Для создания музыкальной картины осенней пасмурной дождливой какой лад использует композитор

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Промежуточная аттестация по музыке (тестирование). 2-й класс

Промежуточная аттестация различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.

Тестовые задания позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности, способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания.

Основная цель тестирования состоит в проверке теоретических знаний учащихся, полученных на уроках музыки и определении итоговых результатов обучения на разном уровне.

  • обучение школьников приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
  • воспитание у учащихся таких качеств, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Предлагаемые тесты для 2 класса составлены в соответствии с действующими программами и охватывают тот необходимый минимум знаний и умений, которым должен обладать любой ученик 2 года обучения, а также позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Итоговый тест. 2 класс первое полугодие

1. Главная песня страны, музыкальный символ России:

2. Руководитель хора или оркестра.

3. Музыкальный спектакль, где все действующие лица поют .

4. Без кого не может возникнуть музыка? Найти лишнее.

5. Четвертая нота звукоряда?

6. Какой из этих инструментов относится к русским народным?

7. Назовите композитора.

8. В каком сказочном балете П.И.Чайковского принц побеждает армию крыс?

1. “Лебединое озеро”

2. “Спящая красавица”

9. Что такое скорость в музыке?

10. Определите на слух жанры трех “китов” (слушание).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 3 1 3 2 2 2 3 1 1 Марш
Песня
Танец

Итоговый тест по музыке. 2 класс 1 полугодие

1. Самая главная песня о нашей Родине – это:

2. Отметьте, какая нота на клавиатуре под цифрой 6.

3. Нотный стан открывает скрипичный ключ. Отметь, где изображен скрипичный ключ.

1 2 3 4

4. Отметьте народный инструмент.

5. Выберите верное утверждение.

1. Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

2. Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

3. Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

4. Исполнитель – это человек, который думает о музыке.

6. Найди соответствия между музыкальными терминами и их определениями. Впиши нужное слово.

1) Большой коллектив исполнителей - певцов Дирижёр
2) Один исполнитель Хор
3) Руководитель оркестра Балерина
4) Танцовщица балета Солист
5) Музыкальный спектакль, где все артисты поют и танцуют Балет
6) Музыкальный спектакль, где все артисты танцуют Опера
7) Ноты для инструментов симфонического оркестра Партитура

1)____ 2) _____ 3)______ 4)______ 5)______ 6)_____ 7)_____

7. Выбери автора симфонической сказки для детей “Петя и волк”

8. Какого героя нет в симфонической сказке “Петя и волк”

9. Назови имя композитора.

10. Определи на слух название музыкального инструмента (слушание).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 2 4 4 2 2 Хор, солист, дирижер,балерина, опера, балет, партитура 1 3 2 фортепиано

Итоговый тест по музыке. 2 класс второе полугодие (годовой)

1. Назовите весенний русский народный праздник:

2. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Отметьте, где изображен хоровод.

1 2 3 4
все ответы верны

3. Вставь пропущенное слово:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Эти ноты все подряд образуют __________.

4. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?

5. Четыреста лет назад изобрели ноты. Сколько всего нот?

6. Как называется произведение, в котором соревнуются один музыкальный инструмент (ф-но) и симфонический оркестр?

7. Какая нота следует в гамме за нотой ЛЯ?

8. Назовите композитора симфонической сказки “Петя и волк”:

9. К какой опере-сказке подойдет данная иллюстрация?

2. “Муха –цокотуха”

3. “Сказка о царе Салтане”

10. Определите – какой инструмент звучит (слушание мелодии ).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ 3 1 2 1 3 1 2 2 2 скрипка

Итоговый тест по музыке. 2 класс. 2 полугодие (годовой)

1. Отметьте народный инструмент.

2. Отметьте народный инструмент, на котором играют музыканты.

3. Назовите одним словом.

Пианисты, скрипачи, баянисты, оркестр – это:

4. Установи соответствие между картинками и названиями. Укажи соответствия стрелочками.

5. Соедини стрелкой музыкальный термин и его определение.

Большой коллектив певцов Балерина
Руководитель оркестра Солист
Танцовщица балета Дирижер
Один исполнитель Хор

6. Какая нота следует за нотой фа

7. Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используем?

8. Узнайте композитора

9. Рассмотрите иллюстрацию. К какой опере-сказке подойдет данная декорация?

Олимпиадные задания
олимпиадные задания по музыке

2. Как называется чередование сильных и слабых долей?

  • размер
  • ноты
  • звуки

3. Как называются музыкальные знаки?

  • иероглифы
  • ноты
  • буквы

4. Как называются элементы музыкальной речи?

  • высокие, низкие, длинные, короткие
  • ноты, буквы, иероглифы
  • звуки, мелодия, размер, лад

5. Какие бывают звуки?

  • высокие, низкие, длинные, короткие
  • звуки, мелодия, размер, лад
  • ноты, буквы, иероглифы

6. Какими нотами моряки измеряют расстояние?

  • соль, ре
  • ми, ля
  • фа, соль

7. Симфонические инструменты – это…

  • гусли, дудка, балалайка
  • арфа, фагот, скрипка
  • фагот, скрипка, балалайка

8. Назови норвежского композитора

  • П.И.Чайковский
  • Эдвард Григ
  • И.С.Бах

9. Какие ноты вместе являются названием бобовой культуры?

  • ре, ми
  • фа, соль
  • ля, си

10. Письменное обозначение звука…

  • нота
  • буква
  • иероглиф

11. На клавиатуре она белая или чёрная…

  • скрипичный ключ
  • нота
  • клавиша

12. Второе название скрипичного ключа…

  • соль
  • фа
  • до

13. Выбери автора симфонической сказки для детей “Петя и волк”

  • М.Мусоргский
  • С Прокофьев
  • М.Глинка

14. Какого героя нет в симфонической сказке “Петя и волк”

  • Птичка
  • Волк
  • Лиса

15. Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используем?

  • мажор
  • минор
  • бекар

Олимпиада по музыке для обучающихся 3 класса

Ответьте на вопросы:

1. Как называется произведение, в котором соревнуются один музыкальный инструмент (ф-но) и симфонический оркестр?

  • концерт
  • симфония
  • опера

2. Человека, который руководит хором или оркестром, называют…

  • руководитель
  • дирижер
  • композитор

3. Человека, сочиняющего музыку, называют…

  • дирижер
  • композитор
  • автор

4. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?

  • мелодия
  • динамика
  • темп

5. Знак молчания, остановки в музыке, называется?

  • темп
  • пауза
  • регистр

6. Народные инструменты – это…

  • гусли, дудка, балалайка
  • арфа, фагот, скрипка
  • фагот, скрипка, балалайка

7. Симфонические инструменты – это…

  • гусли, дудка, балалайка
  • арфа, фагот, скрипка
  • фагот, скрипка, балалайка

8. С. Прокофьев написал музыкальное произведение…

  • кантата «Александр Невский»
  • опера «Иван Сусанин»
  • опера «Снегурочка»

9. Церковные песни, которые поются на определенный глас, составлены и написаны ко всем иконам Божией матери –это…

  • молитва
  • тропарь
  • величание

10. Найди автора музыкального произведения «Богородице Дево, радуйся»

  • А. Гречанинов
  • Ф. Шуберт
  • С. Рахманинов

11. Обычаи какого веселого праздника, которым древние славяне провожали зиму и встречали весну, представлены в опере "Снегурочка"

Итоговые тестовые задания по музыке - 2 класс.

Итоговые тестовые задания по музыке 2 класс.
Составила: Савицкая Г.П., учитель музыки,
МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск, ЯНАО
Итоговые тестовые задания по музыке 2 класс.
Составила: Савицкая Г.П., учитель музыки,
МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск, ЯНАО
Выберите правильный ответ:
1. Кто из композиторов написал «Марш деревянных солдатиков»?:
А) П. Чайковский Б) С. Прокофьев В) М. Мусоргский .

2. Назовите музыкальный символ России:
А) Герб России, Б) Флаг России, В) Гимн России.

3. Найдите лишнее. Три кита в музыке – это…
А) Песня Б) Танец В) Вальс Г) Марш.

4. Сколько нот в гамме?: А) 3 Б) 7 В) 5

5. Какая нота следует в гамме за нотой «МИ»?: А) ля Б) до В) фа

6. Какой из перечисленных музыкальных инструментов является струнно-смычковым?: А) Фортепиано Б) Скрипка В) Флейта

7. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»?:
А) М. Мусоргский Б) П.Чайковский В) Сергей Прокофьев

8. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители танцуют?: А) Опера Б) Балет В) Концерт

9.Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используют композиторы?: А) Мажор Б) Минор

10.Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители поют, называется?: А) Опера Б) Балет В) Концерт

11. Праздник проводов зимы: А) Масленица Б) Троица В) Рождество

12. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки это?:
А) Мелодия Б) Динамика В) Темп

13. Что обозначает знак такой «P»?: А) Громко Б) Тихо

14. Выберите верное утверждение: А) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку Б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

15. Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?
А) Благовест Б) Трезвон В) Набат

16. Назовите автора – создателя Гимна России:
А) П. Чайковский Б) А. Александров В) С. Прокофьев

17. Какой музыкальный инструмент относится к группе духовых инструментов:
А) Скрипка Б) Трещотка В) Флейта.

18. Какой музыкальный инструмент относится к народным инструментам?:
А) Скрипка Б) Гусли В) Флейта

19. Симфоническую сказку для детей « Петя и Волк» написал:
А) П.Чайковский Б) М.Мусоргский В) С.Прокофьев

20. Напиши, какой музыкальный инструмент исполняет темы в симфонической сказке « Петя Волк»:
А) Тема Пети Б) Тема птички В) Тема утки Г) Тема дедушки Д) Тема волка

21. Пианино и рояль имеют общее название. Назовите его:
А) Аккомпанемент Б) Фортепиано В) Клавиатура

22. Какие песни исполняют на Рождество Христово?:
А) Частушки Б) Колядки В) Запевки

23. Соотнесите портрет композитора с его фамилией:
1) П. Чайковский 2) С.Прокофьев 3) М.Мусоргский

24. Установите соответс

Оценить 617 2

Итоговые тестовые задания по музыке 2 класс.

Составила: Савицкая Г.П., учитель музыки,

МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск, ЯНАО

Выберите правильный ответ:

1. Кто из композиторов написал «Марш деревянных солдатиков»?:

А) П. Чайковский Б) С. Прокофьев В) М. Мусоргский .

2. Назовите музыкальный символ России:

А) Герб России, Б) Флаг России, В) Гимн России.

3. Найдите лишнее. Три кита в музыке – это…

А) Песня Б)ТанецВ) Вальс Г) Марш.

4. Сколько нот в гамме?: А) 3Б)7 В)5

5. Какая нота следует в гамме за нотой «МИ»?: А) ля Б) до В) фа

6. Какой из перечисленных музыкальных инструментов является струнно-смычковым?:А) Фортепиано Б) Скрипка В) Флейта

7. Какой композитор написал кантату «Александр Невский»?:

А) М. Мусоргский Б)П.Чайковский В) Сергей Прокофьев

8. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители танцуют?: А)Опера Б) Балет В) Концерт

9.Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используют композиторы?: А) Мажор Б) Минор

10.Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители поют, называется?: А) Опера Б) Балет В)Концерт

11. Праздник проводов зимы: А)МасленицаБ) Троица В) Рождество

12. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки это?:

А) Мелодия Б) Динамика В) Темп

13. Что обозначает знак такой «P»?: А) Громко Б) Тихо

14. Выберите верное утверждение: А) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку Б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

15. Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

А) Благовест Б) Трезвон В) Набат

16. Назовите автора – создателя Гимна России:

А)П. Чайковский Б) А. Александров В) С. Прокофьев

17. Какой музыкальный инструмент относится к группе духовых инструментов:

А) Скрипка Б) Трещотка В) Флейта.

18. Какой музыкальный инструмент относится к народным инструментам?:

А) Скрипка Б) Гусли В) Флейта

19. Симфоническую сказку для детей « Петя и Волк» написал:

А) П.Чайковский Б) М.Мусоргский В) С.Прокофьев

20. Напиши, какой музыкальный инструмент исполняет темы в симфонической сказке « Петя Волк»:

А) Тема Пети Б) Тема птички В) Тема утки Г) Тема дедушки Д)Тема волка

21. Пианино и рояль имеют общее название. Назовите его:

А) Аккомпанемент Б) Фортепиано В) Клавиатура

22. Какие песни исполняют на Рождество Христово?:

А) Частушки Б) Колядки В) Запевки

23. Соотнесите портрет композитора с его фамилией:

1) П. Чайковский 2) С.Прокофьев 3) М.Мусоргский

24. Установите соответствие: выберите композитора и произведение, которое они написали:

1)_С. Прокофьев А)_Опера «Волк и семеро козлят»

2)_М. Коваль Б)_«Детский альбом»

3)_М. Глинка В)_Пьеса «Шествие кузнечиков»

4)_В. Моцарт Г)_Опера «Руслан и Людмила»

5)_П. Чайковский Д)_ «Симфония №40»

25. Установи соответствие между названием средств выразительности и их определениями:

Итоговые задания по музыке 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по музыке для 2 - х классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты для проведения итоговой проверки знаний в конце года.

.Тесты предназначаются для определения уровня индивидуальных достижений. Предлагаемые задания созданы для того, чтобы развить у учащихся умение анализировать музыку, разбираться в стилистических особенностях композитора, обобщать. Они активизируют музыкальную память, музыкальное мышление, что в конечном итоге способствует формированию музыкальной культуры школьников.Тесты созданы для сравнения учебных достижений школьников с планируемым к усвоению в конце года объемом знаний, умений, навыков, а также позволяют сравнить уровень обученности учащихся с теми требованиями, которые заложены в государственном образовательном стандарте.

Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Итоговые задания по музыке 2 класс»

Тестовые задания по музыке 2 класс

1.Как называется плавный танец размером на три доли?

2.Сколько нот в гамме?

3. Какая нота следует в гамме за нотой соль?

4.Какой из перечисленных музыкальных инструментов является духовым?

5.Музыкальное произведение для симфонического оркестра ( перевод с латинского звучит как созвучие, благозвучие) называется…

6.Какой композитор сочинил марш деревянных солдатиков?

Б. П.И. Чайковский

7.В каком сказочном балете Чайковского принц побеждает армию крыс?

А. Лебединое озеро

Б. Спящая красавица

8.Назовите три коренные основы музыки.( три кита)

А. Песня , танец и марш

Б. Балет, симфония , концерт

В. Поэма, басня, роман.

9. Как в музыке обозначается скорость?

10.Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители танцуют, называется?

11.Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители поют, называется?

12.Как переводится название жанра концерт?

13.Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используем?

14. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки это?

15.Если знак такой встречаем Р Как же музыку играем?

16.Как называется низкий мужской голос?

17.Как называется произведение в котором соревнуются один музыкальный инструмент( ф-но) и симфонический оркестр?

Итоговый контроль за I полугодие 2 класс

Содержимое разработки

Итоговый контроль за I полугодие 2 класс

Задание 1. Выбери правильный ответ.

1. Главная песня страны, музыкальный символ России:

2. Нотный стан открывает скрипичный ключ. Отметь, где изображен скрипичный ключ.




3. Выберите верное утверждение.

А) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

Б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

В) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

4. Какой из музыкальных инструментов НЕ является русским народным ?

Б. балалайка





5. Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой погоды какой лад используем?

6. Узнайте композитора


А) П. И. Чайковский

Б) С. С. Прокофьев

В) М. П. Мусоргский

7. Если знак такой стоит «p» как же музыка звучит?

Задание 2. Выполни задания.

1. Назови ноту, которая следует в звукоряде за нотой соль?

2. Определи музыкальные жанры (марш, танец, песня)


3. Руководитель оркестра, хора - это…

Задание 3.Творческое.

Нарисуй то, что представишь во время прослушивания музыкального произведения.

Итоговый контроль за I полугодие 2 класс

Задание 1. Выбери правильный ответ.

1. Выберите верное утверждение.

А) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

Б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

В) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

2. Какой из музыкальных инструментов является русским народным?

Б - балалайка

В. фортепиано





3. Главная песня страны, музыкальный символ России:

4. Узнайте композитора


А) М. П. Мусоргский

Б) П. И. Чайковский

В) С. С. Прокофьев

5. Для создания музыкальной картины весенней, радостной, солнечной погоды какой лад используем?

6. Если знак такой стоит «f», как же музыка звучит?

7. Нотный стан открывает скрипичный ключ. Отметь, где изображен скрипичный ключ.




Задание 2. Выполни задания.

1. Назови ноту, которая следует в звукоряде за нотой фа?

2. Определи музыкальные жанры (танец, песня. марш)


3. Руководитель оркестра, хора - это…

Задание 3.Творческое.

Нарисуй то, что представишь во время прослушивания музыкального произведения.

2 класс два лада

Цель: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.
Задачи:
Обучающие:
введение понятий лад, мажор, минор
на основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в повседневной «не музыкальной» жизни
закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение друг к другу;
воспитывать отношение к малому и привычному, как к важному;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора;
- называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
- определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроени ям другого человека.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.


Песня народная «Два веселых гуся2 в мажоре и миноре .Какой столбик слов соответствует характеристике музыки, которой я изобразила работу 1 и 3 группы? А какой столбик соответствует 2 муз. фрагменту? Ответы детей.
Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на таблицы слов и скажите, какие 2 слова являются музыкальными и имеют прямое отношение к ладу?
Дети. Это слова минорный и мажорный.
Учитель. А если мы уберем 3 последних буквы в этих словах? Произнесите получившиеся слова вслух.
Дети. Мажор и минор.
Учитель. Ребята, это разновидности лада.
Мажор
Минор
Так чем отличаются лады друг от друга?
Дети. Лады отличаются друг от друга настроением.
Учитель. Правильно, лад – это выражение настроения. Мажор имеет более светлое настроение, минор – притемненное.
Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Музыкальному Королевству. Мы приглашены в летнюю резиденцию Её Величества Мелодии – деревушку с необычным названием «ЛАДная».
Это один из самых спокойных и уравновешенных населённых пунктов Королевства, ведь жители деревушки – обаятельнейшие и добрейшие люди на свете!
Никто не знает точно, когда в Музыкальном Королевстве появилась эта деревушка, но первыми поселенцами её стали два брата – Мажор и Минор. И жили они душа в душу много – много лет: построили дома по соседству, обзавелись семьями, их дети своими домами и семьями, и стала деревушка расти и процветать. Даже присказка появилась (показ плаката):
021590
Деревня наша «ЛАДная»
Так названа не зря:
Не избами, не кЛАДами
Прославилась она.
В ЛАДу да в мире жили мы
И ЛАДили всегда.
И в радости, и в горести
Хватает всем тепла!
И до того прославилась деревушка своей сердечностью, что и жителей её стали попросту называть – лады, поэтому в Королевстве часто слышалось:
- Ты куда идёшь?
- К ладу Мажору чай пить. А ты?
- А я к ладу Минору в шахматы играть.
- Значит увидимся!
Давайте и мы познакомимся с братьями поближе.
114300121285
ЛАД МАЖОР был бодр и весел:
Балагурил и шутил,
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил!
-1003935266065
3810-6985 ЛАД МИНОР куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьёз грустит.
-898525205740
Если ты разбил колени
Или в лужу угодил,
Лад МИНОР тебя жалеет,


А МАЖОР тебя смешит.

Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора?
Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики.
Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Учитель демонстрирует презентацию “Весело - грустно” Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика.
“Как изменить настроение музыки?”.
Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию - на восходящую, медленный темп - на быстрый, тихую динамику - на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.
“Что такое лад?”.
Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (нежность, трепетность, доброту, покой, восторг)
- Как вы думаете, какая музыка отразила бы настроение композитора, если бы он попытался рассказать эту легенду? Давайте же создадим такой музыкальный образ вместе (музыка будет плавная, нежная, чудесная, тихая, медленная, мягкая, ласковая, негромкая и т.д.)
То есть мы с вами только те передали чувства, которые художник вложил в создание картины. Видите, как близки звуки и краски в искусстве.
Любовь к жизни, другому человеку, ко всем людям, родственное отношение к миру и природе - это и есть главное в жизни любого человека. Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли их "два лада". Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать её замуж за иноземного царя.
Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей. Разгневался отец, пришпорил коня. Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья. Тихо повернул он обратно. А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.
Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах - о любви-согласии, о любви-удаче.
Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие».

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.
Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор - это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор - это тёмный лад. Его символ – тучкаНа доске вывешиваются термины мажор и минор и соответственно тучка и солнышко – характеристика (сиволы) ладов. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.
Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор”
“Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Выразительное чтение учителем стихотворения. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

Что такое лад? (Лад – это согласие).
Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Два образа, два лада в музыке и живописи воплощали многие художники и композиторы. Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов в пьесе "Весна.Осень" использует приём сопоставления двух ладов - мажора и минора. Одна и та же мелодия в пьесе "Весна" звучит в мажоре - светло и радостно, а в пьесе "Осень" звучит в миноре тихо и притемнённо. Этот же приём можно встретить в произведениях художников. Русский живописец Борисов-Мусатов в своих картинах использует светлые краски в полотне "Цветущие вишни" и притемнённые - в "Осенней песни".
з
Вот уже более пятидесяти лет в Москве один раз в четыре года проводится Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители выступают в консерватории и в других лучших концертных залах столицы. А начиналось всё в 1958 году с Первого конкурса имени Чайковского по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.

Первым победителем Первого Международного конкурса имени Чайковского был американский пианист Ван Клиберн.

1. Согласие звуков.
2. Сила звука.
3. Окраска звука.
4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.
5. Одноголосная музыкальная мысль.
6. Скорость звучания.
7. Чередование долгих и коротких звуков.
8. Музыкальное сопровождение.
Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

Картины, которые вдохновили великих композиторов

Симфоническая поэма венгерского композитора-романтика Ференца Листа, созданная по мотивам исторической картины Вильгельма фон Каульбаха. Творчество Каульбаха так увлекло Листа, что он планировал сделать целый цикл симфонических поэм по работам этого художника.

"Обручение"

Программная фортепианная пьеса Ф. Листа написана по картине Рафаэля "Обручение Девы Марии", пьеса вошла во второй том знаменитого цикла композитора "Годы странствий". Другие сочинения, составившие второй том, также посвящены образам итальянского искусства и литературы.

"Рафаэль"

Опера композитора Антона Аренского , главным героем которой стал гений Высокого Возрождения. Опера была написана по случаю Первого всероссийского съезда художников (1894 г.), в ее основу легла легенда о любви Рафаэля к его натурщице Форнарине. Одним из самых известных фрагментов этого сочинения Аренского является "Песня певца за сценой".

"Художник Матис"

Программная симфония немецкого композитора Пауля Хиндемита посвящена художнику, жившему на рубеже 15-16 веков - Матису Грюневальду (у Хиндемита также есть опера "Художник Матис"). В основу симфонии легли впечатления от Изенгеймского алтаря, расписанного Матисом.

"Остров мертвых"

Симфоническая поэма Сергея Рахманинова . Толчком к созданию этого произведения для Рахманинова послужила черно-белая репродукция картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых".

"Картинки с выставки"

Фортепианная сюита Модеста Мусоргского , созданная в 1874 г. под впечатлением от посмертной выставки работ друга композитора художника В. Гартмана.

Осень: поэт - художник - композитор

Осень: поэт - художник - композитор

- Ребята, тема нашего урока - Осень. Осень вдохновляла художников, композиторов, поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой, словами.

- Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

- Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какой настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём, -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето…

- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Тучи небо кроют, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края…

- Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

- Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.

  1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы…)
  2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре – осени? (Рассказы детей.)
  3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или весёлую? (Ответы детей.)

- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Слушание произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского из цикла «Времена года».

  1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная?
  2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
  3. Какие явления природы передал композитор в «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.)
  4. Какой композитор сочинил эту музыку?

Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у каждой пьесы есть свой подзаголовок, например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует картину осенней природы, рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю.

  1. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей.)
  2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё настроение? (Ответы детей.)

- Правильно. По рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень».

- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним.

  1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу?
  2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Исаак Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Правильно. Всё на этой картине как будто золотое: пышное убранство берёз, яркий солнечный свет осеннего дня…

  1. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
  2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
  3. Какой день изображён на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
  4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
  5. Как вы думаете, какое настроение у берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми платьями.)

- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

- А теперь отгадаем, с каким настроение художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.)

- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке. (Рассказы детей.)

- Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

  • Поэт сочиняет стихи.
  • Художник пишет картины.
  • Композитор сочиняет музыку.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки.

«Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени!

Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева.

Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Назовите главных героев этой сказки.
  3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.)
  4. Какой показана осень в музыкальном произведении?
  5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали?
  6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету?

Запомни!

  • Поэт
  • Художник
  • Композитор
  • Произведение искусства

На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают осень поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий.

Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко-жёлтые платья. Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и удивляешься, как это зелёные листочки превратились в золотые. По лугу протекает тёмно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица берёза, ярко-жёлтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелёно-коричневые деревья, ярко-зелёное поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с лёгким облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно горит и переливается золотом листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
Красота русской природы всегда находила отклик в сердцах творческих людей. Много строк посвятили поэты и писатели бескрайним просторам русских равнин, много художников запечатлели красивейшие уголки России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь - тонкий ценитель очарования красок природы. С большой любовь написана картина «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски художником создаётся ощущение присутствия в необычайно красивом месте.
На переднем плане картина художник изобразил главную героиню - рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь - время подготовки к зиме, делаются последние приготовления. Художник использует противопоставление суетливой человеческой деятельности и торжественного спокойствия леса и природы.
Рядом с главной героиней картины - рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и тогда на помощь приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел Игорь Грабарь.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Среди работ Исаака Ильича Левитана своим оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая осень».
На картине изображена золотая осенняя пора. Солнце освещает приятный взгляду пейзаж: тихая, спокойная речка с поросшими высокой травой берегами, ещё зеленый травяной покров, желтый, красный, оранжевый лес. От слабого ветерка листва на деревьях трепещет, переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет, появляются облака. Что характерно, на первом плане изображены тоненькие, стройные берёзки в драгоценном золотом уборе. Они представляют собой саму Русь: статную, легкую, красивую и задают тон всей картине.
На заднем плане можно разглядеть деревенские домики, широкое зелёное поле. На этой картине главенствующее место отведено природе, деревня не подавляет её, а наоборот, гармонично вписывается в окружающую действительность.
В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления. Невозможно оторвать глаз от стройных красавиц-березок, и, кажется, слышишь, как колышется их листва, а в реке плещутся, живут своей незаметной жизнью её многочисленные обитатели.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»
Картина написана художником неподалёку от его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии и изображает солнечный осенний день. Взор зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и холмов. Не сразу замечается, но надолго врезается в память сияние солнца на крышах монастыря у излучины реки.
Василий Поленов изобразил самое начало осени - жёлтый цвет ещё не полностью захватил пространство картины, пример тому - огромное дерево на переднем плане с ещё зелёной кроной. Но все внимание, конечно, забирает себе река. Чистая вода отражает солнечные блики, небо, солнце и деревья, на отмелях кружит жёлтая палая листва.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вариация Феи Осени из балета Золушка, mp3;
Чайковский. Времена года, Октябрь (2 варианта исполнения - симф. оркестр и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: