Регенерация сажевого фильтра ауди q7

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Регенерация сажевого фильтра

Принудительная регенерация сажевого фильтра.
Сначала немного теории из Пособия по программе самообразования VAG.

Снижение выброса сажевых частиц является сегодня одной из сложнейших задач в области очистки отработавших газов (ОГ) дизелей. Помимо мероприятий, направленных на снижение образования сажи при сгорании топлива непосредственно в двигателе, особое внимание уделяется фильтрации газов на выпуске из него.
Одним из эффективных способов очистки газов от сажевых частиц является их задержание посредством специальных фильтров. Наибольшее распространение нашли системы, состоящие из нейтрализатора окислительного типа и сажевого фильтра. Концерном Volkswagen разработан сажевый фильтр с каталитическим покрытием, который в одном корпусе объединяет фильтр с нейтрализатором. Помимо этого он позволяет практически непрерывно выжигать задержанную сажу без введения специальных добавок в топливо. Последнее свойство достигнуто как применением особой конструкции фильтра, так и в результате его максимального приближения к двигателю.

Машины, пригнанные из Германии, оборудованы сажевым фильтром. на машинах, выпущенных в РФ, сажевого фильтра нет.

Запуск принудительной регенерации сажевого фильтра:

1) Прогретый до рабочей температуры автомобиль

2) Положение селектора АКПП — паркинг (P)

3) Фильтр должен быть забит не боле чем на 68% (канал 104 в измерениях Двигателя)

4) Капот должен быть закрыт, а ошибки из блока двигателя удалены

Регенерация фильтра может занять до 40 минут времени (в среднем 20 минут. Во время регенерации температура под автомобилем сильно повышается, так что держать подальше легковоспламеняющиеся предметы.

Итак, заходим в Блок двигателя 01, далее выбираем Кодирование II, далее вводим в поле 10016 и нажимаем выполнить. Обороты двигателя поднимаются до примерно 1500 об/мин. В каналах 100, 102 и 104 можно посмотреть процесс:

Группа 100 окно 1: Обороты двигателя

Группа 100 окно 3: Таймер регенерации

Группа 100 окно 4: Распознавание отмены регенерации (0 — не отменено/1 — отменено)

Принудительная регенерация сажевого фильтра

Хочу рассказать как я боролся с ошибкой, связанной с забитостью сажевого фильтра.
Началось все с того, что машина перестала ехать, а в итоге и заводиться. За последний месяц поменял насос в баке, почистил тнвд, а на днях заменил еще две форсунки. Как результат плохо запуска, отсутствия тяги, естественно это забивание сажей фильтра, короткие поездки и недостаточная температура выхлопа сделали свое дело.
Вообщем висит ошибка

009263 — Diesel Particulate Filter (Bank 1)
P242F — 001 — Restricted/Clogged — MIL ON

После удаления, снова появляется практически сразу.
Ну первым делом, я сказал: "ок, гугл", инфы много, и на первый взгляд все просто, но не тут то было.
Для начала проверяем на сколько забит фильтр.
Заходим в блок двигателя, измеряемые группы, смотрим показания в 104 группе

здесь мы видим:
в третьем окне уровень сажи в граммах
в четвертом пробег с последней удачной регенерации.
Чтобы без каких либо проблем запустить регенерацию, уровень сажи не должен превышать 68 грамм, иначе она не запустится. Совет для тех у кого показания превышены, дочитайте до конца :)
Тем у кого уровень меньше 68 вот краткая инструкция:

Обязательные требования:

— Зажигание включено
— Двигатель работает на холостом ходу
— Температура масла выше 70 градусов (смотреть в Измерениях, канал 007, окно 2)
— Фильтр забит менее, чем на 68 грамм — это ОЧЕНЬ важно, если больше — фильтр нужно менять, иначе возможно возгорание при регенерации (забитость смотрим в канале 104, окно 3)
— Капот закрыт
— Авто на стояночном тормозе
— Положение селектора АКПП — Паркинг (МКПП — Нейтраль)
— Температура выхлопной системы может достигать 300 градусов!
— Ошибок в контроллере двигателя нет
— Включены потребители энергии: фары, подогрев сидений, обогревы зеркал-стекол, климат-контроль
Регенерация может занимать до 40 минут, в процессе обороты двигателя будут подняты до 1500 об/мин

Запуск процесса регенерации:

[01 — Двигатель]
[Кодирование II — 11]
— Ввести 10016 и нажать Запуск — этим будет запущен процесс регенерации
Дальше следим за процессом:
[Измерения]
Группа 100 окно 1: Обороты двигателя
Группа 100 окно 3: Таймер регенерации
Группа 100 окно 4: Распознавание отмены регенерации (0 — не отменено/1 — отменено)
Группа 101 окно 4: Состояние регенерации (001 — разогрев, 010 — Регенерация, 100 — Остывание)
Группа 102 окно 1: Температура перед катализатором
Группа 102 окно 2: Температура перед сажевым фильтром

Как видно на скрине, у меня этот уровень превышен и составляет 89,5 грамм, сегодня даже мелькало и 107.
Было предпринято много попыток запуска принудительной регенерации, но все безуспешно, дальше подготовки дело не дошло. И я уже опустил руки и записался в сервис выбивать этот фильтр и прошивать мозги за 20000 под ключ. Но наш коллега с драйва AndKny , поддержал меня, и можно сказать даже убедил, не опускать руки, что все возможно, за что ему огромное спасибо! К слову сказать я использовал и его подобный отчет.
Вообщем прокатился пару раз по 150 км на третьей передаче, 3000 оборотов, в надежде хоть как то уменьшить уровень сажи. Не тратьте время и соляру зря!
Идем дальше, я не смог запустить регенерацию с первого раза, расшифровка проблем ниже:

Из скрина мы видим, что запуск не удался из за превышения показания. Что я сделал дальше…
При запуске двигателя уровень сажи начинает поднимать с 0, на 44 загорается индикация о необходимости прожига и загорается спираль, пропадает тяга, а уровень сажи продолжает расти. Погазовав на месте, я получил остановку роста показания на 83, точнее после 70 у меня замедлялась скорость роста этого показателя. И вот, когда показатель стал более менее стабилен, я решил попробовать поднять температура ОГ перед сажевым фильтром, при регенерации она поднимается выше 500 градусов.
Данный показатель смотрим в 102 группе, во втором окне

При не удачном запуске, температура не поднимается выше 250 градусов.
Вообщем, включив все приборы, как это советует при принудительной регенерации, я нажал педаль газа, установил 3700 оборотов и начал смотреть как поднимается температура перед сажевым, и когда она дошла до 350-370 градусов (выше не поднялась, важно держать ее в этом пределе), произошло чудо, сажа начала уменьшаться по 0,5 грамма. Но так как надо держать обороты и долго сидеть неподвижно еще и при включенном подогреве сиденья, я решил придумать какой нибудь заменитель моей ступни из под ручных средств

так я ждал минут 50, пока уровень сажи не упал до 61, я перестраховался.
Заглушил машину, завожу, захожу в блок двигателя, кодирование II — 11

обороты поднимаются до 1500, начинается подготовка к запуску регенерации. Уровень сажи начинает расти с 0.
Дойдя где то до 53, запустилась регенерация, то есть в 101 группе в 4 окне я увидел 010, а в 102 группе во втором окне резко начала повышаться температура перевалив за 500 градусов. Ну и уровень сажи начал падать

Радости не было предела.
По окончанию регенерации я увидел долгожданный 0 в 104 группе. Ошибка ушла

А это значит, что вырез сажевого пока откладывается.
Уф, отлегло! Надеюсь данная запись окажется полезной, и поможет Вам сэкономить деньги.

Сажевик - частая регенерация

Всем добрый день
Имеем AUDI Q7 2010 3.0 TDI CASA 266000 км.
Ничего не предвещало беды — ехал как бац – загореласть иконка DPF.
Через 5-10 км погасла. Так было 2-3 раза.

Потом уже когда с лэптопом ехал заметил что в группе 104 в окне 3 сажа растет с 15 до 26 гр и тогда вылазеет на БК значок регенерации сажевого и происходит прожиг до 20-23 грамм, потом лампрочка гаснет но регенерация продолжается (темп в 102 группе окно 2 около 600 гр).

Настораживают 2 вещи:
104 группа окно 2 (расчетная масса сажи) всегда 0:

Года 2 назад тоже проверял и всегда было какое то число (14, 22, у многих тут на форуме другие числа).


И второе:
102 группа 4 окно — разность давления тоже всегда 0:

Возможно это датчик G450 (Exhaust Pressure Sensor) ?
У него два шланга — один идет к сажевику а второй (более тонкий) просто в воздухе болтается - так должно быть ?
Был не большой механический удар по сажевику (осталась просто царапина) — это как то влияет ?
Так же машина проехала брод с глубиной около 50 см примерно в течении минуты.
Возможно это как то влияет на частые регенерации ?

По DPF есть 2 ошибки:

P2002
P242F — дословно ограничение фильтра — скопление золы

Как я понял если слишком часто начнёт выпадать значок аварийной регенерации на панель БК — это повод задуматься об удалении сажевого. Ибо он уже забит ЗОЛОЙ. Когда сажевый не забит золой — регенерация проходит в штатном режиме и мы её даже не замечаем.
Как я понял если фильтр забит:

Cажей (чернота) — регенерация.
Золой (оранжево кирпичная субстанция) — только замена.

А посмотреть можно только разобрав или эндоскоп.

Пока заказал датчик G450.

Какие мысли ребята ?
Пока курю форумы…

Просто вопрос почему машина думает что сажи должно быть 0 а по факту ее 15.
Может датчик G450 неправельно измерил 15 ?
Каким образом измеряется величина сажи ?
Не эта ли причина по которой комп думает что надо всегда включать регенерацию ?

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

забит сажевый фильтр на дизеле симптомы

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения

признаки забитого сажевого фильтра дизеля


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

забит сажевый фильтр на дизеле Peugeot и симптомы

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

признаки забитого сажевого фильтра автомобильного дизеля

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.

прожиг засорившегося сажевого фильтра на дизеле


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

сажевый фильтр на дизеле прожиг

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).

7+
6+

Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.

Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля

На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:

  1. DPF
  2. FAP

FAP и DPF сажевые фильтры

Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).

Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.

Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.

Для чего требуется и как работает сажевый фильтр

Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».

Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.

Способы регенерации сажевого фильтра дизельной машины

В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:

  1. Полная замена сажевого фильтра. Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
  2. Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
  3. Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
  4. Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.

По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.

Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.

Виды регенерации сажевого фильтра

Запуск регенерации сажевого фильтра

Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:

  1. Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
  2. Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).

Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.

Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.

Как запустить регенерацию сажевого фильтра

Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):

  1. Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
  2. Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.

Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра.

Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.

Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:

  1. Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
  2. В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.

Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.

В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).

Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.

Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.

Жидкости для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:

Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.

Регенерация сажевого фильтра ауди q7

Всем доброго дня!
В общем проблема такова - еду я вчера все хорошо, вдруг на панели приборов начала мигать спиралька, остановился-заглушил, завожу а на приборке также мигает спираль и еще чек добавился, он постоянно горит, и на экране надпись engine fault Workshop!
машина не едит, макс 70 набирает! доехал до дома сразу прочитал ошибки, вот они:

009263 - Diesel Particulate Filter (Bank 1): Restricted/Clogged
P242F - 001 - верхнее предельное значение превышено
008194 - Сажевый фильтр 1 ряда цилиндров: сбой в работе
P2002 - 008 - недостоверный сигнал

все ночь читал про принудительную регенерацию сажевого фильтра, утром пошел мучиться вызывать у нее рвотный рефлекс, так сказать, но ничего у меня так и не вышло(захожу в двигатель, далее вход 11, далее ввожу10016 или 21259 и тут выскакивает ошибка, мол не удается подключится попробуйте через пару минут. )
ну короче всю голову уже себе сломал, может у меня шнурок какой не такой.
клубни помогите, не оставте в трудную минуту может кто-нибудь начнет мне эту регенерацию
ах да V6 TDI(CAS) 2008г.в.

Это НАДО писать в регистрации на форуме (исправь - будет легче)
В мануале написано: прожигать в режиме "D" на скорости 80-100 км\ч, 15-20 мин, и на 5 (!) передаче в режиме работы АКПП (т.е. не давать коробке переключаться на 6-ю передачу, а ехать на 5-ой)
У меня нет сажевого, но иногда на МКАДе ставлю режим "Спорт" и 100 км\ч катаюсь
Думаю, что вполне можно на СПОРТ-режиме прожечь. Там на 6-ю передачу переключается только при 120 км\ч (у меня)

Добавлено через 1 минуту 45 секунд
Кстати, когда "автоматом" машина сама себя прожигает, то глушить авто НЕЛЬЗЯ!
Надо чтобы "процесс" прошёл ПОЛНОСТЬЮ
Как-то так.

Кароче только приехал, отьездил по пустой дороге км80 ездил на спорте на 6 переключаться не давал обороты в районе 2000-2300 на скорости 90-100 и не 15-20 мин, а около часа вышло!! результат нулевой((( ездил с компом, наблюдал за темп.перед фильтром, максимум поднялась до 328*С и потом резко до 240. на сколько я понял прожиг когда происходит темп. должна быть под 600-700*С
да и вобще я думаю что этот прожиг автоматически происходил и чек со спиралькой не горели, эх чувствую что, что-то серьезное меня ждет((

Добавлено через 9 минут 11 секунд
Комрады, может все таки есть у кого какая инфа как как заставить этот фильтр регенерировать??только через комп, как-то это можно же сделать? просто покататься не получается((

Добавлено через 2 минуты 6 секунд
нашел инфу на дружеском сайте:
Привет всем! Q7 2008г. с Германии ЕВРО4 с сажевым фильтром. Проехал по России 10000км и сразу же проблема- появился значок на дисплеи с сажевым фильтром. Съездил на диагностику оказалось обрыв датчика перед сажевым фильтром, регенерация не произошла и стал засоряться сажевый фильтр. Пока ждал сам датчик (поставка более 2-х недель), двигатель вошел в аварийный режим, обороты не более 2000, коробка передач не дает разгонять выше. Пришел датчик, поставили. Ошибка 009263 и 008194 - Сажевый фильтр переполнен не скидывается. Подумал, что все таки еще с сажевым фильтром что то не так, по диагностики показывало разницу на входе в сажевый "0" бар и выходе из сажевого "-6-13" бар при холостых оборотах. Сняли сажевый, вскрыли, прожгли газовой горелкой, продули воздухом. Поставили на место, обнулили ошибки, а они опять вылезли и не стираются , двигатель все в аварийной режиме. Показания с давлением перед сажевым "0" и после "3-6" уменьшилось не намного. Стал читать в форумах, нашел у вас информацию. Спасибо друзья вам за подсказку с каналами 81-83, вместо нуля вбил 0001 , потом "TEST" потом "SAVE" . Выключил зажигание. 5 сек. Включил. Провел диагностику, Показания в каналах изменилось с "0" на "1". Ошибка пропала. Двигатель вышел с Аварии. Включилась регенерация, в течении 30 минут все отожглось, температура перед сажевым доходила до 580 градусов. После регенерации информация в каналах 81-83 стала опять "0". Сейчас все в норме. Обидно, что ездил в Рязань в сервис AUDI, они пол дня пытались разобраться почему она не входит в регенерацию. В итоге заявили мне, что мы не можем разогнать ее по трассе до 2500 об, чтобы включилась принудительная регенерация, т.к.в сервисе у них это не получилось. Сказали, что наверно забит сажевый фильтр, что двигатель задыхается. А вывести ее из аварийного режима мозгов не хватило. Вот такие у нас официалы бывают. Хорошо, что не повелся на замену, а то 80000 + 4500 замена,выкинул бы в мусор. Все приходится делать самому.


интересует именно вот эта цитата:
Спасибо друзья вам за подсказку с каналами 81-83, вместо нуля вбил 0001 , потом "TEST" потом "SAVE" . Выключил зажигание. 5 сек. Включил. Провел диагностику, Показания в каналах изменилось с "0" на "1". Ошибка пропала. Двигатель вышел с Аварии. Включилась регенерация, в течении 30 минут все отожглось, температура перед сажевым доходила до 580 градусов. После регенерации информация в каналах 81-83 стала опять "0".

Как он это сделал??какие каналы81,82,83?? куда вбивал 0001??
куда он вобще нажимал, что делал.

здесь где то тема была, про комплектацию по вину. поищи поиском. там тебе более подробнее ответят.

Кароче только приехал, отьездил по пустой дороге км80 ездил на спорте на 6 переключаться не давал обороты в районе 2000-2300 на скорости 90-100 и не 15-20 мин, а около часа вышло!! результат нулевой((( ездил с компом, наблюдал за темп.перед фильтром, максимум поднялась до 328*С и потом резко до 240. на сколько я понял прожиг когда происходит темп. должна быть под 600-700*С
да и вобще я думаю что этот прожиг автоматически происходил и чек со спиралькой не горели, эх чувствую что, что-то серьезное меня ждет((

Добавлено через 9 минут 11 секунд
Комрады, может все таки есть у кого какая инфа как как заставить этот фильтр регенерировать??только через комп, как-то это можно же сделать? просто покататься не получается((

Добавлено через 2 минуты 6 секунд
нашел инфу на дружеском сайте:
Привет всем! Q7 2008г. с Германии ЕВРО4 с сажевым фильтром. Проехал по России 10000км и сразу же проблема- появился значок на дисплеи с сажевым фильтром. Съездил на диагностику оказалось обрыв датчика перед сажевым фильтром, регенерация не произошла и стал засоряться сажевый фильтр. Пока ждал сам датчик (поставка более 2-х недель), двигатель вошел в аварийный режим, обороты не более 2000, коробка передач не дает разгонять выше. Пришел датчик, поставили. Ошибка 009263 и 008194 - Сажевый фильтр переполнен не скидывается. Подумал, что все таки еще с сажевым фильтром что то не так, по диагностики показывало разницу на входе в сажевый "0" бар и выходе из сажевого "-6-13" бар при холостых оборотах. Сняли сажевый, вскрыли, прожгли газовой горелкой, продули воздухом. Поставили на место, обнулили ошибки, а они опять вылезли и не стираются , двигатель все в аварийной режиме. Показания с давлением перед сажевым "0" и после "3-6" уменьшилось не намного. Стал читать в форумах, нашел у вас информацию. Спасибо друзья вам за подсказку с каналами 81-83, вместо нуля вбил 0001 , потом "TEST" потом "SAVE" . Выключил зажигание. 5 сек. Включил. Провел диагностику, Показания в каналах изменилось с "0" на "1". Ошибка пропала. Двигатель вышел с Аварии. Включилась регенерация, в течении 30 минут все отожглось, температура перед сажевым доходила до 580 градусов. После регенерации информация в каналах 81-83 стала опять "0". Сейчас все в норме. Обидно, что ездил в Рязань в сервис AUDI, они пол дня пытались разобраться почему она не входит в регенерацию. В итоге заявили мне, что мы не можем разогнать ее по трассе до 2500 об, чтобы включилась принудительная регенерация, т.к.в сервисе у них это не получилось. Сказали, что наверно забит сажевый фильтр, что двигатель задыхается. А вывести ее из аварийного режима мозгов не хватило. Вот такие у нас официалы бывают. Хорошо, что не повелся на замену, а то 80000 + 4500 замена,выкинул бы в мусор. Все приходится делать самому.


интересует именно вот эта цитата:
Спасибо друзья вам за подсказку с каналами 81-83, вместо нуля вбил 0001 , потом "TEST" потом "SAVE" . Выключил зажигание. 5 сек. Включил. Провел диагностику, Показания в каналах изменилось с "0" на "1". Ошибка пропала. Двигатель вышел с Аварии. Включилась регенерация, в течении 30 минут все отожглось, температура перед сажевым доходила до 580 градусов. После регенерации информация в каналах 81-83 стала опять "0".

Как он это сделал??какие каналы81,82,83?? куда вбивал 0001??
куда он вобще нажимал, что делал.

А на дружеском сайте как раз про эти 81 82 83 ничего не пишут ?! "Стал читать в форумах, нашел у вас информацию." - эта фраза как по мне говорит что инфа должна лежать !

Вот решил про сажевый фильтр написать

Решил опытом поделиться и написать по поводу сажевого фильтра в дизельных двигателях VW. Комментарии и исправления велком. Вся информация почерпнута из SSP и личного опыта.
Итак, что такое сажевый фильтр и какой геморрой он может принести владельцу.
Cажевый фильтр является неотъемлемой частью ЕВРО-4 и предназначен для снижения выброса сажи при сжигании дизельного топлива в двигателе. Может быть установлен как на двигатели с насос-форсунками, так и CR. Представляет собой банку в выпускной системе двигателя и содержит керамические трубки, с нанесенными на них катализатором химического процесса (обычно платина). Катализатор позволяет снизить температуру химической реакции, в данном случае - сжигания частичек сажи. Керамические трубки попеременно заглушены на входе и выходе фильтра. Пористая структура трубок позволяет практически беспрепятственно проходить выхлопным газам, при этом частицы сажи задерживаются на стенках. Сажевый фильтр может быть совмещен с основным катализатором, как это сделано, например, в Туареге на двигателях V6, или выполнен в виде отдельной банки, как это сделано, например, в Фаэтоне или в А6. В процессе эксплуатации сажевый фильтр забивается сажей, что приводит к затруднению выхода выхлопных газов. Для выжигания скопившейся сажи используется регенерация фильтра. Существует пассивная регенерация, при которой сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, при температуре 350-400 градусов и выше. При движении по городу, где не удается разогреть сажевый фильтр до рабочей температуры, при заполнении фильтра используется активная регенерация. При этом контроллер начинает впрыскивать дополнительную порцию топлива после основной, перекрывает клапан EGR и изменяет алгоритм управления лопатками турбины. Топливо через выпускной коллектор попадает в основной нейтрализатор (катализатор окисления) и там сжигается, Температура в катализаторе повышается, и, как следствие, повышается температура в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться. Почему-то это происходит чаще всего в пробках. При этом из выхлопной трубы валит дым и пугает владельца и у окружающих тебя водителей возникает желание выйти из машины и начистить тебе лицо.
Тут необходимо отметить, что при неудачных регенерациях, при прерывании регенерации или при неисправности датчиков системы или катализатора окисления, часть несгоревшего топлива попадает в масло и разжижает его, причем со временем, уровень масла может подниматься достаточно значительно. Встречал данную ситуацию при чтении форумов, как у VW, так и у других марок, использующих данный принцип регенерации (Форд, Вольво и др.). Так что, причиной попадания топлива в масло и повышения уровня может быть не только текущие форсунки или прокладки в ТНВД или тандемного насоса (для насос-форсунок), но и система регенерации. Естественно, что надо срочно менять масло и разбираться с причинами, для двигателя и турбины это как минимум не полезно.
Для вычисления величины заполнения сажевого фильтра используется две модели, одна базируется на практическом измерении разницы давлений на входе и выходе сажевого фильтра с помощью дифференциального датчика, датчиков температуры и расходомера. Вторая модель рассчитывает заполнение на основе стиля вождения, температурных датчиков и кислородного датчика. По-видимому, использование двух моделей, сделано для резервирования. Величины на практике могут не совпадать. Например, при движении по трассе (работает пассивная регенерация), значение во 2-й группе уменьшается очень медленно (приблизительно, на 0.2г на 10км) , при этом 3-е значение со временем падает значительно (сажа сгорает). В городе, во время хорошей продолжительной пробки, значение во 2-й группе может значительно увеличиться даже через несколько километров, а в 3-й группе изменения незначительные. При превышении порога в 34гр. во 2-й или 3-й группе запускается активная регенерация. Поэтому, даже, если фактически измеренное значение (3-я группа) не достигло порога и сажевый фильтр забит лишь на половину, активная регенерация все-равно запуститься.
Количество сажи отображаются в 104 группе измеряемых величин контроллера двигателя.
1 значение — к-во золы в топливе
2 значение — расчетное количество сажи в фильтре,
3 значение — измеренное количество сажи в фильтре
4 значение — пробег с момента последней регенерации

Процесс активной регенерации можно наблюдать в 103 группе
1 значение
0 нет активной регенерации
0-255 фазы регенерации
2 значение
ххх1 — активирована по счетчику
хх1х- активировано по расходу
х1хх — активировано по времени эксплуатации
1ххх — активировано по пробегу
3 значение
время работы двигателя с момента последней успешной регенерации (в сек)
4 значение
х1 — регенерация заблокирована
1х — максимальное время регенерации истекло

В общем случае, в системе выпуска находятся 3 датчика температуры, датчик кислорода и дифференциальный датчик. Некорректная работа любого из этих компонентов, датчика кислорода, расходомера, EGR и еще кучи всего приводит к невозможности или трудностям с регенерацией, включая и аварийную. Значения датчиков температуры и дифференциального датчика можно посмотреть в 102 группе измеряемых величин.
Что касается индикации водителю о неисправностях в системе регенерации. При обнаружении неисправности (к сожалению, только явных, например обрыва) датчиков загорается значек с изображением двигателя (неисправность в выхлопной системе). В случае, если фильтр заполнен, контроллер пытался сделать несколько активных регенераций в движении, если попытки оказались не успешными (например, прерваны глушением машины), загорается иконка на экране БК c сажевым фильтром. Почему нельзя было сделать отображение предупреждение для водителя на БК о текущего состояния регенерации - для меня загадка, на фордовских джипах есть). При этом надо двигаться равномерно на скорости не менее 60 км/ч и при оборотах не менее 2 тыс. Особенно это бесит, когда ты стоишь в глухой пробке, а тебе предлагают незамедлительно ехать, что бы регенерация прошла.
Во общем, надо, пока не поздно, отжечь на пустом шоссе. Кстати, где-то читал, что если количество топлива в баке меньше четверти, то активная регенерация не запустится. Так что неисправный датчик уровня, показывающий меньше четверти бака, тоже может быть причиной.
Если и это не помогло, то контроллер зажигает значок неисправности выхлопной системе, а через некоторое время и значок неисправности двигателя (спираль преднакала). Двигатель переходит в аварийный режим работы и начинает тупить, причем чем дальше, тем хуже.
При этом обычно вылезает ошибка.
009263 - Diesel Particulate Filter (Bank 1): Restricted/Clogged
P242F - 001 - Upper Limit Exceeded - MIL ON
Ошибка не сотрется даже после установки нового сажевого фильтра. Для этого в VAS есть отдельная функция, которая, по сути, сбрасывает счетчики заполнения сажи и пробега с момента последней регенерации. Ту же операцию можно сделать через VagCom.
Можно попробовать сделать аварийную регенерацию фильтра, используя VAS или VagCom, процедура описана на wiki странице Ross-tech. При этом в VAS процедуре написано, что надо ставить сопротивление на датчик температуры ОЖ, но работает и без этого. По-видимому, это дополнительная страховка от пожара во время регенерации, т.к. после установки сопротивления контроллер думает, что температура двигателя превышена и включает вентиляторы на максимальную скорость. При аварийной регенерации контроллер поднимает обороты до 1.5 тыс. и начинает, по сути, ту же процедуру, что и при активной регенерации. При этом температура в выпуске может повышаться до 700-800 градусов, так что будьте осторожны, асфальт плавиться. Аварийная регенерация не запустится, есть заполнение фильтра сажей больше 68 гр., типа опасность пожара из-за забитости сажевого фильтра. Статус регенерации и значения датчиков можно посмотреть в 100 и 101 группе, там же, в 101 группе, почему аварийная регенерация не запускается.
Подытоживая, скажу, что кроме геморроя данная система ничего хорошего не дает.
Чего толку, что ты не загрязняешь воздух, когда рядом чадит сажей Икарус или Камаз.
Система имеет ограниченный ресурс катализатора и сажевого фильтра (это около 150-200 тыс). Происходит это из-за естественного попадания масла в выпуск и его коксования в катализаторе, в результате сжигания сажи все-таки остаются компоненты, которые забивают каналы сажевого фильтра. Впрочем, это относится ко всем двигателям.
Повышается на несколько % средний расход топлива из-за периодических регенераций, особенно при преобладании городского режима эксплуатации.
Опыта в диагностике и ремонте системы регенерации нет ни у кого, включая официалов. У меня сложилось впечатление, что у официалов вообще понятия нет, как это работает, да и получать деньги за замену колодок или агрегатную замену значительно проще, чем за диагностику.
Почитав иностранные форумы, обнаружил, что матерятся по поводу этой системы владельцы VW по всей Европе, да и в Штатах тоже начинают. Особенно это касается машин, которые эксплуатируются в городах.
По поводу выбивания и обхода системы регенерации. Мне кажется, что это большой геморрой с сомнительным результатом. Тупое выбивание сажевого ничего не даст. Контроллер отслеживает динамику изменения давления сажевого фильтра, поэтому нулевое или не изменяющееся во времени значение интерпретируется как неисправный фильтр или датчик, и контроллер переходит на аварийную программу. Т.е. что-то надо мудрить с эмуляцией поведения дифференциального датчика, да, заодно, и с температурными датчиками или раз в 500-600 км. ручками сбрасывать счетчики регенерации. К тому же, контроллер может делать регенерацию по пробегу, там и такая ветка в программе есть. Контроллеры для двигателей без и с сажевым фильтром разные, т.е. выключить это кодировкой или перепрошивкой не получиться.
Так что, по возможности, избегайте сажевых фильтров, тем более, что для соблюдения ЕВРО-5 и 6 в новые дизельные машины добавили еще пару катализаторов и емкость для мочевины (для снижения выбросов оксидов азота), так там без мочевины машина вообще не заведется.

Читайте также: