Как мы на камазах в китай ходили читать часть 150

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Как показал себя новый грузовик «КАМАЗа» на «Шёлковом пути» — впечатления Дмитрия Сотникова

Максим Вершинин

«Помню, мы покинули базу команды примерно в три часа утра. Выехали за ворота базы и встретили рассвет. Солнце просвечивало кабину практически насквозь, и у всех троих было полное ощущение, как будто мы на улице. Такой простор и ощущение лёгкости из-за новой кабины с большими стёклами». Так могла бы начинаться какая-нибудь литературная история, но на самом деле всё это реальность. Реальность для Дмитрия Сотникова и его напарников по экипажу «КАМАЗ-мастера», которые получили в своё распоряжение новый грузовик КАМАЗ-435091.

От премьерного показа в Набережных Челнах на площадке перед зданием Генеральной дирекции «КАМАЗа» до победного финиша в первой гонке новинки прошло около двух недель. За это время увидеть грузовик на перегонах между спецучастками от Омска до Горно-Алтайска своими глазами смогли тысячи человек, а ещё больше имели возможность наблюдать за выступлением модели в телеэфире. Но опробовать машину довелось пока только одному человеку. Триумфатор двух главных ралли-рейдов 2021 года Дмитрий Сотников и рассказал о новом автомобиле.

Как пояснил сам пилот, о том, что он получит в своё распоряжение новинку, было известно ещё в 2020 году, так что это никак не связано с победой на «Дакаре». Сотников подчеркнул, что о причине доверить модель ему лучше спрашивать Владимира Чагина или Сергея Савостина, но сам он рад оказанному доверию стать первым пилотом нового грузовика.


«Работы над грузовиком с кабиной K5 начались ещё в прошлом году, — вспоминает Сотников. — Уже перед «Дакаром» была идея сделать новый автомобиль под новый регламент Международной автомобильной федерации ФИА, так что мы решили совместить постройку нового грузовика с переходом на новую же модель кабины, которую давно хотели применить на нашей гоночной машине. И заодно прорекламировать дорожные грузовики «КАМАЗ» с такой кабиной. Так совпало, что нам удалось в одном проекте решить сразу две задачи: и сделать технику по новым правилам, и использовать в ней новую кабину. Причём поменялась не только кабина: мы решили полностью поменять дизайн грузовика, изменив форму его кузова».

«Машина выглядит не так, как наши предыдущие модели, — соглашается гонщик. — Есть сходство с так называемым «горбатым» КАМАЗ-49252, который принёс нашей команде первую победу на «Дакаре» в 1996 году. На самом деле это сходство мы отметили уже после постройки автомобиля. С точки зрения аэродинамики это просто самая оптимальная форма для гоночного грузовика, а определённая отсылка к исторической модели стала совпадением.

Над новым КАМАЗ-435091 работал специально нанятый дизайнер, который за пару месяцев подготовил, наверное, вариантов 50 облика модели. Мы их изучали, вносили корректировки — и в итоге родился тот автомобиль, который вышел на старт «Шёлкового пути» — 2021. Это достаточно эффектный грузовик не только по нашему мнению — к нам постоянно подходят люди и говорят, что им очень нравится новая модель».


Интересно, что в облике нового грузовика реализовано несколько интересных технических и дизайнерских решений. К числу последних можно отнести чёрную линию на кузове — визуально этот элемент продолжает чёрную облицовку лобового стекла, которая как бы продлевается через кабину, боковые панели кузова и завершается антикрылом. У «старых» КАМАЗ-43509 такого штриха нет, но надо признать, что чёрная линия добавляет привычной бело-синей ливрее со спонсорскими эмблемами свежести. И не менее интересно, что автором этого решения стал… Владимир Чагин! Легендарный Царь Дакара, который сейчас возглавляет «КАМАЗ-мастер», настоял, чтобы в раскраске новинки остался этот элемент, и оказался прав — вроде бы мелочь, но на стиль влияет в лучшую сторону!

Также на пользу машине пошла и новая кабина. Историю появления модели так называемого поколения K5 мы рассказывали в отдельном материале, но в общении с гонщиками команды удалось получить больше информации о новинке. И понять, что нынешний КАМАЗ-435091 — далеко не финальный вариант. Автомобиль ждёт доработки, так что в будущем может поменять и индекс модели — от теперь уже предыдущего поколения гоночных грузовиков новая разработка отличается только дополнительной единицей в конце («старый» КАМАЗ — это 43509, а новый с кабиной K5 — 435091, причём на самой кабине никакого шильдика с цифровой комбинацией нет), что намекает: новинка — лишь модификация своего предшественника. А после комплексной доработки стоит ожидать и нового цифрового обозначения.

«Из главных технических новинок — это, конечно, кабина. Поскольку правила теперь позволяют резать крылья и пол, это позволило нам опустить кабину максимально низко и сильнее сдвинуть её назад. Современные грузовики имеют очень высокие кабины, которые не подходят для гоночной техники, так что новый регламент дал возможность лучше адаптировать кабину под машину. Но всё равно хорошо заметно, что новый грузовик оказался выше прежнего — особенно это бросается в глаза, когда обе модели стоят рядом. С этим поделать ничего нельзя, поскольку верхнюю часть кабины от серийной машины мы должны сохранить.

Чтобы ещё больше не увеличивать высоту автомобиля, мы решили использовать потолок кабины в качестве воздухозаборников двигателя: у КАМАЗ-43509 они возвышаются за кабиной, а в кабине K5 они проходят прямо под потолком внутри. Поток воздуха направляется противосолнечным козырьком снаружи, что потребовало достаточно длительной и серьёзной работы с аэродинамикой. На компьютере просчитывались оптимальные потоки сквозь кабину, чтобы двигатель получал столько воздуха, сколько ему необходимо, а также смотрели поведение воздуха под кабиной и за ней. Сейчас у нас аэродинамически просчитана только кабина, но дальше мы займёмся аэродинамической оптимизацией и кузова тоже — важно уделять этому внимание, чтобы обеспечить подходящие условия для работы всех узлов», — говорит пилот. Так что, похоже, и антикрыло в задней части кузова скоро будет ещё более функциональным элементом.


В сравнении с шестёркой других грузовиков, которые Синяя армада выставила на гонку, заметны изменения в положении кабины: визуально у неё практически отсутствует передний свеc. По словам Сотникова, в работе над новинкой учитывался опыт предыдущих поколений машин, поэтому удалось оптимизировать положение кабины, что в сочетании с укороченными лонжеронами рамы и изменённым бампером позволяет лучше проходить дюны — новинка уже не утыкается и не роет их, а легче преодолевает препятствия.

Задний свес и колёсная база пока не изменились в сравнении с КАМАЗ-43509, но в будущем поработают и над ними — пока у команды не было достаточно времени на подготовку нового грузовика, поэтому основная часть доработок коснулась именно передней части.

Переход на кабину K5 позволил улучшить обзорность: и лобовое, и боковые стёкла теперь стали выше, что открывает экипажу с высоты рабочих мест практически панорамный обзор. Пилоту это существенно помогает при штурме песчаных дюн.

Кроме того, в «КАМАЗ-мастере» решили поэкспериментировать и с рассадкой гоночного трио: рабочее место пилота Дмитрия Сотникова, конечно, осталось слева, а вот механик и штурман поменялись местами: если раньше Руслан Ахмадеев сидел в центре, а Ильгиз Ахметзянов — у правой двери, то теперь всё наоборот. Это решение позволило штурману лучше видеть дорогу не только прямо по курсу, но и по правой стороне. Первый опыт перемены мест сочли удачным, но не идеальным.


«Лобовое стекло стало намного больше, и, когда сижу даже в центре кабины, обзорность у меня уже лучше, но место справа позволяет увеличить обзор не только вперёд, но и в сторону. Один главный минус: на грязной трассе, когда стекло оказывается запачканным, дворники его очищают перед пилотом и механиком, но оставляют большой неочищенный участок именно с правой стороны стекла, где сижу я. Правая сторона остаётся грязной, причём как с «мёртвой» зоной на лобовом стекле, так с боковым стеклом в двери — я ничего не вижу и вынужден тянуться и выглядывать в чистые участки.

Сейчас нам стоит поработать над тем, чтобы улучшить обзорность в плохую погоду. Если решить вопрос этот не удастся, то нет никаких проблем, чтобы пересадить меня обратно в центр кабины. С точки зрения плавности хода или ощущениям от работы с нового места никаких изменений я не чувствую. Машина достаточно комфортная, так что с этим проблем нет», — подчеркнул штурман Руслан Ахмадеев.


«Подождём следующей гонки, где будут дюны и серьёзное бездорожье, и мы в полной мере сможем оценить преимущества увеличившихся в размерах стёкол и улучшившейся из-за этого обзорности. Есть определённые сомнения насчёт того, насколько прочными будут вклеенное лобовое стекло, которое также оснащено обогревом, и не окажется ли оно более уязвимым из-за своих размеров. Но мы в самом начале пути с новым грузовиком, так что посмотрим — пока всё, что нам необходимо, мы от новой кабины получаем. Да, кабина чуть уже и короче, чем у предыдущих грузовиков, так что с экипажем мы сидим плотнее и ближе друг к другу и не все вещи помещаются, порой шлемы приходится в руках держать. Но в остальном никаких отличий», — говорит Дмитрий Сотников.

С технической точки зрения отличий у КАМАЗ-435091 от КАМАЗ-43509 тоже нет. Под кабиной трудится прежний рядный 6-цилиндровый 1100-сильный 12,9-литровый турбодизельный двигатель Cummins в сочетании с автоматической коробкой передач Allison. В целом, как отмечает победитель «Шёлкового пути» — 2021, агрегаты знакомые, но есть доработки по подвеске и изменения по геометрии автомобиля.

«Казалось бы, мы просто поменяли кабину, но это заставило сдвинуть двигатель назад, поменять регулировки подвески и автомобиля, и самой кабины, а кроме того, изменилась и развесовка. Мы пришли к практически идеальному, 50:50, распределению веса по осям — то, чего мы всегда добивались. Это повлияло на поведение грузовика: машина стала лучше управляться, хотя мы ещё далеки от идеальных настроек, но уже сейчас поведение её стало заметно лучше.

Нам удалось добиться всего этого, удержавшись в рамках требований регламента. По разрешённой массе мы соответствуем требованиям, при этом все детали максимально облегчены так, чтобы и не увеличивать вес машины, и сохранять при этом необходимую надёжность. Топливные баки на 900 литров установлены максимально низко, а сверху нет ничего тяжёлого — всё сделано для максимального снижения центра тяжести грузовика. Экипаж сидит на той же высоте, что и в КАМАЗе-43509, а в целом по своим габаритам новая модель стала чуть компактнее — выше только кабина», — пояснил пилот.

Гоночный дебют грузовика с кабиной K5 пришёлся на ралли-рейд «Шёлковый путь», который в 2021 году был сокращён из-за отмены основной части дистанции по территории Монголии, но это состязание с общей длиной спецучастков в 650 км с лишним трио Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова уверенно выиграло. Как подчеркнул сам гонщик, основной задачей для них было добраться до финиша, проехать максимально возможную дистанцию и проверить новинку на всех типах покрытия — корректировка маршрута повлияла на планы. Но даже укороченной гонки хватило, чтобы составить целый список того, что требуется доработать в новом КАМАЗе-435091 — в детали пилот вдаваться не стал, подчеркнув лишь, что никаких критических проблем не заметил.

У команды есть ещё полгода, чтобы модернизировать машину перед предстоящим «Дакаром», куда она уже точно поедет. Из пяти спецучастков «Шёлкового пути» — 2021 новый грузовик «КАМАЗ-мастера» выиграл три — весь вопрос в том, сколько побед одержит новинка на «Дакаре»-2022.

Мы выживали после развала СССР, ездя на Камазах в Китай за товарами

После развала СССР в Узбекистане народ стал не жить, а выживать. Месяцами люди не получали зарплаты. Кто предприимчивее, ездили за ширпотребом в Китай. Огромные тюки Камазами привозили через горы, сдавали оптом местным торгашам на базаре - тем, кто почему-то не мог ехать за товаром сам. В Китай тоже ехали не порожняком, везли кто что мог: овечьи шкуры, пионерские галстуки, железные косы, медные провода, школьные портфели. Даже поношенную одежду - пальто, солдатские или милицейские шинели. Здесь это форменная одежда, а в Китае была повседневной. Вместо пальто или куртки носишь шинель - типа крутой.

Пора на заработки!

В техникуме, где я тогда работала, частенько задерживали зарплату. И вот мои знакомые собрались в Китай. Активно скупали у дембелей шинели, а в магазинах - пионерские галстуки. Предложили и мне поехать с ними. Поездка займет две недели, но зато заработаешь за нее как в техникуме за год. Заманчиво!

Скоро Новый год, хотелось бы встретить его за богатым столом. Дочери уже 15 лет, купила бы ей новую куртку на зиму. К тому же она ходит в школу в прошлогодней форме, из которой уже заметно выросла. Слава богу, не одна она: у местной детворы родители нисколько не богаче, многим зарплату не дают. Или, если на птицефабрике работаешь, курами бери, на мебельной фабрике - забирай и продавай сам мебель. А кто ее брать-то будет? Узбекам мебель не нужна! Спят на полу, едят тоже.

Взвесив все за и против, я решила -поеду! Написала заявление на отпуск за свой счет на две недели и занялась подготовкой к поездке. На местном заводе «Тарандубитель» уговорила директора дать мне под расписку 1000 школьных портфелей. За определенное, конечно, вознаграждение - но по возвращении из Китая. Город маленький, спрос на портфели только в августе. Так что директор согласился - куда я сбегу? У нас все друг друга знали, как в большой деревне.

Волки шли сзади

- По всем прогнозам, даже если не торопясь ехать, - сказал руководитель нашей группы, - все равно за неделю до Нового года будем дома.

Все были в предвкушении наступающих новогодних праздников: богатый стол, подарки, которые мы сможем купить близким! Но, оказывается, дорога летом и зимой - абсолютно разные понятия.

Руководитель группы сознался, что раньше ездил только летом и весной. Зимой - ни разу. А в горах, оказывается, народ зимой практически не ездит. Снега на трассе по пояс, дорогу никто не чистит. Продвигались буквально по сантиметру, лопатами расчищая в некоторых местах путь. Вместо трех дней до китайской границы добрались за восемь! Трудно. И страшно: волки стаей шли за нашими машинами. Солярка застывала, под баками жгли костры, а водители лопатами снег разбрасывают. И вернуться нельзя (куда товар девать?), и впереди - неизвестность.

Мне казалось, что мы так и останемся в этих горах. Холодно даже в кабине. А из машины выйти размяться, пока чистят впереди дорогу, страшно: волки рядом. Правда, водители сказали, что они не на нас охотятся, а чуют запах овечьих шкур, которые мы везли.

Честный рикша

И все-таки мы добрались! В Китае, в городе Кашгар, меняли наш товар на местный. Брали все подряд: магнитофоны, яркие куртки, сувениры, сладости, нарядные костюмы и платья, велосипеды. Все очень дешево! Жили (и тоже за копейки) в шикарной гостинице.

Запомнился такой случай. Когда уже закупили товар, поехали за подарками в центр Кашгара. Наняли рикшу на мотороллере. Так получилось, что мы набрали очень много вещей. Забили всю будку рикши, самим сесть некуда, чтобы ехать в отель. Старший группы назвал ему адрес гостиницы и номер комнаты, куда все надо выгрузить, и отпустил. Я в шоке! Говорю ему:

- А ты уверен, что он отвезет наши вещи в гостиницу, а не к себе домой? Они же все на одно лицо! Где мы его искать будем?

Старший только посмеялся надо мной:

- В Китае так не поступят.

Действительно, мы вернулись, а в комнате все наши покупки уже аккуратно сложены. А самое интересное, что рикша ждал нас в коридоре и подал мне большой пакет с яблоками. Я очень удивилась: китаец выглядел счастливым. Мне объяснили - это его благодарность за доверие. Он просит, чтобы в следующий раз нанимали именно его. Я, к слову, потом безошибочно его находила среди десятков других рикш, которые стояли у нашей гостиницы. Правда, не по внешности, а по обивке будки мотороллера. У «нашего» одного на ткани были нарисованы журавлики, у других - цветочки, кружочки.

Погребенные заживо

Пришло время возвращаться. Ведь 12 дней уже прошло, а мы еще в Китае. Неделя до Нового года! Но настроение у всех хорошее, подзабыли и холод, и вой волков. А назад-то по той же дороге! В горах 40-45° мороза. Водители убедили нас, что дорогу машинами уже наездили, назад долетим за три дня!

Дорога действительно оказалась накатанная, видно колею. Значит, можно не останавливаться, чтобы чистить снег. И волки не идут по пятам. Шкуры-то овечьи мы продали. Единственно, что напрягало, это жуткий холод. Продуктов взяли с собой на пару дней - через горы проехать, а там, в долине, есть где поесть.

Меня посадили в первый КамАЗ. Два водителя и старший группы в кабине. Снег с обеих сторон выше машины, едем как по туннелю. В одном месте, видать, была ямка на дороге, нас так тряхнуло! Руль у водителя повело в сторону. Мы врезались в стену снега, и он обрушился на машину. Нас завалило. Мы чувствовали себя погребенными заживо.

Собаки мне не надо

Шесть часов нас откапывали. Машина, конечно, заглохла, было очень холодно. Я окоченела. Когда увидела просвет, у меня покатились слезы. Ко мне подбежали - Не плачь, все прошло! - сунули кружку с горячим чаем.

А слезы текли по щекам, и я не могла их остановить. Просто сказала:

- Я не плачу. Я таю.

Кабину нашей машины сняли: она под тяжестью снега деформировалась, чудом не вывалилось стекло. Меня пересадили в соседний КамАЗ. Там сидели два китайца-пассажира и ели мясо. Один протянул мне кусок мяса и сказал:

С узбекского это переводится как «собака». Я и спросила:

Они оба радостно закивали:

Я, конечно, отказалась от угощения. А потом выяснилось, что «ит» по уйгурски «мясо», и ели они баранину, а не собачатину. Было очень обидно. Но они-то по-русски не знали ни одного слова, просто пытались угостить меня от чистого сердца.

Водка и торты

Завтра Новый год, а мы еще на середине пути. Но если не будет задержек, то можно успеть спуститься с горы, а там по трассе в долине с ветерком успеем к праздничному столу!

У нас шесть КамАЗов. Если один заглох, пять других стоят и ждут. Так тут принято. Уже на спуске с горы один КамАЗ сломался. Колонна встала. Все нервные, злые, голодные, все хотят домой, как никогда! Новый год никто не отложит. И самое-то главное - мы понимали, что нас дома все потеряли. Как потом выяснилось (тогда сотовой связи не было), родственники водителей даже в китайское посольство обращались, выясняли, когда мы пересекали границу.

Время пронеслось быстро, машину еще не починили, а через час Новый год! Что делать? Шампанского нет, но есть два КамАЗа, груженных китайской водкой в пластмассовых бутылках. Нет и мяса, но есть торты. Мы, инициаторы праздника, расчистили поляну, поставили два ящика водки и четыре больших торта. Условились: водка - типа шампанское, а торты - это баранина! Стаканов и посуды тоже нет. Водку пришлось из горла пить и тортом закусывать. Веселее Нового года после этого у меня не было!

Холодно, но мы согрелись водкой. Пили даже непьющие. Это же типа праздничное шампанское. Тут к нам подъехала еще одна колонна из четырех машин. На импровизированный стол добавилось настоящее мясо. Кто-то достал фейерверки. Стали палить в воздух с криками радости и уже безудержного веселья!

Домой мы попали в восемь утра 1 января. Мои мама и дочка, зареванные, вышли меня встречать. Новый год они не отмечали - думали, что мы замерзли в горах и нас съели волки. Наши знакомые, уже ездившие по этой дороге зимой, по доброте душевной рассказали обо всех опасностях.

Но с тех пор, встречая Новый год, я всегда вспоминаю тот самый веселый и непредсказуемый праздник на снежной поляне.

Китайцы пошли в атаку на «кавказскую и азиатскую мафию»

Китайцы пошли в атаку на «кавказскую и азиатскую мафию»

Интересную новость сообщил ресурс «Коммерсант» со ссылкой на нескольких дистрибьюторов Xiaomi. Китайская компания начала поставлять свои смартфоны в Россию напрямую через дочернюю компанию ООО «Сяоми». По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, которого цитирует «Ъ». в настоящее время «20% ввезенных в Россию смартфонов Xiaomi — серые. И хотя год назад эта доля была на уровне 30%». Причина банальна: отсутствие контроля за рынком, что и создает преграды для официального развития канала сбыта. И самое забавное заключается в том, что в ходе прямых продаж цены не вырастут, а, напротив, скорей всего, снизятся на 10−15%.

Сразу же напрашивается вопрос: как же так? Вроде бы ФНС уже подписала соглашения с Минпромторгом, Россельхознадзором, Минсельхозом, Роспотребнадзором, Росаккредитацией, Роспатентом, ФАС, ФТС, Росстатом и другими по противодействию серого и черного импорта, а также контрафакта. И, если верить официальной прессе, огромная армия чиновников создала «единый фронт» контролеров в борьбе за обеление рынков.

Как известно, с 1 июля 2020 года в нашей стране введена обязательная маркировка табака, лекарств и обуви, позже цифровой контроль был распространен на парфюмерию, шины и покрышки, велосипеды

Что касается цифрового контроля электроники, тут вообще складывается удивительная и плохо пахнущая для ответственных чиновников ситуация. Начнем с того, что согласно постановлению правительства за N 1953 от 31 декабря 2019 г. вступила в силу маркировка на фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, а вот на другие технически сложные товары почему-то нет. Был же план, во всяком случае в СМИ ходили упорные слухи, что цифровые метки будут ставить на телевизоры, смартфоны, ноутбуки, и так далее с лета 2020 года.

Тогда же возбудилась «Деловая Россия» (есть в стране такая организация, называющая себя делоросами) и предложила Минпромторгу отсрочить внедрение маркировки технически сложных товаров аж до 2024 года. Дескать, это связано с практическим отсутствием подделок бытовой техники и электроники. В свою очередь в ведомстве Дениса Мантурова заверили, что «маркировка будет распространяться только на ту продукцию, которая наиболее чувствительна к незаконному обороту». Подавалось это, заметьте, как забота о потребителях, будто из-за цифрового администрирования вырастут цены.

Правда, не совсем понятно, в чем разница между маркировками современных фотоаппаратов и, к примеру, смартфонов. Первые, как и вторые, относятся к высоким технологиям, причем еще не факт, что там и там не подделывают бренды. И еще: по информации западных технократов, ведущие производители до сих пор бодаются со сложностями разработки компактных полнокадровых цифровых камер. Да, сделать-то можно, но кто их будет покупать за $ 3000, а вот со смартфонами таких проблем нет.

Короче, никакой логики в выборе групп электронных товаров, подлежащих цифровому контролю, в ведомстве Мантурова нет. Похоже, не пользующиеся большим спросом фотоаппараты выбрали только для галочки, чтобы не было вопросов из Кремля по политике правительства по противодействию серому рынку.

Как бы там ни было, но Минпромторг РФ в конце 2019 года в ответ на письмо делоросов сообщил: «Маркировка отдельных позиций бытовой техники сейчас не рассматривается. Отдельные позиции бытовой техники входят в перечень товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках соответствующего эксперимента».

А теперь получается, что необходимость в цифровом контроле бытовой электроники все-таки была, причем острая: как-никак «20% ввезенных в Россию смартфонов Xiaomi — серые». Думается, что и по другим брендам такая же картина.

Можно не сомневаться, что чиновники были в курсе того, что доступная китайская продукция чаще всего попадает в зону серого и черного импорта. Об этом открыто пишут в интернете. Если посмотреть форумы бизнесменов, то можно прочесть о том, что их якобы нужда толкает на незаконный оборот товаров. Типа, белые схемы стоят дорого, но и это еще полбеды: «Если ты сделаешь все честно, то проиграешь десяткам других бизнесменов, которые плевать хотели на законы».

Вот и идут доморощенные импортеры на хитрые и, само собой, противозаконные деяния: кто-то занижает стоимость, кто-то проводит по бумагам дешевые позиции вместо брендовых, кто-то показывает другой вес, кто-то вообще ввозит контрабанду через азиатские республики, входящие в Таможенный союз. Понятно, что без соучастия в «бизнесе» армии чиновников такие дела не делаются. Само собой, есть риск, но и «крыша» тоже имеется. Попадаются либо по дури, либо по подставе.

Вообще-то, без цифровых маркеров можно в принципе и не рисковать, что и делают аффилированные с чиновничьем бизнесмены. Нарушение закона на себя возьмет фирма-однодневка, а белый и пушистый покупатель-посредник оказывается «ничего не знал». Он, бедный и несчастный, просто купил товар у российской компании уже внутри страны.

Не поэтому ли, например, в достаточно уединенном Благовещенске, расположенном на левом берегу Амура — как раз напротив китайского мегаполиса Хэйхэ, — так сильны и многочисленны кавказские диаспоры, соревнующиеся друг с другом шикарными дворцами.

И не потому ли им, жителям южного Кавказа, полюбился далекий и суровый русский город тем, что именно от него идет железная дорога на Транссиб и в нем находится Международный аэропорт Игнатьево. Ведь через эти транспортные узлы огромные партии китайских товаров расползаются по всей России. Ничего не имея против их выбора места жительства, любопытно узнать, будет ли исход теплолюбивых граждан независимого Закавказья после 2024 года, когда Минпромторг вроде бы обещал поставить под цифровой контроль все товары.

Здесь логично привести еще один момент, который касается уже черного импорта. Садыр Нургожоевич Жапаров, президент Кыргызстана — того самого, где бьют и издеваются над русскими детьми и девушками, будучи в Москве в феврале 2021 года, подписал соглашение на получение от России помощи в сумме 623 млн рублей. Что любопытно: средства выделены для «создания системы маркировки товаров, которая должна была сократить контрабанду».

О размерах черного импорта через киргизскую таможенную «дыру» можно судить по ставшему известным в 2019 году на весь мир международному преступному синдикату, который только за пять предшествующих лет электронными переводами и наличными вывел из тамошних банков неизвестно откуда взявшиеся $ 700 млн.

Но и это не сподвигнуло Дениса Валентиновича Мантурова, а также делоросов на срочное введение цифровой маркировки на все группы товаров еще два года назад. Чисто технически сделать это было проще пареной репы. Все необходимые инструменты уже созданы и опробованы.

Как мы на КамАЗах в Китай ходили .Год 1995 .Чита. Часть 155.

-Ну нет, ты давай иди, свои дела решай, я тебя в машине подожду.

- Чего ты стесняешься, родители у меня нормальные. Пошли!

-Я стесняюсь?! Только не это!)) Просто мне жалко тебя и холодильник твоих родителей! Предъявят тебе потом: "знакомый твой наглец, все припасы уничтожил!"))

-Ничего переживу)), пошли, да и потом поможешь картошку в машину принести, и продукты всякие.

-Ладно уговорила, иду.

Дом как дом, в ограде чистенько, всё аккуратно сложено, и даже снег весь убран в аккуратные кучки! В доме так вообще идеальный порядок, а ещё говорят, что у деревенских дома чуть ли не кучи навоза. Брехня! Всё от человека зависит! Сам бывал как то в крутом коттедже, но внутри. наверное в деревенском хлеву в сто раз чище. Угощали меня чаем с молоком, творогом со сметаной, и домашними булочками с вареньем! Вкуснотища! Родители у Ленки оказались очень гостеприимными людьми, сельская интеллигенция: врачи районной больницы… В машину я отнёс полтора мешка картошки, мясо, какие то банки с консервацией, сало сметану. Короче пол и заднее сидение "шестёрки всё было завалено деревенскими подарками!)) И тут в ограду зашёл высокий парень, примерно Ленкин ровесник, я почти сразу почувствовал исходивший от него запах спиртного.

-Здоровьте всем! О Ленка, а ты чёй-то приехала?! С института выперли? Или каво ли?))*

-Привет Андрюха, да так по делам приезжала. Вот познакомься: это мой хороший знакомый, можно сказать друг!

-Андрон, я брат ейный, двоюродный. А ты чё типа Ленкин жоних))*

-Нет, просто знакомый.

-Ну-ну, Ленка, а он чё мент? Да ещё и армяшка какой-то!)) Ну ты вечно кавото* себе найдёшь.

-Ой Андрюха не приставай, как "лизнёшь" всякую ерунду мелешь, всё не мешай, нам ехать надо!

-Ох-ох кака делова то стала!))* Своих то парней не хватат* тебе! Всё каких . себе находишь, теперича вона мент да ещё и нерусь .

Мы уже садились в машину, я молчал, не желая связываться с Ленкиным родственником, явно желающим поскандалить.

-Ну ты каво такой не разговорчивый то? Или западло с нами такими поразговаривать? *.

-Всё Андрюха, отвали, торопимся мы! Наверное на бутылку хочешь? Так попроси по нормальному, а не задирайся.

-Да ты же меня знаш! Я каво угодно "присадить" на *опу могу.*..

Терпению моему приходил конец:

Я посмотрел через забор, родителей Ленкиных на крыльце уже не было, отлично!

-Андрюша поди сюда. Ленка сядь в машину, сейчас поедем.

-Да плюнь ты, видишь братан "под синькой", не трогай его.

-Нормально всё, я даже слово плохого не скажу.

-О как! "Андрюша"!)) Ну чё хотел то?

И я почти шёпотом, но с нажимом начал вразумлять Ленкиного братца:

-Слышь ты, бык трелёвочный, дёрнул быстро отсюда, мне понадобиться всего то пару ударов, что бы ты тут же свою печень, и прямо здесь, выплюнул. А не поймёшь я тебе ляжку прострелю.

-О, ментовское нутро наружу попёрло)), ты ещё вон по рации своих поклич.

Я уже хотел пробить его незащищённую, и доступную для удара печень, но тут скрипнула дверь дома и послышался голос Ленкиной матери:

-Лена ты сумку свою забыла! О Андрей, а ты чё не заходишь?

-Да я так мимо шёл, сеструху приметил, дай, думаю, поздоровкаюсь.*

-А понятно, ладно тогда.

-Счастливого пути вам, езжайте.

-Спасибо. Ну бывай Андрюша, веди себя правильно, да и вот тебе на "догонку".

Я протянул ему несколько купюр.

-А чё, я не гордый, давай. А от Ленки отстань, не нужен ей такой.

-Не суй свой нос куда пёс. ну ты понял меня, пока))).

Мы выехали из села на трассу, и я прибавил газу.

-Ну и родственничек у тебя)), так и выпрашивал, что бы я ему выписал!

-Да он так то не плохой парень, но как выпьет, дурак дураком становиться, да и за друга у него обида.

-За какого друга? А я то здесь каким боком?!

-Да старая история, я с его другом ещё в школе дружила, а потом когда в город уехала поступать, то естественно бросила его, зачем он мне нужен, вот он до сих пор и злиться.

-Ты когда всё успеваешь! С тем дружила, с этим, с другим.)) Да и правильно: на кой тебе колхозник нужен!))

-В жизни всякое бывает, можно подумать ты ангел, Лёша говорил что у тебя в каждом городе по подруге и.

И тут Ленка осеклась, поняв, что сболтнула лишнее!

-Ну продолжай, что там тебе мой коришь натрепал!

-Да больше ничего, так случайно обмолвился и всё. Игорёха прошу тебя не говори ему ничего! Я же слово дала, что тебе не скажу, а тут проговорилась! Ну мы же друзья! умоляю тебя!

-Ладно уболтала, но смотри мне. в общем ты меня поняла.

-Ну конечно! Что бы я без тебя делала.

Ну Лёха! Ну молчун! Слово из него не вытянешь, а тут смотрите на него, какие расклады девке выдаёт! Ладно бы про себя наболтал, запомню я и это, "Штирлиц" ты наш!)).

-Ленка, а ты куда столько продуктов то набрала?

-Так родственникам у которых я частенько живу, да и в квартиру немного.

-А интересно, у тебя в Чите где постоянное место жительство, так сказать место постоянного базирования?))

-Да по-всякому: место в институтской общаге есть, у родственников часто ночую: у них дети взрослые уже и разъехались, так что у меня там целая комната в распоряжении, ну и изредка в вашей квартире.

-Ох и ушлая же ты! Хитрая теля двух, нет десять маток сосёт)), это точно про тебя)).

Как мы на КамАЗах в Китай ходили .Год 1994 .Чита. Часть 150.

. Может в окно кухонное заметят с кем я приехал! Хоть бы, хоть бы заметили!

-О свет у вас горит, Лешка значит в квартире.

-Да может и нет его ещё.

-Так тут ко мне. ну. знакомая моя пришла, когда узнала что я приехал)).

-Ну ты даёшь! А супруга твоя в курсе?)) С кем ты тут в Чите встречаешься?

-Ну нет конечно ! Что вы! Если узнает то это будет "война и немцы"!

-Да? А свиду вроде спокойная)).

-Ну так это она на людях такая скромная .

-Ладно, понятно, смотри мне, ей ничего не скажу, а вот отцу твоему пожалуюсь, пусть стружку с тебя снимет!))

Я состроил очень скорбную и расстроенную физиономию типа: вот влип! Вот же мне попадёт!))

Зашли в квартиру, из кухни пахнуло чем то вкусным, походу мясо жарится, навстречу вышел Лёха с полотенцем и ложкой в руке.

-У нас гости! Проходи дядька.

-Да я не надолго, десять минут мне удели, где можем поговорить?

-Пошли в зал, Игорь посмотри за мясом.

Они прошли в зал и закрыли за собой плотно дверь, а Ленки ни где не было, интересно куда спряталась, наверное в мою комнату)) Я быстро разделся и стал к плите, дожаривать куски мяса.

Меня так и распирало от любопытства, где там Ленка, поди сидит как мышь в моей комнате и трясётся!)) А шеф вроде поверил моей версии! Ну блин конспираторы фиговы: шубу убрали, сапоги тоже , а косметичка, шапка и шарфик возле зеркала лежат!)) Ну нет у меня сил терпеть уже)) Я потихоньку пошёл в свою комнату, ни кого , в туалете и ванной тоже нет Ленки, может под диван залезла? Да ну, не поместится ! Ааа, в "тёщиной комнате" зашкерилась, больше не куда спрятаться , если только не на балконе))!

Я потихоньку открыл дверь кладовки, в углу на корточках обняв сапоги и шубу сидела Ленка, в этот момент она была похожа на загнанную в угол мышь)) я едва сдерживался что бы не расхохотаться. Она вопросительно кивнула, я в ответ приложил палец к губами показал жестом что бы не двигалась и притворил дверь)). Хотя мог и проводить её в свою комнату, шеф то уже знал что в квартире кто то есть кроме меня и Лёшки)). Десять минут уже перетекли в полчаса, а в зале ещё тихо разговаривали. Я опять прошёл на кухню, налил себе чай и сделав радиоприёмник чуть погромче стал ждать.

-Ну ладно молодёжь отдыхайте, а ты "ловелас" смотри мне!)) Алексей как прилетишь сразу позвони мне. Всё с наступающим вас!

-И вас тоже с наступающим.

Как только захлопнулась дверь, я показал тот же жест Лёхе что и Ленке , а сам на цыпочках прошёл к кладовке, приоткрыл дверь и тихо прошептал:

-А он что ещё здесь?!

-Так дверь вроде хлопнула?

-Да это водитель заходил.

-Ну долго он ещё сидеть будет?

-Думаю что да, водитель бутылку коньяка принёс! Так что сиди тихо как мышь под половицей!

-Да блин! Я уже затекла вся! Черти его принесли!

И Ленка так смачно выругалась шёпотом, что даже я удивился!))

-Да тихо ты !)) "Контору не спали"!

-Ну что, как нормально пообщались?

-Да, о делах разговаривали, а где Лена?

-Так в кладовке сидит, я ей сказал что шеф надолго задержится)).

-Ну ты и садист! Человек там наверное от страха на грани нервного срыва.

-Ничего, ей полезно))

-Ну не будь ты таким жестоким! Пойду позову бедняжку)).

-Иди иди, ещё и слёзки ей платочком вытри, а лучше стакан коньяка ей сразу, дай стресс снять!)).

В комнату озираясь вошла студентка всё также прижимая к себе шубу и сапоги)):

-Нет блин! Вон за шторкой стоит тебя испугался!)) Ой не могу!)) Видела бы ты Ленка своё лицо, когда в кладовке сидела)).

-Ну ты и гад же !)) Я чуть от страха не померла, да и холодно там!

- Так у тебя шуба была и сапоги, что не одела?))

-Он ещё и издевается! Леша скажи ему что нибудь!))

-А знаете зря вы тут "прятки" устроили! Я шефу сказал что Ленка моя подруга и что.

-Да я так и понял.

-Так ты с ним заодно! Леша как так?!

-Да я это понял когда у меня дядька спросил: что за подруга у Игоря!

- Так это я из за тебя там сидела?! Ну Игорёха я тебе этого не прощу!))

-А куда ты денешься то!)) Да, а как вы узнали что шеф приехал?

-Да я случайно в окно увидел, вот и приняли экстренные меры эвакуации)).

-Ладно, развлеклись не хило)). А особенно ты Ленка!))

-Всё мужики как хотите а "покаяние" с вас!))

-Ну я тебе маскхалат подарю)), или шапку-невидимку)).

-Ну хватит вам, давайте уже ужинать, Игорь бутылочку "конины" уничтожим в честь наступающего праздника и моего отъезда?

-Давай, но только одну!

-Да Лёшенька, у тебя же только желудок перестал болеть.

Утром я проснулся, когда голубки уже ворковали на кухне попивая кофе, интеллигенция)).

-Сейчас я быстро умоюсь и за машиной сбегаю, Ленчик будь человеком сделай мне бутер: хлеба можно поменьше, а колбасы и сыра побольше)).

-Уговорил, сделаю тебе "правильный" бутерброд)).

Я подъехал прямо под окно и коротко просигналил , минут через десять из подъезда выбежал Лёха.

-Всё поехали. Я что хотел попросить: ты уж Лену не обижай.

-Да брось ты! У нас нормальные отношения, просто шутим мы так, она же уже привыкла.

-Ну так то да, и присматривай за ней, что бы не обидели её.

-Мог бы и не говорить, но я сразу скажу: тебя провожу и в посёлок рвану на праздники, отпуск у меня, и заметь заслуженный и обещанный кое кем))!

-Да конечно, ну где то числа третьего давай созвонимся а?

-Ладно. Ты родителям звони они в курсе будут где я.

-Хорошо, да вот конверт тебе, здесь две штуки бакинских.

-Спасибо, а за что?

-Да к празднику премия и за последнюю поездку.

-Ну что то ты не очень обрадовался.

-Да нормально всё.

-Ну там тебе ещё причитается, потом после праздника поговорим, и всё решим.

Я проводил Лёшку до стойки регистрации, подождал пока он зайдёт в накопитель, а то ещё передумает лететь)), и поехал в город, прямиком в офис.

-Всех с наступающим Новым годом!

В голос ответили Васильевна, Лора и две наших женщины-менеджеры.

-Ну что отправил своего друга и нашего шефа домой в столицу!))

-А тебя Васильевна только этот вопрос интересует? Тогда докладываю: проводил я Алексея Батьковича почти до самого самолёта, ручкой ему помахал и даже прослезился!))

-Молодец, теперь хоть спокойно отдохнём и поработаем! Нет он конечно хороший руководитель, но на расстоянии)).

-Злые вы женщины, как я погляжу))! Васильевна, а "какблучок" сегодня приехал на работу?

-Да, уже поехал заказы развозить, вот видишь: когда ты на месте и транспорт работает.

-Да я то тут почти и не причём, слушай Васильевна ты выдай мне под зарплату пару бутылок конька самого хорошего, ну и что там есть у нас ещё ?

-Конфеты московские, рыба красная, икра в банках, ветчина тоже в банках..Так мы тебе уже приготовили всё , аж две коробки всяких деликатесов получилось для тебя, и Алексей распорядился за счёт фирмы всем выдать, правда водителям и остальным работникам чуть попроще.

-Ну спасибо кормилица!)) Так я хотел ещё к Димке съездить и его от нас всех поздравить.

-А понятно тогда, ну раз от всех тогда тоже за счёт фирмы)). Хотя с его доходами наш подарок будет выглядеть очень скромно.

-Так важен же не подарок, а внимание!

-Ну да. А ты когда уезжаешь к родителям?

-Сейчас к Димке съезжу, ещё к вам заскочу и рвану домой. А с какой целью интересуетесь а?))

-Так думали ты с нами сядешь за стол , коллектив поздравишь! Директор ты или как?))

-Васильевна я только на бумаге директор, а в основном то ты рулишь, это уж если правде в глаза смотреть, ладно время в обрез, побежал я! Но я ещё вернусь!))

-Беги, беги "пошатущий" ты наш)). А коробку то Димке забыл!

-Да я ещё в квартиру зайду, потом поеду.

Ленки в квартире ещё не было, ну походу Лёха только за порог, а она уже рванула, да так что только пятки засверкали, по своим студенческим тусовкам)). Я собрал сумку, перекусил тем что нашёл в холодильнике. Ну вроде всё, теперь к Димке, поздравить всех в офисе и вроде всё можно выдвигаться домой. Возле Димкиного офиса стояло штук шесть разных иномарок, две знакомые "девятки" и чёрная димкина "бэха", значит на месте он.

Я взял коробку с подарками и вошёл в помещение, ну и народу , и судя по всему здесь уже начали праздновать)).

-Здравствуйте! С наступающим всех присутствующих!

-О Игорёха! А я подумал что Дед Мороз пришёл!)) И тебя с наступающим!

-Да почти что ДедМороз)).

-Тогда где мешок с подарками?))

-Мешка не нашёл, вот коробка только.

-А ну что там у тебя за подарки? О! Как раз вовремя, а мы уже рядиться начали кому в магазин ехать! Давай проходи присоединяйся , знакомься кого не знаешь.

-Дим, да я не надолго, мне ещё триста вёрст ехать.

-Хочу с семьёй Новый год встретить, так что я только чай.

-Ну давай хоть так. Но смотри в первых числах я тебя жду, на охоту в тайгу поедем, постреляем, мяса поедим, в баньке попаримся, девчонок потискаем!))

-Так где в тайге девчонки то? Там же одна дичь!))

-Так мы с собой возьмём!

-Хорошо, ну уж если именно на охоту хочешь приезжай к нам, я тебе настоящую охоту организую, может даже и в Монголию заскочим, там то мяса вообще не мерянно!

-Ух ты! Далековато будет, но обязательно как нибудь приеду, а пока что поедем по нашим местам, и не вздумай в Москву свинтить! А то мы тебя и там найдём!)) Да Миха?!

Застолье опять стало набирать обороты, я обратил внимание на одного мужчину лет сорока пяти, в костюме при галстуке, ну вот ни как он не был похож на конкретного "пацана", но видно было что в этой компании он чувствует себя вполне комфортно. Познакомились: коммерсант Олег Мирдман, который работал с Дмитрием. Перекинулись несколькими не о чём не значащими фразами, и уже скоро я забыл о нём. Но в будущем мне пришлось столкнуться с ним, и в некоторых событиях он сыграет весомую роль.

Посидев ещё с полчаса в весёлой компании я стал прощаться, так как время поджимало.

-Ещё раз с наступающим! встретимся уже в Новом году!

Димка встал из за стола:

-Пошли я тебя провожу. Игорь ты давай не теряйся, я ещё хотел попросить: ты сможешь ещё с патронами порешать?

-С какими и сколько?

-Винтовочные нужны для "Тигра" ну чем больше тем лучше)) сотню подкинешь вообще отлично будет)), ну и "тридцать девятые" если будут, тоже пригодятся.

Китайские пираты против КамАЗов

«Китайскую» доминанту команда «За рулем» отметила во время рейда из Иркутска в Хабаровск. Можно догадываться: потому что доставлять сюда технику из КНР ближе, а значит дешевле, чем из Татарстана. Но в последнее время и в Москве все чаще мелькают те же машины на дорожно-ремонтных и коммунальных работах. КамАЗ и здесь отступает?

— Олег Петрович, обилие китайских грузовиков за Уралом — это неизбежность, с которой придется смириться?

— Можно ли терпеть обман?! Не близостью поставщиков к восточным регионам объясняется сложившийся расклад. На самом деле «хорошо берут» технику потому, что ее цена ощутимо ниже, чем нашей. Однако не потому, что дешевле поставка. Ввозимые грузовики примитивнее, в них не устанавливают оборудование, какое монтируют на КамАЗы. Скажем, законодательные нормы РФ по безопасности требуют, чтобы машины отвечали нормативам Евро-4, а китайские, по факту, — Евро-2.

Олег Афанасьев, пресс-секретарь КамАЗа

Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) дали оценку одной из моделей китайских самосвалов: машины опасны для эксплуатации. В протоколе идентификации указано:

Таможня прекратила оформлять документы на ввоз этих моделей в середине сентября, однако поставки шли с начала года, так что на российский рынок успели просочиться тысячи таких грузовиков. Данные наших собственных исследований рынка свидетельствуют, что больше всего нарушений происходит в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн, которые как раз и производит КамАЗ.

Китайские грузовики Шанкси (Shaanxi)

Плохо и другое. О «китайцах» рассказывала честная, надо признать, реклама: экологический класс — Евро-2. Но покупатели все-таки брали «грязную» технику. Не допускаю, что даже в захудалом автохозяйстве не знают о запрете на ее использование… Скупой платит дважды: сейчас рассматривается вопрос об отзыве всех этих грузовиков.

— За последние пять лет эксперты НАМИ обнаружили немало «нехороших» импортных грузовиков, в 90% случаях они китайские. Мы знаем, что автомобили из КНР бывают разного качества: одни — в экспортном исполнении, другие — для внутрикитайского применения. «Внутренние» значительно примитивнее. Теперь цифры: в прошлом году из КНР на экспорт отправили полмиллиона машин, всего же выпустили 18,5 млн. Китайцы хотят экспортировать больше и идут на уловки, скажем, выдают новую технику за неновую.

— Грузовики Шанкси (Shaanxi), о которых шла речь, также бывают в двух исполнениях, — продолжил Денис Загарин. — Те, что в экспортном, ввозятся через официального дилера, они действительно прямой конкурент камазовских машин. Но и стоят столько же — около 3 млн руб. А якобы поездившие «внутрикитайские», ввезенные в РФ по так называемому «Единичному одобрению типа транспортного средства», на 600 тыс. дешевле.

К бэушным требования мягче, чем к новым, этим и пользуются коммерсанты. Делают так. Внутри КНР импортер покупает машины «внутрикитайского» исполнения, их регистрирует, оставляет на три дня на стоянке. Потом снимает с учета — и, не пробежав ни километра, грузовики формально становятся б/у.

Денис Загарин, НАМИ

— Единичный ли тот, упомянутый случай с «пиратским» грузовиком?

— Сравните данные. В 2011 году через официалов ввезено около 6,5 тыс. грузовиков, а объем так называемого частного импорта, то есть машин, искусственно получивших статус бывших в употреблении, как минимум в три раза больше.

Они конкурируют с камазовскими только по части цены. По качеству их даже трудно сравнивать. Кабина на первый взгляд эргономична, но при экспертизе оказывается — без теплоизоляции. Сиденье водителя, с виду как немецкое, без пневморессоры — жестко прикручено к полу. ABS нет, противоподкатных брусьев нет, фары не отвечают принятым в РФ европейским правилам. Кузова, как мы называем, в «хлопковой» комплектации: вмещают больше, чем допустимая масса. Запчасти, официально поставляемые к легальным китайским грузовикам, очень часто не подходят к «серым» — потому что те и другие машины, по большому счету, разные.

Теперь оцените количество предложений китайских грузовиков на вторичном рынке: их здесь совсем немного, особенно на фоне объемов «серого» ввоза в РФ. Куда же деваются? Объяснение простое: быстро «умирают», ремонтировать их нет возможности из-за отсутствия запчастей, а официальные дилеры марки не несут за них гарантийных обязательств. И машины попросту «закапывают». Не зря водители называют их одноразовыми. Результаты наших экспертиз свидетельствуют о техническом несовершенстве грузовиков не только Shaanxi, но и других китайских марок. К нам и не могут поставлять из КНР машины надлежащего техуровня, поскольку государственные требования к ним ниже в сравнении с российскими: та же антиблокировочная система тормозов не обязательна, как и оборудование, которое обеспечивает соответствие нормам по выхлопу, и многое другое. Есть две, на мой взгляд, причины, почему они к нам проникают. Одна — в силу «чудачеств» нашей системы сертификации, другая — недобросовестность российских импортеров.

«Серые» схемы ввоза якобы б/у грузовиков наверняка подорвет введенный порядок об утилизационных сборах. Однако даже с ними демпинговые цены «китайцев» все равно будут ниже в сравнении с ценами за КамАЗы. На КамАЗе это не могут не учитывать и намерены взять качеством и надежностью. Стратегия предприятия до 2020 года предусматривает доведение теххарактеристик и потребительских свойств грузовиков до мирового уровня автомобилестроения, укрепление дилерской сети и СТО. Уже теперь в стране 150 точек обслуживания.

Читайте также: