Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность на шевроле лачетти

Обновлено: 05.07.2024

Стучат гидрокомпенсаторы: причины и что делать. Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов.

Самая распространенная неисправность современных двигателей – стук гидрокомпенсаторов. Причин множество, в своём большинстве они связаны с качеством масла. Что делать при данной неисправности и как с ней бороться расскажет данный материал.


Что такое гидрокомпенсатор и как работает гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор – простое устройство для автоматической регулировки зазора в приводе клапанов, устраняющее необходимость разбирать двигатель при его техническом обслуживании. Гидрокомпенсатор, в просторечии «гидрик» представляет собой миниатюрный гидроцилиндр, меняющий свою длину при нагнетании вовнутрь моторного масла.


Объем масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Масло в полость гидрокомпенсатора попадает через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Насколько хорошо работает «гидрик» зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания.

Как понять, что стучит именно гидрокомпенсатор

Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стук, стрекот, с частотой вдвое меньше частоты оборотов двигателя.

Неисправным считается гидрокомпенсатор, который стучит более пары минут после запуска двигателя или стучит после полного прогрева двигателя. Стук прослушивается сверху двигателя и может быть неслышен из салона автомобиля.


Почему стучит гидрокомпенсатор

Причины стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе):

  1. Слишком густое масло, на непрогретом двигателе, плохо заходит в полость гидрокомпенсатора. Нужно время, чтобы полость заполнилась маслом
  2. Забита загрязнениями масляная магистраль или клапан гидрокомпенсатора. Загрязнения появляются при низком качестве или при затянутых сроках смены моторного масла, а также могут являться продуктами износа некоторых деталей двигателя.
  3. Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора. Бывает от естественного износа или от попадания абразивных загрязнений в моторное масло.

Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):

  1. Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения. Задиры на плунжере блокируют его движение и гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность. Зазор не выбирается и гидрокомпенсатор стучит.
  2. Слишком малая вязкость прогретого масла, масло вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом. Некачественное масло или слишком жидкое для данного двигателя масло сильно разжижается при прогреве и легко вытекает через технологические зазоры.

3. Повышенный уровень масла в двигателе, вспенивание масла из-за перемешивания коленчатым валом или из-за попадания воды в двигатель. Следует проверить уровень масла в двигателе, а также использовать только высококачественные моторные масла.

Самый простой способ устранить стук гидрокомпенсаторов

Самый простой и действенный способ, помогающий в большинстве случаев, добавка в масло специальной присадки Liqui Moly Hydro-Stossel-Additiv. Присадка промывает масляные каналы, удаляет загрязнения и восстанавливает подачу масла в гидрокомпенсаторы. Кроме того, присадка немного загущает масло, компенсируя тем самым их естественный износ. Присадка добавляется в прогретое моторное масло, полное действие наступает после примерно 500 км пробега.



Как еще можно устранить стук гидрокомпенсаторов

  1. Замена гидрокомпенсаторов Достоинства: гарантированный результат. Недостатки: дорого и долго). Нужно учитывать, что на некоторые иномарки, сначала нужно заказать детали, дождаться, пока они придут, и записаться на ремонт в сервисе. На большинстве двигателей, при замене гидрокомпенсаторов потребуются дополнительные затраты на одноразовые детали, например, прокладки или герметик.
  2. Тщательная промывка масляной системы специальными промывками, например: Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung. Достоинства: сравнительно недорого. Недостатки: результат не гарантируется.

3. Возможно, в запущенных случаях, потребуется замена масляного насоса или очистка масляных магистралей двигателя с его частичной или полной разборкой.

Что будет, если не устранить стук гидрокомпенсаторов

Если не заниматься устранением стука гидрокомпенсаторов, то можно проездить довольно долго без особых проблем, но, со временем, двигатель будет работать громче, с вибрациями, упадет мощность и увеличится расход топлива, а далее произойдет износ всего клапанного механизма, в частность распределительного вала двигателя. Его замена - очень дорогое мероприятие.

Итог

Если стук гидрокомпенсаторов неоднократно возникает, то нет смысла дожидаться ухудшения ситуации. Добавка присадки Hydro-Stossel-Additiv решит проблему и предотвратит развитие износа на длительное время.

ВИДЕО

;

Проверяем гидрокомпенсаторы на исправность своими руками

Гидрокомпенсаторы двигателя Toyota 5M

Гидрокомпенсатор – особое устройство, регулирующее тепловые зазоры клапанов двигателя. Смысл регулировки – в том, чтобы зазора не было. Без компенсатора клапан начнёт стучать, и чем больше будет прогреваться двигатель, тем сильнее станет проявляться эффект. И ответ на вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы, в первом приближении звучит просто: есть стук – компенсаторы неисправны.

А эксплуатируя мотор с неисправными компенсаторами, владелец сам приближает необходимость проведения капремонта. В первую очередь будут страдать детали ГРМ.

Об устройстве газораспределительных механизмов

В простом случае компенсатор – это продолжение пятки клапана. Точнее, гидрокомпенсатор одет на клапан и передаёт усилие, получаемое от кулачка. Наглядно эта схема представлена на рисунке:

Гидрокомпенсатор, простая схема

Здесь компенсатор соприкасается с кулачком

То, что рассмотрено – это один из вариантов. Но есть и другой, когда кулачок давит на коромысло. Само коромысло выталкивают вверх два разных элемента. С одной стороны это будет клапан, с другой – гидрокомпенсатор. Первый из них движется, второй остаётся на одном уровне:

Гидрокомпенсатор, схема с коромыслом

Компенсатор давит на коромысло снизу

Если компенсатор будет неисправен, между кулачком и коромыслом появится зазор.

Заметим, что выше не шла речь о рычажном коромысле клапана. Схема с рычажным коромыслом представлена ниже. Компенсатор там выглядит иначе, чем в случаях «1» и «2».

Раньше в конструкции ГРМ использовался один распредвал (SOHC), и усилие к пяткам клапанов передавалось через рычаг. Для того, чтобы устранить зазор, рычаг снабжали регулировочным винтом 5. Он фиксировался контрагайкой 6:

Схема ГРМ SOHC

Схема ГРМ с рычажными коромыслами

Рассмотренный выше механизм можно снабдить гидрокомпенсаторами. Их устройство показано на рисунке «б»:

Все схемы гидрокомпенсаторов

Схемы компенсатора, три возможных варианта

Схемы «а» и «в» соответствуют первому и второму случаю. Вопросов здесь возникнуть не должно.

Внешне конструкция компенсаторов может различаться, но принцип действия всегда будет одним. Основные элементы конструкции – это следующие детали: обратный клапан (шарик), пружина плунжера 5 и клапанная пружина 6. Цифрой 3 обозначена втулка плунжера, а деталь 2 – это плунжер.

Заметим, что в конструкции двигателей 4A-FE и 5A-FE (Toyota) гидрокомпенсаторы не используются. Они есть в моторах следующих серий: 2S, 1NR, ZR, TR, 5M.

Основные виды неисправностей

Мы отвечаем на вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность. Можно заметить, что причин появления неисправностей существует четыре:

  1. Увеличение величины зазоров в областях, указанных стрелками на фото ниже. Зазоры образуются между плунжером и плунжерной втулкой. Результатом станет повышенная утечка масла. Компенсатор попросту не будет успевать «выбирать» тепловой зазор;
  2. В редких случаях обратный клапан закрывается негерметично. Что как минимум делает невозможным создание достаточного давления, образуемого между втулкой и плунжером;
  3. Втулка относительно плунжера должна перемещаться свободно. В областях, указанных на фото 3, может появиться засор, и тогда плунжерную пару заклинивает;
  4. Засорение масляных каналов двигателя – это ещё одна причина, по которой компенсаторы перестают действовать.

Пункты 1-3 у нас иллюстрируются на фото:

Первая неисправность всегда возникает как следствие абразивного износа. Применяете некачественное масло – получите соответствующий результат. Вторая неисправность – это результат износа либо засорения. Последнее, кстати, встречается чаще. Ну а заклинивание может возникнуть из-за постепенной закоксовки или из-за появления отложений.

Каждая из причин получила номер от 1 до 4. Дальше делаются ссылки, где сказано, какая именно причина вызывает тот или иной эффект. Читайте внимательно.

Процесс тестирования «от и до»

Рассмотрим ответ на вопрос, как проверить исправность гидрокомпенсаторов на практике. Нужно открыть капот, завести двигатель и слушать:

  1. Допустим, сразу после пуска двигателя появляется повышенный шум, а через 5-6 секунд он исчезает. Вывод: компенсаторы исправны, просто из их полости вытекло масло;
  2. На холостых оборотах наблюдается прерывистый шум. При повышении числа оборотов шум исчезает полностью. Вывод: неисправность есть, а обусловлена она второй либо третьей причиной (см. выше);
  3. Когда прогретый мотор работает на холостом ходу, может появляться непрерывный шум. При повышении частоты вращения шум уходит. Вывод: причина неисправности, которая имеет место, указана под номером 1;
  4. Выше были указаны схожие симптомы. Но мотор может вести себя по-другому: шум появляется на повышенных оборотах, а исчезает на низких. Значит, причиной неисправности является вспенивание масла;
  5. Допустим, наблюдается характерный шум одного либо нескольких клапанов. От частоты вращения эффект не зависит. Знайте, что эту неисправность может вызывать любая из причин, перечисленных в «главе 2»;
  6. Иногда можно слышать шум в режиме холостого хода, который усиливается с ростом частоты до 1500-2000 об/мин, но не более. Данный эффект с работой гидрокомпенсаторов не связан.

Сейчас нам осталось выяснить, чем вызывается вспенивание масла. На самом деле к появлению эффекта приводит как недостаток, так и избыток масла двигателя. Совет: нужно долить расходную жидкость до метки MIN либо избавиться от её избытка.

Повышенный уровень шума не всегда говорит о неисправности. Из части гидрокомпенсаторов, если авто оставить на склоне, масло может вытечь полностью, но недостаток быстро восполнится на работающем двигателе. Избавиться от неприятного эффекта можно за несколько секунд. Для чего выполняется пуск мотора.

Из всего сказанного делается простой вывод: парковать автомобиль на склоне нужно только по необходимости. Все опытные автовладельцы об этом знают.

Как отличить неисправный компенсатор от исправного – видео

Примерные рекомендации по ремонту

Пусть неисправность вызвана причиной, указанной под номером 1 или 2. Тогда компенсатор подлежит замене, и других вариантов быть не может. Если говорить о «причине 3», обычно рекомендуют провести чистку компенсатора, но для этого придётся выполнить демонтаж.

Четыре вида модулей гидрокомпенсатора

Лучше уж сразу заменить неисправный модуль, не прибегая к его разбору. Диаметр корпуса модуля не превышает 10-15 мм, и ремонт будет выполнить трудно.

Если шум компенсаторов появляется на повышенных оборотах, делают вывод о вспенивании масла (см. выше). Причину неисправности тогда ищут так:

Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Чаще всего стучат гидрокомпенсаторы на горячую по причине некачественного или старого моторного масла, забитого масляного фильтра, плохой работе масляного насоса, недостаточного количества масла или же механической поломки. Соответственно, первое, что нужно сделать при их стуке — проверить уровень и состояние моторного масла в двигателе, а также масляный фильтр. Неисправный или засоренный фильтр нарушает циркуляцию смазки по масляным каналам.

Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Обычно гидрокомпенсаторы (в просторечии — гидрики) сначала начинают стучать именно «на горячую». Если гидрики подклинивают или забиты в них масляные каналы, то они начнут стучать сразу, а после прогрева звук может утихнуть, так как не получают смазки в необходимом количестве. В таком случае поможет уже только их замена. Но, когда стучание возникло через несколько минут после запуска и прогрева мотора, проблема может решится проще, если причина не в маслонасосе.

Признаки стука гидрокомпенсаторов на горячую

Для автолюбителя очень важно знать, как понять, что стучит один или несколько гидрокомпенсаторов. Ведь его стук можно легко спутать с другими звуками при проблемах с пальцем поршня, вкладышами коленвала, распредвалом или прочими деталями внутри двигателя.

Стук гидрокомпенсаторов на горячую можно диагностировать, открыв капот. Звуки начнут идти именно из-под клапанной крышки. Тональность звука специфическая, характерная ударам металлических деталей друг о друга. Некоторые сравнивают его со звуком, который издает стрекочущий кузнечик. Что характерно — стучание от неисправных компенсаторов происходит в два раза чаще, чем частота оборотов двигателя. Соответственно, при увеличении или снижении оборотов мотора звук стучания от гидриков будет вести себя соответственно. Под сброс газа будут слышны звуки, как будто у вас не отрегулированы клапана.

Причины стука гидрокомпенсаторов на горячую

В большинстве может быть одна причина из двух, из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на горячую — слишком малая вязкость прогретого масла либо недостаточное его давление. Возникать это может в силу разных причин.


  • Низкий уровень масла. Это очень частая причина, почему на горячую стучат гидрокомпенсаторы. Если смазывающей жидкости в картере недостаточно, то велика вероятность, что гидрокомпенсаторы будут работать “на сухую”, без масла, и соответственно, будут стучать. Однако для гидрокомпенсаторов вреден и перелив масла. В этом случае происходит вспенивание смазывающей жидкости, что приводит к завоздушиванию системы, и как следствие, некорректная работа гидрокомпенсаторов.
  • Забитый масляный фильтр. Если этот элемент давно не менялся, то со временем в нем образуется налет из грязи, которая препятствует нормальному движению масла по системе.
  • Неправильно подобранная вязкость. Часто автолюбителей интересует вопрос о том, почему на горячую стучат гидрокомпенсаторы после замены масла. В большинстве случаев, проблема как раз из-за неправильно подобранной вязкости масла либо оно оказалось некачественным. Нет такого, что какое то масло любят гидрокомпенсаторы, а какое то нет, нужно просто правильно его выбрать. Если слишком жидкое масло, то может не хватать давления для полного наполнения гидрика. А когда оно плохого качества, то попросту быстро теряет свои эксплуатационные свойства. Замена масла поможет решить проблему, и не забывайте, что вместе с маслом нужно менять и масляный фильтр.
  • Неисправный масляный насос. Как правило эта причина характерна для машин с большим пробегом, у которых насос попросту износился и не в состоянии создать должное давление в системе смазки двигателя.
  • Использование присадок для масла. Большинство масляных присадок выполняют две функции — меняют вязкость масла (понижают, либо повышают ее), а также меняют температурный режим работы масла. В первом случае, если присадка понизила вязкость масла, а гидрокомпенсаторы уже достаточно изношены, то как раз и возникают условия, когда гидрики стучат на горячем двигателе. Что касается температурного режима, то масло оптимально работает именно «на горячую», а присадка может изменить это свойство. Соответственно, после заливки присадки в масло могут застучать гидрокомпенсаторы, когда не хватает давления продавить масло в них. Обычно по причине слишком жидкого масла.


Что делать при стуке гидрокомпенсаторов на горячую

Избавится от стука поможет только выяснения и устранения его причины. Дальнейшее будет зависеть от сложившейся ситуации.

Прежде всего нужно проверить уровень масла в картере. От него будет зависеть как оно будет циркулировать по масляных каналах. Также стоит убедиться в достаточности давления масла, даже если при этом и не горит лампочка масленки.


В каждом двигателе рабочее давление масла свое и зависит его конструкции (нужно уточнять в документации), однако считается, что на холостых оборотах давление должно быть около 1,6…2,0 бара. На высоких оборотах — до 5…7 бар. Если такого давления нет — нужно проверять масляный насос. Скорее всего вследствие разжижения масла, падает его производительность. Часто чтобы обеспечить давление не устраняют саму причину, при стуке гидриков на горячую автолюбители заливают при замене более густое масло. Но не следует с этим перебарщивать, поскольку слишком густое масло трудно прокачивается по системе. Из-за чего может возникать масляное голодание!

Причем спешить с приговором самого насоса не стоит. Неисправности масляного насоса могут быть вызваны разными причинами — изношенностью деталей, неисправностью редукционного клапана, износом рабочих поверхностей деталей, а также его работа может ухудшиться при элементарном засоре сетки маслоприемника. Увидеть нет ли грязи на сетке можно сняв поддон. Но, и с такой работой, спешить не стоит. Она может загрязнится лишь если общее состояние масла плохое или была сделана неудачная очистка масляной системы.

Проверьте состояние масла. Даже если вы меняете его по регламенту, оно могло прийти в негодность раньше положенного срока (при сложных условиях эксплуатации машины либо попалась подделка). При обнаружении налета и шлака, часто непонятно, что делать если стучат гидрокомпенсаторы на горячую. Желательно сделать промывку масляной системы, ведь, скорее всего, могли забиться масляные каналы. Чтобы проверить в каком состоянии масло достаточно сделать небольшой капельный тест.

Чаще всего, проблема решается элементарно — просто сделайте замену масла и масляного фильтра. Либо же просто пришло время поменять гидрокомпенсаторы.

Как проверить гидрокомпенсаторы

Проверить гидрокомпенсаторы можно одним из трех методов:

  1. При помощи автомобильного стетоскопа. Однако этот метод подходит лишь для опытных автолюбителей, которые умеют «слушать» двигатель. Прикладывая его к разным зонам расположения гидрокомпенсаторов можно сравнить исходящие оттуда звуки.
  2. При помощи контрольных щупов. Для этого нужно специальные контрольные щупы толщиной от 0,1 до 0,5 мм. Соответственно, на горячем двигателе с помощью щупов нужно проверить расстояние между гидрокомпенсатором и кулачком. Если соответствующее расстояние больше 0,5 мм или меньше 0,1 мм — значит проверяемый гидрик не годен и подлежит замене.
  3. Метод вдавливания. Это самый простой и распространенный метод проверки. Однако для его выполнения гидрокомпенсаторы необходимо вынуть с двигателя. После этого нужно деревянным брусом либо отверткой попытаться вдавить центральный шток компенсатора внутрь. Если компенсатор исправен и находится в более-менее нормальном состоянии — просто пальцем его продавить вряд ли удастся. И наоборот, шток неисправного компенсатора легко провалится внутрь.


Последний метод проверки можно также выполнять и не снимая гидрики с двигателя, однако это будет не так удобно делать и результат будет не таким явным. Обычно вышедшие из строя гидрокомпенсаторы меняют на новые, но в редких случаях его можно попытаться восстановить промывкой. Еще вариант — прочистить и выполнить ремонт гидрокомпенсатора. Как показывает практика, ремонт и чистка гидрика помогает нечасто, но попытаться восстановить его все же стоит. Когда же решитесь менять, то лучше заменить весь комплект, иначе ситуация повторится вскоре, но уже с другими гидриками.

Если ездить со стучащими гидрокомпенсаторами от полугода и дольше, то, когда вы снимите крышку клапанов, велика вероятность, что на самой «постели» распределительного вала, снизу, будут заусенцы от рокеров (коромысел). Следовательно, можно ли ездить со стуком гидрокомпенсаторов решайте сами.

Заключение

Первое, что нужно сделать при появлении стука гидрокомпенсаторов — проверить уровень и состояние моторного масла. Заодно и проверить масляный фильтр. Зачастую от стука спасает замена масла в паре с фильтром, причем желательно с использованием промывочного масла. Если замена масла не помогла можно, то скорее всего дело либо в масляном насосе, либо же в самих компенсаторах.

Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность

В данном материале рассмотрим вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность, а также вероятные причины их нештатного функционирования. Симптомом, который обращает на себя внимание, является их характерный стук, явно различимый при работающем двигателе. Причем проявляться посторонний звук может как на холодном двигателе, так и после его прогрева. В ряде случаев стук гидрокомпенсаторов сопровождает работу двигателя под нагрузкой на низких оборотах. Например, при подъеме в гору на высокой передаче, или резком нажатии на педаль газа.

Причины стука исправных гидрокомпенсаторов

Непродолжительный стук сразу после пуска двигателя – это нормально. При открытых клапанах у части компенсаторов вытекает масло из каналов, и насос сразу после запуска не успевает моментально их заполнить. Спустя секунды посторонний звук прекращается. Однако в ряде случаев стук может быть спровоцирован нарушениями в работе совершенно исправных гидрокомпенсаторов, штатному функционированию которых препятствуют следующие недочеты или неисправности системы смазки ДВС:

  • неподходящее для данного типа двигателя масло
  • выработавшее свой ресурс либо недостаточно вязкое моторное масло
  • уровень моторного масла выше установленной нормы
  • недостаточный уровень масла в двигателе
  • сильно загрязненный масляный фильтр или неисправность масляного насоса

Несоответствующее типу двигателя моторное масло

motornoe-maslo


Для каждого двигателя производитель рекомендует использовать масло, соответствующее определенному классу вязкости и имеющее в составе специальные присадки. Подходящий состав которого обеспечит нормальное функционирование и лучшие рабочие характеристики силового агрегата. Равно, как и долгий срок его службы. Масло, которое не подходит по свойствам к определенному типу двигателя, заведомо влечет неправильную работу его компонентов. В частности, первым признаком может послужить именно стук гидрокомпенсаторов.

Малый класс вязкости, либо выработавшее ресурс моторное масло

Слишком жидкое моторное масло не способно поддерживать нужную степень давления на рабочий поршень гидрокомпенсатора, даже если оно свежее и чистое. Также любое масло для двигателя внутреннего сгорания имеет определенный ресурс. Компоненты и присадки в его составе, обеспечивающие нужную вязкость для эффективного смазывания трущихся поверхностей, под действием постоянных нагрузок и высоких температур со временем вырабатываются. Масло разжижается, а также загрязняется. Продукты загрязнения создают дополнительные помехи свободному перемещению движущихся деталей механизма.

Уровень масла выше максимального

uroven-masla

Объем масла в картере ДВС, намного превышающий необходимый, приводит к его вспениванию вращением коленвала. В масле образуются пузырьки воздуха, в системе смазки падает давление и образуются воздушные пробки. Это сказывается на эффективности смазывания деталей всего двигателя, а также невозможности создания нужного давления для правильной работы гидрокомпенсаторов.

Уровень масла ниже минимума

При недостаточном уровне смазывающей жидкости в двигателе, возникает эффект «масляного голодания». В системе появляется много лишнего воздуха, так как насос подсасывает его при нехватке в поддоне объема масла. Это вызывает и стук гидрокомпенсаторов, для нормальной работы которых необходимо стабильная подача смазывающей жидкости.

Загрязненность фильтрующего элемента или неисправность масляного насоса

maslyaniy-nasos

масляный насос

При наличии данных условий не может создаваться расчетное давление в системе смазки двигателя. Оно может быть достаточным для функционирования силового агрегата, и не сопровождаться предупреждающей индикацией лампы на панели приборов. Тем не менее, для появления стука гидрокомпенсаторов пониженного давления масла может быть вполне достаточно.

Как проверить гидрокомпенсаторы

proverka-gidrokompensatorov

Общепринятые методы проверки работоспособности включают приложение усилия на колпачок каждого гидрокомпенсатора. Выступающая часть кулачка должна быть направлена в противоположную от толкателя сторону. Предварительно проверяется зазор между ними, если он присутствует, это уже говорит о необходимости чистки или замены детали.

Для продавливания исправного гидрокомпенсатора потребуется приложить значительное усилие. Для этого можно воспользоваться выколоткой, сделанной из мягкого металла или дерева, чтобы не повредить поверхность. Прикладываемое для продавливания усилие должно быть примерно одинаковым для всех диагностируемых деталей, также как и скорость их перемещения относительно вертикали. Явно «слабые» подлежат замене. Это один из способов, как правильно проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность, но при отсутствии опыта лучше доверить процедуру специалистам.

Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность (Видео) (видео)

Отечественные машины прельщают автовладельцев простотой ремонта. Большинство сервисных и ремонтных работ можно провести самостоятельно, не обращаясь на СТО и весомо экономя семейный бюджет. Но перед тем как перейти непосредственно к ремонту, нужно правильно диагностировать причину неисправности.

На примере автомобиля Шевроле-Нива мы расскажем, как узнать, какой гидрокомпенсатор стучит в ГРМ мотора.

Об устройстве газораспределительных механизмов

В простом случае компенсатор – это продолжение пятки клапана. Точнее, гидрокомпенсатор одет на клапан и передаёт усилие, получаемое от кулачка. Наглядно эта схема представлена на рисунке:


Здесь компенсатор соприкасается с кулачком

То, что рассмотрено – это один из вариантов. Но есть и другой, когда кулачок давит на коромысло. Само коромысло выталкивают вверх два разных элемента. С одной стороны это будет клапан, с другой – гидрокомпенсатор. Первый из них движется, второй остаётся на одном уровне:


Компенсатор давит на коромысло снизу

Если компенсатор будет неисправен, между кулачком и коромыслом появится зазор.

Заметим, что выше не шла речь о рычажном коромысле клапана. Схема с рычажным коромыслом представлена ниже. Компенсатор там выглядит иначе, чем в случаях «1» и «2».

Раньше в конструкции ГРМ использовался один распредвал (SOHC), и усилие к пяткам клапанов передавалось через рычаг. Для того, чтобы устранить зазор, рычаг снабжали регулировочным винтом 5. Он фиксировался контрагайкой 6:


Схема ГРМ с рычажными коромыслами

Рассмотренный выше механизм можно снабдить гидрокомпенсаторами. Их устройство показано на рисунке «б»:


Схемы компенсатора, три возможных варианта

Схемы «а» и «в» соответствуют первому и второму случаю. Вопросов здесь возникнуть не должно.

Внешне конструкция компенсаторов может различаться, но принцип действия всегда будет одним. Основные элементы конструкции – это следующие детали: обратный клапан (шарик), пружина плунжера 5 и клапанная пружина 6. Цифрой 3 обозначена втулка плунжера, а деталь 2 – это плунжер.

Заметим, что в конструкции двигателей 4A-FE и 5A-FE (Toyota) гидрокомпенсаторы не используются. Они есть в моторах следующих серий: 2S, 1NR, ZR, TR, 5M.

Проверяем стучащий гидрокомпенсатор

Предварительно определите, каким гидрокомпенсатором нужно заняться вплотную, можно простым способом. Те гидрокомпенсаторы, которые выставлены в верхней мертвой точке, нужно слегка придавить отверткой, которая используется как рычаг.


Если под легким нажатием гидрокомпенсатор «проваливается», значит, он не отрегулирован и издает стук. Можно даже для «чистоты эксперимента», быстро нажимая на рычаг-отвертку, постучать гидрокомпнсатором.

Вот где расположены на моторе метки.


Проверив одни гидрокомпенсаторы, проверните звездочку распредвала на 180°, чтобы коленвал провернулся на 360° соответственно. И приступайте к проверке следующей группы. «Правильные» гидрокомпенсаторы «мертво» стоят на месте и не реагируют на легкое надавливание отвертки-рычага.

После предварительного определения неотрегулированных гидрокомпенсаторов, убедитесь, что нет ошибки. Проверить это легко, существует давний, «дедовский» способ. После того как сняли крышку коробки распредвала, на «расхлябанные» гидрокомпенсаторы надавите пальцем. Если ошибки нет, то они легко нажмутся.


Ещё кое-что полезное для Вас:

Регулировка гидрокомпенсаторов не всегда дает желаемый результат. Бывает такое, что они оказываются сильно стертыми, и регулировки попросту не хватает. Выход в данной ситуации — их замена на новые.

После регулировки или замены гидрокомпенсаторов проверьте работу мотора. Для этого его надо завести. После запуска двигателя, какое-то время слышится стук. Не стоит сразу пугаться, гидрокомпенсатор должен «прокачаться». Если все прошло правильно, стук скоро прекратится.

Чтобы перестраховаться и окончательно убедиться, что все сделано правильно, заглушите мотор. Немного подождите и заведите снова, стук повториться не должен. Если стука мы не услышали, значит «плохие» гидрокомпенсаторы определены правильно.

Как бы далеко ни продвинулась автомобильная индустрия, сколько бы электронных устройств, определяющих автомобильные поломки, ни было изобретено, для отечественных автомобилей мы часто применяем старые, проверенные, «дедовские» способы диагностики. Они гораздо доступнее, не требует дорогостоящей аппаратуры и не уступают по точности инновационным способам.

А применимо к отечественной автомобильной технике, которая часто производится по устаревшим технологиям, «дедовские» способы диагностики автомобилей являются самыми правильными и доступными рядовым автолюбителям.

Методы проверки

Теперь перед автомобилистом стоит задача узнать, компенсаторы на его автомобиле рабочие или нет. Как лучше поступить в подобной ситуации?

Существует два варианта проверки.


  • Первый вариант предусматривает снятие клапанной крышки. Метод более наглядный и позволяет практически наверняка гарантировать правильный диагноз. Но выполнение более сложное из-за демонтажных работ;
  • Второй вариант не требует, чтобы демонтировались элементы. Но здесь понадобится хороший слух. Для его улучшения лучше воспользоваться фонендоскопом. Прислушиваясь к работе ГК на разных режимах, можно найти источник проблем.

На каком варианте остановиться? Тут решать вам.

Оба метода проверки имеют свои сильные и слабые стороны. Новичку в таких делах я бы рекомендовал начать с прослушивания гидрокомпенсаторов. Если прослушка ничего не даст, тогда откроете клапанную крышку, и более наглядно рассмотрите состояние элементов.


Проверка прослушкой

Подготовка в процедуре предельно простая. Нужно разместить автомобиль на ровной поверхности, открыть капот, запустить мотор и прислушиваться.

Даже идеальный слух не всегда позволяет четко распознать неработающий компенсатор. Лучше взять в помощь вспомогательный медицинский инструмент. Найти его не сложно.

И тут рассмотрим несколько ситуаций. В зависимости от результата проверки, будем делать соответствующие выводы.

  • После запуска мотора сначала шум появился, но через несколько секунд пропал. С компенсаторами все хорошо. Просто временно их полостей ГК вытекла смазка. Двигатель прокрутился и заполнил их;
  • Обороты холостые, а шум со стороны компенсаторов прерывистый. Стоит поднять обороты, шум уходит. Проблема есть. Она кроется во втулке или засорениях;
  • Двигатель прогрет, обороты холостые, шум непрерывный. Повысив обороты, шум пропадает. Это означает, что зазор увеличился;
  • Симптомы аналогичны предыдущему пункту, только на низких шума нет, а на высоких оборотах есть. Тут вы столкнулись со вспениванием масла;
  • Стучит один или сразу несколько шумов, вне зависимости от оборотов мотора. Тут возможна любая неисправность из перечисленных.

Прикладывая инструмент для прослушки поочередно к зоне, где располагается каждый из компенсаторов, можно понять, где конкретно есть проблема.

Если шум у одного ГК отличается от других, вы нашли источник неприятностей. Осталось лишь разобраться в причинах и устранить неисправности.


Проверка разборкой

Чтобы проверить эти элементы на предмет их работоспособности, можно демонтировать клапанную крышку. Далее придется отталкиваться от собственных ощущений при проверке упругости.

Вам придется прокрутить коленвал, используя для этого центральную гайку. Это приведет вал в движение.

Когда кулачок толкателя будет направлен в сторону, противоположную относительно ГК, поочередно проверьте элементы ан предмет их упругости, есть ли свободный ход.

Использовать можно руки или подручные инструменты. Когда компенсатор болтается и имеет слишком мягкий ход, он неисправен. Требуется ремонт.


Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Проверка уровня масла

Низкий уровень масла является достаточно распространенной причиной стука гидрокомпенсаторов.

Если под капотом возник характерный стук, то необходимо для начала разобраться с причинами, чтобы устранить проблему. В первую очередь нужно проверить уровень масла в двигателе, при этом заглушив его не менее чем на 2-3 минуты. Низкий уровень масла может сильно влиять на работу гидрокомпенсаторов, и это является достаточно распространенной причиной стука. Если обнаруживается данная проблема, то необходимо долить масло в двигатель до нужного уровня.
При нормальном уровне масла необходимо вспомнить, как давно оно менялось. Если после замены масла прошло слишком много времени, то это может также влиять на гидрокомпенсаторы. В таком случае необходимо заменить масло с промывкой двигателя.
Если же проблемы с маслом исключены, то проблема может заключаться в состоянии самих гидрокомпенсаторов.

Причины неисправности

Стук гидрокомпенсаторов может быть вызван двумя факторами:

  • Проблемы в системе смазки мотора.
  • Поломка самих гидриков.

Начать нужно с контроля давления масла в двигателе. Если оно ниже номинального, жидкость не сможет пройти сквозь клапан чтобы заполнить плунжерную пару и прижать корпус гидрокомпенсатора к распредвалу.

Иногда такое случается в результате засорения масляных каналов мотора. Забиться они могут вследствие несвоевременной замены фильтра и масла либо из-за прорыва продуктов сгорания в картер двигателя. Аналогичная ситуация наблюдается при утечке смазки из мотора. В этом случае количества масла, поступающего к плунжерам гидрокомпенсаторов, будет недостаточно для их нормальной работы.

Однако чаще ответ на вопрос почему стучат гидрокомпенсаторы кроется в самом «гидрике»:

  • Перекос и заклинивание плунжерной пары.
  • Поломка шарикового клапана.
  • Ослабление пружины.
  • Появление нагара на стенках деталей или в каналах подвода смазки.

Нельзя игнорировать шум при работе двигателя. Когда стучат гидрокомпенсаторы, идет смещение фазы газораспределения. Клапана позже открываются и раньше закрываются, что приводит к падению мощности, увеличению расхода топлива и ускорению износа поршневой системы.

Перед темкак проверить гидрокомпенсаторы на работоспособностьнужно запастись фонендоскопом или собрать его простейший аналог из металлического прутка с резонатором. С помощью такого устройства удастся на слух определить место установки дефектного гидрика.

После нахождения «виновника шума» его необходимо демонтировать, разобрать, промыть и оценить состояние каналов и плунжерной пары. Единственный способ решения проблемы с неразборными деталями — замена гидрокомпенсаторов.

Если вы не уверены в своих способностях автослесаря или не имеете специального инструмента, при появлении стуков будет проще и дешевле обратиться к специалистам СТО.

Ремонт ГБЦ Шевроле Лачетти. Причины стука гидрокомпенсаторов.

Ремонт ГБЦ Шевроле Лачетти. Причины стука гидрокомпенсаторов.

Добрый день 7 такой интересный случай не знаю жизнь и жизнь доведи в общем машину приехал. Ко мне человек chevrolet lacetti 60 стучит гидрокомпенсатор давай поменяем хочу менять вид мой новый поставил старые стучали новый тоже стучат. Вот они новые компенсаторы 16 штук ну не знаю говорю ну давай глянув в общем полез нашел один на третьем цилиндре его разобрал.

Самый тяжелый компенсаторы с 16 он заклинил вообще смерть вот эта вот внутренняя часть как бы она должна быть маслом наполняется она твердая там клапан. Стоит шарик подпружиненный и стоит большая пружинка которая ну должен выскакивать утренний внутренняя часть видать эта пружинка дата года долбила ёеле закусила между этими деталями. Общими я не могу вытащить цинк вот эту вот внутреннюю часть гидрокомпенсатор как бы на выброс вот хотя они все новые из всех 16 прокачено?

Чтобы там не знает он механически застучал это надоели! Чтобы там грязь была стружка попадает уже откусывает начинают тарабанить или гнет клапана при обрыве ремня там механическое воздействие на них тоже там бывает. Закусывай тоже как бы редко и недостаток давление масла не оглянусь скорее всего те что-то с маслом не могут старые!

Стучать все и новые поставил они тоже все стучат ну давай будет разбирать снял я бошку до что интересно было когда снимал. Головку был клемма сдерну то с датчика давления масла очень интересно и стен дома нету херово. Знает снял головку вот уже расту харин и папа на но тут по выпуску вот он выпуск нетрудно догадаться какой клапан сама больше.

Башку снесу тут наблюдаю такую картину у него еще бежал термостат за счет прокладочка резиновой она стала пластмассовой ну или корпус лопнул.

Но не знает он сам менял постоянно. Была машина в перегреве там антифриз то есть то нет тут мы постоянно головка была без антифриза перерыв или гривен на достаточно таких температур высокие. Испытывала то воду доливали тонкий фриз в это вечно бежала круче он сам поменял ночи менять уже как бы поздно.

Снял головку повторю здесь уже гнула клапана не у этого хозяина у предыдущего но и был такой экспресс ремонт если. Посмотреть на втулке видно кончик втулки весь в трещинах и это на всех клапанах такая вот картина? Вон видно третий цилиндр здесь кончиков вообще нет ни когда клапана загнуло от крошились крошилась.

Втулка и набила здесь вытеснитель видно поршень тарабанил замена.

Шевроле Лачетти. Ремонт ГБЦ после перегрева.

косметический ремонт двигателя, прогарел клапан головки цилиндров, ремонт двигателя лачетти, ремонт машин, ладенкова, шапик, катя клэп, савелий ад

И видно вот эти черные следы но это на головке на прокладки там еще хуже во как сообщающиеся сосуды компрессия. С этого цилиндра плавно перетекала во все три очень машина работала ужасно троила там за счет как-то. Ездили вот такие вот вещи забитые тут отверстия кусок паронитовые прокладки разбухать короче:

Тут полный полный набор так сказать и масахиро чего практически по периметру. Всей прокладки на головку я откручивал так без усилий натяга вообще никакого. Не было на ключ вот такие дела ну думаю ладно головкой все понятно.

Тут полный трэш надо снимать насос раз такая фигня снял? Насос видно шестеренка сточена я в хламину что с этой стороны что с этой что с этой и соответственно сам корпус вот вставляем. Ее сюда мы наблюдаем здесь люфт просто конский помимо этого знаю видно нет сама поверхность такие вот видно видно царапины кабуто с песком работала а вот вот.

Такие места короче шестерня съедена со всех сторон соответственно эта звезда.

Вот так вот шестеренку вытащить нереально когда один край начинаешь подымать она раз и закусывает зазор как бы не дает ну а здесь уже. Все вот причина стука гидрокомпенсаторов удалил там какие-то присадки там для стука которые устраняются tube компенсаторов как бы блять в кавычках я не знаю блин все хотят: Малой кровью блин воскресить трубы да никогда такого!

Не получится соответственно этот крышка тоже тут натерто на будь здоров попутно маслоприемник надо. Прочистить попытаться ну на крайняк тысячу разрежу я говорю потому. Что отверстие со своим а я маленькая был диаметр от греха подальше.

Понятно там новой болты болты потянут и все резинотехнические изделия замена в общем по мелочи. Помимо че тут на 10000 запчастей уже насобиралось ну ладно про это все понятно дальше буду сейчас буду отмывать выбивать втулки готовить. Головку к фрезеровке ну и как раз попутно запчасти придут уже снимать новый.

День от ну все детали горошка выписала втулки напомнил предыдущего владельца?

Много клапана все 16 штук и был такой экспресс ремонт!

Ремонт гидрокомпенсаторов Lanos 1.6

Chevrolet Lacetti рокот двигателя или шум в верхней части двигателя

Папы рику называется втулки они не меняли так на на клапанов kimmel и когда начал выбивать ну тут понятно везде трещины. От к он ни одной целой втулки нет начал выпивать начала вываливать эти осколки оставлять так нельзя при нормальном.

Ремонт потому что неизвестно когда начнут выпадать эти куски при каких режимах там езды вот но здесь в третьем?

Цилиндре как бы пару осколков выпало летали они по цилиндру. Ну это наверное у того хозяин адольфом.

Ремонта так и собрали как бы клапана еще как бы странно почему. Их не погнуло не загнуло вот он этот стоит все по порядку и впуск его клапаны внутри на сайте и выбоины такие и еще я буду проверять. Внутренне или нет может она так визуально не сильно видно но это будет видно когда уже начну притирать.

Клапана по следу контакта будет видно вот дальше между сейчас втулку запрессуешь втулки и потом буду отдавать такой азеров к головка очень сильно поведено и ужасном. Состоянии сама плоскость вот видно блестящий посадочный под направляющие клапанов.

Все это драил отмыл растворителем протёр чтобы у всех этих масляные отложения смыть вот но и новые втулки будет проще: Забивать сгнила тут вот эта трубка так он болгаркой отпилю вот этот бортик: И уже патрубок одеваться будет на вот.

Эту часть ничего страшного в этом как бы нет ну так принципе головка ещё поездит так валай? Тоже одну химии и внутри тоже заливал химии вот эти масляные каналы вот вывалилась оттуда очень много всякой. Срани также пришлось развальцевать маслоприемник потому что под этим по две-три крышкой.

Было все забито герметиком отвалившийся от предыдущего ремонт. Все это надо вымывать потому что это как бы диаметр счас его и на три отверстия как бы не очень большой здесь!

Он еще будет забитый тоже там зачем эти проблемы сальники остаются ими по головах от этого жёлтого налёта помпа в хорошем состоянии? Крутится как бы туго без люфтов бизнес закусываний на подшипники единственной от антифриза некачественного немножко пострадала крыльчатка ну как бы ещё поездит. Ну что-то же сильная бюджет как бы ограничен вот выбивать.

Забивать будет меня такая выколотка уже приготовлено вот эта гайка диктует высоту направляющей втулки? Она должна выступать здесь из головки на 11 миллиметров этот в принципе даже след остался окном не такая гаечка с классики. Кто знает создать этот и от этих солдатики сюда вкручиваются вот одеваю.

Тулку ну так выглядит вот это выколоткой ну ты же буду и заколачивать здесь поставил шайбу и сейчас поставлю одной рукой. Не удобно я уже вот эту гаечку одеваю но втулку все вот в таком виде я забиваю в толку.

Гидрокомпенсаторы ЛАЧЕТТИ 1.8 замена!

Когда упирается гайку слышен характерный звон вот и все там это все вытаскивается втулка на месте ничего.

Как бы сложного нету в да ну на газу немножко подогреваю головку чтобы и легче в топке заходили ну да и втулки можно смазать маслицем слегка отмыл кожа. Была ужасном состоянии все в масле ремень постоянно был в массы потому что с башки. Это всюду ран улетела ее на ремень попадала кремень тоже уже был без пяти минут как в апреле потому!

Что он уже от масла начал разлагаться уже стал такой на ощупь липкий начали. Отваливаться зубья времени похожу я его выкину как бы кожи кто же здесь.

Прошел уже немало повидал на своем веку так сказать немножко паду шотный клапанная.

Под болты многие о них просто забывают привозят! Прокладку типа надо прокладку поменять рио колечки они какие колечки! Под болтами тут десять колечек по моему резиновый постоянно них все забывают потому что вот колечко не от его сгибаешь она уже становится не колечками какой-то фигнёй пластмассовой:

Но это самая мягкая который я снял некоторые были такие что по кускам. Пришлось выковыривать его ну вот как то так болты тоже все отмыто чтобы при сборке никакая не песчинка не соринка потому что уже! Посадочные под компенсаторы есть царапины зазубренные ну вот это грязная сборка в общем здесь это неприемлемо.

Избежание подклинивание и так далее но все следующий этап забиваю втулки отлаженной. Фрезеровку презирая клапана ну и всё будет сборка новый день наконец-таки пришли мне втулки хозяин заказал джей маски понятно:

Тут вот такой номер я не скажу что они плохие и как бы по наружному.

Диаметру но они здесь внутри идет диаметр: 5 5 а не на клапан они лезут к клапан понятно 6 миллиметров их надо короче:

Ремонт ГБЦ двигателя F16D3 после обрыва ремня ГРМ

как устранить стук гидрокомпенсаторов своими руками

5 9 5 8 ну вот мы что у меня даже выколотка сюда не входит чтобы их забить. И потом уже забивать и уже на месте доворачивать разверткой никто блин долго. Муторно короче проще заказать как бы другие блага как бы время позволяло вот приехали ну я сам заказывал как бы хозяин потому.

Что ну не очень соображает вот такие вот вот такая коробочка втулка клапана! Вот это его номер g11 268 не знаешь какой то ли очень? Италия не знает в общем у неё они уже идут как приводе их уже подбивал.

Внутренний диаметр 6 миллиметров возьмем щёлкать и мне понравилось натяг с другой. Как бы и по лифту то что надо в общем внутренний размер мне нравится:

Там на газу такая вот рукой можно. Было так хвататься и всю как бы всю прекрасно запри совалась без проблем. Вот вот как то так можно было конечно.

Начал он ручка вот это царапать не как та блин мне не очень нравится шины только вот ручка делает раньше маркером! Писал ручка как-то блины кощунство я считаю только фрезерном плоскости ручкой на тебя сверху ни в одну из чего в принципе. Сейчас проверила соосности клапанов штаны втулки вроде симметричный так визуально но все равно сейчас проверю на просвет здесь учетом прирезать притереть:

И все буду буду как бы собирать уже запчасти все давно пришли будет сборка так всё притерли его фанат сейчас будет. Стоить сальники собирать головку потому что стоит у меня camry 50 кузов вот это ее коробка автомат разобранная u760 есть болячки. В этой коробке сниму отдельно расскажу здесь ведре запчасти здесь и старые новые.

Будет все готово поменяны втулки 4 клапана клапана. Взяли труднее дрелью ничем старым дедовским способом цанговый зажим клапана я тру вручную но это лично моё как бы моя прихоть такая. Не прихоть не знаю ну я пытался раньше дрели в съемке ну мне не понравилась та же оборот вот эти вот это все посты!

Цокіт в двигуну Chevrolet Lacetti 1.8sed

Принципе видно на плохо в общем что было и там и там одинаково чтобы население было пропуска фок огда глянец. Набивает и тогда уже точно есть уверенность в том что шляпка клапанная находится соосно от местные относительно: Сингла был тут одна втулка прирезал одно седло потому что с новой втулкой один клапан.

Всего лишь из 16 был не соосной! Может втулка бракованная было обычно завода если уже центровки нету они седло обрабатывают по этой втулки новую. Втулку задеваешь если идет клапан на перекос то это косяк завода так небольшое включение мы все головка стоит болты новые victor reinz старые.

Были потянут ее сейчас буду оттягивать вон новый насос уже установлен насос не знаю ну какой. То фирмы ну такой не очень дорогой не было от этой пробке со старого перекручиваем насосом ну как бы посмотрим. Все посадочная под помпа очищена здесь никакого должен.

Не должно быть герметика чистая прокладка резиновая и корпус помпы все ну сейчас притяну башку сегодня надо уже отдать человеку так уже надолго! И как сек затем не мать так установил компенсаторы. Ну как бы у меня порядок сборки такой я головку на столе полностью не собираю потому что это при сборке надо мазать.

Башку уже на блок устанавливать начинает снизу биться вот это все масло прокладка должна быть под. Головку но обезжиренная без всякой там жирных масел пятен грязи и так далее ну что ставлю сначала!

Маслом не боясь у там блин на прокладке попадет не туда куда надо компенсаторы как бы какой мягкий какой твердые. То с прошлого вот это вот новая поменял не прокачанный. Сейчас так наполовину маслом его заполнил так какой продавливается какой нет про качается многие там их метят там цифрами.

Поставить он туда 1 чтобы просто так захотел? Никогда не отмечаю там какой куда да вообще без разницы также и клапана когда там или седла при ризою или там клапана притирают.

Вытащи ну если еще втулки перри прессовал тоже они мне валяются там да похер кто куда какой блин всё равно менять втулки? Соосность поменяется прирезать седла если надо тоже так все меняется и просто после притирки.

Да уже как бы менять их нежелательно так да пофигу новый. День ну все по шарику всё собрал всю фильтр масла новое все залил антифриз сейчас будет первый запуск.

Как бы вот это как есть предварительно перед. Съемками я запускал так что не знаю как сейчас там будет она тарахтеть не будет. Так сейчас под накачаем ну пробуем масло горит датчик я восстанавливал.

Ну ну пока понятно тарабанят сейчас они про качаются и доснимаю не все чуть-чуть поработал прогрелся устаканились компенсаторы ты захотят? Форсунки слышно осталось поменять вот этот вакано баклуши и бери она не работает вот эта заслонка изменив. Изменения вкусного кратко была ошибка пока гигеру у него трубка здесь завальцован а заглушена не захочет пускай?

Читайте также: