Регулировка жатки комбайна нива ск 5

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Жатка комбайна Нива СК-5


ckniva5

Жатки Нива СК-5

Фото жатки Нива СК-5

Устройство жатки комбайна Нива СК-5

Жатка комбайна СК - 5 расположена фронтально относительно молотилки и состоит из корпуса и наклонной камеры 2. При подборе валков делители, мотовило и привод ножа режущего аппарата снимают, а на платформе жатки закрепляют подборщик. Она имеет иную конструкцию, которая отличается от той что имеет валковая жатка.

Наклонная камера шарнирно соединена с корпусом молотилки и двумя гидроцилиндрами поднимается и опускается, поворачиваясь вокруг вала привода механизмов жатки. Корпус жатки подвешен к корпусу наклонной камеры в центре через сферический шарнир, а по сторонам — с помощью подвесок, соединенных через рычаги с блоками пружин механизма уравновешивания. К торцам трубчатой оси остова жатки приварены упоры, которые опираются на ролики, прикрепленные к наклонному корпусу. Режущий аппарат состоит из пальцевого бруса, одинарных пальцев с вкладышами, ножа, прижимов, пластинок трения и направляющей головки ножа, предназначенной для присоединения механизма привода. В возвратно - поступательное движение нож приводится кривошипно - шатунным механизмом и коромыслом.

Чтобы режущий аппарат не забивался и срезал все стебли, оси сегментов и его пальцев в крайних положениях ножа должны совпадать. Этого добиваются изменением длины шатуна. Носки сегментов должны прилегать к вкладышам или располагаться над ними с зазором не более 0,5 мм. Зазор между вкладышами и задней частью сегментов должен составлять 0,5. 1,0 мм, а между прижимной лапкой и сегментом — не более 0,5 мм. Их устанавливают подгибом прижимных лапок, прокладками и смещением пластин трения. Перекос устраняют передвижением оси коромысла в прорези.

Высоту среза устанавливают перестановкой двух копирующих башмаков. При уборке короткостебельных или полеглых хлебов башмаки устанавливают на высоту среза 50 или 100 мм, длинностебельных с зеленым подгоном — 100 или 180 мм, при работе с подборщиком — 100 или 130 мм.

Делители предназначены для отделения срезаемых стеблей от хлебного массива и подвода их к ножу. При уборке длинностебельных и полеглых хлебов используют торпедные делители, на основание которых установлены регулируемые внутренние и внешние стеблеотводы. Для уборки короткосоломистых хлебов в качестве делителей применяют боковины жатки, удлиненные съемными мысами.

На жатках комбайна СК - 5 устанавливают универсальное эксцентриковое мотовило. Основу мотовила составляет трубчатый вал с дисками и крестовинами. Его цапфы установлены в подшипниках, закрепленных на ползунах. В пазах крестовин смонтированы лучи, на наружных концах которых расположены граблины — трубчатые валы с пружинными пальцами и планками. К левым концам труб приварены кривошипы, на пальцы которых надеты лучи, прикрепленные к кольцевой обойме. Обойма перекатывается по двум роликам, их оси прикреплены к брусу, снабженному пальцем, на который надет конец поводка. Второй конец его свободно надет на вал мотовила. Брус соединен с кронштейном поддержки мотовила. При перемещении бруса вперед или назад и закреплении его

одном из четырех отверстий кронштейна изменяется наклон пружинных пальцев граблин. При вращении же мотовила пальцы совершают плоскопараллельное движение и тем самым лучше захватывают и подводят к режущему аппарату полеглые стебли.

Для уборки прямостоячих стеблей конечную часть пальцев перекрывают планками. Это предохраняет вал мотовила от наматывания стеблей.

При работе планки мотовила должны касаться стеблей не ниже их центра тяжести. При воздействии на стебель ниже отмеченного центра тяжести он переваливается через планку и падает на поле.

Убирая коротко - и среднестебельные хлеба, мотовило с помощью гидроцилиндров опускают и вручную или посредством гидроцилиндров перемещают по поддержкам к режущему аппарату, при этом вал мотовила закрепляют на 20.50 мм впереди линии ножа. При уборке длинностебельных хлебов мотовило поднимают, а его вал выносят вперед за линию ножа на 60.70 мм.

Прямостоячие хлеба убирают при вертикальном положении пальцев граблин или отклоняют на 15° вперед. Для этого роликовый брус эксцентрикового механизма закрепляют в третьем или четвертом отверстии кронштейна поддержки.

При уборке полеглых хлебов пальцы граблин размещают под углом 15 или 30° назад, закрепляя брус на втором или первом отверстии кронштейна. Оптимальную частоту вращения вала мотовила устанавливают с помощью вариатора. Он состоит из ведущего и ведомого шкивов, охватываемых клиновым ремнем. Каждый шкив имеет подвижный и неподвижный диски. Диски верхнего шкива поджаты один к другому пружиной. Нижний шкив смонтирован на гидроцилиндре, служащем одновременно осью, Плунжер гидроцилиндра через крестовины и шпильки связан с подвижным диском. Взаимное провертывание дисков устраняется пальцами.
Для увеличения частоты вращения мотовила открывают доступ маслу в гидроцилиндр. При этом плунжер сближает диски ведущего шкива и ремень на нем постепенно переходит с малого диаметра на большой. Под воздействием ремня подвижный диск ведомого шкива, преодолевая сопротивление пружины, приближается к неподвижному диску. Для снижения частоты вращения масло отводят из цилиндра. Пружина ведомого шкива сближает его диски, а ремень раздвигает диски ведущего шкива.

При скорости движения комбайна до 5 кмч окружная скорость планки мотовила должна превышать скорость агрегата в 1,5. 1,8 раза; при большей скорости — в 1,2.1,5 раза. Это обусловливается тем, что при сравнительно высоких скоростях агрегата срезанные стебли подпираются несрезанными. Тем самым происходит их укладывание на платформу жатки.

Работая при малых скоростях агрегата, на ведомом шкиве вариатора закрепляют звездочку с 16 зубьями; при больших скоростях — с 20. Для изменения положения мотовила в горизонтальной и вертикальной плоскостях служат два гидроцилиндра и сблокированный механизм. Для сохранения натяжения цепи, приводящей во вращение вал мотовила, предусмотрено специальное автоматическое устройство.

В нижнем положении мотовила зазор между пальцами граблин и режущим аппаратом должен составлять 10.25 мм, между пальцами и шнеком — не менее 15 мм. Параллельного положения планок мотовила и режущего аппарата добиваются ввертыванием или вывертыванием вилки, закрепленной на левой поддержке и соединенной со штоком гидроцилиндра.

Шнек жатки состоит из цилиндрического кожуха, двух спиралей правой и левой навивки, коленчатого вала и пальцевого механизма, установленных в средней части кожуха. Шнек вращается в подшипниках, которые закреплены на плитах, установленных на боковинах жатки. Внутри кожуха приварены диски, на которых находятся подшипники разборного коленчатого вала, имеющего оси и трубу. На эксцентрично расположенной трубе вала закреплены втулки с пальцами, пропущенными в отверстия глазков кожуха, который приводится во вращение с левой стороны через хвостовик и звездочку с фрикционной муфтой. При вращении кожуха глазки ведут за собой пальцы. Эксцентричное расположение трубы приводит к тому, что они выходят больше спереди, а сзади почти полностью утопают. Благодаря этому захваченные пальцами стебли передаются плавающему транспортеру, а пальцы постепенно входят в кожух. Зазор между пальцами и платформой жатки в зависимости от подачи массы устанавливают поворотом коленчатого вала с помощью рычага 4 от 6 до 35 мм. Одновременно перемещением опорных плит с помощью регулировочных подвесок 6 изменяют зазор между витками спиралей и платформой жатки.

При прямом комбайнировании на концах спиралей устанавливают съемные концы 7, что улучшает равномерность подачи хлебной массы по ширине наклонной, камеры.

Плавающий транспортер расположен в корпусе наклонной камеры и состоит из верхнего. Валы закрыты кожухами, предотвращающими наматывание на них стеблей. Нижний вал подвешен на рычагах и подпружинен в продольном и поперечном направлениях. Такая подвеска позволяет изменять положение нижнего вала в зависимости от толщины слоя поступающей в камеру массы и одновременно сохранять натяжение цепей и предохранять от перегрузок детали транспортера. Для нормального натяжения цепей пружины, расположенные параллельно транспортеру, сжимают гайками до длины 87.92 мм и оставляют запас сжатия 12. 15 мм. Расстояние между планками нижней ветви транспортера и днищем камеры в зоне ведомою вала должно составлять 5. 10 мм. Этот зазор регулируют установкой шайб под гайку болтов, сжимающих вторую пару пружин.

При определенном положении штоков гидроцилиндров наклонная камера и молотилка жестко связаны, а корпус жатки опирается на башмаки и свободно копирует поверхность поля. В поперечном направлении пределы копирования для жаток комбайна СК - 5 с шириной захвата 4,1; 5,0 и 6,0 м равняются соответственно ±130, ±160 и ±190 мм и в продольном направлении±150 мм.

Для нормального копирования поверхности поля компенсационные пружины натягивают так, чтобы давление каждого башмака на почву составляло 0,25.0,30 кН. При уборке хлебов на влажных и рыхлых почвах башмаки сгруживают перед собой почву и отклоняют стебли от режущего аппарата. Тогда механизм уравновешивания выключают и работают без копирования поверхности поля. Для этого между кронштейнами наклонной камеры и компенсационными рычагами вставляют специальные прокладки, что обеспечивает между шнеком и наклонным транспортером нормальный зазор для равномерной подачи стеблей в молотилку. Высоту среза растений устанавливают подъемом жатки с помощью гидроцилиндров.

Жатка Нива СК-5

Фото жатки комбайна Нива СК-5

Кукурузная жатка на Ниву СК-5

Жатка для уборки кукурузы для комбайна Нива СК-5 с наклонной камерой и комплектом переоборудования комбайна (шкивы, звездочки и т.п.). Это уникальное предложение для комбайна Нива иметь возможность полноценно убирать кукурузу. Жатка обеспечивает надежную работу, гарантирует в будущем ремонтопригодность и доступность ремонта, так как все комплектующие производятся в Украине. Гарантия с полным сервисом 2 года.

Усилены элементы навески жатки на комбайн, установлены автоматические натяжные устройства приводов, а также новые ремни и цепи повышенной тяговой способности, установлены метизы повышенного класса прочности.

кукурузная жатка Нива СК-5

Фото кукурузной жатки комбайна Нива СК-5

Усиленная конструкция русла с протягивающими вальцами и транспортерами стеблей.
Передняя двухшарнирная, с жесткой фиксацией шарниров и задняя самоустанавливающаяся сферическая опоры обеспечивают возможность высокопроизводительной работы жатки в любых природно-климатических условиях выращивания кукурузы.

На жатках усилена конструкция русла с обрывочными вальцами и транспортерами стеблей. Опоры (передняя двухшарнирная, с жесткой фиксацией шарниров и задняя самоустанавливающаяся сферическая) обеспечивают возможность высокопроизводительной работы жатки.

Для повышения технической и технологической надежности жатки на левом и правом руслах усилены предохранительные муфты и стаканы раздаточных коробок, в которых установлены опорные шарикоподшипники входных валов.

Усилен поводок сферической опоры привода вальца. Жатки КМС-8 и КМС-6 предназначены для уборки кукурузы.

Усилены передние опоры вальцев, которые жестко закрепляются на боковинах каркаса русла и дают возможность бесступенчатого регулирования расстояния на входе в обрывочные вальцы.
Для уборки высокоурожайных гибридов кукурузы усилена конструкция шнека початков. В центральной части шнека установлены лопатки для транспортирования початков в наклонную камеру комбайна.

На приводном валу шнека установлена усиленная предохранительная муфта.
Для визуального контроля водителя за шнеком жатки на ветровом щите установлены решетчатые окна.

Переоборудование и регулировка жатки комбайна СК-5 "НИВА" для уборки полегшей ржи

Наука об эксплуатации машинотракторного парка (ЭМТП) изучает и обосновывает методы и способы рациональной эксплуатации машинотракторных агрегатов и машинотракторного парка.
Машинотракторный агрегат (МТА) – это сельскохозяйственный агрегат с механическими или электрическими источниками энергии.
Машинотракторный парк (МТП) представляет собой совокупность мобильных машин предприятия (подразделения, объединения) вместе с энергетическими средствами и вспомогательными устройствами. [1]
Производственная эксплуатация – это обеспечение и использование машин по своему назначению.
Техническая эксплуатация машин как область практической деятельности – комплекс технических, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающий поддержание машин в работоспособном, исправном состоянии, предупреждение их простоев из-за технических неисправностей.

Содержание работы

Введение.
1. Производственно-техническая характеристика хозяйства.
1.1. Основные сведения о хозяйстве.
1.2. Анализ использования машинно-тракторного парка.
1.3. Техническое обслуживание машин.
1.4. Хранение машин.
2.Расчёт состава и планирование использования машинно-тракторного парка.
2.1. Интенсивная технология возделывания озимой ржи.
2.2. Расчёт состава машинно-тракторных агрегатов.
2.2.1. Т-40АМ + СЗ-3,6А.
2.2.2. ЮМЗ-6Л + СЗ-3,6А.
2.2.3. МТЗ-80 + СЗ-3,6А.
2.2.4. Выбор оптимального машинно-тракторного агрегата.
2.3. Определение объёма механизированных работ.
2.4. Построение графиков загрузки тракторов, сельскохозяйственных машин и рабочих на обслуживание машинно-тракторных агрегатов.
2.5. Определение потребности в тракторах, сельскохозяйственных машинах и рабочих на обслуживание машинно-тракторных агрегатов.
2.6. Рекомендации по использованию машинно-тракторного парка.
3.Планирование технического обслуживания машинно-тракторного парка.
3.1. Построение графика проведения технического обслуживания тракторов.
3.2. Расчёт трудозатрат на техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин.
3.3. Организационная форма технического обслуживания. Состав звена по техническому обслуживанию.
4. Показатели состава и использования машинно-тракторного парка.
4.1. Анализ состава МТП.
4.2. Показатели использования машинно-тракторного парка по проекту.
5. Переоборудование и регулировка жатки комбайна СК-5 "НИВА" для уборки полегшей ржи.
5.1. Регулировка мотовила.
5.2. Регулировка режущего аппарата.
5.3. Регулировка полевого делителя.
5.4. Регулировка транспортёра жатки.
5.5. Регулировка молотильных и сепарирующих органов комбайна.
Литература.

Файлы: 1 файл

Эксплуатация мтпкк.docx

2.6. Рекомендации по использованию машинно- тракторного парка.

Организация использования включает в себя:

  1. Рациональное комплектование хозяйств и подразделений.
  2. Обоснование оптимальной численности механизаторов и выбор режимов работы на основе научной организации труда.
  3. Распределение МТА по видам операций и организации поточной их работы.
  4. Оперативное управление техникой.
  5. Применение интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
  6. Организация технического обслуживания тракторов.
  7. Применение новой энергонасыщенной техники и реализация её потенциала.
  8. Моральное и материальное стимулирование механизаторов в соответствии с результатом труда.

При выборе организации использования МТП необходимо учитывать природно-экономические условия, размер хозяйства, удельный вес пашни и общей площади землепользования, удельный вес транспортных работ в общем объёме механизированных работ. При использовании МТА по отдельным периодам выполнения работ необходимо учитывать агротехнические требования, нормы выработки техники и агрегатов.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА.

3.1. Построение графика проведения технического обслуживания тракторов.

Количество технических обслуживаний тракторов и календарные сроки их проведения устанавливаются с помощью интегральных кривых расхода топлива.

3.2. Расчёт трудозатрат на техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин.

Затраты труда на техническое обслуживание тракторов.

Продолжение таблицы 10.

Затраты труда на проведение технического обслуживания таркторов определяется:

где м – индекс месяца за который определяются затраты труда;

h1i,h2i,h3i,hсi – трудоёмкость по маркам тракторов соответственно 1,2,3 и сезонного технических обслуживаний;

N1i,N2i, N3i, Nсi – количество технических обслуживаний по маркам;

I – индекс трактора.

На основании полученных расчётов строится график затрат труда на техническое обслуживание тракторов.

Затраты труда на техническое обслуживание комбайнов и других сельскохозяйственных машин определяется аналогично и тоже наносится на график.

3.3. Организационная форма технического обслуживания. Состав звена по техническому обслуживанию.

Организационная форма технического обслуживания устанавливается наиболее целесообразная для хозяйства на данном этапе его развития.

Состав звена по техническому обслуживанию определяется расчётом.

По графику затрат труда на техническое обслуживание устанавливаются наибольшие затраты труда и определяются среднемесячные затраты труда за период.

где Нсм - среднемесячные затраты труда за период, чел.-ч.;

Нгм – наибольшие месячные затраты труда по грвфику, чел.-ч.;

nмес – число месяцев периода с наибольшими затратами труда.

Фонд рабочего времени мастера наладчика:

где Тф – фонд рабочего времени мастера-наладчика, ч;

t – время смены, ч.;

tм – коэффициент использования времени смены мастером-наладчиком;

др – количество рабочих дней месяца.

Принимаем одного мастера-наладчика.

4. ПОКАЗАТЕЛИ СОСТАВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА.

4.1. Анализ состава МТП.

Состав МТП по проекту приведён в таблице 9.

Анализ состава МТП.

  1. Количество физических тракторов,

в том числе колёсных

  1. Количество условных эталонных тракторов

в том числе колёсных

  1. Соотношение между гусеничными и колёсными физическими тракторами, %
  2. Соотношение между гусеничными и колёсными условными эталонными тракторами, %

4.2. Показатели использования машинно-тракторного парка по проекту.

Показатели использования МТП.

  1. Плотность механизированных тракторных работ
  2. Количество отработанных нормосмен на один физический трактор:
  1. Выработка на один условный эталонный трактор, ус.эт.га.
  2. Выработка в ус.эт.га.
  1. Расход топлива на ус.эт.га.
  2. Сезонная выработка на 1 комбайн, га.

5. ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКА ЖАТКИ КОМБАЙНА СК-5 "НИВА" ДЛЯ УБОРКИ ПОЛЕГШЕЙ РЖИ.

    1. Регулировка мотовила.

    Мотовило должно обеспечивать захват и подъём порции полегших стеблей перед режущим аппаратом, подвод стеблей к ножу и поддержку их в процессе резания, сброс стеблей на транспортирующие рабочие органы и очистку режущего аппарата.

    Наиболее приемлемо универсальное эксцентриковое мотовило, которое при уборке полегших хлебов в 3-5 раз сокращает потери за жаткой, уменьшает забивание режущего аппарата, даёт более низкий срез и выровненное жнивьё, обеспечивает более равномерную подачу массы в молотилку.

    Кроме оборудования жаток специальными эксцентриковыми мотовилами для уборки полегших культур в хозяйствах широко применяется переоборудование обычных планчатых мотовил. Планки мотовил часто устанавливают по винтовой линии, что устраняет их перегрузку и обеспечивает более плавное отделение стеблей, подводимых к режущему аппарату.

    Для поворота планок мотовила ослабляют его стяжные прутья, гайки крепления планок к лучам и стопорные болты средней крестовины. Крайние крестовины оттягают от шпилек и поворачивают в противоположные стороны на некоторый угол до совмещения со шпилькой следующей впадины крестовины. Крестовины перемещают на валу с таким расчетом, чтобы при повернутых по спирали планках стебли захватывались с полевой (правой) стороны от делителя. На планки мотовила для лучшего подъема полегших стеблей набиваются также металлические или деревянные зубья. Практикуется набивание на планки мотовила гребёнок, которые представляют собой деревянные бруски сечением 60x25 мм с закреплёнными на них проволочными пальцами. Пальцы делаются из проволоки диаметром 5-6 мм и длиной 150-160мм, забивают их в бруски на расстоянии 100-150 мм друг от друга и загибают под углом 15-30 0 к планке по направлению вращения мотовила. Зубья должны выходить за лопасти мотовила на 80-120 мм. При наличии листового или полосового металла толщиной 2-2,5 мм зубья привариваются к планкам из расчёта по три зуба на каждую планку, и затем гребёнки прикрепляют болтами к лопастям.

    Очень важно при уборке полегших хлебов правильно установить обороты мотовила и его положение по высоте и высоту относительно режущего аппарата в зависимости от направления полеглости массы, высоты стеблестоя и длинны стеблей. Окружная скорость мотовила должна превышать поступательную скорость комбайна в 1,6-3 раза. При накоплении срезанных стеблей на пальцевом брусе жатки обороты мотовила следует увеличивать. Перестоявшие зрелые хлеба следует убирать при минимальных оборотах мотовила.

    При уборке мало полегших хлебов вал мотовила выносится на 25-30 мм от линии разреза.

    На длинносоломистых и сильно полегших навстречу движению хлебах вал мотовила выносится на 50-70 мм. Для обеспечения наибольшего выноса заводские поддержки удлиняют на 300-350 мм. При движении навстречу полеглости вал мотовила устанавливают над режущим аппаратом или сдвигают назад. При таком направлении движения часто бывает целесообразным поднять мотовило вверх до полного выключения из работы и максимально снизить высоту среза. Это должно значительно снизить потери урожая как колосом, так и зерном, поскольку при движении навстречу полёглости мотовило в ряде случаев оказывает лишь вредное вымолачивающее действие, прижимает хлеб к земле и увеличивает количество колосьев, расположенных ниже плоскости резания.

    На уборке полегших хлебов мотовило устанавливают в максимально нижнее положение. Зубья мотовила должны проходить на расстоянии 30-50 мм от пальцев режущего аппарата и поверхности поля. Зазор между ними и шнеком комбайна – не более 15 мм.

    Кроме перечисленных регулировок граблины мотовила нужно наклонять назад по ходу агрегата на угол 15-30 0 к вертикали в зависимости от степени полёглости. Наклон граблин мотовила меняют перемещением рычага с двумя роликами.

    Граблины мотовила оснащены регулируемыми планками. Слабо полегшие хлеба убирают, подняв планки мотовила в верхнее положение, а при уборке сильно полегших хлебов планки удаляют совсем.

      1. Регулировка режущего аппарата.

      При уборке полегших культур режущий аппарат работает в более трудных условиях, так как приходится срезать не только влажный, сильно перепутанный стеблестой основной культуры, но и большое количество сорных растений и зелёного подгона. Кроме того, при низком срезе режущий аппарат задевает за неровности поверхности поля и врезается в землю. Всё это требует повышения режущей способности аппарата, увеличения его прочности и лучшего копирования поверхности поля.

      Для понижения высоты среза на 40-50 мм угольник пальцевого бруса комбайна поворачивают на 180 0 и устанавливают горизонтальной полкой вниз. При этом производят переборку пальцевого бруса.

      Чтобы шаровые головки ножа и коромысла находились в одной плоскости, под головку ножа устанавливают прокладку необходимой толщины или в коромысле комбайна ставят специальную подвеску из двух пластин, в нижних отверстиях которых устанавливают шаровой болт.

      Обеспечить нормальный срез полегших или спутанных стеблей позволяет двухножевой режущий аппарат. На основной брус режущего аппарата вместо обычных пальцев ставят неподвижный нож с помощью угольников (спинкой вниз) с помощью угольников.

      При скашивании полегших хлебов значительного улучшения можно достичь, если устанавливать на режущий аппарат стеблеподъёмники. На местах изготавливают как прутковые, так и пластинчатые стеблеподъёмники.

      Обычно стеблеподъёмники ставят на каждый третий или пятый палец режущего аппарата. Их крепят болтами к секциям пальцевого режущего аппарата.

      Очень важно правильно зафиксировать стеблеподъёмник, так как при низком расположении они зарываются носками в землю, а при высоком – приминают стебли. Устанавливая их, режущий аппарат опускают на низкий срез до соприкосновения прутков с землёй. Нижний пруток каждого стеблеподъёмника изгибают, придавая ему форму полудуги, чтобы он опирался на землю выгнутой частью, а носок был приподнят немного вверх и занимал горизонтальное положение. Такая установка обеспечивает хорошую опору режущему аппарату на низком срезе и подъём стеблей.

      Зерноуборочный комбайн Нива СК-5

      Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

      Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

      История создания комбайна

      Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

      История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

      niva-sk-3

      Комбайн «Нива» СК-3

      Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

      Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

      SK-4

      Комбайн «Нива» СК-4

      Диплом 1-ой степени в 1963 году в Лейпциге, в 1964 медаль на выставке в Чехословакии и «Серебряный кубок» — высшая награда в Венгрии. «Нива СК-4» является самой награждаемой зерноуборочной машиной в мире.

      Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

      В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

      Назначение

      Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
      В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.

      Комбайн Нива СК 5


      Комбайн Нива СК 5

      Технические характеристики

      Технические характеристики зерноуборочного комбайна Нива СК-5:

      ХарактеристикиЕд. измеренияПоказатели
      Габариты (размеры):
      — длинамм7607
      — ширинамм3930
      — высотамм4100
      Масса (вес)кг7400
      Марка мотора ММЗ/Д 260.1.36
      МощностькВт/л.с.114/155
      Объем топливной емкостил300
      Частота вращения барабанаоб/мин2900
      Количество ножейшт.64
      Объем накопительного бункерал3000
      Скорость разгрузкил/сек40
      Высота разгрузким2,6
      Система очистки двухрешетная
      Длина элементов соломотрясам3,6
      Количество элементов соломотрясам4
      Молотильный аппарат барабан
      Диаметр молотильного аппаратам0,6
      Наклонная камера транспортер
      Рабочая ширина жатким5

      На видео комбайн в работе:

      Двигатель

      Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

      dvigatel-niva-sk-5

      Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

      Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

      Расход топлива

      Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

      Ходовая часть

      Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

      Мост ведущих колес. В него входят:

      • Коробка передач
      • муфта сцепления
      • дифференциал
      • КПП с тормозом
      • два бортовых редуктора
      • колеса.

      Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

      Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

      Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

      В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

      Трансмиссия

      Все версии комбайна оборудованы клиноременным приводом. Это говорит о том, что момент от силового агрегата на вал КПП передается при помощи клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможность регулировки комбайна “СК-5 Нива”.

      Вариатор используется для возможности изменения передаточного числа. Рабочий процесс осуществляется благодаря осевому смещению элемента с ведущего блока. В зависимости от положения дисков, изменяется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус огибания ремня.

      Управление осуществляется с кабины. В максимально выдвинутом положении ручки золотника – задается максимальная скорость, а когда он установлен в положение “назад” – минимальная.

      Вариатор

      Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

      Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

      Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

      Система гидравлики

      Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

      В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

      Устройство

      Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

      • коробка передач;
      • муфта сцепления;
      • дифференциал;
      • КПП с тормозом;
      • пара бортовых редукторов.

      Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
      Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
      Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
      Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

      • насос;
      • распределитель;
      • насос для дозирования;
      • поршневой цилиндр.

      Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

      • раму с башмаками;
      • мотовило;
      • аппарат резки;
      • шнек;
      • транспортерная лента плавающей разновидности;
      • подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

      Комбайн Нива СК 5

      Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

      1. наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
      2. в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
      3. в барабане зерна отделяются от колосьев;
      4. полученная солома поступает на соломотряс;
      5. после полного разделения зерно подается в бункер;
      6. обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
      7. после набивки копнителя оператор выгружает копну;
      8. копнитель закрывается.

      СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

      Жатка

      Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.

      Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна.
      Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках.
      Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.

      Кабина и рулевое управление

      kabina-niva-sk-5

      В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

      Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

      Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

      Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

      Рулевое управление.

      Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

      Модификации

      Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

      • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
      • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
      • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

      niva-sk-5-m-1

      Комбайн «Нива» СК-5М-1

      • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
      • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

      tikva-sk-5

      Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

      Эксплуатация

      За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

      1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
      2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

      sr-5-1

      Теперь разберем преимущества и недостатки:

      Достоинства

      Специалисты, обладающие большим опытом работы с машинами для уборки урожая, практически единогласно утверждают, что главное преимущество комбайна – это его эффективность, и при этом относительно низкая цена.

      Техника отличается простотой конструкции, и легкостью в обслуживании. Запчасти на комбайн “Нива СК 5” можно приобрести без каких-либо проблем, по доступной цене.

      Такая машина – отличный выбор для работы в современных климатических условиях страны, со специфическими грунтами, характерными для отдельных регионов.

      Недостатки

      На фоне всех положительных качеств существуют и минусы, которые в значительной степени усложняют использование зерноуборочного агрегата. Главный недостаток – это рабочий орган вариатора. Ременной привод не позволяет выполнить плавный ход по относительно мягким грунтам, с полным бункером. Особой надежность не может похвастаться и система навесного оборудования жатки.

      Во всем остальном – хороший комбайн для тех фермеров, которые хотят приобрести недорогую, но при этом проверенную технику с простым обслуживанием.

      Что плохого в комбайне Нива ск-5? Все плюся и минусы.

      Наиболее удачные конструкции машин со временем обрастают легендами и становятся своего рода символами эпохи. Вместе с тем, многие из них успешно работают и выпускаются до сих пор. Одного из таких «долгожителей» мы и рассмотрим в обзоре. Узнаем, чем примечательно устройство легендарного комбайна «Нива СК-5».

      История создания

      Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты.

      «Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

      Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

      Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

      Где применяют комбайн

      Основная «сфера деятельности» данной модели — уборка и первичная переработка зерновых. За счет довольно компактных габаритов и маневренности комбайн отлично подходит для обработки узких участков или же условий сложного рельефа.

      Существует и версия для слабонесущих, влажных грунтов. Это машина с полугусеничным ходом, которая тоже освоена заводом.

      Опытные механизаторы знают, что в «стесненном» поле привычным «Нивам» нет равных — в таких условиях они дадут фору более мощным импортным комбайнам.

      Технические характеристики

      Чтобы понять, чем привлекателен комбайн СК-5 «Нива», рассмотрим актуальные технические характеристики выпускаемой ныне базовой модели:

      • двигатель: шестицилиндровый рядный дизель с наддувом, четырехтактный;
      • мощность (л. с): 155;
      • частота вращения барабана (об./мин.): 2900;
      • количество ножей: 64;
      • объем бункера (л): 3000;
      • скорость разгрузки (л/с): 40;
      • разгрузочная высота (м): 2,6;
      • тип очистки: двухрешетная;
      • ширина жатки (м): 5;
      • общая длина соломотряса (м): 3,6, состоит из 4 компонентов;
      • молотильный механизм: барабанного типа;
      • диаметр барабана (м): 0,6;
      • тип наклонной камеры: транспортер;
      • длина (м): 7,60;
      • ширина (м): 3,93;
      • высота (м): 4,1;
      • сухая масса (т): 7,4.

      Двигатель комбайна

      Современные «Нивы» оснащаются дизелем марки ММЗ —

      Д.260.1 . Этот движок объемом в 7,12 л отлично подходит для различных работ.

      Дело в том, что у него неплохой запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка.

      Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на практике стараются «поймать» средние (порядка 1400) обороты — в таком режиме достигается пик мощности.

      Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в этом плане минский дизель предпочтительнее «воздушников».

      В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

      • СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
      • 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.

      Все они выполнены по рядной схеме с 4 цилиндрами, но проигрывают «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он немного выше.

      Ходовая часть

      Эта группа узлов включает в себя 2 моста: ведущих колес и управляемый.

      Конечно, первый сложнее по конструкции.

      О н скомпонован из

      • коробки передач;
      • муфты сцепления;
      • дифференциала;
      • блока с тормозом;
      • 2 бортовых редукторов;
      • непосредственно колес.

      Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оснащена 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них сделаны подвижными (как каретки) и крепятся на приводной вал.

      Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специальным механизмом.

      На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, тогда как выжимной при помощи 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление выключается, муфта освобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.

      • жесткой балкой;
      • поворотными кулаками;
      • трапецией в блоке с гидроцилиндром;
      • колесами.

      Колесные полуоси держатся в торцах балки посредством шкворней и шарниров. На самих полуосях коническими подшипниками прикреплены ступицы.

      На всех модификациях комбайна установлен клиноременной привод. Проще говоря, момент от мотора передается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь этот процесс при помощи вариатора.

      Эта система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, тем самым меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает поглубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр увеличивается).

      Работа механизма регулируется золотником гидрораспределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до упора вперед, а для сброса скорости — отводят назад.

      Читайте также: