Грант наш новый учитель 2020 положение

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Грант наш новый учитель 2020 положение

Сегодня деньги учителям выплачивают самые разные фонды — региональные, федеральные, зарубежные, частные. Они готовы финансировать как только планируемую работу, так и оплачивать существующие достижения педагога. Первое — это гранты, они идут на конкретную цель. Второе — это премии, их можно тратить на себя и не отчитываться ни перед кем. Иногда встречаются исключения: например, грант за разработку материалов для «Московской электронной школы» (МЭШ) выплачивают за уже готовые уроки, но отчета по тратам не требуют.

Гранты, в которых можно получить реальные деньги на реализацию проектов (и не только): Фонд президентских грантов, Всероссийский конкурс молодежных проектов от агентства по делам молодежи “Росмолодежь”, ТОП школа и КиВо от “Рыбаков фонд”. Есть варианты, когда вы сами можете подать заявку на получение дополнительных денег. В некоторых случаях — вас должны выдвинуть школа или администрация региона. А также есть конкурсы с хорошими выплатами, в которых педагог может принимать участие сам по себе или командой. Конкурсов гораздо больше.

Деньги учителям за разработку электронных уроков

Чтобы школа стала цифровой, провести быстрый интернет и поставить гаджеты в класс недостаточно. Нужен сам материал, на котором педагоги смогут работать, то есть электронные учебники, методички, сценарии и проекты уроков. И вот за них готовы платить от 50 000 до 300 000 рублей.

На самом деле, даже не обязательно быть учителем, чтобы получить эти деньги. И не обязательно работать в одиночку (хотя в одиночку вы заберете все деньге себе, а группа их разделит между собой). Если вы создадите такой электронный материал, который окажется полезным для педагогов и 500 раз за год им воспользуются, то вы получите за это премию.

Это не конкурс: получить деньги могут все педагоги при выполнении оговоренных условий. За сценарий урока можно получить от 50 000 до 100 000 рублей, за электронный учебник — от 100 до 150 тысяч рублей. Есть еще выплаты за метапредметный урок и блоки сценариев.

Деньги учителям за разработку учебных материалов для школы

В этом случае за образовательный контент платят на конкурсной основе. Агентство стратегических инициатив (АСИ) и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» объявили о старте конкурса «Учебные материалы для школы будущего» . Цель такая же, как у МЭШ — собрать уникальный контент, позволяющий сделать нашу школу цифровой.

Кстати, участвовать в конкурсе могут не только действующие учителя, но и студенты, школьники и методисты. Номинаций семь, в каждой вся тройка победителей получит денежные призы. За первое место — 57 500 рублей, за второе место — 40 500 рублей, за третье — 29 000 рублей.

Заявки принимают до 30 апреля 2020 года.

Деньги учителям за суперспособности в педагогике

Если вы работаете учителем больше трех лет. Если вы разработали свою методику, она оправдала себя и её используют ваши коллеги. Если ваши ученики побеждают в олимпиадах и конкурсах. Если в классе у вас дисциплина, а неблагополучные и трудные дети встали на путь исправления. Если вы хорошо дружите с ИКТ и используете по назначению компьютер и электронные доски. А еще и регулярно и добровольно повышаете свою квалификацию. Поздравляем! Вы супер учитель и вам положена премия 200 000 рублей, которую вы можете потратить на что угодно и даже на заслуженный отпуск.

Идите к руководству и попросите выдвинуть вас на премию лучшим учителям за достижения в педагогике . Подать заявку от своего имени нельзя, только от директора школы.

Деньги на любой проект, связанный с образованием

Есть президентский грант для некоммерческих организаций, с помощью которого можно оплатить работу или командировку учителей, закупить оборудование, специальную мебель, разработать сайт, организовать региональный конкурс, спортивный чемпионат и реализовать другие педагогические и административные инициативы. Можно просить любые сумму, в зависимости от значимости инициативы и требуемых ресурсов на её развитие.

Участвовать могут только некоммерческие неправительственные организации — попечительский совет школы, руководство частной школы, любая общественная организация, так или иначе связанная со школой. Если это ваш случай, то регистрируйте личный кабинет на сайте Фонда президентских грантов и заполняйте заявку. К заявке нужно приложить сканы устава организации и доверенности, чтобы подтвердить полномочия заявителя подавать заявку от лица организации.

Деньги за разработку инновационных методик

Один раз в жизни вы можете получить 2 миллиона рублей и больше за инновационные разработки в сфере образования и создание учебников. Таков размер премии Правительства РФ в области образования .

Хорошая новость: тратить можно на все, что вы захотите (в пределах закона). Плохая новость: получить эту премию не очень просто, зато можно пробовать каждый год. Самая большая сложность (кроме сбора документов) — подтвердить, что ваша методика, курс, учебник или любая другая полезная разработка действительно полезна для нашего образования. Если вы уверены в себе, то просите вашу администрацию выдвинуть вас на эту премию.

Грант наш новый учитель 2020 положение

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 08 августа 2019 года N 648

О ГРАНТАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(в редакциях ПКМ РТ от 30.01.2020 N 49,)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 1 июня 2021 года N 429
____________________________________________________________________

В целях повышения качества образования, поддержки педагогических работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, молодых специалистов общеобразовательных организаций, директоров, методистов, заместителей директоров по воспитательной и учебно-методической работе, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, в том числе для одаренных детей, имеющих интернат, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Учредить в сфере образования следующие гранты:

"Лучший билингвальный детский сад";

"Лучший эксперт в области оценки качества образования";

"Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан";

"Поддержка учителей татарского языка и литературы за подготовку призеров и победителей республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе и Международной олимпиады по татарскому языку и литературе";

"Лучший руководитель методической службы профессиональной образовательной организации";

"Лучший директор школы";

"Наш лучший методист";

"Лучший педагог общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья";

"Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей";

"Поддержка педагогических работников, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников".

2. Утвердить прилагаемые:

Положение о гранте "Наш новый учитель";

Положение о гранте "Лучший билингвальный детский сад";

Положение о гранте "Лучший эксперт в области оценки качества образования";

Положение о гранте "Поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан";

Положение о гранте "Оста могаллим";

Положение о гранте "Поддержка учителей татарского языка и литературы за подготовку призеров и победителей республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе и Международной олимпиады по татарскому языку и литературе";

Положение о гранте "Лучший мастер";

Положение о гранте "Лучший преподаватель";

Положение о гранте "Лучший руководитель методической службы профессиональной образовательной организации";

Положение о гранте "Лучший директор школы";

Положение о гранте "Наш лучший методист";

Положение о гранте "Лучший педагог общеобразовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья";

Положение о гранте "Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей";

Положение о гранте "Успешная школа";

Положение о гранте "Поддержка педагогических работников, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников".

3. Установить, что расходы на выплату грантов в соответствии с настоящим постановлением производятся за счет средств, предусмотренных на указанные цели в Законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период по ведомству "Министерство образования и науки Республики Татарстан".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.К.НИГМАТУЛЛИН

от 8 августа 2019 г. N 648

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАНТЕ "НАШ НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ"


I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает цели, условия и порядок предоставления гранта "Наш новый учитель" (далее - грант).

2. Предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство) как до получателя бюджетных средств на цели предоставления грантов в соответствии с настоящим Положением.

3. В настоящем Положении для целей его использования применяются следующие термины:

педагогические работники государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Татарстан, не достигшие на момент проведения конкурсного отбора 35 лет и имеющие стаж педагогической работы по специальности не более трех лет;

выпускники образовательных организаций высшего образования, педагогических колледжей, аспиранты и кандидаты наук, не достигшие на момент проведения конкурсного отбора 35 лет и не имеющие стажа педагогической работы;

грантополучатель - соискатель гранта, в отношении которого принято решение о предоставлении гранта по итогам конкурсного отбора;

работодатель - государственная или муниципальная общеобразовательная организация, расположенная на территории Республики Татарстан.

4. Размер гранта рассчитывается по формуле:

G - размер гранта,

V - размер ежемесячной выплаты гранта, который составляет по предметам "математика", "физика", "химия", "технология", "география", "биология" 10 000,0 рубля, иным предметам - 8 625,0 рубля;

N - срок выплаты гранта, равный 36 месяцам.

Грант выплачивается грантополучателю ежемесячно равными долями в пределах размера гранта в порядке и сроки, устанавливаемые соглашением о предоставлении гранта на счет грантополучателя, открытый в российской кредитной организации.

5. Выплата гранта приостанавливается на период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и возобновляется после выхода грантополучателя из соответствующего отпуска.

При расторжении грантополучателем трудового договора с работодателем до истечения срока выплаты гранта выплата гранта прекращается с момента расторжения указанного договора.

6. Ежегодно предоставляется не более 200 грантов.

II. Цели предоставления гранта

7. Целями предоставления гранта являются:

ориентирование педагогических работников - молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, на достижение результатов в профессиональной деятельности;

повышение престижа профессии учителя;

совершенствование учебно-воспитательного процесса в рамках реализации проекта по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса.

III. Условия предоставления гранта

8. Условиями предоставления гранта являются:

победа в конкурсном отборе на соискание гранта, организуемом Министерством;

обязательство грантополучателя проработать у работодателя в течение срока выплаты гранта;

реализация грантополучателем проекта по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса у работодателя.

IV. Порядок проведения конкурсного отбора на соискание гранта

9. Конкурсный отбор на соискание гранта осуществляется конкурсной комиссией. Состав конкурсной комиссии, порядок оценки критериев и сроки конкурсного отбора, сроки приема заявок на участие в конкурсном отборе утверждаются Министерством.

обеспечивает публикацию информации о конкурсном отборе, требованиях к соискателям гранта, о сроках конкурсного отбора не позднее чем за семь дней до даты начала конкурсного отбора, об итогах конкурсного отбора - не позднее семи дней с даты окончания конкурсного отбора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

организует прием и регистрацию заявок на участие в конкурсном отборе на соискание гранта, проведение конкурсного отбора и определение победителей;

принимает решение о предоставлении гранта либо об отказе в предоставлении гранта и утверждает его приказом Министерства;

заключает с грантополучателем соглашение о предоставлении гранта (далее - соглашение).

11. Для участия в конкурсном отборе соискатели гранта представляют в Министерство следующие документы:

заявку на участие в конкурсном отборе на соискание гранта по форме, утвержденной приказом Министерства (далее - заявка);

анкету по форме, утвержденной приказом Министерства;

мотивационное письмо по форме, утвержденной приказом Министерства;

согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной приказом Министерства;

отзыв с последнего места работы или учебы в свободной форме;

копию трудовой книжки, заверенную работодателем (при наличии);

гарантийное письмо о трудоустройстве соискателя гранта от планируемого работодателя в свободной форме;

проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса.

12. Поступившая в Министерство заявка регистрируется в течение одного рабочего дня со дня поступления.

13. Рассмотрение заявок осуществляется конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия в течение семи рабочих дней со дня окончания срока приема заявок рассматривает представленные в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения документы.

14. Основаниями для отказа соискателю гранта в участии в конкурсном отборе являются:

8 грантов и премий для учителей

Пока официальных документов на этот счет нет, но учителя все равно могут претендовать на дополнительные деньги.

Поощрения учителям выплачивают фонды: частные и государственные, российские и зарубежные. Некоторые из них готовы финансировать разработку методик образования и учебных пособий. Это обычно и называется грантом: учителя сначала получают средства, а потом тратят их на определенные цели.

Другие организации выдают деньги за уже сделанную работу — это называется премиями. Премии, в отличие от грантов, можно тратить на себя. Но есть и исключения: например, грант за разработку материалов «Московской электронной школы» (МЭШ) выплачивают за уже готовые уроки, а отчета по тратам не требуют.

Некоторые гранты и премии не облагаются налогами: для этого организация, которых их выдает, должна входить в специальный перечень.

Часто в регионах есть свои грантовые программы: например, в Татарстане учителя татарского языка и литературы могут получить грант за подготовку победителей профильных олимпиад, а в Приморском крае поддерживают образовательные инициативы, например в номинациях «Я выбираю спорт» и «Цифровая среда».

В этой статье только те гранты и премии, которые могут получить преподаватели со всей России.

Сколько. От 50 000 до 300 000 рублей. Потратить можно на что угодно.

Налог. Облагается подоходным налогом — 13%. Этот грант выплачивает правительство Москвы, и оно же должно удержать НДФЛ. Но если не сделает этого, то получателю придется заполнять декларацию и отчитываться перед налоговой.

За что. За разработку электронных учебных пособий, сценариев уроков и тематических блоков сценариев.

Что за электронные уроки?

«Московская электронная школа» — проект правительства Москвы по внедрению цифровых сервисов в школы. Это значит, что у учеников появятся электронный дневник и учебники, а учителя смогут проводить интерактивные уроки и тесты.

Чтобы «оцифровать» уроки, школы подключили к интернету, в классы повесили электронные доски, а учителям раздали ноутбуки. Но этого оказалось недостаточно: педагоги не торопились переводить свои многолетние наработки в цифровой вид.

Тогда правительство Москвы предложило выплачивать гранты учителям, которые разрабатывают электронные уроки, и дело пошло.

Условия. Разработчиком может стать любой человек — необязательно жить или работать в Москве и даже быть учителем. Но грант выплатят только тем, чьи материалы прошли модерацию и если ими воспользовались более 500 раз за год.

Вознаграждение зависит от типа материала. За сценарий урока можно получить от 50 до 100 тысяч рублей, за тематический блок сценариев — от 200 до 300 тысяч. За сценарий метапредметного урока, созданный группой учителей разных предметов, — от 100 до 150 тысяч рублей, столько же — за электронный учебник.

Еще раз: недостаточно создать сценарий урока, нужно, чтобы его использовали другие учителя как минимум 500 раз за год.

Работать можно в одиночку или в группе, но на сумму гранта это не повлияет. Если разработчиков было несколько, грант разделят между ними в равных долях.

Как получить. У московских учителей уже есть доступ к библиотеке МЭШ, в которой они могут разместить свои разработки. Учителям из других городов нужно подать заявку в службу поддержки, чтобы получить логин и пароль для входа в сервис.

В библиотеке МЭШ нужно разместить свои материалы и подождать 15 дней — столько времени занимает проверка. Потом они попадут в общий доступ. Дальше система сама посчитает, сколько раз использовали сценарий урока в течение года. Если больше 500 раз — можно рассчитывать на выплату. Но использование урока автором или другим учителем более 20 раз не учитывается.

Сколько. 200 000 рублей. Потратить можно на что угодно.

Налог. Не взимается.

За что. Эту премию присуждают суперучителям, которые работают сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, они должны создать свою методику обучения — да такую, чтобы ее одобрили коллеги, а ученики начали получать одни пятерки и побеждать на олимпиадах. Во-вторых , придумать, как включить в образовательный процесс самых разных учеников. Например, детей из неблагополучных семей, из семей мигрантов, детей с инвалидностью и детей с опасным для окружающих поведением.

В-третьих, использовать электронные средства обучения — например, компьютеры и электронные доски. В-четвертых , регулярно проходить курсы повышения квалификации.

Условия. Участвовать могут только преподаватели со стажем работы не менее трех лет. Самостоятельно подать заявку нельзя: учителя на конкурс выдвигает школа.

Количество премий для каждого субъекта РФ заранее определяет Минпросвещения. Учитывают количество учеников: чем их больше, тем больше премий получит регион. На всю Россию заложено 1000 таких премий — их и «размажут» по регионам.

Победитель не может повторно участвовать в конкурсе в ближайшие пять лет.

Как получить. Руководитель школы должен выдвинуть учителя на конкурсную комиссию региона. Комиссия выставляет баллы участникам и до 15 июля отправляет итоги в Министерство просвещения. Там до 1 сентября должны решить, кто же лучший учитель, и к 5 октября, Дню учителя, перечислить деньги на банковские счета победителей.

Сколько. От 2 000 000 рублей. Потратить можно на что угодно.

Налог. Не взимается.

За что. За инновационные разработки в сфере образования и создание учебников.

Что еще за «инновационные разработки»?

Это новые методики обучения, которые помогают ученикам лучше понять материал. Это могут быть специальные лаборатории для опытов, учебники или курсы.

Например, в 2018 году премию получили пять педагогов за разработку системы подготовки победителей международных олимпиад. Они придумали, как именно заниматься с одаренными учениками, чтобы те регулярно получали медали по физике на международных соревнованиях, — и сами удостоились двухмиллионного гранта от правительства.

Условия. Самостоятельно подать заявку на участие в конкурсе нельзя: соискателя премии выдвигает орган государственной власти или организация — например, академия наук.

Эту премию можно получить только один раз в жизни. Но участвовать можно каждый год. Разрабатывать одну конкурсную работу могут до 5 педагогов. Подать сразу две работы на конкурс тоже нельзя.

Выдвинуть учебник на премию можно только в том случае, если он уже использовался в работе как минимум 3 года. Работы, которые уже получали премию Президента или Правительства РФ, в конкурсе не участвуют.

Как получить. Авторы должны опубликовать разработки, документы, подтверждающие достигнутые результаты, или учебники на сайте премий Правительства РФ. В 2020 году срок ограничен 20 февраля.

Документы для участия в конкурсеPDF, 488 КБ

Еще потребуется лично принести документы в Министерство науки и высшего образования. Бумаг потребуется целая куча, но два миллиона сами себя не получат.

Сколько. Ежемесячная стипендия, перелет в США и медицинская страховка. Все за счет госдепа США.

Стипендию обычно платят в размере среднего прожиточного минимума штата, в котором окажется преподаватель. Например, в 2017—2018 годах в Джорджии платили 1300 $ в месяц.

Налог. Со стипендии взимается НДФЛ в России, но налоги в США платить не нужно.

На что можно потратить. На оплату жилья и текущих расходов в течение 5 месяцев. Все это время преподаватель работает в одном из университетов США над собственным учебным курсом, который должен будет представить на итоговом семинаре программы.

Условия. Преподаватель должен как минимум три года без перерыва отработать в российском вузе, иметь диплом о высшем образовании и четкое описание курса, который он планирует создать.

Также понадобится сдать экзамен на знание английского языка: заявки одобрят только тем, кто наберет хотя бы 80 баллов в TOEFL. Наличие кандидатской степени роли не играет.

Нельзя подавать заявки тем, кто уже участвовал в этой программе или программах Фулбрайта для магистрантов и сотрудников международных отделов вузов.

Пока преподаватель разрабатывает учебный курс в США, к нему не могут приезжать родственники — это указано в правилах.

Как получить. Нужно пройти три тура. В первом участники заполняют анкету, в которой рассказывают о своих достижениях и планах на будущее. Во втором — проходят индивидуальное интервью и сдают TOEFL: для конкурсантов это бесплатно. На третьем этапе русско-американская комиссия отбирает самые интересные проекты и определяет победителей.

Гранты и премии для учителей

Учителя могут получать премии и гранты по федеральным, региональным и международным программам. Условия для получения грандов и премий могут включать разработку уникальных образовательных программ и методик, высокие показатели педагогической деятельности, победу на конкурсах и олимпиадах. Ниже расскажем о программах, которые доступны для педагогов из всех регионов России.

В чем суть и отличие грантов и премий

Гранты и премии являются средствами стимулирования профессиональной деятельности. Ключевое отличие между премиями и грантами заключается в порядке получения денег. Грант выдается на будущие разработки, методики и программы, если педагог обосновал их важность и полезность, подтвердил соответствие другим условиям. Премии выплачиваются за фактически достигнутые результаты, заранее оговоренные премиальной программой. Например, премия будет выплачена после победы в конкурсе, после разработки инновационной методики преподавания.

Премия лучшему учителю

Премии лучшим учителям выплачиваются в соответствие с Указом Президента РФ № 2018. Вот несколько условий, которым должны соответствовать претенденты на премию:

  • стаж работы педагога не менее трех лет;
  • наличие заявки на участие в конкурсе от школы (самостоятельно участвовать в программе учитель не может);
  • подтверждение высоких показателей в профессиональной деятельности.

Высокие показатели педагогической деятельности подтверждаются сразу по нескольким направлениям. Нужно разработать собственную методику обучения, чья эффективность будет подтверждена результатами учеников. Необходимо подтвердить включение в образовательный процесс разных категорий учащихся. Также претендент на премию должен регулярно проходить курсы повышения квалификации, использовать в работе инновационные технологии (электронные доски, компьютеры, современные программы).

Итоги ежегодного конкурса подводятся до 1 сентября, а премию победители получат 5 октября (День учителя). Размер премии составляет 200 тыс. руб., причем тратить ее можно на любые цели. Победитель не может повторно принять участие в конкурсе следующие 5 лет.

Премия разработчикам инновационных технологий

Условия данной премиальной программы утверждены Постановлением Правительства РФ № 744. Для участия и победы в конкурсе нужно соблюсти следующие условия:

  • самостоятельно подать заявку нельзя, т.е. кандидатов выдвигают организации или органы власти;
  • работу на конкурс могут разрабатывать до 5 педагогов одновременно (премия будет поделена поровну между участниками группы);
  • получить премию можно только один раз в жизни, однако принимать участие до победы можно ежегодно;
  • на конкурс выдвигаются инновационные методики преподавания, учебники, курсы или лаборатории, которые прошли практическое внедрение в последние 3 года.

Все результаты разработки и практического использования методик или учебников публикуются на сайте Правительства РФ. Размер премии составляет от 2 млн. руб., а цели расходования не ограничены. Если работа ранее уже удостаивалась премий Президента РФ или Правительства РФ, участвовать в программе по Постановлению № 744 нельзя.

Стипендия преподавателям ВУЗов

Данная стипендиальная программа разработана и утверждена Государственным департаментом США, позволяет пройти курс обучения и преподавания в ВУЗах страны. Программа Фулбрайта включает:

  • выплату ежемесячной стипендии на весь период учебного курса в США;
  • оплату расходов на перелет в США;
  • оплату медицинской страховки на весь период курса.

Для участия программе нужно иметь стаж преподавания в ВУЗе не менее 3-х лет, диплом о законченном высшем образовании. Также нужно разработать и обосновать курсовую программу, над которой педагог будет работать в ВУЗе США. Естественно, обязательным требованием является подтверждения уровня знания английского языка (не менее 80 баллов по системе TOEFL).

Проекты-победители отбирает комиссия в составе американских и российских преподавателей. Размер стипендии определяется по показателю прожиточного минимума в штате, где педагог будет отрабатывать свой курс. Успешное прохождение учебного курса не дает автоматического права на трудоустройство в США.

Грант разработчикам электронных уроков

Постановлением Правительства Москвы № 844-П были учреждены гранты за вклад в развитие проекта "Московская электронная школа". Суть программы заключается в следующем:

  • хотя гранты введены органами власти Москвы, принять участие в проекте может учитель из любого региона;
  • грант будет выплачен за разработку электронных учебных пособий, методик ведения уроков, тематических программ;
  • для получения гранта нужно подтвердить, что электронное пособие были использовано другими учителями страны не менее 500 раз в год (это проверяется по единой системе электронных уроков).

Размер гранта зависит от типа учебного пособия. За тематический блок образовательных сценариев выплатят от 200 до 300 тыс. руб. За сценарий отдельного урока грант составит от 50 до 100 тыс. руб. За электронные учебники и сценарии межпредметных уроков выплатят грант от 100 до 150 тыс. руб.

Работать над учебником или пособием могут сразу несколько педагогов. В этом случае грант будет поделен поровну. Все учебные материалы загружаются в систему "Московская электронная школа", доступны для бесплатного скачивания любым педагогом страны.

Грант преподавателям магистратуры ВУЗа

Данная программа грантов утверждена Фондом В.Потанина. Для участия в программе и получения гранта нужно соблюсти следующие условия:

  • подать заявку на грант могут преподаватели по очной форме магистратуры, работающие в одном из 75 ВУЗов программы;
  • в заявке нужно описать проект, над которым планирует работать преподаватель или группа;
  • после выделения гранта нужно ежеквартально отчитываться о ходе реализации проекта (итоговый отчет – после завершения проекта).

Размер ежегодного гранта может составлять до 500 тыс. руб. Программа допускает работы над проектом на протяжении нескольких лет, поэтому решение о продлении гранта будет приниматься по итогам отчетов.

В перечень расходов, разрешенных грантом, входит оплата гонорара участникам проекта, возмещение затрат на приобретение литературы и материалов, иные направления расходования. Обо всех потраченных средствах нужно представлять подтверждающие документы.

Грант для НКО в сфера образования

Данный грант выплачивается по президентской программе на любые проекты в сфере образования. Участвовать в конкурсе на гранты могут только неправительственные организации и объединения педагогов. Размеры грантов зависят от масштабности проекта:

  • до 500 тыс. руб. для проектов, реализуемых на небольшой территории;
  • до 3 млн. руб. на региональные проекты;
  • от 3 до 10 млн. руб. могут выдать грант на межрегиональные проекты;
  • от 10 млн. руб. выделяют для программ общероссийского уровня.

Оценка содержания проекта осуществляется Фондом президентских грантов. Получение гранта в текущем году не лишает права подавать заявку под новые проекты.

Грант экологам и географам

Русское географическое общество ввело свою программу грантов на проекты, связанные с экогеографическим просвещением. Подать заявку может частное лицо или организация, а ежегодный размер гранта составляет до 700 тыс. руб. Фактически, грант можно получить почти на любой проект, от конференции экологов до выпуска новых типов атласов. После реализации проекта нужно отчитаться о потраченных средствах, причем оставшиеся деньги придется вернуть.

Грант на популяризацию русского языка

Данный грант выплачивается Фондом "Русский мир". Целью проектов, подаваемых на конкурс, является популяризация русского языка в стране и мире. Это может быть серия публикация в СМИ, новые учебники и познавательные материалы, пособия. Точные сроки реализации проекта и размер гранта определяются индивидуально. Получить грант может как один учитель, так и образовательная организация. Есть важное условие – данный грант нельзя тратить на себя. Также нельзя получать плату за результаты работы по проекту.

Гранты


Фонд президентских грантов объявляет о приеме заявок на участие в грантовом конкурсе 2021 года. Заявки будут приниматься с 1 сентября по 15 октября 2021 года.

Автор: Editor · Published 2 августа, 2021 · Last modified 1 августа, 2021

Грантовый конкурс «Молоды Душой»

Объявлен Всероссийский грантовый конкурс «Молоды Душой». Дедлайн 30 августа 2021 года.


Автор: admin · Published 1 августа, 2021

Конкурсы августа

Представляем вам список конкурсов, прием заявок на которые заканчивается в августе этого года. Спешите участвовать!


Автор: admin · Published 30 июля, 2021

Гранты Президентского фонда культурных инициатив

Президентский фонд культурных инициатив продлил прием заявок на грант до 6 августа 2021 года.

Автор: Editor · Published 23 июля, 2021 · Last modified 22 июля, 2021

Грант для фотографов Carmignac

Объявлен грант для фотографов Carmignac Photojournalism Award . Дедлайн 18 октября 2021 года.

Автор: Editor · Published 21 июля, 2021 · Last modified 20 июля, 2021

Гранты для организаций в сфере культуры и искусства

Объявлен гранты для организаций в сфере культуры и искусства. Дедлайн 2 и 29 августа 2021 года.

Автор: admin · Published 16 июня, 2021

Автор: Editor · Published 5 июня, 2021 · Last modified 4 июня, 2021

Конкурс грантов на исследовательские стажировки

Объявлен конкурс грантов на исследовательские стажировки в сфере филантропии. Дедлайн 31 августа 2021 года.

Автор: Editor · Published 20 марта, 2021

Гранты на обучение программированию

Объявлен конкурс грантов на обучение программированию. Дедлайн 31 декабря 2021 года.

Автор: admin · Published 14 марта, 2021 · Last modified 22 марта, 2021

Московский конкурс социальных проектов «ЛИЦА района»

Стартовал ежегодный конкурс социальных проектов молодых специалистов города Москвы «ЛИЦА района». Сроки проведения: февраль – ноябрь 2021 года.

Утверждено новое Положение о грантах Президента РФ


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации постановлением Правительства утверждено новое Положение о предоставлении грантов молодым людям, показавшим выдающиеся способности в сфере науки, искусства и спорта.

Правительство России утвердило новое Положение «О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации». Читать новое Положение

В частности, начиная с 2020-2021 учебного года количество выдаваемых грантов увеличивается с 5000 до 6500. При этом 5000 грантов предоставляются студентам, поступившим на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата и специалитета, а дополнительные 1500 грантов будут предоставлены лицам, поступившим на обучение по программам магистратуры.

Также гранты Президента Российской Федерации теперь будут распределяться между молодыми людьми, поступившими на обучение не только по очной, но и по очно-заочной и заочной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, специалитета и магистратуры за счет бюджетных средств.

Грант в размере 20 тысяч рублей будет выплачиваться ежемесячно в течение установленного срока обучения при условии ежегодного подтверждения права на его получение. На один календарный год выделяется не более 1200 грантов для специалистов среднего звена, бакалавров и специалистов и не более 750 грантов для магистрантов.

Но с этого года допускается предоставление грантов Президента сверх значений 1200 / 750, то есть в пределах выделенных на выплату грантов бюджетных средств и общего количества грантов 5000 / 1500 допускается заключение дополнительных договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с новым Положением расширены также возможности по осуществлению трудовой деятельности получателями грантов после получения образования – допускается в том числе деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или по оказанию без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или по осуществлению деятельности, доходы от осуществления которой облагаются налогом на профессиональный доход.

Функции Фонда «Талант и успех» как оператора программы грантов в целях содействия профессиональному развитию и трудоустройству получателей грантов дополнены организацией проведения мероприятий по профессиональной ориентации, встреч получателей грантов с представителями работодателей, оказанием помощи получателям грантов в подборе свободных рабочих мест и вакантных должностей, составлении информации о получателях грантов, ищущих работу.

Проект в рамках гранта "Наш новый учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории школы, города, музейного дела воспитанники приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Проект предполагает организацию деятельности воспитанников от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Проект предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации проекта расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения воспитанников и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность

Ведущей идеей проекта является педагогическая помощь воспитанникам на занятиях музейным делом и подготовка к активной жизни, что очень актуально на данный момент. Проект стимулирует познавательную деятельность воспитанников, способствует формированию всесторонне развитой личности, социально-активной личности.

Цель проекта

Организация и ведение научно-исследовательской и фондовой работы музея «Лицей в истории города» в рамках деятельности кружка «Музейное дело».

Образовательные

-формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

Развивающие

-формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

Воспитательные

- создание условий для гражданского и патриотического воспитания ребят посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

-сформировать научные и профессиональные интересы.

Сроки реализации проекта, краткое содержание работ

Проект рассчитан на 3 учебных года (по 9 месяцев каждый, с сентября по май). Каждый год соответствует определённому этапу.

1.Организовать кружок «Музейное дело» для учащихся на базе МБОУ «Лицей №35».

2.Под руководством администрации образовательного учреждения создать музей «Лицей в истории города»

3.Организовать поиск экспонатов и ценных материалов для фонда музея «Лицей в истории города».

4.Организовать научно-исследовательскую работу с учащимися с использованием материалов музея.

На первом этапе регулярные занятия проводились по два часа один раз в неделю с группой (что соответствует требованию проведения кружковой работы, кружок музейного дела). В рамках программы дополнительного образования «Музейное дело» обучающиеся знакомились с поисковой деятельностью, фондовой работой музея, научно-исследовательской деятельностью. С помощью администрации лицея был создан музей «Лицей в истории города», в котором представлены следующие стенды: история создания лицея, первые директора, деятельность Молодцова С.С., вклад учителей для лицея, олимпиадники лицея, а также о тех, кто окончил лицей, и трудится на благо нашего города. По-прежнему ведется поиск и сбор экспонатов. В рамках кружковой работы ученики приняли участие в муниципальном конкурсе «Равнение на героев труда», посвященного почетным гражданам города, в конкурсе «Династии России» где были удостоены дипломами участника. Была отправлена работа на всероссийский конкурс среди активистов школьного музейного движения в номинации «Учитель от Бога». На республиканском семинаре для учителей физики и информатики была проведена экскурсия в музее.

На втором этапе планируются:

1.Работа кружка «Музейное дело» на базе МБОУ «Лицей №35».

2.Создание и организация работы экскурсоводов в музее «Лицей в истории города».

3.Организация выставок, тематических экспозиций и экскурсий во время лицейских и муниципальных мероприятий в музее «Лицей в истории города».

4.Участие в муниципальном конкурсе «Улицы моего города», в рамках которого необходимо подготовить научно-исследовательскую работу, экскурсии, тематические выставки и экспозиции.

5.Сбор экспонатов и подготовка документов для получения паспорта музея.

На третьем этапе планируются:

1.Работа кружка «Музейное дело» на базе МБОУ «Лицей №35».

2.Организация выставок, тематических экспозиций и экскурсий во время лицейских и муниципальных мероприятий, например, «День открытых дверей», научно-практическая конференция им. С.С. Молодцова, «Вечер встречи» и т.д. в музее «Лицей в истории города».

3.Организация сетевого взаимодействия музея «Лицей в истории города» с профильными музеями города, обмен информацией, организация экскурсий и выставок музея на лицейских и городских мероприятиях.

4.Подготовка научно-исследовательских работ и участие в конкурсах учащимися кружка «Музейного дела» муниципального, республиканского и всероссийского уровня.

По завершении третьего этапа проект переходит к заключительному этапу: в последующие годы проект может продолжаться как самостоятельное направление внеурочной деятельности учащихся (в случае успешности реализации первых трёх этапов).

Ожидаемые результаты и критерии оценки

Раскрытие творческого потенциала участников проекта, их творческая самореализация. Критерий оценки – участие в создании фонда музея.

Формирование самоуправления среди школьников среднего звена. Критерий оценки – активное участие в создании музея, самостоятельная работа над материалами, поиск, обработка информации.

Сплочение коллектива. Критерий оценки – активность участия коллектива в экскурсиях и выставках.

Контингент участников проекта, сроки реализации

Данный проект планируется реализовать на базе МБОУ «Лицей №35» города Нижнекамска.

Для участия в проекте на первом этапе привлекаются учащиеся 12-15 лет (6-9 классы МБОУ «Лицея №35»).

Грант наш новый учитель 2020 положение

​Как получить президентский грант?
Фото: agr-city.ru

Финансирование

В общей сложности 304 проекта-победителя блока «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» получат 522 млн рублей. Большую часть инициатив-победителей конкурса предложили региональные НКО.

Почти половина грантов – это суммы до 500 тысяч рублей, которые поддержат местные инициативы. 37 крупных грантов объемом более 3 млн рублей получат масштабные или дорогостоящие проекты. Например, три самых больших гранта суммарно почти на 45 млн рублей направлены на реализацию разноплановых проектов: на тему поддержки дошкольного образования, развития читательской грамотности, цифровых технологий и технического творчества. Авторами этих топ-инициатив выступили Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», Российский книжный союз и АНО ДО «Лаборатория робототехники и промышленного дизайна».

Топ тем среди грантов-победителей

Блок образовательных проектов в конкурсе президентских грантов всегда очень разнообразен по темам. В попытке обобщения выделим условный список тематик проектов (в порядке убывания суммарного объема грантовой поддержки):

Напомним, что все это разнообразие тем входит в одно грантовое направление – «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения», а есть и другие направления конкурса.

Традиционно самый обширный блок в разделе «образование» – это проекты, в которых целевые группы – дети с особыми возможностями здоровья. Пятую часть проектов-победителей в блоке «образование» составили проекты, так или иначе затрагивающие эту тему – более 65 проектов суммарно более чем на 107 млн рублей. Это инициативы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ, поддержке родителей детей с ОВЗ, социализации инвалидов, инклюзии, созданию безбарьерной среды, помощи в профориентации и трудоустройстве, проведению мероприятий и конкурсов, инклюзивному творчеству и исследовательской деятельности.

Тема тьюторства активно проявляется в проектах НКО. Причем как в контексте поддержки детей с ОВЗ, так и в более общем смысле – как индивидуальное наставничество для сопровождения индивидуальной образовательной траектории любых учащихся. Межрегиональная тьюторская ассоциация на средства гранта будет разрабатывать дистанционные курсы по формированию тьюторских компетенций для педагогов, преподавателей вузов и СПО, родителей школьников. Три региональных проекта – победителя конкурса посвящены развитию системы тьюторства именно для детей с ОВЗ на своих территориях. Так, в Алтайском крае на средства гранта будет создана Школа тьюторов инклюзивного детского отдыха, в Сочи появится ресурсный центр по системной подготовке тьюторов для школ города. Авторы проекта из Северной Осетии (Алании) предлагают развивать систему тьюторства для детей с ОВЗ среди сверстников. Учащиеся ресурсного класса школы № 26 Владикавказа станут сверстниками-тьюторами для своих одноклассников с РАС и другими нарушениями развития, помогая ребятам включиться в школьную жизнь.

Получили грантовую поддержку более 25 проектов в области географии, краеведения и туризма. Среди них «Клуб реальной географии», создание школьных музеев, разработка туристических маршрутов, экскурсионных программ, аудиогидов, проведение цикла образовательных, просветительских мероприятий.

Литература и популяризация чтения (поддержка библиотек, проекты по повышению читательской грамотности, книжные фестивали, литературные марафоны и т.д.) входит в топ-3 тем за счет того, что второй по размеру грант этого этапа конкурса – 15 млн рублей – получил проект «Всероссийский проект продвижения чтения среди поколения Z – ЮФ».

Медиапроекты устойчиво заняли свою нишу. На средства грантов будут создаваться медиацентры на базе школ, открываться «Школы юного блогера», в том числе сельские, запускаться молодежные СМИ, планируется создание «Медиашколы НКО», а в ВДЦ «Орленок» пройдет медиаобразовательная смена. Большинство медиапроектов проходят в категории до 500 тысяч рублей. Возможности медиапедагогики и значение медиакомпетенций становятся очевидными, на проекты в сфере медиа будет выделено более 23 млн рублей. Кстати, активно поддерживая этот тренд, Институт «Эврика» реализует программу повышения квалификации MediaLab для школьных команд педагогов по использованию медиаресурсов и социальных сетей в образовательном процессе.

Значительный блок – проекты естественно-научной тематики и исследовательские проекты. Например, на средства фонда будет проведен молодежный научный фестиваль биомедицины BiomedFest 2020, получат поддержку молодые ученые и отдельные исследования, будет оборудована мобильная лаборатория естественно-научных предметов для малокомплектных школ и т.д.

Активно поддерживаются предложения развивать сеть педагогов-наставников научно-исследовательской деятельности школьников. Фонд выдал гранты двум крупным проектам на эту тему из Новосибирской и Калужской областей, суммарно почти на 9 млн рублей. Авторы проекта из Новосибирска уверены, что «научная деятельность школьников нуждается в развитом институте наставников, чья комплексная компетенция существенно отличается от традиционной учительской и включает себя компетенции проектной работы и проектного управления, высокий уровень научных знаний и научной культуры, владение научным методом, педагогическое мастерство, тьюторские навыки. Таких наставников остро не хватает в системе образования».

Важные проекты – поддержка домашнего и семейного обучения. Эта ниша слабо заполнена, при этом потребность в подобных проектах есть, ведь популярность новых форм получения образования растет. Теперь в Томской области консультационный центр «Резонанс» на средства гранта будет реализовывать педагогическое сопровождение детей и родителей, перешедших на семейное образование. В Коломне для детей-аутистов, находящихся на домашнем обучении, занятия будут проводиться на базе Инклюзивного детского клуба. Авторы проекта поясняют: «Заключая договор со школой, к которой прикрепляется ребёнок, родители пишут адрес, по которому должен приходить учитель. Теперь педагог стал проводить индивидуальные занятия в комфортном помещении организации, не тратя время на поездки по домам и имея всё необходимое для работы. А дети могут посетить также дополнительные занятия с логопедом, дефектологом, психологом Инклюзивного центра».

Среди победителей мы насчитали более 30 проектов различной тематики, которые предполагают программы обучения и поддержки педагогов. В локальном масштабе, например, это курсы повышения квалификации «Образовательные игры» для педагогов сельских школ Новосибирской области, программа для педагогов малокомплектных школ Республики Бурятия на тему образовательных событий и индивидуальных образовательных программ обучения. В Перми предложили разработать платформу для построения индивидуального образовательного маршрута – не ученика, а самого педагога. Этот проект получил грантовую поддержку. В Курской области и Алтайском крае развернутся местные программы поддержки молодых педагогов. В Республике Марий Эл будет реализован проект по популяризации ТРИЗ-технологий обучения, а в Тюмени – цифровых технологий для внеурочных занятий. В Зеленогорске специалисты Госкорпорации «Росатом» будут обучать школьные команды современным управленческим технологиям.

В общероссийском масштабе будет создана сеть технологических кружков и организован обмен опытом между педагогами клубов технического творчества. Проект «Профессиональные няни – детям» предлагает развитие системы профессионального обучения и сертификации специалистов по уходу и присмотру за детьми по всей России. Ассоциация тьюторов проведет дистанционное обучение тьюторским компетенциям для педагогов и родителей. Несколько проектов поддержат педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в том числе предложат дистанционные форматы работы с детьми в онлайне.

Проекты на тему социального проектирования предполагают привлечение школьников и студентов к решению актуальных задач сообщества. Например, в небольшом проекте Ставропольского края будут проводиться форсайт-сессии сельских школьников «Образ будущего моего сельского поселения». В другом проекте на базе созданных Студенческих проектных школ в пяти регионах страны студенты будут заниматься проектной деятельностью по тематике национальных проектов. Масштаб разный, и стоимость грантов разная – 412 тысяч и 3,1 млн рублей соответственно.

Пожалуй, самыми необычными проектами, попавшими в список победителей, можно назвать программу СПО для поваров в Николо-Сольбинском женском монастыре, подготовку новогодних волонтеров в Сорочинске, открытие школы-студии ходулистов (занятия на ходулях) в Глазове, создание краеведческой настольной игры для пожилых людей в Перми и проект «Вежливый город» – творческий конкурс значков, листовок, стикеров и слоганов по культуре речевого общения в городах.

Цифра и дистант

Победители второго конкурса подавали свои заявки до 31 марта 2020 года, а значит масштабное влияние пандемии на систему образования не могло быть полностью отражено в проектах. Зато экспертиза проходила как раз в острый период карантина и перевода школьного обучения в дистант. Насколько повлияли новые реалии образования на отбор победителей, сложно судить. Следующий прием заявок на президентские гранты 2021 года откроется этой осенью, и вот там, вероятно, мы увидим, как изменилось представление НКО о возможностях и форматах образовательных проектов.

Если в текущем конкурсе авторы проектов с элементами «цифры» часто обращались к нацпрограмме «Цифровая экономика РФ», активно цитируя ее задачи, то в следующем конкурсе можно будет апеллировать к общероссийскому опыту погружения в дистант и цифровые технологии на фоне выявленных слабостей системы образования в этом плане. Уже очевидно, что школа образца сентября 2020 года будет уникальной и не похожей на саму себя год назад. Как отреагируют на новые условия образовательные проекты НКО следующей волны конкурсов – посмотрим.

Впрочем, уже сейчас существенная часть проектов-победителей включает в себя онлайн-форматы и создание цифровых продуктов. Более десятка проектов-победителей напрямую посвящены IT-технологиям. Например, фонд поддержал проведение хакатона программистов на тему VR-технологий, создание образовательного портала для дистанционного обучения школьников программированию, а также онлайн-платформы для самостоятельного проектирования на основе технологий машинного зрения, интернета вещей, программируемой автоматики и дополненной реальности.

В каких еще направлениях проектов нашли отражение цифровые технологии:

В первом случае проект сразу предполагает реализацию в онлайн-формате. Среди таких проектов: онлайн-курс по проектно-исследовательской деятельности «Открывая Байкал» или онлайн-школа «Планета родителей» – проект по обучению родителей детей с РАС. «Удаленная школа эфирного русского языка» будет создана для нормализации языковой среды и улучшения качества русского языка в региональных СМИ.

Онлайн-формат может стать решением там, где другие форматы недоступны. Например, в проекте «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» будет дистанционно реализовано дополнительное образование детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение.

Онлайн как основу для обсуждения содержания предлагают проекты такого плана, как дистанционный курс по овладению навыками удаленной работы и адаптации к изменениям в трудовой ситуации «Работай удаленно». Или проект «Путь к успеху», который будет обучать педагогов дополнительного образования проводить творческие занятия с детьми именно в дистанционном формате.

Для школьной системы онлайн чаще предлагается как решение для малокомплектных и удаленных школ или для работы с детьми с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении. Однако сейчас, после общероссийской пробы в период пандемии, стало ясно, что возможности онлайн-обучения выходят за границы вынужденного использования и должны стать полноценной частью школьного образования. Прогнозируем, что следующий этап конкурса проявит этот тренд.

«Расшколивание» по гранту

По своему смыслу некоторые проекты-победители вполне вписываются в концепцию «расшколивания». Напомним, что мы понимаем под «расшколиванием» расширение образовательного пространства за счет вовлечения объектов городской среды в систему образования. Речь идет о привлечении дополнительных ресурсов в систему образования и вовлечении новых участников, с которыми на принципах сетевого взаимодействия выстраиваются партнерские и развивающие отношения. Школьники ведь могут учиться не только в стенах школы, свои программы предлагают музеи, театры, парки, секции, кружки – и все это может стать кусочками большой образовательной программы, на основе которой каждый ребенок составит свой маршрут.

Подобная практика естественным образом назрела, но пока нет системных решений в плане финансово-экономических механизмов, которые такую практику институционализируют. В отсутствие работающих механизмов передачи финансирования учреждениям дополнительного образования, культуры и спорта гранты частично восполняют этот пробел и заменяют собой функцию системного финансирования «расшколивания».

Хотя в образе идеального будущего основное и дополнительное образование должны интегрироваться в единую систему, обеспечивающую возможность реализации индивидуальных траекторий и разнообразие форматов и содержания обучения каждому ребенку.

А пока это будущее не наступило, НКО в сфере дополнительного образования имеют возможность получать гранты и проводить занятия в школах в качестве элемента внеурочной деятельности. Например, НКО предлагают школам интерактивные обучающие занятия на темы экологии, краеведения, финансовой и правовой грамотности, ОБЖ.

В Самарской области во внеурочную деятельность школ будет внедряться курс «Школа экопрофилактики», рассчитанный на 14 месяцев. В Санкт-Петербурге для воспитанников детских садов разработают программу экологического воспитания «Экодети», инициатором выступает городское отделение Всероссийского общества охраны природы. В Дагестане откроют экологический класс для занятий учащихся на природе (проект «Экотропия»), а в Якутии будет создана районная сеть учебных экологических троп для 10 школ – тоже для преподавания экологии в условиях живой природы.

Специалисты в области естественных наук – биологи, лесоводы, геологи – объединятся в проекте «Школьное лесничество» и возобновят работу школьного лесничества для сельских школ в Приморском крае. Они будут проводить квест-уроки по охране и восстановлению леса, вместе с детьми создадут школьную экологическую тропу.

Для подростков Уфы в 57 школах пройдут занятия на тему финансовой грамотности. Через игровые и тренинговые практики авторы проекта надеются привить детям экономические и правовые знания в сфере личных финансов. Два похожих проекта поддержал фонд и в сфере правовой грамотности – образовательно-просветительский проект для школьников и студентов Курганской области «ПравоЗнай-ка» и правовые уроки в Республике Карелия – Правовой марафон «Подросток и Закон».

В теории все эти проекты могли бы стать частью основной образовательной программы, влившись в предметные курсы экологии, биологии, географии, экономики, правоведения, обществознания.Гранты поддерживают тренд «расшколивания» в формате точечного решения, пока системное находится в разработке.

Чем может помочь школе некоммерческий сектор?

Конкурс президентских грантов проводится среди инициатив НКО. Частные школы со статусом «частное общеобразовательное учреждение» или «автономная некоммерческая общеобразовательная организация» могут подавать свои заявки напрямую. Так, например, во втором конкурсе АНОО СОШ «Радуга» Воронежской области получила 500 тысяч рублей на создание Детской столярной мастерской, а АНО СОШ «Димитриевская» Москвы – 2,6 млн на открытие детской православной хоровой студии.

Муниципальная школа не является НКО и не может подать заявку на президентский грант от имени своей организации и не может получить средства на решение проблем, которыми уже занимается согласно Уставу. Но с инициативой могут выступить Попечительский совет школы или Союз родителей школы – с проектом, который влияет на жизнь местного сообщества и реализуется на базе школы как основной площадки. Обычно это небольшие проекты, выступающие в грантовой категории до 500 тысяч рублей.

Школьные инициативы может поддержать и развить Благотворительный фонд местного сообщества, районная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ или местная Ассоциация педагогических работников. В сельских поселениях часто активные группы общественности формируются как раз с участием школьных учителей, такие НКО с проектами для локального сельского сообщества тоже поддерживает фонд. Во втором конкурсе 2020 года 28% поддержанных проектов – это инициативы из небольших городов и сельской местности.

Какого рода проекты могут реализовать местные НКО и повлиять тем самым на школьную и общественную жизнь: создание кружков и секций, детских центров, реализацию программ по профориентации, духовно-нравственному развитию, проектов поддержки родительства, программы подготовки для педагогов, создание школьных экологических маршрутов и программ, краеведческие проекты, естественно-научные проекты, проведение интеллектуальных игр, турниров, соревнований и мероприятий, проектов по популяризации науки, открытие школьных медиацентров, создание школьного музея и многое другое.

Во втором конкурсе 2020 года на все грантовые направления суммарно было подано 11 085 заявок, независимую экспертизу на протяжении двух месяцев проводили 618 экспертов со всей страны. В итоге грантовую поддержку получили 2402 проекта – почти каждый пятый из заявленных. Процент победителей меняется в зависимости от запрашиваемой суммы и масштаба проекта: меньше запрашиваемая сумма – больше победителей в категории. Шансы неплохие, но и требования к заявкам обоснованно высоки.

Значительная часть победителей смогли набрать нужное число баллов с первого раза, но есть и те, кому повезло только с пятого и шестого раза. В случае неудачи можно доработать проект и пробовать снова.

Сейчас и до 15 июля Фонд президентских грантов ведет прием заявок на специальный конкурс среди НКО «на предоставление грантов на развитие гражданского общества в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции». Привычного грантового направления «поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» в конкурсе нет, зато есть поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни и социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан. 31 августа станет известно, какие «антикоронавирусные» общественные инициативы получат финансовую поддержку. А осенью начнется прием заявок на первый конкурс 2021 года.

Мы много говорим о возможностях. О том, что образование выходит за стены школы, что важно дать ребенку, да и взрослому, право выбирать, где, как и чему учиться. Если ребенок стоит в центре системы образования, важно привлекать все возможные ресурсы для его развития. Сектор допобразования и НКО в сфере образования во многом и задает поле проб для детей и взрослых, предлагая спектр услуг и расширяя образовательное пространство. При поддержке Фонда президентских грантов каждая НКО может попробовать реализовать свой социальный проект, внести вклад в развитие местного сообщества и обогатить систему образования, действуя в интересах ребенка прежде всего.

Читайте также: