Grille shutter inoperative приус как устранить

Обновлено: 30.06.2024

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 19

Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 19

Прошлый урок мы заканчивали так: «Причиной раздутых элементов и вышедших строя элементов часто является забитый или неисправный вентилятор охлаждения ВВБ. Соответственно, он требует к себе особого внимания. Располагается он в заднем левом крыле автомобиля. Проверить работоспособность вентилятора можно сканером в режиме активных тестов исполнительных механизмов».

Теперь к уроку 19.

Работоспособность электромотора не является признаком исправности системы охлаждения. Обязательно необходимо оценить степень загрязненности крыльчатки вентилятора. Разбирать что-либо для проверки крыльчатки при ремонте ВВБ нет необходимости, так как воздуховод уже будет снят. Вентилятор можно осмотреть невооруженным глазом.

При наличии любых отложений на крыльчатке ее необходимо очистить. Если при проверке самого вентилятора включаются не все скорости вращения – это говорит о неисправности транзистора, отвечающего за регулировку скорости вращения.

Фото 41. Выбор скорости вращения вентилятора охлаждения ВВБ
Фото 41. Выбор скорости вращения вентилятора охлаждения ВВБ Фото 42. Вентилятор охлаждения ВВБ
Фото 42. Вентилятор охлаждения ВВБ

На самом деле это малораспространенная неисправность. Чаще всего его просто забывают подключить. Сам транзистор находится в воздуховоде охлаждения ВВБ. Крепление жгута проводов закрывает разъем транзистора, и поэтому он остается неподключенным.

Основные нюансы мы разобрали. Что делать после того как ВВБ установлена в автомобиль?

Вставляем на место размыкатель и надеваем клемму на вспомогательный аккумулятор. Подключаем сканер и включаем зажигание. Если все собрано правильно – никаких значков неисправностей на панели и мониторе быть не должно (в отличие от Prius 10). Инициализацию блока управления высоковольтной батареей проводить нет необходимости, так как она уже выполнена (сбросом питания с блока управления ВВБ). Для проверки заходим в дату блока управления ВВБ и проверяем значение Delta SOC. Если видим 20% – значит, можно переходить к эквализации. Меньше 20% этот параметр быть не может. Если все же он больше 20%, то ремонт ВВБ выполнен неправильно.

Фото 43. Транзистор, отвечающий за регулировку скорости вра- щения вентилятора ВВБ
Фото 43. Транзистор, отвечающий за регулировку скорости вра- щения вентилятора ВВБ Фото 44. Расположение разъема транзистора
Фото 44. Расположение разъема транзистора

Стоит отметить, что пункт «инициализация» из прошивки блока управления ВВБ не удален, а вполне активен. Это значит, что скинуть значение Delta SOC можно, не выходя из автомобиля. Для этого достаточно на 30 секунд выключить зажигание. Процесс достаточно простой, поэтому не будем на нем останавливаться.

Как запустить процесс эквализации? Для этого выбираем пункт «Onboard equalizing charge» прямо в основном меню блока управления батареей. В открывшемся окне мы видим название выбранной процедуры, и ее предназначение – зарядка ВВБ для выравнивания уровня заряда элементов.

Жмем «Enter» и переходим к следующему окну, в котором расписаны условия, при которых возможен успешный запуск процесса. Всего их пять.

1. Автомобиль включен (горит надпись «READY» на панели приборов).

2. Рычаг положения КПП переведен в режим парковки.

3. Температура элементов ВВБ находится в пределах от 10 до 45 °С выше нуля.

4. Разница между показаниями температурных датчиков элементов не должна составлять более 2 °С. Это тот самый случай, когда не получится запустить эквализацию из-за незафиксированного датчика температуры на элементе.

5. Уровень заряда батареи SOC ниже 70%.

Проверяем, что у нас выполняются все перечисленные условия, и жмем на «Next». В следующем окне увидим небольшую инструкцию. Она сообщает, что процесс эквализации сейчас будет запущен. По времени он может занимать около 30 минут. По окончании процесса эквализации бензиновый двигатель остановится и потоки энергии на мониторе от двигателя к ВВБ прекратятся. После этого необходимо выключить автомобиль и оставить его с включенным зажиганием на 10 минут для охлаждения ВВБ.

Фото 45. Меню выбора инициализации и эквализации
Фото 45. Меню выбора инициализации и эквализации Фото 46. Первое окно при запуске эквализации
Фото 46. Первое окно при запуске эквализации

Далее жмем Next и видим надпись о том, что процедура выполнена успешно. Первым признаком того, что эквализация включилась, будет являться работа вентилятора охлаждения ВВБ на максимальной скорости вне зависимости от показания датчиков температуры. Вторым признаком – не останавливающаяся зарядка (зарядка не отключается) ВВБ даже на 75% уровне заряда.

По окончании эквализации двигатель действительно остановится (если не включен кондиционер). Дальше по инструкции мы должны выключить автомобиль и включить зажигание. Не рекомендую этого делать, так как пока мы не выключили автомобиль, вентилятор охлаждения батареи продолжает работать на полную мощность, несмотря на окончание процесса эквализации. Как только мы выключим-включим зажигание, скорость вращения вентилятора вновь будет привязана к показаниям температурных датчиков. Летом в жаркую погоду температура элементов может значительно возрасти. В этом случае лучше всего закрыть все окна и двери прямо в процессе эквализации и запустить систему кондиционирования на максимальную мощность.

После завершения эквализации оставьте работать автомобиль до тех пор, пока температура элементов не упадет до 45 °С. В таком случае охлаждение будет более эффективным и позволит провести проверку нашей работы в движении. Если температура элементов будет больше 50 °С, то смысла проводит проверку на ходу нет – мощность отдачи высоковольтной батареи будет ограничена, и мы не увидим реальную картину состояния элементов под нагрузкой.

Фото 47. Условия запуска эквализации
Фото 47. Условия запуска эквализации Фото 48. Инструкция к эквализации
Фото 48. Инструкция к эквализации

Не забывайте, что процесс может быть достаточно длительным. Двигатель внутреннего сгорания при этом будет работать под нагрузкой. А значит, вы должны быть уверены в трех составляющих: во-первых, система охлаждения двигателя исправна. То есть вентиляторы включатся в нужный момент и охладят радиатор; уровень охлаждающей жидкости в норме; помпа работает.

Во-вторых, количество топлива в баке позволит автомобилю работать длительное время без прекращения подачи топлива. Часто бывает, что клиенты приезжают с горящей лампочкой низкого уровня топлива.

В-третьих, вытяжка выхлопных газов подключена и помещение проветривается, либо автомобиль находится на улице. После охлаждения элементов до 45 °С выключаем автомобиль. Включаем снова и отправляемся на проверку.

Теперь рассмотрим высоковольтную батарею, установленную на Toyota Estima в 10-м кузове. Батарея находится прямо под третьим рядом сидений. Сверху она закрыта большим металлическим кожухом и обшивкой, поэтому догадаться о том, что там установлена батарея, достаточно сложно.

Размыкатель находится в задней левой части ВВБ. (Устройство, принцип работы – все как в Prius в 11-м кузове, если кто-то подзабыл предыдущий урок.) Для того чтобы вынуть размыкатель, не разбирая салон автомобиля, в металлическом кожухе сделано технологическое отверстие, закрытое резиновой шторкой. Чтобы его найти, необходимо открыть дверку багажника, вытащить пол багажника, скрывающий набор инструментов и домкрат, вытащить левую подложку. За левой подложкой рядом с предупреждающей наклейкой расположена шторка, скрывающая размыкатель.

Фото 49. Расположение батареи в Estima
Фото 49. Расположение батареи в Estima Фото 50. Размыкатель за шторкой
Фото 50. Размыкатель за шторкой

Справа от размыкателя такой же разъем с заглушкой для подключения зарядного устройства ВВБ.

Под третьим рядом сидений ближе к передней части автомобиля расположены вентиляционные решетки для охлаждения батареи. Ни в коем случае их нельзя ничем закрывать. К сожалению, не все автовладельцы об этом знают.

Именно с этих решеток продолжаем разборку салона автомобиля, чтобы демонтировать ВВБ. Крепятся они только на клипсах и закрывают собой болты крепления заднего дивана. Демонтировав решетки, откручиваем сиденье третьего ряда и продвигаем его вперед по салону, предварительно сдвинув второй ряд сидений до упора вперед. Вытаскивать задний диван из салона необязательно.

Фото 51. Разъем для зарядки
Фото 51. Разъем для зарядки Фото 52. Вентиляционные решетки
Фото 52. Вентиляционные решетки Фото 53. Сложенный задний диван
Фото 53. Сложенный задний диван Фото 54. Снимаем кожух
Фото 54. Снимаем кожух

Дальше откручиваем пластиковые заглушки, скрывающие под собой кронштейны для крепления заднего сиденья. Снимаем решетки обдува ног пассажиров задних сидений (если комплектация с задним отопителем). Затем вытаскиваем ковровое покрытие из-под боковых панелей и вытягиваем его назад. Клипсы крепления к кожуху можно не снимать.

Затем откручиваем все болты крепления металлического кожуха по кругу. Воспользовавшись размыкателем, снимаем две оранжевые клипсы и вытаскиваем кожух из автомобиля.

Обратите внимание, что болты крепления кожуха и третьего ряда сидений выходят прямо на улицу. А значит, они постоянно корродируют. Для исключения повреждения резьбы обязательно пользуйтесь смазкой при установке болтов на место. Этим вы сэкономите свое время либо время другого мастера при последующей разборке ВВБ.

Также стоит обратить внимание на верхние кронштейны, к которым прикручивается металлический кожух. В месте крепления кронштейнов к кузову часто образуются трещины, в которые попадает вода с колесных арок. Возможно, потребуется их герметизация.

Индикаторы комбинации приборов и многофункционального дисплея Toyota Prius

Индикаторы комбинации приборов и многофункционального дисплея Toyota Prius

1. . Индикатор состояния стояночной тормозной системы и низкого уровня тормозной жидкости, а) Индикатор загорается, если:

- включен стояночный тормоз;

- низкий уровень тормозной жидкости;

- неисправна электрическая цепь индикатора.

б) Если во время движения загорелся индикатор, то необходимо замедлить скорость, съехать с дороги и осторожно остановить автомобиль. Замедлить скорость можно торможением двигателя и применением стояночного тормоза, но не забудьте при этом нажать на педаль тормоза для включения стоп-сигналов, чтобы предупредить о торможении водителей, едущих сзади. Проверьте стояночный тормоз, возможно он включен. Если стояночный тормоз выключен, а индикатор горит после его выключения, то возникла неисправность в тормозной системе. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. .

- Если уровень тормозной жидкости низок, долейте жидкость и в безопасном месте проверьте эффективность торможения автомобиля. Если вы считаете, что тормоза все еще работают достаточно эффективно, то осторожно доведите автомобиль до ближайшего места ремонта. Если тормоза не работают, то автомобиль необходимо эвакуировать для ремонта.

Внимание: движение в автомобиле с низким уровнем тормозной жидкости опасно.

- Если уровень тормозной жидкости в норме, то, возможно, неисправна электрическая цепь индикатора.

2. Индикатор системы "рекуперативного" торможения.

Индикатор загорается при включении зажигания и должен погаснуть через несколько секунд.

Если индикатор загорелся во время движения, значит имеется неисправность в системе "рекуперативного" торможения. Незамедлительно обратитесь к ближайшему официальному дилеру "TOYOTA" для устранения неисправности.

Примечание: после включения зажигания индикатор системы "рекуперативного" торможения может продолжать гореть некоторое время. Это не является признаком неисправности системы, если индикатор погаснет в течение 60

3. Индикатор антиблокировочной системы тормозов (ABS).

После включения зажигания индикатор загорается на несколько секунд, а затем гаснет.. Если во время движения загорается индикатор или индикатор не загорается, или не гаснет при включении двигателя, то возможно наличие неисправности в антиблокировочной системе.

Внимание: многократное нажатие на педаль тормоза может привести к включению индикатора на несколько секунд.

Примечание: после включения зажигания индикатор антиблокировочной системы тормозов (ABS) может продолжать гореть некоторое время. Это не является признаком неисправности системы, если индикатор погаснет в течение 60 секунд.

4. Индикатор неисправности системы "SMART" загорается при обнаружении неисправности в системе. В данном случае отпирание/запирание дверей, а также запуск двигателя при помощи системы "SMART" невозможен.

5. Индикатор "READY" гибридной установки.

Индикатор "READY" мигает во время проверки гибридной установки автомобиля и загорается при готовности автомобиля к движению. Более подробно см. раздел "Запуск двигателя".
6. Индикатор общей неисправности ("треугольник").

7. Индикатор "проверь двигатель" (CHECK ENGINE).

Индикатор загорается при повороте ключа в замке зажигания в положение "ON" на несколько секунд, а затем гаснет, информируя водителя о проверке системы управления двигателем. Если индикатор продолжает гореть или загорается во время движения, это свидетельствует о наличии неисправностей в электронной системе управления бензиновым двигателем. В данном случае необходимо двигаться к месту ремонта и произвести диагностику системы управления двигателем.

Примечание: индикатор также может загореться при полной выработке топлива. После дозаправки автомобиля топливом, индикатор должен погаснуть после совершения нескольких поездок на автомобиле.

- Не ездите с очень низким уровнем топлива в баке. Выработка всего топлива может привести к повреждению каталитического нейтрализатора.

- Если указатель количества топлива мигает во время движения, это указывает на неисправность в топливной системе. Обратитесь к официальному дилеру "TOYOTA" для устранения неисправности.

9. Индикатор открытой или неплотно закрытой двери.

Индикатор остается включенным до тех пор, пока все двери не будут плотно закрыты.

10. Индикатор системы подушек безопасности (SRS).

Индикатор загорается при включении зажигания. Через несколько секунд индикатор погаснет. В случае, если индикатор не загорелся или горит/мигает во время движения, имеется неисправность в компонентах системы SRS.

11. Индикатор непристегнутого ремня безопасности водителя. Индикатор загорается при включении зажигания на несколько секунд, а затем гасне1, если водитель пристегнут. В случае если водитель не пристегнут ремнем безопасности, индикатор продолжает гореть (мигать) и звучит "зуммер" в течение 4-8 секунд.

12. Индикатор непристегнутого ремня безопасности переднего пассажира. Индикатор загорается при включении зажигания на несколько секунд, а затем гаснет. В случае, если передний пассажир не пристегнут ремнем безопасности индикатор начинает мигать постоянно.

Примечание: если на подушке сиденья переднего пассажира расположен какой-либо тяжелый груз или багаж, индикатор может продолжать гореть.

13. (Модели для американского рынка) Индикатор о необходимости замены масла в двигателе.

Индикатор загорается при включении зажигания на несколько секунд, а затем гаснет. Если индикатор загорелся во время движения на 3 секунды и после беспрерывно мигает 12 секунд, это свидетельствует о том, что с момента последней замены масла в двигателе автомобиль прошел примерно 7200 км и необходимо заменить масло. После того, как автомобиль прошел 8000 км после последней замены масла в двигателе, индикатор будет гореть постоянно после запуска двигателя.

После замены масла необходимо самостоятельно погасить индикатор "MAINT REQD". а) Выключите двигатель при включенном одометре.
б) Удерживая кнопку "ODO/TRIP" в нажатом состоянии, включите зажигание.

в) Удерживайте кнопку нажатой около 5 секунд. На одометре высветятся нули и индикатор погаснет.

14. Индикатор системы курсовой устойчивости (VSC).

Индикатор загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя.

Если индикатор продолжает гореть или загорается во время движения, это свидетельствует о наличии неисправностей в системах VSC (подробнее см. раздел "Система курсовой устойчивости (VSC)".

15. Индикаторы указателей поворотов. Индикаторы мигают при включении указателей поворотов или аварийной сигнализации. Слишком частое мигание индикаторов указывает на плохое соединение в цепи указателей поворотов или на отказ лампы указателя поворота.

16. Индикатор включения дальнего света фар загорается при включении дальнего света фар.

17. Индикатор включения габаритов загорается при включении габаритов.

18. Индикатор включения противоту-манных фонарей загорается при включении противотуманных фонарей.

19. Индикаторы положения селектора трансмиссии ("Р", "R", "N", "D" или "В"). При переводе селектора трансмиссии в любое положение или при нажатии выключателя режима "Р" трансмиссии, на комбинации приборов загорается соответствующий индикатор "Р", "R", "N", "D" или "В". Более подробно см. раздел "Управление автомобилем".

20. Индикатор включения режима "EV" движения автомобиля.

Индикатор загорается при включении режима "EV" движения автомобиля и информирует водителя о том, что автомобиль работает только на электроэнергии от высоковольтной батареи. Если во время движения автомобиля в данном режиме звучит звуковой сигнал и индикатор мигает три раза, а затем гаснет, это свидетельствует о том, что система управления гибридной установки автоматически отключала режим "EV" для избежания полной разрядки ВВБ. Более подробно см. раздел "Общие сведения и советы по эксплуатации гибридного автомобиля".

21. Индикатор скольжения. Индикатор загорается при включении зажигания. Через несколько секунд индикатор гаснет. Индикатор мигает при работе антиблокировочной системы тормозов (ABS), противобуксовочной системы (TRC), системы курсовой устойчивости автомобиля (VSC) и при проскальзывании колес.

22. Ийдикатор системы поддержания скорости загорается при включении системы поддержания скорости. Более подробно о работе системы см. раздел "Система поддержания скорости".

23. Индикатор низкой температуры воздуха окружающей среды загорается при включении зажигания и должен погаснуть через несколько секунд.
Если температура воздуха окружающей среды менее чем +3"С индикатор продолжает гореть. При температуре воздуха окружающей среды более чем +3°С индикатор мигает три раза, а затем гаснет.

24. Индикатор иммобилайзера.

При вынимании чип-карты из слота для чип-карты на комбинации приборов начинает мигать индикатор иммобилайзера. Более подробно см. раздел "Блокировка дверей".

25. Индикатор включения автоматического режима работы кондиционера и отопителя загорается при включении данного режима. Более подробно см. раздел "Управление отопи-телем и кондиционером".

27. Индикатор обогрева лобового стекла загорается при включении обогрева лобового стекла. Более подробно см. раздел "Управление отопителем и кондиционером".

28. Индикатор обогревателя стекла задней двери загорается при включении обогревателя стекла задней двери. Более подробно о работе системы см. в разделе "Обогреватель стекла задней двери".

Индикаторы многофункционального дисплея Приус

1. Индикатор неисправности гибридной установки.

Индикатор загорается при наличии неисправности в электродвигателе, преобразователе, аккумуляторной батарее гибридной установки или в других компонентах гибридной системы. Если во время движения загорелся индикатор, немедленно остановите автомобиль в безопасном месте и обратитесь к официальному дилеру "TOYOTA" для ремонта автомобиля.

2. Индикатор зарядки высоковольтной батареи загорается в следующих случаях:

а) Если селектор трансмиссии установлен в положение "N" при включенном зажигании. В данном случае индикатор информирует водителя о том, что зарядка высоковольтной батареи не осуществляется. Нажмите на выключатель режима "Р" трансмиссии.

б) Если высоковольтная батарея разряжена. В данном случае остановите автомобиль в безопасном месте и обратитесь к официальному дилеру "TOYOTA" для осуществления ремонта.

3. Индикатор перегрева двигателя. Индикатор загорается, если температура охлаждающей жидкости двигателя близка к температуре перегрева. В этом случае немедленно остановите автомобиль в безопасном месте и выполните процедуры, описанные в подразделе "Перегрев двигателя" данной главы. Индикатор погаснет, когда температура охлаждающей жидкости понизится до допустимых значений.

4. Индикатор зарядки вспомогательной аккумуляторной батареи. Индикатор загорается в случае обнаружения неисправности в системе зарядки АКБ. Однако двигатель будет продолжать работать, пока вспомогательная аккумуляторная батарея полностью не разрядится. Выключите дополнительное оборудование (кондиционер, вентилятор, радиоприемник и др.) и двигайтесь к месту ремонта.

5. Индикатор низкого давления моторного масла.

а) Индикатор загорается, если давление моторного масла слишком низкое.

б) Если во время движения отобразился индикатор, то необходимо съехать на обочину и выключить двигатель.

- Индикатор может загореться, когда уровень масла в двигателе слишком низок. Но данный индикатор не предназначен для информирования о низком уровне масла, поэтому периодически проверяйте уровень с помощью щупа.

Проверьте уровень масла и убедитесь в отсутствии утечек.

- Если уровень масла находится в допустимых пределах и утечки отсутствуют, отбуксируйте или эвакуируйте автомобиль для ремонта.

- Если уровень масла ниже минимально допустимого и утечки отсутствуют, долейте масло и запустите двигатель. Если индикатор продолжает гореть, то выключите двигатель и отбуксируйте или эвакуируйте автомобиль для ремонта.

6. Индикатор неисправности системы усилителя рулевого управления. Индикатор отображается при обнаружении неисправности в системе усилителя рулевого колеса.

7. Индикатор системы автоматической коррекции положения фар. Если индикатор загорается во время движения, то остановитесь и выключите зажигание. Повторно включите зажигание и если индикатор загорелся и не гаснет, это свидетельствует о наличии неисправностей в системе автоматической коррекции положения фар.

​Самым удачным был XW20. Разбираемся в надежности и ресурсе Toyota Prius разных поколений

Toyota Prius – самый известный и популярный на нашем рынке гибрид, который, говорят, вполне надежен. Так ли это? И с чем вообще придется столкнуться покупателю подержанного автомобиля? Ответы искали вместе со специалистами компании "Гибрид-сервис".

Перебирая поколения


Рассказывать про первое поколение XW10 (1997-2003 г.в.) особого смысла нет: таких автомобилей в нашей стране очень мало, сейчас они уже не представляют большого интереса для покупки.


То ли дело второе поколение Prius XW20 (2003-2009 г.в.), которое в свое время активно ввозилось в Беларусь из США, в том числе из-за "проходного" 1,5-литрового двигателя. Сейчас представители этой генерации слишком стары для покупки за рубежом, зато достаточно предложений на нашем вторичном рынке.

Судя по отзывам специалистов, именно XW20 – самый удачный Prius с точки зрения надежности и ресурса. Из немногочисленных врожденных проблем – не очень долговечная помпа инвертора, моторы склонны к “жору” масла. А вот все остальное уже чисто возрастные неприятности. Например, батарея может прослужить и 15 лет, причем ее ячейки можно менять посекционно.


А вот третье поколение XW30 (2009-2015 г.в.), которое до недавнего времени было актуальным для покупки в Штатах, но и сейчас популярное уже на нашем местном рынке, получилось "сыроватым".

"Проблемы с аккумулятором могут возникать и через 5-6 лет эксплуатации, причем батарею обычно приходится менять целиком, а это около 1000 долларов за б/у. Она "умирает" неравномерно из-за некорректного расположения вентилятора охлаждения батареи. Как правило, деградация начинается с центральной части из-за перегрева, а это примерно половина всей батареи. Целесообразности в частичной замене ячеек уже нет", – объясняет специалист компании Александр.


Также отметим, что на базе XW30 создан компактвэн Prius V (XW40/41), так что многое из сказанного про "тридцатку" применимо и к нему, кроме батареи. Забор воздуха для ее охлаждения уже расположен в другом месте, что снижает риск попадания пыли в крыльчатку вентилятора охлаждения. К тому же эта версия избежала проблем с инвертором – он здесь усиленный. А еще у Prius XW30 имеются "родственники" в лице Lexus CT 200h и Toyota Auris Hybrid, которые используют ту же гибридную установку.


Ну а что же XW50, который увидел свет в 2015-м и теперь является популярным вариантом для пригона? Компоновка стала более плотной (но это не сильно усложнило обслуживание и ремонт), появился более мощный электромотор, изменилась трансмиссия. Вместо никель-металлогидридной батареи Prius теперь может комплектоваться и литий-ионной. Какая именно батарея установлена, можно понять из кода модели: 50-я модель – NiMH, 51-я – Li-ion.

Еще есть полноприводные версии (55-я модель). Они имеют повышенный клиренс и дополнительный электромотор, установленный на задней оси. Пока представители поколения XW50 еще слишком свежие, чтобы делать серьезные выводы по поводу их надежности. Хотя в сервис уже приезжали машины с проблемными батареями.

Все дело в перегреве?

Все поколения Prius оснащены системой воздушного охлаждения батареи. На XW30 в ней отсутствовал фильтр, поэтому очень большие частицы пыли попадали в вентилятор, со временем он забивался, из-за чего уменьшался поток воздуха к батарее, она начинала перегреваться. При модернизации модели установили небольшую сеточку, но она полностью проблему не решила.


Prius XW50 получил съемный фильтр – бумажную вставку. Пыль он не пускает, но забивается сам – и поток воздуха к батарее также становится менее интенсивным. В общем, риск перегрева аккумулятора для 50-й модели тоже высок. Чтобы его снизить, стоит следить за фильтром (5$) и вовремя его менять. Если пробеги небольшие, можно делать это раз в год, если ездите активно, то каждые полгода.


По надежности батарея Li-ion выглядит лучше, чем NiMH. А как быть с тем, что такой тип аккумулятора "не любит" низкие температуры? На самом деле это не является проблемой: зимой батарея прогревается вместе с салоном, достигая требуемой температуры через некоторое время после начала поездки. Понятно, что из-за этого в зимний период экономичность гибрида снижается. Насколько? В случае с Prius расход увеличивается примерно на 10%. Это же касается и ситуации, когда батарея уже серьезно деградировала из-за перегрева или возраста. Б/у аккумулятор стоит около 1000$, новый – от 2500$.


Prius Prime оснащается более крупной батареей емкостью 8,8 кВт*ч. Как обстоят дела с ней?

"Судя по тем машинам, которые к нам приезжают, тоже есть некоторые вопросы. Ведем статистику по данной модели, а делать какие-либо выводы пока рано. На этой версии также применяется воздушное охлаждение. На обычном гибриде езды исключительно на электротяге немного, аккумулятор работает с "передышкой", а в Plug-in гибридах эти режимы более продолжительные, что приводит к нагреванию батареи. И если система охлаждения со своей задачей не справляется, возникает риск перегрева. Батареи как "умирают"? Один элемент, обычно по центру, начинает перегреваться и греет все остальные, в итоге от избыточной температуры страдает весь аккумулятор, и это уменьшает срок его службы", - объясняет специалист.

Силовая установка


Под капотом у Prius два бачка с антифризом: один – для системы охлаждения двигателя, второй – для системы охлаждения силовой электрики. Последний якобы рассчитан на весь срок службы, но сервисмены рекомендуют менять его раз в 5 лет или 150 тыс. км (20-40 руб. за антифриз и 30 руб. за работу).


Жидкость в трансмиссии также желательно менять раз в 100 тыс. км (140 руб. за масло и 30 руб. за работу). Напомним, что коробки передач в привычном понимании у Prius нет: работу ДВС и электромотора согласовывает планетарный механизм. Автомобиль способен двигаться исключительно на электротяге, хотя запас хода в этом режиме не очень большой. Но если отключить электромотор и батарею, с одним лишь ДВС Prius не поедет. Кстати, буксировка, как и на машинах с АКПП, возможна на скорости до 50 км/ч и на расстояние не более 50 км. Связано это также с трансмиссией: она перегревается при такой принудительной работе.

Силовая электрика в поколении XW20 была очень надежной, а в XW30 обозначилась проблема с инвертором: сгорала силовая плата (локальный перегрев транзисторов), что даже стало причиной отзыва в 2014 году. Тогда причиной называлась программная ошибка, но возможно, что свою роль сыграло и недостаточное охлаждение платы (по сравнению с предшествующим поколением ее размеры увеличились, а вот радиатор охлаждения, наоборот, стал меньше). Кстати, в XW50 все еще компактнее и плотнее, но пока что проблем с силовой электрикой не отмечалось.

О каком бы поколении мы ни говорили, электромотор на Prius "убить" очень сложно: конструкция простая, к тому же он "купается" в масле, что защищает его от перегрева.


Часть вопросов была решена во время модернизации в 2011 году, ну а для XW50 двигатель серьезно доработали – изменения коснулись сиcтемы охлаждения, EGR, впускного коллектора. Так что пока ДВС на последнем поколении Prius поводов для беспокойства не дает.

Что же касается 1,5-литрового мотора на XW20, то он изначально считался надежным, ну а сейчас состояние старых машин в большей степени зависит от того, как их эксплуатировали и обслуживали предыдущие владельцы.

Известны случае перевода XW20 и XW30 на сжиженный нефтяной газ. Основная экономия при этом достигается на трассовых режимах, в городском цикле эффект не столь велик, так как помогает электотяга. Сам двигатель от газа не страдает при условии, что оборудование подобрано правильно и грамотно настроено.

И все прочее


Даже старые Prius XW20 ржавеют только после плохого восстановительного ремонта. Если же все делалось "для себя", а не на продажу, серьезных проблем со ржавчиной не будет даже на "пожилых" экземплярах. Более свежие поколения тем более могут порадовать крепким кузовом. Например, многие машины не имеют брызговиков, из-за чего по низу кузов отпескоструен, но все равно не "цветет". Хорошей надежностью радует и обычная электрика, разве что на XW20 могут возникать возрастные проблемы с оборудованием.


На XW20 слабым местом считаются ступичные подшипники, иногда они не радуют ресурсом и на XW30 – их приходится менять уже через 60-80 тыс. км (140-230 руб. за ступицу, 70 руб. за работу). Но в остальном ходовая часть очень крепкая и выносливая. Очень показательно: многие XW20 до сих пор ездят с "родными" шаровыми опорами (60 руб. за деталь, 45 руб. за работу), а ведь даже самым молодым экземплярам больше 10 лет! Сайлент-блоки (80 руб. за детали, 180 руб. за работу) в рычагах также меняются разве что на 15-летних машинах. Оборотная сторона медали: из-за того что столько лет подвеска не требует вмешательства, крепеж закисает, что затрудняет выполнение работ


От бездействия закисают и тросы ручника – все-таки стояночным тормозом стоит периодически пользоваться. Также со временем начинают подклинивать направляющие задних суппортов. А вот с передними тормозами такой проблемы нет – там пластиковый цилиндр и алюминиевый поршень. Ну и поскольку Prius – гибрид, колодки (50 руб.) запросто ходят 100 тыс. км, диски (160 руб.) – 200-250 тыс. км.

Наш вердикт


Prius XW20 очень надежный, но уже старый, а потому вероятны возрастные проблемы. XW30 куда моложе, но уже есть вопросы с батареей и силовой электроникой. XW50 самый свежий и пока без особых проблем, хотя перегретые батареи встречались.

В целом же Prius независимо от поколения радует высокой общей надежностью и доступностью обслуживания и ремонта – сказывается опыт Toyota в гибридных технологиях и хорошая распространенность семейства. Но все же более свежие версии отметились более ранним появлением проблем с батареями. Чтобы их отсрочить или исключить, следите за системой охлаждения аккумулятора и своевременно меняйте фильтр!

Выражаем благодарность компании "Гибрид-сервис" за помощь в подготовке материала.

Экологично и экономно. Гибриды в базе объявлений Автобизнеса

Grille shutter inoperative приус как устранить

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

.. Внезапно в салоне появился запах горелого электричества. Пока я соображал, что происходит, из решетки системы вентиляции пошел легкий дымок.
После этого на экране зажегся красный треугольник, приус спокойным японским голосом что то сказал и я понял, что это само не пройдет.
Еще через несколько секунд на экране появился оранжевый автомобильчик, двигатель выключился, КПП перешла в положение "нейтраль" и мне оставалось свернуть в сугроб, чтобы дать возможность проезжающим машинам спокойно меня миновать.

Итак преамбула. Тойота (как потом внезапно оказалось) произвела замену помпы охлаждения инвертора на 615-ти тысячах приусах 2го поколения. Несовершенная конструкция, попадает воздух, помпа перегревается и сгорает. меняли многим бесплатно, но кто бы знал!
Приятные детали - exist привез помпу через 2 суток и недорого. замена в полевых условиях после чтения мануала и просмотра роликов заняла порядка часа, с проверкой, доливкой жидкости охлаждения.
Неприятные - когда помирает обычная машина, ты ее на веревку и в сервис. Приус - ну ты что, приус не такой.
У приуса аж 2 двигателя и всего одна коробка передач. Если "умирает" хотя бы один двигатель, ехать нельзя ни на одном! Чтобы перевести коробку в положение нейтраль, необходимо было 1) отключить сгоревшую помпу 2) поменять предохранитель, благо запасной на 15А идет в блоке предохранителей 3) включить машину не включая двигатель (жмем два раза кнопку "вкл" не нажимая педаль тормоза), после этого коробка передач позволяет собой управлять. Надо иметь в виду, что в этом состоянии машина питается не от ВВБ, 30-ти килограммовой плиты, а от маленького, в моем случае еще и практически мертвого "второго" аккумулятора. Поэтому действовать надо быстро.
Ну а остальное - лирика и обычная русская смекалка. Под блок инвертора подкладывали молоток, шланги пережимали домашними тисками, затыкали плоскогубцами. Спрашивается - почему не отдать это делать в сервис? потому что до сервиса дотащить полумертвую машину сложнее, чем сделать самому.

Да, и еще. Если у вас вдруг появился запах гари, и тем более пошел дымок - надо выключить двигатель и выйти из машины, высадить пассажиров. Потому как это может служить признаком того, что двигатель вот-вот загорится.

Rolling Shutter (роллинг шаттер) в видеосъемке

Появление роллинг шаттера совпадает с моментом, когда в фото/видеосъемочной технике стали применяться матрицы CMOS (КМОП-сенсор). В отличие от матриц CCD (ПЗС-сенсор), CMOS обычно фиксирует изображение построчно, сверху-вниз. Таким образом, при движении в кадре матрица не успевает зафиксировать информацию со всего кадра, и на обработку подается лишь информация с нескольких строк. Тем временем объект в кадре уже изменил свое положение, соответственно, изменилось и его положение на матрице. Такое нескончаемое запаздывание матрицы за движением в кадре приводит к появлению роллинг шаттера.

Как проявляется роллинг шаттер?

  • наклон отдельных объектов, когда камера неподвижна, а снимаемый объект перемещается по горизонтали
  • наклон всего кадра, когда сама камера движется по горизонтали

Следующие ролики покажут оба типа дефекта во всей красе:

2. Желе. Зрительно проявляется в виде нестабильной картинки, так, словно перед камерой колышется абсолютно прозрачная желеобразная масса, хаотично искажая весь кадр. Этот дефект возникает при неупорядоченном перемещении камеры во все стороны, или, иначе говоря, когда при съемке оператор машет камерой, словно метлой. Степень желейности зависит как от быстродействия матрицы, так и от скорости «подметания». В некоторых, особо запущенных случаях, когда матрица откровенно медленная и/или имеет слишком большое количество пикселей, желе может проявляться даже при почти, казалось бы, статичной съемке с рук. Дело в том, что мелкая дрожь, идущая от руки, преобразуется встроенным стабилизатором в более плавное перемещение, которого оказывается достаточно для появления роллинг шаттера.

3. Горизонтальные пересвеченные полосы в кадре. Возникают при срабатывании фотовспышки (молнии и пр.). Это абсолютно неизбежный дефект, который возникает всегда при резком изменении освещенности, и если камера оснащена CMOS-матрицей с построчным снятием информации. Появление этих полос гарантируется независимо от скорости считывания с матрицы. Медленная ли она, быстрая ли — неважно. Полосы обязательно будут, только длительность их присутствия в кадре окажется разной.




  • Фотоаппараты. Они имеют медленную многомегапиксельную матрицу, предназначенную для фотосъемки. Видеосъемка в фотоаппаратах была и остается лишь опцией, которую оператор использует на свой страх и риск
  • Видеорегистраторы и экшн-камеры, а также карманные камеры и прочие сотовые телефоны. Ввиду того, что экшн- и карманные камеры обычно являются бюджетными, они оснащаются медленными матрицами. То же относится и к смартфонам либо планшетам: даже в дорогих моделях этой техники присутствуют медленные экономичные матрицы, гарантирующие бульдожий роллинг шаттер. Исключение из данного списка составляют редкие модели дорогих экшн-камер, где установлены новые скоростные матрицы
  • в съемке обычными видеокамерами с CMOS-матрицами. Здесь роллинг шаттер проявляется реже, чем в двух перечисленных случаях. Просто потому, что эти аппараты предназначены для правильной, высококачественной видеосъемки. Однако и тут редкие исключения портят безмятежную картину: в погоне за мегапикселями разработчики забывают о неизбежном появлении роллинг шаттера. К сожалению, с годами ситуация не улучшается. А даже наоборот.

Способы борьбы с роллинг шаттером

Сделаем вывод: избежать роллинг шаттера в ваших съемках поможет только отсутствие тряски, фотовспышек, и быстродвижущихся объектов. Звучит смешно, однако факт. Где-то глубоко в душе — очень глубоко — теплится надежда, что разработчик наконец-то одумается, и перестанет встраивать медленные многомегапиксельные матрицы в видеосъемочные гаджеты. Но, поразмыслив, понимаешь, что это из области фантастики. Так как маркетологи, у которых задача продавать, немедленно вмешаются в ситуацию с быстрыми матрицами, и заставят инженеров довести количество пикселей в датчиках до очередных космических величин. Продажи таких камер, конечно же, вырастут:

— Ого, гляди-ка, 100 мегапикселей! Дайте две!

Но что станет результатом подобного увеличения количества пикселей в быстрых матрицах? Правильно!

Семейство Toyota Prius первым получило блокировку ускорения

Новый помощник работает в кооперации с уже существующим устройством Intelligent Clearance Sonar (ICS), блокирующим ошибочное трогание с места перед препятствием (оно использует парковочные датчики). Но добавочная система работает и в обстановке, когда препятствий нет.

Собратья Toyota Prius и Prius PHV на домашнем рынке стали первыми моделями, получившими с 1 июля новую систему подавления ошибочного ускорения Acceleration Suppression System. В серии эта система обрела название Plus Support. Заодно японцы раскрыли несколько любопытных деталей. Например, чтобы Plus Support заступила на стражу, нужно разблокировать дверь особым брелоком Plus Support Smart Key. Если открыть машину простым брелоком, то Plus Support остаётся без дела. Таким образом, у водителя появляется выбор, в зависимости от того, насколько он уверен в себе на дороге (этот ключ Plus Support могут давать родители своему чаду или прокатная контора — клиенту).

Устройство Plus Support реагирует на резкое и сильное нажатие педали акселератора. Если электроника считает, что нет никаких причин столь резко ускориться, она подавляет это ускорение (акселератор просто не срабатывает). Тем самым предотвращается такой тип аварий, когда неопытный водитель просто путает педали. Но Plus Support не вмешивается, если включён поворотник (ситуация обгона со сменой занимаемой полосы, выезда из двора, поворота на перекрёстке), если машина трогается на подъём и если акселератор нажат менее чем через две секунды после тормоза (старт при включении зелёного сигнала на светофоре).

Помимо заводского оснащения машин новой системой уже на конвейере (после Приусов она будет постепенно распространяться по модельному ряду) Toyota разработала аналог для уже выпущенных машин — это добавочный блок за 38 500 иен (25 280 рублей). Устройство называется «Система контроля ускорения при неправильном использовании педали II» (Pedal Misapplication Acceleration Control System II) и сначала будет по заказу владельцев ставиться на Приусы, выпущенные с декабря 2015-го по июнь 2020-го. В ноябре 2020-го эту систему можно будет заказать для модели Sai, выпущенной с октября 2009 года по февраль 2018 года, а в январе 2021-го — для седанов Crown, произведённых с февраля 2008 года по декабрь 2012-го, и Mark X, выпущенных с октября 2009 по ноябрь 2016-го.

Как устранить помехи от электромотора на эхолоте

Носовые лодочные электромоторы оснащаются модулем широтно-импульсной модуляции (Maximizer), который иногда создает радиочастотные или электрические помехи и мешает работе эхолота.

Прежде чем заняться устранением помех, необходимо определить их источник. Для этого не включая другого оборудования включите эхолот и убедитесь, что интерференция возникает только при работающем лодочном электромоторе. Некоторые модели электрических двигателей вызывают помехи на определенной частоте вращения ротора, поэтому проверьте работу электромотора на различных скоростях.

Как найти причину интерференции

Проверьте не подключены ли эхолот и лодочный электромотор общему аккумулятору. Если это так, отключите эхолот от аккумулятора электромотора, подсоедините его к стартовой батарее и проверьте возникают ли помехи при работающем двигателе.

Отрицательные клеммы стартового и тягового аккумуляторов соединены

Соединение отрицательных клемм стартового аккумулятора и аккумулятора лодочного электромотора

Если после переподключения эхолота интерференция не исчезла, соедините тонким проводом отрицательные клеммы стартового аккумулятора и аккумулятора лодочного электромотора, установив в разрыв предохранитель номиналом 1 или 2 ампера и вновь проверьте картинку на эхолоте при работающем электромоторе.

Если помехи по-прежнему присутствуют, проверьте подключение электромотора и эхолота. Силовые кабели не должны соприкасаются друг с другом или проходить рядом. Постарайтесь разнести их или проложить вдоль разных бортов лодки. Не скручивайте кольцом излишки силовых кабелей и кабеля от трансдъюсера.

Убедитесь, что цепь тяговых аккумуляторов не соединяется со стартовым. Для этого отключите зарядное устройство, батарейный выключатель и остальное оборудование которое может соединять две группы аккумуляторов между собой. Если интерференция не исчезла, подключите эхолот к отдельному небольшому аккумулятору и понаблюдайте за результатом.

Кабель эхолота с защитой от интерференции

Силовой кабель эхолота с защитой от интерференции

Чтобы создать внешнее заземление корпуса, просверлите отверстие диаметром 3-4 мм в киле электрического двигателя. Закрепите в этой точке один конец заземляющего провода саморезом, протяните его вдоль штанги электромотора и подключите к отрицательной клемме аккумулятора электромотора.

Для прокладки заземляющего провода внутри корпуса потребуется разобрать подводную часть мотора, подсоединить один конец провода к винту, крепящему щетки и протянуть его вверх внутри штанги. После этого другой конец провода подключают к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Помехи от электромотора Minn Kota

Если на катере установлено два или более эхолота, и интерференция возникает, когда оба работают одновременно, выключите эхолот который не использует датчик, расположенный внутри лодочного мотора. Если проблема исчезла, то вы наблюдали интерференцию между двумя сонарами. С этим видом интерференции ничего нельзя сделать кроме как использовать одновременно один датчик.

Предохранитель в головке лодочного электромотора Minn Kota

Предохранитель на заземляющем проводнике в головке лодочного электромотора Minn Kota. Если он сгорает , возникают помехи

Если помехи остались, обновите программное обеспечение эхолота. Попытайтесь отрегулировать шумовой фильтр эхолота или его чувствительность, оставьте только один трансдъюсер и отключите остальные если они установлены

Проверьте плотно ли закручен кабель MKR-US2-8, соединяющий лодочный электромотор с эхолотом и надежно ли соединены кабеля под головкой электромотора. В лодочных электромоторах с датчиком US2 есть коричневый провод заземления с предохранителем на 3 ампера. Если этот предохранитель сгорел, то интерференция может возникать из-за этого.

Для электромоторов без US2 добавьте провод заземления от подводной части к отрицательной клемме аккумулятора.

Разъем от датчика Minn Kota US2 сонар

Разъем от встроенного в лодочный электромотор Minn Kota датчика US2 сонар в головке электромотора должен быть затянут, чтобы помехи от мотора не появились на эхолоте

На всех 24 и 36 вольтовых лодочных электромоторах Minn Kota выпущенных после 2013 года установлен защищенный предохранителем заземляющий провод. Если этот предохранитель сгорает, цепь замыкается через провод заземления. Это означает что или электромотор, или эхолот неправильно подключены к источнику питания.

После того как предложенные рекомендации выполнены интерференция обычно исчезает. Часто проблему решает подключение эхолота к стартовому аккумулятору. В других случаях требуется создать общую отрицательную шину, соединив аккумуляторы между собой или выполнить всю последовательность действий.

Рекомендации выполняют по-порядку и переходят к следующему шагу, только если предыдущий не дал результата.

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

Читайте также: