Можно ли ехать на газели с прицепом

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Новые правила езды с прицепом, разрешено ли ехать с 750 кг. прицепом который прицеплен к газели?

Да, разрешено.
Если прицеп до 750 кг - то в любом случае достаточно категории В, даже если общий вес окажется больше 3500 кг.
Если ГАЗЕЛЬ (например - пассажирская) весит 2 тонны, а прицеп - тонну, то тоже достаточно категории В, потому что прицеп будет легче машины и общий вес меньше 3500 кг.
Если ГАЗЕЛЬ грузовая до 3500 кг и прицеп более 750 кг - понадобится категория Е к В.
Цитирую официальный документ - распечатайте и возите с собой на случай общения с ГАИ.

28 апреля 2009 года
Начальникам ГИБДД регионов направлено указание с разъяснениями по вопросу управления автомобилями с прицепами.. .

В последнее время участились обращения в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России граждан о
неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств - проще говоря,
автомобилем с прицепом.

Речь идет о случаях, когда водители, имеющие категорию "B", привлекались к административной ответственности за управление
автомобилем соответствующей категории с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышала 750 кг, когда общая
разрешенная максимальная масса такого состава превышала 3500 кг, а в водительском удостоверении отсутствовала категория "Е".

В связи с этим Департаментом ОБДД МВД России было подготовлено и направлено на места указание от 02.02.2009 года № 13/5-16,
которым даны разъяснения по данному вопросу, суть которых сводится к следующему:

Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то общая масса состава транспортных средств не имеет
значения - в любом случае, водители, имеющие соответствующую категорию ("B", "C" или "D"), могут управлять ими
беспрепятственно.

Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года) , согласно
которому автомобиль категории "В" может буксировать легкий прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает
750 кг. Кроме того, он может также буксировать "тяжелый" прицеп, но при условии, что разрешенная максимальная масса прицепа
не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.

Данные разъяснения должны быть доведены до сведения всех сотрудников Госавтоинспекции.

Дача с прицепом

Последние, кстати, также помогают доставлять к месту отдыха лодки, скутеры, квадроциклы и прочую технику. Но при этом у многих возникает вопрос, а можно ли цеплять к машине прицеп, если в правах не открыта категория "Е"? К тому же есть реальные случаи, когда сотрудники ГИБДД штрафовали водителей за такой автомобильный "хвост".

У большинства водителей права категории "В". С такими правами можно управлять машинами, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны и количество мест для пассажиров в них не более восьми. Есть права категории "С" - это для грузовиков, и "D" - для автобусов. А права с категорией "Е" дают право на управление составами транспортных средств, где в качестве тягача может выступать машина, на которую у водителя есть права.

Дело в том, что в постановлении правительства N 1396, в котором разъясняется, какие прицепы и к чему можно цеплять без этой категории, данный момент прописан нечетко. Поэтому в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России решили еще раз напомнить инспекторам о правах водителя на легкие прицепы.

Итак, какие прицепы не требуют специальной категории? Это все легкие прицепы массой до 750 килограммов. Причем без разницы, к какому автомобилю вы их цепляете - к легковушке, автобусу или грузовику.

Более тяжелые прицепы водители грузовиков и автобусов могут перевозить только при открытой категории "Е".

У водителей автомобилей, подпадающих под категорию "В" - а это основная масса автомобилистов, - больше возможностей. Они могут таскать прицепы, вес которых более 750 килограммов, но при этом не превышает массы самого автомобиля, а общая максимальная масса всего состава (автомобиль плюс прицеп) не превышает 3,5 тонны. То есть если ваш автомобиль весит полторы тонны, то вы можете везти прицеп максимальной массой 1,4 тонны. При этом категории "Е" с вас не потребуется. Если вы владелец "Хаммера", который весит три тонны, то, не открывая эту специальную категорию, вы можете перевозить только легкий прицеп массой до 750 килограммов.

Указание руководства ГИБДД N 13/5-16 с этими разъяснениями направлено во все региональные подразделения.

Езда с прицепом - какая нужна категория B или B+E?

Отцы, остановили тут у нас Газель с прицепом и гаишник сказал что нужна категория E. Не оштрафовал при этом, а просто рассказал, что мол скоро будет всем фигово, кто ездит на Газелях с прицепами и категорией В. :-) Мол масса прицепа 750 складываем с массой Газелью - получаем более 3500 тонны массы автопоезда. Странно.

Реально волнует вот какой вопрос: есть "джип" Lexus RX300, в ПТС которого указано:

[em]Разрешёная максимальная масса: 2247кг.
Масса без нагрузки: 1830кг.[/em]

[em]Масса самого прицепа 170кг
Масса снаряженного прицепа, 580(750)кг
Максимальная полная масса прицепа, 750 (920)кг
(не понятно что в скобках указано). [/em]

- Отцы, просветите, пожалуйста, достаточно ли категории [strong]B[/strong] для управления таким автопоездом?
Или необходимо категория [strong]B+E[/strong]?

с RX300 тебе повезло 2247+920 кг - это меньше 3500
кат. "В к Е" в данном случае не нужна.

В случае с Газелью инспектор прав. Не знаю кому там когда худо будет, а водиле казели могло быть худо уже сейчас. Ибо казель бортовая (или фургон) + прицеп - это однозначно Е к В, а если же казель на 14 пассажиров типа рейсовая + прицеп - это уже Е к D. Стоит сдать на эти категории, кстати, не сильно дорого, зато будешь уверен навсегда, что мусора не будут гнать пургу.

>
> - Отцы, просветите, пожалуйста, достаточно ли категории B для управления таким автопоездом?
> Или необходимо категория B+E?
==========
Считаем: 920+2247=3147, что меньше 3500, т.е. достаточно "В".

Неоднозначен закон 7. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории "В", "С" или "D", могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

8. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "В".

Я "читаю" пункт 7, что прицепы ДО 750 кг не считаются "настоящими" и ими можно управлять всегда! (достаточно только "В")

А вот если прицеп тяжелее. тогда важна масса состава - и если она превышает 3500 - без "Е" к "В" уже нельзя, и если это не выполнено - то квалификация 12.7.1 - 2500 и "задержание ТС".

Но существует и иное прочтение.

А другая проще. Игнорировать пункт 7 ППРФ (про прицепы до 750 кг), и если масса состава ТС выше 3500 нужна "Е" к "В" (вне зависимости от массы самого прицепа).
Видимо так и рассуждали гаишники в случае с Вашими знакомыми.

Правда в таком варианте мне никак не понять: а зачем тогда вообще присутствует пункт 7 в Постановлении 1396?

Да они и не рассуждали, они тыкнули в разъяснения к ПДД и больше ничего не хотели слышать, вот теперь ищу эти самые разъяснения

"100 рублей за километр". Как живут и работают дальнобойщики, у которых нет тягачей 09:19, 15 сентября 2020 Версия для печати


Фото: Виктор Сулименко // www.drive2.ru

Что за люди ездят в дальнобой на малотоннажниках, сколько они зарабатывают и с чем они сталкиваются на российских дорогах?

Константин Шулин из Первоуральска объездил на своей ГАЗели всю Россию – от Москвы до Владивостока. Его машина не похожа на обычный малотоннажник: вместо второго ряда сидений в ней обустроен спальник, а сзади присоединён вместительный прицеп. Такой автопоезд может увезти значительно больше груза, чем обычная ГАЗель: он конкурирует со среднетоннажными грузовиками и приносит неплохие деньги.

— Ты в ГАЗель грузишь груз по 30 рублей за километр, в прицеп – от 24 рублей. Средняя ставка на фуру по стране 45-50 рублей, и получается, что ты везешь в ГАЗели груз за эти деньги. Расходы при этом не сопоставимы с расходами владельца фуры: у тебя колесо стоит всего три тысячи рублей! – объясняет предприниматель, общаясь с ведущим youtube-канала VITOZ Виктором Петровым.


Эта сцепка стоила Константину чуть более 300 тысяч рублей и потребовала основательной доработки. Фото: vk.com

Таких как Константин на российских дорогах немало. В сети можно найти блоги водителей, выполняющих дальние рейсы на, казалось бы, не предназначенных для этого машинах – зачастую им действительно удаётся зарабатывать неплохие деньги с минимальными вложениями. Но какую цену за это приходится платить?

«Водители, которым не хватило на свой тягач»

— Оптимальное плечо для обычного малотоннажника, грузовика весом до 3,5 тонн это 300 километров, – рассказывает генеральный директор компании «Вилар» Сергей Ариншин. – На этом расстоянии можно получить оптимальную ставку за километр. Машина возвращается в день выезда, из-за быстрого возврата растёт и оборачиваемость.

В компании «Вилар» 13 ГАЗелей, и обычно они работают именно на таком плече – развозят продукцию из Москвы и Подмосковья в соседние регионы. Но иногда приходится ездить дальше: в Санкт-Петербург или в Петрозаводск.

— Петрозаводск это, скорее, исключение, – объясняет Сергей Ариншин. – Но иногда бывают и такие случаи: например, если большая партия груза не влезла в фуру, а доставить её нужно срочно.

Главное, чтобы соблюдались элементарные бытовые условия. Но в «Виларе» проблем с этим нет: все машины компании, в том числе и ГАЗели, оснащены надкрышными спальниками с автономным отоплением.

По словам Сергея Ариншина, его компания, как и все остальные перевозчики, работает «от клиента»: если появится необходимость перевезти груз на ГАЗели на большое расстояние, работа будет выполнена. Но делать ставку на необычные модификации – например, на малотоннажники с полуприцепом – предприниматель не собирается.

— Надо понимать, что ГАЗель с полуприцепом это категория Е. И когда ты будешь нанимать водителей, тебе придётся конкурировать с компаниями, которые платят дальнобойщикам по 100 тысяч рублей. Комфорт тоже играет большую роль: где водителю захочется ночевать – на крыше ГАЗели или в комфортабельном иностранном тягаче? «Федералы» сегодня закупают новые, иномарки со всеми удобствами. А полуприцепы к ГАЗели покупают в основном частники, которым не хватило денег на свою фуру.


Чтобы управлять такой машиной, необходимы права категории Е. Поэтому ГАЗель с полуприцепом - выбор частников: транспортные компании такими автопоездами не интересуются. Фото: vk.com

Дальнобой категории В

У Константина, впрочем, прицеп самый обычный – с разрешенной максимальной массой до 750 килограмм. Категория Е для него не нужна, хватит обычных прав на легковой автомобиль. Водитель признаётся: грузить можно и больше, до 1200 килограмм. Дышло, правда, к таким нагрузкам не приспособлено – за три года чинить его приходилось трижды.

Поломки – неотъемлемая часть жизни предпринимателя, что неудивительно: машине уже 12 лет, а пробег перевалил за 400 тысяч километров. Константин прекрасно знает устройство своей ГАЗели и многие запчасти может заменить самостоятельно. На замену бензонасоса (эту деталь перевозчик называет расходником) уходит около 20 минут.

— Многие говорят: ну нафиг эти ГАЗели, они ломаются… они действительно ломаются! Но в любой ж*пе мира ты сможешь её починить и не будешь стоять неделю в ожидании запчасти, – рассуждает Константин.

Работа дальнобойщика на ГАЗели полна неожиданностей. Иногда на объекте выгрузки может просто не оказаться грузчиков.

— Есть два закона, устав автомобильного транспорта и правила перевозки грузов. В них сказано, что загрузка и выгрузка всегда производится силами грузоотправителя и грузополучателя! Обычно так и происходит. Но бывает, что приезжаешь на выгрузку, а там сидит одна 50-летняя женщина… в таких случаях приходится разгружать самому, а потом жестко ругаться и требовать деньги, – рассказывает Константин.

Не конкурент, но без «обраток» оставит

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен: дальнемагистральные перевозки на малотоннажниках – это, скорее, исключение из правил, нежели устоявшаяся бизнес-модель. Иногда у предприятий возникает необходимость доставить небольшую партию дорогостоящего груза в кратчайшие сроки – и если федеральные компании не могут уложиться в необходимое время, за дело может взяться водитель ГАЗели или даже легковушки.

— Знакомые ребята «дальнобоили» на обычных каблучках от Москвы до Читы, возили какие-то дорогие комплектующие для электроприборов, – вспоминает эксперт. – Это очень узкий и специфичный сегмент перевозимых грузов.

Валерий Войтко отмечает, что увеличение плеча у обычных малотоннажников сегодня связано с последствиями финансового кризиса. Если раньше промпредприятия и магазины отправляли партии по 15-20 тонн, то сегодня в некоторых сегментах объемы отгрузок сократились до такой степени, что для перевозок стали востребованы средне- и малотоннажные грузовики.

— Существует огромное количество полуприцепов, различных надстроек для малотоннажников, от цистерн под молоко до высоких фургонов для перевозки мебели. Есть даже автовозы! Но их количество на сегодняшний день несопоставимо с количеством фур.

А условия работы на такой технике на дальние расстояния выходят за грани разумного. У некоторых моделей есть какое-то подобие спальника, но в остальных случаях говорить о полноценном отдыхе не приходится.

ГАЗель повышенной комфортности

Для тех, кто не хочет заниматься «хендмейдом» есть и готовые варианты – различные модификации малотоннажных ГАЗелей и других LCV от как от заводов-производителей, так и от сторонних компаний.


Надкрышные спальники дешевле, но водителям больше нравятся закабинные – они более комфортные. Фото: Яндекс.Дзен

Серийный 7-местный кабинный модуль NEXT, который устанавливается на ГАЗели и ГАЗоны NEXT, может обеспечить водителя местом для отдыха – сидения второго ряда служат отличным спальным местом, а в некоторых моделях даже раскладываются, создавая ровную поверхность.

Для того, чтобы в автомобиле на ночлег разместить не только водителя, но и пассажира, существуют варианты с закабинным спальником, выполненные сертифицированными предприятиями-доработчиками спецтехники. В этом случае на базе двухрядной или однорядной кабины NEXT появляется 2 полноценных спальных места 1900х680 мм.


В некоторых комплектациях сидения раскладываются, создавая ровную поверхность. Фото: zr.ru

Если необходимо оснастить машину спальником без потери полезной длины автомобиля на базе шасси с однорядной кабиной, оптимальной будет классическая модель с надкрышным спальником, существующая на автомобильном рынке уже давно.

За обеспечение защищенности водителя, автомобиля и груза на дороге на междугородних трассах отвечают сразу несколько систем. Это ЭРА ГЛОНАСС, ГАЗ-КОННЕКТ и ГАЗ-АССИСТАНС: кнопка вызова экстренной помощи, помощь на дороге в радиусе 250 км от границ городов, дозаправка топливом, хранение или транспортировка груза неисправного автомобиля – лишь небольшая часть того, на что можно рассчитывать. Кроме того, использование сервиса ГАЗ-КОННЕКТ позволяет отслеживать непосредственное местоположение автомобиля в режиме онлайн, что повышает прозрачность междугородних перевозок и эффективность бизнеса в целом.

Кабинный модуль NEXT обеспечивает водителю необходимые для междугородних перевозок комфортную посадку и условия, безопасность, увеличенное жизненное пространство и великолепную обзорность.


Габариты удлиненной ГАЗели NEXT с 7-местной кабиной позволяют вместить до 9,5 м³ груза. Фото: azgaz.ru

Приобрести современные ГАЗели NEXT сегодня можно приобрести на особо выгодных условиях.

Для физических лиц действует специальное предложение, позволяющее купить бортовой грузовик с выгодой до 356 тысяч рублей.

Для юридических лиц действуют отсрочки, благодаря которым можно стать приобрести машину сейчас, а платить потом.

100 рублей за километр

Пищу Константин готовит прямо в машине с помощью газовой горелки. Обедает обычно во время разгрузки, если разгружается что-то вроде утеплителя и за процессом можно не следить. Во время разгрузки или ожидания в очереди Константин ищет заказы.

— В регионах загрузки ищу на АТИ. Кто-то ругает АТИ? Они просто не умеют его готовить. От Алексина (Тульская область) до Москвы (Третье транспортное кольцо) 135 километров, платят 15 тысяч рублей, больше 100 рублей за километр! Пробежал, выгрузился, пятнашку получил, – рассуждает водитель. – Но такой груз, 45 кубов, обычная газель не возьмёт: либо я, либо среднетоннажник.

— На старте взял заказ за 50 тысяч, приехал в Москву, загрузился за 56, в Ижевске догрузился еще на 12 и уехал на Киров… – рассказывает Константин о ставках. – Не важно, сколько тебе предлагают, надо всегда просить больше. Даже если заявка полностью устраивает. Хороший продажник всегда сторгуется.

Итоговый доход, объясняет водитель, подсчитать очень непросто. По словам Константина, он может зарабатывать около 60-70 тысяч рублей в месяц «чистыми» практически не напрягаясь. Но если в буквальном смысле жить за рулём, то заработать можно гораздо больше.

— Средняя цена – 31 рубль за километр. Пока я добирался до сюда, у меня получилась 161 тысяча рублей грязными за 17 дней. Сейчас поеду в Вельск, там выгружусь и на Москву, надеюсь найти догруз с Вологды, а домой как карта выпадет.

Самый долгий рейс Константина длился 71 день. За это время он оказался дома лишь однажды: переночевал и на утро снова отправился в путь. Но бывали и простои, когда не было интересных загрузок: как-то раз водитель целую неделю прожил на стоянке у гипермаркета. Свою работу он бросать не собирается:

— На какую работу я поменял бы дальнобой? Ни на какую. Возможно, занялся бы бизнесом в грузоперевозках. Хотя я и сейчас им занимаюсь: и менеджер, и логист, и бухгалтер, и механик: всё в одном лице.

Владельцы малотоннажников, оснастившие свои автомобили вместительными прицепами и выполняющие многодневные рейсы – немногочисленная, но сформировавшаяся прослойка перевозчиков. Работа у них непростая: она требует постоянной концентрации и практически не оставляет свободного времени. Как отметил Валерий Войтко,

Транспортные компании отправляют малотоннажники в длительные поездки сравнительно редко. Многие фирмы, впрочем, стараются приобретать машины с надкрышными или закабинными спальниками, чтобы не упускать интересные загрузки.

Использованы материалы youtube-каналов VITOZ (Андрей Петров) и Территория заката (Константин Шулин).

Как ездить с прицепом: правила, ограничения, штрафы


Покупка прицепа и езда с ним не требуют особых знаний и навыков, но есть целый ряд юридических и практических нюансов, о которых обязательно нужно помнить. Для начала стоит запомнить, что прицепом называется транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в сцепке с механическим транспортным средством, а автомобиль с прицепом называется автопоездом.

В общем случае прицепы делятся на легкие (с разрешенной максимальной массой не более 750 кг) и тяжелые (более 750 кг), причем последние должны быть оснащены тормозной системой. Кузова легковых прицепов могут быть металлическими сварными или сборными, есть модели с деревянным полом и фиксированными либо откидными бортами. Чаще всего прицеп снабжается съемным каркасом и брезентовым тентом. Прицепы к легковым автомобилям могут быть одноосными или двухосными, с передним опорным колесом и без него. Дышло может быть прямым или V-образной формы.


Тест-драйвы 26 сентября 2016 Движущая сила. Тест-драйв Chevrolet Tahoe с прицепом
Статьи 11 июня 2020 Дом на колесах: выбираем кемпер для путешествий по России

Отдельная категория — прицепы-самосвалы и прицепы для катеров и лодок со специальными ложементами, роликами или полозьями. Такие могут иметь стеклопластиковую крышу и механизмы для облегчения погрузки-разгрузки техники. В верхней ценовой категории есть прицепы-автовозы, прицепы-дачи, а также коммерческая техника разных видов.

В большинстве случаев для эксплуатации легкового прицепа достаточно иметь стандартную легковую категорию «B», но есть нюансы: прицеп должен иметь максимальную массу не более 750 килограмм. Также категории «B» достаточно, если разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса состава не превышает 3,5 тонн. То есть однотонный прицеп можно без проблем цеплять к двухтонному внедорожнику.


Если же максимальная масса автопоезда превышает 3,5 т, либо прицеп тяжелее автомобиля, то водителю потребуются права категории «BE». Проще говоря, не стоит цеплять к малолитражке двухтонный дом на колесах или тяжелую лодку.


Как и в случае с автомобилем, изменения конструкции или цвета прицепа необходимо регистрировать в ГИБДД. А вот страховка на прицеп не нужна — достаточно полиса ОСАГО на автомобиль. Более того, если прицеп принадлежит физлицу, в полис тягача не требуется проставлять отметку «Используется с прицепом», это правило действует только для организаций. Техосмотр для частных прицепов тоже не требуется.

Установка фаркопа на легковой автомобиль предусматривается заводом-изготовителем, поэтому регистрировать изменения в ГИБДД не потребуется. Стоит иметь ввиду, что сам фаркоп должен имеет сертификат соответствия и паспорт, а устанавливаться должен строго по инструкции без вмешательства в конструкцию автомобиля. Предъявлять документы на него в ГИБДД не нужно.


Правила для автомобилей с прицепами отличаются только в части максимальной разрешенной скорости. Если в городских условиях скоростной режим для автопоезда не меняется, то вне населенных пунктов ему придется ехать медленнее потока: не более 90 км/ч на автомагистралях и не более 70 км/ч на простых загородных дорогах. Но есть два нюанса.


Первый касается платных магистралей с ограничением скорости 130 км/ч, на которых автомобиль с прицепом должен ехать те же 90 км/ч по требованию пункта 10.3 ПДД. А вот столичный МКАД с ограничением скорости 100 км/ч является городской дорогой, на которую не распространяется действие пункта 10.3, поэтому там автопоезд может развивать те же 100 км в час.

Вопреки распространенному заблуждению, дорожные камеры, работающие «в спину», отлично распознают номер прицепа и оформляют штраф, если автопоезд едет быстрее положенного. То же касается нарушения разметки и езды по обочине, причем камера может выписать штрафы и тягачу, и прицепу, но эти задвоения без труда можно оспорить.


Как и в случае с автомобилем, правила требуют использовать на прицепе габаритные огни в темное время суток. В прицепе нельзя перевозить людей, масса груза не должна превышать установленных величин, груз не должен закрывать обзор и световые приборы, а если он выступает за габарит (не более 1 м сзади и 0,4 м по бокам) — обозначается знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время еще и световозвращателем красного цвета.

Прицеп нельзя эксплуатировать при неисправности сцепного устройства, без страховочных цепей, при неработающих тормозах прицепа (если они есть), а также с неподключенной светотехникой.

На платной парковке платить придется и за автомобиль, и за прицеп. По официальной позиции Моспаркинга, прицеп является транспортным средством, и парковать его нужно на общих основаниях, оплачивая стоянку. Номер прицепа можно внести в приложение для оплаты парковки. Кроме того, на прицеп тоже можно оформить резидентное разрешение или абонемент.


Стоимость проезда легкового автомобиля с прицепом по платной дороге зависит от правил эксплуатирующей организации на конкретных участках. Так, на трассе М4 компания «Автодор» не берет дополнительную плату за прицеп с машин первой категории (легковые не выше 2 м), если общая высота автопоезда не превышает 2,6 метра. СЗКК, оператор участка М11 от Москвы до Солнечногорска, тоже относит легковушки с прицепом к первой категории. А вот на участках магистралей М11 и М3, которые обслуживаются «Автодором», прицеп автоматически ставит легковушку во вторую категорию, которая обходится примерно на четверть дороже. В Санкт-Петербурге на ЗСД любой автомобиль с прицепом относятся уже к дорогой третьей категории.

Для вождения с прицепом дополнительного обучения не требуется, если только речь не идет об открытии категории «BE». Автошколы предлагают отдельные курсы по управлению прицепом, где рассказывают о том, как правильно размещать груз, маневрировать с прицепом и ездить по трассе.

Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф


Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.​

Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:

  • масса прицепа меньше 750 кг;
  • масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн.

Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

То есть, категория BE нужна, если:

  • масса прицепа больше 750 кг и больше снаряженной массы автомобиля;
  • масса прицепа больше 750 кг, а общая масса автомобиля и прицепа больше 3,5 тонн.

Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.

Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.

Да, регистрации подлежит любой прицеп, независимо от массы и конструкции. Ведь согласно ПДД прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. А почти все транспортные средства, как мы знаем, нужно регистрировать. Для регистрации потребуется стандартный пакет документов: ПТС (да, у прицепа тоже есть ПТС), паспорт, договор купли-продажи и чеки об оплате госпошлин. На прицепе должны быть установлены регистрационные знаки.

На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.

Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.

Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.

Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.

Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.

В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа <…> на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.

В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.

Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.

Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.

  • перегруз;
  • перевозка груза без соблюдения мер контроля размещения, крепления и состояния груза во избежание его падения;
  • создание грузом помех для движения другим участникам;
  • ограничение грузом обзора водителю;
  • затруднение грузом управления и нарушения устойчивости транспортного средства;
  • перевозка груза, который закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • перевозка груза, который создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду.

Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.

Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.

Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов <…> влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Какая категория нужна на "Газель" - «B», «C» или «D»? "Газель" грузовая и пассажирская

какая категория нужна на газель

В России широкое распространение получил автомобиль под названием "Газель". В воображении сразу возникает образ красивого животного, грациозной лани, очень быстро убегающей, как только заметит опасность. И действительно, данная машина приятна в обслуживании, неприхотлива и бюджетна. Однако в связи с разнообразием модификаций этого автомобиля возникает резонный вопрос: какая категория нужна на "Газель", если говорить о водительских правах?

Разнообразие форм

Автомобили данной марки начали выпускать в далеком 1994 году, потом был рестайлинг этого фургона, после чего была выпущена "Газель-Бизнес", потом "Газель-Некст". На базе этого бестселлера собирали такие малотоннажные грузовики и фургоны, как "Валдай", "Соболь" и "Баргузин". Кроме того, даже в странах Ближнего зарубежья выпускается этот автомобиль, иногда под другими названиями.

Помимо разных названий, модель выпускалась еще и в разных модификациях: "Газель" грузовая, пассажирская и грузопассажирская. Есть варианты удлиненной модели. На различные автомобили нужны разные категории водительских прав. "Газель" служит для различных целей, будь то маршрутное такси или грузовые перевозки.

газель грузовая

Каждый водитель имеет категорию водительских прав. Итак, какая категория нужна на "Газель", поможет разобраться закон и правила дорожного движения.

Грузовая модель

Что из себя представляет "Газель" грузовая? Это малотоннажный грузовик с максимальной разрешенной массой 3500 килограммов, который может перевозить на борту 1,5 тонны груза. Однако это касается вовсе не всех автомобилей. Ведь есть различные модели: с тентом, полностью открытый кузов и термобудка "Газель". Категория B необходима по правилам дорожного движения для управления подобным транспортным средством, а именно с максимальной снаряженной массой до 3,5 тонн.

газель пассажирская

Поэтому, чтобы выяснить, можно ли только с этой категорией управлять вашей "Газелью", необходимо заглянуть в паспорт технического средства (ПТС). Именно там в пункте максимальная снаряженная масса стоит цифра, которая является решающей в этом вопросе. Итак, если в ПТС масса меньше или равна 3500 кг, то этим автомобилем можно управлять, имея права категории В.

"Газель" пассажирская

Другое дело, если речь идет о микроавтобусе, таком как ГАЗ-3221. Это часть семейства "Газелей" очень часто используется для перевозки людей на небольшие расстояния, например, при коммерческих перевозках по заданным городским маршрутам. Согласно правилам дорожного движения и действующему законодательству, для управления этим видом транспорта недостаточно категории В, поскольку количество перевозимых пассажиров более восьми. Если, к примеру, взять какой-нибудь минивэн, даже "Хендай-Старекс" или "Мерседес-Вито", то для них вполне достаточно категории В. Однако "Газель" пассажирская перевозит 13, а то и 15 пассажиров. Получается, что для управления нужна категория прав D, открывающая возможность водить автобусы.

И, действительно, все водители маршруток открывают именно эту категорию, перед тем как сесть за руль этого вида транспорта. Кстати говоря, очень часто, помимо самой категории D, работодатели требуют еще и опыт в данной сфере, тем самым заботясь о безопасности перевозок и пассажиров.

газель категория b

Грузопассажирская

Какая категория нужна на "Газель", если говорить о цельнометаллических фургонах? Они могут быть как с полным остеклением, что называется по кругу, так и наполовину. Такая конструкция позволяет разместить несколько пассажирских сидений, а также в полной мере использовать багажник, ведь он получается очень большим, можно перевозить даже холодильники и стиральные машины, не говоря уже о промтоварах и коробках с продукцией.

Такие "Газели" могут использоваться для дальних переездов, поездок на море с семьей, особенно в исполнении люкс. Сиденья в таком автомобиле вполне комфортны для всех. Какая же категория прав необходима, чтобы управлять таким автомобилем? Так как максимальная разрешенная масса грузопассажирской "Газели" составляет менее 3500 кг, то для управления ею достаточно прав категории В. Только необходимо соблюсти одно условие - количество посадочных мест. Оно должно составлять не более восьми, включая место водителя. Тогда будет достаточно прав категории В.

газель категории д

Права категории С для "Газели"

Однако может возникнуть ситуация, в которой для управления данным автомобилем может быть недостаточно прав категории В или D. Иногда для управления этим грузовиком нужна категория прав С. В каких случаях?

Согласно действующему законодательству, права категории С нужны для управления транспортным средством с максимальной разрешенной массой более 3500 кг. Есть некоторые модификации "Газели", например, удлиненный ГАЗ-33022, у которого максимальная разрешенная масса 3600 кг. Даже если вы не будете нагружать машину полностью, по закону все равно для управления необходима категория С.

"Газель" с прицепом

А что, если необходимо использовать "Газель" с прицепом? Какая категория прав тогда нужна? Вообще, для управления автомобилями с прицепами требуется категория Е, причем нескольких видов, в зависимости от транспортного средства. Согласно градации категорий правил дорожного движения, если масса транспортного средства и прицепа не превышает 3500 кг, то достаточно категории В. Однако к "Газели" это не относится, поскольку ее масса без прицепа приближается к 3500 кг. А значит, даже если вес прицепа 750 кг, то в сумме максимальная разрешенная масса полученного автопоезда составляет более 3500 кг, и для управления уже требуются права категории Е и С. То есть должна быть открыта категория С, а к ней дополнительно категория Е.

категории водительских прав газель

Но кто-то скажет, что можно обойти категории водительских прав. "Газель" может везти гораздо больше, чем заявленные 1,5 тонны. Достаточно просто поставить усиленные рессоры, и все будет в порядке. Однако это ошибочное мнение. Производитель не зря в технических характеристиках заявляет максимальную разрешенную массу. Ведь все элементы конструкции рассчитаны именно на этот вес. Например, тормоза могут не выдержать дополнительной нагрузки, и торможение будет уже не таким эффективным, а в экстренной ситуации автомобиль может и вовсе не остановиться.

Перерегистрация категории

Иногда возникает необходимость перерегистрировать "Газель" категории Д на другую, например, В. Хозяин просто не пользуется сиденьями в салоне, и решил их просто убрать. Тогда необходимо обратиться в ГИБДД, и там после некоторых процедур оформят все необходимые документы.

Итак, какая категория нужна на "Газель": В, С, D, а в некоторых случаях даже Е. Чтобы не попасть впросак, внимательно изучите паспорт транспортного средства вашей модели, и тогда можно смело отправляться в дорогу.

Уже три раза меня пытались оштрафовать за прицеп, но я смог доказать свою правоту


ГИБДД

Я довольно часто самостоятельно перевожу различные грузы, поэтому приходится прибегать к помощи прицепа. Всегда использую один и тот же, который несложно крепится к легковому автомобилю. Прекрасно знаю все правила и законы, которые касаются вождения, поведения на дороге и перевозки различных грузов.


За последний год мне пришлось уже три раза отстаивать свою позицию и доказывать сотрудникам ДПС свою правоту. При остановке автомобиля и проверке документов мне пытались доказать, что для перевозки легкового прицепа требуется отдельная категория водительских прав.

Все дело в том, что в водительском удостоверении напротив категории E у меня пустое поле. Данная категория не может быть дана отдельно, она всегда присуждается только как дополнение к другим водительским правам. Например:

Самое интересное, что сотрудники дорожной службы по неизвестным мне причинам до последнего старались настаивать на своем. Они просто игнорировали часть закона и настойчиво пытались выписать мне штраф. Не могу сказать, что ими руководило в тот момент, но у меня есть только два предположения:

  • отсутствие четких знаний законов и нежелание выглядеть глупо (ведь машину уже остановили, пытались оформить штраф, но в итоге остались неправы);
  • желание легкой наживы, надежда на то, что водитель не знает правила и ограничения в общей массе груза и предложит оплатить штраф на месте, то есть «в карман» данному сотруднику.

На тот момент мне помогли только четкие ссылки на закон и уверенность в том, что я не нарушил ни одно правило. Все документы у меня были в полном порядке, на прицепе имелась соответствующая табличка, его вес был более чем в пределах нормы.

С точки зрения ПДД прицеп напрямую относится к ТС, просто он не оборудован двигателем и тормозной системой; предназначается для движения только в совокупности с каким-либо механическим ТС. Всегда стоит помнить, что столкновение прицепа с любым объектом будет относиться к ДТП. А любой автомобиль, который скреплен с прицепом, на тот момент называется автопоездом.

Если в вашем водительском удостоверении нет категории E, то вы имеете следующие права для перевозки прицепа:

  • любые прицепы, разрешенная максимальная масса (РММ) которых не более 750 кг;
  • прицепы, РММ которых больше 750 кг, но при этом она не более массы самого автомобиля без учета нагрузки, а вес общего состава составляет не более 3500 кг.

Если вы прибегаете к буксировке прицепа, но в категории ваших прав отсутствует буква E, то стоит запомнить все ограничения, указанные в данном законе. Это позволит избежать лишних штрафов, выписанных недобросовестными или некомпетентными сотрудниками дорожно-транспортной службы.

К сожалению, в таких ситуациях, которые произошли со мной, может оказать любой водитель. Каждому человеку, находящемуся за рулем автомобиля, стоит четко знать все правила. Это позволит избежать неприятностей и, в некоторых случаях, лишней траты своих денежных средств.

Какой прицеп можно буксировать с категорией В

Многие владельцы легковых машин периодически сталкиваются с необходимостью перевозки довольно габаритных и тяжёлых грузов. Особенно часто такая потребность возникает у представителей малого бизнеса, которым необходимо транспортировать свои товары или материалы для производства, а также у заядлых дачников, которым необходимо везти на дачу садовое оборудование, а с дачи – продукты своего летнего труда. Незаменимым помощником в этих случаях становится прицеп, который существенно расширяет транспортировочные возможности машины. Но он же нередко является и источником проблем с автоинспекторами.

Прицеп, автоинспектор и права категории В

Прицеп

Подавляющее большинство владельцев легковых машин и, соответственно, обладателей водительских прав с категорией В, используют для перевозки типовые прицепы, предельный вес для которых составляет 750 килограммов. Как известно, законом для водителей по категории В разрешается движение с прицепом машины, предельный вес которой в нагруженном состоянии составляет 3 500 килограммов.

Если сам полностью загруженный автомобиль весит, допустим, 3 200 килограммов, то общий вес получившегося автопоезда составляет 3 950 килограммов. На основании такого нехитрого расчёта некоторые инспекторы ДПС выписывают водителям штрафы за превышение разрешённого веса, мотивируя свои действия отсутствием у «нарушителей» открытой категории ВЕ. Но правы ли в этих случаях представители закона?

Что на самом деле говорится в законе?

Если мы внимательно прочтём описание категории В, открыв статью 25 Закона 196-ФЗ (Глава IV), то любому станет ясно, что требование о не превышении автопоездом веса в 3 500 килограммов относится лишь к тем автомашинам, которые везут тяжёлый (больше 750 килограммов) прицеп. К примеру, если ваш нагруженный прицеп весит 1 300 килограммов, то перевозить его можно лишь машиной весом больше 1 300, но меньше 2 200 килограммов.

В том же случае, когда собственный нагруженный вес машины меньше 3 500 килограммов, т.е. соответствует категории В, суммировать вес машины и прицепа закон не требует, если вес прицепа не превышает 750 килограммов. А значит, водитель машины весом в 3 200 килограммов вполне может везти 750-килограммовый прицеп по нашим дорогам, и никакого нарушения в этом нет. Для вождения такого автопоезда вполне достаточно прав с открытой категорией В. Эта норма соответствует аналогичным нормативным требованиям любой европейской страны.

Что такое категория ВЕ?

Подкатегория ВЕ действительно необходима для вождения легковых автомашин с прицепом, но под её действие подпадают далеко не все случаи. Всё та же статья 25 предельно чётко описывает, в каких случаях необходимы права с открытой подкатегорией ВЕ. Это перевозка прицепа весом больше 750 килограммов в нагруженном состоянии машиной категории В, т.е. полный вес которой с максимальной нагрузкой не больше 3 500 килограммов. При этом максимальный вес загруженного прицепа может превышать массу ненагруженной автомашины, которая его перевозит.

Если так вышло, что вам необходимо периодически использовать тяжёлый прицеп, вес которого больше 750 килограммов, придётся озаботиться открытием водительских прав для категории ВЕ. Для этого необходимо пройти обучение в автошколе, т.е. выучить ПДД, относящиеся к езде с прицепом, и сдать экзамен на практическое вождение. Следует знать, что открыть категорию ВЕ могут лишь те, кто провёл за рулём больше одного года и не получил за это время взысканий от работников ДПС.

Практические рекомендации по вождению машины с прицепом

Бывалые водители могут дать новичкам несколько советов, касающихся движения по дороге легковой машины с прицепом.

  • Тише едешь – устойчивей прицеп. Ехать на высокой скорости в сцепке с прицепом тяжело, так как при превышении определённого скоростного порога его начинает раскачивать в стороны, что снижает устойчивость вашего автопоезда. Поэтому лучше не спешить.
  • Оптимальный автопоезд состоит из полноприводной, длиннобазной, тяжёлой машины с коротким задним свесом и двухосного длиннобазного прицепа, центр массы которого располагается как можно ниже, а колея максимально широка. Сцепка должна быть длинной.
  • Неудачный автопоезд состоит из переднеприводной короткобазной машины с длинным задним свесом, маломощной и лёгкой, сцепленной коротким дышлом с одноосным, высоким и узкоколейным прицепом.
  • Следует быть особенно внимательным, если задняя подвеска машины сильно изношена, а давление в шинах ниже, чем это необходимо по нормативу. Негативно сказывается на устойчивости поезда перегруз прицепа и неправильная загрузка, когда на шар приходится минимальный вес. Кроме того, ухудшение ходовых качеств прицепа неизбежно, если он «обут» в разные по качеству шины.

Читайте также: