казань, но не в ссылку, а на воеводство. Там в 1611 г. он был убит восставшими горожанами.

Биография Б. Я. Вельского показывает, что он стремился любыми путями занять самое высокое место у трона, но после смерти Ивана Грозного это ему уже не удалось сделать. Во время восстания 1584 г., как уже отмечалось, москвичи не поддержали Вельского и, напротив, потребовали его арестовать. Они были полностью на стороне нового царя и готовы были поддержать любые его решения. Поэтому бывший любимец Ивана IV был арестован и выслан из столицы в Нижний Новгород. Решительные действия царя Федора показали знати, что с его волей следует считаться.

Хотя в некоторых поздних сочинениях о Смуте писалось, что при воцарении у Федора Ивановича были какие-то сложности, и по этому поводу даже собирался Земский собор, в официальных источниках никаких данных об этом нет. Правда, текст Духовной грамоты Ивана Грозного до нас не дошел, но о ее существовании известно из Чина венчания на царство Федора Ивановича. В этом документе подробно описывалась церемония возведения Федора на престол, которая была осуществлена 31 мая 1584 г. в Успенском соборе Кремля. Выбор даты не был случаен — в этот день царю исполнилось 27 лет.

Отрывок из Чина венчания на царство Федора Ивановича Речь царя Федора Ивановича

«Божиим изволением, от наших прародителей царей и великих князей великия Россия, старина наша то и до тех мест: отцы цари и великие князи сыном своим давали царьство и великое княжьство великия Россия, и отец наш, блаженныя памяти, благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич, Божиею милостию государь и самодержец всея великия Россия, оставль земное царьство, и приим аггельский образ и отиде на небесное царьство, а меня, сына своего Федора, при себе еще и после себя благословил царством и великим княжьством Владимерьским, и Московьским, и Новогородцким, и царьством Казаньским, и Царьством Астороханьским, и всеми хоругви правления скифетра всея великия Россия, и велел мне стати на то на царьство и на великое княжьство, и помазатися и венчятися царьским венцем и диядимою, сиречь святыми бармами, и именоватися и описоватися в титле царем и великим князем, и отчичем, и дедичем, и наследником Росийскаго царьствия по древнему нашему чину; да и о том отец наш, блаженныа памяти благочестивый царь и великий князь, и в духовной написал».

Речь митрополита Дионисия

«…и отец твой, блаженныя памяти благочестивый царь и великий князь, Божиею милостию государь и самодержец всея великия Россия, такоже оставль земное царство, и восприим ангельский образ и отиде на небесное царство, а тебя, Богом дарованного, и благородного, и возлюбленного, и от Бога предиуготованного на царство его наследника, сына своего Федора, и при себе еще и после себя благословил царством и великим княжеством Владимирским, и Московским, и Новогородцким, и царством Казанским, и царством Астороханским, и всеми хоругви правления скифетра всея великиа Россия; и велел тебе, сыну своему Феодору, на то царство и на великое княжество стати и помазатися, и венчатися тем царьским венцем и диядимою, сиречь святыми бармами, и именоватися и в титле описоватися царем и великим князем, и отчичем, и дедичем, и наследником Россиискаго царствиа, по древнему вашему царьскому чину; да о том отец твои, блаженныя памяти благочестивый царь и великий князь и в духовной написал». (Идея Рима в Москве XV–XVI века. Рим, 1989. С. 108–110.)

Таким образом, текст Чина показывает, что Федор Иванович взошел на престол по воле отца, выраженной в Духовной грамоте, и получил всю полноту власти над Русским государством. На момент воцарения ему было уже 27 лет, и он несколько лет был женат на Ирине Федоровне Годуновой, представительнице не самого знатного, но достаточно разветвленного боярского рода. Это говорит о том, что новый царь был вполне зрелым и самостоятельным мужчиной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий Все в земном мире относительно, и если россияне возмущались поборами Морозова, то жителям Украины они показались бы ничтожными. Впрочем, термин «Украина» в XVII в. еще не был обозначением страны, он употреблялся в прямом смысле — «окраина». Была Русская

Богдан (Зиновий) Хмельницкий

Богдан (Зиновий) Хмельницкий Гетман Украины, руководитель восстания против Речи Посполитой, завершившегося воссоединением Гетманщины с Московским царством Гетман Украины Богдан Хмельницкий. Старинная гравюраРодился в городе Чигирине, ныне Черкасская область Украины,

Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий Редко отдельная личность так крепко держала в руках нити эпохальных событий, как делал это Богдан Хмельницкий во время восстания 1648 г. Недаром многие историки считают его величайшим военным и политическим лидером Украины: ведь личную его роль в крутом

8. Борис, Романовы и Богдан Вельский

8. Борис, Романовы и Богдан Вельский Мы представили обзор всех событий, сопровождавших избрание и воцарение Бориса или, точнее, определивших самый вид этого избрания и воцарения. Если вдумаемся в ход избирательной борьбы и сообразим, кто именно боролся за царский сан

14. Почему Клавдия отравили «белыми» грибами? Отвечаем: потому, что Ивана Грозного отравил боярин Вельский

14. Почему Клавдия отравили «белыми» грибами? Отвечаем: потому, что Ивана Грозного отравил боярин Вельский И Клавдия, и Грозного отравили. О версии, согласно которой, Грозный погиб от яда, мы уже говорили при анализе жизнеописания Тиберия — одного из отражений Грозного.

Богдан Яковлевич Бельский (? – 1611)

Богдан Яковлевич Бельский (? – 1611) Богдан Яковлевич Бельский – боярин, русский государственный деятель второй половины XVI – начала XVII вв., племянник Малюты Скуратова.Бельский принадлежал к небогатому и не слишком знатному роду. Опричнина дала ему, как и многим

Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий Имя человека, освободившего Украину от польского гнета, было Богдан Хмельницкий.Хмельницкий, прежде чем стать героем, был польским чиновником.Однажды холостой поляк, нуждаясь в жене, напал на хутор Хмельницкого и забрал у него жену.Чаплинский (так

Баклан Андрей Яковлевич

Баклан Андрей Яковлевич Воевал на 10 фронтах, летал на задания с Юмашевым и Клещевым, Ко— жедубом и Куманичкиным, лично и в группе сбил 45 «хейнкелей», «юн-керсов», «мессеров» и «фокке-вульфов». Среди сбитых им есть даже итальянская «Саетта» Макки-200, подожженная над степью

Богдан Чингисхан

Богдан Чингисхан Одним из интереснейших и в то же время малоизученных вопросов истории является вопрос об этнической и религиозной принадлежности Чингисхана и вообще монгольских родов. Дело в том, что сведения, имеющиеся в литературе на этот счет, сильно противоречивы,

Богдан Хмельницький

Богдан Хмельницький Богдан Зеновій Хмельницький походив з дрібного шляхетського роду, гербу Абданк. Його батько, Михайло, був дворянином у Жолкевських і Даниловичів, жив зразу в Жовкві й Олеську, потім переселився у Придніпрянщину, заложив на краю степів містечко

ГЛАВА ХII. Богдан Хмельницкий

ГЛАВА ХII. Богдан Хмельницкий Провозглашен Гетманом. Устроение полков. Переговоры с Ислам-Гереем. Голова Гетмана оценена. Ответ Ислама. Очищение Малороссии от Поляков. Количество войска Гетманского. Битва при Желтой воде. Битва под Каменцом. Лагерь под Белою церковью.

Богдан Иванович Сутупов

Богдан Иванович Сутупов Б. И. Сутупов начал служить при Иване Грозном. В 1575 г. он уже имел должность дьяка. При Федоре Ивановиче он был послан в Свияжск в 1588 г., затем в 1591 г. стал дьяком Поместного приказа. В 1596/98 гг. служил в Астрахани и Царицыне. В 1600 г. он стал дьяком

Иван Яковлевич

Иван Яковлевич Иван Яковлевич из Смоленских священнических детей[7], учился в духовной академии, жил в Смоленске, занимаясь управлением чего-то, что-то наделал и ушел в лес, решившись юродствовать. Крестьяне нашли его в лесу копающим палкою землю, без шапки и без всякого

Богдан вельский входил в состав избранной рады


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Богдан Яковлевич Вельский

Принадлежал к захудалому дворянскому роду. Смог выдвинуться при царском дворе, поскольку приходился племянником царскому любимцу Малюте Скуратову-Бельскому. Вместе с дядей, видимо, входил в опричнину. После ее отмены в 1577 г. получил чин думного дворянина. В следующем году стал царским оружничим. По утверждению англичанина Дж. Горсея, возглавлял Аптекарский приказ, ведавший царским здоровьем. В последние годы жизни Ивана Грозного Б. Вельский считался царским любимцем.

Один из современников писал, что «сердце царево всегда несытне горяше» о Богдане, видимо, намекая на нетрадиционные отношения между ними. Известно, что Вельский отличался особой любовью к красивой одежде и предметам роскоши. После его смерти было обнаружено большое количество изысканных нарядов, которые перешли в казну и были использованы царем Михаилом Федоровичем.

Естественно, что после прихода к власти Федора Ивановича Б.Я. Вельский пытался вновь занять ведущее положение при дворе и даже местничал с казначеем П. Головиным. Когда это не удалось, поднял восстание и начал склонять на свою сторону москвичей. Но был арестован и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. В 1598 г. пришедший к власти Б.Ф. Годунов приблизил к себе Б.Я. Вельского и присвоил ему чин окольничего, поскольку он приходился его жене Марии Григорьевне, урожденной Скуратовой-Вельской, двоюродным братом. В 1599 г. царь поручил Вельскому строительство города-крепости на Северном Донце. Но тот, видимо, недовольный назначением, стал произносить речи, порочащие имя царя Б.Ф. Годунова. За это Богдан Яковлевич был вновь отправлен в ссылку, на этот раз в Казань. После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. его вдова Мария Григорьевна разрешила родственнику вернуться в Москву. Там он приветствовал Лжедмитрия I и публично признал в нем царского сына. За это получил от самозванца боярский чин. Новый царь В.И. Шуйский вновь выслал Вельского в Казань, но не в ссылку, а на воеводство. Там в 1611 г. он был убит восставшими горожанами.


Биография Б.Я. Вельского показывает, что он стремился любыми путями занять самое высокое место у трона, но после смерти Ивана Грозного это ему уже не удалось сделать. Во время восстания 1584 г., как уже отмечалось, москвичи не поддержали Вельского и, напротив, потребовали его арестовать. Они были полностью на стороне нового царя и готовы были поддержать любые его решения. Поэтому бывший любимец Ивана IV был арестован и выслан из столицы в Нижний Новгород. Решительные действия царя Федора показали знати, что с его волей следует считаться.

Хотя в некоторых поздних сочинениях о Смуте писалось, что при воцарении у Федора Ивановича были какие-то сложности, и по этому поводу даже собирался Земский собор, в официальных источниках никаких данных об этом нет. Правда, текст Духовной грамоты Ивана Грозного до нас не дошел, но о ее существовании известно из Чина венчания на царство Федора Ивановича. В этом документе подробно описывалась церемония возведения Федора на престол, которая была осуществлена 31 мая 1584 г. в Успенском соборе Кремля. Выбор даты не был случаен – в этот день царю исполнилось 27 лет.

Отрывок из Чина венчания на царство Федора Ивановича

Речь царя Федора Ивановича

«Божиим изволением, от наших прародителей царей и великих князей великия Россия, старина наша то и до тех мест: отцы цари и великие князи сыном своим давали царьство и великое княжьство великия Россия, и отец наш, блаженныя памяти, благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич, Божиею милостию государь и самодержец всея великия Россия, оставль земное царьство, и приим аггельский образ и отиде на небесное царьство, а меня, сына своего Федора, при себе еще и после себя благословил царством и великим княжьством Владимерьским, и Московьским, и Новогородцким, и царьством Казаньским, и Царьством Астороханьским, и всеми хоругви правления скифетра всея великия Россия, и велел мне стати на то на царьство и на великое княжьство, и помазатися и венчятися царьским венцем и диядимою, сиречь святыми бармами, и именоватися и описоватися в титле царем и великим князем, и отчичем, и дедичем, и наследником Росийскаго царьствия по древнему нашему чину; да и о том отец наш, блаженныа памяти благочестивый царь и великий князь, и в духовной написал».

Речь митрополита Дионисия

«…и отец твой, блаженныя памяти благочестивый царь и великий князь, Божиею милостию государь и самодержец всея великия Россия, такоже оставль земное царство, и восприим ангельский образ и отиде на небесное царство, а тебя, Богом дарованного, и благородного, и возлюбленного, и от Бога предиуготованного на царство его наследника, сына своего Федора, и при себе еще и после себя благословил царством и великим княжеством Владимирским, и Московским, и Новогородцким, и царством Казанским, и царством Астороханским, и всеми хоругви правления скифетра всея великиа Россия; и велел тебе, сыну своему Феодору, на то царство и на великое княжество стати и помазатися, и венчатися тем царьским венцем и диядимою, сиречь святыми бармами, и именоватися и в титле описоватися царем и великим князем, и отчичем, и дедичем, и наследником Россиискаго царствиа, по древнему вашему царьскому чину; да о том отец твои, блаженныя памяти благочестивый царь и великий князь и в духовной написал».

(Идея Рима в Москве XV–XVI века. Рим, 1989. С. 108–110.)

Таким образом, текст Чина показывает, что Федор Иванович взошел на престол по воле отца, выраженной в Духовной грамоте, и получил всю полноту власти над Русским государством. На момент воцарения ему было уже 27 лет, и он несколько лет был женат на Ирине Федоровне Годуновой, представительнице не самого знатного, но достаточно разветвленного боярского рода. Это говорит о том, что новый царь был вполне зрелым и самостоятельным мужчиной.

Л.Е.Морозова
История России. Смутное время

Запись создана: Среда, 26 Сентябрь 2018 в 13:30 и находится в рубриках Стрелецкое войско.

Богдан вельский входил в состав избранной рады

Записки о России. XVI — начало XVII в. - i_002.jpg

Записки о России. XVI — начало XVII в. - i_003.jpg

Джером Горсей и его сочинения о России

Почти два десятилетия — с 1573 по 1591 г. — находился в России по делам коммерческой и дипломатической службы Джером Горсей — типичный представитель английских деловых кругов XVI столетия. Он оставил три самостоятельных сочинения о России и несколько писем по «русским делам»[1]. Имя Джерома Горсея окружено у историков фейерверком эпитетов. Его называли «высокомерным софистом» и «простодушным чванливцем», «плохим миссионером цивилизации» и «хвастливым корыстолюбцем». Как заметил Я. С. Лурье, «дипломату Горсею не повезло в историографии»[2].

Впрочем, нелестные характеристики Горсея никак не повлияли на популярность его сочинений: записки привлекают к себе как свидетельства очевидца и осведомленного наблюдателя, человека, оказавшегося в самой гуще событий в России 70—80-х годов XVI в., о которых русские источники либо умалчивают, либо рассказывают весьма тенденциозно.

В XVI в. наступил качественно новый этап во взаимоотношениях России и Запада. Страны Северной и Западной Европы, вступившие на путь развития капитализма, нуждались в новых источниках обогащения и рынках сбыта и все чаще обращались к мало вовлеченным в торговлю с ними государствам Восточной Европы и Азии, в том числе к Прибалтике и России. Были и другие причины для пристального внимания западноевропейских стран к русскому соседу: усиливавшаяся турецкая агрессия в Европе заставляла искать новых союзников, а реформационные движения породили интерес современников к окружающему миру, и прежде всего к соседним народам и странам. На волне этих разнообразных и противоречивых интересов в Россию хлынули иностранные предприниматели, дипломаты, купцы, ученые. Их записки и иные свидетельства становятся очень популярными в разных слоях западноевропейского общества, а «русская» тема с этого времени широко распространяется в европейской литературе[3]. Свой вклад в создание традиционных представлений и взглядов англичан на эту страну внес Джером Горсей.

За 17 лет, прошедших со времени первого приезда Горсея в Россию (в 1573 г.), до 1591 г., когда он навсегда покинул страну, там произошло немало драматических событий. Российское царство, едва получившее это название после восшествия на престол Ивана Грозного, было потрясено жестокостями опричного времени. Опричнина сменила период реформ так называемой Избранной рады, когда вокруг молодого царя сплотилась группа политических деятелей, сумевших правильно определить насущные потребности страны. Огромное государство, которое включало в себя всю Северо-Восточную и Северо-Западную Русь с такими древними и богатыми центрами, как Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Суздаль, Рязань, нуждалось в коренном улучшении организации правления. Реформы суда, войска, отмена системы кормлений — все это отвечало задачам централизации страны. Крупной вехой в развитии русской государственности стало принятие нового Судебника 1550 г., закрепившего некоторые итоги социального развития страны. Вслед за Судебником 1497 г. он подтвердил ограничение крестьянского перехода одним только Юрьевым днем (осенним), впервые ввел наказание за взятки.

Путь централизации в России был не прост и не прям. Все еще сказывались последствия длительного монгольского ига: слабость городов, а потому слабое участие горожан в политической борьбе; отсутствие некоторых ремесел, а потому зависимость от иностранного ввоза; однобокое развитие экономики, а потому ведущая роль феодалов в политической жизни страны. Обнадеживающие итоги реформ 1550-х годов скоро сменились иной реальностью. Россия, вовлеченная царем в бесперспективную и безнадежную на том уровне развития экономики Ливонскую войну (1558–1583), вступила в полосу длительного кризиса. Напряжение, которого потребовала война, привело к ускорению закрепостительных процессов, к обнищанию и обезлюдению ряда районов. Население, не выдержавшее тягот обрушившихся на него налогов и повинностей, покидало старые насиженные места ради необжитых окраин или попросту бродяжничало.

Тяжким испытанием стала и учрежденная в 1565 г. опричнина: вся территория страны была разделена на земскую и опричную. Опричнина, по словам современников, «рассекла» страну на части. Историки немало размышляли о смысле этого, кажущегося странным, учреждения. Одни видели в опричнине средство борьбы с непокорными вассалами. Другие полагали, что опричниной Иван Грозный пытался сокрушить главные оплоты удельного порядка — последнего удельного князя В. А. Старицкого, конкурента самодержца, церковь, претендовавшую на ведущую роль в государстве, и, наконец, города Новгород и Псков — оставшихся носителей сепаратизма.

По стране прокатились волны царского террора. В неудачах Ливонской войны, выкачивавшей людские и материальные ресурсы, Иван IV пытался обвинить собственных военачальников, государственных деятелей. Изменниками казались ему и дипломаты, ведшие нелегкие переговоры со странами, с которыми воевала Россия. Нарастали кризисные явления во всех сферах жизни. Когда опричное войско не сумело «оборонить» Москву во время молниеносного набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., стало ясно, что этот политический «эксперимент» не удался. Примерно за год до появления Горсея в России опричнина была отменена. И снова возродилось единое войско, появилась общая казна. А вместе с тем самодержец стал строить новые утопические планы, на этот раз дипломатические. Он вознамерился стать польским королем, воспользовавшись наступившим в Речи Посполитой бескоролевьем после смерти Сигизмунда II Августа. Однако эта надежда рухнула, как и другая — поддержать притязания Габсбургов на польский трон. Почетный дипломатический путь выхода из Ливонской войны был закрыт. Ивану Грозному и России пришлось померяться силами с новым польским королем Стефаном Баторием, и только героическая оборона Пскова спасла страну от позорного финала Ливонской войны. Ям-Запольское перемирие (1582) было заключено почти на условиях статус-кво.

В бытность Горсея в России, в 1575 г., состоялся еще один «политический маскарад» — посажение на великое княжение крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Некоторые обстоятельства этого события англичанин отразит в своих записках.

Горсею довелось быть знакомым со многими политическими деятелями последних лет царствования Ивана Грозного. Среди его знакомых были бояре И. Ф. Мстиславский и Н. Р. Юрьев. Хорошо знал Горсей Бориса Годунова еще в то время, когда тот только начинал «плести» свою паутину, в которую попало немало его политических противников. Зять царского любимца Малюты Скуратова, прославившегося жестокостью в опричнину, «дружка» на пятой свадьбе царя (1575), Годунов умел устранять своих конкурентов.

Годы правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1584–1598) и возглавившего его правительство Бориса Годунова были временем судорожных попыток преодолеть экономический кризис, поддержать оскудевшее хозяйство страны, что на деле вело к росту крепостнических порядков. Сосредоточивший в своих руках огромную власть, Борис Годунов постепенно становится первым претендентом на трон при бездетном Федоре. Со слов русских в Ярославле и англичан, бывших тогда в Москве, Горсей именно в это время записал известия и слухи об убийстве в Угличе царевича Дмитрия — прологе трагедии Смутного времени.

Записки Горсея влились в большую реку известий англичан о России, ведь среди иностранцев, приезжавших в страну во второй половине XVI в., англичан было больше всего. В пору оживленных русско-английских связей они вели переговоры, торговали, а возвратившись на родину, пересказывали свои впечатления, описывали путешествия в далекую Московию.

Богдан вельский входил в состав избранной рады

Книга историка Л.Е. Морозовой «История России. Смутное время» посвящена исследованию событий, связанных с затяжным династическим кризисом, возникшим в Русском государстве после смерти в 1598 г. последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Ивановича. Работа выполнена с привлечением широкого круга источников, каждому из которых дана характеристика о степени его достоверности и объективности в оценке происходящего. Особое место в работе занимают свидетельства современников и жизнеописания главных героев Смутного времени.

Книга предназначена для историков, студентов, учащихся и всех интересующихся историей России.

Людмила Евгеньевна Морозова

Глава 1 ПРЕДПОСЫЛКИ БУДУЩИХ БЕД

Когда началась Смута?

Перемены при царском дворе

Богдан Яковлевич Вельский

Иван Петрович Шуйский

Иван Федорович Мстиславский

Никита Романович Юрьев

Глава 2 ЗАКАТ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

Славные дела Федора Ивановича

Глава 3 ПЕРВЫЙ ВЫБОРНЫЙ ЦАРЬ Б.Ф. ГОДУНОВ

Завещание Федора Ивановича

Земский собор 1598 г.

Серпуховской поход нареченного царя Бориса

Венчание Годунова на царство

Правление нового царя

Опала на Романовых

Федор Никитич Романов

Меры по укреплению трона

Глава 4 «О НАЧАЛЕ БЕДЫ, О РОЗСТРИГЕ ГРИГОРИИ»

Кто такой Лжедмитрий I?

Волнение в стране

Попытки разоблачения самозванца

Сигизмунд III Ваза

Подготовка в Польше похода на Москву

Глава 5 ПРОТИВОБОРСТВО ЛЖЕДМИТРИЯ И ЦАРЯ БОРИСА

Вторжение «Дмитрия» на территорию Русского государства

Первые сражения с царским войском

Никита Романович Трубецкой

Сражение у Добрыничей

Крах царя Бориса

Василий Михайлович Мосальский Рубец

Богдан Иванович Сутупов

Попытка воцарения Федора Борисовича

Иван Васильевич Голицын

Глава 6 ЛЖЕДМИТРИЙ I НА ПРЕСТОЛЕ

Венчание на царство

Афанасий Иванович Власьев

Петр Федорович Басманов

Глава 7 ИЗБРАНИЕ НОВОГО ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО

Князь-заговорщик – главный кандидат на московский престол

Михаил Игнатьевич Татищев

Меры по стабилизации обстановки в стране

Василий Иванович Шуйский

Обвинения в адрес самозванца

Глава 8 БОРЬБА С И.И. БОЛОТНИКОВЫМ И «ЦАРЕВИЧЕМ ПЕТРУШЕЙ»

Михаил Андреевич Молчанов

Григорий Петрович Шаховской

Иван Исаевич Болотников

Прокопий Петрович Ляпунов

Бои с болотниковцами у Калуги

Попытки нового похода на Москву

Григорий Григорьевич Пушкин Сулемша

Федор Юрьевич Булгаков-Денисьев

Глава 9 НОВЫЙ ВРАГ – ТУШИНСКИЙ ВОР

Попытки начать мирную жизнь

Обстоятельства появления Лжедмитрия II

Первые бои нового самозванца с царским войском

Образование Тушинского лагеря

Приезд Марины Мнишек

Грамота Лжедмитрия II воеводе Сандомирскому Юрию Мнишеку

Глава 10 ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Ситуация в стране к осени 1608 г.

Подготовка обороны монастыря

Григорий Борисович Долгорукий-Роща

Ян Петр Павел Сапега

Тяготы «осадного сидения»

Александр Иосиф Лисовский

Глава 11 ПОХОД М.В. СКОПИНА-ШУЙСКОГО ИЗ НОВГОРОДА К МОСКВЕ

Во главе посольства к шведам

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

Семен Васильевич Головин

Семен (Сыдавной) Зиновьевич Васильев

Якоб Пунтус Делагарди

Ситуация в Москве в 1609 г.

Битва у Калязина монастыря

Давид Васильевич Жеребцов

Григорий Леонтьевич Валуев

«Понизовая рать» Ф.И. Шереметева

Развал Тушинского лагеря

Глава 12 КРАХ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ

Дмитрий Иванович Шуйский

Поход Лжедмитрия II к Москве

Свержение В.И. Шуйского с царского престола и его дальнейшая судьба

Захарий Петрович Ляпунов

Глава 13 «СЕМИБОЯРЩИНА»

Создание временного правительства

Федор Иванович Мстиславский

Иван Михайлович Воротынский

Андрей Васильевич Трубецкой

Андрей Васильевич Голицын

Борис Михайлович Лыков

Федор Иванович Шереметев

Иван Никитич Романов

Договор с Жолкевским

Василий Васильевич Голицын

Данила Иванович Мезецкий

Томило Иудич Луговской

Василий Борисович Сукин

Польский гарнизон в Кремле

Федор Иванович Андронов

Александр Корвин Гонсевский

Глава 14 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Михаил Глебович Салтыков

Дмитрий Тимофеевич Трубецкой

Иван Иванович Волынский

Федор Иванович Мерин Волконский

Иван Мартынович Заруцкий

Василий Федорович Мосальский

Артемий Васильевич Измайлов

Андрей Захарьевич Просовецкий

Захват поляками Смоленска и шведами Новгорода

Михаил Борисович Шеин

Убийство П.П. Ляпунова

Бои Первого ополчения с поляками

Глава 15 ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Дмитрий Михайлович Пожарский

Василий Петрович Морозов

Владимир Тимофеевич Долгорукий

Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский

Андрей Петрович Куракин

Поход Второго ополчения к Москве

Глава 16. СОВМЕСТНЫЕ БОИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ОПОЛЧЕНИЙ

Отражение нападения гетмана Ходкевича

Ян Кароль Ходкевич

Первые мирные мероприятия

Испытание на прочность

Рассылка грамот по городам

Глава 17 ИЗБРАНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА НА ЦАРСТВО

Ход Земского собора 1613 г.

Кем был всенародный избранник

Благословение на царство

Людмила Евгеньевна Морозова

История России. Смутное время

Предисловие

В исторической науке Смутой, или Смутным временем, называются события, связанные с затяжным династическим кризисом, возникшим в Русском государстве после смерти в 1598 г. последнего царя из династии московских Рюриковичей – Федора Ивановича. Это и бесконечная смена правителей на престоле, и острые социальные и политические баталии, и кровавое междоусобие, и иностранная интервенция, и, наконец, подъем всех патриотических сил общества для борьбы со всеми внешними и внутренними врагами для освобождения страны и восстановления национального государства.

Следует отметить, что сам термин «Смута» для обозначения событий начала XVII в. в России был придуман подьячим Посольского приказа Г. Котошихиным, который в 1664 г. бежал из России и написал в Швеции сочинение о порядках и обстановке в Русском государстве.

Среди исследователей до сих пор нет единого мнения ни о причинах начала Смуты, ни о хронологических рамках этого периода, ни о том, каковы были ее результаты.

Известный историк XIX в. С.М. Соловьев полагал, что главная причина Смуты заключалась в столкновении старых дружинных начал с новыми государственными. Оно выразилось в борьбе московских государей (Бориса Годунова, Василия Шуйского) с боярством и противогосударственными устремлениями казачества. Этой же точки зрения придерживался и И.Е. Забелин.

Что стало с Избранной Радой

В начале правления Иван IV Васильевич опирался на небольшой кружок друзей, которых впоследствии он называл Избранной Радой. Как государственный орган Избранная Рада никогда не существовала, но вот люди, входившие в этот круг приближенных к царю, бесспорно, оказали сильное влияние на страну.

Митрополит Макарий приблизился к великому князю Ивану еще до того, как тот стал царем. Первоначально ведь Иван носил титул великого князя. Макарий убедил юного Ивана в необходимости принять более высокий титул, который, во-первых, подчеркнул бы возросший престиж России, а во-вторых, как бы указывал на то, что именно Россия является наследницей Византийской империи, которой на тот момент уже почти целый век не существовало.

Итак, в январе 1547 Иван венчался на царство. Впрочем, принятие царского титула не означало, что он стал сам управлять страной. В это время Россией правили его дядья Михаил и Юрий Глинские. Но пожар июня 1547 года прекратил их правление.

Именно в дни после пожара в круг друзей царя Ивана вошел еще один церковный деятель – протопоп Сильвестр, который раньше занимался торговлей в Новгороде. Этот человек всячески старался запугать царя, рассказывая о Страшном суде. Пожалуй, именно с пожара начинается самостоятельное правление Ивана.

Среди членов Избранной Рады стоит также отметить князя Андрея Курбского, Алексея Адашева, Александра Шуйского-Горбатого.

Все они так или иначе оказали огромное влияние на события начала правления Ивана: принятие Судебника, решение религиозных проблем (Стоглавый собор), взятие Казани, создание системы приказов и других.

С чего же начался разрыв между Иваном и его ближними друзьями? Прежде всего стоит вспомнить болезнь царя в 1553 году. После взятия Казани и проведения столь значимых реформ царь, находившийся в зените власти, любви и могущества, неожиданно заболевает.

В этот момент мнения Избранной Рады разделились: Андрей Курбский, митрополит Макарий и Алексей Адашев стояли за царевича Дмитрия. А вот протопоп Сильвестр был против, желая видеть на месте будущего царя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана.

Вообще, протопоп Сильвестр и митрополит Макарий еще со времен Стоглавого собора были врагами. Первый стоял за изъятие церковных земель. Митрополит Макарий, как глава Русской митрополии, на такое пойти не мог и благодаря своему влиянию на царя добился сохранения церковных земель.

Впрочем, время Избранной Рады подходило к концу. В 1558 году начинается Ливонская война. Ближайшие к царю люди были против ее начала, предпочитая завоевать Крымское ханство. Насколько это было возможно, судить сложно.

Протопоп Сильвестр был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь после смерти царицы Анастасии, которая сильно ему покровительствовала. Впрочем, самого Сильвестра нередко обвиняют в том, что он ее и отравил. Затем протопоп был отправлен в Соловецкий монастырь, где наконец-то смог приобщиться к духовной жизни, как и положено лицу духовному.

Митрополит Макарий умер своей смертью, а вот Алексей Адашев был отправлен на Ливонскую войну, а после перемирия, которое со всех сторон было невыгодным для России, посажен под стражу в Дерпте, где и скончался.

Многие считают, что на самом деле Алексей Адашев был убит по приказу царя, но доказательств этому нет. Причиной этих подозрений считают месть царя за отца Алексея – Федора Адашева. Во время болезни царя отец Алексея Федор был за князя Владимира Старицкого.

Князь Андрей Курбский, проиграв битву, решил прельститься предложением короля Жигимонта и перешел на сторону врагов. Есть мнение, что и битву он проиграл специально, желая таким образом ослабить напоследок свою Родину.

Александр Горбатый Шуйский так же, как и князь Курбский, происходил из знатного княжеского рода, ведущего свое начало от Рюрика. (Шуйские указывали своим родоначальником сына Александра Невского). Он сочувствовал беглому князю и, быть может, сам собирался покинуть Россию, но не успел и был казнен по обвинению в измене в 1565 году, став вместе с сыном Петром одной из первых жертв опричнины.

360 лет назад Левобережная Украина перешла под протекторат России

360 лет назад — 27 марта 1654 года (14 марта ст.с.) — царь Алексей Михайлович одобрил договор между гетманом Запорожской Сечи Богданом Хмельницким и Москвой о переходе гетмана и Войска Запорожского «под руку» московского престола. Принятие «Мартовских статей» стало завершением процедуры присоединения Левобережной Украины.

Следует заметить, что присяга армии Хмельницкого московскому царю стала итогом драматических и кровавых событий на Украине в середине XVII века. В этот период большая часть современной Украины (кроме Буковины, Закарпатья, Крыма и Северного Причерноморья) была под контролем Речи Посполитой — единого польско-литовского государства. Оно возникло вследствие «королевской унии», заключенной в середине XIV века. С 1569 года согласно так называемой «Люблинской унии» государства объединились уже на постоянной основе. В результате этого союза польская аристократия (шляхта) стала главной силой в государстве.

Веротерпимость Великого княжества Литовского (сами литовцы приняли католичество лишь в 1389 году) уходила в прошлое.

Элита стремительно католизировалась, а в 1596 году была заключена Брестская уния — переход ряда западнорусских епископов в католическое вероучение с сохранением православных обрядов. Так появилось униатство (греко-католичество), которое стало еще одним фактором раскола на украинских землях.

Религиозная реформа происходила одновременно с формированием украинской нации. Однако в середине XVII века этот процесс был, мягко говоря, далек от завершения — так, исследователь «порубежья» Московского царства и Речи Посполитой А.И. Папков утверждает, что «в первой половине XVII века православное население Польши именовало себя «русским».

Были у волнений и экономические причины — в первую очередь крепостное право. Теперь крестьяне не могли менять своего феодала в Юрьев день, а землевладелец мог ужесточать поборы со своих холопов. Дополнительным фактором стало то, что непопулярными занятиями — ростовщичество, шинкарство (розничная торговля спиртным), сбор налогов — часто занимались евреи, к которым Польское государство относилось терпимо.

В результате у крестьян было лишь два выхода: или поднимать восстания (в 1620–1630 годы таковых было достаточно много), или уходить в казаки.

Эта социальная военизированная группа существовала ниже Днепровских порогов (в Запорожье) с середины XV века. В казаки уходили наиболее активные молодые люди, жили казаки «набеговой экономикой» — боролись и с крымскими татарами, и с польскими шляхтичами. Чем сильнее становился гнет дворян Речи Посполитой, тем больше людей отправлялись в Сечь. Художественное описание жизни казачества оставил Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Таким образом, казацкий фактор играл все большую и большую роль в жизни украинских земель. Непосредственным поводом для восстания Богдана Хмельницкого стало разорение его хутора Суботова польским магнатом. Хмельницкий отправился в Сечь, в январе 1648 года был избран гетманом (главой запорожских казаков) и поднял восстание. Казаки, несмотря на нерегулярность своих формирований, пользовались большой крестьянской поддержкой и одержали несколько военных побед – при Желтых Водах и Корсуни. Казаки Хмельницкого контролировали к лету 1648 года всю Левобережную Украину и двинулись через Днепр – в Киевщину, Браславщину, Подолье. Тогда же произошли и первые переговоры между гетманом и Москвой. Однако искать в них стремление к воссоединению не стоит — это была часть политического процесса, ведь Богдана Хмельницкого тревожила «возможность включения России в борьбу с восставшими украинцами» (как утверждает А.И. Папков).

Однако Москва в первые годы сохраняла нейтралитет.

Восстание сопровождалось сожжением панских имений, массовым истреблением поляков и евреев. В августе 1649 года был заключен Зборовский мир между польским королем и гетманом Хмельницким. По нему в реестр казаков (то есть получавших такой официальный статус) входило 40 тыс. сабель, Чигирин становился столицей украинской автономии — Гетманщины, все участники восстания амнистировались, а евреи с территории автономии изгонялись. Однако через несколько лет конфликт снова разгорелся – причем полякам удалось принудить Хмельницкого к подписанию невыгодного для него Белоцерковского мира (реестр сокращался, а сам гетман лишался права международных переговоров).

Тем не менее Богдан Хмельницкий решился на то, чтобы обратиться к Москве за протекторатом.

В 1653 году на Земском соборе (ставшем предпоследним в русской истории) решение о принятии Хмельницкого в подданство было поддержано.

В январе 1654 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий, город с населением 31 тыс. человек в составе Киевской области) была собрана Рада и было принято решение о принятии протектората России. Естественно, это не могло не привести к войне Москвы и Варшавы. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года. По нему Россия не только получила Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной. Киев вошел в состав России на два года, но по миру 1686 года Москве удалось его оставить за собой. Для России контроль над Левобережной Украиной позволял снизить опасность набегов на Дикое поле — колонизируемые степи и лесостепи современного востока Украины и Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской и других областей России.

Теперь борьбу против набегов из Крыма можно было вести вместе с казаками, что привело к уменьшению крымской опасности для колонистов.

Но такое грандиозное событие не могло восприниматься только с прагматичных позиций. Уже через 20 лет после Рады настоятель Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель пишет «Синопсис», в котором впервые характеризует Переяславскую раду как «воссоединение». В историографии имперского периода акцентировалось внимание на «объединении разорванного народа», так как считалось, что великороссы, малороссы и белороссы суть ветви одного большого русского народа. Так, в «Кратких очерках русской истории» консервативный историограф Д.И. Иловайский описывал события как «Малороссийский вопрос», стараясь вообще не использовать слова «Украина» и «украинский».

Он говорит о «стремлении к воссоединению Юго-Западной Руси и Северо-Восточной».

Кроме того, события середины XVII века подогревали антипольские настроения. Так, например, националист Михаил Юзефович во второй половине XIX века, когда устанавливался памятник Хмельницкому на Софийской площади в Киеве, предлагал проект, где конь гетмана топчет поляка.

В свою очередь, складывающаяся украинская нация XIX века подчеркивает свою разность с русскими. «Отец украинской историографии» Михаил Грушевский писал в «Истории украинского народа», что «все заставляет сомневаться, что он (Богдан Хмельницкий) думал о создании какой-либо прочной и тесной связи» с Москвой.

Историк противопоставлял «конституционные привычки» украинского населения «самодержавным принципам» Москвы.

Грушевский видел в Хмельницком лидера украинского государства, лишь использовавшего Москву в борьбе с поляками как непосредственными угнетателями (так же, как и крымского хана). Но для западноукраинских интеллектуалов Хмельницкий воспринимался именно как человек, в борьбе за Украину потерявший ее свободу. В полном тексте песни «Ще не вмерла Украина» (ныне ее часть – официальный гимн Украины), которую Павел Вербицкий написал в 1862 году, а в 1863-м она была опубликована в львовском журнале «Мета», в одном из куплетов есть обращение к Хмельницкому:

«Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетман, зачем отдал Украину москалям поганым?»

В советское время была сформулирована идея «братских народов». С помпой было отмечено 300-летие Переяславской рады. Помимо передачи Крымской области из РСФСР Украине, в честь гетмана был переименован областной центр Проскуров в Правобережной Украине. Официальный нарратив говорил: «Воссоединение Украины с Россией отвечало коренным интересам обоих народов, способствовало их дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию, росту производительных сил Украины и России, всестороннему взаимообогащению культур».

В постсоветской украинской историографии Хмельницкого стали рассматривать как одного из отцов государственности. Была сформулирована концепция «украинской национальной революции». В 2003 году, как пишет украинский историк Г. Касьянов, была издана брошюра, авторы которой оценивают Переяславскую раду и личность Хмельницкого. В ней говорилось, что гетман был создателем «президентской республики» на Украине XVII века, утверждается, что у созданного Богданом государства был «бездефицитный бюджет» и т.д. Естественно,

подобные заявления выглядят анахронизмами – попытками создать национальную историю, оперируя современными понятиями.

Впрочем, попытка изобразить Богдана Хмельницкого, царя Алексея Михайловича и других участников этого процесса людьми ХIX–ХХ века, размышляющими в категориях «национальных идей» (в то время еще абсолютно не существовавших), — это болезнь любой национальной историографии – и российской, и украинской.

Какой состав у избранной рады при иване 4. Сколько человек? Плизззззззззз. Пжлста.

итого: 4 человека.
4 Нравится Пожаловаться
2 ОТВЕТА
Светлана Приймачева (Буханцова) Мастер (1656) 7 лет назад
Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое
стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и
старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем
Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев. Большую роль в ней
играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,
князь Андрей Курбский.
Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь
примирить интересы всех бояр, дворян и духовенства.
В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр ,
высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван
4-й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к
совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это
был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем
Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных
вопросов. Кроме бояр, дворян и духовенства, в них участвовали представители
иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-
представительная монархия.
2 Нравится Пожаловаться
КотоФея Мудрец (13490) 7 лет назад
Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев.
Н. М. Карамзин включает в состав «священного союза» митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству". Участие князей Курбского и Курлятева также несомненно. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметьевых
Советский историк Р. Г. Скрынников подчёркивает, что «Избранная Рада» не является Ближней Думой (формально существовавшим учреждением со строго определённым составом «ближних людей») , в которую входили бояре (князья Иван Мстиславский, Владимир Воротынский и Дмитрий Палецкий, Иван Шереметев, Михаил Морозов, Дмитрий Курлятев-Оболенский, Данила Романов-Захарьин и Василий Юрьев-Захарьин) , дети боярские в думе (Алексей Адашев и Игнатий Вешняков) , дьяк (Иван Висковатый) и печатник (Никита Фуников).

переяславская рада * присоединение украины к россии * богдан хмельницкий * 1564 * справка

Переяславская Рада - собрание представителей украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, принявшее решение о присоединении Украины к России. Оно состоялось 18 января (8 января по старому стилю) 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав-Хмельницкий).

Украинские земли в первой половине XVII века входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России. Наибольшая часть Украины - от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска - оставалась под властью Польши. Борьба украинского народа против власти польской шляхты в 1648‑1654 годах вылилась в настоящую войну, возглавленную гетманом Богданом Хмельницким.

В этот период правительство гетмана поддерживало дипломатические отношения и заключало военно-политические союзы со многими государствами - Крымским ханством, Турцией, Московским государством, Молдавией и др. При этом Украины не только испытывали административные и религиозные притеснения со стороны Польши, но подвергались экспансии Крымского ханства, которое формально считалось союзником Украины.

К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Украины были опустошены. Постоянные измены Крымского ханства, ненадежность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой, которая была заинтересована в росте влияния на Украину. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство.

Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговорного процесса из Москвы 9 (19) октября 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. 31 декабря 1653 года (10 января 1654 года) посольство прибыло в Переяславль. Богдан Хмельницкий вместе со старшинами прибыл 6 (16) января 1654 года.

Украинский гетман созвал на 18 января (8 января по старому стилю) 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что она была объявлена "явной всему народу", т. е. открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.

Открывая Раду, Хмельницкий обратился к собравшемуся народу с речью, в которой напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Гетман далее охарактеризовал крайне тяжелое положение тех народов, которые оказались под турецким игом, с горечью говорил о страданиях, причиненных украинскому народу татарскими набегами. Он напомнил также собравшимся о тех страданиях, какие украинский народ перенес под властью польских поработителей.

В заключение своей речи Хмельницкий сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Представители украинского народа встретили этот призыв гетмана возгласами: "Чтоб есми вовеки вси едино были!". В феврале 1654 года в Москву было отправлено посольство из представителей высшей казацкой старшины для переговоров об условиях вступления Украины в состав Русского государства. Результаты переговоров нашли выражение в так называемых Статьях Богдана Хмельницкого и жалованных грамотах русского правительства.

После Переяславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола (женщины и крестьяне к присяге не приводились). Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города

Заключение Переяславского договора немедленно поставило Россию перед войной с Речью Посполитой. Русско-польская война продолжалась до 1667 года, когда было заключено Андрусовское перемирие, по которому Польша отказывалась от Смоленска и Чернигова и признавала русское владение над левобережной Украиной. Киев был передан России только на два года, но Россия смогла удержать его за собой, что было закреплено договором 1686 года ("Вечный мир").

Читайте также: