Настройка олимпус омд 10 марк 2

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II: идеальная камера для путешествий?

Olympus OM-D E-M10 II

Так случилось, что я уже более 10 лет «сижу» на системе Никон. Моя основная камера – полнокадровый Nikon D750, вторая камера – кропнутый Nikon D5000, ну и, конечно, имеется комплект объективов, вспышек, штативов и т.п.

В дальней поездке хочется иметь камеру поменьше и полегче, т. е. Nikon D5000. Но когда я уже собираюсь упаковывать её в сумку, то вдруг понимаю, то разница по массе и размерам с Nikon D750 не столь уж и велика, а тогда почему бы уже не взять D750 (гулять, так гулять). Но если взять D750, то ты уже как бы обязан больше снимать, чем смотреть (а иначе зачем таскать по 10 часов в сутки такую здоровую камеру?). Однажды я психанул и впервые решил снимать в путешествии только на телефон (Huawei P10 light). И знаете что? Я получил истинный кайф от необычной легкости (все-таки таскать D750 целый день по жаре – удовольствие сомнительное), но всё же чего-то ощутимо не хватало. Я всё-таки привык к съемочному процессу, который позволяет мне глубже и полнее воспринимать окружающую реальность (когда я фотографирую, я вижу гораздо больше, чем когда просто гуляю). После этой поездки я чётко понял, что мне обязательно нужна маленькая трэвел камера. И начались…

Муки выбора

Первые кандидатами стали системные камеры от Fuji. Да, Fuji научились делать достаточно компактные боди с APS-C матрицей, но вот размер объективов сводит эту компактность на нет. Размер комплекта боди + объектив не сильно отличается от того же D5000 с китовым объективом. И тогда какой смысл в такой замене? По этой же причине были забракованы APS-C беззеркалки от Sony, дизайн которых, к тому же, ну вот как-то категорически отторгается всем моим организмом.

Далее я обратил свой взор на другую крайность – дюймовые компакты, поскольку 1 битиконовский дюйм – это, на мой взгляд, минимальный размер матрицы, который имеет право на жизнь в эпоху современных смартфонов. К сожалению, в этом сегменте выбрать ничего не удалось. Мое обязательно требование к трэвел камере – это наличие наклонного экрана и видоискателя. Я не представляю себе стрит фото без наклонного экрана. Ну а путешествую я в основном местах, где много солнца, и поэтому видоискатель – обязателен. На этом этапе отбора пришлось исключить такие неплохие камеры как Panasonic LX15 (есть наклонный экран, но нет видоискателя), Panasonic TZ100/200 (есть видоискатель, но нет наклонного экрана), Sony RX100 ранних версий. Прочие дюймовые компакты либо неприлично велики (Canon), либо неадекватно дороги (RX100 поздних версий).

Остался единственный вариант – матрица микро 4/3. Топовые олимпусы (E-M1) и панаcоники (серии G и GH) отпали по той причине, что их размер сопоставим с размером APS-C зеркалки, и по этой причине я, честно говоря, ну вот вообще не вижу смысла в их покупке.

Olympus Е-M5 Mark II отпал из-за поворотного экрана (ну не люблю я полностью поворотные экраны, мне в 99% случаев экран надо просто наклонить, чтобы можно было смотреть сверху или снизу, а поворотный дисплей при этом торчит в сторону), Cерия GX от Panasonic с однозначной нумерацией отпала из-за непонятной мне концепции наклоняемого ЭВИ, который к тому же не фиксируется жестко в штатном положении, да и ценник на эти камеры не очень гуманный. Panasonic LX100 стоит столько же, сколько камера такого же размера, с такой же матрицей, но со сменной оптикой (и тогда выбор очевиден, не так ли?).

В итоге у меня получился шорт-лист всего из двух моделей – Olympus Е-М10 II и Panasonic GX85. И после долгих и мучительных раздумий был выбран серебристый Olympus Е-М10 II в комплектации дабл-кит (14-42ez + 40-150).

Поскольку этой камере посвящено много прекрасных обзоров, я изложу только свои впечатления, сосредоточившись на тех особенностях, которые не были упомянуты (или были слабо отмечены) в имеющихся в сети обзорах. Настоящие впечатления сложились на основании двух недель интенсивного использования камеры в условиях путешествия во Вьетнам, за время которого было отснято чуть более 3000 фото и около 1,5 часов видео.

Первое на что я обратил внимание, со страхом открыв первые фото на ноутбуке – это цвет. Нет, даже не просто цвет, а Цвет (с большой буквы). Нативный цвета джипегов на этой камере просто волшебные. Цветопередача Олимпуса мне нравится гораздо больше, чем Никона (прости, Никон). А то, как передается многообразие оттенков красного и золотого цвета (когда я фотографировал в будийских храмах) – меня просто поразило. Такое ощущения, что я снимал в специальном тщательном настроенном цветовом профиле «будийский храм» 🙂

Никаких существенных проблем с ББ или экспозицией я не отметил даже в сложных условиях. Единственная претензия – ББ иногда (ну, может 1 из 50 сцен) уходит в более теплый цвет (но мне иногда это даже нравится).

За счёт отсутствия АА фильтра изображения получаются очень детализованными. Правда я заметил, что восприятие резкости сильно зависит от монитора, например на макбуке с ретина–дисплеем кадры кажутся нереально детализированными (почти как ЗD изображение), а вот на 24-дюймовом fHD мониторе они не производят такого впечатления.

Мне нравятся фото вплоть до ISO 800. На ISO 1600 уже нравятся меньше, на 3200 уже как бы и не совсем нравятся. Именно поэтому для этой камеры очень важно иметь светосильный фикс. Два лишних стопа – это именно то, что может радикально повлиять на качество получаемых снимков в условиях, где нет избытка света.

Кстати, матрица имеет «всего» 16 мегапикселей. Лично мне этого вполне хватает, как хватало и 12 мегапикселей на D5000. Современная эскалация мегапикслей мне вообще кажется чистым безумием маркетингом.

Быстродействие

В целом, к быстродействию камеры претензий нет. Любые действия (смена режимов, смена параметров, листание меню и др.) отрабатываются камерой чётко и быстро, без лагов и фризов. По сути, у меня в плане быстродействия есть только одно замечание – достаточно низкая скорость записи на карту из буфера. Сразу после срабатывания затвора (одиночная съемка) камера примерно 2-3 секунды записывает информацию на карту, о чем свидетельствует мигающая красная пиктограмма в верхнем левом углу дисплея. В это период времени камера нормально реагирует на смену режимов, вызов меню, спуск затвора. Но вот просмотреть фото (нажатием кнопки просмотра) в это время невозможно, надо ждать те самые 2-3 секунды пока закончится процесс записи. Досадно. Я довольно часто после съемки люблю быстро взглянуть на фото.

При съемке серией (хоть быстрой, хоть медленной) камера делает примерно 10-12 кадров до переполнения буфера. Но после этого запись на карту будет продолжаться уже секунд 10. Интересно, что описанное выше поведение наблюдается с топовой картой памяти (SanDiskExtremePro), т.е. дело тут явно не в скорости карты.

Автофокус

При достаточном свете – очень быстр. Не знаю, как Олимпус этого добился, но даже в облачный день даже с китовым объективом я не вижу существенной разницы по скорости одиночного автофокуса по сравнению с зеркалкой. Однако, при недостаточном свете ситуация резко ухудшается вплоть до того, что автофокус просто бесконечно елозит туда-сюда.

При съемках статичных или медленно движущихся объектов никаких проблем не возникает, а вот когда я попробовал пофоткать мотоциклистов на улицах Ханоя – то около 70 процентов фото оказались в расфокусе.

Следящий автофокус в этой камере, по-моему, сделан больше для галочки, он нерабочий, по крайней мере, с китовыми объективами со светосилой 3.5.

Конечно, автофокус в этой камере можно критиковать, но надо понимать, что здесь реализован контрастный автофокус, от которого было бы глупо ждать скорости фазовой фокусировки.

Экран

Экран наклонный (не поворотный) и для меня это был опять-таки один аргументов в пользу выбора именно этой камеры. Мне неудобно пользоваться поворотным экраном, а вот откидной – именно то, что нужно. Экран довольно толстый, шасси экрана очень крепкое и чёткое. Экран очень хорошо фиксируется у корпуса (как будто примагничивается). Шасси экрана в Олимпусе мне нравится значительно больше, чем в гораздо более дорогом Никоне D750 (где наклоном дисплея неприятно пользоваться из-за ощущение какой-то ватности и нечёткости шасси). Сам дисплей чёткий и яркий, с хорошим олеофобным покрытием, авторегуляция подсветки работает корректно и незаметно. К сенсорной чувствительности претензий нет.

Один из главных недостатков E-M10 II, который широко обсуждается на форумах и в обзорах – это запутанность меню. Начитавшись этих жалоб, я готовился к худшему. Но у меня нет никаких претензий к меню Olympus! Ну вот вообще никаких. Мне оно показалось весьма логичным и удобным. Кстати, архитектура меню очень напоминает таковое в никонах, но в Olympus оно мне нравится даже немного больше.

Да, в меню много пунктов, некоторые пункты на русский переведены не очень корректно (но нажатием кнопки Info можно включить/отключить описание каждого пункта меню – поначалу очень удобно, в мануал приходится лезть буквально в единичных случаях). Но зато при помощи этого меню можно настроить почти всё что угодно, именно так как тебе удобно, в мельчайших деталях. Возможности кастомизации существенно превосходят таковые в Nikon D750. Может, это плохо для тех, кто приходит на камеру со смартфона, но продвинутые фотографы точно будут рады.

Суперконтрольная панель

Однако, лазить в меню приходится нечасто. Большинство съёмочных параметров настраиваются при помощи так называемой суперконтрольной панели, которая вызывается нажатием кнопки Ок. А далее начинается просто магия и кайф. На экране поверх картинки появляется полупрозрачная таблица с пиктограммами основных параметров съёмки (автофокус, затвор, баланс белого, цветовой профиль, формат кадра и т.д.). Большим пальцем правой руки тыкаешь в пиктограмму параметра, который хочешь поменять, а указательным пальцем крутишь передний диск, выбирая нужное значение параметра, а затем сразу жмёшь на спуск (никаких кнопок подтверждения или выхода!). Просто и гениально. Мне кажется, именно такая схема управления должна стать отраслевым стандартом для фототехники с тач-скрином, ничего удобнее я не видел ни в одной камере.

Диски и кнопки, выключатель

На камере есть 2 диска (помимо барабана смены режимов) и 4 программируемые кнопки. Мне бы хотелось, чтобы диски был чуть более тугими, так как прокручиваются они довольно легко. Поначалу я часто непреднамеренно скручивал задний диск, который у меня отвечает (функции дисков можно переназначать) за поправку экспозиции. К сожалению, так можно запороть кадры (что я поначалу и делал), пришлось выработать привычку перед спуском бросать взгляд на значение поправки экспозиции.

Программируемых кнопок достаточно, чтобы назначить на них свои любимые функции и в процессе съёмки вообще забыть о существовании меню.

Батарея

Я сразу купил вторую батарею и вскоре понял, что это было единственно верное решение. Я не считал, сколько фото можно сделать на одном заряде аккумулятора, но мне одной батареи в 70% случаев хватало на день съемки, в 30% случаев я к вечеру ставил вторую батарею и использовал её не более чем на 50%.

Видео

Если вкратце – не очень. Даже на максимальных настройках видео не впечатляет. Видны артефакты, в первую очередь, муар. Где-то я читал, что реально разрешение fullHD видео в этой камере соответствует HD и, на мой неискушенный взгляд, это нелицеприятное утверждение недалеко от истины.

Стабилизатор

Это – именно та фишка камеры, которая отчасти компенсирует достаточно большой (х2) кроп-фактор матрицы. В E-M10 II применён матричный пятиосевой стабилизатор с эффективность около 4 стопов. Я не знаю, сколько стопов реально дает стаб, но на фокусных 14-42 мм (эквивалент 24-84 мм) на выдержке 2/3 секунды у меня получается резким каждый примерно каждый третий кадр, на выдержке 1/2 секунды – примерно каждый второй, при выдержках менее 1/5 секунд о смазах можно вообще не задумываться, их просто нет.

В видео стабилизатор вообще божественен, даже при механической стабилизации (а можно дополнительно включить ещё и электронную стабилизацию, основанную на сдвиге изображения на матрице). Видео выглядит как снятое со штатива или стэдикама.

Дополнительные функции

Их в камере неожиданно много, и многие из них реально полезны.

Тач–шаттер. В этом режиме мы прикасаемся к любой точке экрана, при этом камера фокусируется в этой точке и сразу производит спуск. Нереально удобный режим для стрит фото! Можно стать на улице и «бомбить» от пуза, глядя на камеру боковым зрением и делая вид, что рассматриваешь достопримечательности или протираешь дисплей. Эту функцию я бы назвал шапкой-невидимкой. Именно в этом режиме у меня во Вьетнаме получились кадры, которые мне больше всего нравятся.

Бесшумный режим. В этом режиме включается электронная передняя и задняя шторка и камера снимает абсолютно бесшумно. Очень круто для незаметной съемки в помещениях (храмах, музеях и т.п.).

Живая длинная выдержка – отображает на дисплее будущий кадр, позволяя закрыть шторку в любой момент. Невероятно удобно для ночных съемок!

Электронный х2 конвертер – вроде должна быть удобная вещь, но на самом деле толку от него нет. Не знаю, какой алгоритм апскейлинга там реализован, но увеличенное изображения сильно теряет в детализации.

Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ

UPD: Недавно я купил себе крышку от JJC, которая накручивается на этот объектив и затем открывается и закрывается автоматически при раскладывании/складывании объектива; это просто магия, и очень удобно.

Объектив Olympus М.Zuiko Digital ED 40-150 mm f 4.0-5.6 R

Невероятно легкий. Нереально компактный для своего диапазона фокусных (80-300 в 35 мм эквиваленте). Достаточно резкий. Камера с ним ощущается очень удобно и гармонично. Автофокус медленнее, чем в китовом блинозуме. Пластмассовый байонет слегка люфтит в гнезде (нет, он не болтается, но нет того ощущения монолитности, как при использовании блинозума с металлическим байонетом). К нему можно придираться, но для любителя (учитывая в совокупности габариты, вес, цену и диапазон фокусных) – это нереально классный трэвел-объектив.

В целом, Olympus E-M10 II мне понравился. Наверное, я наконец нашел свою почти идеальную трэвел камеру. Конечно, по качеству картинки (шумы, ДД) она проигрывает фулфрейм зеркалкам (ибо чудес на свете не бывает). По сравнению с APS-C зеркалкой (по крайней мере с D5000) разница уже не столь драматична, и я вижу эту разницу преимущественно в лучшей передаче пространства (тот самый «воздух») у крупного сенсора.

Но все эти потери с лихвой компенсируется невероятной компактностью. Комплект из боди, двух зумов (штатный и теле), дополнительного аккумулятора и зарядки занимает почти столько же места и весит почти столько же, как один профессиональный фулфрейм-зум.

Жалел ли я в путешествии, что не взял с собой Nikon D750? Да, иногда жалел. Да, часть снимков имели бы лучшее качество (больше ДД, меньше шумов), у меня однозначно получилось бы гораздо больше резких кадров при съемке мотоциклистов на улицах. Но при этом я прекрасно понимаю, что с D750 очень многие снимки просто не были бы сделаны вообще. Тяжелый D750 я бы просто не брал с собой каждый раз, когда выходил из дома. А E-M10 II был всегда со мной, куда бы я ни шёл. Жду коллег (вообще-то во Вьетнаме я был в командировке) – достаю из кармана рюкзака E-M10 II и фоткаю студенток. Выхожу из общежития в магазин – достаю из кармана куртки E-M10 II и фоткаю бодрых вьетнамских женщин-строителей и т.п. Почти как с GoogleGlass:)))

К тому же, большая камера пугает людей на улице, вокруг тебя возникает поле насторожённости. А вот E-M10 II совсем не воспринимается как серьёзная камера (не то игрушка, не то мыльница, не то муляж старинного плёночного фотоаппарата), а её обладатель не воспринимается как фотограф (скорее как забавный чудик с каким-то игрушечным девайсом).

И вот именно эта лёгкость и неприметность порождают какое-то совсем новое ощущения от фотосъемки, которое было мне в новинку и очень понравилось. Почему-то ни одна камера из тех, которыми я пользовался (а у меня их было немало) не давала такого ощущения естественной включенности в окружающую реальность. А это – именно то, что мне нужно от камеры в путешествии!

Конечно, камера неидеальна, но я однозначно могу её порекомендовать как трэвел камеру для тех, для кого удовольствие от процесса съёмки не менее важно, чем качество фото. Ну а у IQ-перфекционистов по-прежнему нет иного выбора, кроме ФФ + золотое трио.

Olympus OM-D E-M10: неделя с экспертом

Вторую часть нашего большого теста я традиционно посвящаю управлению камерой. Здесь есть, о чем рассказать. Ведь несмотря на то, что Olympus OM-D E-M10 позиционируется в среднем ценовом сегменте (до 30000 рублей), даже на первый взгляд его управление не кажется урезанным. А если разобраться получше? Этим сегодня и будем заниматься…


Всем своим видом E-M1 указывает на то, что создан он не для тех людей, которые из года в год будут использовать лишь одну кнопку — кнопку спуска. Нет, это камер для фотографа-энтузиаста. А значит, и управление должно быть соответствующее: развитое, с возможностью максимально быстрой смены параметров. Давайте начнем с верхней панели. Здесь находятся сразу два управляющих диска: первый — под указательным пальцем, второй — под большим. Все как в серьезных зеркалках.


Оба диска вращаются достаточно легко для того, чтобы поворачивать их, удерживая камеру одной правой рукой: перехватываться или прикладывать лишние усилия не приходится. По умолчанию оба диска отвечают за установку экспопараметров (например, в режиме A — за диафрагму и экспокоррекцию). Но те, кто сталкивался ранее с камерами Olympus, знают: здесь почти все можно изменить в соответствии со своим стилем съемки. Функции каждого диска задаются отдельно для каждого режима съемки.




Функции каждого диска задаются отдельно для каждого режима съемки

Функции каждого диска задаются отдельно для каждого режима съемки

Смотрим, что еще доступно фотографу на верхней панели. Справа от кнопки спуска — программируемая кнопка Fn 2, по умолчанию отвечающая за настройку тоновой кривой (полезная функция для любителей съемки в JPG). Но и здесь все можно легко изменить. Список альтернативных функций просто огромен! Например, нажатием на эту кнопку можно переключить управляющие диски на установку ISO и баланса белого. Эту настройку я и выбираю. Одна кнопка и два диска, а под рукой оказываются сразу четыре необходимых мне функции.

Возможные настройки кнопок Fn1 и Fn2:

Аналогичный набор альтернативных функций предусмотрен и для расположенной неподалеку кнопки Fn1. Для нее я выбираю функцию быстрого включения HDR-режима.



Что у нас еще осталось на верхней панели? Кнопка просмотра — единственная, которую нельзя перепрограмировать. С ней все ясно. А вот кнопку старта видеозаписи вы можете использовать как третью кнопку Fn. Для нее доступен такой же огромный набор альтернативных функций, как для Fn1 и Fn2. Впрочем, я не исключаю, что видео мне может понадобиться, поэтому эту кнопку я не перенастраиваю.


На самом деле, я бы на этом и закончил. Почти все настройки, которые я применяю на практике, мне уже доступны практически в одно касание. Но у нас еще есть задняя панель камеры. Тут располагается многофункциональный навипэд. И у него тоже есть альтернативные функции. Каждой его кнопке можно задать прямой доступ к различным функциям во время съемки. Но я оставляю настройку по умолчанию — прямой выбор точек фокусировки. Кстати, для сравнения: далеко не все любительские зеркалки позволяют в одно касание выбирать точку автофокуса.

Возможные функции навипэда

Возможные функции навипэда

Возможные функции навипэда

Возможные функции навипэда

Возможные функции навипэда

Возможные функции навипэда

С остальными кнопками все существенно проще: Menu вызывает меню камеры, info — регулирует вывод информации на дисплей, кнопка удаления… Ну, вы поняли — с ее помощью предстоит удалять снимки. В правом нижнем углу находится селектор включения камеры: непривычно, но пользоваться удобно.

Из того, что осталось за кадром: за переключение между видоискателем и дисплеем отвечает не заметная с первого взгляда кнопочка справа от окуляра (при этом переключение может происходить и автоматически — датчик поднесения к глазу в камере есть). Слева от видоискателя находится кнопка подъема вспышки.

Солидный набор органов управления. И можно было бы на этом закончить… Но Olympus припас еще пару сюрпризов. Во-первых, быстрое экранное меню. Для новичков более простого и понятного способа управления не придумать! Вызывается меню центральной кнопкой навипэда. Здесь все просто и предельно ясно.

Быстрое экранное меню: здесь все предельно просто и понятно

Быстрое экранное меню: здесь все предельно просто и понятно

Во-вторых, экран у камеры — сенсорный. Причем набор функций, доступных с помощью касания в режиме съемки, оказался очень взвешенным: вы можете выбирать область фокусировки (и это действительно удобно!), ее размер, а также осуществлять спуск затвора. Не так уж и много, но большего и не нужно, как показывает практика. А в режиме просмотра в помощью тачскрина очень удобно листать снимки. Жаль, мультитач не поддерживается, и увеличить снимки жестом не получится.

Выбор точки фокусировки касанием. С помощью тачскрина также можно регулировать размер зоны АФ

Выбор точки фокусировки касанием. С помощью тачскрина также можно регулировать размер зоны АФ

Но управление камерой не ограничивается лишь выставлением параметров съемки и сменой настроек. Мне нравится, насколько гибко можно настроить в Olympus OM-D E-M10. В меню также доступна настройка выводимых на дисплей данных, вплоть до выбора сеток кадрирования. То же самое, плюс стиль отображения, можно настроить и для цифрового видоискателя.






Подведем итог?

По набору органов управления Olympus OM-D E-M10 смело можно назвать одним из лидеров в своем сегменте. Как разработчикам удалось уместить столь развитый функционал в таком крохотном корпусе — для меня загадка. Но повозившись с настройками несколько минут, я смог полностью настроить камеру под свой стиль съемки. Мне удобно выбирать область автофокуса касанием к экрану или с помощью навипэда (если съемка ведется через видоискатель), мне удобно одним нажатием кнопки переключать оба управляющих колеса на альтернативные функции, мне удобно быстро включать режим HDR. Пожалуй, большего сейчас мне не нужно. А если понадобится, то полный набор настроек есть в быстром экранном меню.

Olympus OM-D E-M10 Mark II - Качество изображения, затвор, автофокус, стабилизация, видео.

01

Во второй части обзора мы поговорим о начинке камеры - фотосенсоре, затворе, фокусировке и стабилизаторе, оценим шумы и посмотрим на качество картинки и видео.

Фотосенсор

Во всех камерах линейки OM-D используется по сути один и тот же фотосенсор 16 мгпкс формата micro 4/3 (с незначительными вариациями типа фазовых датчиков в E-M1).
Это часто служит поводом для упреков в адрес Olympus. Мол, сколько уже можно делать камеры на одной и той же матрице. С другой стороны, 3.5 года - не такой уж большой период времени, если вспомнить Кэнон, то они часто используют один и тот же техпроцесс сенсоров (причем в равной степени на кропе и ФФ) на протяжении 4-5 лет. Не надо также забывать, что совершенствуется электронная обвязка матрицы, что в некоторых случаях позволяет добиться улучшения по шумам.

Сегодня мы попробуем разобраться, есть ли видимая разница по шумам между тремя последними камерами Olympus - E-M10, E-M5 Mark II и E-M10 Mark II.
Тестовая сцена у нас довольно бесцветная (основная задача сейчас - посмотреть шумы и ДД, а про цветопередачу и так известно, что у Олимпуса она отличная, и у новой камеры в этом плане никаких отличий нет).

02

Освещение - люминесцентная лампа с CRI >90, прогретая в течение часа после включения.
Объектив - OM Zuiko 50 1.2, f/4.0. Ручная фокусировка.
Мишень Colorchecker в расфокусе намеренно, чтобы было легче оценивать шумы.
Режим съемки - "М", ISO и выдержка устанавливались вручную - 200 (1/13), 400(1/25), 800 (1/50), 1600 (1/100), 3200 (1/200), 6400 (1/400), 12800 (1/800), 25600 (1/1600).
Режим затвора - механический, антишок включен, задержка спуска 12 сек.
Перед съемкой каждого кадра камера выключалась и включалась заново, чтобы полностью исключить "накопление" тепловых шумов.

Конвертация - RPP, профили отключены полностью, баланс белого выставлен вручную 1 раз по 2 серой плашке колорчекера. Контрастная кривая - L*.
Экспокоррекция, шарп и шумодав не применялись.

Посмотрим на кропы со всех трёх камер на основных значениях ISO.


ISO-test

Какие интересные моменты здесь обнаруживаются?

Во-первых, экспозиция кадров с E-M10 чуть-чуть (где-то на 1/5 ступени) выше, чем у E-M10-II и E-M5-II.
Ошибка при съемке? Прогрев лампы? Нет. Правильный ответ - чувствительность сенсора в E-M10 реально выше где-то на четверть ступени.
Если спросить у главного технодрочера по матрицам - DxO - то их графики эту разницу показывают однозначно:


Screen Shot 2015-09-15 at 23.00.26

Минутка язвы:
[ Нажмите, чтобы прочитать ] Для меня остается загадкой только одно - зачем называть “ISO 200” реальную чувствительность ISO 100. Мне кажется, что от этого никакой особой выгоды маркетингу нет, только путаница. Ведь выдержки все равно будут соответствовать реальной чувствительности. Опять же, жпеги сильно отличаются от равов, если равы открывать правильным конвертером. В общем, мне кажется, что абсолютно всем производителям камер стоит просто перейти на реальные а не рейтинговые ISO. Там разница-то везде в пределах 1 стопа, а вот оценка шумов получается при сравнениях неадекватная. Да и много других сложностей. Опять же, зачем путать студийщиков, если оказывается, что ISO 200 на самом деле не 200, а 100, и выдержка синхронизации позволяет снимать на более открытых диафрагмах.

Что в итоге?
Всё примерно поровну у трёх камер. В данном тесте старую десятку я бы назвал самой шумной, хотя отличия незначительны. Да и по ДД она чуть проигрывает тоже.
Цветные шумы у E-M10 Mark II на высоких ISO чуть-чуть пониже. Едва заметно. Впрочем, такие отличия бывают даже в разных партиях одной и той же модели камеры, поэтому можно условно считать, что фотосенсор в новой десятке фактически идентичен сенсору в E-M5 Mark II.

“Точку невозврата”, при которой начинают теряться важные детали изображения, я условно отмечу как ISO 6400, выше которого я бы не советовал подниматься. В этом плане очень показателен семпл номер 4, где видно, как с повышением ISO пропадает рифление на кольце объектива. На 3200 фактура еще есть, на 6400 она перестает читаться. Но это в довольно глубоких тенях. В середине и в светах картинка еще более-менее пригодна на ISO 6400, хотя на 12800 уже и в светах появляется основательный песочек.

Давайте отвлечемся от синтетических тестов и 100% кропов и все-таки посмотрим на реальные снимки, сделанные на разных ISO. Кадры обработаны минимально (конвертация в RPP по вкусу, ресайз), шумоподавление не применялось.

P9140799s


P9140821s

P9140806s



150 mm, f/2.8, ISO 640, по клику - крупнее

P9140583s


25 mm, f/1.8, ISO 800, по клику - крупнее

P9070256s



40 mm, f/2.8, ISO 2500, по клику - крупнее

P9140739s



25 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее

P9031261s-camjpeg



8 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее

P9031261s



8 mm, f/1.8, ISO 3200, конвертация в RPP, по клику - крупнее

Шумы при этом конечно же вырастут (слишком большой дисбаланс каналов), но попробуйте в таких условиях снять на любую другую камеру - увидите примерно то же. Впрочем, шумы равномерны, не раздражают и больше походят на пленочное зерно, и, что меня уже много лет радует у Олимпуса - файлы (при своем небольшом весе и 12-битном раве) остаются очень гибкими в обработке. Не лезет кислота, не лезут цветные плюхи, а коэффициенты отдельных каналов можно крутить при этом в разные стороны более чем на ступень.

Что касается детализации в нормальных условиях съемки, то 16 мегапикселей - на мой личный взгляд - очень хорошая цифра. Во-первых, этого разрешения достаточно вплоть для метровых отпечатков, не говоря уже о просмотре на всяких ретина-5К. Во-вторых, малый размер файлов, скорость обработки. Разумное значение дифракции, позволяющее без проблем зажимать диафрагму до f7.1, что по глубине резкости эквивалентно полнокадровым f14 (на той же выдержке - вот несомненный плюс дваждыкропа!)
То есть абсолютно достаточное разрешение для любительской фотокамеры. Еще можно вспомнить мой опрос двухлетней давности, результаты которого (а все же более 300 участников) как бы намекают либо на то, что людям действительно оптимально 16 мгпкс, либо на то, что у меня тут собрались одни дваждыкропщики :)

Взгляните на эти пейзажи, посмотрите на детализацию, на цвет. Посмотрите, как камера справляется с высококонтрастными сценами. И да, все это снято c рук, некоторые кадры - на телевик, на открытой диафрагме. Шарп или шумодав при обработке не применялись. Конвертация в RPP, ресайз в ФШ, наложение копирайта, сохранение как жпег.

P9140584s


12 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

P9140765s


75 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее

P9140756s


73 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

P9140790s


40 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

P9140782s


79 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

P9140779s


85 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее

P9170902s


25 mm, f/1.8, ISO 200, по клику - крупнее

P9180840s


27 mm, f/5.6, ISO 200, по клику - крупнее

В последнее время стали популярны риторические дискуссии о “прогрессе” сенсоров у других производителей и его “отсутствии” у Олимпуса. К сожалению, у меня нет сейчас на руках нового 20-мгпкс Панасоника, чтобы сравнить его с Олимпусом. Потому что семплы, которые я видел, отличаются шумами. Оно и понятно - покуда нет принципиально нового техпроцесса, наращивать мегапиксели - нет смысла, а понижать шумы - нет возможности (при таком размере ячейки).

Еще у меня есть в запасе один преинтереснейший тест, в котором я решил снять одну и ту же сцену на OM-D E-M10 Mark II и Canon 5D Mark III :) Но этот тестик я вброшу отдельным постом, попозже.

Затвор

Главное отличие новой камеры в том, что она поддерживает электронный (и полностью беззвучный) режим затвора и обеспечивает выдержки до 1/16000 сек. Механически же обе камеры дают минимальную выдержку 1/4000.

Чуть-чуть улучшена серийная съемка (8.5 к/с вместо 8 к/с) и выдержка синхронизации с внешними студийными вспышками (1/250 вместо 1/200).

Мне частно задают вопросы о shutter shock - явлении, при котором камера испытывает встряску в момент открытия затвора, и эта встряска ухудшает резкость кадра, особенно с телеобъективами.
Этот вопрос я тщательно проверил на новой десятке, и могу сказать, что OM-D E-M10 Mark II не страдает shutter shock, если влючена опция "Antishock 0". То есть на фокусных от 50 мм и выше и на выдержках даже вплоть до 1/15 сек именно шаттер шока не наблюдается. Да, конечно никто не может застраховать вас от смаза из-за тряски рук. Но именно с ТЕХНИЧЕСКИМ явлением shutter shock я не сталкивался уже очень давно (последний раз я видел это на E-M1 с ранней прошивкой). Разумеется, опция антишока и соответствующий режим затвора должны быть включены.
Также не забывайте включить в настройках стабилизацию при серийной съемке.

Автофокус

Olympus при выходе каждой новой камеры и прошивки заявляет улучшения следящего автофокуса, но принципиальную разницу в этом плане я сегодня вижу в основном только на E-M1 - за счет фазовых датчиков. В других камерах c контрастным автофокусом в режимах C-AF и C-AF с трекингом все еще трудновато потягаться с зеркалками.
В то же время, одиночная фокусировка остается очень быстрой и цепкой, а ее точность значительно превышает точность АФ в зеркальных камерах - поскольку в первом случае происходит фокусировка по фактической картинке на матрице, а не по отдельно стоящим датчикам, что требует юстировки (причем как камеры, так и объективов). О том, как работают разные системы автофокуса, я писал в этом материале.
В общем, в реальных условиях никаких проблем с одиночной фокусировкой я не заметил. Как и заметных отличий от других камер линейки.

Стабилизация и возможности видеосъемки

Будем считать, что выход второй десятки фактически “отправил на пенсию” бюджетную 3-осевую систему стабилизации. Что от этого принципиально поменялось?

С одной стороны, полторы ступени разницы - это не слишком много. И многие тесты показывали, что разница в плавности видео между 3- и 5-осевой стабилизацией не слишком велика.
С другой стороны, если разница есть - о ней следует сказать.

Я провел тест, соединив камеры одним креплением.
Режим стабилизации на E-M10 был M-IS ON, а на E-M10 Mark II - M-IS1. Здесь следует сделать пояснение - на старой десятке в режиме M-IS ON принудительно включается программная стабилизация, поэтому и на новой камере я выставил аналогичный режим M-IS1.

Как видно, именно по стабилизации разницы почти нет, хотя и заметно, что при тряске камеры вперед-назад и при ходьбе (сюжет с лампой) марк 2 держит картинку чуть лучше.
Возможно, здесь будут какие-то улучшения в грядущих прошивках.

Помимо этого, детализация видео на новой камере на порядок лучше, и меньше заметен роллинг-шаттер (хотя там и там он пренебрежимо мал). Также более адекватен динамический диапазон (настройки стиля изображения использовались одинаковые).

К слову о качестве видео.
В новой камере повышен битрейт видеопотока (при качестве Super Fine это более 50 мегабит), усовершенствованы кодеки (H.264, AVC).
Появился полный набор частот кадров, включая классические киношные 24 fps и очень полезные 60 fps (которые можно потом замедлить в 2.5 раза, получив 24 fps). Кстати сказать, режим замедленного или ускоренного видео также можно включить и непосредственно в меню камеры в виде множителя скорости, а не в виде fps.
Появился вариант сжатия ALL-I, при котором все кадры видеопотока являются ключевыми. Битрейт при этом достигает 77 мегабит (этот режим работает только для частот кадров 24-25-30). Такая настройка кодека более "дружественна" для видеоредакторов и дает ощутимо более качественную картинку на статичных сценах.
Я проверил запись видео, и на всех моих флешках 10 класса оно работает нормально, поэтому имеющиеся карточки менять не придется.

К обзору я смонтировал небольшой ролик, который показывает возможности камеры (хотя и без особой смысловой нагрузки):

Не смейтесь :) Пройдет немного времени - и Олиспус выпустит камеру с очень продвинутым видео. Там будет и 4К, и 120 к/с в FullHD, и всё, что хочешь. Но на это нужно время, а пока что посмотрим на эти 120 к/с как на своего рода "тренировку" :) Не забывая, что в режиме FullHD камера выдает вполне пристойную картинку.

Выводы:

Качество изображения, стабилизации и видео на E-M10 Mark II не отличается принципиально от E-M5 Mark II (за исключением режима 40 мгпкс).
Если же сравнивать с предыдущей моделью (E-M10), то стало чуть-чуть меньше шумов, а видео заметно улучшилось (появился полноценный набор частот кадров и хороший битрейт).

Теперь нам остается разобраться, как работает брекетинг по фокусировке. А также будет парный тест-холивар "E-M10 Mark II против Canon 5D Mark III".

Все материалы по Olympus OM-D E-M10 Mark II (раздел пополняется):

Обзор Olympus OM-D E-M10 Mark II

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200)

КОРПУС, ЭРГОНОМИКА Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" X-T10, который мало отличался от флагманского X-T1 функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II). Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

ДИСПЛЕЙ, ВИДОИСКАТЕЛЬ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя). В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

ОСОБЕННОСТИ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус). Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Кроме того, есть режим создания 4K Timelapse (но при этом, съёмки видео 4К - нет). Естественно, есть все "фирменные" функции, такие как LiveBulb и LiveTime, огромное количество разных арт-фильтров и сюжетных программ. (Подробнее они описаны в обзоре E-M5 mark II).

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке). Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking. Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и ГРИП, так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют фокусное расстояние, так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось ). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

СЕНСОР Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8. Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

АВТОФОКУСИРОВКА Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с E-M5 mark II я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с Panasonic GM5, то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук - E-M5 mark II вне конкуренции.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ Olympus OM-D E-M10 Mark II:

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный 5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT, которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode.

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.

Читайте также: