Нормы времени на ремонт автомобилей газель

Обновлено: 05.07.2024

Нормы времени на ремонт автомобилей для автосервисов

В наше время без автомобиля никуда, а машины нужно регулярно обслуживать и ремонтировать. Однако, сколько придётся обходиться без них не всегда очевидно. Для решения данной проблемы есть нормы ремонта автомобилей.


Норма-час ремонта автомобиля

Норма времени ремонта автомобиля измеряется в норма-часах, которые позволяют рассчитать примерные стоимость и длительность всех операций заранее.

Однако, не все СТО используют данные стандарты. В основном, только частные автомастерские.

Стоимость норма-часа в автосервисах зависит от следующих факторов:

  • производитель;
  • модель;
  • состояние;
  • потребность в диагностике;
  • усредненная стоимость конкретного вида работ на рынке;
  • оперативность выполняемой работы;
  • наличие необходимых материалов;
  • цена запасных частей, которым нужна замена.

Как рассчитываются нормы времени на ремонт автомобилей

Нормы времени обслуживания и ремонта автомобиля рассчитываются из суммы следующих показателей:

  • оперативное время — время выполнения операции;
  • получение материалов и инструментов;
  • подготовительно-заключительные работы;
  • обслуживание рабочего места;
  • отдых и личные надобности.


Примеры норм времени для легкового и грузового автомобилей

Для легкового автомобиля “Москвич-2141”:

Для грузового автомобиля “КамАЗ”:

Сборники норм времени и помощники расчёта

В наше время есть сервисы для расчёта нормы ремонта автомобилей. Так что не обязательно искать сведения стандартов и считать их самому, ведь можно воспользоваться, например, Программой «АвтоДилер».

Подсчёты обслуживания и ремонта автомобилей по норма-часам имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, удобно сразу знать примерные стоимость и время, но и не стоит забывать, что в жизни не все идёт так, как указано на бумаге. Потому время и цена могут всегда увеличиться.

Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

запчасти разобранного автомобиля

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

норма-час на ремонт автомобилей

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

норма-час шиномонтажа

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

норма-час ремонта кузова автомобиля

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

норма-час ремонта электрики автомобиля

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Нормо-час на ремонт турбины Opel Zafira B

Нормо-час на ремонт турбины Opel Zafira B

Перечень справочников, рекомендуемых для определения нормативов трудоемкости затрат на ремонтные.

1) "НАМИ-СЕРВИС" - Программа по расчету стоимости ремонта ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АМТС. – М.:«Прайс-Н».

2) ПС:Комплекс - Программа ПС:Комплекс специально разработана для расчета стоимости ремонта ОТЕЧЕСТВЕННЫХ и ИМПОРТНЫХ АМТС после ДТП. – М: «Прайс-Софт»

3) “DAT”-Программа по расчету стоимости ремонта ИМПОРТНЫХ АМТС. - Германия.:DAT.

4) “AUDATEX”- Программа по расчету стоимости ремонта ИМПОРТНЫХ АМТС. -Германия.:AUDATEX.

5) “MOTOR” - Программа по расчету стоимости ремонта ИМПОРТНЫХ американских АМТС. - США.:MOTOR.

6) “MITCHEL” - Программа по расчету стоимости ремонта ИМПОРТНЫХ американских АМТС. - США.: MITCHEL.

7) Автоверт.Программный продукт по оценке ИМПОРТНЫХ автомобилей на русском языке. – Германия.: EUROTAX. – Германия.: EUROTAX.

8) Автокальк. Программный продукт по составлению предварительной калькуляции ремонта ИМПОРТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ на русском языке. – Германия.: EUROTAX.

9) Egis. Программный продукт. Информация по ремонту на русском языке. – Германия.: EUROTAX.

10) CARAT-3. Программа, с помощью которой можно выполнять имеющие место в работе эксперта расчеты по анализу и реконструкции дорожно-транспортных происшествий. – Германия.: EUROTAX и другие программы по расчету стоимости ремонта.

2. Сборники цен на транспортные средства и запчасти к ним

1)Цены на автотранспортные средства, трактора, автомобильные и тракторные двигатели мотоциклы, краны, автопогрузчики. (Выпускается ежемесячно). – М.:«Прайс-Н».

2) Цены на подержанные автомобили и стоимость нормо-часов по видам ремонтных работ. (Выпускается ежемесячно). – М.:«Прайс-Н».

3) Сборник цен (восстановительной стоимости) на автотранспортные средства (для переоценки транспортных средств). – М.:«Прайс-Н».

4) Импортные автобусы. Сборник цен на новые и подержанные автобусы с указанием их средненормативного пробега. В сборнике подробно рассматриваются автобусы фирм Bova, MAN, Mercedes-Benz, Neoplan, Setra выпущенные в период с 1980 по 2003г. – М.:«Прайс-Н».

5) Цены на запчасти к ОТЕЧЕСТВЕННЫМ автомобилям.– М.:«Прайс-Н».

6) Цены на запчасти для ИМПОРТНЫХ автомобилей.М.:«Прайс-Н».

7) Прейскурант справочных тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом, использование легковых автомобилей и автобусов., Москва, НПФ «Трансэффект»

3. Нормативы трудоемкости ремонта транспортных средств

1) Нормативы трудоемкости ремонта для ИМПОРТНЫХ автомобилей. - М.:«Прайс-Н».

2) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-1111» . - Тольятти.:ВАЗ.

3) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-294, 295, 296, 297» . - Тольятти.:ВАЗ.

4) «Трудоемкости работ по ТО и ремонту автомобилей ВАЗ-294-297 и их модификаций. Дополнение №2 (автомобили ВИС 2345)» . - Тольятти.:ВАЗ.

5) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-298, 299, 2999, 2115» . - Тольятти.:ВАЗ.

6) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-219, 2111, 2112» . - Тольятти.:ВАЗ.

7) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-2121, 21213, 21214, 21214-20». - Тольятти.:ВАЗ.

8) «Трудоемкости работ по ТО и ремонту автомобилей ВАЗ-2121,21213,21214,21214-20» Дополнение №2 (автомобили ВИС 2346 и его модификации)» . - Тольятти.:ВАЗ.

9) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-2123, 21234» . - Тольятти.:ВАЗ.

10) «Сборник нормативов трудоемкости ВАЗ-2120 "Надежда"». - Тольятти.:ВАЗ.

11) «Сборник нормативов трудоемкости АЗЛК и ИЖ». – М.:АЗЛК.

12) «Сборник нормативов трудоемкости ЗАЗ и ЛуАЗ». – М.: Автосельхозмашхолдинг.

13) «Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт легковых автомобилей ГАЗ». – Н.Н.:ГАЗ.

14) «Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт автомобилей Газель». – Н.Н.:ГАЗ.

15) «Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт автомобилей Соболь». – Н.Н.:ГАЗ.

16) «Сборник нормативов трудоемкости УАЗ (легковые и грузовые)». – Ульяновск.:УАЗ.

17) Нормы времени на ремонт ЗИЛ, ГАЗ (кроме Газели,ЗИЛ-4331) . – Москва.

18) Нормы времени на ремонт МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. – Москва.

19) Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт микроавтобусов РАФ. – Москва.

20) Нормы времени на ремонт автобусов ПАЗ-652. – Москва.

21) Нормы времени на ремонт автобусов ЛИАЗ-677. – Москва.

22) Нормы времени на ремонт автобусов ЛАЗ-697Е. – Москва.

23) Нормы времени на ремонт автобусов Мерседес-БЕНЦ-0325. – Москва.

24) Трудоемкости ремонта кузовных деталей импортных автомобилей. – Москва.:Прайс-Н.

4. Технология ремонта не ИМПОРТНЫХ автомобилей

1) "Автомобили ВАЗ-298, 299. Технология технического обслуживания и ремонта" (том 3) . - Тольятти.:ВАЗ.

2) "Автомобили ВАЗ-1111. Технология технического обслуживания и ремонта" (том 4) . - Тольятти.:ВАЗ.

3) "Автомобили ВАЗ-2121, 21213. Технология технического обслуживания и ремонта" (том 5) . - Тольятти.:ВАЗ.

4) "Автомобили ВАЗ-219. Технология технического обслуживания и ремонта" (том 6) . - Тольятти.:ВАЗ.

5) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта." (Дополнение №1 к тому 1). - Тольятти.:ВАЗ.

6) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта." (Дополнение №1 к тому 2). - Тольятти.:ВАЗ.

7) Технология технического обслуживания и ремонта автомобиля ВАЗ 2115. (оригинальные узлы). (Дополнение №2 к Тому 3). - Тольятти.:ВАЗ.

8) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта." (Дополнение №1 к тому 3). - Тольятти.:ВАЗ.

9) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта. Узлы и агрегаты." . - Тольятти.:ВАЗ.

10) "Автомобили ВАЗ. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты. Часть 1. Кузова". - Тольятти.:ВАЗ.

11) "Автомобили ВАЗ. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты. Часть 2. Кузова" . - Тольятти.:ВАЗ.

12) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта. Двигатели и их системы". - Тольятти.:ВАЗ.

13) "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта. Электрооборудование." . - Тольятти.:ВАЗ.

14) "Автомобили ВАЗ. Техническое обслуживание и ремонт (технические характеристики, общие и регулировочные данные).""АвтоВАЗтехобслуживание". - Тольятти.:ВАЗ.

15) Автомобиль СеАЗ-1192. Технология технического обслуживания и ремонта узлов ручного управления. Дополнение к руководству по ремонту автомобилей СеАЗ-1192.

16) Технология предпродажной подготовки. Автомобили ВАЗ. "АвтоВАЗтехобслуживание". - Тольятти.:ВАЗ.

17) Автомобили ВАЗ-293, 296. Технология монтажа, технического обслуживания и ремонта газобалонной аппаратуры."АвтоВАЗтехобслуживание". - Тольятти.:ВАЗ.

18) Прицепы к легковым автомобилям. Технология технического обслуживания и ремонта."АвтоВАЗтехобслуживание". - Тольятти.:ВАЗ.

19) Технология разборки-сборки агрегатов и узлов легковых автомобилей "ГАЗ". - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

20) Технология установки дополнительного оборудования на легковые автомобили «ГАЗ». - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

21) Технология разборки-сборки агрегатов и узлов автомобилей-фургонов и микроавтобусов ГАЗ-2705, ГАЗ-3221. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

22) Технология разборки и сборки агрегатов и узлов автомобилей ГАЗ-3302. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

23) Технология замены узлов и агрегатов автомобилей ГАЗ-3302. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

24) Технология технического обслуживания автомобилей ГАЗ-3302. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

25) Технология технического обслуживания автомобилей с карбюраторными двигателями ГАЗ-3307, ГАЗ-66. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

26) Технология разборки-сборки и испытаний дизельных силовых агрегатов ГАЗ-5441.9. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

27) Технология разборки-сборки агрегатов и узлов дизельных автомобилей ГАЗ. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

28) Технология замены узлов и агрегатов дизельных грузовых автомобилей ГАЗ. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

29) Технология технического обслуживания автомобилей ГАЗ с дизельными двигателями. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

30) Технология замены кузовов. Автомобили ГАЗ-24, 3102, 3129. - Н.Н.: "ГАЗавтотехобслуживание".

31) Справочное пособие по ремонту кузова автомобиля АЗЛК-2141 и его модификаций. – Москва.

32) Технология окраски и антикоррозионной обработки кузова и кузовных деталей легковых автомобилей ГАЗ. - Н.Н.: "Газавтотехобслуживание".

33) Технология капитального ремонта кузовов легковых автомобилей ГАЗ-24-10, ГАЗ-24. - Н.Н.: "Газавтотехобслуживание".

34) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ВАЗ-2102, 21021. – Москва.: Прайс-Н.

35) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ВАЗ-2108, 2109, 21099 и 2115. – Москва.:

36) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ВАЗ-2110, 21102, 21103, 21111 и 2112. – Москва.: Прайс-Н.

37) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ВАЗ-21043, 21053, 2106, 2107. – Москва.:

38) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ВАЗ-2121, 21213, 21214. – Москва.

39) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412. – Москва.

40) Комплексы работ по разборке и сборке автомобиля ЗАЗ-1102. – Москва.: Прайс-Н.

41) Комплексы работ по разборке и сборке автомобилей "Газель". – Москва.: Прайс-Н.

Приложение 10

к Инструкции по оценке размера вреда,

причиненного транспортному средству

Название и Товарный знак компании

адрес _________________, телефон ______________, РНН_______________, свидетельство о регистрации ____№ ______ дата

Лицензия ________ от ___ ___________ 20__ г. выдана Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции РК

ОСМОТРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

«__» _________ 20__ г Время осмотра _____ час. ____ мин

Мною, ___________________________________ произведен осмотр транспортного средства:

Тип _________________________________Марка (модель)______________________________

Номер кузова (коляски)___________________________________________________________

Пробег (км):_________________(одометр)________________ (нормативный)______________

Идентификационный номер (VIN) ________________________________________________

Свидетельство о регистрации выдано: ____________ № __________ «__» __________ 20__ г.

Владелец транспортного средства: _________________________________________________

Адрес владельца: РК г. __________________, ул._______________, д._________кв. ________

Доверенное лицо: ________________________________________________________________

Дата повреждения транспортного средства: __________________________________________

Причина повреждения: ___________________________________________________________

Особые отметки: _________________________________________________________________

ПРИ ПРОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО:

1. Состояние транспортного средства: ___________________________________________

2. Идентификационные номера двигателя, шасси и кузова, регистрационный знак, цвет соответствуют записям в регистрационных документах на транспортное средство_____________________________

  1. Пробный пуск двигателя_____________________________________________________

4. Выявленные повреждения ____________________________________________________

№ № Характер повреждения Требуется (замена, ремонт, окраска)

Подлежит замене (прогиб и бой)___________________________________________________ _______________________________________________________________________см. отчет_

Вытекли ____________________________________ антифриз __________________________

Устранение перекоса: _____________________________________________________________

Требуется окраска : ______________________________________________________________

1. Все описанные повреждения являются следствием ДТП

2. Акт составлен для определения ущерба на дату ДТП

3. Акт составлен по наружному осмотру

Приложение к акту: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

При осмотре присутствовали

Представитель страховой компании___________________________________________ Заинтересованный лица______________________________________________________

Приложение 11

к Инструкции по оценке размера вреда,

причиненного транспортному средству

Номенклатура
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств

1. Подушки безопасности (устройства, устанавливаемые на транспортном средстве, которые в случае удара транспортного средства автоматически раскрывают эластичный компонент, предназначенный для поглощения энергии удара посредством сжатия содержащегося в нем газа)*.

2. Элементы автомобильной электроники обеспечивающие срабатывание подушек безопасности (датчики, блоки управления и т.п.) если их замена предусмотрена совместно с заменой подушек безопасности технологией ремонта предприятия изготовителя ТС.

3. Ремни безопасности, включая замки крепления, устройства натяжения и ограничения усилий, детские удерживающие устройства.

Есть ли в вашей программе нормы времени на ремонт автомобилей?

Каталоги работ и норм времени на их выполнение (нормочасы) устанавливаются производителями автомобилей. Производители автомобилей предоставляют информацию о нормах времени на ремонт:

  • только своих автомобилей,
  • только своим официальным дилерам.

Поэтому информации обо всех марках и моделях в свободном доступе нет, и не может быть: любой производитель хочет, чтобы его автомобили ремонтировались только в официальных СТО, которым производитель и предоставил нормы времени. Поэтому подобной справочной информации в полном объеме на все модели и марки у нас нет (см. выше). Собственно, как нет ее у подавляющего большинства производителей программного обеспечения (за исключением AutoData, Audatex). Если же эти производители утверждают, что у них нормы есть, то возможны два варианта.

  1. Речь идет о каталогах AutoData и т.п. со всеми вытекающими…
  2. В программе присутствует далеко не полный список работ и норм. Скорее всего, это просто возможность посмотреть, как выглядит заполненный справочник норм на примере какой-то (каких-то) моделей и марок. Скажем, нормы на одну из моделей ВАЗ можно взять у Автодилера. Но не более!

Чуда не произошло. Как быть?

Несмотря на такую неприятную ситуацию, мы постарались в какой-то степени облегчить вашу задачу. Мы предоставляем вам следующее:

  • Возможность загрузить каталог работ и норм времени из любого произвольного файла формата *.xls. Т.е. если у вас есть ваши нормы, которые вы выстрадали, создали «пóтом и кровью», или вам их предоставил дружественный официальный сервис и т.п., — вы с минимальными трудозатратами сможете загрузить их в «ДАЛИОН: Авто». Для этого они должны храниться, в идеале — в Excel, но другая программа или другой формат тоже могут подойти — пишите, звоните!
  • Возможность прогрузить отдельно взятый Заказ-наряд работами и нормами из внешних каталогов типа AutoData, Audatex, Автодилер. Подробнее см. в соответствующем вопросе.
  • Примеры каталогов норм времени, любезно предоставленные нашими клиентами в свободное пользование вы можете скачать с нашего форума (каталог норм времени). Вы можете взять их за основу: загрузите их в «ДАЛИОН: Авто» и начните работу. Корректируйте эти нормы времени по вашему усмотрению, создавайте на их основе новые нормы (основываясь на собственном опыте, опыте ваших мастеров, механиков и т.п.). Будем признательны, если вы выложите имеющиеся у вас нормы на нашем форуме — многие ваши коллеги помянут вас добрым словом. Примеры каталогов норм времени, которые мы можем вам предоставить показаны на рисунках:

Нормы
Нормы VOLVO

Если у вас есть или появятся в дальнейшем предложения по улучшению данного вопроса, с удовольствием готовы обсудить его с вами!

Обратите внимание!

Дополнительно хотим обратить ваше внимание на следующее. Нормы времени поставщиков предполагают использование соответсвующего диагностического оборудования и инструмента для выполнения операций. Другими словами, если производитель закладывает 1 нормо час на диагностику двигателя, он предполагает, что диагностика будет выполнена с применением рекомендованного им оборудования. Отсутствие такого оборудования может существенно изменить норму времени для указанной операции.

Технологический расчет

Определяем нормы пробега до КР и корректируем периодичности ТО для заданных автомобилей, при заданных условиях эксплуатации:

где - нормативный пробег автомобиля до КР, тыс. км.

- нормативная периодичность ТО i - го вида (ТО-1, ТО-2), км.

К1 - коэф. учитывающий категорию условий эксплуатации.

К2 - коэф. учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы.

К3 - коэф. учитывающий климатические условия.

Все нормативные данные и коэффициенты выбираются из «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», в соответствии с каждым заданным автомобилем. Расчеты ведём на примере автомобиля «КамАЗ - 5320»:

Таблица 3.1 - Корректирование нормативного пробега ТО-1

Корректирование расчетной периодичности ТО-1 по среднесуточному пробегу осуществляется по формуле:

где Lсс - среднесуточный пробег, принимается по исходным данным, км.

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.2 и округляем значение до целого значения n1.

Таблица 3.2 - Корректирование периодичности ТО-1

Скорректированную периодичность ТО-1 рассчитывают по формуле:

Таблица 3.3 - Расчет периодичности ТО-1

Скорректированная величина нормативной периодичности ТО-2 находится по формуле:

где - нормативная периодичность ТО-2, км;

К1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;

К3 - коэффициент, учитывающий климатический район.

Здесь и далее ведем расчет для группы автомобилей:

Таблица 3.4 - Корректирование нормативного пробега ТО-2

Корректирование расчетной периодичности ТО-2 по периодичности ТО-1 осуществляется по формуле:

где Lсс - среднесуточный пробег, принимается по исходным данным.

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.5 и округляем значение до целого значения n2.

Таблица 3.5 - Корректирование периодичности ТО-2

Скорректированную периодичность ТО-2 рассчитывают по формуле:

Таблица 3.6 - Расчет корректированной периодичности ТО-2

Нормативное значение межремонтного пробега рассчитывается по формуле:

где - нормативный ресурс пробега автомобиля, км;

K1-коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;

K2-коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;

K3-коэффициент, учитывающий климатический район.

Таблица 3.7 - Расчет нормативного ремонтного пробега

Корректирование расчетной нормы межремонтного пробега по периодичности ТО-2 осуществляется по формуле:

где Lсс - среднесуточный пробег, принимается по исходным данным.

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.8 и округляем значение до целого значения .

Таблица 3.8 - Расчет межремонтного пробега по периодичности ТО-2

Скорректированную периодичность межремонтного пробега рассчитывают по формуле:

Таблица 3.9 - Расчет скоppектированного межремонтного пробега

Расчет годовой производственной программы по количеству воздействий

Определение числа КР, ТО на один автомобиль за цикл

Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег Lц, принимаем равным LК, и учитывая, что при пробеге, равном LК, очередное последнее ТО-2 не проводится, а в ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2 и выполнение ежедневного обслуживания (ЕО) принимаем равным Lсс, получаем число КР (NК), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1) и ЕО (Neo), за цикл на один автомобиль, в виде:

Следовательно, для автомобиля «КамАЗ - 5320»:

Аналогично рассчитываем количество воздействий для автомобилей «ГАЗ-3307» и «ГАЗ-3302 (Газель)».

Таблица 3.10 - Определение числа технологических воздействий

Количество воздействий за цикл

Определение числа ТО на один автомобиль и весь парк за год

КР в соответствии с Положением предусматривается проводить на специализированных предприятиях, поэтому годовая производственная программа по КР для АТП в данном расчете не определяется.

где Аи - списочное число автомобилей.

где Lг - годовой пробег автомобиля:

где Дг - число дней работы предприятия в году.

где Дэ - число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии:

Др - суммарное число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ремонтах за цикл:

где d - простой в ТО-2 и ТР днях на 1000 км пробега.

Дкр - простой в капитальном ремонте:

где dкр - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе.

Дм - число дней, затраченных на транспортирование автомобиля из АТП на авторемонтный завод и обратно, принимается ориентировочно 10-20% от продолжительности простоя в КР по нормативам.

Следовательно, для автомобиля «КамАЗ - 5320»:

Др = 22 * 1 + 0,4 * 304000 / 1000 = 121,62122 дн;

Дэ=304000/250 = 1216 дн;

Lг = 305 * 250 * 0,9 = 68625 км;

Neo.г = 1216 * 0,22 = 267,58268;

Аналогично рассчитываем количество воздействий для автомобилей «ГАЗ-3307» и «ГАЗ-3302 (Газель)».

Таблица 3.11 - Определение числа технологических воздействий

Количество воздействий за год на один автомобиль

Суммарное количество воздействий за год на весь парк

Определение суточной программы по ТО автомобилей

Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО.

По все видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) суточная производственная программа определяется по формуле:

Драб.г - годовое число рабочих дней зоны, предназначенной для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей. Принимается для ТО-2 равным 253 или 305 (принимаю 253), а для ТО-1, ЕО, в зависимости от числа дней работы автомобилей на линии, т.е.: 253, 305, 357, или 365 дней (принимаю 305).

Следовательно, для автомобиля «КамАЗ - 5320»:

Neo.c = 9380/305 = 30,7531;

Аналогично рассчитываем количество воздействий для автомобилей «ГАЗ-3307» и «ГАЗ-3302 (Газель)».

Таблица 3.12 - Расчет суточных воздействий

Суточное количество воздействий по видам ТО.

Исходя из полученных результатов расчета видно, что один автомобиль ГАЗ-3307 и один автомобиль ГАЗ-3302 (Газель) проходят ТО-2 один раз в четыре дня, а автомобиль КАМАЗ-5320 - один раз в два дня.

Расчёт годового объёма работ и численности производственных рабочих

Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей

Годовой объём работ на АТП определяется в человеко-часах и включает объёмы работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию предприятия. На основе этих объёмов определяется численность рабочих производственных зон и участков.

Трудоёмкость ЕО определяется из выражения:

где нормативная трудоёмкость ЕО, чел.-ч на одно обслуживание.

К2, К5, - коэф. учитывающие соответственно модификацию подвижного состава и число автомобилей на АТП; (принимаю К2 = 1,0, К5 = 1,15)

Км = 0,3-=-1,0 - коэф. учитывающий степень сокращения нормативной трудоёмкости за счёт механизации работ; (принимаю Км = 0,5)

Расчётная нормативная скорректированная трудоёмкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава:

где - нормативная трудоёмкость ТО-1 и ТО-2, чел.-ч. на одно обслуживание. Удельная нормативная скорректированная трудоёмкость ТР:

где - нормативная трудоёмкость ТР, чел.-ч /1000 км.

К4 - коэф. учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации (принимаю К4 = 0,7).

Следовательно, для автомобиля «КамАЗ - 5320»:

= 0,5 * 1 * 1,15 * 0,5 = 0,29 чел.-ч;

t2= 14,5 * 1 * 1,15 = 16,68 чел.-ч;

= 6,5*1,0*1,0*1,0*0,7*1,15= 5,23 чел.-ч/1000 км.

Аналогично рассчитываем количество воздействий для автомобилей «ГАЗ-3307» и «ГАЗ-3302 (Газель)».

Нормы времени на ремонт автомобилей газель


Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, прейскурант на шиномонтажные работы, прейскурант на замену масла

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ АВТОСЕРВИСА

В этом разделе мы рассмотрим практику ценообразования в автосервисах.


Вариант 1: нормо-час, нормы времени

(нормы на русском языке – TechnoBook, TEC DOC, ESI-Tronic, Autodata on-line, автонормы онлайн, дилерские программы (не все), нормы времени на англ.языке – work shop, Autodata на CD, Tolerance Data, дилерские источники)

* в 2018 году, средняя стоимость 1 нормо-часа независимых мастерских в крупных городах Беларуси составляет 30 бел.рублей

Предлагаем нормы времени на ремонт грузовых автомобилей


Автоматизированный справочник норм времени на ремонт грузовых автомобилей (файл).




Вариант 4: смешанное ценообразование
СКИДКИ и НАДБАВКИ делаются на основании Положения о скидках и надбавках

Информация о стоимости услуг должна содержаться в месте оформления заказов (на стенде информации для клиентов), также оформляется приказ о формировании цен на ТО и Р.


Стоимость запасных частей и материалов вносится в документ подтверждающий факт оказания услуги (Акт выполненных работ или заказ-наряд), если запчасти и материалы были проданы на СТО.

*Иногда выгоднее отпускать ЗЧ и материалы от другого юридического лица или предпринимателя, а в документ подтверждающий факт оказания услуги (акт выполненных работ или заказ-наряд) эти материалы и запчасти вносить как принадлежащие Заказчику.

Наши телефоны:

Нормативы времени на ремонт автомобилей (Автонормы)

Мало кто из автолюбителей знает, что все работы по обслуживанию и ремонту автомобиля строго регламентированы заводом-изготовителем.
Собственно говоря, именно поэтому стоимость услуг автосервиса измеряется в цене за нормо-час.

Вообще, нормо-час достаточно условная величина.
Одно дело - обслуживание и ремонт в идеальных условиях цеха производителя.
Другое - работы, на уже не новом автомобиле, в среднестатистической автомастерской. И инструмент не тот, и спецприспособлений нет, и болты прикипели и кто-нибудь отвлекает постоянно.

Но в целом, посмотрев технический регламент, мастер-приемщик будет иметь представление о длительности предполагаемого ремонта. Можно объявлять примерную цену клиенту.

Проще всего официальным дилерам. У них достаточно ограниченный список марок и моделей. Помимо этого, есть официальные программы для расчета нормо-часов. А типовые операции, в этом случае, поставлены на поток. Даже нет нужды освежать в памяти данные.

Мультибрендовым сервисам сложнее. Марку и модель, которая приедет завтра, не угадаешь. Если авто незнакомое, как узнать сколько объявлять за ремонт?
С одной стороны, можно перестраховаться и заявить цену на работу с запасом, но клиент сейчас пошел придирчивый - заранее ценами у соседей поинтересуется. И поедет туда, где цена, по его мнению, адекватнее.
С другой стороны, можно продешевить. Понадеяться, что ремонт окажется примерно как у аналогичного известного авто. А тут окажутся подводные камни. Времени на ремонт уйдет раза в 2-3 больше чем планировалось, а лишних денег с клиента просить - конфликт интересов. Да и репутация автосервиса пострадает.

Поэтому лучше пользоваться специализированными программами для расчета стоимости ремонта.

Модуль Нормы времени системы Автодата Онлайн

Любая из лицензий Autodata Online содержит модуль Нормы времени для создания калькуляций.
Программа позволяет рассчитывать стоимость работ для автомобилей европейского рынка.
Знающий человек понимает, стоимость нормо-часа на Volkswagen Touareg и Daewoo Matiz не может быть одинакова.
Поэтому реализована возможность использования нескольких вариантов стоимости нормо-часа. Применение коэффициента позволит предоставить клиенту скидку, либо увеличить стоимость ремонта, в случае каких либо осложнений, типа прикипевшего болта.

Также, в Autodata Online нормы времени осуществлена функция выгрузки конечного документа - калькуляции в программы 1С и Автодилер. При наличии штатного программиста, выгрузку можно связать с любой программой.

Модуль Нормы времени системы Автодата Онлайн: экспорт данных

Автодата на русском - онлайн база данных с информацией по ремонту автомобилей.

Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

Информация о рабочем времени содержится в статье 91 ТК РФ. Под этим периодом подразумевается промежуток времени, когда человек выполняет трудовые функции. По закону стандартная продолжительность этого времени – 40 ч. в неделю. На практике такая норма рабочего времени используется нечасто.
Во-первых, на многих предприятиях производственный процесс невозможно остановить, поэтому график работы там посменный. Во-вторых, некоторые категории служащих не могут трудиться такое количество времени, так как по закону им полагается сокращение нормы труда. Это несовершеннолетние, люди с инвалидностью и т. д.

Тем не менее, правила расчета нормы рабочего времени предусматривают, что за основу следует брать именно 40-часовую рабочую неделю.

Функции рабочего времени

Одной из главных задач отечественной базы является защита прав и свобод человека. Для этого определяется нормальная продолжительность рабочего времени, ключевой целью которой является формирование максимально комфортных условий для граждан и нормальное распределение трудового процесса и времени для нормального отдыха.

Если же данная норма не будет соблюдаться, то в таком случае нарушители будут нести ответственность по закону.

Как гласит ст.91 ТК РФ, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени будет оплачена по условиям внеурочного исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, выполняя свои обязанности сверх нормы, сотрудник получит достойную компенсацию.

Функциями рабочего времени считают:

  • производственную, то есть обеспечение нормальной производительности трудового процесса, которое позволит максимально рационально и эффективно использовать трудовые навыки работника на благо предприятия;
  • охранительную, которая заключается в возможности для работников восстановить свою трудоспособность в течении некоторого времени;
  • гарантийную, то есть обеспечение государством защиты прав и свобод работников и определение адекватной длительности трудового процесса. Кроме того, данная функция определяет обязательность соблюдения всеми участниками трудового процесса.

Расчет на месяц



Определение нормы труда позволяет нанимателям правильно устанавливать графики работы, вести учет отработанных часов, выплачивать заработную плату и распределять отпуска. Зная, как правильно рассчитать норму трудового времени, можно легко определить, сколько часов должен отработать служащий. В качестве расчетного периода часто берут один календарный месяц.

Расчет рабочего времени происходит так:

  1. Для начала нужно выяснить, сколько рабочих дней в выбранном учетном периоде, а сколько выходных, праздников и т. п.
  2. Далее рассчитывается число трудовых часов в день. При этом не забываем, что нормальная длительность трудовой недели 40 часов. Значит, высчитываете количество часов за трудовой день. Пример: 40/5=8.
  3. Количество дней в месяце, когда подчиненный работает, необходимо умножить на 8 ч.

Пример такого расчета может быть следующий:

  1. Допустим, что в июне 21 рабочий день.
  2. Уполномоченному сотруднику необходимо определить нормативы, по которым будет работать персонал.
  3. Для этого норма времени будет рассчитываться по следующей формуле: 21*8=168 часов. Именно столько в среднем должен отработать каждый подчиненный.

Чтобы правильно рассчитать рабочее время, необходимо сверяться с производственным календарем. Он содержит все сведения о количестве рабочих смен за каждый календарный месяц.

Предельная продолжительность рабочего времени в неделю

Для того чтобы сотрудник мог тщательно исполнять свои обязанности и при этом имел время отдыха, которое бы помогло ему восстановить свою трудоспособность, государство утверждает, что пределами нормальной продолжительности рабочего времени является 40 часов за 7 календарную неделю. При этом стоит обратить внимание, что данный принцип используется как для 5-дневной рабочей недели, так и для 6-дневной.

Если сотрудник исполняет свои обязательства по трудовым договоренностям в той норме, которая находится за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то переработка должна быть оплачена отдельно.

При этом при расчете оплаты за переработку, должны быть учтены нормы сверхурочной работы.

В тех ситуациях, когда имеет место сокращенный рабочий график, устанавливается несколько иной норматив, согласно которому длительность рабочего процесса за неделю не может быть меньше, чем 36 часов. Таким образом, законодатель допускает уменьшение рабочего процесса на 4 часа, но при условии, что данная недоработка распределена равномерно по каждому рабочему дню

Расчет на квартал

Важно знать и о том, как рассчитать норму рабочего времени за квартал, то есть за три месяца. Продолжительность рабочего дня стандартная – 8 ч. Все расчеты осуществляются очень просто. Для начала необходимо определить, какая норма труда в каждом месяце.

  1. Предположим, что в июле 168 трудовых часов. Осталось рассчитать количество времени только за следующие 2 месяца.
  2. В августе также 168 рабочих часов, а в сентябре – 160.
  3. Значит, норма за квартал следующая: 168+160+168=496 ч.

При необходимости подобный расчет можно провести для каждого квартала. Чаще всего руководство компании использует определение нормы именно поквартально.

Учет рабочего времени

В соответствии с действительными нормами трудового законодательства, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна быть оплачена в более значительном объеме.

В отношении каждого сотрудника администрация ведет учет времени, которое он провел на работе. На всех сотрудников заведен табель учета, в котором ведется контроль за присутствием человека на рабочем месте. Исходя из действующих правил, различают три типажа учета:

  • поденный, когда сотрудник не выполняет свои обязанности сверх нормы, и длительность его рабочего графика в течении определенного периода времени не поддается корректировке;
  • еженедельный, если в течении недели график работы менялся по согласованию между работодателем и его наемным сотрудником;
  • суммированный (общий), когда продолжительность смены может отличаться, но при этом переработка получает компенсацию в виде соразмерного уменьшения рабочего графика в другие периоды по согласованию с работодателем.

Автор статьи

Расчет на год



Нормирование труда – важная процедура, позволяющая определить количество часов, которое обязаны отработать служащие. При расчетах в качестве учетного периода часто используется календарный год. Рассчитываются часы двумя способами. Можно использовать метод, который применяется при расчете квартала. Только потребуется определить количество рабочего периода за все 12 месяцев.

Еще один порядок определения нормы был установлен приказом Минздравсоцразвития РФ №588н. Расчет осуществляется по формуле: 40/5*количество рабочих дней за год. После этого из полученного числа следует отнять количество часов, которые сотрудниками отработаны не были. Речь идет о сокращении перед праздничными днями.

При определении нормы на 2021 год согласно расчетному периоду следует учитывать такие нюансы:

  1. Воскресенье нужно учитывать как выходной день. И неважно, сколько на самом деле дней отдыха у подчиненного за неделю – 2 или 1. Для некоторых категорий подчиненных возможен перенос дня отдыха на другую дату.
  2. Не нужно забывать об официальных праздниках, которые не используются при расчете.
  3. Когда праздник выпадает на день отдыха, то выходной переносится. Этим правилам не нужно пользоваться только при расчете нормы труда за январь.
  4. Длительность трудового дня перед праздником всегда сокращается на 1 ч.

При расчетах обязательно нужно соблюдать эти правила, иначе итоговое количество часов будет неверным.

Норма рабочего времени на 2021 – как считать

Какова нормальная продолжительность времени труда – вопрос, важный и для кадровиков, и для работников. Согласно Трудовому кодексу РФ, норма составляет сорок часов в неделю. Это максимум, который за неделю может отработать сотрудник, как при пятидневном режиме, так и при шестидневном.

Скачайте документы из статьи:

Баланс рабочего времениXLS файл

Стандартная длительность трудового дня – 8 часов. Отталкиваясь от этой цифры, составляют графики и определяют баланс времени труда. Норму на месяц легко вычислить, исходя из недельной. При этом надо учитывать, что некоторым категориям работников положено трудиться не более 36 или 24 часов в неделю.

Количество рабочих дней (будней) в 2021 году при пятидневной трудовой неделе – 247. Количество выходных и праздничных дней – 118. Таким образом, годовая норма рабочего времени на 2021 год при 40-часовой рабочей неделе составляет 1970 часов (40 ч : 5 дн. × 247 дн. – 6 ч).

Как будем работать и отдыхать в 2020-м

Минтруд определил, как будем работать и отдыхать в 2021 году. Новогодние каникулы уменьшатся, а вот майские праздники удлинят. Количество рабочих дней и часов в 2020-м будет больше, также изменится количество дней, которые нужно сократить на один час. Эксперты журнала «Справочник кадровика» подготовили для вас производственные календари на 2021 для пятидневки и шестидневки, скачайте их и используйте в работе.

При сменном графике работы продолжительность труда все равно не может превышать 40 часов в неделю. Это достигается чередованием дней труда и отдыха по графику сменности. Указанный порядок распространяется в том числе и на двенадцатичасовой день. Поэтому норма рабочего времени на 2021 год при сменном графике независимо от продолжительности смены составляет также – 1970 часов (40 ч : 5 дн. × 247 дн. – 6 ч).

Норма ночного времени в месяц по Трудовому кодексу не установлена. Однако при работе ночью продолжительность смены должна быть короче на 1 час, то есть сотрудник должен отработать семичасовую смену. Если же в связи с производственной необходимостью приходится трудиться восьмичасовую ночную смену, то сотруднику должны оплачивать сверхурочные работы в полуторном размере.

Виды графиков



Продолжительность рабочего дня чаще всего зависит от производственной необходимости. Поэтому редко какие наниматели могут предоставить своему персоналу стандартную 5-дневку. Чаще всего используются таким режимы:

  1. Смена 24 ч. с несколькими выходными днями.
  2. Трудовая смена с 10 или 12 ч. работы. Тогда выходных дней у персонала больше, чем предусмотрено.
  3. Смена 12 ч., с чередующимися дневными и ночными сменами.

Производственный календарь

Для того чтобы руководители правильно рассчитывали нормы труда, существует специальный документ. Это, так называемый, производственный календарь, в котором учитываются все дни труда, а также дни отдыха, включая праздники. Это документ не является нормативным актом, поэтому не имеет никакой юридической силы.

Однако он очень полезен для бухгалтеров или кадровых служащих, в чьи обязанности входит ведение учета рабочего времени и расчет заработка. Производственный календарь можно найти в сети и пользоваться им по своему усмотрению. Также закон не запрещает организациям самостоятельно разрабатывать такие документы. Для этого можно взять обычный календарь и указать в нем рабочие и выходные дни в соответствии с установленными правилами.

Установление норм труда

Нормы труда определены нормативными материалами, к которым следует отнести нормативы по труду. Нормативы по труду представляют собой установленные величины трудозатрат на реализацию каких-либо частей работы, обслуживание техники, рабочего места, структурных подразделений и бригады, а также числа трудящихся, необходимого для осуществления функций управления и объема труда, который принят за единицу измерения. Нормативы по труду определяются конкретными организационно-техническими условиями и факторами производства.

Также к нормативам по труду следует отнести нормативы режимов использования оборудования и техники, по каким установлен оптимальный характер течения рабочего процесса и определено основное время (машинно-ручное и машинное).

Нормативные материалы являются основой для определения обоснованных норм трудозатрат. К ним предъявляются следующие требования:

  • соответствие современному технологическому уровню;
  • обеспечение высокого качества определяемых трудовых норм;
  • соответствие определенному уровню точности;
  • обеспечение оптимального уровня интенсивности труда;
  • удобство расчета трудозатрат и вычисления трудоемкости;
  • обеспечение применения в автоматизированных системах.

При этом установление норм труда производится:

  • на отдельные операции;
  • на взаимосвязанные группы операций;
  • на комплекс работ.

В соответствии с этим определены понятия операционной, укрупненной и комплексной норм труда. Степень разделения или укрупнения норм определена условиями трудового процесса на производстве.

Типовые отраслевые нормы труда устанавливаются согласно приказам и постановлениям и определены конкретной отраслью производства и прочей трудовой деятельности. Помимо отраслевых норм труда есть и межотраслевые нормы труда, регламентирующие рабочий процесс на стыке отраслей производства.

Утвержденные в учреждении профессиональные нормы труда определяют отдельные нормы для женщин. Также изолированные нормы труда характерны для работ, производимых во вредных и опасных условиях.

Стоит отметить, что, согласно законодательству, введение новых норм труда или изменение действующих должны осуществляться только при соответствии уровня организации и технологического обеспечения рабочего процесса современному уровню.

Если новые нормы труда вводятся без оповещения работников и с нарушением надлежащего оформления приказа, они не будут иметь юридической силы. Разработка норм труда при сдельной оплате определяется установленными работодателем расценками за единицу продукции (объем работ).

Читайте также: