Чувствуется ширь взглянув на волгу исправить

Обновлено: 05.07.2024

Контрольная работа по родному (русскому) языку для 9 класса
методическая разработка (9 класс)

Афанасьева Александра Сергеевна

Контрольная работа для 9 классов по родному (русскому) языку включает в себя вопросы по изученным за полугодие темам.

Ответы приведены в конце.

ВложениеРазмер
Контрольная работа для 9 классов за полугодие по родному (русскому) языку 20 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по родному (русскому) языку. 9 класс

1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Находить общий язык. Б) С гулькин нос. В) Обвести вокруг пальца. Г) Пальчики оближешь. Д) Каши не сваришь. Е) Черепашьим шагом.

2. Укажите неверное утверждение: А)Крылатые выражения носят образный характер . Б) Крылатые выражения употребляются в прямом значении . В) Крылатые выражения имеют авторство . Г) Крылатые выражения были сказано конкретным человеком или взяты из конкретного источника

3. Выпишите только архаизмы: интернет, зреть, верста, дщерь, боярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран.

4. Укажите внутренние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов. В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.

5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [ч’н]: конечно, прачечная, пшеничный, молочный, Кузьминична, дачный, девичник, конечный.

6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Наступил август месяц – пора собирать урожай. Б) Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы.

7. Задачи аннотации: …

8. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление: бессонная ночь, подземный переход, плюшевый медвежонок, полковое знамя, лесной запах, учительский стол.

9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. Б) На катке всем было весело, но, покатавшись, болят ноги.

10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Женщина сказала шофёру: «Вы хороший человек». Б) "Где находится улица Льва Толстого?"- спросили мы у прохожего.

1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Стоять горой. Б) С пятого на десятое. В) Мотать на ус. Г) Море по колено. Д) Метать петли. Е) В мгновение ока.

2. Крылатые выражения – это… А) Слова, недавно появившиеся в языке . Б) Слова, вышедшие из употребления . В) Меткие выражения, которые стали известны всем носителям языка . Г) Выражения с глубоким поэтическим смыслом, «окрыляющие», вдохновляющие поэтов.

3. Выпишите только историзмы: интернет, зреть, верста, дщерь, боярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, ланиты, сайт, вран, огнь, админ, юзер, кольчуга.

4. Укажите внешние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов. В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.

5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [шн]: конечно, прачечная, пшеничный, молочный, Кузьминична, дачный, девичник, лавочник.

6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Опустив голову вниз, он увидел примятую траву. Б) О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

7. Аннотация – это…

8. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование: каша из гречки, тропинка в гору, человек без совести, гостиница при вокзале, костюм в полоску, ком снега.

9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Б) Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.

10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». Б) Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?»

1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Находить общий язык - добиваться полного взаимопонимания. Б) С гулькин нос - очень мало. В) Обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть. Г) Пальчики оближешь - очень вкусный, аппетитный. Д) Каши не сваришь- не договоришься, дела не сделаешь. Е) Черепашьим шагом- очень медленно;

2. Укажите неверное утверждение: Б) Крылатые выражения употребляются в прямом значении.

3. Выпишите только архаизмы: зреть , дщерь , пиит, чело, ланиты, вран .

4. Укажите внутренние причины заимствований: В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.

5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [ч’н]: пшеничный, молочный, дачный, конечный.

6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Наступил август – пора собирать урожай. Б) Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

7. Задачи аннотации: передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя.

8. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление: ночь без сна, переход под землей, медвежонок из плюша, знамя полка, запах леса, стол учителя.

9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Чувствуется ширь, когда смотришь на Волгу. Б) На катке всем было весело, но после него болят ноги.

10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А)Женщина сказала шофёру, что он хороший человек. Б) Мы спросили у прохожего, где находится улица Льва Толстого.

1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Стоять горой- отстаивать всеми силами . Б) С пятого на десятое- бессвязно, непоследовательно . В) Мотать на ус- хорошенько запоминать . Г) Море по колено- все нипочем, ничто не страшно . Д) Метать петли- обманывать, запутывать. . Е) В мгновение ока- очень быстро, вмиг .

2. Крылатые выражения – это… В) Меткие выражения, которые стали известны всем носителям языка .

3. Выпишите только историзмы: верста , боярин , забрало , редут , пищаль , кольчуга .

4. Укажите внешние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов.

5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [шн]: конечно, прачечная, Кузьминична, девичник.

6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Опустив голову, он увидел примятую траву. Б) Что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

7. Аннотация – это краткая характеристика содержания книги.

8. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование: гречневая каша, горная тропинка, бессовестный человек, привокзальная гостиница, полосатый костюм, снежный ком.

9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. Б) Мы поймали белку, когда она прыгала с ветки на ветку

10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Лесничий сказал, что перед охотой нужно хорошо отдохнуть. Б) Я спросила подругу, пойдёт ли она сегодня на дискотеку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по родному (русскому )языку , 7 класс

Контрольная работа предназначена для проведения текущего контроля по теме "Фоормы словесного выражения".


Контрольная работа (диктант) по русскому языку 5 класс за 2014-2015уч.год.

Контрольная работа предназначена для учащихся коррекционной школы 5 класса VIII вида. Данная работа предназначена для обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении и предназначена на одного к.


Контрольная работа № 1 по русскому языку 10 класс по учебнку И.В.Гусаровой
Контрольная работа по родному русскому языку в 6 классе (тестирование)

Конторольная работа (рубежная) в двух вариантах с ответами.


Контрольная работа по родному (русскому) языку

Контрольная работа по родному (русскому) языку .


Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс.

Употребление деепричастного оборота в речи Исследовательский проект подготовила Вакулина Лена, ученица 8а класса МОУ Петропавловской СОШ Учитель: Малеваная. - презентация

1 Употребление деепричастного оборота в речи Исследовательский проект подготовила Вакулина Лена, ученица 8а класса МОУ Петропавловской СОШ Учитель: Малеваная Т.В.

2 Цель исследования: выяснить функции деепричастного оборота в речи выяснить функции деепричастного оборота в речиЗадачи: выявить причины распространенных синтаксических ошибок в употреблении деепричастного оборота и пути их устранения выявить причины распространенных синтаксических ошибок в употреблении деепричастного оборота и пути их устранения

3 Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи Характеризует действие с разных сторон Характеризует действие с разных сторон Описывает действие Описывает действие Позволяет детально представить изображаемое действие Позволяет детально представить изображаемое действие Оживляет действие Оживляет действие Придает выразительность речи Придает выразительность речи

4 2. Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поеживаясь и засунув руки в карманы. 4. Васька, ползая по земле и раздвигая папоротник, вдруг сказал: «Смотри, змеиная кожа!» 5. Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. 9. В темной, но видимой глубине, словно бы извергались вулканчики, нося над собой серую пыль. 10. Рядом сидел пугливый лягушонок, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…

5 Функции деепричастного оборота: Функции деепричастного оборота: Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи Характеризует действие с разных сторон Характеризует действие с разных сторон Описывает действие Описывает действие Позволяет детально представить изображаемое действие Позволяет детально представить изображаемое действие Оживляет действие Оживляет действие Придает выразительность речи Придает выразительность речи

6 Есть ли ошибки? Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. На катке всегда всем весело и интересно, но, накатавшись, болят ноги. На катке всегда всем весело и интересно, но, накатавшись, болят ноги.

7 Отредактированные предложения Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку. Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку. Когда глядишь на Волгу, чувствуешь ширь. Когда глядишь на Волгу, чувствуешь ширь. На катке всегда всем весело и интересно, но, когда накатаешься, болят ноги. На катке всегда всем весело и интересно, но, когда накатаешься, болят ноги.

8 Правило о едином деятеле при основном и добавочном действиях Производитель действия, выраженного глаголом-сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, должны совпадать. Например: Производитель действия, выраженного глаголом-сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, должны совпадать. Например: Петляя между камней, тропа спускалась вниз. Петляя между камней, тропа спускалась вниз. Тропа петляла между камней и спускалась вниз. Тропа петляла между камней и спускалась вниз.

9 Причина ошибки Деепричастный оборот и глагол- сказуемое не относятся к одному деятелю-подлежащему: Деепричастный оборот и глагол- сказуемое не относятся к одному деятелю-подлежащему: Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. Неожиданный свисток паровоза переходил через рельсы и оглушил стрелочника. Неожиданный свисток паровоза переходил через рельсы и оглушил стрелочника.

10 Употребление деепричастного оборота в безличном предложении Деепричастный оборот возможен только при инфинитиве в составе сказуемого Деепричастный оборот возможен только при инфинитиве в составе сказуемого Не имея часов, можно определить время по цветам. Не имея часов, можно определить время по цветам. Уходя из помещения, необходимо погасить свет. Уходя из помещения, необходимо погасить свет.

11 Выводы Деепричастный оборот употребляется в книжной речи Деепричастный оборот употребляется в книжной речи Характеризует действие с разных сторон, описывает его и оживляет Характеризует действие с разных сторон, описывает его и оживляет Чтобы избежать ошибок в построении предложений с деепричастным оборотом, надо помнить: Чтобы избежать ошибок в построении предложений с деепричастным оборотом, надо помнить: Деепричастие и глагол-сказуемое относятся к одному деятелю Деепричастие и глагол-сказуемое относятся к одному деятелю В безличном предложении деепричастный оборот используется только при инфинитиве, к которому относится В безличном предложении деепричастный оборот используется только при инфинитиве, к которому относится

Дидактический материал "Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом".

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

Примеры с ошибкой

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом .

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Исправь ошибки в употреблении обособленных обстоятельств

Исправь ошибки в употреблении обособленных обстоятельств. Взобравшись на крышу сарая, мальчику хорошо виден сад, заросший травой. Увидев приближающегося противника, у него дух захватило. Подъезжая к лесу, на дорогу выскочил заяц. Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. На катке всем весело, но, покатавшись, болят ноги.

Слайд 18 из презентации «Русский язык «Обособленные члены предложения»» к урокам русского языка на тему «Второстепенные члены»

Второстепенные члены

«Обособленные члены предложения» - 6. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Готовимся к ЕГЭ Часть В. Обособленные члены предложения. 5. Среди предложений 13- 19 укажите предложение с обособленным обстоятельством. 8. Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством.

«Второстепенные члены предложения» - Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества». Почему приблизился к нам Лермонтов? Ночевала тучка. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека. Из вступительной статьи учебника литературы. Определите стиль текста. Вопрос Какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте?

«Обособление уточняющих членов предложения» - Весной в лесу особенно хорошо. Рассветает. Как? Храпит у костра усталый охотник. Где? Рано-рано на мгновенье зарделось окошко. За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко. Когда?

«Уточняющие члены предложения» - Обособление уточняющих членов предложения. Утром в седьмом часу в трех километрах от города приземлился самолет. Пример предложения с уточняющим членом. Далеко, на том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы. Расставьте знаки препинания. Урок русского языка 11 класс. Утром, в седьмом часу, в трех километрах от города приземлился самолет.

«Русский язык «Обособленные члены предложения»» - Завороженное звёздным небом, человечество. До неё как будто спал я, спрятанный в темноте. Укажите номер предложения с обособленным несогласованным определением. Классифицирующий диктант. Найдите схему. Вставьте подходящее по смыслу обособленное определение или приложение. Условия обособления определений и приложений.

«Урок Второстепенные члены предложения» - Запомни правило! Дополните каждое предложение из правого столбика. Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего. Говорила: «Не дерись, Не дразнись, не петушись. Орфографическая разминка. Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого. Тема: Второстепенные члены предложения. Минутка чистописания.

Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»
Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей.
Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи »

Урок в 10 классе с использованием ЭОР .

Общая тема: «Обстоятельства»
Тема урока: «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»

Цель урока: повторить тему, пройденную в 8 классе, закрепить и скорректировать знания учащихся, осуществить контроль. Помимо основной, предметной цели, данный урок должен быть направлен на развитие речи, стимулировать творческую активность детей.
Задачи урока:
активизировать знания по теме, полученные в средней школе;
установить связь темы урока с общей темой «Обстоятельства»;
организовать самостоятельную тренировочную работу;
организовать творческую самостоятельную индивидуальную работу;
организовать творческую самостоятельную коллективную работу.
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая

1 этап урока: Речевая разминка.( показываю слайды-ученики должны определить , что здесь не так.) 1,2,3 слайды-неправильное употребление деепричастного оборота.

мы часто допускаем ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Итак , чему будет посвящен урок? (деепричастиям и деепричастным оборотам)

Запишите тему нашего урока : «Деепричастие и деепричастный оборот, их функционирование в речи»(ЕГЭ- А- 4, В-5)

2этап-Вспомним, что такое деепричастие ?

( часть речи, которая обозначает добавочное к основному действие , которое совершает одно и тоже лицо)

Деепричастный оборот употреблен неверно:

-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.

- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива

Прочитаем предложения. Вы должны определить, нет ли в них ошибок при употреблении деепричастного оборота

- Давайте отредактируем эти предложения, исправим ошибки

1. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.

2. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.

3. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

4. На катке всегда всем весело и интересно, но, накатавшись, болят ноги.

5. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

6. Уезжая из родного города, мне стало грустно

7.Подходя к дому, ярко светили фонари.

8.Возвращаясь домой, пошёл сильный дождь, и я вымок.

1. Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. 2. Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку. 3. Когда глядишь на Волгу, чувствуешь ширь. 4. На катке всегда всем весело и интересно, но, когда накатаешься, болят ноги.

Учитель:- Что же мы должны знать, чтобы не допускать ошибок при построении предложения с деепричастным оборотом?

Мы должны помнить правило о едином деятеле при основном действии (выраженном глаголом-сказуемым) и добавочном (выраженном деепричастием

Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота приводит к ошибке.

В безличном предложении, где деятель не мыслится, использование деепричастного оборота возможно только тогда, когда в составе сказуемого имеется инфинитив глагола.

Не имея часов, можно определить время по цветам.

Уходя из помещения, необходимо погасить свет.

Если же в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то употребление его неоправданно, например:

Уезжая из родного города, мне стало грустно.

Деепричастный оборот употреблен неверно:

-если не совпадает деятель основного и дополнительного действия.

- если это безличное предложение и в нем нет инфинитива

Деепричастный оборот — это способ сократить придаточное предложение, в котором используется то же подлежащее, что и в главном. Например:

Когда я проснулся, я пошёл умываться. = Проснувшись, я пошёл умываться.

3этап . Урок начинается с постановки проблемной задачи: «Мы повторяем тему «Обстоятельства». Почему перед нами эта таблица?».
Учитель демонстрирует классу интерактивную мультимедийную таблицу «Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота».




Рис. 1а Рис. 1б

2. Вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты являются в предложении обстоятельствами и обособляются запятыми, формулируется классом и подтверждается (или корректируется) путём открытия одного из вложений таблицы (см. рис. 1б). Последующая демонстрация интерактивной мультимедийной таблицы «Деепричастие в предложении» (см. рис. 2) дает возможность обратить внимание на обстоятельственные вопросы к деепричастиям в правой части таблицы, а затем предложить развернуть одиночные деепричастия в деепричастный оборот, еще раз указав на их обособленную позицию в предложении.


3. Учитель ставит новую проблемную задачу: «Всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?». Для её решения мы будем использовать интерактивную пунктограмму «Деепричастие и деепричастные обороты». Информация, появляющаяся в ячейках таблицы после активизации вопросительных знаков (см. фрагмент таблицы на рис. 3б), служит либо поддержкой объяснения учителя, либо подтверждением результатов обсуждения каждого примера учениками.



4. Далее с целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий «Почему выделенные слова не обособляются?». Варианты 1, 2 и 3 (садятся за компьютеры)




5. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить на выбор или в сочетании:

1.Домашнее задание.
Прочитайте дома рассказ А. П. Чехова «Жалобная книга»
Найдите в рассказе речевую ошибку, неправильное употребление деепричастия. Прокомментируйте её и замените предложение из рассказа А. П. Чехова правильным.

2) выполнить электронные задания на домашнем компьютере или пользуясь раздаточным материалом:
Тест «Деепричастие и деепричастный оборот»;

Тест «Деепричастные обороты-фразеологизмы»;

Тест «Обособление обстоятельств».

3) Мини-проект: обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» пользуясь словарем примеров «Деепричастные обороты, деепричастия, фразеологизмы, наречия». Определения и словарь можно распечатать и раздать ученикам.

. Последующий контроль по данной теме обеспечивают тесты:
Тест «Обособление деепричастных оборотов» 1 и 2;
Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения».

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ И ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии, деепричастном обороте; формирование умений: 1) находить деепричастный оборот, определять его границы; 2) правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами; 3) правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями.

I. Орфографическая работа.

Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, претворив в жизнь мечту о преобразовании края, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду.

II. Повторение изученного ранее о деепричастии, деепричастном обороте.

image31

Учащиеся вспоминают, что деепричастие обозначает добавочное к глаголу действие, его можно заменить глаголом (петляла и спускалась); деепричастный оборот — деепричастие с зависимыми словами, в предложении является обстоятельством.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И. Бунин.)

2) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. (Г. Федосеев.) 3) Туман, редея, ползет вверх. Шум, удаляясь, затихал. (Г. Федосеев.)

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель сообщает учащимся, что одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия. Отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается. Ср.: Он шутя справился с этой трудной задачей (легко, быстро).— Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы.

Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий.


IV. Закрепление материала.

1. Чтение правила на с. 144—145 (вместе с примечанием).

2. Упр. 326 (записывается предложение под цифрой 1, остальные выполняются устно), упр. 330 (письменно).

3. Замените причастные обороты деепричастными, запишите предложения.

При сравнении предложений следует обратить внимание на то, чем они отличаются: 1) по строению; 2) по грамматическому значению; 3) по пунктуации.

1) Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. 2) Малыш, испугавшийся лая собаки, прижался к матери. 3) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду. 4) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов. 5) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.

V. Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастный оборот — сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях.

Нарушение этого правила может привести к ошибкам.

1) Подъезжая к лесу, выскочил заяц. 2) Перебираясь с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. 3) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 4) На катке всегда всем весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.

Домашнее задание: правило на с. 144 и 1-е примечание на с. 145; упр. 325.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Из опыта работы «Задания по культуре речи на уроках русского языка»

Предлог и союз
Массовый характер носят ошибки в управлении. Выпускники испытывают серьезные затруднения в выборе падежной формы при производных предлогах ввиду, благодаря, вопреки, согласно, вследствие, подобно, наподобие и других. Поэтому при изучении темы « Служебные части речи» в 7 классе обращаем особое внимание на употребление предлогов и союзов, на нормы управления
№1
Исправьте ошибки в употреблении союзов и предлогов
1 Созданы не только благоприятные условия для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.
2. В городе построены не только новые школы. Больницы, а также театр и планетарий.
3. Отличники производства выступали на конференции, которые добились новых успехов.
4. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.
5. Учитель не только сам должен двигаться вперед, но вести за собой учеников.
6. Но ведь не только эта профессия трудна. Она и интересна.
7. Экзамен не только разговор двух умных , но и одинаково заинтересованных людей.
8. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а и от знания технологии.
9. Ведь по этим именно цветам можно узнать погоду.
10. Какие у нас трудности? О них я остановлюсь в дальнейшем.
11. С общими усилиями мы эту работу выполнили.
12. Она делится с нами о своих творческих замыслах.
13 .преданность к родине – отличительная черта героев Симонова.
14. Авторы просят читателей присылать отзывы по книге в адрес редакции.
15. Недавно приехал с Москвы.
16. Успешно ведется борьба по сокращению сроков строительства.
17. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились.
18 оплатите за проезд.
19.компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежде.
20. Отправитель просит ответить сразу по получению письма.
21. Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть дальше.
22. Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.
23. Согласно приказа все ученики носили школьную форму

№2
Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного литературного языка :А) неправильно
В)правильно
Г)вариант нормы
Стакан чая
Интересоваться о результатах
Интересоваться результатами
Волноваться за выполнение плана
Волноваться из-за выполнения плана
Тревожиться за брата
Дистанция два километра
Характеристика на студента
Вносить вклад для укрепления колхоза
Вносить вклад в укрепление колхоза
Вести борьбу по увеличению производства
Вести борьбу за увеличение производства
Проявить заботу о благосостоянии тружеников полей
Проявить заботу по благосостоянию тружеников полей
Лекция по истории города
Лекция об истории города
Уделять внимание по контролю за работой машин
Гнушаться ложью
Гнушаться лжи
В городе Раменском
В городе Раменское
Оплачивать за проезд
Слыть весельчаком
Слыть за весельчака
Объяснить в запущенности физкультурной работы
Тесты, представленные ниже, можно использовать на дополнительных занятиях по русскому языку в старших классах, выборочно использовать в среднем звене для формирования культуры речи учащихся.
Повторение стилистических норм
№1
Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка. Укажите их номер.
1. Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.
2. Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.
3. Спортивные общества выполняют большую роль.
4. Спортивные общества играют большое значение.
5. За стеклянными витражами магазина были видны первые покупатели.
6. Есть годы, часы, минуты, о которых тяжело писать . Слушать их тоже нелегко.
7. Оплатить проезд по железной дороге.
8. Прошу представить мне отпуск.
9. Ему представилась возможность уехать в санаторий.
10. На утренней проверке не была выкрикнута его фамилия.
11. Корабли приближались все ближе и ближе к городу.
12. Индейцы – коренные аборигены Америки.
13. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
14. Памятные даты в жизни нашей семьи.
15. Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
16. Большая половина студентов прошла практику.
17. В ночь на второе ударил сильный заморозок.
18. Купите мне пару носок и пару чулок.
19. Ученик был способный к математике.
20. Это произведение более худшее.
21. Петров отвечал бойчее.
22. Больной попросил сестру налить себе воды.
23. Цветы сохнули в вазе.
24. Больным давали фрукты, какао, апельсины.
25. Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.
26. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.
№2
Избыточность речи. Плеоназм. Тавтология.

Литература
Проценко Б.Н. Русский язык. Пособие – репетитор. Ростов- на – Дону: Феникс,1997
Розенталь. Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.:1988.
Сморщок М.Ф. Сборник диктантов и лексико-стилистических упражнений. Минск. 1998

Подготовка к контрольному диктанту

Цели урока: обобщить материал по теме, выявить пробелы в знаниях.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает предложения из упр. 333, объясняет знаки препинания. Второй производит письменный пунктуационный разбор 2—3 предложений.

II. Фронтальный опрос (учащиеся отвечают на вопросы с. 162).

III. Тренировочные упражнения.

1. I вариант — упр. 335 (текст В. Короленко); II вариант — упр. 335 (текст В. Катаева).

2. Упр. 339 учащиеся делают устно, читают выразительно отрывки из стихотворений Б. Пастернака, объясняют условия обособления.

3. Самостоятельная работа по упр. 336. Учащиеся выполняют задания I или II (по выбору).

1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены).

а) Не может волк ни охнуть ни вздохнуть.

б) Мягкие шаги людей обутых не в сапоги приближались.

в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.

г) Нас окружал со всех сторон вековой бор равный по величине доброму княжеству.

2. Найдите правильно построенное предложение.

а) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая ее.

б) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

в) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

г) Приехав в колхоз, улучшились условия быта.

3. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Хорошо обработанное и засеянное поле дало прекрасный урожай.

б) Всегда решительный и смелый брат на этот раз колебался.

в) Девочка в нарядном платьице очень понравилась гостям.

г) Несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек.

I V . Домашнее задание: повторить материал § 47—54; выполнить упр. 337, 340 (по выбору учащихся).

Урок 76. Контрольный диктант

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (139 слов)

1. В тексте диктанта графически обозначить обособленные члены предложения.

2. Сделать синтаксический разбор предложения с обособленными членами (по выбору учащихся).

Слова, грамматически не связанные

С членами предложения

Обращение

Урок 77. Назначение обращения.

Распространенные обращения.

Выделительные знаки препинания при обращении

(§ 55—57)

Цели урока: 1) познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания), 2) научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений, 3) развить умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее, 4) научить использовать распространенные обращения в речи.

I . Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Лингвистическая разминка.

Акация, ассортимент, витрина, искусство, кутюрье, металл, предшественник, соотечественник, терраса, компаньон, аромат, поликлиника.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся наблюдают материал на с. 167, отвечают на вопросы, рассматривают таблицы, проецируемые на доске.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Особенности Примеры
1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией Георгий, не забывайте нас.
2. Различаются нераспространенные и распространенные обращения Береза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал. Береза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Бальмонт)
3. В разговорной речи выражено одушевленными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных). В художественной речи могут быть неодушевленными существительными Отпусти ты, старче, меня в море! (А. Пушкин) Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Плещеев)
4. Может стоять в начале, середине и в конце предложения Папа, приезжай скорей. Сегодня, дети, пойдем в музей. Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Знаки препинания при обращении

В упр. 342 рассматривают таблицу 3 «Назначение обращений», готовят по трем таблицам связный рассказ об обращении, используют теоретический материал на с. 168—170.

I V . Закрепление материала.

1. В упр. 343 списывают предложения, расставляя знаки препинания, над обращением пишут букву О.

2. Упр. 344 выполняют устно, читают предложения, интонационно выделяют обращения.

3. Творческая работа по упр. 346. Составляют 3—4 предложения на тему «Мое любимое дерево», используя распространенные обращения.

4. Самостоятельная работа по упр. 348.

5. Объяснительный диктант.

Мать Россия моя,

с чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

без тебя мне не жить.

ты, Россия, родная, заветная!

за твою красоту

я люблю тебя, Родина светлая!

З а д а н и е: над обращением надпишите букву О, укажите распространенные обращения.

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Ты с басом Мишенька садись против альта.

б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

в) Стихнут ветры перестанут бури.

г) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.

2. Найдите ошибку в оформлении обращения.

а) Цвети, Отечество святое.

б) Ты помнишь ли былое, Неман?

в) Широко, ты степь, пораскинулась, к морю Черному понадвинулась.

г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнемся!

3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черемуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

V . Домашнее задание: а) учить правила на с. 166— 168, 170 § 55—57; б) выполнить упр. 347.

Урок 78. Употребление обращений (§ 58)

Цели урока: 1) научить использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо; 2) сформировать умение определять речевой контекст использования разных видов обращений, включать обращения в собственную речь; 3) учить распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях, определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями, определять текстообразующую роль обращений.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают примеры употребления разных обращений из произведений художественной и публицистической литературы.

Один из учеников рассказывает о знаках препинания при обращении.

II. Повторение. Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

1) Опять я ваш, о юные друзья. (А. Пушкин) 2) Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. Никитин) 3) О Волга, колыбель моя! (Н. Некрасов) 4) Начинай серенаду, скворец! (Н. Заболоцкий) 5) Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. (С. Дрожжин)

Рекомендации учителю: обратить внимание на постановку знаков препинания при однородных обращениях (однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются).

III. Объяснение нового материала.

Учитель сообщает учащимся, что в каждом языке есть своя система обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику — по имени и отчеству. Иностранцы отчества не используют.

• Учащиеся читают теоретические сведения (§ 58, с. 170 учебника).

I V . Закрепление материала.

1. В упр. 349 восьмиклассники записывают варианты обращения к своему адресату в письме. Учитель рекомендует использовать слова, данные в рамке на с. 170 (милый, дорогой, уважаемый, родной, любимый).

2. Упр. 350 учащиеся выполняют устно, называют возможные обращения в разговоре по телефону.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на интонацию при обращении к разным людям.

3. В упр. 351 учащиеся устно описывают ситуации возможного использования в качестве обращений разных форм имени.

4. Творческая работа по упр. 355 (учащиеся пишут поздравление близкому человеку или официальному лицу, соблюдая следующую последовательность: обращение, повод, пожелания).

V . Домашнее задание: а) сделать упр. 352, 353 (по выбору учащихся), б) найти в стихотворениях А. С. Пушкина по два предложения, в которых использованы обращения к разным людям.

Читайте также: