Когда закрылся завод форд во всеволожске

Обновлено: 05.07.2024

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

Ford уходит налегке

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Компания Ford Sollers, совместное предприятие американского производителя Ford Motor Company и группы «Соллерс» Вадима Швецова, к концу июня 2019 года завершит производство легковых автомобилей в России и закроет два из трех своих автозаводов — в Набережных Челнах в Татарстане и во Всеволожске в Ленинградской области, а также завод двигателей в ОЭЗ «Алабуга» в городе Елабуга. Об этом 27 марта сообщила пресс-служба компании. Ford прекратит не только производство, но и импорт легковых автомобилей в Россию.

Почему принято решение свернуть производство

Сколько автомобилей продавал и производил Ford в России

Продажи Ford упали сильнее рынка по сравнению с рекордным 2012 годом — в 2,5 раза, до 53 234 автомобилей по итогам 2018 года, а рыночная доля сократилась с 4,5 до 3%. Для сравнения, южнокорейская Kia продала в прошлом году 227 тыс. автомобилей, Hyundai — 175,8 тыс.

«Это привело к недозагрузке заводов Ford Sollers и недостаточному возврату на инвестированный капитал», — указывает Ford. Суммарная мощность трех заводов составляет около 360 тыс. автомобилей в год, и еще один способен производить до 105 тыс. двигателей в год.

Продажи LCV-моделей, наоборот, продолжили расти, за последние три года они выросли более чем на 200%, что позволило этим машинам выйти в лидеры сегмента среди иномарок, сообщает Ford Sollers. Ford оценивает свою долю на рынке легкого коммерческого транспорта России в 15%.

Что будет с заводами Ford и их работниками

Завод во Всеволожске был построен в 2002 году, на нем производились Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах — Fiesta и EcoSport. На моторном заводе в Елабуге выпускались двигатели для Kuga, Explorer, Transit и Tourneo. Их остановка приведет «к значительному сокращению штата сотрудников, которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций», говорится в пресс-релизе СП.

Общая численность работников Ford Sollers составляет 3700 человек, сколько из них будет уволено, представители СП не раскрывают

Власти Ленинградской области заявляют, что готовы к закрытию завода. «Компания не раз говорила о том, что площадка в Ленобласти может быть закрыта. Для нас это будет не очень приятное решение, хотя Ford не является крупным налогоплательщиком. Так, налоговые отчисления в региональный бюджет в прошлом году составили 150 млн руб. при том, что весь бюджет области — 150 млрд руб. Для нас важно сохранить гарантии компенсационных выплат и все гарантии перед трудовым коллективом», — сказал журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. На заводе Ford во Всеволожске работают 960 человек, из них 500 — жители Ленобласти.

Комментируя планы компании, председатель первичной профсоюзной организации Ford Sollers во Всеволожске ​Михаил Сергеев заявил, что профсоюз будет добиваться выплаты для уволенных сотрудников компенсации в размере двух годовых окладов: «Это наше основное требование, если нам ничего более интересного администрация не предложит. 2 апреля у нас начинаются переговоры».

На площадках в Татарстане, по данным ТАСС, могут сократить почти тысячу сотрудников.

По данным «Ведомостей», закрытые заводы будут проданы, основные претенденты — компании, которые уже имеют автопроизводство в России. Представитель Ford Sollers это не комментирует.

Работник завода Ford: «В это мало кто верил, был шок от новостей»


«Я действующий сварщик на заводе Ford во Всеволожске. Сегодня после объявления о прекращении продажи легковых автомобилей на заводе была встреча между представителями профсоюзной организации и администрацией завода. До конца апреля будет закрыт завод в Набережных Челнах, где выпускается Fiesta. До конца мая будет свернута сборка Kuga, а в июне закроется производство Explorer, а также Focus и Mondeo у нас во Всеволожске. Администрация предприятия заявила, что сотрудникам будет предложена программа увольнения, но подробностей по ней пока нет.

У нас назначена еще одна встреча с администрацией на 2 апреля. На ней дирекция объявит свои предложения по программе увольнения, а мы, как профсоюзная организация, выскажем пожелания сотрудников.

Могу лишь сказать, что около месяца назад, когда было объявлено о реструктуризации Ford в России, у нас была встреча. Тогда сотрудники высказали свои пожелания. На собрании звучало, что если завод закроют, то работники хотели бы получить компенсацию в размере двух годовых окладов. Но если честно, тогда в такое развитие событий мало кто верил. И сегодня на работе у многих был легкий шок от утренних новостей. Сейчас на заводе простой, и до 2 апреля никто из сотрудников на работу не выйдет».


«Я был членом профсоюзной организации и, в общем-то, сейчас не теряю связи с заводом. В 2008 году, когда я устроился на работу, на заводе работало около 3000 человек. Но это включая бэк-офис, логистический центр, кадровое агентство и прочие структуры. Сейчас на заводе работает порядка 1000 человек.

В целом в городе на данный момент около 20 промышленных предприятий, на которых заняты более 6000 человек — и это примерно 30% от общего числа рабочих мест. Так что несложно догадаться, какие последствия будут после практически одновременного увольнения 1000 людей. И опять же, не стоит забывать, что закрытие завода скажется и на сопутствующих производителях. Например, «Гестамп Северсталь Всеволожск» поставляет металл для кузовных панелей моделей Focus и Mondeo. Так что не исключено, что после закрытия завода и на предприятиях поставщиков начнутся сокращения.


Фото 27 марта 2019 Ford уходит: вся история великой марки в России
Статьи 27 марта 2019 «Не будем устраивать распродаж». Что говорят дилеры об уходе Ford

Но не думаю, что новость о скором закрытии завода стала шоком и полной неожиданностью для горожан. Это очень неприятно, но в режиме неполной рабочей недели предприятие работает уже почти три года, а сам завод работает всего в одну смену уже очень давно.

Что касается увольнения сотрудников, то не думаю, что их будут официально сокращать. Все-таки это очень сложная и дорогостоящая процедура. Скорее всего, с работниками будет достигнуто так называемое «соглашение сторон» с выплатой компенсации. В любом случае со своей стороны я буду всячески поддерживать борьбу своих коллег за достойные условия ухода с предприятия. Тем более что с профсоюзом рабочие получат компенсации большего размера».


«Я работал на заводе Ford Sollers с 2004 по 2015 год. Был там заместителем бригадира сварочной бригады «лонжероны моторного отсека» на модели Focus. Также работал в кузовной ремонтной зоне «Мондео», занимался мелкими ремонтными работами и техническим обслуживанием оборудования.

Насколько мне известно, в то время, когда я работал, на заводе было около 2500 сотрудников. Но эта цифра неточная. Сейчас вроде бы около 1000 человек осталось.

Нельзя сказать, что предприятие было градообразующим, но все-таки очень важным. На заводе работали люди и из области, и из многих районов Санкт-Петербурга. В лучшие времена сотрудников по домам развозили порядка 20 автобусов, из которых только три приходилось на Всеволожск.


Мне кажется, что около 1000 безработных — это очень чувствительно для нашего города и региона в целом. Тем более в такой стране, как наша, где профсоюзные организации не имеют серьезного веса.

Сотрудникам, у которых в послужном списке числится Ford, очень тяжело будет устроиться на какие-то другие промышленные производства международных компаний».

Кому завод? Что станет с предприятием Ford во Всеволожске

Но не исключено, что, как в случае и с предприятием General Motors в Шушарах, помещение завода вместе со всеми производственными мощностями и оборудованием просто будет простаивать несколько лет. В конечном счете все зависит только от решений самой Ford, которая может оставить для себя лазейку для возможного возвращения обратно в Ленобласть.

Ford может продать свой бизнес в России. Что ждет завод во Всеволожске

Уход американцев

Предприятие Ford Sollers во Всеволожске просуществовало 17 лет. В далеком 2002 году это был единственный завод во всей России, которым полностью владели американцы. Объем изначальных инвестиций в него составлял $330 млн.

Теперь предприятие будет закрыто в рамках масштабной программы реструктуризации Ford по всему миру. Американская компания начала нести значительные убытки на европейском рынке после кризиса 2014 года, поэтому ее руководством было решено сократить штат сотрудников и закрыть несколько заводов в Европе и России.

В конце марта 2019 года Ford объявила, что покидает российский рынок легковых автомобилей и сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта. Помимо всеволожского завода, будет закрыто предприятие в Набережных Челнах. В начале января эксперты, с которыми общался "ДП", предрекли скорое закрытие предприятия в Ленобласти, но полное сворачивание бизнеса Ford в России многие ставили под сомнение. Поэтому окончательное решение компании многих удивило.

Среди всех российских активов завод в Ленобласти действительно был самым слабым местом Ford. На нем не производились популярные модели и основной упор делался на Ford Focus, который занимал довольно низкие позиции в рейтингах продаж последние несколько лет.

Начиная с 2014 года объем производства на всеволожском заводе сокращался и предприятие больше не работало на полную мощность.

По тормозам. Грозят ли рынку петербургского автопрома новые потрясения после ухода Ford

Увольнение сотрудников

Закрытие всех трех своих заводов в России в Ford оценили в $174 млн. Значительную часть их них составляют компенсационные выплаты увольняемым сотрудникам. Увольнять работников будут по двум схемам — либо по программе добровольного увольнения (ПДУ), либо — в случае отказа от ПДУ — по 81-й статье ТК "Расторжение договора по инициативе работодателя".

При использовании ПДУ сотрудники могут получить выплаты от 5,5 до 12 месячных окладов в зависимости от трудового стажа. Как сообщили "ДП" в пресс-службе Ford Sollers, 97% сотрудников, подлежащих высвобождению на заводе во Всеволожске, подали заявки на участие в программе добровольного увольнения и получили одобрение.

"Данный размер компенсации значительно превышает установленный законодательно уровень, более того большинство сотрудников завода во Всеволожске имеют стаж 10 и более лет и могут рассчитывать на максимальный размер компенсации в рамках анонсированной программы", — считают в компании.

Тем не менее Ford не избежал критики в отношении размера выплат. Так, профсоюз компании "Рабочая ассоциация" изначально требовал два годовых оклада в качестве компенсации. Кроме того, многие обращали внимание, что компенсационные выплаты российским рабочим значительно меньше тех, что выплачиваются компанией при закрытии предприятий в других странах Европы.

Например, в марте этого года Ford объявил, что сократит 5 тыс. рабочих мест в Германии, что позволит компании сэкономить почти $500 млн. Установленный размер компенсационных выплат при этом составил 2 годовых оклада (среднемесячный оклад рабочего автомобилестроительного завода в Германии составляет около 3 тыс. евро до вычета налогов). На встрече рабочих завода с председателем комитета по труду и занятости правительства Ленинградской областиАлексей Брицуном в апреле сотрудникам пообещали, что до окончания работы уровень их зарплат не опустится ниже 40 тыс. рублей.

Как сообщили "ДП" в комитете по труду и занятости правительства Ленинградской области, 20 мая состоялась консультация с представителями профсоюзов завода Ford Sollers. Правительство Ленобласти планирует организовать опережающее профессиональное обучение работников, чтобы упростить их дальнейшее трудоустройство, а также организовать консультационные пункты биржи труда, на которых будут уточняться предпочтения работников по вариантам поиска работы.

"Также в ближайшее время будут организованы специализированные ярмарки вакансий, куда будут приглашены заинтересованные работодатели Ленинградской области и Петербурга. Сегодня служба занятости может предложить высвобождаемым работникам услугу по профессиональной ориентации и организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации", — рассказал представитель комитета Анна Новоселова.

По ее словам, свободными в Ленинградской области остаются 20 тыс. вакансий, из них 4 тыс. рабочих мест в обрабатывающей отрасли промышленности.

Производственный план завода завершается в конце июня, тогда же произойдет первая волна увольнений. При этом все еще остается открытым вопрос с судьбой освобождаемого завода. Правительство Ленинградской области надеется привлечь новых инвесторов, чтобы сохранить рабочие места.

"Сегодня мы проводим определенную работу, чтобы понять, кто придет на площадку завода в будущем. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники Ford продолжили работу на этой же территории", — заявили в комитете по труду и занятости.

Кто станет инвестором

Эксперты в области автомобилестроения и реализации автомобильной продукции, с которыми побеседовал "ДП", обращают внимание, что завод Ford во Всеволожске — объект сложный, поэтому найти ему нового хозяина быстро вряд ли выйдет. При этом у него все-таки есть ряд преимуществ, среди которых — уже построенная инфраструктура. При этом печально известна судьба завода General Motors в Шушарах, который после ухода концерна с российского рынка так и не был введен снова в эксплуатацию.

Представитель аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов считает, что заинтересоваться заводом могут корейские автопроизводители, в особенности Hyundai или KIA, которая является дочерним предприятием того же Hyundai: "Логично было бы, если бы на эту территорию зашли инвесторы из Кореи. Кстати, в Ленобласти уже есть один завод Hyundai, и он уже несколько лет подряд работает на полную загруженность. Поэтому им приходится жертвовать в продажах определенными моделями. Hyundai Solaris был одним из самых продаваемых седанов, но сейчас мы наблюдаем падение продаж из-за того, что компания не может производить столько автомобилей этой модели, сколько нужно. Поэтому Hyundai была вынуждена сделать ставку на производство модели Creta с большим ущербом для Solaris. Есть еще модели KIA Rio и Rio X-Line. В итоге мы имеем ситуацию, когда четыре модели у компании производятся практически на одном заводе мощностью 240 тыс. автомобилей в год. Они могли бы производить больше, но производственных мощностей не хватает. Как вариант, освобождаемая площадка Ford могла бы быть им интересна. Тем более что компания KIA все еще не закрыла вопрос о наличии собственного завода в России", — считает эксперт.

По мнению Тимерханова, также к плюсам можно отнести то, что в Ленобласти есть порт и потенциальные партнеры корейских автопроизводителей, что тоже может стать решающим фактором.

По мнению Виталия Новикова, управляющего партнера консалтинговой компании "Университет продаж" и автомобильного эксперта, среди инвесторов могут оказаться китайские производители: "Но нужно помнить, что завод Ford — объект сложный и крупный. Большого спроса на крупные производственные площадки сейчас нет, потому что количество крупных покупателей ограничено естественным образом. Маленькие производственные площадки интересуют инвесторов гораздо больше, тем более что они довольно редки и их еще нужно поискать. Инвесторы могут прийти на эту территорию, но только если их хорошенько заинтересовать, производителей для этого нужно буквально вылавливать. У нас подобных проблемных территорий много: промзона Марьино, которая очень хочет стать автомобильным заводом и найти себе еще одного резидента. Есть завод "Ё-мобиль", который простаивает и который никому не могут продать".

Новиков, напротив, не видит особого повода для заинтересованности корейцев: "У нас из корейских производителей в России есть Hyundai, KIA и Ssangyong. Если говорить про последних, то у них есть производство где-то на Дальнем Востоке, но нет воли к победе, они навряд ли захотят продвигаться и завоевывать рынок дальше. В Поднебесной же порядка 300 автопроизводителей и есть амбиции, кто-нибудь из них может прийти. Но нужно понимать, что и тут есть свои нюансы. В разное время к нам на рынок приходили китайские автопроизводители Changan, GAC, JAC. Ну и где все эти автомобили? Китайцев придется заинтересовывать", — заключил он.

Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс", считает, что завод во Всеволожске ждет консервирование на время поиска покупателя: "И это время может затянуться на годы. Так случилось, например, с заводом General Motors в Шушарах, который, к слову, после ухода GM из России простоял без производства несколько лет. К сожалению, с теми, кого могла бы заинтересовать производственная площадка, сейчас наблюдаются сложности. Очереди из покупателей не выстраиваются. Не так давно было объявлено о триумфальном возвращении General Motors в Россию с модельным рядом Opel, однако компания собиралась работать на производственной базе "ПСМА Рус", — напомнила она.

Примерно такого же мнения придерживается аналитик компании "ФИНАМ" Дмитрий Баранов: "Сейчас будет некорректно давать какие-либо прогнозы относительно данного актива, даже неизвестно, будут ли завод освобождать от станков. Ведь компания через некоторое время может принять решение о возвращении на российский рынок, и собственное производство ей понадобится, если она захочет восстановить утраченные позиции и войти в число лидирующих по продажам марок в РФ. Поэтому компания может лишь законсервировать его, но продавать не будет. Оборудование с него может быть выставлено на продажу, чтобы вернуть часть потраченных средств и потому что, если компания вернется в РФ, оно уже устареет и его все равно надо будет менять. Но и это не факт, что оборудование будут продавать. Если все же допустить, что предприятие будут продавать, то будет логичным, если его новым владельцем станет какая-либо компания из машиностроительной отрасли. Ей все равно придется переоборудовать завод под себя, но, учитывая близость профилей деятельности, расходы на это могут быть меньше, чем если завод купит компания совершенно из какой-то другой отрасли и будет его переделывать под себя", — считает он.

РЕПОРТАЖ "Уходим с грустью": Рабочие завода Ford в Ленобласти покидают предприятие

С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 июн /ПРАЙМ/. Компания Ford Sollers официально прекратила работу во Всеволожске Ленинградской области, рабочие покидают остановившее конвейер предприятие, только некоторые вспомогательные службы пока продолжат работу. С 24 июня администрация завода начнет выплаты уволенным сотрудникам компенсаций.

Ранее стало известно, что Ford завершит выпуск легковых машин в России к июлю, закроет заводы в Набережных Челнах и Всеволожске и завод двигателей в Алабуге. Как сообщал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, завод в регионе будет работать до 20 июня, и на этом этапе произойдет добровольное сокращение сотрудников. Остальных ожидает плановое сокращение в сентябре. Максимальные выплаты получат работники со стажем более десяти лет. Большинство сотрудников выбрали добровольное увольнение с выплатой дополнительных компенсаций.

РАБОЧИЕ ЖАЛЕЮТ О ЗАКРЫТИИ ЗАВОДА

Вокруг огромного заводского здания царит тишина. Большинство цехов закрыты, зоны разгрузки пустуют, свет горит лишь в столовой. Десяток сотрудников в спецовках расположились на траве у входа, они ждут окончания последнего рабочего дня.

Около 17 часов рабочие отправляются к выходу, где неподалеку их ожидают большие автобусы служебной развозки.

Он предположил, что наниматели опасаются брать рабочих, умеющих бороться за свои права.

Работать на всеволожском заводе было комфортно, вспоминает собеседник агентства.

"У меня инвалидность, поэтому теперь будет очень сложно устроиться на работу. Здесь я чувствовал себя человеком, на предприятии действовала программа реабилитации инвалидов. Теперь встану на биржу труда", — говорит он.

Водитель погрузчика Михаил признался, что ему тоже жаль уходить, но в будущее он смотрит с оптимизмом.

"Я сюда ездил из Петербурга, там вакансий по моей специальности хватает. Трудоустраиваться сразу не буду, планирую отдохнуть", — говорит он.

Михаил проработал на заводе 16 лет. По его словам, давно уже настало время менять место работы. "Пора заняться чем-то новым. Да и ездить из Петербурга было далековато, но так как привык к работе и к коллективу, жил по накатанной", рассказывает он.

"Дальнейшее трудоустройство может стать проблемой для всех бывших рабочих возрастом за 40 лет. Потеря работы на заводе будет серьезной трудностью в первую очередь для жителей Ленинградской области", — считает председатель первичной профсоюзной организации Ford во Всеволожске Михаил Сергеев.

По его словам, большинство рабочих завода — люди старше 40. "Многие привыкли к стабильности. Среди рабочих большинство тех, кто сейчас переживает за будущую судьбу. Сегодня в профсоюзе мы обсудили ситуацию, будем ещё собираться в конце июня. Пока сложно прогнозировать дальнейшие действия профсоюза", — сказал собеседник.

ВЛАСТИ ГОТОВЫ ПОМОГАТЬ

По его словам, уже почти месяц — с 27 мая на территории ЗАО "Форд Мотор Компани" работает консультационный пункт службы занятости, где рабочим подбирают варианты трудоустройства с учетом образования, опыта работы и уровня заработной платы, организуют обучение и переподготовку.

Работники интересуются вакансиями водителя погрузчика, тракториста, инспектора отдела кадров, бухгалтера, начальника и контролера ОТК, инженера по охране труда, бригадира, оператора производственной линии, перечислил Брицун.

"Наибольший интерес вызывали вопросы о возможности переобучения за счет средств службы занятости, порядком постановки на учет на биржу труда, поддержкой малого предпринимательства", — рассказал чиновник.

По его словам, комитет по труду и занятости совместно с комитетом по развитию малого и среднего бизнеса и "Форд Мотор Компани" в четверг провели занятие для работников, желающих открыть свое дело. "Семнадцать работников предприятия получили информацию об оказании государственных мер поддержки начинающим предпринимателям", — сообщил он.

Завод Ford во Всеволожске закрывается. Почему компания решила уйти с рынка и что будет с уволенными сотрудниками

Компания Ford объявила, что летом 2019 года закроет свой завод во Всеволожске. Из-за закрытия производства легковых автомобилей около тысячи человек потеряют работу, а дилеры могут отказаться от сотрудничества с компанией.

«Бумага» рассказывает, почему завод закрывают, из-за чего его сотрудники несколько лет устраивали забастовки и скажется ли уход компании на экономике Ленобласти.

Завод Ford во Всеволожске построили в 2002 году за $ 300 млн. Он выпускает модели Focus и Mondeo

Летом 2002 года во Всеволожске в 24 километрах от Петербурга открылся завод американской компании Ford. Там собирают автомобили Ford Focus и Ford Mondeo. На его строительство потратили $ 150 млн. На создание центрального склада запчастей и переоснащение производства — еще около $ 200 млн.

Производство занимает 26 гектаров и включает в себя цеха для сборки автомобилей и окраски кузовов, площадку для проверки машин, а также склады. На заводе могут выпускать около 125 тысяч автомобилей в год, но производство не работает в полную мощность.

После открытия завода во Всеволожске спрос на автомобили Ford вырос. Focus стал самой продаваемой иномаркой в России

В 2000 и 2001 годах, когда у Ford еще не было завода во Всеволожске, в России было продано 1300 и 2335 автомобилей марки соответственно. При этом в 2003 Ford продал на российском рынке уже более 20 тысяч автомобилей, 17 тысяч из которых произвели во Всеволожске.

В этом же году Ford Focus стал самой продаваемой иномаркой в стране, опередив многолетнего лидера Daewoo Nexia. В 2004 году завод во Всеволожске выпустил уже около 30 тысяч легковых автомобилей.

Рост производства продолжался. К 2013 году завод выпустил 70 тысяч машин. После этого произошел спад: в 2014-м завод произвел 30 тысяч автомобилей, в 2015 и 2016 — около 15 тысяч, а в 2017 — 20 тысяч автомобилей.

Завод во Всеволожске несколько раз приостанавливал работу конвейера из-за снижения продаж

Автомобильные заводы традиционно устраивают трехнедельные летние каникулы и отправляют сотрудников в оплачиваемый отпуск. Однако у завода Ford каникулы дополнялись простоями: конвейер не работал, рабочим платили две трети ежемесячного заработка.

С декабря 2008 по январь 2009 года завод Ford во Всеволожске приостановил работу конвейера, чтобы сократить производство автомобилей — компания опасалась снижения спроса. С августа по сентябрь 2009 года конвейер также приостанавливали. Тогда завод работал в две смены вместо трех.

Простои производства в компании объясняли «серьезными изменениями экономической ситуации в России» и связывали с девальвацией рубля и снижением спроса на легковые автомобили.

Рабочие выходили на забастовки из-за простоев производства, низких зарплат и переработок

В ноябре 2005 года на заводе Ford в Ленобласти прошла первая забастовка, на которой рабочие требовали повысить зарплату на 30 %. Около 350 сотрудников из 400 блокировали производство в течение часа, а затем провели недельную «итальянскую» забастовку: трудились строго по нормам, без переработок и сверхурочных. Тогда руководство не выполнило требования сотрудников, но пообещало пересмотреть систему начисления зарплат.

В 2006 году профсоюз снова провел «итальянскую» забастовку с тем же требованием — повысить зарплату на 30 %. Администрация Ford согласилась увеличить зарплату на 12,5 % и выплатить бонус до 8 % годовой зарплаты при выполнении плана производства. Сотрудники компании не приняли предложение.

В 2007 году бастующие рабочие приостановили производство на заводе во Всеволожске примерно на месяц — с ноября по декабрь. Работники собирались с плакатами и требовали повысить зарплаты с 19 до 28 тысяч рублей.

Забастовки повторялись в 2010 и 2015 годах. Участники требовали повышения зарплат на уровень инфляции, оплаты простоя производства и выплаты компенсаций при увольнении. В ноябре 2018 года на заводе прошла еще одна забастовка: рабочие просили вернуть надбавки к зарплате.

Завод во Всеволожске закроют вместе с производствами в Набережных Челнах и Елабуге

Первые два месяца 2019 года продажи машин Ford в России упали на 45 %, из-за чего компания решила закрыть производства в трех городах: Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге. О закрытии заводов официально объявили 27 марта. Как пояснил президент европейского, ближневосточного и африканского регионов Ford Motor Company Стивен Армстронг, решение было принято для «эффективности и конкурентоспособности» бизнеса Ford.

Американская компания решила отказаться от производства легковых автомобилей в России, но продолжить выпуск легких грузовиков, например Ford Transit. Производство планируют открыть на базе закрытого завода двигателей в Елабуге в Татарстане. Из-за того, что компания больше не будет выпускать легковые автомобили, часть дилеров может прекратить сотрудничество с Ford.

Из-за закрытия завода во Всеволожске работу потеряют около 1 тысячи сотрудников. Им выплатят компенсацию

Профсоюз завода во Всеволожске сообщил, что на производстве работают 1030 сотрудников. После закрытия производства они потеряют работу.

По словам председателя первичной профсоюзной организации Михаила Сергеева, работники будут добиваться выплаты оклада за два года в качестве компенсации. Переговоры с руководством завода начнутся в начале апреля.

При этом Ford готов выплатить $ 200 млн долларов рабочим и поставщикам трех закрытых заводов в России. Отмечается, что большая часть этой суммы пойдет на выплаты при увольнении. Часть уволенных сотрудников с заводов в Набережных Челнах и Елабуге предложил трудоустроить КамАЗ.

Ford предложил увольняемым сотрудникам от 5,5 до 12 окладов. Профсоюз требует больше и готов митинговать

4 апреля стало известно, что Ford предложил увольняемым сотрудникам своих российских заводов от 5,5 до 12 окладов в зависимости от стажа. Наименьшую компенсацию Ford предлагает сотрудникам, проработавшим менее пяти лет. Тем же, кто работал от 15 лет, компания намерена выдать годовой оклад. Как пишет «Фонтанка», зарплата сотрудника завода составляет 55 тысяч рублей. Таким образом, размер компенсаций составит от 302,5 до 660 тысяч рублей в зависимости от стажа.

В МПРА заявили, что эти размеры выплат «даже не близки» к их требованиям. В профсоюзе сообщили, что уже направили письмо в Ford Europe с просьбой пересмотреть компенсации и намерены поднять эту тему на встрече с правительством Ленобласти 5 апреля.

В случае, если требования профсоюза не удовлетворят, рабочие готовы выходить на пикеты и митинги, а также устроить голодовку. По данным «Фонтанки», МПРА требует для увольняемых сотрудников компенсацию в размере двух годовых окладов.

Власти Ленобласти утверждают, что закрытие завода не скажется на экономике региона

Закрытие завода во Всеволожске практически не скажется на экономической ситуации в Ленобласти, рассказали в администрации региона. Это связано с тем, что завод отчислял около 150 млн рублей налогов в год, что составляет 0,1 % доходов бюджета области. При этом власти региона отмечают, что пытались помочь заводу сохранить производство: предоставили льготы по налогообложению и субсидии на обучение сотрудников.

В администрации Ленобласти говорят, что закрытие завода во Всеволожске связано с экономическими сложностями самого предприятия, например, снижением продаж.

Завод могут продать другой автомобильной компании, например Volkswagen

На завод во Всеволожске для переговоров приходили представители нескольких автомобильных компаний, сообщает председатель первичной профсоюзной организации завода Ford Михаил Сергеев. По его данным, возможным покупателем завода может стать Volkswagen, однако официальных заявлений компания не делала.

При этом директор агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин отмечает, что все лидеры авторынка уже запустили собственное производство в России, и площадка во Всеволожске может быть им не интересна.

Кончился завод: как уход Ford поможет автопрому России

Практически тридцатилетняя история современного российского бизнеса компании Ford подошла к концу: три завода будут закрыты, уходят с рынка такие привычные россиянам автомобили, как Focus, Kuga и Mondeo. Около 1 тыс. человек потеряют работу, и примерно 60 дилеров закроют либо перепрофилируют свои автоцентры. Однако, несмотря на очевидные минусы, у этой истории есть позитивный момент: исчезновение слабого игрока усилит другие компании и российский автопром. В чем минусы и плюсы — в материале «Известий».

Масштаб проблемы


Вокруг ухода Ford из России пока много шума, который мешает трезво взглянуть на произошедшее. Итак, компания закрывает в России три завода: в Ленинградской области, фабрику моторов в Елабуге и завод в Набережных Челнах. И тут сразу надо пояснить, что продуктивность этих заводов в последние годы не то чтобы стремилась к нулю, но, мягко говоря, была неважной. Заводы месяцами стояли на простое. Де-факто тормозить компания начала намного раньше.

завод Форд в России

Вид на здание завода Ford Sollers, Республика Татарстан


Условной точкой отсчета резкого штопора Ford стал 2013 год. Тогда при довольно стабильной конъюнктуре рынка продажи компании без очевидных причин обвалились со 130 тыс. шт. на 18% (до 106 тыс. шт.). Далее последовали западные санкции, обвал рубля, кризис в России и по итогу 2014 года Ford рухнул еще на 38% до 66 тыс. шт. По данным базы «Коммерсант Картотеки», в 2014 году СП Ford Sollers зафиксировало 11 млрд рублей операционного убытка против 400 млн рублей прибыли годом ранее. Казалось, куда ниже, но и это не было дном: в 2015 году по итогу компания показала один из самых печальных результатов за всю историю работы в России — 38,6 тыс. шт. (–41%).

Конечно, падали все, но Ford, будучи одним из лидеров рынка, двигался вниз быстрее самого рынка и многих конкурентов из масс-сектора. По доле рынка Ford, имевший на тот момент около 10 моделей в различных сегментах, сравнялся с отечественным «УАЗом», у которого в линейке по сути всего-то два устаревших внедорожника. В 2017 году ситуация в стране улучшилась, люди начали возвращаться в дилерские центры. Ford рос, но делал опять же это медленнее других. По некоторым данным, прошлый год российский офис компании закончил с убытком $330 млн, с рекордных 186 тыс. автомобилей, проданных в 2008 году, Ford упал до 53 тыс. в 2018 году.

Кризис стратегии


Первые признаки сваливания в пике компании Ford проявились еще в 2011 году, тогда при переходе на второй, более углубленный этап промышленной сборки американцы выбрали себе в партнеры отечественную компанию Sollers. Последняя не смогла реализовать сделку с итальянским FCA (Fiat-Chrysler) и была заинтересована в сильном партнере для загрузки пустующих заводов в Елабуге и Набережных Челнах, вспоминает независимый эксперт и консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— В компании Ford прекрасно понимали, что им необходима господдержка на этом локальном рынке. В этот момент они увидели в лице Sollers партнера, который может им обеспечить участие в госзаказах и формировании предварительного плана по госпрограммам. Всё, как обычно, упирается в вопросы стратегии и управления. А вот тут у обеих компаний были и есть колоссальные проблемы, — считает Бургазлиев.

Сборочная линия на заводе Ford Sollers во Всеволжске

Сборочная линия на заводе Ford Sollers во Всеволожске

По словам эксперта, в Ford, как и когда-то GM, не заметили момент изменений глобальных трендов. Еще в начале 2010-х годов стало очевидно, что будущее многих рынков — и российского в том числе — за кроссоверами и моделями сегмента B+. Лучше всех считал эту повестку тандем Hyundai–Kia, при этом корейцы сделали стратегически верный выбор — одна платформа на несколько автомобилей и глубокая локализация. Альянс Renault–Nissan, видя успехи модели Renault Logan, Sandero и колоссальный спрос на Duster, также сделал ставку на сегмент B+ и кроссоверы.

УАЗ Хантер

BMW 2-Series

Cadillac CTS

Ford Mondeo

Lifan Murman

Geely Emgrand

Hawtai Boliger

Jaguar I-Pace

Jeep Cherokee

Peugeot 2008

Непривлекательная цена


Американцы последними представили свои главные рабочие лошадки на российском рынке: народный седан (Ford Fiesta) и бюджетный кроссовер (EcoSport). Машины были построены на одной платформе и, как ни странно, достаточно хорошо локализованы. В России осуществлялась сварка, окраска и даже штамповка капота, боковины и крыши для Fiesta и EcoSport. Формовка некоторых пластиковых деталей салона, штамповка торпедо осуществлялась также на татарстанском заводе. На эти же машины поставлялись двигатели местного производства. Высокие издержки неизбежно ложились в итоговую цену автомобилей, что сыграло против их конкурентоспособности.

— Кроссовер EcoSport по абсолютно непривлекательной для рынка цене обладал невысоким качеством отделочных материалов, это же касается и Fiesta. И хотя эти машины теоретически могли побороться за рынок, время было упущено. Продукты конкурентов оказались привлекательнее и дешевле, — отмечает Бургазлиев.

Что теряет государство с уходом Ford


Компания Ford оценила свои затраты на реорганизацию российского бизнеса в $500 млн, еще $200 млн пойдут на выплаты дилерам и рабочим. А какие же расходы понесет государство? Помимо имиджевых потерь, которые неизбежны с уходом инвестора, Россия также теряет колоссальные вложения, которые в разное время и в различном виде были предоставлены компании.

Американцы не были первыми иностранцами, кто пришел в Россию с заводом, но сделали это довольно рано (в 2002 году открылся первый завод во Всеволожске) и основательно — с цехами производства полного цикла. Уровень безработицы в Ленобласти в «нулевых» был достаточно высок, поэтому инвестор без труда получил выгодные условия. Так, компания не платила налог на имущество, прибыль и пользователей дорог в период окупаемости проекта и два года после этого. Позже задолженность по налогу на имущество для Всеволожского завода регулярно списывалась.

Дилерский центр продаж и обслуживания автомобилей Ford

Дилерский центр продаж и обслуживания автомобилей Ford


Еще до появления первого режима промышленной сборки Ford получил право на ввоз комплектующих по нулевым таможенным пошлинам. Это, к примеру, позволило в 2003 году предложить Ford Focus первого поколения за $10,9 тыс. в базовой комплектации. В Испании аналогичная машина стоила $13,5 тыс. Конкурентное преимущество по сравнению с импортными иномарками было феноменальным: очередь на Focus достигала полугода, и даже место в этой очереди могло стать предметом торга.

В 2009 году во время мирового финансового кризиса Россия по примеру многих стран создала национальные программы стимулирования спроса. Компания Ford получила доступ к утилизации «автохлама», субсидированным автокредитам, льготным лизингу и «трейд-ину», субсидиям на поддержку гарантийных обязательств автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-3» и «Евро-4», возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, компенсацию издержек за содержание рабочих мест и за использование энергоресурсов и т.д. Сложно измерить все инвестиции государства в российский бизнес Ford, но они очевидны и весьма значительны.

Skoda Karoq

BMW X7

Nissan Qashqai

Renault Arkana

Toyota RAV4

Kia ProCeed

Lada Granta Cross

Suzuki Jimni

Mazda 6

Mitsubishi L200

Ford напоследок поможет автопрому России


Седаны и хетчбэк Fiesta и Focus, седан Mondeo, кроссоверы Ecosport, Kuga и Explorer, микроавтобус Torneo Custom — с этими моделями россиянам придется попрощаться. Разнообразие выбора автомобилей на российском рынке сокращается с каждым годом, что, очевидно, не на руку конкуренции. Однако для автопрома России только это может стать выходом из патовой ситуации, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Эксперт констатирует, что иностранные автокомпании построили в России избыточные мощности — около 3,5–4 млн автомобилей в год. Емкость рынка на ближайшую пятилетку 1,8–2 млн шт., а реальная потребность автопарка — 3 млн шт. в год.

— Цены на новые автомобили с 2014 года выросли вдвое, потому что локализация на деле оказалась грошовой. В России каждый производитель на каждую деталь имеет собственного поставщика. А нужно всего несколько компаний единых для всех автозаводов на территории страны. К примеру, генератор и помпа охлаждения мотора у Volkswagen Polo и Hyundai Solaris разные, а могли быть одинаковые, потому что эти машины практически идентичны по характеристикам, — объясняет Ифанов.

Цех сварки на заводе Ford Sollers в городе Елабуга Республики Татарстан

Цех сварки на заводе Ford Sollers в городе Елабуге Республики Татарстан


Импортированные детали из-за границы номинированы в долларах и евро, в России эта валютная составляющая вылезает в себестоимости. Для снижения стоимости автомобиля в России, по мнению Ифанова, автопроизводители должны объединяться и загружать общих поставщиков. Сейчас этому объединению мешает сильная фрагментация российского автопрома, поэтому уход слабых компаний упростит работу на рынке другим игрокам.

— Простой пример — металл и металлопрокат для кузовов, за редким исключением при наших-то заводах до сих пор везут из-за рубежа. Производители не готовы унифицировать свою номенклатуру с конкурентами, а российским металлургическим заводам из-за этого разделения и малых объемов неинтересно с ними работать. Поэтому российский металл идет на Запад, там более организованные компании делают из него детали и за евро они возвращаются в Россию, — говорит эксперт.

По мнению Ифанова, уход Ford, GM из России — это только начало деиндустриализации автомобильного сектора нашей промышленности. Эксперт уверен, что за ними последуют другие слабые игроки. Выиграют от этого сильнейшие, они смогут забрать объемы рынка аутсайдеров. Под большие объемы можно будет нагружать конвейеры поставщиков, они в свою очередь дадут низкую себестоимость и высокую рублевую добавленную стоимость в российском автомобиле.

Читайте также: