Кто открыл по волге путь от истока до каспийского моря

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 03.10.2024

Кто открыл по волге путь от истока до каспийского моря

В 2017г. планирую организовать переход на лодке ПВХ под ПЛМ.
План маршрута: оз.Малые Верхиты - устье Волги (дельта Волги)
Ориентировочный период перехода: апрель-до окончания майских праздников 2017г. (зависит от даты вскрытия Волги). В любом случае на работе должен быть к 11 мая)))
Цель: пройти. ))))
Основные задачи:
1. Одиночное прохождение всего маршрута (со мной будет только мой пёс - Сибирский Хаски)
2. Знакомство с волжскими городами с точки зрения их исторической значимости для Руси в период с 980г до 1480г.
3. Оценить финансовые перспективы Россиян (и не только) к речному, водно-моторному отдыху на реке Волга
4. Знакомство с Волжанами)))))))
В данной теме обсуждаю:
- вопросы организации перехода,
- возможного содействия и помощи (моральной, материальной, консультационной,финансовой или в предоставлении контактных данных полезных организаций и людей)
- историческую информацию о городах на Волге (980-1480гг).
Особенно важным будет помощь в прохождении шлюзов, организации поездок в исторические места населенных пунктов на Волге.

Не готов обсуждать тематику "Бред, а не поход", "Авантюра","Откажись" и т.п.
Причин для отказа от реализации идеи и так много, начиная от оборудования лодки и финансов и заканчивая проблемой "перекатывания" через шлюзы, плотины.
Принципиально, проблему подготовки и реализации перехода делю на следующие составляющие:
а) поиск волонтеров, готовых в контрольных точках оказать необходимую помощь (содействие)
б) материально-техническая часть реализации перехода
в) спонсорская помощь
Условия помощи-содействия-партнерства готов обсуждать.
Будет помощь "от сердца" - низкий поклон, на "коммерческой основе" - договоримся
Начну с пункта "а". - основополагающего.
Я разбил маршрут на контрольные точки (КТ) и описал их характеристики. готов выслушать конструктивные рекомендации и/или замечания

Волга река в истории

Считается, что одно из первых упоминаний о Волге, сделано в V веке до нашей эры в трактатах древнегреческого философа и историка Геродота. В описании военного похода персов во главе с царем Дарием против скифских племен, историк указывает, что войско Дария, преследуя племена за речкой Танаис или Дон в современном изложении, остановилось на берегах реки Оар. Именно это название ученые отождествляют с рекой Волгой.


Сведений о реке в далекие времена было не много. Так Диодор Сицилийский дал название реке – Аракс, а Птоломей утверждал, что у Волги два устья, которые впадают в разные моря: Каспийское и Черное. Римские философы дали называли ее – Ра, что в переводе означает «щедрая», монголо-татарские племена величали как Рау, Идел, Иуиль, а в арабских первоисточниках Волга именуется Ателью (великая). Многие филологи утверждают, что современное название возникло от балтийского слова – «валка», что означает «текущий ручей». Другая группа ученых склонна считать, что корень слова Волга произошел от старославянского слова «влага». Затрагивает Волгу и известная Русская летопись «Повесть временных лет». В ней отчетливо прослеживается путь реки – где берет начало и куда впадает.


Волга у села Ширяева


Волга карта схема

Особое стратегическое значение Волга приобрела в 19 веке. В ту пору на реке появился большой речной флот. Совершаются массовые перевозки зерна и соли, руды и рыбы, и другого сырья. Со временем, помимо парусных и весельных судов, появились пароходы. Но Волга река судоходная не на всех участках. В некоторых местах проходимость судов была затруднена. Так возник ручной способ транспортировки лодок, барж и т.д. Люди впрягались в специальную упряжь и посредством канатов тянули судно по реке. Это был очень тяжелый и неблагодарный труд. В период активного грузового потока, в акватории работало более 300 тысяч человек. Таких людей называли бурлаками. Русский художник Илья Иванович Репин смог точно передать всю ужасную и трагическую судьбу наемных рабочих в своей картине «Бурлаки на Волге».


Утес Стеньки Разина. Волга

Не обошли стороной Волгу реку и войны. В годы Гражданской, а потом и Великой отечественной войн, Волга оставалась стратегическим объектом, обеспечивающим контроль доступа к зерну, нефти и другим жизненно важным ресурсам. Переломным моментом во Второй мировой войне считается Сталинградская битва, прошедшая на берегах многострадальной реки.


Волга во время разлива

Послевоенный период характеризуется сильным экономическим ростом страны. Быстрыми темпами возводятся многочисленные гидроэлектростанции с образованием водохранилищ. Значение Волги как реки стратегического и экономического значения увеличилось в несколько раз. Созданы новые рабочие места, активно расстраиваются города, поток грузового водного транспорта неумолимо растет.

Предания и фольклор о реке Волге

Люди издавна селились по берегам рек, и Волга не стала исключением. Вода и доступность пищи делают привлекательными русла рек для жилья. Наши пращуры свято верили, что у каждой, даже маленькой речушки существует дух или хранитель. А такие большие и полноводные реки как Волга могли иметь их несколько. Согласно легендам и преданиям, у Верхней Волги есть хранитель, который представал перед очевидцами в виде маленькой девочки. Девчушка никогда не плачет и много раз спасала тонущих детей.

Легенды Средней Волги утверждают, что дух реки – это молодая красивая девушка. Ее часто называют кормилицей или заступницей. Раньше верили, что цвет воды на Волге во многом зависит от настроения хранителя реки. Чем темнее вода, тем хуже настроение хранителя и ничего хорошего ждать не приходится.
В низовьях реки за порядком смотрит старичок с большой седой бородой и одном лапте. Почему в одном? Ответ на этот вопрос до наших дней не дошел. Но говорят, что старик появляется только перед теми, кто чист душой и указывает места полные рыбы, а людей с «черным сердцем» затягивает под воду, где они остаются навсегда.

Упоминание о русалках на реке Волге также не редкость. Но в каждом регионе свои особенности. В одном — русалки совершенно безвредные и милые существа, и в другом – злобные и очень опасные.

Не только сказания о речных жителях дошли до наших дней. Река Волга воспевается во многих народных песнях. Написано много произведений про реку, сняты художественные и документальные фильмы. Чего только стоит всем известный старый фильм «Волга-Волга». Да и современные авторы не брезгуют отдать дань уважения речке.

Факты и цифры о реке Волге

Описать только словами Волгу как реку, которая является одной их самых громадных в Европейской части нашей планеты невозможно. Язык сухих цифр скажет больше.

Кто из русских царей открыл по Волге путь от истока до Каспийского моря?

Кто из русских царей открыл по Волге путь от истока до Каспийского моря.

Пётр 1 открыл путь по Волге до Кайспийского моря.

В 17 веке первым из царей послал русских людей учиться в европу?

В 17 веке первым из царей послал русских людей учиться в европу.

Пролив между азией и амерекой открыл русский учёный какой?

Пролив между азией и амерекой открыл русский учёный какой.

Согласно условиям Столбовского мира 1617 года , Россия лишилась выхода к этому морю?

Согласно условиям Столбовского мира 1617 года , Россия лишилась выхода к этому морю.

Каспийское Помогите плиз буду очень признательна спосибо зарание .

Согласно условиям столбовского мира 1617 года российской лишилась выхода к этому море белое Каспийское Балтийское черное?

Согласно условиям столбовского мира 1617 года российской лишилась выхода к этому море белое Каспийское Балтийское черное.

Когда Марко Поло открыл шёлковый путь?

Когда Марко Поло открыл шёлковый путь?

О ком из русских царей Николай Михайлович Карамзин сказал так : , , Характер Иоанна ?

О ком из русских царей Николай Михайлович Карамзин сказал так : , , Характер Иоанна .

Есть для ума загадка?

Составте перечень правил которые лжедмитрий 1 должен был соблюдать как русский царь?

Составте перечень правил которые лжедмитрий 1 должен был соблюдать как русский царь.

Какой царь открыл америку?

Какой царь открыл америку.

Путь «из варяг в греки» вел из моря :Белого – в КаспийскоеБелого - в БалтийскоеБалтийского – в ЧерноеБалтийского – в Ладожское озеро?

Путь «из варяг в греки» вел из моря :

Белого – в Каспийское

Белого - в Балтийское

Балтийского – в Черное

Балтийского – в Ладожское озеро.

Какое море во времена киевской Руси называлось русским?

Какое море во времена киевской Руси называлось русским.

Какой торговый путь связывал прибалтику и средиземное море?

Какой торговый путь связывал прибалтику и средиземное море.

Монголо - татары совершали на Русь разбойничьи военные набеги, принуждали русских князей посылать свои дружины для участия в их завоевательных походах. За период с 1228 по 1462 год источники сообщают о более чем трехстах войнах и различных походах, ..

Геродот родился около 484г до н. Э.

В. аримаспылар деп атады.

1812 году началась война с Наполеоном.

Началась в 1812 когда закончилась непомню.

Города Таллин Рига. Позже Вильнюс. Нарва была основана следующим веком.

Эллинистическая культура - это эпоха культуры эллинизма и культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.

Слюда Слюдаиспользовалась вокнахифонарях. Стеклобыло низкого качества и мутное. В 16 веке слюда пропускала больше света, чем стекло. Слюду добывал Соловецкий монастырь. Монастырь десятую часть добытой слюды передавал в царскую казну.

Это пока что самые ранние даты, связанные с появлением человека на территории Беларуси. Они не выходят за рамки верхнего палеолита, и с ним нужно сегодня начинать историю Беларуси. . На территории современной Беларуси выявлено более 500 поселений э..

Салтыков Михаил Евграфович (псевд. — Н. Щедрин) (15[27]. 01. 1826—28. 04. [10. 05]. 1889), писатель - сатирик, публицист, критик. Родился в с. Спас - Угол, Калязинского у. Тверской губ. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, мать — к..

Река Волга

В России много разных красивых рек, но именно Волгу называют величественной, царицей всех русских рек. Река Волга протекает в Европейской части России через территорию 11 областей и 4 республик. Относится к бассейну Каспийского моря.

река Волга

Река Волга самая полноводная и крупная река Европы. В древние времена называли Ра, потом носила название Влоги — Итиль. В различных источниках встречаются также названия «Атиль», «Асиль», «Исиль», «Астиль», «Эдиль», «Идель», «Атал». Некоторые из них до сих пор встречаются в разных языках (татарском, башкирском, чувашском, калмыцком, карачаево-балканском и ногайском).

Исток Волги

У Волги около 150 000 притоков, благодаря которым река набирает мощь и силу, превращаюсь в могучую реку, которая несет свои воды в Каспийское море.

Река Волга одна из самых больших рек на Земле, а в Европе самая большая. В мировой статистике по длине она на 16-ом месте и на 4-м месте среди рек России. Также Волга является самой большой в мире рекой, впадающей не в море, а во внутренний водоем.

Географическое расположение реки Волга

река Волга

Устье лежит на 28 м ниже уровня моря.

Бассейн реки Волга

Волга — крупнейшая в мире река из числе тех, которые не впадающая в мировой океан (называется внутренний сток).

В верхнем течении, т.е. на территории Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра — Малое и Большое Верхиты, затем уже через систему крупных озёр, известных как Верхневолжские озёра: Стерж, Вселуг, Пено и Волго, объединённые в так называемое Верхневолжское водохранилище.

Длина Волги 3 530 километров. Площадь бассейна водосбора: 1 360 тыс. кв. км. Ширина русла: до 2500 м.

Падение реки 256 м. Средняя скорость течения: меньше 1 м/с.

Средняя глубина Волги 8 – 11 метров, на отдельных участках 15 – 18 метров.

Дельта Волги

Дельта Волги признана самой экологически благополучной дельтой в Европе. Территория под хозяйственное использование здесь востребована, но регулярно расширяются границы природных заповедников, что позволяет сохранять баланс.

Крупнейшая речная долина Европы Волго-Ахтубинская пойма и дельта реки Волги, а также окружающая их пустыня всегда привлекали внимание ботаников. Первые исследования главным образом касались видового состава флоры. В разное время область посетили: П. С Паллас, К. К Клаус, Э. А Эверсманн, И. К Пачоский, А. Я Гордягин и многие другие выдающиеся путешественники и ботаники.

Гидрологический режим реки

Основное питание Волга получает за счёт талых вешних вод. Грунтовые воды, подпитывающие реку в зимний период, и летние дожди, играют в её питании меньшую роль. В годовом уровне реки выделяют три периода:

  • продолжительное и высокое весеннее половодье,
  • устойчивая летняя межень,
  • низкая зимняя межень.

Период половодья в среднем длится 72 дня. Максимальный подъём воды обычно происходит в первой половине мая, примерно через две недели после весеннего ледохода. С июня по октябрь-ноябрь устанавливается летняя межень, в период которой открыта навигация по Волге. Волга – одна из важнейших водных магистралей России.

В течении условно выделяют три участка реки:

Верхняя Волга – от истока до Нижнего Новгорода (устье Оки).

Средняя Волга – от устья Оки до устья Камы.

Нижняя Волга – от устья Камы до Каспийского моря.

Верхняя Волга протекает преимущественно в лесной зоне, минуя крупные лесные массивы, тогда как маршрут средней части реки пролегает через лесостепную полосу. Нижняя Волга держит свой путь в степной и полупустынной зонах. Дно Волги в разных местах может быть песчаное или илистое, часто встречаются илисто-песчаные участки. На перекатах грунт в основном галечный или хрящеватый.

Максимальная температура воды в летний сезон достигает 20–25 градусов, зимой река на всём своём протяжении покрывается льдом: верхняя и средняя части замерзают до конца ноября, нижняя Волга – в начале декабря. Появление на реке водохранилищ повлекло за собой изменение теплового режима Волги. Так, на верхних плотинах период ледового плена увеличился, а на нижних – уменьшился.

Рельеф местности

река Волга

Река Волга – типичная равнинная река. Бассейн Волги занимает около 1/3 Европейской части России и простирается по Русской равнине от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе и до Урала на востоке. В связи с очень большой протяженностью реки, состав почв в бассейне Волги очень разнообразен.

Крупные города

– Казань – столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волга. Является одним из крупнейших научно-образовательных, культурных центров России. Экономически развитый город. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

– Самара – город расположенный в среднем Поволжье России. Является административным центром Самарской области. Шестой по численности населения город России с населением — 1,17 млн. человек по состоянию на 2012 год.

– Волгоград – город расположенный на юго-востоке Европейской части России, является административным центром Волгоградской области. Расположился на западном берегу реки в её нижнем течении. Вместе с расположенными на восточном берегу городами Волжский и Краснослободск входит в Волгоградскую агломерацию.

На Волге также стоят другие известные и достаточно большие города: Ржев, Тверь, Дубна, Кимры, Калязин, Углич, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Кинешма, Юрьевец, Козьмодемьянск, Чебоксары, Звенигово, Волжск, Тетюши, Ульяновск, Новоульяновск, Сенгилей, Тольятти, Жигулевск, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Вольск, Маркс, Саратов, Энгельск, Камышин, Николаевск, Ахтубинск, Харабали, Нариманов, Астрахань, Камызяк.

Исторические упоминания о Волге

Некоторые исследователи склонны считать, что первое упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). Речь идет о рассказе о походе персидского царя Дария на скифов. Геродот сообщает, что персы, преследуя скифов, перешли за реку Танаис (Дон), и остановились на реке Оар. Реку Оар пытаются отождествить с Волгой, хотя Геродот также сообщил, что Оар впадает в Меотиду (Азовское море).

В древнеримских источниках II—IV веков Волга названа как река Ра — щедрая, в арабских источниках IX века именуется Ателью — рекой рек, великой рекой. В самой ранней древнерусской летописи, «Повести временных лет», сказано: «Из того Волоковского леса потечёт Волга на восток и втечёт… в море Хвалисское». Волоковский лес — старинное название Валдайской возвышенности. Хвалисским именовалось Каспийское море.

Географическое положение Волги и наличие крупных притоков обусловило уже к VIII веку её важное значение как торгового пути. Именно по Волжскому пути хлынул поток арабского серебра в скандинавские страны. Из арабского халифата вывозились металлы, ткани, из славянских земель — меха, воск, мёд.

В IX—X веках в торговле значительную роль играли такие центры, как хазарский Итиль в устье, булгарский Булгар на Средней Волге, русские Ростов, Суздаль, Муром в Вернем Поволжье. С XI века торговля ослабевает, а в XIII веке монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси.

С XV века значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы под единое управление Московии, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке.

Возникают новые крупные города — Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге ходят большие караваны судов (до 500). В XVIII веке основные торговые пути перемещаются на Запад, а экономическое развитие нижней Волги сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. Бассейн Волги в XVII—XVIII веках явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С.Т. Разина и Е.И. Пугачёва.

Волжский торговый путь активно развивается в XIX веке, происходит соединения Мариинской речной системы бассейна Волги и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 — первый пароход), все слышали о волжских бурлаках (до 300 тыс. чел.). Река используется для крупных перевозок хлеба, соли, рыбы, позже нефти и хлопка.

В годы Гражданской войны 1917— 1922 перевозки закономерно снизились, но не надолго. Взятие большевиками контроля над Волгой считается важным переломным моментом Гражданской войны, так контроль над Волгой обеспечивал доступ к хлебным ресурсам и бакинской нефти. Важную роль в Гражданской войне сыграла оборона Царицына, в которой активную роль играл И. В.Сталин, что и послужило поводом для переименования Царицына в Сталинград.

В годы сталинской индустриализации всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х годов XX века Волга начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечественной войны 1941—45 на Волге произошла крупнейшая Сталинградская битва, которая сохранила имя Волги в истории освобождения края. В послевоенный период экономическая роль Волги усилилась еще, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций.

Использование Волги в наше время, туризм и отдых

река Волга

Люди используют Волгу в самых разнообразных целях. Прежде всего, это важная хозяйственно-транспортная магистраль.

  • Вверх по Волге поставляют хлеб, соль, рыбу, овощи, нефть, нефтепродукты, цемент, гравий, уголь, металл и др.
  • Вниз по течению сплавляют пиломатериалы, лес, минерально-строительные грузы и промышленные материалы.

Также на реке осуществляются пассажирские перевозки и экскурсии на теплоходах.
Река является источником водоснабжения сельскохозяйственных объектов, а также заводов, фабрик и иных промышленных предприятий. Построено некоторое количество плотин и гидроэлектростанций вырабатывающих электроэнергию для нужд человека.

После прохождения Волги через систему Верхневолжских озёр еще в 1843 году была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания глубин, пригодных для судоходства в межень. Между городами Тверь и Рыбинск на Волге созданы так называемое Московское море (на самом деле Иваньковское водохранилище) с плотиной и ГЭС у города Дубна, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). У Городца (выше Нижнего Новгорода) Волга, перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище.

Шлюз Нижегородской ГЭС

Многие жители нашей страны путешествуют по Волге, отправляются сюда для активного отдыха или рыбалки.

Волга – одна из богатейших рек России, где насчитывают около 80 видов рыб, среди которых осётр, щука, налим, белуга, сом, сазан, ёрш, лещ, белорыбица и многие другие. Широко развит промысловый лов многих видов. С давних времён река Волга считалась одним из наилучших мест для рыбалки.

Экологическая ситуация

С 30-х годов XX века Волга стала использоваться в качестве источника гидроэнергии. В наше время в бассейне реки сосредоточено примерно 45 % промышленного и около 50 % сельскохозяйственного производства Российской Федерации. Волга обеспечивает более 20 % всего рыбного промысла страны. Здесь сооружены 9 водохранилищ и гидроэлектростанции.

Закономерно проблема загрязнения окружающей среды стоит достаточно остро. По мнению специалистов, нагрузка на водные ресурсы реки в восемь раз превышает среднюю по стране, а 65 из 100 наиболее загрязнённых городов России располагаются в бассейне Волги.

Экологи бьют тревогу: воды Волги серьёзно загрязнены. Данные мониторинга подтверждают, что качество воды в Волге и её притоках и водохранилищах не соответствует российскому стандарту качества по целому ряду параметров. Наиболее серьёзные экологические проблемы загрязнения воды возникают в связи с: наличием большого количества плотин; работой крупных промышленных предприятий и комплексов; обилием загрязнённых стоков больших городов; интенсивной навигацией.

Волжске-Каспийский водный путь: Русское государство выходит к Каспию и на Кавказ

В создавшихся к концу XVI в. условиях, когда в результате Османских завоеваний и Великих географических открытий происходит смеще­ние международных торговых магистралей, начинается поиск альтер­нативных вариантов торговых путей в европейско-азиате кой торговле. Именно таким путем оказался со второй половины XVI в. Волжско-Каспийский водный путь.

Наступившее в результате монгольских завоеваний ослабление торгово-экономических связей Руси с Востоком продолжалась срав­нительно недолго. Уже в XIV—XV вв. начинает развиваться новый

торговый путь: от Твери до Астрахани и далее на Центральную Азию, в государства Иранского плато и Индию. Волга открывает путь к Ка­спийскому морю, и восточный путь для России становится отныне преобладающим.

Первое подробное описание маршрута Волжске-Каспийского пути принадлежит английскому путешественнику-негоцианту Энтони Джен-кинсону, который в 60-х годах XVI в. совершил путешествие из Моско­вии в Персию. Начинавшийся в столице Русского царства Москве, этот путь пролегал по маршруту Москва-река—Ока, далее по Волге в Нижний Новгород—Казань—Астрахань, далее по Каспийскому морю — в Дер-бент-Шабран и, наконец, по сухопутной дороге по маршруту Шема­ха—Ардебиль—столица Сефевидской державы Казвин 39 . После заверше­ния образования централизованного Русского государства 40 с середины XVI в. начинается процесс его территориального расширения как на за­падном, так и на восточном и южном направлениях.

Учитывая то обстоятельство, что устья рек, выходящих на Белое, Балтийское, Черное и Каспийское моря, не были подконтрольны Рус­скому государству, и чтобы получить свободный вывоз продукции на внешние рынки, оно в течение трех столетий — с XVI по XVIII в. основ­ные свои усилия направляло на военно-политическое решение этой проблемы путем многочисленных войн с Ливонским орденом, Литвой, Польшей, Швецией, Османской империей, Крымским, Казанским и Астраханским ханствами. Лишь решив эту грандиозную геополитиче­скую задачу, Россия смогла бы приобрести статус великой державы.

Что же касается северо-восточного Прикаспия, то после распада Зо­лотой Орды в начале XV в. на несколько владений наиболее крупными среди них стали Ногайская орда и Узбекское ханство. Ногайская орда занимала район между реками Яик (Уралом) и Волгой, а Узбекское хан­ство — от Аральского моря до Яика на западе, Тобола — на севере и до Иртыша — на востоке.

В середине XVI в. Россия, завоевав последовательно Казанское (1552), а затем и Астраханское (1556) ханства, вышла и утвердилась на северном побережье Каспийского моря. Это позволило ей значитель­но активизировать свою роль в международной торговле посредством Волжске-Каспийского водного пути. Отмечая огромное значение этого события для России, выдающийся русский историк начала XIX в. Николай Карамзин писал: «Кроме славы и блеска, Россия, примкнув свои владения к морю Каспийскому, открыла для себя но­вые источники богатства и силы, ее торговля и политическое влияние распространились» 41 . Выход России в Каспийское море не только Угрожал доходам Османской империи, получаемым с транзитных товаров, перевозимых через турецкую территорию в районе Среди-

земного моря; он ставил также преграду широким геополитическим планам Османской империи по охвату границ Русского государства от Днепра до Урала. В целом, как замечает исследователь истории Кавказских войн генерал русской армии В. Потто, начиная с Ивана ГУ «мысль о господстве на Кавказе становится наследственной в русской истории» 42 . Именно к периоду правления Ивана IV, который первым из государственных деятелей в российской истории осознал военно-политическое и экономическое значение Кавказа, относятся истоки российской экспансии в регионе. В результате брака Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Темркжа в 1561 г. наиболее развитая в регионе в государственном и военно-политическом отношениях Кабарда была принята под покровительство России, которая приоб­рела своеобразную точку опоры для дальнейшей экспансии в южном направлении 43 . В свою очередь, занятие Россией Казани и Астрахани открыло широкие возможности для установления прямых контактов с Сефевидским государством для совместных действий против Османской империи, начавшихся при Иване IV (1533—1584) и Тах-масибе I (1524-1576). Сефевидский шах Тахмасиб I искал союзников в борьбе против Османской империи, а Иван IV стремился развить торговлю с Востоком по Волжско-Каспийскому пути, что, несомнен­но, сулило Москве огромные прибыли.

Однако обе страны во второй половине XVI в. находились в слож­ном военно-политическом положении. Раздираемое феодальными междоусобицами Сефевидское государство на западе и севере вело длительные, почти непрерывные войны с Османской империей и ее вассалом — Крымским ханством, а на востоке — с суннитским госу­дарством Шейбанидов. У Русского государства также были грозные противники — на западе и севере — Речь Посполитая и Швеция, а на юге — Османская империя с Крымским ханством. Ослабленное не­удачной Ливонской войной, Российское государство в 70—80-х годах XVI в. было не в состоянии активно противодействовать Османской империи в районе Каспийского моря. Своеобразным реваншем за их неудачу под Астраханью в 1569 г. явилось занятие турками в 1583 г. Баку и Дербента, которое поставило под их контроль каспийский участок Волжско-Каспийского торгового пути и свело на нет значе­ние Астрахани как центра российской восточной торговли. К тому же это привело к стратегическому охвату Москвы с юга и юго-востока и разрыву сухопутных связей между Российским государством и Се-февидской державой.

Именно к данному периоду относится становление регулярных дипломатических отношений между этими государствами. Отправ­ленное в 1586 г. в Москву посольство Гади-бека впервые обратилось

с просьбой о военной помощи против Османской империи, обещая в виде компенсации за нее передать Дербент и Баку, захваченные в этот период турками. Однако в силу ряда исторических обстоя­тельств этот план не был воплощен в жизнь. Дело в том, что в Русском государстве наступали «смутные времена», а в Сефевидском государ­стве очередная междоусобица, связанная с восшествием на престол шаха Аббаса I (1587—1629). При этом шахе, обеспечившем восстанов­ление былого военно-политического могущества Сефевидского госу­дарства, вопрос о заключении военного соглашения против Осман­ской империи уже не ставился, хотя Сефевиды и получили военную помощь от Российского государства, причем без какой-либо террито­риальной компенсации.

Будучи волевым, достаточно дальновидным и целеустремленным политиком и дипломатом шах, Аббас I не без оснований опасался сво­его могущественного северного соседа с его достаточно активной поли­тикой на Северном Кавказе. Предлагая Москве совместно бороться с Османской империей, шах на деле стремился лишь воздействовать на султана Мурада III (1574—1595) угрозой военного союза с Российским государством, чтобы получить более выгодные условия мира.

Вторая половина XVI в. характеризуется возросшей военно-поли­тической активностью Османской империи в Каспийском регионе. Одной из ее основных военно-стратегических целей на Среднем Вос­токе в этот период был выход к Каспийскому морю. Экспансия в этом направлении осуществлялась в основном двумя путями — че­рез Азов на Астрахань и через Ширван на Баку и Дербент. Занятие этих важных пунктов на Каспии создавало для Османской империи благоприятные условия вхождения в прямой контакт с суннитскими среднеазиатскими государствами и образования с ними общего бло­ка против своего основного конкурента в этом регионе Сефевид-ской державы.

Уже в войне 1548—1555 гг. стратегической задачей Высокой Порты было: во-первых, использование Северокавказского пути из Азова на Кубань-Северный Кавказ для проникновения в Ширван с севера и нападения на кызылбашские войска с тыла; во-вторых, вовлечение в войну крымского хана Девлет-Гирея и, наконец, в-третьих, поиск союзников среди узбекских правителей Центральной Азии. Причем, последнее вызывало особую тревогу у шаха Тахмасиба I, которому приходилось достаточно регулярно воевать с ними на востоке 44 . Именно в этот период на Каспийском море впервые появляются турецкие корабли, закрывая пути русским бусам на юг 45 .

Однако Османской империи и ее союзнику Крыму, которые в 40—50-х годах XVI в. предпринимали попытки закрепиться в Астра-

хани, не удалось достичь своих целей из-за противодействия Ногай­ской орды, которая кочевала по Волге и зимовала в ее устье. Все эти факторы во многом способствовали овладению Москвой Астраханью в 1556 г. Следует отметить также и тот факт, что задача овладения волжским путем от Казани до Астрахани была поставлена Москвой в конце 50-х годов как одна общая стратегическая цель 46 . После взя­тия русскими Астрахани связи Османской империи с Центральной Азией были нарушены, а использование Северокавказского пути для военных действий в последующих войнах на Кавказе было значитель­но затруднено.

Османская империя никак не могла смириться с изменившейся не в ее пользу военно-политической ситуацией в этом регионе. После за­хвата Россией Астраханского ханства султан СелимII (1566—1574) него везир Магоммед Соколли вынашивали грандиозный план: одновре­менно остановить продвижение русских на юг и способствовать турец­кому продвижению на восток, осуществить один из оригинальнейших проектов эпохи Средневековья — построить канал между Доном и Вол­гой в точке, где две реки разделяли всего 60 км. Это способствовало бы продвижению турецкого флота по окружному пути через Азовское мо­ре, Дон, Волгу и Каспий вглубь Сефевидского государства, открывая новый проход на Кавказ и к дорогам, ведущим в Центральную Азию, а также была бы нарушена связь этого государства с Россией. Канал повлек бы за собой возрождение исторического межконтинентального пути -- центральноазиатско-астраханско-крымской дороги, к чему стремился за 18 веков до этого Селевк Никатор.

Воспользовавшись турецко-австрийским мирным договором 1562 г., Селим II приказал крымскому хану оказать содействие в про­рытии этого канала и начать подготовительные работы 47 . Хотя в 1568 г. на Дону 20 тыс. рабочих под охраной 5 тыс. янычар начали рыть канал и прорыли его на треть, но из-за слабых технических возможностей той эпохи, сурового климата, а также в немалой степени скрытого про­тиводействия честолюбивого и независимого в своих поступках крым­ского хана Девлет-Гирея, который сам планировал и в дальнейшем предпринял в 1571 г. наступление собственными силами на Москву, этот проект не был реализован 48 . Неудачей завершился и очередной поход османо-крымских войск на Астрахань, состоявшийся в 1569 г. Экспансионистские же усилия Российского государства в этот пери­од были направлены на Восток, в необъятную и сказочно богатую Сибирь.

Последние десятилетия XVI в. были временем наибольших успехов Османской империи на Южном Кавказе. В 80-х годов турки установи­ли полный контроль над Ширваном, а на Каспийском море появились

турецкие военные суда — катарги, которые строились в Ниязабаде, между Баку и Дербентом. Если путь в Центральную Азию через Север­ный Кавказ был для турок закрыт построенными в этот период русски­ми Терской крепостью и Сунженским острогом, то с завоеванием Ширвана и пристаней на западном берегу Каспия открылись возмож­ности сношений с Бухарским ханством по морю, причем с правителем Бухары Абдуллой II велись переговоры о военном союзе с Высокой Порто и 49 .

В свою очередь, для того, чтобы нейтрализовать намерения бухар­ского хана построить город на Яике и тем самым угрожать Астрахани, русские в 1595 г. в спешном порядке возвели в устье Яика свой острог 50 .

Таким образом, к середине 90-х годов XVI в. была создана целая система русских крепостей на северо-западном, северном и северо­восточном побережьях Каспийского моря: у устья Яика, устья Волги (Астрахань), устья Терека (Терский городок), устья Койсу-Сулака (Койсинский острог) и, наконец, Сунженский острог у перевоза через Сунджу на «Османской дороге», т.е. на том самом пути, которым в 1583 г. прошел Осман-паша из Дербента в Крым. Возведение на Се­верном Кавказе русских крепостей не только затруднило выполнение стратегических задач турецкого командования и облегчало военные действия сефевидских войск, но и самое главное — положило начало процессу реального доминирования Российского государства в этом регионе в следующем, XVII в.

В течение этого столетия значение волжского пути и выхода Рос­сийского государства к Каспийскому морю вполне определились. Торговый обмен со странами Востока по Волжске-Каспийскому вод­ному пути приобрел систематический характер. В целом же подготав­ливалось включение стран Кавказа и Центральной Азии в систему всероссийского рынка, что и послужило, наряду с политическим, так­же и своего рода экономическим «амортизатором» при претворении в жизнь военно-экспансионистских планов Российской империи в отношении этих стран в последующих XVIII—XIX вв.

В целом, в XVI—XVII вв. основной акцент во внешнеполитической деятельности Российского государства на кавказско-каспийском на­правлении делался на противодействии военно-политической экс­пансии Османской империи посредством установления и развития торгово-экономических и военно-политических отношений с Сефе-видской державой, для которой господство турок в регионе было столь же опасно, как и для России 51 .

Палео-Волга. История великой реки.

Волга. Крупнейшая река Европейской части России. Самая крупная река Европы. Протянувшаяся от лесов и озер Валдайской возвышенности до сухих степей и полупустынь Прикаспия. В отличие от других крупных рек мира, эта впадает во внутренний водоем, не имеющий связи с Мировым океаном – в уникальное Каспийское море. А откуда появилась река Волга, с каких времен существует и как образовалась? Как выглядела прежде? Где текла? Как менялось ее русло? Куда она впадала?

В этом разделе мы попытаемся дать ответ на эти вопросы.

Палео-Волга появилась на поверхности Земли в неогеновом периоде, на границе миоцена (начался 23 миллиона лет назад) и плиоцена (начался, сменив миоцен, где-то 5,2 миллиона лет назад). Неоген (период длился от 23 до 1,8 миллионов лет назад) как раз и делится на эпохи миоцен и плиоцен. То есть палео-Волга, прародительница великой реки, намного моложе реки палео-Дон, чей возраст насчитывает 23-20 миллионов лет. Возможно, у той Палео-Волги были предшественники, но это были, по всей видимости, несколько небольших рек.

В конце миоцена началось обусловленное тектоникой поднятие востока Русской платформы (от Татарии до Урала), сопровождавшееся врезанием в коренные породы долин тогдашних рек. Кроме того, от Казани до Волгограда заложился вследствие тектонических процессов желоб. В начале плиоцена еще и основной водоприемный бассейн – Каспий – существенно сократился в своих размерах и, что самое главное, в уровне (интересно отметить, что и Средиземное море примерно в это время испытывало так называемый мессинский кризис, когда оно в результате прерывания связи с океаном через Гибралтар практически полностью высохло). Это время на границе миоцена и плиоцена – применительно к Каспийско-Черноморскому бассейну – называется понтическим или просто понтом. Вот в начале позднего понта море ушло в пределы современного Среднего и Южного Каспия. Этими факторами были заложены предпосылки образования Палео-Волги как огромной реки.

Дальше, в середине плиоцена, в балаханское время (ориентировочно 4 – 3,5 миллиона лет назад; если быть еще более точным, то это вторая половина киммерия, который длился начиная от 5,2 до 3,5 миллиона лет назад), Каспий вообще оказывается в ванне Южного Каспия, с уровнем водной поверхности на 500 (пятьсот!) метров ниже современного. Палео-Волга вследствие очень большого перепада высот между начальным участком и водоемом, в который она впадает, становится единым мощным водным потоком.

Палео-Волга начиналась на Урале палео-Белой, продолжалась палео-Камой и дальше участком Волги, направление которого близко к современному. В районе города Чистополя в Татарии в ту палео-Волгу впадал приток, начинавшийся где-то от Нижнего Новгорода, хотя возможно, что он существовал и выше. К нашему времени, как нетрудно догадаться, это участок течения современной Волги – точнее, современное русло отстоит от него на 10 – 15 километров к югу. А основное течение палео-Волги лежит восточнее современных Волги и Камы на 75 – 100 километров, кроме района Жигулей, где палео-Волга проходила рядом с сегодняшней долиной. Заканчивалась Волга дельтой в районе современного Апшеронского полуострова. Сейчас там расположены огромные залежи нефти, связанные именно с этой мощной песчано-глинистой балаханской, или ее еще иногда называют продуктивной, толщей.

Палео-Волга.

Примерно так выглядела Палео-Волга в начале плиоценовой эпохи, 4 - 5 миллионов лет тому назад.

Длина Палео-Волги была тогда самой большой за всю историю реки.

Палео-Волга совсем не походила на равнинную реку. Она протекала в каньоне шириной 2-4 километра с чрезвычайно крутыми стенками. Глубина этого каньона достигала 400 - 500 метров, а в верховьях и до 800 метров. Уклон дна превышал сегодняшний в 10 раз, и по каньону бурлил практически горный поток. Иногда эту реку называют «Кинель-рекой», по месту нахождения соответствующих отложений (современная река Кинель разрезает отложения той Волги).

Палео-Волга. Погребенная плиоценовая долина.

Погребенная плиоценовая долина палео-Волги (Кинель-река) южнее г. Самары. 1 - аллювий песчаный с базальным гравийно-галечным горизонтом в основании. Это и есть отложения палео-Волги; 2 - глины морские верхнеплиоценовые акчагыльского яруса. Это отложения акчагыльского моря, заполнившие долину палео-Волги; 3 - покровный суглинок; 4 - коренные породы. Их и пропиливала река при врезании.

Тем временем Каспий того времени, чье понижение породило реку, стал фактически поглощать ее. Акчагылское время (названо так по наименованию горы Акчагыл в Туркмении, где представлены слои пород этого времени) началось 3,6-3,5 миллиона лет назад резким поднятием уровня моря.

Волга как река, а ее долина как элемент рельефа перестали существовать. На ее месте плескался узкий залив акчагыльского моря, общая длина которого составляла около 2000 километров, а высота водной глади над уровнем моря (сегодняшним) доходил до 180-190 метров. Залив доходил до реки Белой по Каме, до Ветлуги по Волге. К окончанию акчагыла это море несколько обмелело.

Выше города Камышина, куда уже не добиралось апшеронское море, долина Волги постепенно смещалась на запад под действием силы Кориолиса. В конце плиоцена и начале четвертичного периода образовалась известная петля Волги - Самарская Лука. Она сейчас охватывает Жигулевские горы. Расположенные на западном краю широтно вытянутого Жигулевского вала Жигулевские горы выдвинулись вместе с валом вверх из глубины недр намного раньше, на рубеже эоцена и олигоцена (временная граница между ними проходит на уровне 40 миллионов лет назад). В результате этого поднятия у поверхности оказались твердые известняки и доломиты еще намного более древних каменноугольного и пермского периодов. Севернее и южнее Жигулей оказались менее прочные породы – глины и мергели. В результате Волга не смогла размыть сами Жигулевские горы, но после оступления акчагыльского моря успешно размывала породы южнее и севернее Жигулей, используя долины некрупных рек, стекавших по границам Жигулей севернее и южнее. За полтора-два миллиона лет, где-то к рубежу разделов четвертичного периода эоплейстоцена и плейстоцена, 700 тысяч лет назад, Самарская Лука приняла сегодняшний вид. Жигулевские горы в наше время – это единственный горный ландшафт на Русской или Восточно-Европейской равнине.

Последние 700 тысяч лет истории Каспий испытывает обширные колебания – трансгрессии и регрессии. В соответствии с колебаниями береговой линии изменялось и расположение дельты Волги. С этого времени уже достоверно известны отложения верхней Волги и ее притоков – Оки, ее притока Москвы и так далее – так называемый венедский аллювий. Постепенно Волга принимает вид, близкий к современному, за исключением низовьев. Кроме того, великие четвертичные оледенения изменяли течения рек там, докуда доходили ледяные покровы. В результате их воздействия некоторые притоки Волги стали принадлежать другим ее притокам, но это изменения более мелких порядков и характерны для верховьев.

Современный вид дельты Волги образовался примерно следующим образом.

Затем море вновь наступило, уже в позднехвалынскую стадию, 7-5 (иногда встречается цифра 15-20) тысяч лет назад. Позднехвалынская трансгрессия была меньше по площади и уровню (до примерно 0 абсолютной высоты).

Во время максимума позднехвалынской трансгрессии вдоль восточного склона Ергеней существовал низменный берег с лагунами и барами. В море открывался ряд рукавов Волги, образующих в совокупности верхнехвалынскую врезанную дельту Волги. Один из главных рукавов располагался в сегодняшней Сарпинско-Даванской ложбине.

Когда это верхнехвалынское море стремительно отступало, река оставила между Волгой и Ергенями своеобразный ложбинный рельеф. Плоские, едва заметные понижения протягиваются на десятки километров и веероообразно ветвятся в сторону Каспия. Эта система ложбин представляет собой древнюю дельту Волги, приуроченную к береговой линии максимальной трансгрессии позднехвалынского бассейна. В отличие от обычных дельт, аккумулятивных, эта дельта – врезанная. Аккумуляция, то есть накопление наносов, здесь осуществлялась только в пределах самих ложбин. Образование врезанной дельты связывают с быстрым понижением уровня моря, равнинностью и отмелостью прибрежной полосы. Воды реки, растекаясь по слабо наклонной поверхности, в стремлении догнать ускользающую линию берега врезались в нижнехвалынскую равнину, не успевая сформировать настоящую дельту.

Понижение уровня позднехвалынского бассейна сопровождалось осущением плоской песчаной поверхности морского дна и образованием морских аккумулятивных форм. На месте современной дельты и Волго-Ахтубинской поймы на протяжении всего хвалынского века существовал залив, заполненный наносами лишь в новокаспийское время.

Во время новокаспийской трансгрессии (с максимумом 4 тысячи лет назад) в результате вторжения новокаспийских вод в переуглубленную в предшествующие эпохи развития дельту Волги возник мелководный, но далеко вдающийся в сушу эстуарий, то есть узкий залив, располагающийся на месте впадения реки в море; при этом море подтапливает устье реки и проникает вверх по ее течению. Только после заполнения эстуария наносами и образования современной долины Волго-Ахтубы произошло выдвижение внешнего края дельты за общий контур береговой линии.

Использованы книга "А.И. Спиридонов. Геоморфология Европейской части СССР. М. Высшая школа., 1978 г .", материалы И.В.Пролеткина, диссертации А.В. Петровой, и ряда других авторов

От истока до Каспия на катере 1959 года. Как снимают фильм о Волге

Путешественники плывут на корабле, сделанном почти полвека назад.

В Волгограде побывала первая волжская экспедиция, в ходе которой «Русское океанографическое сообщество» снимет часть фильма, посвященного Волге. Как проходит съемка, сколько человек работает над проектом, что они хотят показать, какой путь уже преодолели и на каком судне плывут, - в материале «АиФ-Волгоград».

Зачем снимают фильм?


«Еще до революции Дмитриев снимал жизнь на Волге: большие деревни, шумные праздники, веселые ярмарки. Мы, как и он, начали свое путешествие от истока Волги до Каспия. Итогом станет цикл документальных фильмов «Великие реки России. Волга», - отмечает Маньян.

В проект Маньян попал случайно. «Первый раз сел за штурвал в шесть лет. Спустя время, повзрослев, окончил речное училище, а с 1994 года стал профессионально водить суда и даже дошел до должности капитана-механика, но работу выбрал, связанную с автомобилями. В один прекрасный день друзья попросили помочь выбрать катер. Нашли патрульный «Ярославец» 1959 года выпуска, много лет стоявший в затоне, я даже перегонял его. А потом мне неожиданно заявили, что я теперь буду капитаном судна», - с улыбкой рассказывает Маньян. По его словам, он обрадовался и, ни минуты не раздумывая, уволился с работы.

На каком судне плывут?

Так как катер был выпущен почти полвека назад, участники проекта решили его местами починить и даже усовершенствовать. «Сами впятером над ним трудились, - вспоминает Маньян. Рубку и каюты полностью переделали – в рубке перенесли входы, опустили пол на 10 сантиметров, чтобы не гнуть спины, оборудовали стол-диван, улучшили обзор – видимость была очень плохая. В прежнем виде остался только корпус катера, который перекрасили». Потом сообщество установили на судне современную технику, к примеру, знакомые подарили им эхолот - устройство для исследования рельефа дна, показывает глубину.

Катер «Русского географического сообщества»







Катер «Русского географического сообщества»







Свое путешествие участники проекта начали осенью. Сняли две серии, и наступила зима, на время которой они отправились обратно домой монтировать видео, писать сценарий для следующих выпусков и т.п. А 12 мая они снова вышли в плавание, когда еще было прохладно. Но погодные условия путешественникам еще ни разу не мешали. «Нам везет. Сильные ветра нас почти не касаются, шторма проскочили», - отмечает Маньян.

Единственные трудности, с которыми столкнулись путешественники – не во всех городах легко пришвартовать судно, не приспособлены порта. Но в целом проекту это мешает не сильно. Единственное, затраты на судно бьют участников рублем – одна заправка катера стоит 60 тысяч рублей. «Мы сделали уже три заправки, на очереди четвертая. Бак рассчитан на 2000 литров», - рассказывает Маньян.

Волга хранит еще много тайн.

Как пишется сценарий?


Автор сценария и ведущий фильма – путешественник и писатель Владимир Плешаков. «Почему мы снимаем про Волгу? Это крупная российская река номер один, ее знают даже за рубежом. Наш проект - просветительский. Он о реке, городах, стоящих на ней, людях. Изучаем ее и народ с точки зрения истории, экономики, географии, краеведения и т.п. Мы хотим разбудить в людях любопытство, чтобы они тоже захотели пройти по нашему маршруту, чтобы сделать какие-то подвижки в водном туризме, который в России практически не развит», - отмечает Плешаков. Путешественники сделали уже 56 остановок. Каждая остановка - какой-то сюжет о поселке, городе, интересных природных объектах. «Россия и ее жители - цивилизация речная. Города строили на водных артериях. Реки играли огромное значение в жизни и истории народа. В ходе путешествия мы узнаем, как Волга определяла уклад жизни людей», - отмечает сценарист фильма.

По словам Плешакова, съемочной группе приходится много импровизировать. «Приплываем в город с готовым сценарием, но потом, в процессе общения с местными жителями и журналистами меняем его на 50%, т.к. появляются новые более интересные и удивительные темы и факты», - рассказывает он.

На Волге каждый год появляются новые мели, и корабли всё чаще попадают в эти «ловушки».

Волга везде разная?


«Волга для нас - самая значимая река, потому что на ней стоят наши города. Она очень красивая и в разных регионах разная – отличается ландшафтом. Кое-где можно увидеть скалы и горы. Есть настолько живописные и необычные места, что когда проплываешь мимом них, кажется, будто ты где-то в Турции. Это очень необычное ощущение и открытие. Хотелось бы, чтобы любой мог повторить наше путешествие», - рассказывает режиссер Антон Подколзин.

По словам путешественников, множество собранного материала не войдет в фильм. Возможно, «излишки» получится опубликовать в формате фотоальбома или путеводителя.

Значимое место в проекте отводится вопросам экологии: «здоровью» Волги и ее прибрежных территорий. Почти в каждом регионе съемочная группа встречается с экологами для обсуждения этой не простой темы. «Волга грязная, как решить эту проблему, не знаем», - отмечает Антон Подколзин.

В Волгограде съемочная группа будет работать не только на воде, но и в музее-заповеднике «Сталинградская битва», на Мамаевом кургане, в музее «Старая Сарепта». В фильм также войдут речной вокзал, танцующий мост, остров Сарпинский, подземка с трамваями и много других городских достопримечательностей.

Читайте также: