Кто является мамой рема и ромула выберите один ответ веста рея сильвия волчица

Обновлено: 05.07.2024

Как звали мать Ромула и Рема?

В городе Альба-Лонга царствовал потомок великого троянского героя Энея - Нумитор. Стремившийся к царской власти Амулий, брат Нумитора, подкупил приближенных царя и свергнул его с престола. Убить брата Амулий не осмелился, но, чтобы закрепить за собой царскую власть, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал весталкой - жрицей богини Весты. Весталка давала обет безбрачия, за нарушение которого осуждалась на страшную казнь - ее зарывали живой в землю.

Красотой Реи Сильвии был очарован сам бог Марс, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а их мать, нарушившую обет, зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел бушующие волны, грозившие каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал.

В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов и накормила их своим молоком. Волчица принесла сыновей Марса в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.

Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись среди других детей пастухов своей красотой, силой и горделивой осанкой. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.

Однажды, в одной из стычек, Рем был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал.

Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо.

Новый город было решено построить на том самом месте, куда Ромул и Рем были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм - колыбель великого города Рима) . Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.

Ромул, совершивший обряд основания города, сделался его первым царем и дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латыни - Рома).

Рея Сильвия

Амулий, чтобы у Реи Сильвии не было детей, сделал её весталкой. Однако Рея Сильвия родила двух близнецов от полюбившего её Марса (есть версия, что от Амулия в облике Марса).

За нарушение обряда безбрачия, дававшегося весталками, была подвергнута казни: после рождения Ромула и Рема Амулий приказал зарыть Рею Сильвию в землю. По другой версии, она была заключена в темницу или брошена в реку Тибр. Рея Сильвия была спасена Тиберином, богом реки Тибр, и стала его женой.

В честь Реи Сильвии назван крупный тройной астероид (87) Сильвия, открытый в 1865 году. У Сильвии есть два спутника: Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), названные в честь легендарных братьев — основателей Рима.

В 2011 году именем Реи Сильвии был назван самый крупный кратер астероида Веста [1] , однако название кратера пишется слитно, это было решением Международного астрономического союза и сделано специально для того, чтобы не использовать двойные имена при именовании такого рода структур [2] .

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Героини римских мифов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рея Сильвия" в других словарях:

Рея Сильвия — (Rea Silvia). Дочь Нумитора, сделанная Амулием весталкой, но родившая двух близнецов, Ромула и Рема, от Марса. За это Амулий посадил ее в темницу, откуда она была освобождена после свержения его с престола. (Источник: «Краткий словарь мифологии и … Энциклопедия мифологии

РЕЯ СИЛЬВИЯ — по римскому преданию, мать Ромула и Рема основателей Рима … Большой Энциклопедический словарь

РЕЯ\ СИЛЬВИЯ — (ИЛИЯ) Согласно римской легенде, дочь царя Альба Лонги Нумитора. Брат Нумитора Амулий лишил его царского титула и, чтобы сохранить за собой престол, отправил племянницу в храм Весты, жрицы которой обязаны блюсти целомудрие. (По другой версии, Рея … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

РЕЯ СИЛЬВИЯ — (ИЛИЯ) Согласно римской легенде, дочь царя Альба Лонги Нумитора. Брат Нумитора Амулий лишил его царского титула и, чтобы сохранить за собой престол, отправил племянницу в храм Весты, жрицы которой обязаны блюсти целомудрие. (По другой версии, Рея … Список древнегреческих имен

Рея Сильвия — по римскому преданию, мать Ромула и Рема основателей Рима. * * * РЕЯ СИЛЬВИЯ РЕЯ СИЛЬВИЯ, по римскому преданию, мать Ромула (см. РОМУЛ) и Рема (см. РЕМ (в Риме)) основателей Рима … Энциклопедический словарь

Судьба матери первых римлян (шанс на возмездие)

К югу от реки Тибр жил-был народ латинский. Правил тем народом царь Прок (дед Реи Сильвии). После смерти которого стал царем старший сын Прока – Нумитор. Но Нумитор был смещен своим братом Амулием. Амулий захватил власть и, став узурпатором, он разобрался с наследником Нумитора (сын Нумитора будет убит на охоте). Но самого Нумитора Амулий «пожалел» (видимо Нумитор был человек не далекий и не представлял опасности для узурпатора).

Но была у Нумитора еще и дочь – Рея Сильвия (царевна). Она была совсем юной, но она могла родить сына, который имел бы полное право на престол земли латинской. Этого узурпатор Амулий не мог допустить.

По приказу Амулия Рею Сильвию насильно сделали весталкой, жрицей богини Весты (хранительницы домашнего очага). Это было выгодно узурпатору, потому что весталке было запрещено замужество и иметь детей. Все продумал нехристь Амулий.

Оплакивая брата и жалея потерявшего власть отца (непутевого правителя), Рея Сильвия смирилась со своей судьбой. Теперь в ее обязанности входило хранить огонь в храме Весты, подбрасывая хворосту в Вечный очаг богини.

Юная Рея Сильвия, красивая как Сильвия Святая, была обречена провести свои лучшие годы при храме богини Весты. Красавице Рее было лишь позволено покидать на короткое время храм, чтобы принести кувшин с водой из ручья в святой рощице бога Марса (бог войны), для омовения во время жертвоприношений.

Однажды, во время очередного цикла жертвоприношений, красавица Рея Сильвия спустилась за водой в святую рощицу воинственного бога. Поднялся ветер. Девушка быстро набрала воды в кувшин и пошла по тропе обратно в храм, но вдруг встала как вкопанная – перед ней стоял огромный волк.

Рея перепугалась и бросилась наутек, спасая свою жизнь. Волк бросился за ней (хвостом заметая следы, мысленный волк бежал рядом). Девушка увидела пещеру и, не мешкая, устремилась туда. Волк последовал за ней.

В пещере оказался молодой воин. Рея Сильвия бросилась к воину умоляя защитить ее от огромного волка. Воин обнял красавицу. Рея со страхом посмотрела на вход пещеры. Огромный волк спокойно прилег у входа в пещеру.

Дрожащая от страха девушка перевела свой взгляд на воина красавца. Рея поняла, кто этот молодой воин – это был Марс, бог войны собственной персоной, а волк – это его вечный спутник (священное животное (тотем) воинственного бога).

Они поняли друг друга без слов. Она сама возжелала, чтобы он предстал перед ней с божественным «отливом».

Она знала, на что она шла. Ее отец не смог удержать власть в своих руках. Ее брат был предательски убит. А ее молодую цветущую красавицу, не познавшую трепета любви, царевну Рею Сильвию, проще говоря «постригли в монахини». А покончивший с ее семьей узурпатор теперь правит их царским домом. Ее домом!

Это был ее шанс. Единственный шанс. Шанс на все! Шанс на любовь, месть и… смерть.

Рея Сильвия - Rhea Silvia

Рея (или Реа ) Сильвия ( лат. [ˈRɛ.a ˈsɪɫwi.a] ), также известная как Илия (а также другие имена), была мифической матерью близнецов Ромула и Рема , которые основали город Рим . Ее история рассказана в первой книге Ab Urbe Condita Libri of Livy и в « Римской истории» Кассия Дио . Легенда о Реи Сильвии рассказывает, как она была изнасилована Марсом, когда была весталкой, и в результате стала матерью Ромула и Рема, основателей Рима . Это событие будет много раз изображаться в римском искусстве, в то время как история упоминается как в «Энеиде», так и в произведениях Овидия . Современные ученые рассматривают как значение Реи Сильвии для лечения жертв изнасилования в римской мифологии, так и различные способы ее изображения в римском искусстве.

СОДЕРЖАНИЕ

Легенда

Согласно рассказу Ливия о легенде, она была дочерью Нумитора , царя Альба Лонги , и происходила от Энея . Младший брат Нумитора Амулий захватил трон и убил сына Нумитора, а затем заставил Рею Сильвию стать весталкой , жрицей богини Весты . Поскольку весталки были присягнуты безбрачием, это гарантировало, что у линии Нумитора не было наследников. Рея, однако, забеременела близнецами Ромулом и Ремом от бога Марса .

Веста, чтобы выразить свое недовольство рождением детей Реи Сильвии, заставила погаснуть священный огонь в ее храме, потрясла ее жертвенник и закрыла глаза своему образу. По словам Энния, богиня Венера более сочувствовала тяжелому положению Реи Сильвии.

Когда Амулий узнал о рождении, он заключил в тюрьму Рею Сильвию и приказал слуге убить близнецов. Но слуга проявил милосердие и отправил их по течению реки Тибр , которая, разлившись, оставила младенцев в пруду на берегу. Там их кормила волчица ( лупа ), только что потерявшая собственных детенышей. Сама Рея Сильвия была спасена от смерти благодаря заступничеству дочери Амулия, Анто. По словам Овидия, Рея Сильвия в конце концов бросилась в Тибр.

Ромул и Рем свергли Амулия и восстановили Нумитора королем в 752 г. до н. Э. Затем они отправятся основывать Рим .

В римском искусстве

Несмотря на эухемеристское и реалистическое опровержение Ливи этого мифа, очевидно, что история о ее соблазнении Марсом по-прежнему широко принималась. Об этом свидетельствует повторяющаяся тема открытия Марсом Реи Сильвии в римском искусстве: в барельефе на алтаре Казали ( музеи Ватикана ), в выгравированном стекле на портлендской вазе ( Британский музей ) или на саркофаге в Палаццо Маттеи. . Открытие Марсом Реи Сильвии является прототипом «сцены изобретения» («сцены открытия»), известной в римском искусстве ; Греческие примеры представлены Дионисом и Ариадной или Селеной и Эндимионом .

В Портлендской вазе изображена сцена, которая была интерпретирована как изображение «изобретения» или прихода Марса Реи Сильвии.

В Museuo Nazionale Romano есть изображение Реи Сильвии, спящей во время зачатия Ромула и Рема в рельефе.

В римской литературе

В Энеиде , Anchises дает пророчество , что Рея Сильвия родила бы Ромула и Рема Марс.

Отношение Реи Сильвии к Ромулу упоминается в римском труде « Бдение Венеры» .

Мифы о двух братьях: Ромул и Рем

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты. Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Мифы об основании Рима - как Ромул и Рем стали правителями города

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

О знаменитой легенде основания Рима - Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема

Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго. Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после, долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес. Возвратившись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

История их возвращения

Такая жизнь продолжалась до тех пор, пока один из братьев – Рем – не попал в плен. Схватившие Рема пастухи, как оказалось, служили никому иному, как свергнутому некогда царю Нумитору.

Бывший правитель Альба-Лонги остался жив, но жизнь его была отнюдь не сладкой. Но у него была земля, небольшое стадо и пастухи в услужении. Они-то и привели к Нумитору однажды захваченного в плен Рема.

Легенда о Ромуле и Реме - история становления великого города Рима

Расспросив юношу и сопоставив факты, Нумитор догадался, что видит перед собой собственного внука, одного из пропавших сыновей его дочери Реи Сильвии.

Тем временем Ромул с отрядом отправился выручать брата. Ворвавшись в город, они проникли в царский дворец и убили Амулия. Нумитору была возвращена власть, и жители Альба-Лонги вздохнули с облегчением – уж больно жестоким правителем оказался Амулий.

Основание Рима

Вечный город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Правда, связано это было с весьма печальными событиями.

Перед тем, как основать город, братья никак не могли договориться – на каком из семи холмов он будет находиться. Рем предлагал Аветинский, а Ромул – Палатинский, связывая его с событиями из их собственной жизни. Выбор склонился в пользу Палатинского.

Постепенно на холме стали появляться первые постройки – будущий Вечный город. Встал вопрос: чьим именем будет он назван?

Древний Рим и легендарные братья Ромул и Рем, которые основали город

Снова заспорили братья, но решили так – каждый из них сядет на своем холме и будет считать пролетавших коршунов: у кого коршунов будет больше, тот и будет считаться выигравшим спор. Так и поступили. Рем на Аветинском холме насчитал шесть коршунов, Ромул – на Палатинском – двенадцать. Братья было заспорили о нечестных подсчетах, но их спор прекратили те, кто пришел вместе с ними. Выходило, что основателем Рима мог считаться Ромул, и он будет строиться на Палатинском холме.

Ромул дал городу собственное имя (Ромул – «Roma», город Ромула). Был проведен длинный ритуал рождения нового города: Ромул и его соратники по очереди перепрыгнули через огонь, чтобы доказать, что их помыслы чисты; затем была вырыта яма, куда все по очереди бросили по комку земли, принесенной из Альба-Лонги. Этим они показывали, что связь с родной землей остается у каждого, и Рим отныне будет также считаться их родным городом.

Так как Romulus считался основателем Рима, отныне он нес огромную ответственность за Рим и за всех его жителей.

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Мифы об основании Рима - происхождение известной легенды о Ромуле и Реме

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями, претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат. Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

Легенды Древнего Рима - почему Ромул убил своего брата Рема

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus Римом около 38 лет. Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Грот (Пещера) Капитолийской волчицы, фото

Историки не находят прямых подтверждений тому, были ли описываемые в легенде события правдой или нет.

Пещера Ромула и Рема в Италии, где их вскормила Капитолийская волчица

Но в 2007 году, при раскопках на Палатинском холме, была обнаружена пещера, где якобы и жили мальчики, пока их вскармливала волчица.

Визуальные исследования показали наличие декоративной отделки на стенах пещеры, элементов мозаики и лепки.

Была выдвинута версия, что эта пещера служила убежищем и пристанищем для опальных близнецов, местом, где их выкармливала волчица.

Благодаря заботам Ромула, его руководству, Рим превратился из небольшого поселения на Палатинском холме в величественный город, который пронес свою славу через века – от древних времен до сегодняшних дней.

А вот миф о братьях-основателях уже много веков задаёт вопросы исследователям. Могли ли существовать Ромул и Рем на самом деле? На этот вопрос никто не может дать точного ответа, а потому предлагаю погрузиться в удивительную историю о людях, что заложили первый камень Рима. Почему город был назван в честь одного из них? Всё ли гладко было в отношениях братьев?

Противостояние предков Ромула и Рема

Предание о Ромуле и Реме начинается предысторией об их предках. Некогда на италийских землях жили два брата, Нумитор и Амулий. Старший брат был мудрым правителем, справедливым и разумным. Он стремился к благополучию своего народа, а вот Амулий мечтал о власти и троне.

Однажды, собрав огромное войско, он ринулся на Нумитора, которого сумел свергнуть. Конечно, люди были в возмущении, но правитель вынужден был спасать свою жизнь, скрывшись в дальних землях. Амулий же стал господствовать на захваченной территории.

Франческо Мельци, Рея Сильвия, ок. 1530-40

Франческо Мельци «Рея Сильвия», ок. 1530-40 гг.
Местонахождение картины: музей Боннефантен, Маастрихт, Нидерланды

Вместе с имуществом брата новому правителю перешли и его родственники, в частности, Рея Сильвия, что приходилась Амулию племянницей. Он опасался женщины, считая, что после замужества она родит законных наследников престола, однако убить её не мог (это вызвало бы гнев народа).

Тогда Амулий приказал Рее Сильвии отправляться в храм богини Весты и стать её служительницей. Весталки должны были давать обет безбрачия, что стало прекрасным решением для тирана.

Рождение и спасение Ромула и Рема

Однако кое-чего Амулий не мог и предположить. Дело в том, что в красавицу Рею Сильвию был без памяти влюблён воинственный бог Марс. Однажды он спустился на землю и сделал возлюбленную своей супругой.

Питер Пауль Рубенс «Марс и Рея Сильвия»

Питер Пауль Рубенс «Марс и Рея Сильвия», ок. 1616 года
Местонахождение: Музей Лихтенштейн, Вена

Увы, сам Марс не слишком заботился о судьбе Реи Сильвии. Когда через девять месяцев у неё родилось два милых сына-близнеца, Амулий пришёл в ярость. По его приказу женщину бросили в реку Тибр. Следом за матерью должны были последовать и дети. Ромул и Рем были опущены в корзину, перевязанную лентой. Амулий схватил её и бросил с берега реки.

Конечно, младенцы непременно погибли бы в водах Тибра, но произошло нечто удивительное (я не исключаю, что незримым спасителем мог быть и сам Марс). Бурное течение подхватило корзину с малышами и вынесло на берег неподалёку от Палатинского холма.

Несчастные дети могли погибнуть от голода, но и здесь судьба оказалась благосклонной к маленьким Ромулу и Рему. Их плач услышала волчица, пробегавшая мимо. Как истинная мать, она не оставила детей на голодную смерть, а вскормила собственным молоком.

Кроме того, лесные дятлы часто приносили мальчикам фрукты и орехи. Их серая “мать” по ночам сворачивалась клубком вокруг детей, чтобы те не замёрзли и не заболели от ночной прохлады.

Ромул и Рем. Мозаика из Сирии

Фото детали мозаики с изображением Ромула и Рема, детей Марса и Реи Сильвии, брошенных и воспитанных волчицей
Фреска найдена в Мааррат аль-Нуман (Сирия)

Прошло несколько лет, и братья выросли здоровыми и сильными мальчиками. Священными животными их отца Марса стали волк и дятел, что помогли спасти детей. Когда Ромулу и Рему исполнилось четыре года, в их жизни произошли новые изменения. Их обнаружил пастух Фаустул. Он взял их к себе на воспитание, а жена пастуха приняла малышей как родных детей.

С этого момента мальчики стали учиться разговаривать, носить одежду и общаться с людьми. Несмотря на непростую жизнь, периодические нападения разбойников и хищных животных, братья успешно вошли в пору своего взросления, став бесстрашными и решительными юношами. Они научились одинаково ловко управляться как с дубиной, так и с мечом, заслужив славу самых искусных молодых воинов во всей округе.

Ромул и Рем

«Фаустул находит Ромула и Рема» / © Csenge Kiss / csengekss.artstation.com

Встреча с Нумитором и основание города

Любимым развлечением Ромула и Рема стало нападение на бандитов, что некогда грабили простых крестьян и пастухов. Известность римских “Робин Гудов” постепенно росла, и вскоре о братьях заговорили люди их земель и её окраин.

Основание Рима. Фреска Аннибале Карраччи

Фреска Аннибале Карраччи «Основание Рима», 1589-1592 годы
Местонахождение: Палаццо Маньяни, Болонья, Италия

Днём основания Рима принято считать 21 апреля 753 года до нашей эры. Как рассказывают легенды, именно в этот день великие Ромул и Рем отправились к Палатинскому холму, где планировали начать строительство. И хотя с тех пор прошло много веков, а история и вовсе превратилась в миф, Рим остаётся необыкновенным городом. Каждый, кто хотя бы раз побывал в нём, всегда помнит “дух истории”, что царит в Вечном городе.

Глава 7 Рея Сильвия

Мать Ромула Рея Сильвия была девственной весталкой, которая жила в Лации спустя четыре века после смерти Энея. Весталки были жрицами богини Весты, которые, как современные монахини, должны были жить вдали от остального мира и посвящать все свое время религиозным обрядам и службам. Как и монахиням, им запрещалось любое общение и связи с мужчинами.

Считается, что орден девственных весталок был основан самим Энеем, который ввел в обиход многие ритуалы и обряды, проходившие под их попечением. Эти церемонии были посвящены Весте, богине домашнего очага. Во все века и во всех странах очаг был центром и символом дома, поэтому смысл культа Весты сводился к поклонению огню. Вместо статуй и алтарей, обычных для других богов, в храме был сооружен очаг, похожий на те, что использовались в то время в домах, и в этом очаге постоянно поддерживался огонь. С этим огнем были связаны разные ритуалы и церемонии, посвященные домашним радостям и добродетелям, которые это пламя символизировало.

Очаг в том виде, в котором он существовал в древние времена, сильно отличался от современных каминов, представляющих собой ниши, оснащенные трубами для отвода дыма. В древности очаг помещался в центре дома на подставке, которая называлась «фокусом». Иногда эта подставка была каменной или кирпичной, а иногда — бронзовой. Дым уходил через отверстие в крыше. Сегодня может показаться, что это было довольно неудобно, но необходимо помнить, что климат в тех странах достаточно мягкий, и огонь разводили только в редких случаях. Кроме того, привычки людей в то время были таковы, что не только повседневные заботы и дела, но и большинство увеселений и развлечений происходило на открытом воздухе. Тем не менее, очаг был для них, как и для нас сейчас, символом и эмблемой домашней жизни. Воздавая божественные почести Весте, богине-хранительнице дома, они соорудили в ее храме очаг — алтарь, в котором постоянно поддерживали горящее пламя.

Жрицы, которые отвечали за сохранение огня, отбирались на это служение, когда были еще детьми. Им должно было быть от шести до десяти лет. Пройдя торжественный обряд посвящения, они становились служительницами Весты и с этого момента должны были вести жизнь безупречной чистоты, иначе им грозила страшная кара. Так как постоянный огонь в храме Весты представлял огонь домашнего очага, весталки изображали девушек, занимавшихся домашней работой. Жизнь в уединении и безбрачии была символом невинности и чистоты, для сохранения которой нужен институт семьи. Обязанности весталок были сходны с обязанностями домашней прислуги. Они должны были следить за огнем и не позволять ему погаснуть. Они проводили множество обрядов и церемоний, связанных с культом Весты, содержали храм и усыпальницы в чистоте, а также ухаживали за священными сосудами и другой утварью, как в хорошо налаженном хозяйстве. Им надлежало жить в чистоте, трудах, заботах и терпении, то есть служить воплощением всех девичьих добродетелей, проявляющихся, как им и положено, в доме, а не вне его.

Самые ужасные наказания должны были обрушиться на голову весталки, которая нарушила свои клятвы. Мы не находим прямых свидетельств того, что эти, кары применялись в ранний период, но в последующие годы в Риме, где жили весталки, мужчину, соблазнившего одну из них, публично забивали до смерти плетьми на римском форуме. Что касается самой весталки, то под землей вырывали камеру и укрепляли ее свод. В эту подземную темницу вела шахта, на конце которой был вход в склеп. В камеру ставили стол, лампу и немного пищи. Спуститься туда можно было по лестнице, опущенной в шахту. Места для этих ужасных приготовлений выбирали рядом с городскими воротами, и, когда все было готово, несчастную весталку вели туда во главе публичной процессии. Ее сопровождали друзья и родственники, всю дорогу оплакивавшие ее участь. Эта церемония во всех отношениях походила на похороны, за исключением того, что человек, которого собирались хоронить, был еще жив. Придя на место, несчастную преступницу опускали вниз и помещали в темницу. Служители, проводившие ритуал, поднимались, лестницу убирали, и шахту засыпали землей. Грешница была предоставлена своей судьбе: когда лампа догорит и кончится еда, ей предстояло медленно умирать от голода в полной темноте.

Если быть справедливым к древним основателям империи и цивилизации, то можно считать обожествление Весты и введение празднеств и ритуалов в ее честь не поклонением идолу или ложному богу, а утверждением идеи, позволявшей добиться ее повсеместного почитания.

Со службой у алтаря Весты было связано множество необычных обрядов и церемоний, предназначение которых теперь очень трудно установить. Как уже говорилось, девушек для этой службы отбирали в очень раннем возрасте: от шести до десяти лет. Выбор делал царь; кандидатки, кроме упомянутых требований к возрасту, должны были быть здоровы умственно и физически. Их родителями должны были быть свободные граждане, которые никогда не были в рабстве и не занимались никакой низкой деятельностью. Оба родителя должны были быть живы. По-видимому, сиротство считалось в некотором смысле несовершенством.

Служба весталок продолжалась в течение тридцати лет; по прошествии этого периода девушек освобождали от их клятв. Если они хотели, то могли снять одеяния весталок вместе с другими символами своего служения и вернуться в мир. Если хотели, они даже могли выходить замуж. Но хотя законы это позволяли, такой поступок не был бы одобрен общественным мнением; практически никто из весталок этой привилегией не пользовался. По истечении их срока службы они обычно оставались при храме до самой смерти.

Одной из главных обязанностей весталок, служащих в храме, было постоянное поддержание священного огня. Этот огонь ни в коем случае не должен был погаснуть; если по недосмотру весталки такое случалось, виновную ждала ужасная кара: ее пороли плетьми. Наказание приводил в исполнение высший жрец страны. Закон, однако, показывал, как велико было уважение к чистоте и скромности весталок: удары должны были наноситься в темноте, и, хотя провинившуюся раздевали, это могли делать только женщины. Потухший огонь потом снова разжигали со множеством торжественных церемоний.

Рея Сильвия, мать Ромула, была, как мы уже говорили, весталкой. Она жила четыреста лет спустя после смерти Энея. В течение этих четырех сотен лет у власти стояли потомки Энея, которые в большинстве своем были мудрыми и миролюбивыми правителями, хотя после смерти Энея возникли разногласия в вопросе о том, кто должен стать его наследником. Как мы помним, Эней утонул во время сражения. Он оставил одного сына, а может быть, и еще нескольких. Самый заметный след в последующей истории царства оставил Асканий — тот сын, который вместе с Энеем покинул Трою, а к тому моменту достиг зрелого возраста. После смерти отца он сразу же наследовал ему.

Остается вопрос, имела ли Лавиния право на царствование. Это весьма маловероятно, учитывая принятые в те времена правила. И тут не имело значения, получил ли Эней царство сам или как муж Лавинии, которая была дочерью и наследницей законного царя Латина. Лавиния, похоже, не стремилась предъявлять претензии на трон. У нее был мягкий и уступчивый характер; кроме того, ее здоровье в ту пору было слабым, и она стремилась к жизни спокойной и уединенной. У нее также были определенные основания опасаться за свою безопасность. Асканий мог заподозрить ее в том, что она покушается на его трон; тогда у него возникло бы желание устранить ее тем или иным способом. Ее муж был для нее единственным защитником среди троянцев, и, когда его не стало, власть перешла к тому, кто был в некотором смысле ее соперником, поэтому она не могла чувствовать себя спокойно. По этой причине она воспользовалась первой возможностью уехать из Лавиниума. Сопровождаемая немногими друзьями и слугами, она удалилась в лесную глушь и нашла там убежище. Ее приютила семья Тирра, который раньше был главным пастухом ее отца. Его детям принадлежал ручной олень, убитый Асканием. Здесь короткое время спустя она родила сына. Она хотела сначала назвать сына в честь его отца, но в память о его рождении в глубине лесов, где она нашла убежище, решила дать ему полное имя Эней Лесной, или, по-латыни, Эней Сильвий. Под этим именем он, когда подрос, остался в последующей истории.

Но он не только сохранил это имя, но и передал его своим потомкам; с тех пор все цари этой династии, правившей более четырехсот лет, имели в своем имени слово «Сильвий» в память о романтическом рождении их предка. Полное имя Реи, матери Ромула, о которой мы уже говорили и будем еще говорить, было Рея Сильвия, что указывает на ее принадлежность к царскому роду.

После смерти своего отца Асканий был так увлечен военными действиями, что не обратил внимания на отъезд Лавинии. Царя рутулов, с которым он в то время сражался, звали Мезенций. У Мезенция был сын Лаус, и они вдвоем командовали армией, которая осадила Аскания в Лавиниуме. Под началом Мезенция находился лагерь и штаб армии, находившиеся на некотором расстоянии от города. Лаус возглавлял авангард, занявший позицию недалеко от городских ворот. Однажды темной ненастной ночью Асканий задумал вылазку. Он выбрал самых отчаянных храбрецов, а спустя некоторое время, в течение которого следил за вспышками молний, пытаясь угадать знамения, указывающие путь к успеху, дал сигнал. Ворота были открыты, и вооруженный отряд вышел наружу. Бесшумно продвигаясь во мраке ночи, они подошли к лагерю Лауса и с ужасными криками обрушились на врагов. Противник был захвачен врасплох, множество было взято в плен или перебито.

Возбужденные своей победой, возглавляемые Асканием троянцы двинулись к главному лагерю рутулов. Однако Мезенций уже успел получить известие о приближении врагов, и, когда они подступили к лагерю, он уже отступил. Вместе со своими войсками он бежал к горам. Асканий и троянцы преследовали их. Мезенций остановился и попробовал укрепиться на холме. Асканий окружил холм и вскоре вынудил врагов сложить оружие. Был заключен договор, и вскоре после этого Мезенций и его войска покинули страну. В Лации наступил мир.

Уладив свои дела, Асканий вспомнил о Лавинии. И латиняне, которые теперь были его подданными, весьма сожалели, что она была вынуждена удалиться из отцовского царства и оставить трон сыну чужестранца. Некоторые даже опасались, не случилась ли с ней беда и не выйдет ли так, что рано или поздно память о ней ослабеет: тогда Асканий сможет ее убить. Поэтому общество стало требовать возвращения Лавинии.

Асканий правил более тридцати лет в Альба-Лонге, в то время как Лавиния царствовала в Лавиниуме. В целом они правили страной совместно и жили в мире и гармонии. Со временем оба они умерли. У Аскания остался сын, которого звали Юлом, а наследником Лавинии был Эней Сильвий.

Разумеется, в стране было множество разных мнений относительно того, кто из этих царевичей имеет больше прав на престол. Некоторые считали, что троянец Эней завоевал страну и стал ее полновластным владыкой независимо от женитьбы на Лавинии, поэтому Юл, как старший сын его старшего сына, должен по праву ему наследовать. Другие полагали, что Лавиния — истинная и законная представительница древней царской династии, и ее сын и наследник Эней Сильвий должен занять место на троне. Были такие, кто предлагал компромиссное решение: разделить страну на две части и отдать одну из них со столицей в Альба-Лонге Юлу, а вторую, со столицей в Лавиниуме, — Энею Сильвию. Однако это предложение было отклонено. Такие государства были бы слишком малы и слабы, и значит, не смогли бы защитить себя в случае войны с другими италийскими народами. В конце концов был найден другой компромисс. Все согласились, что Лаций должен сохранить свою целостность, и Эней Сильвий, будучи сыном Энея и Лавинии и представляя обе ветви династии, должен стать царем, а Юл и его потомки, занимая чуть менее высокое положение, станут суверенной властью в вопросах религии. Таким образом, Эней Сильвий и его потомки становились царями и в этом качестве командовали армиями и руководили государством, в то время как Юл и его семья приобретали звание верховных священнослужителей.

Такой порядок существовал год за годом и век за веком в течение четырехсот лет. Об этом периоде не сохранилось никаких записей, лишь одно обстоятельство сохранилось в памяти потомков. В династии Сильвиев был царь, которого звали Тиберий. В одном из сражений с войсками северных соседей он попытался переплыть через реку, по которой проходила граница. Течение понесло его, и с тех пор его больше не видели. После этого случая реке дали название Тибр, чем была увековечена память царя, ибо река, в которой он утонул, впоследствии стала знаменита. До этого река называлась Альбула.

Известен еще один эпизод, примечательный тем, что может служить прекрасной иллюстрацией нравам и обычаям тех времен. Одному из владык династии Сильвиев, которого звали Алладий, однажды пришла в голову мысль убедить людей, что он — бог. Для подтверждения своих притязаний он производил с помощью искусственных средств громовые раскаты и вспышки молний, якобы исходившие из его дворца на берегу озера в Альба-Лонге. Средства, которые он использовал для этой цели, были подобны тем, что в наше время используются в театральных постановках. Люди не позволили обмануть себя с помощью такого мошенничества, но вскоре вслед за тем они совершили такую же нелепую ошибку, как вера в фальшивый гром. Дело обстояло следующим образом: после сильной бури и ливня, обрушившегося на озеро и окружающие его горы, случилось наводнение; вода затопила царский дворец, и мнимый громовержец утонул. Люди сочли, что его смерть была вызвана вмешательством небес, покаравших его за святотатственное покушение на прерогативы верховного божества. Более того, ходили слухи — и один из историков записал их как заслуживающие доверия, — что Алладий был убит молнией во время бури и так наказан могущественной стихией, которую пытался подделать, еще до того, как потоки воды затопили дворец. Если его смерть была необычной и внезапной, не стоит удивляться тому, что в его участи видели исполнение воли божьей, ибо к грому и молнии в те времена относились с крайним почтением и суеверным ужасом. Но теперь отношение к этому явлению изменилось. Люди научились понимать его и защищать себя от его последствий. После того как Франклин и Морзе начали работу, призванную подчинить мощную и таинственную субстанцию, в которой зарождается это явление, воле человека, можно предположить, что недалеко то время, когда наука позволит действительно воспроизводить его в небе, как мы теперь воспроизводим его на столе перед аудиторией.

Наконец, по прошествии почти четырех сотен лет, в течение которых династия Сильвиев правила Лацием, очередной царь умер, оставив двоих детей — Нумитора и Амулия. Нумитор был старшим сыном, поэтому власть должна была перейти к нему. Но характер у него был тихий и даже немного слабый, а его младший брат был пылким и честолюбивым юношей, который скорее всего стал бы оспаривать право на власть. Отец, похоже, предвидел, что после его смерти между его сыновьями возникнут разногласия. Чтобы этого избежать, он постарался еще при жизни договориться об условиях передачи власти. В ходе последующих переговоров с братом Амулий предложить разделить все, чем владел их отец, на две части: царство составит одну часть, а имущество и сокровища — другую. Нумитор должен будет выбрать, какую часть он хочет получить. Это предложение выглядело разумным и непредвзятым и было бы таким, если бы право на наследство принадлежало бы в равной степени старшему и младшему сыну. Но это было не так: предложение Амулия было, в сущности, предложением разделить то, что целиком принадлежало его брату.

Но Нумитор, который не стремился отстаивать свои права, это предложение принял. Однако он выбрал царство, оставив богатства своему брату. Так они поделили наследство после смерти отца. Но как только Амулий вступил во владение сокровищами, он начал использовать их, чтобы обзаводиться влиятельными друзьями и укреплять свое политическое влияние. Со временем он узурпировал трон, и Нумитор почти без всякого сопротивления уступил. Он бежал и спрятался в глуши. Но у него было двое детей, сын и дочь, которых он вынужден был оставить. Амулий опасался, что со временем эти дети будут для него источником неприятностей, если потребуют наследство отца. Он не решился открыто убить их, боясь возбудить против себя гнев народа, а прибегнул к хитрости.

По его плану сына, которого звали Эгест, должны были убить на охоте. Он нанял людей без стыда и совести, которые взялись в разгар погони пронзить царевича стрелой или проткнуть его копьем, но чтобы это можно было представить несчастным случаем. Дочь, которую звали Рея (та самая Рея Сильвия, которую мы упоминали в начале этой главы), он не мог убить без того, чтобы не возбудить подозрений. А возможно, он был не настолько бесчеловечен, чтобы проливать кровь прекрасной беззащитной девушки, дочери его родного брата. Кроме того, у него самого была дочь Анто, которая росла вместе с Реей, и, возможно, ему было жаль лишать свою дочь любимой подруги. Поэтому он удовлетворился тем, что решил сделать ее весталкой. В этом случае ее жизнь будет полностью посвящена религиозному служению, что лишит ее возможности претендовать на трон. А так как клятвы весталки лишают ее возможности иметь семью, она не сможет иметь потомство, которое будет оспаривать его права на трон.

В его намерении отдать царевну, свою племянницу, в весталки не было ничего необычного, — для этого служения выбирались дети из самых высокопоставленных семей. Маленькая Рея была ребенком, когда дядя объяснил ей, что ее ожидает, и, очевидно, не возражала против того, что казалось ей необыкновенной честью. В должный срок обряд посвящения свершился; она дала клятвы, скрепленные угрозой ужасного наказания, и с тех пор жила в безбрачии вдали от света.

Ее приняли в храм Весты, где она, как и другие девушки, полностью посвятила себя исполнению долга и безупречно служила богине в течение нескольких лет. Но впоследствии произошло событие, которое внезапно прервало ее карьеру весталки и привело к весьма важным последствиям. Что это было за происшествие, мы объясним в следующей главе.

Ромул и Рем


Эта легенда о двух братьях-близнецах, которых приказали убить, но они выжили – их вырастила волчица. Братья основали великий город – Рим!

Полезные ссылки


Это случилось в те времена, когда пал великий город Троя.

Дополнительный контент (Гибель Трои, Эней) доступен в режиме обучения

Полезные ссылки


Многие троянцы пали в бою, но некоторые спаслись – они уплыли в море. Долго они плавали по волнам, и, наконец, их прибило к берегу – неведанной земле.
Это были очень красивые земли, все покрытые травами и лесами. На этой земле солнце было теплым, а земля – плодородной. Эта земля была Италия.

Полезные ссылки


Здесь сын героя Энея Асканий построил город и назвал его Альба-Лонга.
Этим городом из поколения в поколение правили потомки Энея. Одним из его потомков был Нумитор — благородный и добрый человек.

Полезные ссылки


Зато брат его Амулий был жестоким и завистливым. И решил он свергнуть своего брата, чтобы занять его место. И это ему удалось.


Доброго Нумитора Амулий не боялся, поэтому не убил его. Но зато он убил всех его детей и внуков, а его дочь Рею-Сильвию сделал жрицей богини дома, Весты.

Полезные ссылки


Но вскоре у Реи-Сильвии родились мальчики-близнецы. Их отцом был Арес – бог войны.
Амулий очень испугался, когда узнал об этом, ведь мальчики могли отомстить ему за все. И тогда он приказал казнить Рею-Сильвию, а новорожденных детей утопить – бросить в реку Тибр.

Полезные ссылки


Амулий поручил это дело своему рабу, но раб пожалел детей и не стал бросать их в реку, а просто поставил корзину с детьми на берегу. Он думал, что с приливом вода в реке поднимется и сама унесет детей в море.

Полезные ссылки


Но когда вода поднялась, корзинка зацепилась за корягу и никуда не уплыла.


А когда вода спала, дети выпали на землю. Они промокли, проголодались и стали плакать.


В то время мимо реки проходила волчица. Она услышала детский плач и подошла к малышам.

Полезные ссылки


Но волчица была добрая, она решила вырастить мальчиков, как своих волчат. Она приласкала их и накормила молоком. Потом волчица перенесла малышей к себе в пещеру. Она уходила на охоту, а потом возвращалась к детям, обогревала их своей шерстью и кормила молоком.

Полезные ссылки


Однажды маленьких братьев и волчицу увидел пастух. Он подобрал детей и воспитал как умел. Он назвал их Ромул и Рем. Братья росли сильными и крепкими.

Полезные ссылки


Они занимались охотой и путешествовали по родной земле. К братьям стекались беглые рабы и бродяги. Получился целый отряд.

Полезные ссылки


Однажды отряд Рема устроил беспорядки, и Рем попал в плен к Амулию.
Амулий увидел Рема и удивился, что такой сильный и благородный юноша – сын простого пастуха. Он стал расспрашивать Рема о его происхождении, и Рем рассказал, что они, Рем и Ромул, два брата. Их вскормила волчица, а кто их родители – никто не знает.
Амулий сразу понял: это – дети Реи-Сильвии.


Тем временем Ромул пришел на помощь своему брату с большим войском людей, которые были против Амулия. Восстание было такое сильное, что народ сверг Амулия, и власть вернули деду Рема и Ромула – Нумитору.


Сами Ромул и Рем решили жить отдельно и построить новый город. Они выбрали для своего города семь холмов, которые будут им защитой от врагов.

Полезные ссылки


Пришло время называть город. И вот тут братья поссорились, потому что каждый хотел назвать город своим именем. Решили спросить подсказки у богов. Братья стали ждать знамения в виде полета птиц.

Полезные ссылки


Первым птиц увидел Рем – он увидел 6 коршунов.

Полезные ссылки


Но тут же мимо Ромула пролетело 12 коршунов. Братья опять заспорили.


Ромул начал копать ров вокруг города. Ему помогал его друг. Рем в шутку перескочил через ров.

Полезные ссылки


Друг Ромула подумал, что Рем хочет напасть на Ромула и так испугался, что убил Рема лопатой.

Полезные ссылки


Увидел это Ромул и горе охватило его. Почувствовал он свою вину в содеянном.
– Зачем только мы поспорили с тобой? – горевал он. – Ведь могли мы жить в мире и вместе управлять городом!


Ромул похоронил брата. А потом стал первым правителем города. Этот город – Рим, столица Италии.

Читайте также: