Схема карданных валов камаз

Обновлено: 02.07.2024

Карданная передача автомобиля Камаз

Карданная передача служит для пере­дачи крутящего момента от вала коробки передач или раздаточной коробки к валу ведущего моста автомобиля при изменяю­щихся углах и расстояниях между ними.

На трехосных автомобилях КамАЗ кру­тящий момент к промежуточному и задне­му ведущим мостам подводится одним об­щим валом

От промежуточного моста, который является проходным, крутящий момент на задний мост передается допол­нительным карданным валом.

Карданная передача автомобиля Камаз

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента к отдельным агрегатам и механизмам (со­единение коробки передач с раздаточной коробкой, привод лебедки, соединение вала и левой колонки с рулевым механизмом).

На автомобилях повышенной проходи­мости с ведущим передним мостом в при­воде передних управляемых колес приме­нены карданные шарниры равных угловых скоростей.

Устройство карданной передачи. Кар­данная передача состоит из валов и кар­данных шарниров.

Все шарниры кардан-вой передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и кресто­вины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение игольчатых подшипников осуществляется двумя сальниками и сальником радиаль­ного уплотнения, встроенным в обойму подшипника, и двухкромочным сальником торцового уплотнения.

При равномерном вращении ведущей вилки ведомая вращается неравномерно.

За один оборот карданного вала ведомая вилка при вращении дважды обгоняет ведущую и дважды отстает от нее. Вслед­ствие этого возникают дополнительные нагрузки на детали главной передачи, дифференциала, полуосей и колес, увели­чивается их изнашивание.

Чтобы устра­нить неравномерное вращение ведомого вала, применяют карданную передачу, в которой на обоих концах вала устанавли­вают карданные шарниры.

При установке вилок обоих карданных шарниров на валу в одной плоскости неравномерность враще­ния, создаваемая первым карданным шар­ниром, будет выравниваться вторым шар­ниром.

Для уменьшения вибрации выполняют динамическую балансировку карданного вала в сборе с карданными шарнирами.

Дисбаланс устраняют приваркой баланси­ровочных пластин или их установкой под стопорную пластину болтов крепления крышек карданных шарниров.

Карданная передача автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105, имеющих ко­лесную формулу 6Х 6 с последовательным сквозным приводом задних мостов, показа­на на рис. 1. Она состоит из четырех карданных валов и основного вала 2 между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала 3 привода промежуточного моста и вала 1 привода переднего моста. Про­межуточный мост имеет сквозной вал глав­ной передачи, который через карданный вал 4 передает крутящий момент заднему ведущему мосту.

Кардан Камаз

В конструкции карданных валов (рис. 1) применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходи­мое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазки карданные валы в местах соединения герметизированы.

Смазка удерживается во внутренней по­лости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также рези­новыми и войлочными кольцами 10 и 8, которые поджимаются гайкой 6 саль­ника.

Карданные валы собирают так, чтобы их неподвижные и скользящие вилки рас­полагались в одной плоскости. Для этой цели на шлицевых втулках карданных ва­лов и на скользящих вилках выбиты стрел­ки. Необходимо, чтобы эти стрелки были совмещены.

Балансировка карданных валов перед­него, промежуточного и задних мостов осуществляется приваркой балансировоч­ных пластин.

Основной карданный вал балансируется подкладыванием баланси­ровочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

В приводе к передним ведущим управ­ляемым колесам передних мостов автомо­билей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105 приме­нены карданные шарниры кулачкового типа. Они передают крутящие моменты от главной передачи передним колесам, обес­печивают равенство угловых скоростей полуосевых шестерен главной передачи передних колес при их повороте на значи­тельный угол.

Схема карданных валов камаз

На автомобиле КамАЗ-5320 карданная передача обеспечивает привод к среднему ведущему мосту и привод к заднему мосту II, которые связаны через проходной средний ведущий мост, выполняющий функции промежуточной опоры.

Каждая из передач состоит из карданного вала, переднего карданного шарнира, соединенного с карданным валом шлицевым соединением, и заднего карданного шарнира, имеющего фланцевое соединение с ведущим валом межосевого дифференциала (картером дифференциала), а для заднего моста — с ведущим валом главной передачи. На автомобиле применена карданная передача открытого типа.


Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 4.18. Карданная передача автомобиля КамАЗ-5320:
I — карданная передача к среднему ведущему мосту; II — карданная передача к заднему мосту; 1, 4 — карданные шарниры; 2 — шлицевое соединение; 3 — карданный вал; 5 — средний ведущий мост; 6 — задний ведущий мост

Устройство карданной передачи показано на рис. 4.19. На одном конце трубчатого карданного вала приварена вилка, на другом — шлицевая втулка. Карданные валы тщательно динамически балансируются. Дисбаланс устраняют балансировочными пластинами, которые приваривают к концам трубы вала и шлицевой втулки. Правильное взаимное положение вилки с шлицевым валом относительно карданного вала в сбалансированном комплексе отмечается выбитыми на них стрелками, которые надо совмещать при сборке карданной передачи.

В карданной передаче автомобиля КамАЗ-5320 применены жесткие карданные шарниры неравных угловых скоростей открытого типа. Каждый такой шарнир состоит из двух вилок — вилки с фланцем и вилки с шлицевым валом. В расточках вилок установлена крестовина, относительно шипов которой вилки могут поворачиваться. Возможность поворота вилок относительно взаимно перендикулярно расположенных шипов крестовины обеспечивает передачу вращения (крутящего момента) от одного вала к другому при переменном угле между валами. Вилка фланцем крепится к фланцу вторичного вала коробки передач. Вилка шлицевым валом соединяется со шлицевой втулкой карданного вала. Шлице-вое соединение карданного вала герметичное. Смазка во внутренней полости вала удерживается от вытекания заглушкой, а также резиновым и войлочным кольцами, которые прижимаются гайкой сальникового устройства.

Шарнирное соединение вилок с крестовиной выполнено на игольчатых подшипниках. В стакане размещены игольчатые подшипники, внутренней беговой поверхностью которых служат шипы крестовины. Каждый стакан подшипника крестовины зафиксирован в вилке от проворачивания и смещения в осевом направлении. Через сверления в шипах крестовины к подшипникам подводится смазка. В центре крестовины имеется масленка. В полости подшипников смазка удерживается комбинированным уплотнением, которое состоит из резинового самоподжимного сальника радиального уплотнения и двухкромочного торцевого сальника, напрессованного на шип крестовины. Все карданные шарниры одинаковы по общему устройству, но у заднего конца карданного вала нет шлицевого соединения.


Рис. 4.19. Устройство карданной передачи


Рис. 4.20. Карданная передача автомобиля Урал-4320:
1 — передача к раздаточной коробке; 2,4,6 — валы передачи к лебедке; 3,5 — промежуточные опоры карданной передачи к лебедке; 7 — передача к заднему мосту; 8 — передача к среднему мосту; 9 — передача к переднему мосту

Карданная передача автомобиля Урал-4320 (рис. 4.20) состоит из передачи к раздаточной коробке, передачи к среднему, заднему и переднему ведущим мостам. После модернизации главных передач среднего и заднего ведущих мостов Урал-4320 карданные валы привода к ним укорочены по сравнению с машинами предшествующего выпуска. Кроме того, от раздаточной коробки крутящий момент передается к лебедке карданной передачей, состоящей из трех валов с карданными шарнирами и двух промежуточных опор.

Карданная передача автомобиля КамАЗ-4310 по общей схеме аналогична карданной передаче автомобиля Урал-4320 и состоит из четырех карданных валов: вала между коробкой передач и раздаточной коробкой, валов привода переднего, среднего и заднего ведущих мостов. Карданная передача открытого типа по устройству также аналогична описанной Еыше для автомобиля КамАЗ-5320, но отличается размерами валов, присоединительными фланцами и усиленной защитой шлицевых соединений от попадания влаги и грязи.

Карданные передачи необходимо собирать таким образом, чтобы неподвижные и скользящие вилки карданов валов располагались в одной плоскости. Для этой цели на шлицевых втулках карданных валов и скользящих вилках выбиты стрелки. Необходимо эти стрелки совмещать.

Балансировка карданных валов привода к ведущим мостам осуществляется приваркой балансировочных пластин. Карданная передача между коробкой передач и раздаточной коробкой балансируется установкой балансировочных пластин иод стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Схема карданных передач автомобиля КАМАЗ зависит от колесной формулы (см. табл. 29).
Комплекты карданных валов для конкретных автомобилей зависят от колесной базы и передаваемого момента (см. табл. 30).
Карданная передача автомобилей 6х4 (рис. 173) состоит из двух карданных валов: привода промежуточного 2 и заднего 4 мостов.
Карданная передача полноприводных автомобилей (рис. 172) состоит из четырех карданных валов: основного вала между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала привода промежуточного моста, вала привода заднего моста и вала привода переднего моста.
Карданные валы (рис. 174 и 175) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.
Все шарниры карданной передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.
Уплотнение (рис. 176) игольчатых подшипников
комбинированное. Оно состоит из резиновой само-поджимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.
В конструкции карданных валов применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы. Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой.
На автомобилях КАМАЗ-53229,КАМАЗ-55111, КАМАЗ-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.
Порядок эксплуатации, технического обслуживания и ремонта аналогичен изложенному в соответствующих разделах Руководства по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ типа 6х4.


Техническое обслуживание


При сервисе 2:
— проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, зазор не допускается;
— закрепить фланцы карданных валов.
Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов должны быть затянуты с моментом 80—90 Н.м (8—9 кгс- м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Н.м (6—7 кгс- м), болты крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Н.м (12—14 кгс. м);
— смазать шарниры карданных валов.

При сервисе С проверить наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается.
При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину. Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.

Раздаточная коробка и карданные валы грузовых автомобилей Камаз-4310, 43118

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 (рис.1) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки.

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки.

Картер раздаточной коробки Камаз литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности.

В гнездо заднего торца картера раздаточной коробки Камаз-4310 установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках.

На шлицах выходного вала раздатки Камаз-4310 закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки.

Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности Камаз включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.

Редуктор раздаточной коробки Камаз состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.

Первичный и промежуточный валы раздатки Камаз-4310 вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках.

Шариковый подшипник 3 первичного вала раздаточной коробки Камаз-4310 воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором. К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности. Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.

Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и корончатым 20 зубчатыми колесами, корончатое зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста.

При работающем (разблокированном) в раздаточной коробки Камаз дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.


Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310

1 – фланец первичного вала: 2 – первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 – подшипники; 5 – ведущее зубчатое колесо; 6 – крышка верхнего люка; 7 – зубчатое колесо отбора мощности; 9 – муфта включения коробки отбора мощности; 10 – коробка отбора мощности; 11 – маслосборник; 12 – зубчатое колесо низшей передачи; 14 – крышка подшипника; 15 – сателлит; 18 – вал привода задних мостов; 19 – задняя обойма дифференциала; 20 – корончатое зубчатое колесо; 21 – зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 – солнечное зубчатое колесо; 23 – передняя обойма; 24 – картер раздаточной коробки; 25 – зубчатое колесо высшей передачи: 20 – крышка картера раздаточной коробки; 27 – магнитная пробка; 28, 30. 41 – муфты; 31 – ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 – вал привода переднего моста; 33 – вилка; 34– пружина: 35 – шток; 36 – мембрана: 37 — выключатель; 38 – стопорный болт; 39 – промежуточный вал; 42 –зубчатое колесо постоянного зацепления

На модернизированных полноприводных автомобилях Камаз в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения:

– вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025;

– усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А;

– вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);

– объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).

Переключение передач в раздаточной коробке Камаз осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис.2), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.

При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис.1.


Рис.2. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз-4310

1– кран переключения передач; 2 – сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 – механизмы переключения передач: 4 – выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 – штоки; 6, 13 – нажимные пружины; 7, 11 - возвратные пружины; 8, 10 – стаканы; 9 – пневмопроводы; 15 – шарик; 16 – штифт; а – к муфте 41 (рис.1), b – к муфте 28 (рис.1)

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис.1) перемещается вправо.

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой (раздаткой) Камаз-4310 подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.

При этом муфты 41 и 28 (см. рис.1) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис.2), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.

При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов К и 8 в крышки. При этом воздух из механизмов переключения выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.

Включение блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки Камаз осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Механизм блокировки дифференциала раздатки Камаз включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов раздаточной коробки — разбрызгиванием.

Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки Камаз-4310 имеется маслосборник 11 (см. рис.1), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.

Карданные валы грузовых автомобилей Камаз

Схема карданных передач автомобиля Камаз зависит от колесной формулы. Карданная передача автомобилей Камаз 6х4 (рис.3) состоит из двух карданных валов: кардана привода промежуточного 2 и заднего кардана 4 мостов Камаз.

Карданная передача полноприводных автомобилей (рис.1) состоит из четырех карданных валов: основного вала карданного Камаз между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала карданного Камаз привода промежуточного моста, кардана привода заднего моста и вала привода переднего моста.


Рис.1. Карданная передача Камаз

1 – вал карданный привода переднего моста; 2 – основной кардан; 3 – вал карданный привода промежуточного моста; 4 – кардан привода заднего моста


Рис.2. Карданный вал Камаз

1 – фланец-вилка; 2 – игольчатый подшипник; 3 – уплотнение; 4 – крестовина; 5 – скользящая вилка; 6 – гайка; 7, 9, 11 – разрезные шайбы; 8 – войлочное кольцо; 10 – резиновое кольцо; 12 – вал; 13 – стопорная пластина; 14 – опорная пластина


Рис.3. Карданная передача автомобиля Камаз

1 - вал карданный Камаз привода промежуточного моста; 2 - мост промежуточный; 3 - кардан Камаз привода заднего моста; 4 - мост задний


Рис.4. Кардан Камаз

1 - фланец-вилка; 2 - вилка скользящая; 3 - гайка; 4 - вал; 5 - пластина замочная; 6 - пластина опорная; 7 - подшипник игольчатый; 8 -уплотнение торцевое; 9 - манжета радиального уплотнения; 10 - манжета торцевая; 11 - масленка; 12 - крестовина


Рис. 5. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины кардана Камаз

1 – стакан подшипника; 2 – манжета радиального уплотнения; 3 – манжета торцовая; 4 – шип крестовины

Карданные валы Камаз (рис.3 и 4) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все шарниры карданной передачи Камаз состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение (рис.5) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.

В конструкции карданных валов Камаз применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы.

Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой.

На автомобилях Камаз-53229, Камаз-55111, Камаз-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.

Техобслуживание и ремонт карданов автомобилей Камаз

При сервисном обслуживании:

— проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, зазор не допускается;

— закрепить фланцы карданных валов.

Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов Камаз должны быть затянуты с моментом 80—90 Нм (8—9 кгс/м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Нм (6—7 кгс/м), болты крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Нм (12—14 кг/см);

— смазать шарниры карданных валов

Проверить наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается.

При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины кардана Камаз нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину.

Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.

Карданные валы Камаз рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Перед разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин.

Для снятия подшипников карданных валов Камаз следует использовать съемник. Предварительно надо снять опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть болты.

Ввернуть болты съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником в подшипник, ввернуть винт в траверсу до выпрессовки смежного подшипника на 15—20 мм.

Свернуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать манжеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку.

Для снятия крестовины шарнира кардана Камаз необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вилки вала.

Сборку шарнира кардана Камаз следует производить только с использованием новых или вполне пригодных манжет из числа снятых ранее.

Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно заполнить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой в количестве 4 г на каждое отверстие крестовины основного вала и вала привода Камаз промежуточного моста, 2 г на каждое отверстие крестовины вала привода переднего и заднего мостов.

Напрессовку торцовых манжет рекомендуется производить с использованием специальных оправок.

Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить 2 г консистентной смазки в полость между рабочими кромками торцовой манжеты.

В игольчатые подшипники перед сборкой заложить в каждый подшипник карданных валов Камаз привода переднего и заднего мостов 4 г консистентной смазки;

— в каждый подшипник основного вала — 4,5 г;

— в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста — 6,5 г.

Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:

— торцовые манжеты предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа;

— крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты.

Сборку шарнира кардана Камаз с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установить опорные и стопорные пластины. Болты затянуть с моментом 14—17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.

Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены;

Смазать шарниры с помощью пресс-масленок, заложив в полость шарниров основного вала 80 г смазки, вала привода переднего моста — 40 г, промежуточного — 96 г, заднего — 50 г.

Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала Камаз, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий смазочный материал и снова собрать вал.

Во время сборки карданного вала Камаз надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.

При смазывании шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить 400 г смазки Литол-24, а в полость шлицевой втулки основного вала — 150 г, вала привода переднего и заднего мостов по 200 г смазочного материала.

Для того, чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке крепления манжеты шлицевого соединения.

После замены деталей следует динамически отбалансировать карданные валы Камаз при 2000 мин-1 с точностью:

- 35 г/см — для карданных валов привода переднего и заднего мостов;

- 50 г/см — для основного карданного вала;

- 100 г/см — для карданного вала промежуточного моста.

Балансировка карданных валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов Камаз осуществляется приваркой балансировочных пластин.

Основной кардан Камаз балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Устройство карданной передачи Камаз-4308

Для автомобилей Камаз-4308 с колесной формулой 4x2 применяются сочленённые трехшарнирные карданные валы с промежуточной опорой, состоящие из двух валов: одношарнирного промежуточного и двухшарнирного карданного вала привода заднего моста с изменяемой длиной.


Рис. 22. Схема карданной передачи автомобиля Камаз-4308 с удлиненной базой

1 - карданный вал промежуточный одношарнирный; 2 - промежуточная опора; 3 - карданный вал привода заднего моста двухшарнирный.

Карданный вал Камаз-4308 промежуточный с опорой

Карданный вал Камаз-4308 с промежуточной опорой имеет один шарнир и применяется в комплекте с двухшарнирным валом, балансируются они в комплекте.


Рис. 23. Промежуточный карданный вал Камаз-4308 с промежуточной опорой

1 - вал карданный; 2 - фланец с пылеотражателем; 3 - крестовина; 4 - уплотнение подшипника; 5 - обойма подшипника; 6 - подушка; 7 - крышка; 8 - фланец-вилка; 9 - пластина опорная; 11 - шайба тарельчатая; 12 - пресс-масленка; 13 - подшипник (311А); 19 - клапан предохранительный; 20 - гайка М39; 21 - манжета; 22 - манжета; 23 - подшипник крестовины.

К трубе промежуточного кардана Камаз-4308 (рис.23) с одного конца приварена вилка, с другого - вал шлицевой. На шлицевой вал установлен подшипник 13 шариковый 311А, фланец 2 с пылеотражателем, которые закреплены гайкой 20.

Гайка затягивается моментом 196. 235 Нм (20. 26 кг/см) и контрится отгибанием пояска гайки в паз кардана.

На подшипник установлена обойма 5 подшипника, на обойму резиновая подушка 6, подшипник с двух сторон защищен крышками 7 с манжетами 21 и 22.

Крышки соединены болтами со стопорными шайбами и гайками, которые затягиваются моментом 21,5. 24,5 Нм (2. 2,5 кг/см).

В полость подшипника вилки кардана Камаз-4308 при сборке закладывается 60-80 г смазки Литол. Левая манжета 21 имеет обозначение 864176, правая манжета 22 имеет обозначение 864180.

Манжеты отличаются друг от друга наклонной насечкой на рабочей кромке, которая направлена в разные стороны. Поэтому менять местами их нельзя.

Уплотнение игольчатых подшипников 23 крестовины комбинированное: резиновая самоподжимная двухкромочная манжета радиального уплотнения, встроенная в обойму подшипника, и двухкромочная торцевая манжета, напрессованная на шип крестовины.

Карданный вал заднего моста автомобиля Камаз-4308

Подшипники крестовины в проушинах вилок карданного вала заднего моста Камаз-4308 закрепляются стопорными кольцами 19, которыми также регулируется осевой зазор вдоль шипов крестовины в пределах 0,01. 0,05 мм.

Для регулировки зазора крестовины карданного вала заднего моста Камаз-4308 предусмотрен набор стопорных колец различной толщины

Кольцо 53205-2205040 - 2,0 (толщина в мм)

Следует отметить, что от точности регулировки зависит величина неустранимого дисбаланса. Чем меньше зазор, тем величина дисбаланса меньше, и наоборот.

При регулировке замеры производятся микрометром. По окончании регулировки вилки шарниров карданного вала заднего моста Камаз-4308 при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях должны плавно поворачиваться моментом не более 4,9 Нм (0,5 кг/см).


Рис. 24. Карданный вал привода заднего моста Камаз-4308

1 - карданный вал в сборе; 2 - гайка самоконтрящаяся М14x1,5 (251648); 3 - болт М12x1,5 (1/14220/31); 4 - вилка скользящая; 5 - втулка шлицевая; 6 - труба телескопического уплотнения; 7 - вилка приварная; 8 - петля; 9 - проволока; 10, 11 - пластина балансировочная.

Телескопическое шлицевое соединение кардана Камаз-4308 состоит из вилки скользящей 4 (рис. 24), выполненной заодно со шлицевым валом, и шлицевой втулки 5,сваренной с трубой 6 и вилкой приварной 7.

Шлицевая втулка по внутренним шлицам и наружному диаметру покрыта полиамидным покрытием (полиамид 11) с толщиной слоя 0,2. 0,3 мм.

Полиамидное покрытие износостойкое и имеет малый коэффициент трения по стали, поэтому при осевых перемещениях в шлицевом соединении сила трения значительно меньше, чем в традиционных конструкциях, таким образом, менее нагружены осевыми силами соединяемые агрегаты: коробка передач, ведущий мост.

На трубах приварены петли 8, которые служат для соединения карданного вала при транспортировке проволокой 9 диаметром 3-4 мм.

Карданные валы Камаз-4308 после сборки динамически балансируют при частоте вращения 2000 мин-1. Балансировка осуществляется установкой пластин балансировочных, закрепленных болтами.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта на трубах карданного вала выбиты стрелки, которые обязательно нужно совмещать при повторных сборках.

При установке карданных валов на автомобиль Камаз-4308 болты крепления 3 и самоконтрящиеся гайки 2 закрутить моментом 186. 206 нм (19. 21 кг/см).

Резиновую подушку охватывает штампованный хомут 15, сверху накладывается пластина 4. Пластина развальцовывается за края хомута, при этом должно быть обеспечена возможность осевого перемещения опоры.

Опора прикрепляется к специальному кронштейну 5, закрепленному на поперечине рамы. Болты 5 крепления M16 и самоконтрящиеся гайки 6 затягиваются моментом 280. 330 Нм (28,5. 30 кг/см).


Рис.25. Трехшарнирный карданный вал Камаз-4308 с промопорой

1 - карданный вал промежуточный; 2 - карданный вал привода заднего моста; Г - поверхности крепления промежуточной опоры при балансировке; Е - метки сбалансированного комплекта.

Техническое обслуживание и ремонт карданных валов автомобиля Камаз-4308

Техническое обслуживание карданов Камаз-4308 во время эксплуатации сводится к пополнению смазки в крестовинах и промежуточной опоре, смазке шлицевого соединения через пресс-маслёнку и проверке моментов затяжки болтов крепления фланцев.

Периодичность смазки: при ТО-2 в крестовинах и промежуточной опоре, при сезонном техническом обслуживании в шлицевом соединении.

Крестовины смазывать до появления свежей смазки из-под кромки уплотнения хотя бы одного подшипника, в шлицевое соединение сделать 10-15 «качков» шприца или 30-40 г из нагнетателя.

При СТО проверить наличие зазоров в шлицевом соединении карданных валов Камаз-4308 и в крестовинах. Ощутимый зазор не допускается.

Снимать и разбирать карданные валы необходимо только в случае неисправности для замены деталей. Шлицевое соединение ремонту не подлежит, при значительных износах карданный вал необходимо заменить новым.

Возможна замена крестовин в сборе с подшипниками. В запасные части крестовины поступают в сборе с подшипниками и пресс-маслёнками.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений карданных валов Камаз-4308

Гайки крепления фланцев трехшарнирного карданного вала, крепления фланцев карданных валов автомобилей Камаз-4308 с импортными валами - 186. 206 Нм (19. 21 кг/см).

Гайки крепления промежуточной опоры к кронштейну подвески - 280. 330 Нм (28,5. 30 кг/см).

Болты крепления балансировочных пластин - 31,4. 35,3 Нм (3,2. 3,6 кг/см).

Разборка карданных валов автомобилей Камаз-4308

Перед разборкой шлицевого соединения необходимо убедиться в сохранности меток на трубах карданных валов, если метки не обнаружены, то нанести новые ударным способом или краской, с тем, чтобы в дальнейшем, при сборке, их совместить.

Для разборки шарниров кардана Камаз-4308 необходим пресс усилием до 2т., т.к. подшипники в проушинах запрессованы с натягом. Перед разборкой рекомендуется выдержать шарнир в дизельном топливе или керосине до 30 мин.

Выпрессовывать подшипники крестовин ударным способом запрещается. После разборки шлицевое соединение промыть, а крестовины с подшипниками заменить новыми.

Сборка карданов Камаз-4308

Сборку шарниров карданных валов Камаз-4308 производить в следующей последовательности: перед сборкой в полость каждого подшипника заложить 11-13 г смазки, затем на крестовину установить торцевые уплотнения.

Завести крестовину в проушины вилки, запрессовать один из подшипников в проушину вилки на прессе, плавно поднимая усилие запрессовки. При сборке не применять ударный метод, это приведет к разрушению полиамидной шайбы на донышке подшипника.

В канавку вилки установить стопорное кольцо, желательно среднего размера, из набора колец. Перевернуть крестовину и, воздействуя прессом на шип крестовины через отверстие в проушине, переместить подшипник до упора в поставленное стопорное кольцо.

Затем запрессовать второй подшипник до упора в торец шипа крестовины карданного вала Камаз-4308, замерить размер «Б» от торца подшипника до буртика канавки, при этом точность замера должна быть не менее 0,01 мм.

Подобрать размер стопорного кольца из набора, обеспечив зазор между стопорным кольцом и буртиком канавки 0,01. 0,05 мм. Возможен метод замера зазора набором щупов, толщиной от 1,97 до 2,11 мм через каждые 0,005 мм.

При отсутствии возможности точного замера названного зазора можно устанавливать стопорные кольца подбором, начиная с наибольшей толщины, последовательно переходя к меньшему размеру.

Вслед за непроходным следующее по размеру проходное кольцо должно войти в канавку под действием сил упругости. Таким же способом собираются следующие два шипа крестовины.

После сборки вилки шарниров кардана Камаз-4308 при вращении их вокруг шипов крестовин в обоих направлениях вручную должны плавно поворачиваться. Момент поворота должен быть не более 5 Нм (0,5 кг/см).

Заменить уплотнение шлицевого соединения, предварительно раскернив обойму. Перед соединением шлицы карданного вала смазать смазкой Литол 24. При соединении совместить метки, выбитые на трубах карданного вала.

Неправильное соединение шлицевого соединения, при котором вилки карданного вала окажутся развернутыми, приводит к значительному неравномерному вращению ведомых валов соединяемых агрегатов, что приводит к резонансному явлению и разрушению деталей, например, в коробке передач могут разрушиться синхронизаторы 2-3 передачи.

После замены деталей карданные валы Камаз-4308 необходимо динамически отбалансировать при 2000 мин-1, не менее. Допустимый дисбаланс для карданного вала заднего моста 35 гсм.

При любой установке карданного вала допустимый дисбаланс должен быть не больше 180 г.см. После балансировки нанести метки на трубах карданных валов друг против друга для отметки сбалансированного комплекта.

Схема карданных валов камаз

Раздаточная коробка Камаз

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 (рис.1) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки.

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки.

Картер раздаточной коробки Камаз литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности.

В гнездо заднего торца картера раздаточной коробки Камаз-4310 установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках.

На шлицах выходного вала раздатки Камаз-4310 закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки.

Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности Камаз включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.

Редуктор раздаточной коробки Камаз состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.

Первичный и промежуточный валы раздатки Камаз-4310 вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках.

Шариковый подшипник 3 первичного вала раздаточной коробки Камаз-4310 воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором. К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности. Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.

Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и корончатым 20 зубчатыми колесами, корончатое зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста.

При работающем (разблокированном) в раздаточной коробки Камаз дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.


Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310

1 – фланец первичного вала: 2 – первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 – подшипники; 5 – ведущее зубчатое колесо; 6 – крышка верхнего люка; 7 – зубчатое колесо отбора мощности; 9 – муфта включения коробки отбора мощности; 10 – коробка отбора мощности; 11 – маслосборник; 12 – зубчатое колесо низшей передачи; 14 – крышка подшипника; 15 – сателлит; 18 – вал привода задних мостов; 19 – задняя обойма дифференциала; 20 – корончатое зубчатое колесо; 21 – зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 – солнечное зубчатое колесо; 23 – передняя обойма; 24 – картер раздаточной коробки; 25 – зубчатое колесо высшей передачи: 20 – крышка картера раздаточной коробки; 27 – магнитная пробка; 28, 30. 41 – муфты; 31 – ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 – вал привода переднего моста; 33 – вилка; 34– пружина: 35 – шток; 36 – мембрана: 37 — выключатель; 38 – стопорный болт; 39 – промежуточный вал; 42 –зубчатое колесо постоянного зацепления

На модернизированных полноприводных автомобилях Камаз в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения:

– вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025;

– усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А;

– вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);

– объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).

Переключение передач в раздаточной коробке Камаз осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис.2), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.

При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис.1.


Рис.2. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз-4310

1– кран переключения передач; 2 – сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 – механизмы переключения передач: 4 – выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 – штоки; 6, 13 – нажимные пружины; 7, 11 - возвратные пружины; 8, 10 – стаканы; 9 – пневмопроводы; 15 – шарик; 16 – штифт; а – к муфте 41 (рис.1), b – к муфте 28 (рис.1)

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис.1) перемещается вправо.

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой (раздаткой) Камаз-4310 подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.

При этом муфты 41 и 28 (см. рис.1) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис.2), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.

При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов К и 8 в крышки. При этом воздух из механизмов переключения выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.

Включение блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки Камаз осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Механизм блокировки дифференциала раздатки Камаз включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов раздаточной коробки — разбрызгиванием.

Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки Камаз-4310 имеется маслосборник 11 (см. рис.1), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.

Карданная передача Камаз

Схема карданных передач автомобиля Камаз зависит от колесной формулы. Карданная передача автомобилей Камаз 6х4 (рис.3) состоит из двух карданных валов: кардана привода промежуточного 2 и заднего кардана 4 мостов Камаз.

Карданная передача полноприводных автомобилей (рис.1) состоит из четырех карданных валов: основного вала карданного Камаз между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала карданного Камаз привода промежуточного моста, кардана привода заднего моста и вала привода переднего моста.


Рис.1. Карданная передача Камаз

1 – вал карданный привода переднего моста; 2 – основной кардан; 3 – вал карданный привода промежуточного моста; 4 – кардан привода заднего моста


Рис.2. Карданный вал Камаз

1 – фланец-вилка; 2 – игольчатый подшипник; 3 – уплотнение; 4 – крестовина; 5 – скользящая вилка; 6 – гайка; 7, 9, 11 – разрезные шайбы; 8 – войлочное кольцо; 10 – резиновое кольцо; 12 – вал; 13 – стопорная пластина; 14 – опорная пластина


Рис.3. Карданная передача Камаз

1 - вал карданный Камаз привода промежуточного моста; 2 - мост промежуточный; 3 - кардан Камаз привода заднего моста; 4 - мост задний


Рис.4. Кардан Камаз

1 - фланец-вилка; 2 - вилка скользящая; 3 - гайка; 4 - вал; 5 - пластина замочная; 6 - пластина опорная; 7 - подшипник игольчатый; 8 -уплотнение торцевое; 9 - манжета радиального уплотнения; 10 - манжета торцевая; 11 - масленка; 12 - крестовина


Рис. 5. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины кардана Камаз

1 – стакан подшипника; 2 – манжета радиального уплотнения; 3 – манжета торцовая; 4 – шип крестовины

Карданные валы Камаз (рис.3 и 4) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все шарниры карданной передачи Камаз состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение (рис.5) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.

В конструкции карданных валов Камаз применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы.

Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой.

На автомобилях Камаз-53229, Камаз-55111, Камаз-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.

Техобслуживание и ремонт карданов Камаз

При сервисном обслуживании:

— проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, зазор не допускается;

— закрепить фланцы карданных валов.

Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов Камаз должны быть затянуты с моментом 80—90 Нм (8—9 кгс/м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Нм (6—7 кгс/м), болты крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Н.м (12—14 кгс. м);

— смазать шарниры карданных валов

Проверить наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается.

При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины кардана Камаз нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину.

Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.

Карданные валы Камаз рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Перед разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин.

Для снятия подшипников карданных валов Камаз следует использовать съемник. Предварительно надо снять опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть болты.

Ввернуть болты съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником в подшипник, ввернуть винт в траверсу до выпрессовки смежного подшипника на 15—20 мм.

Свернуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать манжеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку.

Для снятия крестовины шарнира кардана Камаз необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вилки вала.

Сборку шарнира кардана Камаз следует производить только с использованием новых или вполне пригодных манжет из числа снятых ранее.

Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно заполнить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой в количестве 4 г на каждое отверстие крестовины основного вала и вала привода Камаз промежуточного моста, 2 г на каждое отверстие крестовины вала привода переднего и заднего мостов.

Напрессовку торцовых манжет рекомендуется производить с использованием специальных оправок.

Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить 2 г консистентной смазки в полость между рабочими кромками торцовой манжеты.

В игольчатые подшипники перед сборкой заложить в каждый подшипник карданных валов Камаз привода переднего и заднего мостов 4 г консистентной смазки;

— в каждый подшипник основного вала — 4,5 г;

— в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста — 6,5 г.

Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:

— торцовые манжеты предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа;

— крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты.

Сборку шарнира кардана Камаз с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установить опорные и стопорные пластины. Болты затянуть с моментом 14—17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.

Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены;

Смазать шарниры с помощью пресс-масленок, зало­жив в полость шарниров основного вала 80 г смазки, вала привода переднего моста — 40 г, промежуточного — 96 г, заднего — 50 г.

Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала Камаз, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий смазочный материал и снова собрать вал.

Во время сборки карданного вала Камаз надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.

При смазывании шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить 400 г смазки Литол-24, а в полость шлицевой втулки основного вала — 150 г, вала привода переднего и заднего мостов по 200 г смазочного материала.

Для того, чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке крепления манжеты шлицевого соединения.

После замены деталей следует динамически отбалансировать карданные валы Камаз при 2000 мин-1 с точностью:

- 35 г/см — для карданных валов привода переднего и заднего мостов;

- 50 г/см — для основного карданного вала;

- 100 г/см — для карданного вала промежуточного моста.

Балансировка карданных валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов Камаз осуществляется приваркой балансировочных пластин.

Основной кардан Камаз балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

Читайте также: