Признаки неисправности пневмоклапана ваз 2107

Обновлено: 02.07.2024

Признаки неисправности пневмоклапана ваз 2107

Разрежение из впускного коллектора через пневмоклапан подается к диафрагме экономайзера, благодаря чему игольчатый клапан экономайзера открывается

При отключении пневмоклапана полость экономайзера над диафрагмой сообщается с атмосферой – игольчатый клапан закрывается, прерывая подачу топливной смеси по каналу холостого хода в двигатель.

Блок управления 25.3761 отключает пневмоклапан при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1600 мин –1 и снова включает при падении оборотов до 1200 мин –1 .

Микропереключатель подает напряжение на пневмоклапан в обход блока управления, когда дроссельная заслонка открыта.

Схема системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ):

Схема системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ): 1 — электромагнитный пневмоклапан; 2 — впускной коллектор; 3 — игла экономайзера; 4 — корпус экономайзера; 5 — регулировочный винт количества смеси; 6 — микропереключатель; 7 — монтажный блок; 8 — выключатель зажигания; 9 — катушка зажигания; 10 — блок управления.

Вольтметр или контрольную лампу подсоединяем к проводам питания клапана

1. Вольтметр или контрольную лампу подсоединяем к проводам питания клапана.

Если при включении зажигания на них нет напряжения – проверяем блок управления (Проверка блока ЭПХХ ВАЗ-2107).

Для дальнейшей проверки клапана отсоединяем от него соединительные шланги

2. Для дальнейшей проверки клапана отсоединяем от него соединительные шланги.

Надеваем на штуцер «1» (центральный) подходящий резиновый шланг и ртом создаем разрежение в нем.

3. Надеваем на штуцер «1» (центральный) подходящий резиновый шланг и ртом создаем разрежение в нем. При этом штуцер «2» (боковой) закрываем пальцем. Клапан должен быть герметичен.

Включив зажигание, подаем на вывод клапана напряжение. Клапан штуцера «1» должен открыться, издав характерный щелчок, и снова закрыться при снятии напряжения.

ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления клапана

4. Неисправный электропневмоклапан заменяем. Для этого ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления клапана.

Шланг от экономайзера карбюратора подсоединяем к боковому штуцеру, а шланг от впускного коллектора – к центральному.

Принцип работы электропневмоклапана ваз 2107 видео

Автомобили Волжского автозавода седьмой модели комплектовались карбюраторами марки «Солекс». Одним из особенностей этого узла является наличие особого устройства – ЭПХХ для управления режимом холостого хода двигателя ВАЗ 2107. Для снижения потребления топлива у водителя установлен эконометр, схема прибора позволяет контролировать его расход во время движения.

Экономайзер принудительного холостого хода (далее по тексту экономайзер) обеспечивает поддержание частоты вращения коленчатого вала в пределах 840 -920 оборотов в минуту. Двигатель ВАЗ 2107 в таком режиме работает без нагрузки, а устройство регулирует подачу смеси в первичную камеру карбюратора. Данный прибор применялся до тех пор, пока на силовые агрегаты не начали устанавливать – инжектор, более совершенную систему питания.

Неисправности прибора и их проявления

От исправности ЭПХХ зависит стабильность работы двигателя, и выход из строя данного прибора приводит к таким неприятным последствиям:

  1. Нестабильная работа двигателя на холостом ходу: самопроизвольное увеличение или уменьшение частоты оборотов. В отдельных случаях силовой агрегат просто глохнет.
  2. Резкое увеличение расхода бензина в движении особенно в городском режиме.
  3. Неисправный экономайзер блок, которого установлен на карбюраторе, не позволяет правильно отрегулировать холостой ход.
  4. Эконометр не обеспечивает правильных показаний.

Штатная схема управления работой двигателя в этом режиме не допускает малейшего нарушения герметичности системы или ее засорения. Основными причинами отказа данного блока является трещины в мембране или засорение каналов твердыми отложениями, возникающими в результате использования некачественного топлива.

Устранение неисправностей блока

По завершении диагностических операций на двигателе ВАЗ 2107 следует исключить другие поломки, которые могут иметь схожие проявления. Эконометр работает за счет изменения давления в каналах карбюратора, повреждение его трубки может привести к подсосу воздуха. Современный инжектор электронная система управления позволяет исключить электропневматические устройства, обладающие меньшей надежностью.

Точное установление причины неисправности ЭПХХ возможно только в случае демонтажа блока и его полной разборки. Снимается экономайзер с карбюратора в следующем порядке:

  1. Ключом на «10» откручиваются 3 гайки, удерживающие крышку фильтра, и поднять вверх по шпилькам.
  2. Выкручиваются два винта с крестообразными головками, фиксирующие пневматический блок с мембраной и клапаном. Со штуцера устройства снимается управляющая трубка.
  3. Устройство вынимается из гнезда, и тщательно осматривается на предмет повреждений и наличия нагара на клапане или его посадочном гнезде.

Схема работы карбюратора на смену, которому пришел инжектор, предполагает реакцию на изменение давления в камере с уменьшением или увеличением подачи топлива. Экономайзер реализует эту обратную связь через гибкую мембраны, жестко соединенную со штоком и клапаном. Проверяя данный блок, особое внимание следует обратить на этот узел.


Автомобиль ВАЗ 2107 с бензиновым двигателем оснащен в основном карбюратором типа Озон, он управляет холостым ходом при помощи электропневмоклапана. Данный клапан перекрывает подачу топлива при выключении зажигания.

На автомобилях данной модели не устанавливались двигателя, в которых используется более современная 16 клапанная система ГРМ. Пневмоклапан, автомобиля с карбюратором, отличается высокой надежностью в сравнении с другими моделями. Данное устройство позволяет избежать калильного зажигания в цилиндрах после остановки двигателя, а также экономить топлива. Принцип действия электропневмоклапана заключается в том, что он перекрывает подачу топлива через канал холостого хода.
Такая конструкция намного проще, чем ранее используемые ЭППХ. После небольшого усовершенствования этот клапан стал применяться в системах питания двигателей, оснащенных 16 клапанным газораспределительным механизмом. На них они применялись вплоть до установки распределенного и моно впрыска.


Диагностика неисправностей холостого хода

В карбюраторе автомобиля ВАЗ 2107 пневмоклапан управляется с помощью электромагнита – соленоида. При подаче тока клапан открывается и через специальный канал смесь подается в цилиндры, что обеспечивает устойчивую работу двигателя на холостом ходу. Электропневмоклапан достаточно надежный, основные причины когда он может отказать:

  1. Нарушение цепи управления.
  2. Засорение топливовоздушного канала.
  3. Ослабла пружина, которая закрывает пневмоклапан после отключения зажигания.


Все эти неисправности можно диагностировать по внешним характерным признакам. Двигатель продолжает работать после выключения зажигания (калильное зажигание) это указывает на тот факт, что электропневмоклапан вышел из строя. Обычно это происходит если клапан не полностью закрывается. Этому могут быть разные причины, засорение в проходном отверстии, ослабшая пружина.

Восстановление устойчивого холостого хода

Восстановить устойчивый холостой ход не должно вызывать особой сложности. Порядок устранения неисправностей;

  1. При помощи ключа на «17» выкручивается пневмоклапан из карбюратора.
  2. Клапан разбирается, хорошо промывается керосином или чистым бензином и продувается сжатым воздухом.
  3. Вкручиваем на место и проверяем работоспособность.

Если все же причина неустойчивости холостого хода не устранена, нужно проверить управляющую цепь электропитания. В случае если цепь электропитания оборвана, то пневмоклапан карбюратора находится постоянно в закрытом положении. Это приводит к тому что двигатель не будет работать в режиме холостого хода. Устранение обрыва цепи питания позволит решить эту проблему без особых усилий.


Неисправности связанные с электропневмоклапаном это явление крайне редкое, но если все же это случилось его следует заменить.

Разрежение из впускного коллектора через пневмоклапан подается к диафрагме экономайзера, благодаря чему игольчатый клапан экономайзера открывается

При отключении пневмоклапана полость экономайзера над диафрагмой сообщается с атмосферой – игольчатый клапан закрывается, прерывая подачу топливной смеси по каналу холостого хода в двигатель.

Блок управления 25.3761 отключает пневмоклапан при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1600 мин –1 и снова включает при падении оборотов до 1200 мин –1 .

Микропереключатель подает напряжение на пневмоклапан в обход блока управления, когда дроссельная заслонка открыта.


Схема системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ): 1 — электромагнитный пневмоклапан; 2 — впускной коллектор; 3 — игла экономайзера; 4 — корпус экономайзера; 5 — регулировочный винт количества смеси; 6 — микропереключатель; 7 — монтажный блок; 8 — выключатель зажигания; 9 — катушка зажигания; 10 — блок управления.


1. Вольтметр или контрольную лампу подсоединяем к проводам питания клапана.

Если при включении зажигания на них нет напряжения – проверяем блок управления (Проверка блока ЭПХХ ВАЗ-2107).


2. Для дальнейшей проверки клапана отсоединяем от него соединительные шланги.


3. Надеваем на штуцер «1» (центральный) подходящий резиновый шланг и ртом создаем разрежение в нем. При этом штуцер «2» (боковой) закрываем пальцем. Клапан должен быть герметичен.

Включив зажигание, подаем на вывод клапана напряжение. Клапан штуцера «1» должен открыться, издав характерный щелчок, и снова закрыться при снятии напряжения.


4. Неисправный электропневмоклапан заменяем. Для этого ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления клапана.

Шланг от экономайзера карбюратора подсоединяем к боковому штуцеру, а шланг от впускного коллектора – к центральному.

Электропневмоклапан ВАЗ 2107: принцип действия, регулировка

Автомобиль ВАЗ 2107 с бензиновым двигателем оснащен в основном карбюратором типа Озон, он управляет холостым ходом при помощи электропневмоклапана. Данный клапан перекрывает подачу топлива при выключении зажигания.

На автомобилях данной модели не устанавливались двигателя, в которых используется более современная 16 клапанная система ГРМ. Пневмоклапан, автомобиля с карбюратором, отличается высокой надежностью в сравнении с другими моделями. Данное устройство позволяет избежать калильного зажигания в цилиндрах после остановки двигателя, а также экономить топлива. Принцип действия электропневмоклапана заключается в том, что он перекрывает подачу топлива через канал холостого хода.
Такая конструкция намного проще, чем ранее используемые ЭППХ. После небольшого усовершенствования этот клапан стал применяться в системах питания двигателей, оснащенных 16 клапанным газораспределительным механизмом. На них они применялись вплоть до установки распределенного и моно впрыска.

электропневмоклапан озон ваз 2107

Диагностика неисправностей холостого хода

В карбюраторе автомобиля ВАЗ 2107 пневмоклапан управляется с помощью электромагнита – соленоида. При подаче тока клапан открывается и через специальный канал смесь подается в цилиндры, что обеспечивает устойчивую работу двигателя на холостом ходу. Электропневмоклапан достаточно надежный, основные причины когда он может отказать:

  1. Нарушение цепи управления.
  2. Засорение топливовоздушного канала.
  3. Ослабла пружина, которая закрывает пневмоклапан после отключения зажигания.

Пневмоклапан-в-карбюраторе-Солекс-Азон

Все эти неисправности можно диагностировать по внешним характерным признакам. Двигатель продолжает работать после выключения зажигания (калильное зажигание) это указывает на тот факт, что электропневмоклапан вышел из строя. Обычно это происходит если клапан не полностью закрывается. Этому могут быть разные причины, засорение в проходном отверстии, ослабшая пружина.

Восстановление устойчивого холостого хода

Восстановить устойчивый холостой ход не должно вызывать особой сложности. Порядок устранения неисправностей;

  1. При помощи ключа на «17» выкручивается пневмоклапан из карбюратора.
  2. Клапан разбирается, хорошо промывается керосином или чистым бензином и продувается сжатым воздухом.
  3. Вкручиваем на место и проверяем работоспособность.

Если все же причина неустойчивости холостого хода не устранена, нужно проверить управляющую цепь электропитания. В случае если цепь электропитания оборвана, то пневмоклапан карбюратора находится постоянно в закрытом положении. Это приводит к тому что двигатель не будет работать в режиме холостого хода. Устранение обрыва цепи питания позволит решить эту проблему без особых усилий.

Пневмоклапан в карбюраторе Солекс Азон 2

Неисправности связанные с электропневмоклапаном это явление крайне редкое, но если все же это случилось его следует заменить.

Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора 2105, 2107 Озон

Проверка экономайзера

экономайзер ЭПХХ Озон

Экономайзер ЭПХХ Озон

1. При неисправности экономайзера в ряде случаев двигатель может или вовсе не работать на холостом ходу или работать неустойчиво, с перебоями.

Это может произойти из-за не герметичности диафрагмы экономайзера или трубки подводящей к нему разрежение.

Снимаем трубку подвода разрежения к пневмоклапану и в обход пневмоклапана соединяем штуцер на впускном коллекторе и штуцер экономайзера. Запускаем двигатель, если он работает устойчиво, то все нормально, если нет, то меняем экономайзер или негерметичную трубку подвода разрежения.

2. В некоторых случаях игла клапана зависает в открытом состоянии и это ведет к повышенному расходу топлива.

На работающем двигателе снимаем один из проводов с пневмоклапана, двигатель должен заглохнуть. Если не заглох, возможно зависла игла.

Необходимо разобрать корпус экономайзера, устранить заедание иглы
.
Для ремонта экономайзера крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления кронштейна микропереключателя и снимаем его. Далее вынимаем корпус экономайзера и при помощи той же отвертки разбираем его отвернув два винта.

Проверяем зависание иглы и диафрагму. Если диафрагма повреждена, меняем экономайзер.

Проверка микропереключателя (микровыключателя)

1. Дроссельные заслонки закрыты, воздушная заслонка полностью открыта, контакты микропереключателя разомкнуты.
Присоединяем мультиметр в режиме омметра к выводам микропереключателя. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Если этого не происходит, отрегулируйте положение микропереключателя, чтобы его контакты были разомкнуты и проведите тестирование еще раз. Если все без изменений замените микропереключатель.

2. Поверните рычаг привода дроссельных заслонок, контакты микропереключателя должны сомкнуться, а мультиметр показать сопротивление стремящееся к нулю. В противном случае он неисправен.

Проверка пневмоклапана

1. Выключаем зажигание. Через резиновую трубку, надетую на один из штуцеров пневмоклапана, ртом создаем разрежение (втягиваем воздух). Если пневмоклапан исправен, то воздух через него проходить не должен.

2. Включаем зажигание. Пневмоклапан должен открыться и в этом случае воздух через него должен проходить. Пробуем снимать и надевать штекер одного из проводов подходящих к пневмоклапану с любого из его выводов, должен слышаться щелчок от срабатывания пневмоклапана. Если этого не происходит, клапан меняем.

Проверка блока управления пневмоклапаном

1. Подключаем тахометр, если есть встроенный в панель, то сгодится и он.

2.Отключаем провода от микропереключателя карбюратора.

3. Подсоединяем вольтметр или мультиметр в режиме вольтметра. Один провод к массе, а другой к серому с красной полосой проводу в колодке блока управления.

4. Запускаем двигатель.

5. Напряжение на вольтметре должно быть как минимум 10 В, на холостом ходу. Пневмоклапан в этом случае будет открыт.

Если в результате регулировки выявляются отклонения в работе блока управления, то его меняем на исправный.

7. Уменьшаем обороты до 1200 об/мин, напряжение должно вырасти до 10 В. Пневмоклапан должен открыться.

Блок управления должен отключать пневмоклапан при частоте вращения коленчатого вала 1600 об/мин и включать обратно при частоте 1200 об/мин.

Если в результате проверки выявлены отклонения в работе блока управления, то меняем его на новый.

Примечания и дополнения

Блок управления электропневмоклапаном карбюратора ВАЗ 2107

↑ Схема системы управления электропневмоклапаном карбюратора

Схема системы управления электропневмоклапаном карбюратора

1 — микровыключатель в карбюраторе; 2 — пневмоклапан; 3 — монтажный блок; 4 — реле зажигания; 5 — выключатель зажигания; 6 — блок управления пневмоклапаном; 7 — катушка зажигания; А — к выводу "30" генератора; Б — порядок условной нумерации штекеров в блоке управления

Исправный блок управления 25.3761 должен отключать пневмоклапан 2 при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1600 мин-1 и снова включать, когда обороты упадут до 1200 мин-1.

Перед проверкой работоспособности блока необходимо убедиться в правильности подключения жгута проводов автомобиля к блоку управления (см. вид "Б" на разъем блока управления).

Работоспособность блока управления проверяется с помощью тахометра и вольтметра (с пределами измерения 0–15 В) в следующем порядке:

  • отсоедините провода от микровыключателя, установленного на карбюраторе;
  • подключите к блоку управления 1 вольтметр с помощью специального переходного разъема 2;
  • запустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра: после запуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а в момент отключения пневмоклапана — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 1,5 В;
  • после отключения пневмоклапана постепенно снижайте частоту вращения до включения пневмоклапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее, чем до 10 В.

↑ Схема проверки блока управления электропневмоклапаном

Схема проверки блока управления электропневмоклапаном

1 — блок управления; 2 — переходной разъем с вольтметром; А — жгут проводов автомобиля

Допускается проверять блок без вольтметра по характерному стуку клапана при отключении и включении.

↑ Проверка блока управления электромагнитным клапаном

Если двигатель имеет карбюратор 21053-1107010, то вместо блока управления 25.3761 пневмоклапаном устанавливается блок управления типа 501.3761 электромагнитным клапаном карбюратора.

Блок управления 501.3761 должен отключать клапан при частоте вращения коленчатого вала выше 1900 мин-1, и включать при 1700 мин-1. Адреса выводных клемм блока управления указаны в таблице.

↑ Проверка работоспособности блока управления

Работоспособность блока управления проверяется с помощью переходного разъема с вольтметром в следующем порядке:

  • отсоедините провод от концевого выключателя карбюратора и соедините наконечник этого провода с массой;
  • подключите к блоку управления вольтметр с помощью переходного разъема;
  • запустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра: после запуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а в момент отключения клапана — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 0,5 В;
  • после отключения клапана постепенно снижайте частоту вращения до включения клапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее, чем до 10 В;
  • установите частоту вращения коленчатого вала в пределах 2200–2300 мин-1, отсоедините от массы наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соедините его с массой. При отсоединении провода от массы клапан должен включаться, а при соединении с массой — отключаться.

Допускается проверять блок без вольтметра по характерному стуку клапана при отключении и включении.

Электропневмоклапан ваз 2107

Электропневмоклапан ваз 2107, его еще называют клапаном холостого хода, необходим для поддержания устойчивых оборотов двигателя на холостом ходу, то есть при низких оборотах. Подача воздуха осуществляется в обход дроссельной заслонки. За работу пневмоклапана отвечает его блок управления, который в зависимости от оборотов двигателя, открывает или закрывает клапан, путем снижения или повышения напряжения. Прежде чем осуществлять замену электропневмоклапана, необходимо проверить на работоспособность сам блок его управления, о том как это правильно сделать см. Блок управления электропневмоклапаном ваз 2107.

проверка и замена электропневмоклапана ваз 2107

Если блок управления исправен, то приступаем к проверке самого клапана, для проверки потребуется обычный шланг, по диаметру подходящия под диаметр штуцера клапана:

  1. Откройте капот и очистите от грязи поверхность электропневмоклапана.
  2. Отсоедините от клапана все трубки, подсоединяем к центральному штуцеру шланг и создаем в нем разряжение с помощью рта, высасывая с него воздух.
  3. Если клапан исправен, то создавая разряжение, он не будет пропускать воздух. Включив зажигание, клапан немного откроется и воздух начнет проходить. Так же если клапан исправен, то при отключение и подключение одного из проводов его питания, клапан должен срабатывать с характерным щелчком.

Проверив клапан и приняв решение об его замене, необходимо:

  1. Отсоединяем от клапана шланги, провода питания и торцовым ключом на восемь отворачиваем гайку его крепления к шпильке на кузове автомобиля.
  2. Снимите клапан.

На этом ремонтные работы по проверке и замене электропневмоклапана ваз 2107 завершены. Установку произведите в порядке обратном снятию. Оденьте шланги на штуцера, таким образом, чтобы на центральный штуцер шел шланг от впускного коллектора, а на дополнительный от экономайзера карбюратора.

Замена экономайзера ВАЗ 2107 своими руками

Классические автомобили ВАЗ с карбюраторным двигателем комплектовались устройством, которое называется экономайзер. Диагностировать неисправность и заменить это устройство своими руками довольно просто.

Назначение экономайзера ВАЗ 2107

Полное название экономайзера — экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Из названия ясно, что его основная функция — регулировка подачи топлива в камеры сгорания в режиме холостого хода.

Экономайзер ВАЗ 2107

Экономайзер позволяет довольно неплохо экономить топливо. Это особенно актуально при движении на длинных спусках, где водитель применяет торможение двигателем. В такие моменты ЭПХХ не позволяет топливу попасть в систему холостого хода. Это, в свою очередь, не только приводит к снижению расхода горючего, но и повышает безопасность движения. Дело в том, что автомобиль, движущийся под уклон на пониженной передаче и постоянно тормозящий двигателем, гораздо устойчивее на дороге по сравнению с автомобилем, свободно катящимся с горы на нейтральной скорости.

Расположение экономайзера ВАЗ 2107

Экономайзер ВАЗ 2107 находится в нижней части карбюратора рядом с воздушным фильтром.

Расположение экономайзера ВАЗ 2107

Поэтому перед демонтажем экономайзера придётся снять воздушный фильтр — других способов добраться до ЭПХХ не существует.

Принцип работы экономайзера

Экономайзер ВАЗ 2107 состоит из:

  • соленоида;
  • перекрывающего привода, выполненного из пластика и выполняющего функции обычного игольчатого клапана;
  • основного жиклёра холостого хода.

Если педаль акселератора не нажата, а коленвал вращается со скоростью ниже 2000 об/мин, ЭПХХ срабатывает и перекрывает подачу топливной смеси в канал холостого хода. Включение экономайзера происходит при подаче на него сигнала с управляющего блока автомобиля, связанного с микропереключателем в системе зажигания.

Схема работы экономайзера ВАЗ 2107

При нажатии на педаль газа и скорости вращения коленвала выше 2000 об/мин на ЭПХХ поступает другой сигнал, отключающий его, и подача топлива в канал холостого хода возобновляется.

Видео: работа экономайзера ВАЗ 2107

Признаки неисправности экономайзера ВАЗ 2107

Существует несколько типичных симптомов неисправности экономайзера ВАЗ 2107:

  1. Двигатель нестабильно работает на холостых оборотах. Диафрагма в карбюраторе утрачивает герметичность, и игольчатый клапан экономайзера начинает частично перекрывать подачу топлива.
  2. Двигатель заводится с трудом, даже если он ещё не успел остыть.
  3. Расход топлива увеличивается примерно на треть, а иногда и вдвое. Последнее происходит, если игольчатый клапан ЭПХХ полностью засоряется, зависает в открытом положении и перестаёт своевременно перекрывать подачу топлива.
  4. Увеличение расхода топлива сопровождается сильным снижением мощности двигателя.
  5. Около экономайзера режимов мощности появляются следы от брызг бензина.

Появление одного или нескольких из этих признаков свидетельствует о высокой вероятности неисправности экономайзера и необходимости его замены.

Замена экономайзера ВАЗ 2107

Для замены экономайзера ВАЗ 2107 потребуется:

  • новый экономайзер для ВАЗ 2107 производства ДААЗ;
  • комплект рожковых ключей;
  • комплект торцевых головок;
  • отвёртка плоская.

Последовательность работ

Работы по замене ЭПХХ ВАЗ 2107 выполняются в следующем порядке.

  1. Двигатель глушится и остывает в течение 15 минут.
  2. С аккумулятора снимается минусовая клемма
  3. Торцевой головкой на 10 откручиваются болты крепления корпуса воздушного фильтра. Корпус аккуратно снимается, открывая доступ к карбюратору.

Снятие корпуса воздушного фильтра ВАЗ 2107

Крепёж экономайзера ВАЗ 2107

Снятие крышки экономайзера ВАЗ 2107

Извлечение диафрагмы ВАЗ 2107

Датчик экономайзера ВАЗ 2107 и его назначение

Датчиком экономайзера автовладельцы обычно называют эконометр. На первые карбюраторные ВАЗ 2107 устанавливались эконометры типа 18.3806. Эти устройства позволяли водителю оценить примерный расход топлива в разных режимах работы двигателя — на пониженных оборотах, на высоких оборотах и на холостом ходу.

Расположение датчика экономайзера

Датчик экономайзера располагается на приборной панели над рулевой колонкой рядом со спидометром. Для его демонтажа достаточно снять закрывающую датчик пластиковую панель.

Расположение датчика экономайзера ВАЗ 2107

Принцип работы датчика экономайзера

Датчик экономайзера является механическим измерительным прибором. Он представляет собой простейший вакуумметр, контролирующий уровень разрежения внутри впускного патрубка двигателя, так как именно с этим патрубком связан расход бензина.

Устройство датчика экономайзера

Шкала датчика разбита на три сектора:

  1. Красный сектор. Заслонки карбюратора полностью открыты. Расход топлива — максимальный (до 14 л на 100 км).
  2. Жёлтый сектор. Заслонки карбюратора открыты примерно наполовину. Расход топлива — средний (9–10 л на 100 км).
  3. Зелёный сектор. Заслонки карбюратора почти полностью закрыты. Расход топлива — минимальный (6–8 л на 100 км).

Принцип работы датчика довольно прост. Если заслонки в карбюраторе почти закрыты, разрежение во впускном патрубке увеличивается, расход бензина понижается, и стрелка датчика уходит в зелёную зону. Если же двигатель работает на высоких оборотах, заслонки полностью открываются, разрежение в патрубке достигает минимума, расход бензина увеличивается, и стрелка датчика находится в красном секторе.

Признаки неисправности датчика экономайзера ВАЗ 2107

Выход из строя датчика экономайзера можно определить по двум признакам:

  • стрелка датчика ушла в красную зону и перестала двигаться;
  • стрелка датчика дошла до центра жёлтой зоны, остановилась и начала дёргаться, не реагируя на изменение скорости вращения коленвала.

Такое поведение стрелки обусловлено тем, зубцы на трибке датчика полностью износились или сломались. Датчик необходимо заменить. Ремонту он не подлежит, так как запчасти для него в свободной продаже отсутствуют.

Замена датчика экономайзера ВАЗ 2107

Для замены датчика экономайзера потребуется:

  • новый датчик типа 18.3806;
  • отвёртка с плоским лезвием.

Порядок замены датчика экономайзера

Панель, которая закрывает датчик, довольно хрупкая. Поэтому при её демонтаже не следует прилагать больших усилий. Замена датчика осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Панель над датчиком экономайзера держится на четырёх пластиковых защёлках. Жало отвёртки аккуратно просовывается в щель над датчиком. Используя отвёртку как рычаг, панель аккуратно выдвигается на себя до тихого щелчка, означающего, что защёлка вышла из зацепления.
  2. Аналогичным образом отстёгиваются другие защёлки. Открывается доступ к датчику.

Снятая панель датчика экономайзера

Снятый датчик экономайзера

Таким образом, заменить экономайзер принудительного холостого хода ВАЗ 2107 сможет даже неискушённый автолюбитель. Для этого необходимо лишь тщательно следовать рекомендациям специалистов.

Электропневмоклапан ВАЗ 2107: принцип действия, регулировка

Автомобиль ВАЗ 2107 с бензиновым двигателем оснащен в основном карбюратором типа Озон, он управляет холостым ходом при помощи электропневмоклапана. Данный клапан перекрывает подачу топлива при выключении зажигания.

На автомобилях данной модели не устанавливались двигателя, в которых используется более современная 16 клапанная система ГРМ. Пневмоклапан, автомобиля с карбюратором, отличается высокой надежностью в сравнении с другими моделями. Данное устройство позволяет избежать калильного зажигания в цилиндрах после остановки двигателя, а также экономить топлива. Принцип действия электропневмоклапана заключается в том, что он перекрывает подачу топлива через канал холостого хода. Такая конструкция намного проще, чем ранее используемые ЭППХ. После небольшого усовершенствования этот клапан стал применяться в системах питания двигателей, оснащенных 16 клапанным газораспределительным механизмом. На них они применялись вплоть до установки распределенного и моно впрыска.

электропневмоклапан озон ваз 2107

Когда необходим ремонт карбюратора ВАЗ 2107

Карбюратор ВАЗ 2107 имеет довольно сложное устройство, поэтому точная диагностика его неисправностей по силам лишь опытным автовладельцам. Однако если внимательно прислушаться к своей машине, даже начинающий водитель сможет понять, что проблемы связаны именно с карбюратором. Внешние проявления этих проблем следующие:

  • автомобиль теряет динамику при разгоне;
  • при нажатии на педаль акселератора двигатель начинает работать с провалами;
  • наблюдаются рывки при движении на одной скорости;
  • машина без видимых причин начинается раскачиваться;
  • из глушителя появляются чёрные выхлопы.



Воспламенение карбюратора представляет большую опасность для водителя ВАЗ 2107

Для карбюраторов всех моделей ВАЗ характерны следующие неисправности:

  • износ прокладок из резины и паронита;
  • окончание срока службы клапана;
  • деформация фланца;
  • трещины на мембранах;
  • западание или износ иголки клапана.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМОКЛАПАНОМ КАРБЮРАТОРА

Проверка работоспособности блока управления 25.3761


Исправный блок управления 25.3761 должен отключать пневмоклапан 2 () при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1600 мин-1 и снова включать, когда обороты упадут до 1200 мин-1.

Перед проверкой работоспособности блока необходимо убедиться в правильности подключения жгута проводов автомобиля к блоку управления (см. вид «Б» на разъем блока управления).

Работоспособность блока управления проверяется с помощью тахометра и вольтметра (с пределами измерения 0–15 В) в следующем порядке:

— отсоедините провода от микровыключателя, установленного на карбюраторе;


2 — переходной разъем с вольтметром; А — жгут проводов автомобиля

— подключите к блоку управления 1 () вольтметр с помощью специального переходного разъема 2;

— запустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра: после запуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а в момент отключения пневмоклапана — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 1,5 В;

— после отключения пневмоклапана постепенно снижайте частоту вращения до включения пневмоклапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее, чем до 10 В.

Допускается проверять блок без вольтметра по характерному стуку клапана при отключении и включении.

Проверка блока управления электромагнитным клапаном

Если двигатель имеет карбюратор 21053-1107010, то вместо блока управления 25.3761 пневмоклапаном устанавливается блок управления типа 501.3761 электромагнитным клапаном карбюратора.

Блок управления 501.3761 должен отключать клапан при частоте вращения коленчатого вала выше 1900 мин-1, и включать при 1700 мин-1. Адреса выводных клемм блока управления указаны в таблице 8–9.

Работоспособность блока управления проверяется с помощью переходного разъема с вольтметром в следующем порядке:

— отсоедините провод от концевого выключателя карбюратора и соедините наконечник этого провода с массой;

— подключите к блоку управления вольтметр с помощью переходного разъема;

— запустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра: после запуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а в момент отключения клапана — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 0,5 В;

— после отключения клапана постепенно снижайте частоту вращения до включения клапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее, чем до 10 В;

— установите частоту вращения коленчатого вала в пределах 2200–2300 мин-1, отсоедините от массы наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соедините его с массой. При отсоединении провода от массы клапан должен включаться, а при соединении с массой — отключаться.

Допускается проверять блок без вольтметра по характерному стуку клапана при отключении и включении.

Устройство карбюратора ВАЗ 2107

С момента выпуска первого ВАЗ 2107 и до настоящего времени устройство карбюратора не менялось. До сих пор автомобили оснащаются двухкамерными карбюраторами — в корпусе двигателя есть две камеры, где происходит сгорание горючей смеси.

Карбюратор состоит из:

  • верхней крышки;
  • корпуса;
  • нижней части.

Внутри каждой из этих частей находятся более мелкие детали, которые и образуют непрерывность подачи топлива и его сгорания.



Металлический литой корпус карбюратора содержит множество мелких деталей

Верхняя крышка находится вверху карбюратора и защищает двигатель от попадания грязи и пыли с улицы. В корпусе (средней части карбюратора) расположены основные элементы устройства — две камеры внутреннего сгорания и диффузоры. И, наконец, в нижней части, часто называемой основанием карбюратора, находятся заслонки дросселя и поплавковая камера.



Карбюратор ВАЗ 2107 состоит из множества мелких элементов

Рядовому владельцу ВАЗ 2107 нет необходимости запоминать точное устройство карбюратора. Достаточно лишь знать назначение и расположение основных его элементов:

  1. Поплавковая камера. Предназначена для аккумуляции бензина в количестве, необходимом для работы двигателя.
  2. Поплавок. Расположен в поплавковой камере для регулировки количества поступаемого топлива.
  3. Игольчатый клапанный механизм. Предназначен для начала поступления или прекращения подачи в камеру топлива по мере необходимости.
  4. Дроссельная и воздушная заслонки. Регулируют состав топливно-воздушной смеси.
  5. Каналы и жиклёры. Предназначены для подачи и регулировки состава поступающей в камеру внутреннего сгорания топливно-воздушной смечи.
  6. Распылитель. Создает топливно-воздушную смесь нужной концентрации.
  7. Диффузоры. Предназначены для нагнетания в карбюратор воздуха.
  8. Ускорительный насос. Оптимизирует работу всех систем карбюратора.

Кроме этого, карбюратор имеет ряд дополнительных функций:

  • поддерживает определённый уровень горючего;
  • облегчает запуск и прогрев двигателя в холодное время года;
  • обеспечивает работу двигателя на холостом ходу.



Основная функция карбюратора — создание и подача в двигатель топливно-воздушной смеси в определённом коичестве

↑ Проверка работоспособности блока управления

Работоспособность блока управления проверяется с помощью переходного разъема с вольтметром в следующем порядке:

  • отсоедините провод от концевого выключателя карбюратора и соедините наконечник этого провода с массой;
  • подключите к блоку управления вольтметр с помощью переходного разъема;
  • запустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, следите за показаниями вольтметра: после запуска двигателя вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а в момент отключения клапана — скачкообразное снижение напряжения до величины не более 0,5 В;
  • после отключения клапана постепенно снижайте частоту вращения до включения клапана: вольтметр должен показать при этом скачкообразное увеличение напряжения не менее, чем до 10 В;
  • установите частоту вращения коленчатого вала в пределах 2200–2300 мин-1, отсоедините от массы наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соедините его с массой. При отсоединении провода от массы клапан должен включаться, а при соединении с массой — отключаться.

Допускается проверять блок без вольтметра по характерному стуку клапана при отключении и включении.

КлеммаАдрес
1К клемме «К» катушки зажигания
2Масса
3
4+12 В от предохранителя «10»
5Концевой выключатель карбюратора
6Электромагнитный клапан карбюратора
7

Электропневмоклапан

Клапан холостого хода (или экономайзер) предназначен для стабилизации работы двигателя на малых оборотах. Устойчивость холостого хода обеспечивается входящим в состав экономайзера электропневмоклапаном.

Сам электропневмоклапан работает через блок управления. В зависимости от количества оборотов двигателя блок подаёт сигнал к открытию или закрытию клапана. Клапан, в свою очередь, повышает или понижает давление топлива в системе, что и обеспечивает устойчивость холостого хода. Кроме этого, такая схемы работа позволяет существенно снизить расход топлива.



электропневмоклапан предназначен для стабилизации работы двигателя на малых оборотах

Проверка и замена электропневмоклапана

Для проверки электропневмоклапана потребуется простой шланг, подходящий по диаметру к штуцеру самого клапана. Для быстроты снятия шлангов рекомендуется использовать отвёртки. Для проверки клапана необходимо:

  1. Убедиться, что мотор остыл.
  2. Открыть капот машины.
  3. Очистить поверхность электропневмоклапана от пыли и грязи.
  4. Снять с клапана все подводящие магистрали.
  5. Подсоединить шланг к штуцеру в центре клапана.
  6. С помощью насоса создать в шланге разряжение воздуха (это можно сделать и без насоса, всасывая ртом воздух из шланга, но будьте осторожны).
  7. Включить зажигание и убедиться в том, что клапан работает с характерными щелчками при открытии и закрытии. В рабочем состоянии клапан не должен пропускать воздух. Если же он неисправен, то даже при выключенном зажигании через него начнёт сразу проходить воздух.
Видео: проверка электропневмоклапана

Обычно ремонт электропневмоклапана ВАЗ 2107 нецелесообразен. Потратив много времени на замену мелких деталей (в частности, иглы), автовладелец не сможет получить гарантию устойчивости холостого хода. Поэтому чаще всего неисправный клапан меняют на новый. Порядок замены довольно прост. Для этого нужно выполнить следующие действия.

  1. Снять с клапана все подводящие шланги.
  2. Отсоединить провод питания.
  3. Торцевым ключом на 8 отвернуть гайку крепления клапана к шпильке на кузове.
  4. Вытащить электропневмоклапан.
  5. Очистить посадочное место от грязи и пыли.
  6. Установить новый клапан.
  7. Подсоединить все шланги и провода.



Замена электропневмоклапана проста — из гнезда выкручивается старый клапан, а на его место вставляется новый

Важно не перепутать места подключения магистралей: на центральный штуцер надевается шланг от коллектора на впуск, а на дополнительный — от экономайзера.

Таким образом, самостоятельный ремонт карбюратора ВАЗ 2107 обычно не представляет большой сложности. Однако при капитальном ремонте старого автомобиля целесообразнее обратиться к специалистам.

Восстановление устойчивого холостого хода

Восстановить устойчивый холостой ход не должно вызывать особой сложности. Порядок устранения неисправностей;

  1. При помощи ключа на «17» выкручивается пневмоклапан из карбюратора.
  2. Клапан разбирается, хорошо промывается керосином или чистым бензином и продувается сжатым воздухом.
  3. Вкручиваем на место и проверяем работоспособность.

Если все же причина неустойчивости холостого хода не устранена, нужно проверить управляющую цепь электропитания. В случае если цепь электропитания оборвана, то пневмоклапан карбюратора находится постоянно в закрытом положении. Это приводит к тому что двигатель не будет работать в режиме холостого хода. Устранение обрыва цепи питания позволит решить эту проблему без особых усилий.

Пневмоклапан в карбюраторе Солекс Азон 2

Неисправности связанные с электропневмоклапаном это явление крайне редкое, но если все же это случилось его следует заменить.

Читайте также: