Самый мощный мотоцикл иж

Обновлено: 05.07.2024

Рейтинг по мощности советских мотоциклов

Доброго времени друзья, наверняка многие слышали споры о мощности, скорости и т.д. своих железных, давайте разберемся вместе над этим вопросом.

Думаю безусловно топ самого мощного советского мотоцикла заслуженно займут оппозиты, ну это и не удивительно, 750 кубиков, мощность от 32 л.с. до 36 л.с. соответсвенно, хороший крутящий момент, и ощутимый "подрыв" на оборотах. Оппозитный двигатель при точной настройке так же очень приемистый. К этим мотоциклам отнесем конечно же Урал и Днепр, хотя второй и немного слабее, но в целом все идентично, остальное- малые нюансы.

Друзья, но учтем что сравниваются мотоциклы одного периода выпуска! Так как о современных Уралах говорить не буду, они по всем параметрам выше своих предшественников.

ИЖ Планета Спорт, этот мотоцикл отличается особой динамикой, с которой сравнятся единицы из всех мотоциклов тех времен. Стоит сказать что двигатель мотоцикла отличается хорошей приемистостью. Мотоциклы ранней модификации имели мощность более 30 л.с. а поздние 28 л.с., а вот скоростью он может занять первое место! 145 км/ч- скорость заявленная производителем которую способен развить этот мотоцикл. Так же хочу отнести сюда ИЖ Юпитер 4, который имел самый мощный двигатель среди линейки Юпитеров, 28 л.с., составляла его мощность, при форсировке можно было добавить еще 4-5 л.с.

Третье место присвоим Яве 350, так как этот мотоцикл был достаточно мощным, 26 л.с., это составляло достойную конкуренцию ИЖ ПС, споры по этому поводу не утихают до сих пор.

Четвертую строчку заслуженно занимают ИЖи Юпитер и Планета, пятой серии. Двигателя этих мотоциклов развивают мощность в 24 и 22 л.с. что довольно не плохо для этого класса того времени, стоит учесть что крутящий момент все же был достаточно высоким, что обеспечивало прекрасную тягу мотоциклов, особенно у Планеты

Ну и в конце разместим всеми знакомые малокубатурные Минск и Восход, с двигателями по мощности 11 и 13 л.с., но стоит отдать должное что мотоциклы плотно заняли нишу в своем классе!

Байки из склепа: самые крутые мотоциклы Советского Союза

Для большинства советских граждан мотоцикл был едва ли не единственным глотком свободы. Двухколёсную технику безжалостно эксплуатировали в любое время года и в самых разных дорожных условиях. В основном наши мотоциклы были глубоко переработанными байками иностранного производства, но встречались в продаже и импортные варианты. Представляем десять самых крутых байков Союза.

Иж-49

Иж-49 полюбился советским гражданам за свою неприхотливость и простоту. И, разумеется, немецкие технологии. Как водится, в страну он попал после войны вместе с оригинальным оборудованием: станки были вывезены с мотоциклетного завода Dampf Kraft Wagen (DKW). Производство в СССР наладили в 1951 году. Всего с конвейера за семь лет производства сошло 507 603 экземпляра. Байк оснащался 346-кубовым двухтактным движком с воздушным охлаждением, развивавшим 11,5 л. с. Из любопытных особенностей — четырёхступенчатая трансмиссия, гидравлические амортизаторы сзади и передняя телескопическая вилка. Максимальная скорость достигала 90 км/ч, а расход топлива составлял 4,5 литра на 100 км пути. При желании байк можно было дополнить боковой коляской.

Ява 360

Явы исправно поставлялись в Союз из братской Чехословакии в огромных количествах — всего было завезено свыше миллиона экземпляров разных моделей. Одной из самых красивых и желанных для многих советских мотоциклистов была Ява 360, именуемая в народе «Старушкой». Особенно стильно смотрятся версии со стеклопластиковой коляской в вишнёвом цвете. Этот байк оснащался в том числе 2-цилиндровым двигателем с раздельной системой смазки. Рама была дуплексной закрытого типа. Мотоциклы нередко снимались в фильмах благодаря невероятно интересному дизайну. К примеру, Jawa 360 стала одним из героев в «Бриллиантовой руке».

«Сова»

«Сова» стала своего рода прощальным байком Завода имени Дегтярёва и производилась до начала 2000-х. Мотоцикл представлял собой глубокую модернизацию советского «Восхода» и должен был конкурировать с зарубежными аналогами, хлынувшими в Россию после распада Союза. «Сова» сохранила лучшие черты своего прародителя и при этом имела довольно современный дизайн, а также получила всевозможное дополнительное оборудование в виде аксессуаров. В техническом плане мотоцикл был интересен новой подвеской, созданной с нуля. В качестве двигателей применялись одноцилиндровые агрегаты от «Восход-3М-01» и новые одноцилиндровые движки объёмом 196,9 см³ мощностью 14 и 15 л. с. соответственно. Электросистема мотоцикла рассчитана на 12 вольт.

Минск М1А «Москва»

Минск М1А «Москва» стал первенцем белорусского производителя. В основу отечественного байка легли чертежи немецкого «DKW RT 125». Чрезвычайно лёгкий мотоцикл (80 кг) в народе получил кличку «макака» за необычную посадку. Любопытными конструктивными особенностями стали неподрессоренная задняя подвеска и передняя пружинная. 125-кубовый двигатель мощностью 4,25 л. с. в тандеме с 3-ступенчатой коробкой передач позволял этому транспортному средству разгоняться до 70 км/ч. К огромному сожалению, выпуск красивой машины длился всего лишь пять лет. Но и сейчас встречается множество живых аппаратов.

Восход

Главным преимуществом ковровских мотоциклов была их неприхотливость. Эту технику всегда можно было починить буквально на коленке. За основу первой модели лёгкого одноцилиндрового мотоцикла был взят немецкий RT 125 фирмы DKW. Разумеется, это не афишировалось — модель «К-125», появившаяся в 1946 году, считалась отечественной разработкой. В 1957 году появилась новая модель со 175-кубовым двигателем. Это дало начало целому семейству — «Восход», «Восход-2», «Восход — 2М», М3-01. Последняя модель получила движок мощностью 15 л. с. Эти лёгкие байки разгонялись до более чем 90 км/ч и отлично сохранились до наших дней.

Днепр 11

Урал М-62

А вот ещё один легендарный отечественный мотоцикл — Урал М-62, более известный как милицейский байк. Модель выпускалась Ирбитским мотозаводом в период с 1961 по 1965 годы. М-62 оснащался 4-тактным оппозитным мотором мощностью 28 л. с. и в милицейском исполнении нередко лишался люльки, из-за чего выглядел очень крутым (простым смертным водить его без коляски запрещалось). Мотоцикл разгонялся до 95 км/ч и обладал массой 325 кг. Коробка передач была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ).

Иж Планета Спорт

Самый спортивный советский байк появился в продаже в 1973 году и пользовался заслуженным успехом не только в Союзе, но и в европейских странах — Финляндии, Великобритании, Нидерландах. Ижевский мотоцикл получил полностью оригинальную конструкцию: раздельная система смазки, подвеска двигателя на подушках, двухтактный мотор мощностью 32 л. с., разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд. Для тех времён это был фантастически крутой мотоцикл. К сожалению, с годами он становился лишь хуже и постепенно упрощался: вместо японского карбюратора Микуни стали ставить К-62М, что понизило мощность на 4 л. с., японское электрооборудование и оптика фирмы «Hella» уступили место отечественной продукции, а головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное. Как бы то ни было, качество изготовления было заметно выше, чем у любого другого отечественного байка: 50–60 тысяч километров он выхаживал без заметного износа основных узлов.

Иж Юпитер

Впрочем, ижевский мотозавод делал неплохие мотоциклы и раньше. В 1961–1966 годах в Союзе выпускался Юпитер, ставший родоначальником целой серии очень популярных байков. Конструктивно он был во многом похож на более ранний ИЖ-56, однако снабжался двухцилиндровым двухтактным мотором с воздушным охлаждением. При массе в 160 кг мотоцикл мог разгоняться до 110 км/ч благодаря мощности в 18 л. с. и четырёхступенчатой коробке передач. Позднее в продажу поступили многочисленные модификации. Последний «Иж Юпитер-5» сошёл с конвейера в 2008 году.

Иж Планета

Одновременно с Юпитером (1961–1968 года) на том же заводе выпускался ещё один легендарный байк — Планета, также ставший родоначальником обширного семейства и продержавшийся на конвейере в поздних модификациях до 2008 года. Планета снабжалась одноцилиндровым двухтактным мотором мощностью 13 л. с. и могла разгоняться до 100 км/ч.

Самый лучший Иж мото

Если вас терзает вопрос какой мотоцикл Иж лучше, вы попали по адресу. Мы поможем вам понять, почему же многие любители мото-техники так ценят модель Юнкер и Юпитер 5 с водяным охлаждением двигателя, что в наши дни стали максимально желанными отечественными байками. Разные модификации последних моделей Планеты и Юпитера также принято считать лучшими продуктами ИжМото. Это и не удивительно, так как, в большинстве случаев, самые свежие мотоциклы определенного завода существенно надежнее, красивее и технологичнее их более старых аналогов этого производителя. Жаль, что таких байков, как Юнкер, Юпитер с водным охлаждением движка, а также Планет и Юпитеров с дисковыми тормозами, литыми дисками колес, т.п. завод выпустил не так уж и много.

Какой мотоцикл лучше иж Планета 5 или иж Юпитер 5?


Самым лучшим изделием Ижмото можно смело считать байк, обладающий двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения. Таких мото было 2: Юнкер и Юпитер. Фото первого вы и видите в этой части статьи. Работа силового агрегата этих мото является довольно-таки надежной. Движок не просто перегреть. Звук его работы нравиться многим любителям двухколесной техники. Да и на разгон мотоциклы Ижевска, что имеют пару цилиндров более показательны, чем одноцилиндровые.

Маневренность и мощность вышеуказанных стальных скакунов вводят их в топ лучших отечественных мото всех времен. Вот почему можно уверенно сказать, что самый лучший мото Иж - Это Юнкер. Порадуют ,к тому же и дизайн этого байка.

Интересно и то, что Иж Планета 5, а также ее различные модификации не отстают по надежности. Проигрывают они лишь в скорости.

Если вам нужно самому решить какой мотоцикл Иж лучше визуально, изучите пару фото, на которых присутствует, как одноцилиндровая, так и двухцилиндровая модели железных коней от Ижевского мотозавода.

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

"Иж Планета-Спорт" - это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы - современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли "Иж Планета-Смерть". На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.


Рок-н-ролл в чистом виде

Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню "битлов" Back in the USSR. Потому что "Иж Планета-Спорт" - это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР - сняли для вас атмосферную поездку по деревне на "Спорте" от первого лица

Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к "Ижу" были еще и джинсы - все, ты первый парень на деревне. Хотя и с "Планетой-Спорт" девушки должны "вестись", на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.


Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

Пять интересных фактов о "Иж Планета-Спорт"

1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы "Москвич-412" стоил около 5000 рублей.

2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище "пёс" (от сокращенного "Иж ПС"), "пээска" и "спортак".

3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что "Планета-Спорт" предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

4. "Спорты" были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

5. "Иж Планета-Спорт" выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство "Спорта" одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому "Иж Планета-Спорт" все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.



До появления "Планеты-Спорт" в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но "пёс" тут же потеснил "чехов" на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый "Иж" лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил - больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями "яв" и "псов" шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно "Иж" - в нем больше рок-н-ролла!

Порочащие связи с Западом

Подходишь к мотоциклу - и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках - на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору - видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь "нейтраль". Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, - пульты ведь японские.


И это не "колхоз". Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых "Ижей" был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.


А еще у ранней "Планеты-Спорт" была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних "пээсках" стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.

Воспоминания одного владельца "Иж Планета-Спорт" (взято отсюда)

"Избыточная тяговооруженность позволяла "Спорту" легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился - я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку "газа", бросая сцепление.

Отрыв переднего колеса происходит штатно - мотоцикл "выстреливает" почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь - и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава - в дыры, колени и локти - в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой - успешным. Больше он пассажиром не ездил, "Спорт" стал уважительно называть "пээсом", а меня - бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала".


Со временем "Иж Планета-Спорт" растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора "Микуни" на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние "псы" дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.



К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в "родной" краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но "поворотники", фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.

Мотоцикл тройного назначения

Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл - и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора - это звук моего детства!


Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на "холодную". Еще и отдачу получишь от "кика", чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь - восторга полные штаны!


Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый "одноствольный" двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, "взрывается" на средних оборотах и весело едет на "верхах". Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.


Да, "сотню" по паспорту "пээска" набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого "напряга", разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу - все вместе добавляет остроты ощущениям.


Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что "Иж Планета-Спорт" - это реально "Иж Планета-Смерть". Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!

При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае "Иж Планета-Спорт" для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.


А по нынешним временам 32 силы - ничто. Современные спортбайки "разжирели" и стали в разы мощнее, поэтому легкий "Иж" на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл - можно садиться и новичку.


Сидеть удобно: посадка прямая - все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на "одностволках", поэтому особого дискомфорта не ощутил.

Тормоза? Они немного есть - это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.


Сегодня удивляешься другому - универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база - ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик - все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на "Планета-Спорт" отжигали еще как!


При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных "китайцах". Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. "Иж" не "гуляет" под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.


"Иж Планета-Спорт" - мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!

1. "Понты кидать". Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб - все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, - "мажоров" не любили никогда.

2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, "Иж Планета-Спорт" на их фоне самый что ни есть спортбайк.

3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие "Иж-55" - он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес - всего 135 кг "сухой" массы. На базе "Планета-Спорт" в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро "Иж М-15" и кроссовой модификации "Иж-К-15".

Но недолго музыка играла - в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли - непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи - на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.


Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени "Иж Планета-Спорт" - в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести - и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.

Что может быть лучше? Нет ничего лучше.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста "Иж Планета-Спорт"

Заметки на полях


Все прогрессивно в "Планета-Спорт", но боковой подножки нет. Еще и "ушко" центральной подножки почему-то находится с правой стороны.


Для советского мотоцикла - лампочек громадьё. Все надписи - на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В "Планета-Спорт" все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч - едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.


Единственная видимая на мотоцикле русская надпись - "Иж", все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.



Боковины откручиваются простой "крутелкой", седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери - не хочу.


В распоряжении байка - бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.


Официальный запас хода - 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака - 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.


Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны - в то время это было очень необычно.

По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль "Кола Часу". Возможно, туда приедет и "Планета-Спорт" - сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники - будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей - будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.

Почему «ИЖ Планета - 3» был одним из лучших советских мотоциклов

Здесь уже много было постов про мотоциклы времён Советского Союза и цены на них. Писали и про мототехнику, которая была очень распространена и востребована в деревнях и сёлах СССР. Сегодня, друзья, вспомним с вами один из лучших советских мотоциклов.

Мотоцикл «ИЖ Планета - 3»

Мотоцикл «ИЖ Планета - 3»

«ИЖ Планета - 3»

Одно этого названия достаточно, чтобы у любителей мотоциклов возникла лёгкая ностальгия. При этом абсолютно не важно, застал ли человек советскую эпоху или нет. Многие помнят если не свой мотоцикл, то мотоцикл своего отца или старшего брата.

Сколько стоил такой мотоцикл нам поможет узнать вот эта вырезка из журнала за 1975 год.

Цены на мотоциклы на 1975 год. Цены указаны на предпоследней строке. Цены могли различаться в разные годы.

Мотоцикл «Иж Планета-3» стоил 670 рублей. Дорого это или нет? Если сидеть дома и не работать, то дорого. А если деревенский пацан устраивается на сезон помощником комбайнёра, то цена вполне приемлемая. И не нужно долгие годы копить деньги, как в то время было с покупкой автомобиля. Не нужно годами стоять в очереди. Поехал в областной город или районный центр и купил. Ну не в этот раз, так в следующий точно купишь:)

Советский магазин с мототехникой

Цена на мотоцикл «ИЖ Планета - 3» сопоставима с ценой на цветной телевизор того времени. В конце семидесятых почти столько же стоили разные марки советских цветных телевизоров.

Мототехника была очень распространена и в селе, и в городе. У меня, городского школьника, уже в 14 был мопед «Рига — 11».

Приведу в пример несколько комментариев читателей:

  • У меня одноклассник рос без отца, в семье было 3 брата. У старшего был «ЧЗет», у среднего «Минск», у одноклассника «Восход».
  • Да. В сельской местности почти в каждом дворе был мотоцикл. Уж если не «Урал», то «Восход». А если деревня на берегу крупной реки или озера, то лодочный мотор. Кстати, в деревнях прав судоводителя практически никто не имел, но на моторках ходили.

Каким был мотоцикл «ИЖ Планета - 3», и почему он один из лучших мотоциклов Советского Союза

  • Двигатель одноцилиндровый, двухтактный (значит заправлять нужно не чистым бензином, а смесью с маслом)
  • Охлаждение воздушное
  • Бак ёмкостью 18 литров
  • Максимальная скорость 110 км/ч
  • Расход топлива по шоссе не более 5 литров на 100 км
  • Четырёхступенчатая коробка передач
  • Рама у мотоцикла была трубчатая, сварная. Простая и надёжная.
  • Объём цилиндра 346 см3

Все из вышеперечисленных мотоциклов были довольно популярны, тем не менее были железные кони, которые выделялись из остальных. Те которые показывали всю нестандартность мышления рабочих мотоциклетных заводов, их вкус, а главное умение следовать современным тенденциям той эпохи.

Таким был мотоцикл «ИЖ Планета - 3». И если у парня того времени, был этот железный конь, то крутость его среди друзей взлетала до небес.

Недорогой, но надёжный и неприхотливый, этот мотоцикл не только составлял мощную конкуренцию своим заокеанским собратьям, но по некоторым параметрам и обходил их.

«ИЖ Планета - 3». Пожалуй нет никого на территории бывших советских республик, кто хоть краем уха не слышал бы о таком чуде, иные же счастливчики катаются на нём и по сей день.

«ИЖ Планета - 3» прекрасно подходил сразу под две категории: спортивный и одновременно байкерский мотоцикл.

Этому способствовало ещё и то, что данный мотоцикл предусматривал съёмную коляску, а это в свою очередь ни только существенно облегчало управление, но и добавляло эстетики этому железному коню.

Одним словом, «ИЖ Планета - 3» — это золотая страница в эпохе советского мотопрома и качеству данного мотоцикла могут позавидовать и некоторые современные мотоциклы. А у вас был мотоцикл?

dymontiger

80-е были замечательным временем, не потому, что тогда был СССР, а потому, что нам тогда было по 16 лет. Первый секс, первая водка, первый заработанный рубль и.. первый мотоцикл. Давайте вспомним – запах чьих выхлопных газов сводил нас с сума, а наших подруг делал такими сговорчивыми, а вот родителей и гаишников наоборот.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»),

Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен»

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия».

Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

Если, живя в СССР, вы становились обладателем одного из мотоциклов, перечисленных этом списке, — вы автоматически получали статус «первого парня на деревне». Рассказываем о десяти самых желанных байках советского гражданина.

  • 23.03.2020
  • /
  • За рулем , Автоистория
  • /
  • Яков Фрудгарт

«Вятка ВП-150»

«Вятка ВП-150» — первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Явля, ется копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955-го года. До мотороллера завод производил пистолеты-пулеметы Шпагина. «Вятка» не смогла дотянуть до уровня популярности ППШ и старшей сестры Vespa, но миллион проданных мотороллеров – тоже очень достойный результат. Говорят, это был самый «дискотечный транспорт», а все потому, на нем на гулянку мужчины доезжали с чистыми не «заляпанными» грязью штанами, а женщинам не приходилось носить в сумочках запасную «спецодежду».

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«Л-300. «Красный октябрь»

Выпускался крупной серией с 1941-го по 1960-й годы на заводах Москвы, Горького, Ирбита, Ленинграда и Киева. Изначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по некоторым классификациям он числился как «бронетехника». Выпущено было более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в сингл-варианте. А сделан мотоцикл был на основе немецкого мотоцикла BMW R71. После окончания войны транспортные средства попали в ряды милиционеров, став основным транспортом блюстителей порядка. А с 1954-го года уже и обычные граждане могли себе покупать таких «лошадок».

«Урал М-62»

Советский тяжелый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1961 по 1965 годы. Отличался:

  • -увеличенной мощностью двигателя – 28 «лошадей»;
  • -модернизированной коробкой передач – зубчатые муфты включения;
  • -в нем были увеличены ходы подвесок;
  • -измененной формой кожухов передней вилки.
    За счет этого М-62 с 255-килограммовым грузом легко разгонялся до 95 км/ч, и «ел» в районе всего 6-ти литров на 100 км. Как и М-72, чаще всего встречался в виде милицейского транспорта.

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«ИЖ-49» — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по любым дорогам Отечества – как в одиночку, так и с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. Отметим, что была доступна его модификация в виде боковой коляски. Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (его рычание в СССР было так же популярно, как и рев «харлеев» в США») — «ИЖ-49» и сегодня встречается на дорогах стран СНГ.

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«ПМЗ-А-750»

В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«Днепр»

Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство было остановлено ещё несколько лет тому назад. Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин». В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго. А на снимке — мотоцикл М-72, который выпускался киевским заводом по ирбитской документации с 1950 по 1953 год. На тот момент завод ещё не использовал для своих моделей собственное имя «Днепр».

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«Ява 350 638»

Первые «Явы» имели 4-тактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, были достаточно сложными, дорогими и не пользовались спросом. Потом последовал ряд модернизаций — одна из самых успешных произошла в 1984-м. Модель оказалась настолько успешной и востребованной, что количество выпущенных мотоциклов в 1980-х превысило 3 миллиона единиц.
Неоднократно «Ява 350 638» появлялась в фильмах («Авария – дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия» и т.д.). О ней даже сочиняли песни («Ява» группы «Сектор Газа»).

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«Восход»

Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, что во Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед за «Восходом» его модернизированные версии, такие как «Восход-2», «Восход-3», «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с. Из-за своей надежности мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. И по сей день там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

Топ-10 самых крутых мотоциклов СССР, обладать которыми мечтал каждый

«Рига-13»

Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. И с тех самых пор многие мальчишки мечтали о том, чтобы родители подарили им мопед на День рождения. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно «Рига-13», стали для многих первым транспортным средством.
«Рига-13» начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю, вращая педали. «Рига-13» производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

«Ижевская двустволка» – мотоцикл «ИЖ Юпитер»

Мотоцикл «Иж Юпитер» — одна из самых ярких страниц отечественного мотопрома. Он несколько десятилетий украшал улицы советских городов и сел. За эти годы байк с многочисленными преимуществами и недостатками сумел стать желанным и гонимым, затмив одних и так и не дотянувшись до других.

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Именем «Юпитер» в Ижевске назвали дорожный мотоцикл, отличавшийся от другой модели того же класса («Иж Планета») лишь количеством цилиндров двигателя. Название обеих моделей полностью соответствовало духу эпохи освоения космоса. С именем «Юпитер» связан один казус: на бак мотоцикла дизайнеры поместили эмблему со стилистическим изображением планеты с планетарными кольцами, в которой легко узнается не Юпитер, а Сатурн. Всего свет увидело пять поколений «Юпитеров» и многочисленное количество их модификаций, отличавшихся между собой порой очень несущественно.

Первый одноименный мотоцикл широкой публике сначала был представлен как «Иж-58» и лишь потом переименован в «Юпитер». Первое поколение модели выпускалось с 1961 по 1966 год.

Иж Юпитер

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Двухцилиндровый рядный двухтактный 347-кубовый двигатель воздушного охлаждения с вертикальным расположением цилиндров (стандарт для всех поколений) в первом поколении выдавал всего 18 л.с. максимальной мощности. Он позволял двигаться с максимальной скоростью 110 км/ч, а средний расход топлива по трассе составлял около 4 л/100 км. С начала выпуска и до закрытия производства все «Юпитеры» комплектовались передней телескопической и задней маятниковой подвесками. Колясочная модификация мотоцикла обозначалась индексом «К» в названии (Иж Юпитер-К).

Иж Юпитер-4

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Новые поколения «Юпитера» появлялись с периодичностью 3-6 лет, постоянно прибавляя в мощности двигателя и получая более современную внешность. Самым мощным стало четвертое поколение – двигатель «Иж Юпитер-4» был способен развивать 28 л.с. максимальной мощности при 5600 об/мин. По этому показателю он превзошел даже «икону» всего соцлагеря – мотоцикл Jawa 350 (26-27 л.с. в зависимости от модификации), почти не уступая ему в максимальной скорости (125 против 130-133 км/ч.). Технические характеристики байка были вполне сопоставимыми с некоторыми бюджетными моделями известных зарубежных производителей.

Недостатки Иж Юпитер

Не секрет, что Юпитеры критиковали за их ненадежность и плохое качество сборки. Обычной считалась ситуация, когда владелец мотоцикла сразу после покупки сам дотягивал все резьбовые соединения, устранял мелкие неполадки (течь масла, плохой контакт или замыкание проводки). Спустя несколько тысяч километров (иногда раньше) приходилось решать вечную проблему синхронизации работы цилиндров, которой не было у одноцилиндровой «Иж Планета». В связи с этим «ижевская одностволка» была более надежной и, соответственно, востребованной.

В пятом поколении мощностью пожертвовали в пользу улучшения характеристик крутящего момента на средних оборотах. Выпуск модификации «Иж Юпитер-5-020-03» с жидкостной системой охлаждения стал кульминацией и одновременно «лебединой песней» производителя. В 2008 году производство мотоциклов в Ижевске было свернуто.

Интересно

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Тюнинг Иж Юпитер

Как и другие советские мотоциклы, «Юпитер» неоднократно становился объектом для экспериментов и улучшательств. В результате получались более или менее удачные «кроссовые» (длинная вилка от явы, другой задний маятник, резина, крылья) и форсированные (зачистка входных выходных окон цилиндра, срезание «лишнего» с поршней и даже «торцовка» головок цилиндров) аппараты.

Другие статьи

  • Законодательство
  • Обзоры
  • Разное
  • Тюнинг мотоцикла


Чуть ближе к небесам

Когда вам в очередной раз захочется поразить своих друзей головокружительным трюком на мотоцикле, просто забейте в Гугле «Роберт Крэг Книвел рентгенов.


Спонсоры мотоспорта

Современный спорт без больших денег трудно представить. Даже футбольные клубы, в которых не имеют понятия о сложных моторах и подвесках, требуют ежего.


Российские мотоциклы – копии зарубежных моделей

Не секрет, что советская промышленность была ориентирована, в первую очередь, на оборону. Разработку гражданских транспортных средств финансировали по.

Наши преимущества

Круглосуточный режим работы

Выгодные тарифы

Наши цена — от 2200 руб. за одну перевозку.

Наши цены средние для рынка мотоэвакуаторов Москвы и области. Мы стремимся предоставлять сервис с оптимальным сочетанием цены, безопасности и качества перевозки.

Выезды на аварии

Аварийные ситуации с мототехникой – это не редкость на наших дорогах. Мы знаем, как организовать перевозку даже сильно пострадавшего мототранспорта.

Читайте также: