Подняли со дна волги

Обновлено: 04.07.2024

Со дна Волги подняли машину с телами пропавших 11 лет назад влюбленных


  • Со дна Волги подняли машину с телами пропавших 11 лет назад влюбленных
  • Момент взрыва в воронежской маршрутке
  • Бывший муж «повесил» на жену с четырьмя детьми долг в 28 млн рублей

  • «Люди кричали»: очевидцы помогали пассажирам взорванного автобуса в Воронеже

  • Около сотни домов подтоплены в селе на востоке Крыма
  • В Новороссийске и Анапе введен режим ЧС ливней

  • Еще одна пострадавшая скончалась после взрыва в Воронеже
  • Турция, Китай и Япония борются с наводнениями

  • Жители Воронежа несут цветы к месту взрыва автобуса

  • Взрыв в воронежском автобусе: хронология ЧП
  • Ранее судимый мужчина удерживал школьницу и убил двоих человек в Иркутской области

  • Подпольные знания: почему в Китае ведут борьбу с репетиторством

  • Новорожденного мальчика нашли на скамейке у дома в Москве

  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате

  • Порноролик с преподавателем красноярского вуза шокировал студентов

  • Дороги превратились в реки: Керчь снова ушла под воду

  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке

  • Экс-активист «Открытой России» устроил дебош в суде во время оглашения приговора

В Чебоксарах криминалисты обследуют автомобиль, который 11 лет пролежал на дне Волги. В салоне обнаружили тела пропавших без вести мужчины и его возлюбленной.

Легковушку случайно отыскал . Мужчина сразу же сообщил о своей находке в полицию. Совместно со спасателями в срочном порядке была организована спецоперация по подъему авто. Для этого использовали плавучую платформу с краном.

Самым сложным, рассказали сотрудники МЧС, было зацепить трос, поскольку кузов машины деформирован. Теперь сыщикам предстоит выяснить, почему машина была искорежена. Также предстоит установить, как вообще легковушка, за рулем которой был молодой человек Илья Жирнов, а на пассажирском кресле находилась его невеста Кира Черкасова, оказалась в реке.

Быть может, 11 лет назад произошло ДТП или пара стала жертвой грабителей, которые решили таким образом скрыть улики. С родственниками погибших сейчас общаются сотрудники Следственного комитета. Все это время у них оставалась надежда, что их близкие могут найтись.

Олег Дмитриев, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Республике Чувашия: «Поскольку никаких данных, что молодые люди собирались уехать, не было, правоохранительными органами в кратчайшие сроки было принято решение о возбуждении уголовного дела по факту их безвестного исчезновения. Однако впоследствии оно было приостановлено».

Тела отправлены на экспертизу. В самое ближайшее время специалисты должны дать заключение.

Со дна Волги подняли затонувший в дни Сталинградской битвы бронекатер

ВОЛГОГРАД, 6 ноября. /ТАСС/. Специалисты подняли со дна Волги бронекатер общим весом 150 тонн, затонувший в дни Сталинградской битвы. Разломанный на три части корабль удалось вытащить наверх, сохраняя его целостность, сообщил ТАСС в воскресенье руководитель операции, генеральный директор компании "Монолитсрой-Холдинг" Дмитрий Кабельков.

"Уникальность операции в том, что полностью занесенный песком бронекатер откопали и вымыли от песка под водой. Выяснили, что он разбит на три части. Благодаря расчету смогли поднять его целиком. Вес корабля 30 тонн, но из-за массы песка общий вес составил порядка 150 тонн", - сказал Кабельков.

По данным пресс-службы администрации Волгоградской области, поднятый корабль считался пропавшим с октября 1942 года, два года назад его случайно обнаружил дайвер-любитель. Исследователи истории речного флота предположили, что это бронекатер БК-31, который затонул близ острова Голодный в дни Сталинградской битвы. По словам Кабелькова, бронекатер - это военный корабль, который называли "танком на воде". Боевое судно было оборудовано 76-мм пушкой от танка Т-34 и двумя пулеметами калибра 7,62 мм.

"Бронекатер вел бои и затонул в октябре 1942 года. Его конструкция разбита на три части, кругом ржавчина и многочисленные пробоины. Видно, что он попал под вражеский пулеметный и минометный обстрел. Сейчас его отправили на реставрацию на Волгоградский судоремонтный завод. После реставрации корабль передадут в музей "Сталинградская битва", - добавил Кабельков.

Бронекатер принадлежит к распространенному в годы Великой Отечественной войны проекту С-40 - артиллерийский бронированный пограничный катер со стальным корпусом. Подобные корабли задумывались для патрулирования крупных приграничных рек. Они строились до войны в Ленинграде. Ход обеспечивал бензиновый двигатель мощностью 1200 лошадиных сил. Бронекатер развивал скорость до 15 узлов.

Сталинградская битва (июль 1942 года - февраль 1943 года) коренным образом изменила ход Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Историки называют Сталинградскую битву самым кровопролитным сражением в истории человечества: общие потери сторон в этой битве превысили 2 млн человек. После поражения немецких войск под Сталинградом Гитлер объявил в Третьем рейхе трехдневный траур. Битву под Москвой и под Сталинградом историки называют первыми предвестниками Победы в Великой Отечественной войне.

Со дна реки у строящегося пляжа подняли баржу, которая пролежала в Волге более 30 лет

Со дна реки у строящегося пляжа подняли баржу, которая пролежала в Волге более 30 лет

Сегодня, 2 июня, в Саратове на месте строительства новых набережной и пляжа (чуть ниже перекрестка Чернышевского и 2-й Садовой) специалисты продолжили поднимать затонувшую баржу. Строители рассказали, что паровой баркас пролежал на дне Волги более 30 лет. К месту работ прибыл губернатор области Валерий Радаев.

Глава региона поинтересовался у специалистов, есть ли надежда вытащить затонувшее судно. Ему сообщили, что рабочие уже приступили к деятельности. Они успели поднять нос судна на поверхность воды. Уже сегодня рабочие планируют откачивать воду из трюма и вытаскивать нос на берег.

Начальник группы рабочих Андрей Домашнев рассказал журналистам, какую технику использовали для поднятия судна.

«Для этого использовали стопятидесятитонный плавучий кран, водолазную бригаду, буксир-толкач нового поколения. Перед тем как достать судно, водолазы обследовали акваторию. Затем они провели выемку более 1000 кубов грунта. Производились проводники (специальный узел- прим. ред.) под стропы. Затем судно застропилось и пошёл подъем», — описал процесс Домашнев. По его словам, судьба баржи уже определена, ее отправят на переработку.

Напомним, о начале работ по поднятию баржи на месте будущего пляжа мы сообщали еще вчера. Что касается берегоукрепления третьей очереди новой набережной между улицами Шелковичной и 2-й Садовой, то оно началось еще летом прошлого года. По итогам конкурса контракт на 699 миллионов был заключен с ООО «Тандем-Проект» из Балашихи. Однако к концу года выяснилось, что подрядчик сильно отстал от графика. В итоге контракт был расторгнут, и строительство верхнего и нижнего молов встало. Старый подрядчик съехал с объекта, оставив только строительный мусор, из которого предприимчивые граждане растаскивали металл.

Река затонувших кораблей

alt="Многие баржи и корабли были брошены владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Фото: Владимир Янченко/РГ" />
Многие баржи и корабли были брошены владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Фото: Владимир Янченко/РГ

Поблизости от автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом на дне Волги, в каких-нибудь двух десятках метров от берега, обросший слоем ракушечника лежит "Саратовский ледокол". Еще в конце 60-х годов прошлого столетия корабль, стоявший у причала, затонул при неясных до сих пор обстоятельствах.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

- Каждое лето, когда устанавливается жаркая погода, на поверхности воды в этом месте появляются радужные пятна, что означает, что все эти годы с судна продолжается утечка нефтепродуктов, - рассказывает директор музея речного флота волжский капитан Александр Азовцев.

. Несколько лет ученые-экологи Саратовского технического университета с помощью ветеранов-речников и энтузиастов-волонтеров вели сбор информации для атласа затопленных объектов в акватории Волги на территории региона. Идея задокументировать все, что находится на волжском дне, возникла неслучайно. По официальным данным, только на территории Саратовской области в Волге более 40 затонувших или наполовину затопленных плавсредств. Однако, по подсчетам исследователей-общественников, их число может доходить до семи десятков.

Много старых кораблей, барж отправилось на дно реки на рубеже веков владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Причем зачастую суда уходили под воду вместе с остатками горючего, которое постепенно сквозь проржавевшие корпуса выливается в реку.

Кроме того, для атласа собиралась информация и о других подводных объектах, которые могут наносить экологический вред. Например, о затонувших во время лесосплава бревнах.

Как объясняет заведующая кафедрой экологии Саратовского технического университета имени Ю.А. Гагарина Елена Тихомирова, под водой древесина гниет и выделяет вредные вещества. В жару и при низком гидрологическом уровне в водохранилище волжская вода из-за таких "отложений" меняет цвет и приобретает неприятный запах.

Фото: Ирина Трофимова

По словам Александра Азовцева, скопления такой затонувшей древесины за длительный период образовались на дне в некоторых местах Волги, например, рядом со шлюзами гидроэлектростанций, где плоты разбирали и вновь собирали во время лесосплава.

На учет исследователи брали и земляные амбары - ямы, которые раньше выкапывали для хранения нефти, причем зачастую прямо на берегу в водоохранной зоне.

В целом была собрана информация о примерно ста объектах под водой или на берегу, которые могут наносить ущерб окружающей среде.

В октябре прошлого года главный "двигатель" этого проекта - руководитель областного научно-методического центра экологического мониторинга Волги, профессор СГТУ Сергей Бобырев умер от ковида.

- Аспиранты профессора, которые увлекались подводным плаванием, делали фотосьемку, уехали в Санкт-Петербург. Сейчас работа над атласом остановилась, - рассказала Елена Тихомирова.

Подводный музей

Учетом затонувших и брошенных кораблей уже несколько лет занимается и администрация Волжского бассейна внутренних водных путей. В одну базу официальных данных включается информация о судах и других плавучих объектах, в основном затонувших сравнительно недавно, собственники которых известны. Этот список не очень велик, на протяжении большей части Волги от Рыбинского водохранилища до устья насчитывается чуть больше десятка таких кораблей. Ведомство ведет работу с владельцами, в том числе обращаясь в прокуратуру и суды, чтобы они осуществили подъем своего имущества.

Во второй перечень попадают данные об останках судов, непригодных к буксировке, хозяев которых установить уже невозможно. Эти списки гораздо обширней. Только на территории Саратовского района водных путей (от Волжской ГЭС в Волгоградской области до Саратовской ГЭС) с 2015 года в этот перечень было включено 53 объекта. В большинстве своем это затонувшие в разные годы баржи, дебаркадеры. В целом же, если говорить о всей Волге, то имеются координаты сотен таких "утопленников".

Ряд судов, покоящихся сейчас на дне Волги, имеет историческое значение. Например, недалеко от одной из лодочных баз на Зеленом острове вблизи Саратова ржавеет пароход "Механик Погодин". Один из старейших волжских кораблей был построен в Кунгуре и спущен на воду еще в 1883 году. Сначала судно называлось "Бабка" и использовалось в качестве буксира. Позже, в начале прошлого столетия, корабль был перестроен в пассажирский пароход и получил новое название - "Саратовец", а спустя некоторое время его переименовали в третий раз. Списан пароход был в 1959 году, позже сгорел. Сейчас его корпус используется турбазой в качестве волнореза и причала для лодок и катеров.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

На соседних островах Дубовая грива до недавнего времени можно было видеть останки двухпалубного парохода "И.А. Гончаров". Пароход построили в 1896 году на заводе в Сормово. Во время Великой Отечественной войны волжский пароход был превращен в госпитальное судно. Из Сталинграда под бомбежками и обстрелами корабль перевозил раненых в Саратов, прямо в пути врачи делали операции.

Дедушка всех ледоколов

"Саратовский ледокол" - самый знаменитый из всех кораблей, затонувших в окрестностях города. Корабль был построен в 1895 году на верфях английского города Ньюкасла специально по заказу Рязано-Уральской железной дороги для переправки зимой через замерзшую Волгу парома с железнодорожными вагонами. В справке ГУ МЧС по региону, подготовленной несколько лет назад, указывалось, что корабль стал одним из пяти первых в мире ледоколов, выпущенных серийно. Кроме того, он считается первым речным ледоколом в нашей стране и "дедушкой" всего отечественного ледокольного флота. Известно, что при строительстве первого российского арктического ледокола "Ермак" был учтен опыт использования на Волге "Саратовского ледокола".

"Дедушка"-ледокол занимался перевозкой платформ с вагонами через Волгу вплоть до строительства в Саратове железнодорожного моста в 1935 году. Однако и после этого служил еще более трех десятков лет, возил грузы по Волге.

В гражданскую войну большевики превратили ледокол в канонерскую лодку с пушками и пулеметами, судно участвовало в боях. Во время Сталинградской битвы ледокол вновь встал в строй, на нем были установлены зенитные орудия, и он работал на переправе под Сталинградом.

В середине 60-х годов "Саратовский ледокол" использовался при строительстве автодорожного моста через Волгу и даже успел вместе со звездами театра "Современник" сняться в кино. Корабль можно увидеть в художественном фильме Олега Ефремова "Строится мост".

Кстати

Несколько лет назад идею подъема "Саратовского ледокола" со дна Волги и организации на его борту музея волжского флота поддержало областное правительство. Тогда судно обследовали водолазы и даже начали расчищать корпус от ила. Однако впоследствии эти работы прекратились.

Между тем Александр Азовцев по-прежнему считает возможность подъема ледокола вполне реальной. Он напоминает, что судно обследовала питерская организация, специалисты которой пришли к выводу, что материал бортовой обшивки находится в удовлетворительном состоянии.

- В Тольятти со дна Волги подняли подводную лодку водоизмещением в две тысячи тонн, наш ледокол значительно меньше, - отмечает директор музея.

По словам Елены Тихомировой, работая над атласом, экологи пытались разобраться, какие подводные объекты наносят наиболее серьезный ущерб речной среде, с подъемом каких можно повременить, а какие вообще, может быть, и не стоит трогать, поскольку они встроились в экосистему (стали, например, местом обитания рыб и других водных животных).

Интересно при этом, что даже древесина, пролежавшая много лет под водой, может быть утилизирована, после просушки пущена на щепу или использована в виде топлива.

По федеральному проекту "Оздоровление Волги" в 2022-2024 годах планируется поднять 95 судов, затонувших в акватории реки. На эти цели будет потрачено более 2 миллиардов 300 миллионов рублей, большая часть этих средств поступит из федерального бюджета. На территории Астраханской области предполагается утилизировать 33 брошенных судна, в Татарстане - 21 корабль, в Волгоградской области - 20 судов. В Саратовской области будет профинансирован подъем всего трех кораблей.

Со дна Волги подняли затонувший в 1942 году бронекатер саратовского командира

Вчера, 5 ноября, в акватории Волги в Центральном районе Волгограда со дна реки был поднят затонувший 75 лет назад во время Сталинградской битвы бронекатер. Об этом сегодня сообщает Российская газета.

Поднятое судно Волжской военной флотилии считалось пропавшим с октября 1942 года. Два года назад в районе речного порта его случайно обнаружили дайверы. Исследователи истории речного флота выяснили, что это бронекатер БК-31.

Благодаря архивным документам удалось установить точную дату гибели судна и имя его командира - 23-летнего уроженца Саратова Павла Никитина. Он и еще трое членов экипажа - старшины Колегов, Аникеенко и краснофлотец Черных - погибли вместе со своим катером 9 октября 1942 года недалеко от острова Голодный. Пять членов команды в том бою получили ранения. БК-31 получил пробоины от снарядов в районе кормы, рубки и машинного отделения.

За 75 лет после окончания Сталинградской битвы бронекатер полностью занесло речным песком. С помощью специального судна было расчищено около 150 тонн песка и речного ила. Чтобы не повредить бронекатер при проведении операции, его поднимали краном на специально изготовленных стропах с предварительным расчетом нагрузки, уточнили журналисты.

На борту погибшего катера были обнаружены каски, пробитые осколками снарядов, зенитные пулеметы, патроны и много другого снаряжения. Теперь судно планируют транспортировать на барже на судоремонтный завод.

Напомним, губернатор Саратовской области Валерий Радаев ранее неоднократно заявлял о необходимости поднять «Саратовский ледокол», который затонул в Волге недалеко от Энгельса около 50 лет назад. Из уникального судна, считающегося одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире, предлагалось сделать музей. Последний раз об этой масштабной затее глава региона заявил на торжественном собрании по случаю 80-летия Саратовской области в прошлом году.

«Саратовский ледокол» - первый на Волге. Уникальное инженерное решение. Потрясающая биография, овеянная участием в Сталинградской битве, в строительстве моста, Волжской ГЭС. Единственное судно, сохранившееся с тех времен. Мы обязательно должны его поднять и сделать своим саратовским крейсером «Аврора», - говорил глава региона.

Средства на подъем судна, которому исполнилось более 120 лет до сих пор не найдены.

Пока не поднят последний корабль: кто хозяин на кладбище затонувших военных судов

Но какую часть эти видимые разрекламированные успехи составляют в общем числе находок. И не получается ли так, что какая-то часть артефактов уходит налево в частные коллекции.

Например, в Нижнем Новгороде сейчас затевают работу по сохранению теплохода «Максим Горький», но вся работа еще в начальной фазе. Богатый опыт и коллекция исторических судов собрана в Музее Мирового океана в Калининграде. В Волгограде успешно проведена целая спецоперация по подъему БК-31 из глубин Волги. На данный момент это уже часть мемориального комплекса на берегу Волги в центре Волгограда. Он уже сейчас готов принимать гостей, но из-за пандемии торжественное открытие перенесли на май 2021 года.

Вслед за бронекатером БК-31 на свет из Волги мог появиться и буксирный пароход «Ваня-Коммунист», который подорвался на мине в мае 1943-го. Судно наскочило на непротраленную магнитную мину и в результате взрыва затонуло с 17 членами экипажа в акватории Волги в Светлоярском районе.

В итоге в ходе октябрьской экспедиции этого года было принято решение из-за хрупкости корпуса и внешних условий судно не поднимать. Однако память членов его команды увековечат с помощью специальной таблички или даже стелы на берегу напротив места гибели «Вани-Коммуниста».

Контроль артефактов - дело рук самих граждан

С одной стороны, частные музеи - сплошное меценатство и благотворительность. Экспонаты добываются тяжелым трудом, реставрируются, подготавливаются к выставке или даже становятся памятником и частью мемориального комплекса. И все мы ими любуемся, получаем эстетическое удовлетворение, питаем чувство патриотизма и гордости за свое Отечество чаще всего абсолютно бесплатно.

Но хватает и злых языков, без них никуда. Они не верят в альтруизм частных музеев, и говорят о необходимости их государственного контроля, чтобы ценные находки за бешеные деньги не уходили за рубеж на черные аукционы артефактов. Тем более, что вся техника времен войны формально принадлежит Минобороны РФ.

По мнению специалиста в сфере сохранения объектов культурного наследия, секретаря общественного совета при Управлении государственной охраны ОКН Нижегородской области Кирилла Кудряшова, государство не может контролировать это направление без активного содействия со стороны общества.

В соответствии с Федеральным законом об охране объектов культурного наследия (73-ФЗ от 25.07.2002) к памятникам археологии относятся объекты старше 100 лет, то есть на сегодня находки, датируемые до 1920 года. НО! Само по себе затонувшее судно, находящееся на дне реки, вполне попадает под определение объекта культурного наследия и его можно ставить на государственную охрану. Признаками памятника истории останки судна вполне обладают. Причём присутствует и «исторически связанный с объектом земельный участок» - дно реки. Но для постановки объекта на охрану нужно заявление в государственный орган охраны объектов культурного наследия от любого гражданина. Получив такое заявление, орган государственной охраны ОКН принимает соответствующие меры по принятию объекта на государственную охрану. специалист в сфере сохранения объектов культурного наследия Кирилл Кудряшов (г. Нижний Новгород)

Специалисты подчеркивают, что ставить обломки судна на охрану следует с момента обнаружения. Ведь, как показывает опыт, подъём останков судна без должной подготовки, в том числе и научных исследований, приводит к дальнейшему его разрушению. Корпус, подвергшийся коррозии, зачастую ломается. Для исторической же науки очень важно исследовать останки судна на месте. Зафиксировать каждую деталь. Характер повреждений, расположение останков, то, что лежит на дне рядом, всё это — ценнейшая информация.

Существует принципиальный и очень тонкий момент, связанный с порядочностью частников. В том, что они действительно стараются для своих соотечественников, а не ради наживы и продажи артефактов за рубеж в частные коллекции, отмечает руководитель группы волонтеров, которые регулярно восстанавливают танки и военные суда для Центрального музея Вооруженных сил, Андрей Карпов.

-Часто не проводится экспертиза объекта, его ценности, ценности его частей и отдельных предметов, комплекса артефактов и т.д. Много раз приходилось слышать одну и ту же схему: подняли танк, торжественно сняли на ТВ и в СМИ, отправили «на реставрацию», там все вытащили, покрасили, коробку на памятник или в музей, а нутро продали кому надо (а надо многим) по частям — это типичная ситуация. При этом как бы ничего и не нарушено, ибо — не зафиксировано. Впрочем, все это касается и госмузеев — техника стоит под небом, ржавеет, портится, снаружи все красится, ибо видно, а нутро. что ему будет. По итогу — через 10-30-50 лет имеем утрату ценных агрегатов при наличии как бы целого экспоната.

За частными музеями будущее

Волгоградский общественник Валерий Котельников, руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, недавно заявил, что приватизация объектов культурного наследия — абсолютно нормальная ситуация. Но в итоге важно, не кому достался памятник в результате оформления бумаг и документов, а то, как за ним следят.

Объекты культурного наследия могут находиться и в частной собственности, и в государственной. Ограничения есть: новый собственник должен соблюдать федеральный закон «Об объектах культурного наследия» и охранные обязательства, где всё прописано — что собственник может делать и чего не может, — объясняет Валерий Котельников. — Чтобы гарантировать, что владелец будет эти требования исполнять, существует комитет государственной охраны объектов культурного наследия, который должен проводить проверки на соблюдение законодательства, в случае несоблюдения выписывать предписания, а в случае невыполнения предписания подавать в суд и штрафовать. Есть статьи 7.13 и 7.14 КоАП РФ, в случае причинения ущерба или уничтожения памятника — статья 243 УК РФ. В тех случаях, когда комитет государственной охраны исполняет свои обязательства, ничего страшного не происходит.

Отметим, что частным музеям, во-первых, не нужно отчитываться перед Минкультом в том, что касается финансов и организации своей работы. Можно самостоятельно определять цели и места экспедиций, в удобные сроки проводить реконструкцию, ни перед кем не заискивая и не торопясь сделать все непременно к памятной дате.

Кладбище подбитых и затопленных военных кораблей в окрестностях Волгограда

Согласно данным, представленным специалистами военно-исторического музея «Наследие», акватория Волги напротив города-героя хранит в себе целое подводное кладбище катеров и кораблей Волжской военной флотилии подбитых и затонувших во время ожесточенных боев за Сталинград. По данным архивов, которые изучались в рамках специального заказного исследования, а также погружений дайверов, обследовавших акваторию Волги, по информации на конец 2019 года речь идет о 260 единицах. Это суда Волжской флотилии, которые по разным причинам затонули при обороне Сталинграда.

У каждого из этих героев речных сражений своя трагическая история, сравнимая с судьбой бронекатера БК-31, практически каждое судно хранит в себе бесценные артефакты времен ВОВ. И это настоящий магнит для «черных копателей». В данном случае, черных дайверов. Эти люди ставят своей целью не увековечить подвиг краснофлотцев, вытащить из воды и предать земле останки погибших героев, а банально монетизировать свое хобби, которое, к слову, без разрешительных документов вне закона.

Мое мнение, что государство заняло позицию стороннего наблюдателя, ограничив инициативу «черных» копателей только лишь 245-м Федеральным законом и считая это достаточным. При этом, в случае обнаружения какого-либо артефакта, его подъем силами, например, частного музея на законных основаниях приветствуется, особенно, если ведется без привлечения средств федерального бюджета. Ведь все это дорогостоящие мероприятия - очистка русла и акватории, привлечение плавсредств и водолазов. Правда, под это вполне могут быть получены и гранты в свете развития патриотических скреп и прочих идеологических моментов. Андрей Карпов, руководитель группы поисковиков-волонтеров (г. Москва)

Самолеты самые хрупкие, а корабли труднодоступные

В том, что нас современников в ближайшем будущем ждут поражающие воображение находки времен Великой Отечественной войны, специалисты не сомневаются.

- Важна конечная цель — ради чего? Очистка русла, памятник, музейный артефакт, реставрация? От нее отталкиваются. А цель — оправдывает средства. Что до всей техники — не уверен, что всю нашли. Сюрпризы еще будут, - считает Андрей Карпов.

При этом к каждой такой спецоперации нужно подходить очень осторожно, чтобы не навредить исторической находке. Каждый вид техники или вооружения имеет свою специфику, поясняет Карпов.

- Прямого сравнения быть не может, каждый случай индивидуален. Скажем, подъем условного трактора из болота, требующий прокладки гати до места раскопок с устройством площадки и пр. — мероприятие не менее затратное. У водоема есть плюс (не финансовый) — доступность транспортировки по воде. Танк более крепок, это его плюс (риска меньше сломать). Вот самолет — наверное, самый «геморройный» — хрупкий, есть риск отломать/потерять/повредить части при подъеме.

Согласно известному выражению, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Возможно, его стоит несколько уточнить – пока не поднят последний подбитый корабль. Тем более, что такие затопленные суда в подавляющем большинстве случаев и становились братской могилой для героев-краснофлотцев.

Что скрывает Волга: затонувшие суда интересуют экологов и «черных» археологов

Подводные охотники, бороздящие волжские глубины, отмечают, что с каждым годом погружения становятся все более опасными. Волга загрязняется все интенсивнее, а очистку дна от промышленного мусора никто не производит. Большая вода вымыла затопленные корабли и баржи ближе к поверхности, и большинство из них уже стали объектом внимания охотников за сокровищами.

Раньше дайверы Волгу обследовали со спортивного самолета, а теперь у них на службе квадрокоптер. Работа в воздухе и под водой показала: только в акватории Волгоградского водохранилища близ Ерзовки покоится около двадцати затонувших крупных объектов, большая часть из которых – времен войны. Именно так был обнаружен и бронекатер, который в ноябре достали со дна реки.

В ходе погружений была также найдена затонувшая баржа, ученым еще предстоит установить время ее гибели. Итогом следующих экспедиций могут стать более ценные находки. Не исключено, что среди них окажется и пассажирский пароход «Иосиф Сталин», расстрелянный в ночь с 26 на 27 августа 1942 года с берега немецкими частями, прорвавшимися к Волге.

– Однажды мы нашли военный корабль близ Светлого Яра. Но поскольку все находки по закону должны сдавать государству, поэтому ничего не тронули, – рассказывает дайвер со стажем Константин Редькин. – А пока узнавали, как можно легально извлечь корабль на поверхность, находки разворовали! Правда, часть экспонатов удалось передать в музей-панораму «Сталинградская битва», где потом была организована большая выставка. Через год снова нырнули к кораблю, но даже гильз от патронов не обнаружили. Я тогда сильно расстроился, ведь сюда можно было водить экскурсии для дайверов.

Кстати, ныряльщики приносят большую пользу. Например, сотрудники федерального центра «Лидер» не раз приезжали в Волгоград для экстренной ликвидации авиабомб, обнаруженных на дне. Так, в октябре 2008 года специалисты в акватории Тракторозаводского района уничтожили немецкую авиабомбу SD весом 1800 килограммов. Еще ранее там же минерами были уничтожены 100-килограммовая немецкая авиабомба и три минометных снаряда, которые находились на глубине всего семи метров.

Немалую угрозу ныряльщикам на Волге несут обрывки сетей и снасти браконьеров – так называемые «порядки». Фрагмент каждого «порядка» представляет собой жуткое зрелище – мощная проволочная тетива, от которой отходят веревочные шнуры с заточенными крючками, за которые цепляются осетры и белуги. От Волгограда до Астрахани такие ловушки калечат дайверов, были и случаи гибели.

Паразиты на дне Волги

Сколько затопленных барж, техники, военных танков и оружия скрыто под толщей волжской воды, доподлинно не знает никто. До настоящего времени их не считали. Но в том, что они представляют угрозу для подводной флоры и фауны, сомневаться не приходится. Все, что только можно, «черные» археологи извлекают по частям наверх, но, как правило, они плохо представляют, что за объект лежит на дне и насколько он опасен.

– Влияние на экологию реки есть, особенно если судно затонуло с остатками топлива и масел. Даже если там все закрыто герметично, металл гниет, содержимое начинает просачиваться, и в результате – нефтяное загрязнение, – отметил директор межрегионального экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

По данным природоохранной прокуратуры, в числе затопленных есть паромы, поливочные платформы, остатки теплоходов и «нефтянки», а также брандвахты и «рыбницы». Официально обнаруженные затопленные объекты числятся в списках Нижне-Волжского бассейнового управления.

В последней строке таблицы пометка – собственник. В ней почти везде стоит прочерк. По словам замруководителя ведомства Александра Ракова, определить хозяина подводного металлолома очень сложно. А добровольно никто не признается, ведь именно собственник обязан поднимать затонувшие баржи, что не каждому по карману.

– Когда у судна есть хозяин, проблем не возникает - мы через суд заставляем его поднимать. Но если собственника нет, возникает большая проблема – сообщили в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

Экологи на федеральном уровне настаивают на установке специального порядка утилизации затонувших плавсредств. На сегодняшний день в России этот процесс не урегулирован: не определены ответственные исполнители и источники финансирования таких работ.

Впрочем, затопленные объекты, представляющие экологическую опасность, все же извлекаются на поверхность по требованию природоохранной прокуратуры. По закону это обязанность муниципальной власти. Так, по решению суда со дна были подняты теплоход, баржа «Румынка» и дебаркадер, которые находились в затоне у Краснослободска. Объекты отправили на утилизацию.

Поднятый со дна Волги плавучий танк раскрывает свои секреты

Памятник морякам Волжской военной флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве. Г. Волгоград. Фото: wikimedia.org
Памятник морякам Волжской военной флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве. Г. Волгоград. Фото: wikimedia.org

«Экспресс газета» в Google Новостях

Бронекатер – легкое речное судно с башней от танка Т-34 – совершенно случайно был обнаружен дайверами осенью этого года. До сих пор лодка была занесена песками, но их смещение в конце концов обнажило некоторые детали корпуса, позволив заметить останки корабля. Во время подъема на ремонтную баржу лодка практически разломилась пополам. Но и в таком виде она представляет собой уникальный экспонат, который позволит полностью восстановить быт и действия экипажа на момент гибели корабля. Обычно же в руки исследователям попадают лишь отдельные фрагменты, по которым практически невозможно восстановить общую картину произошедшего.

Исторический момент: катер поднимается над водой впервые за три четверти века. Кадр телеканала «Звезда»

Исторический момент: катер поднимается над водой впервые за три четверти века. Кадр телеканала «Звезда»

75 лет прошло с поры, когда малый бронекатер с номером БК-31 дал свой последний бой. Затопление было стремительным, корпус быстро занесло придонным песком, поэтому на борту все сохранилось в том виде, в котором судно застали его последние минуты. Сейчас поисковики вручную перебирают песок, вымываемый помпами с кормы и носовой части корабля, разделенного на две половины. По крупицам собираются личные вещи моряков. Уже найдены винтовка царского времени, множество единиц различного оружия, револьвер капитана, пуговицы с якорями, резной мундштук, украшенный геометрическим узором и даже восковые свечи, почерневшие от времени. Добровольцы во главе с председателем правления общественной организации «Поиск» Светланой Князевой проводят работы по эксгумации и опознанию моряков. Капитана Павла Никитина нашли у капитанской рубки, он до последнего оставался на посту. На носу обнаружены останки трех членов экипажа, на корме, предположительно, останки еще семи человек. По словам специалистов, осматривавших плавучий танк, шансов выжить у моряков не было: после взрыва топливного отсека все было в огне, и члены экипажа, скорее всего, не могли спастись из-за контузий, даже если и оставались живы к тому моменту. Все произошло внезапно: об этом свидетельствуют и рычаги, переведенные в положение «Полный вперед», и расположение тел моряков, не успевших покинуть свой боевой пост, и предметы, оставшиеся на своих местах.

Светлана рассказывает, что во время боя один из снарядов разворотил дизельный отсек, и разлившееся топливо пленкой покрыло все вокруг. Благодаря этому предметы внутри корабля не были подвержены водной коррозии и сохранились так, будто трагедия катера произошла вчера. С 1999 года принимающая участие в поисковых работах Светлана не понаслышке знает, что с каждым годом сохранность находок все ухудшается, и порой уже невозможно ничего узнать об их владельцах. А здесь, можно сказать, поисковикам улыбнулась удача: вещи выглядят как новые, но самое главное, уже точно известны семь имен членов экипажа – они присланы из Подольского архива. К тому же найдены еще пять имен, не попавших в архивные списки.

Корабль, скорее всего, станет памятником. По крайней мере, на это надеется организатор подъема судна директор военно-исторического музея «Наследие» Виктор Василевский. В интервью он сказал, что планируется сохранить корабль в том виде, в котором тот пребывает сейчас: со всеми пробоинами и деревянными заплатками, чтобы каждый мог увидеть, как отчаянно бились краснофлотцы. Часть корпуса станет прозрачной и можно будет заглянуть внутрь. Сейчас это можно сделать через бесчисленные рваные дыры в металле, оставленные снарядами врага.

Большинство предметов на катере очень хорошо сохранились. Фото: Ирина Шереметьева / «Комсомольская правда»

Большинство предметов на катере очень хорошо сохранились. Фото: Ирина Шереметьева / «Комсомольская правда»

Любопытно, что рядом с катером нашли галеру петровских времен – на останках 60-метрового судна выбита дата постройки, 1712 год…

Что ж, такова судьба военного моряка и в петровские, и в современные годы. Катер и галера были для них местом службы, а стали братскими могилами. Далеко еще до момента, когда волгоградцы выберут место последнего упокоения моряков и корабль станет музеем. А пока проходящие мимо суда по флотской традиции отдают экипажу и бронекатеру дань уважения, включая бортовую сирену.

Битва за Сталинград: со дна Волги поднят уникальный бронекатер, затонувший под кинжальным огнем врага 75 лет назад

Бронекатер - уникальный экспонат, поскольку таких было построено всего семь по спецзаказу НКВД, однако ни один из них не сохранился. При подъеме на корабле нашли огромный арсенал оружия, совершенно не типичного для экипажей таких проектов.

Искореженный взрывами корпус и множественные пробоины рисуют картину последнего боя бронекатера с бортовым номером 31, который затонул в разгар битвы за Сталинград.

Прошло 75 лет со дня гибели корабля, но отдельные механизмы все еще находятся в прекрасном рабочем состоянии. Когда катер подняли со дна Волги, то рукоятки машинного телеграфа стояли в положении «Полный ход», то есть катер пытался выйти из-под огня. И здесь же были обнаружены останки командира бронекатера лейтенанта Никитина, который до последнего оставался на своем боевом посту.

Это случилось 9 октября 1942 года – бронекатер Волжской военной флотилии ранним утром вышел на боевое задание и попал под кинжальный огонь замаскированной немецкой артбатареи. Никто не знал, где именно затонул корабль, пока в прошлом году после сильного течения на поверхности не показалась его танковая башня. Когда волгоградский военно-исторический музей «Наследие» поднимал бронекатер, то по морской традиции проходящие мимо суда сиренами отдавали дань погибшим морякам.

Это уникальный экспонат, поскольку таких бронекатеров было построено всего семь по спецзаказу НКВД, однако ни один из них не сохранился. При подъеме на корабле нашли огромный арсенал, оружия совершенно не типичного для экипажей таких проектов – это натолкнуло на мысль, что катер выполнял особые задания.

Еще один факт в пользу этой версии заключается в том, что ни у одного из погибших на корабле не было при себе ничего, что могло бы подтвердить их личности, – ни документов, ни наград. Однако долгая работа с архивами принесла плоды.

«В архиве ВМФ нам удалось найти списки безвозвратных потерь, благодаря которым нам удалось установить личности тех 11 останков, которые были обнаружены на нашем бронекатере. В процессе нашей работы мы разыскали двух дочерей краснофлотцев», - отметила директор военно-исторического музея «Наследие» Маргарита Миронова.

Галина Кузнецова ждала этого дня 75 лет – в 1942 году их семье пришла похоронка, и с тех пор они мечтали узнать, где погиб их отец. Когда позвонили из Волгограда, женщина даже не поверила. А увидев бронекатер, она не смогла сдержать эмоций.

«Батюшки, батюшки, папочка мой! Ой, какой большой, сколь ж они проделали работы, какие люди есть! Ну, не зря мой папа погиб», - сообщила она.

Поднятый со дна бронекатер превратят в современный мультимедийный экспонат и разместят на берегу Волги в стеклянном павильоне. С помощью звуковых и световых эффектов воспроизведут последние минуты его героического боя как живое напоминание того, что война никогда не должна повториться. Источник

Читайте также: