Самая дорогая ваз 2101

Обновлено: 05.07.2024

Интересные находки: "Копейка" 1970-го года за 1,2 миллиона рублей

"ВАЗ-2101, 1970 год, один из самых первых выпусков. Идеальное состояние. Всё как надо, вплоть до мелочей. Коллекционный автомобиль" — так сухо и кратко описывает данный автомобиль его владелец в объявлении о продаже. За раннюю "Копейку", так называемой, "итальянской" сборки просят фантастическую сумму — 1200000 рублей или примерно 30 тысяч долларов!

Особо ценные экземпляры продукции АвтоВАЗа из категории янгтаймеров плавно переходят в более дорогую категорию олдтаймеров с соответствующими ценниками.

Автомобиль на фото — хорош, что и говорить. А этот шикарный темно-зеленый цвет… Именно так была окрашена наша семейная 2101, купленная дедом в далеком 1971-м году — первая в районе! Ностальгия…

На автомобиле присутствуют все характерные признаки самых ранних 2101 первых партий, когда массово использовались импортные комплектующие и детали. Здесь и передние фары Carello, и задние фонари Stars, и карбюратор Weber, и фиатовские клыки на бамперах, и дворники Magnetti Marelli.

А чего только стоит редчайшая эмблема с надписью "Тольятти", которой комплектовались только первые несколько тысяч серийных машин! Естественно, имеются и легендарные "полумесяцы" — дополнительные накладки ободков фар.

В салоне также сохранились все особенности авто 1970-го года выпуска: напольная педаль газа, хромированные ручки печки, оригинальная обивка потолка, никелированные заглушки на потолочных ручках.

В идеально чистом багажнике — оригинальная инструментальная сумка, заводная ручка, коробочка и даже ранний югославский домкрат.

Такая машина, вне всяких сомнений, станет настоящим украшением любой коллекции. Правда, не совсем понятно — это заводской сохран или все-таки тщательная реставрация (я склоняюсь ко второму варианту)? Также, продавец не сообщает и пробег автомобиля. А вот эта 2102, о которой я писал раньше, точно 100% оригинал без следов восстановления!
По-традиции, завершает данную запись ретро-реклама ВАЗ-2101 времен СССР:

P.S. В комментариях выяснили, что это глубокая реставрация!

Комментарии 393

EdyaTokarev

Ахренеть, как только с конвейера. Цена конечно фантастическая.

Цена очень высокая, но чтобы найти все недостающие детали нужно много времени и денег не малых

что то похожее на "ранний югославский домкрат." у меня на даче валяется :-)

с аккумулятором не стал заморачиваться.

мне показалось что приборка от более поздних выпусков-после 1977 года.А так, махина зачет, хорошо востановили.

На воротине гаража видно ответ, какая это ранняя сборка)

Красивая машина…Только одометр не должен быть 00000 а должен быть до 000050 потому что 00000 может быть только тогда когда машина еще не ОДОБРЕНА и только с конвейра спустилась…еще до 50 км ее проверяет ОТК а потом уже только в продажу это на всех новых машинах…еще мне кажется что краска не может так сохранится спустя столько лет показалось что крыло заднее левое крашеное ОНО не отличается…но это заметно…Паутины на ходовой… нету…она не должна тоже такой черной и блестящей соохранится…темболее Антикор… цвет черный как у ГУАШИ должен быть…ВОЗМОЖНО Я И ОШИБАЮСЬ НО МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ИМЕННО ТАК

+белые поворитники удивили

Это подфарники, а не поворотники. Поворотники на 21011 появились.

Что значит подфарники, а повороты тогда где?Или как в 06 вместе?

Как таковых поворотов не было. Их функцию выполняли подфарники. там двухнитевая лампочка стоит.

Как таковых поворотов не было. Их функцию выполняли подфарники. там двухнитевая лампочка стоит.

До 1973 года были подфарники которые срабатывали при включении габаритов(Подсветка) после 1973 делали поворотники а габариты подключи в фары…через отверстие в светоотражающем элементе)))

+белые поворитники удивили

До 1973 года были подфарники которые срабатывали при включении габаритов(Подсветка) после 1973 делали поворотники а габариты подключи в фары…через отверстие в светоотражающем элементе)))

Immortal666

Красивая машина…Только одометр не должен быть 00000 а должен быть до 000050 потому что 00000 может быть только тогда когда машина еще не ОДОБРЕНА и только с конвейра спустилась…еще до 50 км ее проверяет ОТК а потом уже только в продажу это на всех новых машинах…еще мне кажется что краска не может так сохранится спустя столько лет показалось что крыло заднее левое крашеное ОНО не отличается…но это заметно…Паутины на ходовой… нету…она не должна тоже такой черной и блестящей соохранится…темболее Антикор… цвет черный как у ГУАШИ должен быть…ВОЗМОЖНО Я И ОШИБАЮСЬ НО МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ИМЕННО ТАК

«Злая Копейка» для уничтожения внедорожников: Самый дорогой ВАЗ-2101 на базе Nissan Patrol показали блогеры


«Копейка на стероидах» сохранила родные черты оригинала, но стала готовой для бездорожья. Мост, двигатель, коробка и даже багажник — всё подверглось тюнингу мастеров с YouTube-канала OffroadSPB, об особенностях доработок рассказывает редакция портала Driver-News.

ВАЗ-2101 сохранил родной кузов, сидения, торпедо, дверную карту и ключ для багажника. Всё остальное он взял у доноров, чтобы «наказывать» их на бездорожье. В багажнике «Копейки» не осталась места для груза — радиатор и аккумулятор перенесли назад из-за большого мотора.

Под капотом «яблоку негде упасть» из-за установки «злого» двигателя V8 3UZ, на 300 сил. Для «уничтожения» внедорожников также была использована ходовая с Nissan Patrol, которую «скрестили» с кузовом ВАЗ-2101.


Салон максимально родной, только руль и коробка выдают передки. Кадр: YouTube-канал «ПриветТачка»

Раму мастерам пришлось создать самим. Также собственными руками был сделан воздуховод для двигателя — его собрали из сантех труб. Сэкономили и на насосе для откачки воды, при езде по болотам. Для слива в полу проделали дырки. На этом экономия закончилась, ведь если посчитать, то этот ВАЗ-2101 стал самым дорогим в России.

На мотор и коробку ушло 120 000, на лебёдку с синтетическим тросом 80 000. Ещё 100 тысяч рублей блогер потратил на колёса 37 диаметра, с штамповкой 1 в 1 как на «Копейке».


С оврагов «Копейка» вылезает сама, без лебёдки. Кадр: YouTube-канал OffroadSPB

На «злую копейку» было потрачено больше денег, но описать их все не может даже хозяин. Но это и не главное — в OffRoad проекте на ВАз-2101 в первую очередь важны эмоции от езды по лесам и болотам.

Самые дорогие ВАЗы в России

Если на вашей даче уже 10 лет гниет битая «копейка», не спешите сдавать ее в металлолом. Не исключено, что на ВАЗовском автомобиле можно неплохо заработать. Разумеется, при наличии ровных рук и большого желания. Чтобы убедиться в этом, зайдите на любой сайт (тот же «Авито») и посмотрите, за сколько вообще продают ВАЗики.

Вы будете приятно удивлены. Например, недавно нам удалось найти объявление о продаже ВАЗ-2103 за 1,5 миллиона рублей. Не думайте, что LADA отлита из золота. Автомобиль находится в обычном заводском состоянии. Его пробег равен 65 000 км, неплохая комплектация.

Возник вопрос – а есть еще в нашей стране действительно дорогие ВАЗЫ или это просто прикол какой-то? Настроили фильтр, отсекли ненужные объявления – и вот что получилось. Предлагаем вашему вниманию подборку из 5 дорогих автомобилей VAZ.

ВАЗ 2108 цена – 16 млн. рублей

Просто космическую сумму просят за автомобиль отечественного производства. Но не спешите делать выводы. Владельцем авто является пилот команды Clubturbo. По сути, он был собран с нуля для участия в соревнованиях по драг-рейсингу.

Сложно называть машиной телегу на колесах, пространственная рама которой весит 800 кг, есть ДВС Mitsubishi. Авто разгоняется до 250 км/час всего за 9,3 секунды. Учитывая масштабный спектр проведенных работ и результат на выходе, цель вполне оправдывает средства.

Lada Granta цена – 3 млн. рублей

Разработкой данного автомобиля занималось подразделение «Лада-Спорт». Машина участвует в кольцевых гонках, выпущена ограниченным тиражом 7 экземпляров. Один из них выставлен на продажу. Из характерных особенностей:

  • Колея увеличена.
  • Подвеска доработана и улучшена.
  • Клиренс – 8 сантиметров.
  • Турбированный 16-клапанный мотор 240 лошадиных сил.
  • Пиковый крутящий момент – 300 Нм.
  • Авто достигает скорости 100 километров в час всего за 5,5 с. Ограничитель на уровне 220 километров/час.
  • 6-ступенчатая коробка.

Lada Granta

Объявление висит несколько месяцев. Похоже, что желающих купить «Гранту» за такие деньги пока маловато.

ВАЗ-2103 цена – 1,3 млн. рублей

Автомобиль 1980 года выпуска. Машину удалось добыть с консервации. У нее практически идеальное состояние. Великолепный экспонат для музея или частной коллекции. А также хороший подарок отцу, который всю жизнь проездил на таком автомобиле или мечтал о нем, пока ждал своей очереди.

ВАЗ-2103

Нива 2121 миллион за русский пикап

Очень добротным и сбитым получился еще один автомобиль отечественного производства – Нива-2121. Несмотря на стандартный мотор, проведенные масштабные работы по улучшению подвески и внешнего вида. К тому же, на пикапе Нива за 1 млн. рублей стоит крутая грязевая резина.

Нива 2121

Раритетная «копеечка» за миллион рублей

Свежее состояние, всего 20 000 пробега (если верить автору объявления). Установлены детали Fiat, есть советский тюнинг. Больше всего нас удивил руль с вентиляцией. При желании, можно найти и другие автомобили отечественного автопрома с умопомрачительными ценами.

Например, представленный в 2009 году суперкар компании Marussia Motors предлагали купить за 8 миллионов рублей. Его обошел внедорожник ГАЗ-2330 – российский ответ зарубежному «Хаммеру». Броневичок числится в автопарках таких известных людей, как Владимир Жириновский, Никита Михалков. И доступен за 10 миллионов рублей.

ВАЗ-2101

Уже за 30 млн. рублей можно приобрести настоящую красотку – Волга V12 Coupe. По сути, это жгучая смесь из «Волги» и баварского автомобиля BMW 850 CSi. Ну а самым дорогим автомобилем, когда-либо производившимся в России, оказался «Руссо-Балт Impression». Он ассоциируется с машинами 90-летней давности. В серийное производство авто не пошло, поэтому у вас есть шанс стать уникальным обладателем единственного на планете Impression.

Фото Руссо-Балт Impression

Самые дорогие ВАЗы в России

Есть желающие заплатить 55 000 долларов за ухоженную версию BMW M5 1991 года?

«Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана


История автомобилей Lada началась 19 апреля 1970 года, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые 6 седанов ВАЗ-2101 «Жигули». Легендарную «Копейку» создали на базе Fiat-124, однако советский автомобиль имел ряд конструктивных отличий. Новинка оснащалась 1,2-литровым бензиновым мотором с верхним расположением распредвала, который выдавал 64 лошадиных силы. ВАЗ-2101 стал настоящим символом своей эпохи: с 1970 по 1988 г. было выпущено около 4,8 млн машин разных модификаций, причем некоторые оставались долгое время неизвестны широкой публике.

«Копейку» в кузове пикап выпускали для внутризаводских нужд. На таких машинах перевозили грузы, а также использовали, например, как противопожарный автомобиль. Изредка пикапы на базе ВАЗ-2101 можно было встретить и на дорогах общего пользования. Так, автомобили использовали во время парадов в дни государственных праздников.


Фото 20 апреля 2017 «Копейка» не подведет». 15 историй о ВАЗ-2101
Статьи 25 февраля 2020 Первые «Жигули» привезли в Москву. Видео, которому 50 лет

В пикап ВАЗ-2101 превращали путем обрезания задней части кузова, причем для этих целей использовали только бракованные машины. Судя по немногочисленным фотографиям, двуместный салон модифицированной «Копейки» от грузового отсека отделяла стенка или стекло. Необычный полусерийный пикап мог перевозить груз весом до 300 килограммов.


Уже в начале 1971 г. инженеры подготовили гоночную версию ВАЗ-2101, которая приняла участие в марафоне «Тур Европы — 71». Расстояние маршрута составило около 14 000 километров. Советский экипаж смог завоевать серебро в этом престижном состязании, уступив лишь команде на Opel Kadett. Участие в соревновании рассматривали как отличный пиар машины, которую планировали отправлять на экспорт.


Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для милиции. Кузов машины окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было.


Особая модификация под названием ВАЗ-21018 получила роторный двигатель. По одной из легенд, создавая этот мотор, советские инженеры активно изучали опыт Mazda, которая с 1970-х выпускала машины с такими агрегатами. «Копейку» с роторным двигателем создавали специально для нужд спецслужб. В 1982 г. машина получила 1,3-литровый агрегат мощностью 70 л. с., а позже такой автомобиль начали комплектовать 140-сильным мотором. Разумеется, в свободную продажу «заряженные» «Копейки» не поступали.


На базе седана ВАЗ-2101 выпускался и универсал, получивший индекс 2102. Автомобиль встал на конвейер в 1971 году и стал самым желанным приобретением для любого дачника с правами. От обычной «Копейки» универсал отличался усиленной задней подвеской и раскладывающимся диваном. «Двойка» комплектовалась 1,2-литровым мотором мощностью 64 л. с., который работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач. Позже появились модификации с двигателем объемом 1,3 л (69 л. с.), а также с 1,5-литровым мотором (77 сил). Такие универсалы предназначались прежде всего для экспорта. Производство ВАЗ-2102 было прекращено в 1985 году.


Первый рестайлинг копейка пережила в 1974 году. Модернизированная модель получила индекс ВАЗ-21011 и отличалась новой решеткой радиатора, видоизмененной оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. В салоне появились более удобные сиденья и пепельница. Главной техническое отличие — 1,3-литровый двигатель мощностью 69 лошадиных сил. В 1977 году на заводе в Тольятти запустили сборку модификации ВАЗ-21013, которая при всех этих внешних изменениях комплектовалась менее мощным двигателем от стандартного ВАЗ-2101.


Экспортный вариант «Копейки» назывался Lada 1200 S. В другие страны отправлялись именно ВАЗ-21013 с 1,2-литровым мотором. От стандартной модели экспортная отличалась окантовкой фар и решеткой радиатора. В салоне появились сиденья с подголовниками. Специально для британского рынка была разработана специальная модификация под названием Lada 1300 ES с правым рулем. Автомобиль получил крышу другого цвета и декоративные полосы по бокам.


В 1976 году на базе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры волжского завода создали настоящий электрокар. Прототип проходил испытания как на полигоне, так и на дорогах общего пользования. В результате в 1980-х на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801. Кстати, без подзарядки машина могла проехать 130 километров — впечатляющий показатель для тех времен. Мощность силовой установки, куда входил электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторных батарей весом 380 кг, составляла 35 лошадиных сил. Максимальная скорость фургона — 87 км в час.


ВАЗ-21015 «Карат» — это еще одна модификация «Копейки» для спецслужб. Седан получил дополнительный бензобак и усиленные пружины задней подвески от ВАЗ-2102. Под капотом машины устанавливали 1,6-литровый бензиновый двигатель от ВАЗ-2106. «Карат» оснащался всевозможными системами спецсвязи, а еще отсеком для хранения оружия. Окраска кузова машины была идентична обычной милицейской «Копейке».


В 1980 году к летней Олимпиаде в Москве свет должен был увидеть обновленный ВАЗ-2101. Над дизайном машины работал художник-конструктор Владиcлав Пашко. Автомобиль под названием ВАЗ-2101-80 планировали выпускать в кузовах седан и купе. Судя по сохранившимся изображениям, дизайн модели напоминал Fiat 128 Coupe. Однако дальше макетов и эскизов дело не пошло — ни один рабочий прототип модели выпущен не был.

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101


Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем", именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с "копейкой" при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства "русского Фиата"! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной "копейки".

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

lada_1200_10

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

lada_1200 схема

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

Москвич и Жигули

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

vaz_2101__zhiguli__1

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в "копейке", где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

vaz_2101 жигули

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

lada_1200

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

vaz-2102

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

fiat_124_t

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

lada_1200 праворульная

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

lada_1300

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Высоцкий

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять "на слабо" соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную "копейки", что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

vaz_2101 двигатель

vaz_2101 двигатель

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно — "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло.

Image36

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Самый первый спорткар Lada: как он появился и что выиграл?

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

В Тольятти построили реплику раллийной «копейки» ВАЗ-2101, с которой началась история побед «Жигулей» в автоспорте.

Официальная летопись «Лады» ведет отсчет с 19 апреля 1970 года, когда на ВАЗе собрали шесть первых седанов 2101. С тех пор в нашей стране не осталось человека, который бы так или иначе не соприкасался с тольяттинскими машинами (о личных воспоминаниях редакторов Motor1 читайте здесь). Но «копейка», серьезно изменив уклад жизни советских людей, еще и в автоспорте наделала шуму. Причем совершила это внезапно и сразу на международной арене.

Приказ №44, узаконивший создание в Управлении главного конструктора бюро форсированных испытаний автомобилей (сейчас особое подразделение трансформировалось в дочернюю компанию Lada Sport), генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков подписал в марте 1971 года. Это был долгожданный ответ на просьбы водителей-испытателей, которым до той поры приходилось отстаивать спортивную честь предприятия на… «Москвичах» и «Запорожцах»!

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Спортсменам выделили ВАЗ-2101, собранные частично из итальянских комплектующих. А дальше энтузиазм и жажда скорости заставили дела развиваться стремительно. На зимнем командном чемпионате СССР по ралли в Риге экипажи на «копейках» уступили соперникам на «Волгах» и «Москвичах», заслужив лишь Деревянный кубок за волю к победе. Но полученный опыт команда использовала так умело, что в том же 1971 году на октябрьском международном ралли-марафоне «Тур Европы», организованном немецким автоклубом ADAC, троица «Жигулей» сотворила сенсацию.

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

На маршрут протяженностью свыше 14 000 км (по 16 странам, включая СССР) отправились гонщики на BMW, Alfa Romeo, «Фордах», «Шкодах», Volvo, «Фольксвагенах», «Опелях», «Лянчах»… Всего 51 автомобиль, из которых Советский Союз представляли восемь машин – пять «Москвичей-412» (АЗЛК и Иж) вышли на старт в классе «1600», а «Жигули» объединение «Автоэкспорт», ведавшее поставками техники за рубеж, заявило в зачете «1300».

ВАЗ-2101 (ралли Tour d

ВАЗ-2101 (ралли Tour d

На финише – тотальный командный триумф. Высшая награда – Золотой кубок – осталась за «Москвичами», а Серебряный кубок за лучший результат коллектива из трех экипажей отправился в Тольятти. Рекламные брошюры советского «Автоэкспорта» потом гордо сообщали, что впервые в истории престижного «Тура Европы» случилась двойная победа дебютантов. И если «Москвич-412» за год перед новой для себя гонкой прошел проверку убойным марафоном «Лондон-Мехико», то для «Лады» это был вообще первый международный выезд.

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Надежность и скорость ВАЗ-2101 стали неприятным сюрпризом для соперников. Достаточно сказать, что экипаж Каститиса Гирдаускаса и Ульдиса Мадревица выиграл марафон в классе «1300» и занял второе место в абсолютном (!) зачете, уступив лишь немцам на Opel Ascona 1.6 SR.

Motor1 Россия и гонки на «Ладах»:

Логично, что к юбилею марки Lada заводская спортивная команда решила возродить автомобиль, с которого все начиналось – раллийную «копейку» с того самого «Тура Европы» (оригинальные «Жигули», увы, не сохранились). К вопросу подошли серьезно – спецам под руководством Владислава Незванкина удалось даже найти небесно-голубой кузов из той самой партии, откуда раллистам выделили машины для доработки под гоночные задачи.

К слову, в то время и в серьезных ралли-марафонах участвовали почти серийные советские машины. Судите сами, вот список основных изменений в «боевой» ВАЗ-2101 к «Туру Европы-1971»:

  • Горизонтальные сдвоенные карбюраторы Weber;
  • Спортивные амортизаторы Koni;
  • Каркас безопасности, гоночные кресла и ремни;
  • Дополнительный топливный бак;
  • Раллийные покрышки Pirelli;
  • Дополнительные фары Cibie;
  • Штурманские приборы Halda.

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Тем не менее, работа заняла полгода. Требовалось поднять архивы, найти по частным собраниям редкие фотографии, достать исторические компоненты. Но в итоге получилась точная копия ВАЗ-2101 под номером 23 – на этих «Жигулях» в «Туре Европы-1971» экипаж тольяттинца Якова Лукьянова (до 1967 года работавшего на ГАЗе) и Александра Карамышева из Латвии показал девятый результат в абсолюте и третий в классе. Позднее вазовский пилот вспоминал:

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Карьера ВАЗ-2101 в чемпионате мира по ралли растянулась до 1982 года. К тому моменту на первые «Жигули» вместо родной 1,2-литровой (а затем и 1,3-литровой) «четверки» уже ставили 1,6-литровый мотор от ВАЗ-2106. Причем умелые инженеры научились форсировать его до 150-170 сил.

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика ВАЗ-2101 (ралли Tour d

Реплика, разумеется, полностью работоспособна – хоть завтра на старт, но сейчас на дороги раллийные «Жигули» не пустят – гоночную «копейку» поставили в штаб-квартире АвтоВАЗа, где она будет ожидать окончания карантина. А затем, если все пойдет по плану, мы с легендарным ВАЗ-2101 познакомимся поближе. И это пока секрет, никому не рассказывайте.

«Копейка» с салоном как у «Майбаха»: в Болгарии собрали самый роскошный ВАЗ-2101


На днях тюнинг-ателье GB Design из Болгарии представило свой новый проект, работа над которым велась четыре месяца. Он посвящен 50-летнему юбилею легендарного ВАЗ-2101 и представляет собой, возможно, самую роскошную в мире «Копейку» с салоном не хуже чем у «Майбаха».

Первым этапом постройки юбилейной «Копейки» была полная разборка штатного салона. Фактически тюнеры оставили от донора лишь кузов, который хорошенько шумоизолировали. Лишь после этого приступили ко второму, самому интересному этапу — непосредственной сборке салона.


Взамен обычных ВАЗовских сидений «Копейка» получила комфортабельные «тойотовские». От какой конкретно модели Toyota — не сообщается. Они обшиты натуральной кожей светло-коричневого цвета с белыми вставками. Таким же образом оформлен весь салон, включая дверные карты и всю переднюю панель. А место штатных пластиковых элементов заняли деревянные — благодаря им интерьер выглядит гораздо дороже и эстетичнее.

Но настоящая гордость авторов проекта — это оригинальная центральная консоль, которая была спроектирована ими специально для этого автомобиля. На ней размещается новый рычаг коробки передач, магнитола и еще пара кнопок управления. Приборная панель тоже видоизменилась: теперь на ней красуются белые шкалы в хромированных ободках. А руль и вовсе стал деревянным лакированным — в цвет обшивки салона.


Из авторских элементов, не характерных для классических «Копеек», можно выделить грили акустических динамиков. Они тоже изготавливались с нуля специально для проекта. Дизайнеры решили стилизовать их под винтажный радиоприемник и нанести памятную гравировку — в честь юбилея культового советского седана. Еще одна деталь — необычные карманы на спинках передних кресел и панелях передних дверей. Они выполнены в виде ретро-сумки с ременными пряжками.

Роскошная «Копейка» была собрана в единичном экземпляре, и, по словам тюнеров, они не собираются повторять и тиражировать проект. Что примечательно, продавать эту машину ателье тоже не собирается. По крайней мере, сейчас.

Раллийный ВАЗ-2101 вернулся к жизни в виде реплики

Внешне раллийный ВАЗ-2101 мало отличался от обычного. Помимо наклеек, можно отметить разве что мощную защиту двигателя да раллийный свет на носу.

Девятнадцатого апреля 1970 года с конвейера ВАЗа сошли первые седаны ВАЗ-2101, родоначальники классической линейки Лад, ставших целой эпохой в отечественном автопроме. К этому юбилею дочка АвтоВАЗа, «Лада Спорт», приготовила необычный подарок: реплику первого гоночного ВАЗа. Она воссоздаёт раллийную «единичку», которая сотворила сенсацию на марафоне «Тур Европы» (ADAC Rallye Tour d'Europe) 1971 года, завоевав серебро в зачёте команд и второе же место в абсолюте. Специалисты «Лады Спорт» перелопатили и заводские архивы, и частные коллекции снимков, сохранённые ветеранами автоспорта, чтобы по возможности точно воспроизвести раллийную модель. Помогал им в работе исторический клуб Lada History.

Раллийная «единичка», как и полвека назад, не слишком радикально отличается от конвейерных ВАЗов. Стандартный карбюратор уступил спортивным горизонтальным компании Weber, в подвеске — амортизаторы Koni, в багажнике — дополнительный бензобак. Больше перемен оказалось в салоне. Тут стоит болтовой каркас безопасности и гоночные сиденья, смонтированы дополнительные приборы. С аналогичным нехитрым апгрейдом когда-то ВАЗ-2101 был брошен в бой против современных ему представителей европейского автопрома. А в упомянутом ралли участвовали Опели, BMW, Мерседесы, Альфы, Лянчи, NSU, Autobianchi, Шкоды, Симки, Форды, Фольксвагены, Заставы, Дафы, Саабы и Volvo.

Маршрут длиной более 14 000 км проходил по шестнадцати странам Западной и Восточной Европы, включая СССР. Старт был дан в немецком Эрбахе, а финишная черта располагалась в Травемюнде. До него добрались 39 машин из стартовавших 51. Кстати, чистого времени в движении было 200 часов и график был составлен напряжённый, значительные отрезки пути приходилось подолгу держать скорость в 120–140 км/ч, а за опоздание на контрольные пункты начислялись штрафные очки.

Читайте также: