Плавают обороты ваз 2101

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Почему плавают обороты на холостом ходу?

Возможность реализации обратной связи – преимущество систем электронного впрыска топлива и их кардинальное отличие от других систем питания двигателей внутреннего сгорания. При этом речь идет об управлении составом смеси и о прямом регулировании самого режима работы мотора – ЭБУ впрыска может либо корректировать обороты в некотором диапазоне (автомобили с «механическим» дросселем), либо ими управляет («электронный» дроссель).

мотор Лада

Однако возможны ситуации, когда ЭСУД не способна поддержать нужный режим. Один из характерных симптомов этого – «плавание» оборотов, их постоянное изменение с четко выраженной периодичностью.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

схема регулятора холостого хода

На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.

Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.

демонтаж РХХ

Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей.
Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.

загрязненный регулятор холостого хода

Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.

ВАЗ с электронным дросселем

Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.

алгоритм М74

В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:

плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).

распиновка

Распиновка разъема дросселя:

При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.

Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.

Плавают обороты на холостом ходу двигателя ВАЗ – причины и устранение неполадок

Со временем двигатель любого автомобиля вхолостую начинает работать с перебоями, особенно часто с такой проблемой приходится сталкиваться владельцам автомобилей ВАЗ. Вариантов, по которым она возникает, существует очень много. Поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными поломками и выяснить, как они устраняются.

1 К чему приводит нестабильная работа двигателя

Нестабильность холостого хода (ХХ) – это более серьезная проблема, чем полагают многие водители. Дело в том, что она ведет к следующим негативным последствиям:

  • на предельно малых оборотах увеличивается износ двигателя, кроме того, повышенные вибрационные нагрузки негативно сказываются на других деталях автомобиля;
  • двигатель может глохнуть в неподходящий момент, например на светофоре или при езде на нейтралке;
  • повышается расход топлива, так как водителю приходится "помогать" двигателю, чтобы он не заглох, нажимая на педаль газа. Кроме того, обороты по разным причинам могут "подпрыгивать" и сами по себе;
  • повышенные вибрации в автомобиле докучают водителю и пассажирам;
  • ухудшается динамика автомобиля, так как нестабильная работа ХХ чаще всего является симптомом неисправностей систем зажигания или подачи топлива. В результате снижается мощность двигателя.

Поэтому если вы заметили, что плавает холостой ход, необходимо сразу же приступить к поиску и устранению причин, чем мы далее и займемся.

2 Производим диагностику – начинаем с самого простого

Зачастую причины нестабильного ХХ бывают достаточно простые, поэтому начинать диагностику следует именно с них. В первую очередь проверьте воздушный фильтр – достаньте его из кожуха и посмотрите сквозь него на свет. Если фильтр не просвечивается, его необходимо заменить, а также, пользуясь случаем, почистить воздуховоды.

Обязательно нужно обратить внимание на топливный фильтр. Правда, визуально определить его неисправность не получится. Поэтому постарайтесь вспомнить, как давно вы его меняли и приходилось ли заправлять автомобиль некачественным топливом. Даже если вы заправляете авто только качественным бензином, фильтр необходимо менять каждые 25000 км.

Тщательная диагностика - залог качественного результата любого ремонта

Похожие статьи

Если перебои появились после заправки автомобиля, вполне возможно, что проблема заключается в самом топливе. Чтобы устранить ее, нужно слить некачественный бензин из бака и залить хорошее топливо.

Некоторая нестабильность оборотов ХХ при холодном двигателе вполне допускается. Но при прогреве работа двигателя должна стабилизироваться.

3 Ищем проблему в топливной системе

У автомобилей ВАЗ 2106–2109 причиной нестабильного ХХ является карбюратор, а точнее – электромагнитный капан холостого хода. На "классике", т.е. ВАЗ 2105–2107 устанавливают карбюратор "Озон", у которого клапан ХХ расположен справа (если смотреть по ходу автомобиля). На автомобилях 2108–21099 установлен карбюратор "Солекс", у которого клапан расположен сзади, т.е. со стороны салона.

Прежде всего обычно производится проверка крепления клапана, так как он нередко со временем просто откручивается. Если же с креплением проблем нет, следует выкрутить клапан и разобрать. Внутри него расположен жиклер, который необходимо промыть в специальном средстве для чистки карбюраторов и прочистить сжатым воздухом. При этом обратите внимание на состояние провода и место контактного соединения. При необходимости место контактного соединения нужно почистить.

Перед установкой электромагнитного клапана на место желательно поставить новую прокладку, чтобы исключить подсос воздуха. Если после его установки ситуация не изменилась, возможно, клапан полностью вышел из строя. Чтобы проверить это, просто включите и выключите зажигание. Если клапан не издает характерных щелчков, значит, его необходимо заменить.

У более старых моделей ВАЗ вместо клапана установлена заглушка с жиклером внутри. Ее нужно выкрутить, и затем почистить жиклер.


Если клапан в норме, но проблема плавающих оборотов никуда не делась, скорее всего, требуется чистка карбюратора. В этом случае нужно демонтировать карбюратор, выкрутить клапан холостого хода, а также винт регулировки качества смеси холостого хода и винт, отвечающей за регулировку количества оборотов на холостом ходу. Положение регулировочных винтов желательно запомнить. Для этого закрутите каждый винт до упора и посчитайте количество оборотов. При установке винтов на место вы сможете закрутить их до упора, а затем открутить на это же количество оборотов. Таким образом, у вас не собьются настройки карбюратора, если, конечно, вы уверены, что он настроен правильно.

Средство для промывки карбюратора и сжатый воздух можно приобрести в аэрозольных баллончиках. Это позволяет качественно выполнить прочистку даже в домашних условиях.

Затем во все отверстия нужно впрыснуть средство для прочистки карбюратора и продуть сжатым воздухом каждое отверстие. Имейте в виду, что с первого раза добиться хорошего результата не получится, поэтому каждое отверстие нужно прочищать и продувать по несколько раз. После продувки обязательно нужно разобрать карбюратор, т.е. снять верхний блок и заменить прокладку межу верхним и нижним блоками. Причем после сборки место стыка следует промазать автомобильным герметиком.

Дело в том, что со временем прилегающие поверхности искривляются, и в результате их неплотного прилегания происходит подсос воздуха. Особенно часто подобная ситуация происходит на автомобилях 2109 и других модификациях с карбюратором "Солекс".

Не рискуйте совершать действия, если не обладаете достаточной подготовкой и знаниями. Иногда будет достаточно вникнуть в суть проблемы, чтобы проконтролировать затем работу ремонтной службы

Иногда причины нестабильности холостого хода заключаются в настройках качества смеси. Если обороты слишком низкие и автомобиль периодически глохнет, возможно, смесь сильно обедненная, т.е. в цилиндры попадает много воздуха, в результате чего при взрыве смеси в камере сгорания не образуется необходимое давление. Другими словами, падает мощность, в результате чего снижаются обороты и двигатель глохнет.

В таком случае нужно немного выкрутить болт качества смеси. Делайте это плавно, так как в слишком богатой смеси двигатель "захлебнется" и тоже заглохнет. Причем после этого завести его будет проблематично, пока не просохнут свечи. Характерным симптомом богатой смеси являются громкие хлопки, так как несгоревшее топливо взрывается в выхлопной трубе. Поэтому винт нужно отворачивать лишь до тех пор, пока обороты не перестанут расти. Затем следует подстроить второй винт, отвечающий за количество оборотов, чтобы холостые обороты находились в пределах 800–900 об/мин.

Имейте в виду, что нельзя регулировать обороты, пока двигатель холодный. Предварительно его нужно прогреть до рабочей температуры.

Если перебои на холостом ходу не связаны с работой карбюратора или инжектора, необходимо проверить бензонасос. На "классике" и моделях 2108–2109 бензонасос расположен под капотом. У всех более новых моделей ВАЗ топливный насос расположен под задним сиденьем. Чтобы получить к нему доступ, нужно снять сиденье и демонтировать люк. На фото ниже вы видите бензонасос ВАЗ 2112.


Чтобы оценить состояние агрегата, нужно его разобрать и осмотреть его детали визуально. Вполне возможно, что износилась диафрагма, пришли в негодность прокладки или другие элементы. В продаже существуют ремкомплекты, которые содержат все изнашивающиеся элементы насоса. На современных моделях, таких как ВАЗ 2115, ВАЗ 2110 и пр., независимо 8 или 16 клапанов, причиной неисправности очень часто становится фильтрующая сетка, которая крепится к нижнему торцу бензонасоса. В таком случае ее нужно просто заменить.

4 Проверяем электронные контроллеры

В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика. Прежде всего нужно уделить внимание датчику холостого хода, так как именно он чаще всего вызывает сбои. Однако на стабильность оборотов могут повлиять и другие датчики:

  • массового расхода воздуха;
  • положения распредвала;
  • положения коленчатого вала;
  • положения дроссельной заслонки.

В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика

Для диагностики датчиков требуется специальное оборудование, поэтому за помощью в такой ситуации следует обратиться в сервисный центр. Если специалисты обнаружат, что барахлит один из датчиков, его придется заменить.

Как правило, когда информации с контроллеров не поступает на ЭБУ, на панели приборов загорается лампочка "двигатель работает в аварийный режиме" (Check Engine).

5 Устраняем проблемы с электрикой

Если результата не дала ни замена свечей, ни замена проводов, возможно неисправность заключается в одном из наконечников

Похожие симптомы появляются и при неисправности высоковольтных проводов, когда они начинают "пробивать". В результате искра не доходит до свечи или до нее доходит слабый импульс. Поэтому в двигателе происходят те же процессы, что и при неисправных свечах. Как правило, несправные провода издают характерный треск, который можно услышать, открыв капот. В темное время суток иногда даже видны вспышки, что позволяет визуально определить, какой из проводов требует замены.

Чтобы определить, какой цилиндр работает со сбоями, заведите двигатель и поочередно отсоединяйте пассатижами наконечники. Если при отсоединении наконечника двигатель сразу же начинает глохнуть или слышны сильные перебои в его работе, значит, цилиндр работает нормально. Если же, отсоединив наконечник, вы не услышали разницы в работе мотора или разница незначительная, значит, именно в этом цилиндре нестабильная искра.

Если результата не дала ни замена свечей, ни замена проводов, возможно неисправность заключается в одном из наконечников. Еще одна распространенная причина нестабильной работы двигателя – это неправильная настройка системы зажигания. Доверить настройку лучше специалистам, так как процедура достаточно сложная. Если же у вас есть навык, поставьте угол опережения на +1 градус, при этом выкрутите болт настройки качества смеси на четыре оборота. Если в автомобиль заливается бензин АИ 95, угол опережения можно увеличить до +4 градусов.

Если настроить зажигание не получается или настройка дает результат лишь на короткий период времени, скорее всего, вышел из строя вакуумный регулятор опережения зажигания, который расположен на трамблере. Как правило, он подлежит замене.

Вот, пожалуй, и все наиболее распространенные причины, по которым "плавают" обороты при работе двигателя на холостом ходу. Как вы видите, большинство из них можно устранить самостоятельно.

Плавают обороты холостого хода

На прогретой машине плавают обороты хх. При 900 об/мин ритмично увеличиваются-уменьшаются в пределах 50 об/мин, изменяются четко, как по синусоиде (по тахометру даже незаметно, но "на слух" легко определяется). При оборотах 700 и ниже начинает скакать стрелка тахометра. При оборотах 1100 и выше никаких "плаваний" нет. Регулировка клапанов и чистка карба проблемы не решила.
Грешу на зажигание, такое может быть из-за коммутатора? или трамблер в утиль?

п.с. двиг 2103, Озон, БСЗ.

  • Откуда: Донецкая область
  • Авто: ВАЗ-2103

похоже по симптомам на не правильную работу одного и того же цылиндра

похоже по симптомам на не правильную работу одного и того же цылиндра

проверь сопротивление проводов ВВ

Если двиг троит пусть и редко, то это хорошо слышно

  • Откуда: Галичина
  • Авто: Найкласніше
ajm,я подсос воздуха проверяю жидкостью для промывки карба.только вот такой
Размещенное изображение

Брызгаю когда двигатель заведен на места в которых сомневаюсь.В случае если обороты поднимаются-есть подсос

В бой идут одни шатуны

  • Откуда: Киев
  • Авто: 21061, 21083
  • Откуда: Киев
  • Авто: Ваз 21011 79г.

в датчику відкриття дросельної заслінки. ЕПХХ пробує економити

пневмопривод давно заменил на механику. а так карбюратор новый, работал как часы

Небольшие траблы с холостым ходом заметил через пару месяцев после капиталки, но они изредка появлялись, сразу пропадали - в общем, нечего было исправлять. Проблема обострилась с похолоданием, или может где-то со временем выработка появилась

  • Откуда: Запорожье
  • Авто: ВАЗ-2101

Поменял свечи (поставил НЖК №2), заодно и бегунок с крышкой трамблера - обороты хх держатся более-менее стабильно

<iframe scrolling="no" frameborder="0" width="440" height="330" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen src="http://video.meta.ua/iframe/6364257/"></iframe>

  • Откуда: Киев
  • Авто: Ваз 21011 79г.

ajm, по моему плавает И на сколько я слышу, то не "синусоедно" даже, а полусинус. Впечетление как- будто двиг лежит на холостом ходу с временными попытками набрать обороты. Я бы к карбюратору полез (винты, иглы, уплотнительные кольца винтов..)

Еще первое, что пришло на ум - очень схожее поведение наблюдается на двигателях, где изрядно поддымливает вентиляция картера. (можно ради интереса снять патрубок и послушать, сравнить..) Ну про зимний режим кастрюли даже спрашивать не удобно

Все старые, отечественные автомобили оснащены карбюраторной подачей топлива. Иностранные производители начали устанавливать инжектор значительно раньше чем на ВАЗ, но по дорогам СНГ ездит множество старых иномарок в которых за подачу топлива отвечает именно карбюратор. На автомобилях ВАЗ, как и на большинстве иномарок устанавливался двухкамерный карбюратор, принцип регулировки холостого хода на наших и иностранных автомобилях одинаков.

В чем проявляется необходимость регулировки холостого хода? При сбитом «холостом» ходе мотор может неустойчиво работать без подсоса, обороты могут плавать, а иногда двигатель попросту глохнет, без подгазовки и подсоса. В некоторых случаях обороты двигателя на ХХ наоборот повышаются, а это может вести к калильному зажиганию ( тряске после глушения), а также повышенному расходу топлива. Если автомобиль оснащен тахометром, можно на глаз определить сбитый холостой ход- это определяется по повышенным или наоборот пониженным оборотам на ХХ.

Как же привести холостой ход в норму? В большинстве случаев все достаточно просто. Дело в том, что ХХ регулируется двумя специальными болтами, которые определяют количество подачи смеси в двигатель при работе мотора на ХХ, а также регулируют состав смеси при работе двигателя на ХХ. Первый болт называется болтом качества смеси, потому, что именно он создает смесь из воздуха и бензина. На карбюраторах типа « Солекс» болт качества находится в «подошве» карбюратора.

Регулировка холостого хода осуществляется при установленном на автомобиль карбюраторе. Для того чтобы осуществлять регулировку вам понадобится тоненькая, прямая отверточка. Ей следует нащупать болт качества и вращать его. Помните, что вращая болт по часовой стрелке вы обогащаете смесь, а против часовой стрелке обедняете; подаете больше воздуха и меньше бензина. При слишком большом количестве бензина, или воздуха, двигатель на ХХ будет работать неустойчиво. При слишком малом количестве воздуха, или бензина мотор также будет труситься и глохнуть. Необходимо добиться максимально громкой и устойчивой работы мотора вращая винт качества.

Когда регулировка винта качества осуществлена следует уменьшить, или увеличить подачу смеси. В большинстве случаев требуется именно уменьшение. Регулировка осуществляется с помощью винта количества.

На карбюраторе типа « Солекс» винт количества выполнен в виде пластиковой «крутилки», на остальных ВАЗовских карбюраторах на том месте установлен маленький болтик под прямую отвертку. Вращением болта количества необходимо добиться устойчивой работы двигателя при его минимальных оборотах. На двигателях классических ВАЗ- это как правило 900 оборотов.
При завершении регулировке ваш карбюратор будет готовить обагащенную смесь, если в вашем регионе нет контроля над выхлопом- лучше так и оставить, но если уровень выбросов проверяется. После завершения регулировки следует обеднить смесь, повернув отверточку на полтора- два оборота. Это уменьшит количество вредных выбросов, но мотор может работать не так стабильно. Обагащенную смесь выдает слегка темноватый дымок, обедненная смесь наоборот создает светлый выхлоп.
На карбюраторах типа «ОЗОН» и « ВЕБЕР» болт качества находится не в подошве, но в том же районе. На карбюраторах Вебер и Озон данный болт как и в Солексе расположен снизу у правого края карбюратора, шляпка болта смотрит в сторону капота.
Регулировка только на первый взгляд кажется сложной, выполнив данную операцию самостоятельно два, или три раза, в дальнейшем она будет выполняться очень быстро и с минимумом усилий.

ПОСМОТРИ и ЭТО)

В вышеописанной статье,я так понял,регулируется всё одним винтом-Качества. Для чего тогда винт количества,не понятно!

Денис Reply:
8 апреля, 2015 at 16:53

если совсем непонятно как накрутили оба болта и машина не заводится с чего стоит начать регулировку и на сколько оборотов примерно открутить чтоб завести и отрегулировать окончательно?

Денис Reply:
11 июля, 2015 at 12:16

сделал всё как здесь описано-получается,главное чтоб карбюратор был чистым,тогда результат лучше.использую спрей для чистки и маленькую кисточку(детскую,для акварели).сбрызнул,прочистил 2-3 раза,после провести регулировку,как описано в статье,и всё будет хорошо

Денис Reply:
4 сентября, 2016 at 06:53

Карбюратор вебер 2101 винтом качества выставил максимальные обороты, винтом количества не могу снизить обороты до холостых, обороты держаться в районе1000 и винт уже выкручивается не влияя на дроссельную заслонку.

Денис Reply:
1 апреля, 2018 at 03:54

Плавают холостые обороты двигателя

плавают холостые обороты двигателя

Если у вас плавают холостые обороты двигателя, то вы столкнулись с одной из самых распространенных проблем современных моторов отечественного производства. Практически каждый владелец автомобиля ВАЗ рано или поздно сталкивается с нестабильной частотой вращения мотора в режиме прогрева.

Важно отметить, что, несмотря на банальность проблемы, она может привести к очень серьезному и дорогостоящему ремонту, так что сразу после выявления нестабильности оборотов на холостом ходу, вы должны срочно искать причину и устранять ее. В этой публикации, мы расскажем, как самостоятельно выявить причину нестабильности холостого хода, ну а для подкованности в теории, вам стоит прочитать нашу статью про обороты холостого хода ВАЗ, которая разъяснит многие моменты, которые новичок может не сразу понять.

Процедура самостоятельного выявления причин плавающих оборотов холостого хода

Причина №1: датчик массового расхода воздуха. Для его проверки вы должны воспользоваться мультиметром. Выставьте его в позицию двадцати вольт, воткните электроды в зеленое и желтое отверстие датчика массового расхода воздуха, заведите автомобиль и посмотрите на напряжение. Оно должно быть в пределах от 0,99 до 1,00, в противном случае – меняйте ДМРВ.

плавают холостые обороты двигателя

Причина №2: датчик холостого хода. Чтобы проверить этот узел вы должны попробовать снять автомобиль со скорости на холостом ходу, если он не заглохнет, то попробуйте включить фары и печку, обороты должны «просесть», если и этого не случилось – датчик в порядке, пора переходить дальше.

Причина №3: проводка датчика скорости. Тут все достаточно просто: вы должны визуально ее осмотреть на предмет повреждения оплетки, износа и окисления контактов. Если все в порядке, то переходите к следующему узлу.

Причина №4: датчик положения коленчатого вала. Первым делом, осмотрите подходящие к этому датчику провода, если все в порядке, то вам придется подключить к датчику мультиметр, выставить коленчатый вал в положение, где максимальное значение напряжения будет равно 200 мВ, после чего пронесите отвертку над сердечником датчика. На экране мультиметра должны отразиться скачки напряжение, если это не так – меняем датчик положения коленчатого вала.

Причина №5: дроссельный узел. В данном случае вы должны будете проверить два компонента: дроссельную заслонку, она должна свободно перемещаться с полной амплитудой, если это не так – снимаем и тщательно чистим ее, и датчик положения дроссельной заслонки. В последнем случае, вы должны произвести замеры вольтметром напряжения между контактом ползунка и минусом. В закрытом положении дроссельной заслонки оно должно быть равно 0,7 В, а в открытом положении дроссельной заслонки – 4 В. Если значения отличаются – меняем датчик положения дроссельной заслонки.

Важно! В данном случае не стоит экономить и покупать неоригинальные запчасти, это чревато большими проблемами с двигателем.

плавают холостые обороты двигателя

Причина №6: электромагнитный клапан холостого хода. Чтобы его проверить, вы должны отключить от него питание, после чего завести автомобиль. Далее, вам следует поднести провод к минусовому контакту, а затем к плюсовому. Как минимум в одном из двух случаев, вы должны услышать отчетливый щелчок, если этого не произошло – покупайте новый электромагнитный клапан холостого хода и устанавливайте его на замену неисправному.

Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Регулировка холостого хода на ВАЗ

Примечание!
Вам понадобится следующий инструмент: отвёртка. Да-да, больше ничего.

Краткое содержание:

Советы по регулировке холостых

Во-первых, выполняйте ее при рабочей температуре двигателя (90-95 °С) и установленном воздушном фильтре .

Во-вторых, уровень топлива который в поплавковой камере карбюратора должен быть отрегулирован.

В-третьих, зазоры у клапанов четко отрегулированы, настроен момент зажигания автомобиля.

В-четвёртых, воздушная заслонка во время регулировки холостых должна быть полностью открыта. Проверьте это, сняв крышу с корпуса воздушного фильтра и взглянув на заслонку.

Стрелка указывает на полностью открытую воздушную заслонку

В-пятых, учтите, новичок может столкнуться с трудностями, занимаясь регулировкой, ведь регулировку вращения коленвала и регулировку содержания окиси углерода (СО) необходимо производить совместно.

Примечание!
Для более точной регулировки холостого хода необходимо воспользоваться «Газоанализатором», которого у большинства владельцев нет. Без этого прибора процесс возможен, только сложнее (подробнее читайте рубрике: «без Газоанализатора»)

Регулируем обороты на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Ознакомьтесь с фото ниже:

Под цифрой 1 - Обозначен винт количества смеси. Под цифрой 2 - Обозначен винт состава смеси (В народе называется винт качества).

Примечание!
На фото изображены винты, осуществляющие регулировку. Они находятся глубоко в корпусе дроссельных заслонок карбюратора, поэтому на изображении винт под цифрой «1» не виден. На некоторых автомобилях на оба винта напрессованы втулки, благодаря которым винты можно поворачивать лишь на пол оборота. Если втулки мешают повернуть должным образом винт для регулировки холостого хода, выверните винты и сломайте головки втулок. Смахните с них остатки обломанных втулок и заверните винты на их место.

Газоанализатор в помощь!

Сперва заведите машину и дайте её прогреться до рабочей температуры в «90-95 °С». После, с помощью отвёртки начните вращать винт под цифрой «2», вращайте его до того момента, пока частота оборотов коленвала не достигнет «750-800 мин».

Примечание!
Заворачивание винта приводит к уменьшению частоты оборотов коленвала, а отворачивание — к увеличению!

Теперь плавно перейдите к регулировке содержания «СО» в выхлопных газах: вращайте винт номер «1» на фото выше. При заворачивании винта «СО» в выхлопных газах будет плавно уменьшаться, а отворачивание соответственно увеличивает.

Примечание!
Регулировать содержание «СО» в выхлопе требуется в соответствии с «ГОСТ» на сегодняшнее время. Ниже нормы опускать «СО» не нужно, иначе может резко возрасти содержание несгоревших углеводородов «СН». Кстати, регулировка винта «1» изменяет частоту вращения коленвала.

В завершение покрутите винт «2», приведя частоту коленвального вращения в норму. Проверьте с помощью прибора количество «СО» в выхлопе. Регулируйте винты до того, пока работа двигателя и выброс «СО» в атмосферу не достигнет нормы.

Итак, плавно начните вращать винт состава смеси «1», пока частота станет максимальной (смотрите на тахометр).

Винтом под цифрой «2» установите частоту на показатель «1100 об./мин.».

Примечание!
Этим винтом регулируется коленвал, поэтому при заворачивании этого винта частота вращения постепенно уменьшается, а при отворачивании она медленно увеличиватся!

Заворачивая винт состава смеси (цифра 1), добейтесь показателя «800 об./мин.».

Вопрос
А как вы регулируете холостой ход на своей машине? (Ответ пишите в комментариях)

Дополнительный видеоролик
В видео ниже продемонстрирован ещё один способ регулировки:

Почему плавают обороты двигателя


В большинстве случаев автомобиль уже не роскошь, а средство передвижения. Он плотно входит в нашу жизнь. Без него, как без смартфона, человек не представляет дальнейшее существование. Однако все имеет свои сроки службы. Рано или поздно транспортное средство и его механизмы начинают «капризничать», создавая проблемы для автолюбителей.

Сердцем автомобиля принято считать двигатель, наиболее уязвимый (в плане поломок) агрегат, работающий в различных нагрузочных и температурных режимах. Из-за этих и многих других факторов появляются поломки и неисправности мотора.

фото 1

В этой статье описываются признаки, причины неисправности и как их устранить самостоятельно.

Причина и признаки «плавания» оборотов ДВС

Как написано выше, определить «плавают» обороты коленвала или нет можно по показаниям тахометра. В нормальном состоянии, когда двигатель прогрет, обороты холостого хода составляют около 800 об/мин. При неисправности мотора прибор показывает изменение частоты вращения от 500 до 1500 об/мин и, наоборот, в течение небольшого интервала времени. При отсутствии на приборной панели тахометра (не предусмотрен конструкцией), непроизвольное изменение частоты вращения определяется на слух. Звук работающего мотора то увеличивается, то уменьшается, вибрация, то усиливается, то становится меньше.

Плавающие обороты возникают по разным причинам. В большинстве своем их можно диагностировать и устранить самостоятельно, но есть и такие, что без специального оборудования не обойтись.

В первом случае поломки и неисправности такие как:

  • подсасывание воздуха во всасывающий коллектор из неплотных соединений и трещин в трубопроводах и шлангах, входящих в систему; фото 2
  • не правильная работа инжекторов из-за их загрязнения, сбоя регулировки или изнашивания;
  • нарушение изоляции на проводах высокого напряжения (замыкание на корпус);
  • дефекты системы зажигания (нагар на свечах, не те зазоры между электродами и т.д.); фото 3
  • система топливоподачи не обеспечивает достаточного оптимального давления при работе двигателя (возможно, засорены магистраль или фильтр, вышел из строя насос подачи топлива и т.д.);
  • качество горючего не отвечает требованиям (не тот сорт, примесь воды и т.д.);

Во втором случае такие поломки как:

фото 4

  • выход из строя электронной системы управления или одного из элементов ЭБУ;
  • неисправность датчиков и механизмов по подготовке и подаче горючего в рабочие полости двигателя;
  • неисправность системы зажигания;
  • необеспеченно удаление просочившихся отработанных газов в картер (засорен клапан, подсос воздуха и т.д.);
  • у ДВС с карбюратором не работает электромагнитный клапан или засорен жиклер холостого хода.

фото 5

Сканер адаптирован под русский язык и имеет программное обеспечение совместимое с ios, android, windows, продается во всех автомобильных маркетах Росси и СНГ.

Непроизвольное изменение частоты оборотов на холостом ходу

Причины и признаки плавания оборотов коленвала ДВС рассмотрены в предыдущей главе, теперь более подробно произведем обзор индивидуальных особенностей типов двигателей. Существует несколько типов ДВС, рассмотрим три, которые наиболее часто встречаются в автопроме:

  • карбюраторный;
  • инжекторный;
  • дизельный.

Два из них на бензине, один на дизтопливе.

Карбюраторный

Зачастую в этих моторах обороты «прыгают» по вине карбюратора. Точнее в настройках его параметров. А параметры сбиваются в процессе эксплуатации при загрязнении жиклеров холостого хода.

Фото 6

Когда жиклеры засорены или не правильно настроены, то при приготовлении горючей смеси воздуха поступает меньше и двигателю невозможно удерживать нужные обороты. При большем количестве воздуха, чем необходимо, смесь «обедняется» и двигатель работает не устойчиво.

Стоит обратить внимание на электромагнитный клапан карбюратора.

фото 7

При его поломке, а это может сгореть катушка или залипнет сам клапан, двигатель не сможет работать нормально без ручного подсоса. В результате чего после прогрева мотора будут очень высокие обороты коленвала, а если убрать подсос, то двигатель будет работать неустойчиво и начнет глохнуть.

Немаловажную роль играет уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, также сам карбюратор любит чистоту каналов и жиклеров, которые требуют периодической очистки.

Для всех типов двигателей требуется чистый воздух, который в состоянии обеспечить чистые воздушные фильтры.

Инжекторный

У этого типа двигателей при плавании оборотов свои нюансы, которые можно выделить из общего числа неисправностей.

Все сводится к электронному блоку управления (ЭБУ) и к не корректной работе его датчиков. Из-за не точной информации одного из датчиков ЭБУ неверно дает команды по подготовке и подаче топливовоздушной смеси в цилиндр, что приводит к неустойчивой работе мотора. Например:

  • датчик расхода топлива передает на ЭБУ информацию не соответствующую действительности, в результате на исполнительные механизмы подается неверные команды, и воздух в цилиндры поступает не в том количестве, в каком необходимо. От этого происходят скачки оборотов в большую или меньшую сторону;
  • большое влияние на равномерную работу мотора имеет регулятор холостого хода, при его поломке или сбое частота вращения коленвала будет неустойчивой;

фото 9

  • датчик массового расхода топлива также может передавать неверные данные на блок управления из-за загрязнения воздушного фильтра, подсоса воздуха через соединения и т.д.
  • проблемы с датчиком EGR в системе рециркуляции отработанных газов также могут привести к нарушению состава топливовоздушной смеси, которая влияет на равномерность работы двигателя;
  • узел дроссельной заслонки из-за загрязнения или поломки обязательно повлияет на стабильность оборотов мотора.

фото 10

Обычно на инжекторных двигателях следует начинать диагностику с регулятора холостого хода, далее остальные составляющие элементы системы.

Дизельный

«Дизеля» работают на более тяжелом горючем (солярка или дизтопливо), его подача производится топливным насосом высокого давления (ТНВД) через форсунки. Топливовоздушная смесь готовится непосредственно в цилиндрах двигателя.

Основными причинами плавающих оборотов на холостом ходу «дизеля» являются:

  • не правильная регулировка подачи топлива плунжерными парами ТНВД;

фото 11

  • выход их строя топливоподкачивающего насоса;
  • неверно отрегулировано давления открытия форсунок или износ распылителей;

фото 12

  • в топливе вода или воздух;
  • выход из строя регулятора оборотов на ТНВД.

Дизельные двигатели хоть и считаются «колхозными» у них очень чувствительная топливная система, внутри которой кроме чистого топлива ничто не должно находиться. Особенно уязвимы плунжерные пары топливного насоса и распылители форсунок.

Устранение неисправностей при плавающих оборотах мотора

Выше в статье указаны причины и неисправности, которые приводят к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, теперь рассмотрим, как их можно устранить самостоятельно в том, или ином случае.

Подсос воздуха

Это не приятное явление приводит к тому, что лишний воздух из атмосферы попадает в систему всасывания за счет разряжения через трещины или не плотные соединения патрубков и шлангов.

Чтобы устранить, нужно найти дефекты нарушающие герметичность впускного коллектора. Следует снять каждый шланг и проверить его при помощи сжатого воздуха путем продувки. Процесс трудоемкий, но можно его облегчить, применив спрей WD-40. Для этого необходимо обработать поверхности шлангов и где спрей в первую очередь испарится там и находится дефект.

Изношенные шланги не стоит ремонтировать (клеить или залеплять), лучше установить новые иначе подведут в неподходящий момент.

Регулятор холостого хода

С РХХ проще, чтобы определить в рабочем состоянии он или нет, необходимо измерить сопротивление обмоток регулятора при помощи тестера. В разъемную колодку регулятора выходят четыре клеммы. А, В – первая обмотка, С, D – вторая обмотка. Сопротивление между клеммами одной обмотки, при исправном регуляторе, должно составлять 53 Ом, между клеммами А, С – бесконечность. Если параметры другие регулятор нужно менять.

фото 13

Чтобы облегчить процесс замены РХХ, демонтируем дроссельный узел, далее выкручиваем винты крепящие регулятор и снимаем его. На это место ставим новый.

Клапан вентиляции картера

Этот клапан входит в систему вентиляции картерных газов и предназначен для пропуска отработанных газов просочившихся в картерное пространство из цилиндров двигателя.

фото 14

Газы через клапан попадают обратно во всасывающий коллектор и участвуют в смесеобразовании топлива. Если клапан забит и не пропускает необходимое количество газов в систему воздухозабора, то топливо не обогащается, как положено и обороты двигателя начинают «плавать».

Клапан обычно находится рядом с всасывающим коллектором, проверить его работоспособность не составит труда. Для этого нужно снять с корпуса клапана шланг, идущий от картера, завести двигатель и попробовать пальцем всасывается ли воздух в освободившееся от шланга отверстие. Если да, то устройство работает, если нет, то клапан, скорее всего, забился, его необходимо снять, разобрать и промыть.

фото 15

Обычно в корпусе скапливается маслянистая субстанция, но она хорошо промывается керосином. После процедуры необходимо просушить, собрать и поставить на место.

Замена ДМРВ

Определив, что датчик массового расхода воздуха не работает, то есть не подает нужные сигналы на ЭБУ, его нужно поменять на новый, потому что он практически не ремонтируется.

фото 16

Для замены понадобится сам датчик, ключ на 10мм и отвертка. Отверткой ослабляется хомут воздуховода. Затем снимается разъем с подводящими проводами. Ключом откручиваем два болта, крепящих датчик и снимаем его. Новый устанавливаем в обратном порядке.

Дроссельная заслонка

Не работать или не правильно работать дроссельная заслонка может по двум причинам:

фото 17

  1. Засорение внутреннего рабочего пространства и самого поворотного клапана заслонки масленым налетом или другой субстанцией образовавшейся в процессе долгой, не правильной эксплуатацией.
  2. Поломка привода (чаще механического) дроссельной заслонки.

В обоих случаях заслонка неплотно закрывается во время холостого хода и пропускает лишний воздух.

Для устранения дефекта, нужно снять дроссельный узел, промыть и отремонтировать привод.

Регулирование холостого хода на карбюраторном двигателе

Чтобы сделать регулировку холостого хода самостоятельно, необходимо хоть раз видеть, как это происходит, или принять участие в процессе под руководством специалиста.

После просмотра ролика, на примере карбюраторного двигателя ВАЗ-2107, будет достаточно информации для проведения наладки холостого хода своими руками.

Электромагнитный клапан в топливной системе

Это устройство, которое установлено на карбюраторе, предназначено для стабильной работы двигателя на оптимальных оборотах холостого хода. Принцип в том, что топливо поступает во всасывающий коллектор по специальным каналам, где задействованы только жиклеры холостого хода и электромагнитный клапан. Дроссельные заслонки не принимают участие в этом процессе.

По своим конструктивным особенностям клапан не ремонтируется, поэтому при поломке его только меняют. Без него двигатель сможет работать только на ручном подсосе.

Жиклер холостого хода

Часто из-за засорения жиклера холостого хода обороты двигателя начинают «плавать».

фото 19

Чтобы убрать эту неприятность, достаточно промыть этот капризный элемент карбюратора. В настоящее время существуют специальные жидкости, в которых следует замочить жиклер на 10 – 15 минут, после чего продуть его потоком воздуха и установить на место.

Читайте также: