Установите правильное соответствие михаил романов алексей михайлович протопоп богдан

Обновлено: 05.07.2024

Тест по истории России Политическое развитие страны 7 класс

Тест по истории России Политическое развитие страны. Власть и церковь. Церковный раскол 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Для внутренней политики царя Михаила Фёдоровича Романова характерно

1) усиление роли Земского собора
2) укрепление самодержавия
3) прекращение заседаний Боярской думы
4) расширение прав податных сословий

2. Какое событие произошло в 1645 г.?

1) воцарение Алексея Михайловича
2) издание Соборного уложения
3) создание первых приказов
4) отмена местничества

3. Какое событие из названных связано с именем Филарета?

1) прекращение созыва Земских соборов
2) церковная реформа
3) правление Михаила Романова
4) усиление власти Алексея Михайловича

4. Когда Никон был лишён сана патриарха?

1) в 1649 г.
2) в 1651 г.
3) в 1666 г.
4) в 1681 г.

5. Установите соответствие между понятием и определением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятие

А) стан
Б) реформа
В) приказ

Определение

1) орган центрального управления, занимающийся исполнением указов царя
2) преобразование, начинающееся по инициативе правительства
3) административно-территориальная единица

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В результате церковной реформы

1) появились монастыри
2) отменено местничество
3) введено патриаршество
4) введены новые обряды церковной службы

7. Какое событие из перечисленных связано с именами Аввакума и боярыни Моро­зовой?

1) создание Соборного уложения
2) появление старообрядчества
3) разработка новых церковных обрядов
4) основание Соловецкого монастыря

8. Отметьте причину разногласий между Никоном и Алексеем Михайловичем.

1) недовольство царя церковной реформой
2) стремление патриарха вмешиваться во внутреннюю политику царя
3) желание Константинопольской патриархии превратить Русскую православную церковь в митрополию
4) недовольство патриарха усилением крепостного права

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запи­шите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

1) церковный Собор, одобривший церковную реформу и осудивший Никона
2) церковный Собор, приговоривший Аввакума к смерти
3) разрыв патриарха и царя
4) избрание Филарета патриархом

10. Сыском преступников занимался приказ

1) Большого дворца
2) Разбойный
3) тайных дел
4) Казачий

Вариант 2

1. Для внутренней политики царя Алексея Михайловича Романова характерно (а)

1) усиление влияния бояр в органах центральной власти
2) ужесточение наказания за религиозные преступления
3) расширение полномочий органов местного самоуправления
4) борьба с церковными нововведениями

2. Какое событие из перечисленных произошло в 1682 г.?

1) раскол Русской православной церкви
2) разработка Соборного уложения
3) восстание в Новгороде
4) казнь Аввакума

3. С именем князя Н. Одоевского связано (а)

1) заключение Плюсского перемирия
2) разработка Соборного уложения
3) деятельность приказа Большого дворца
4) прекращение созывов Земских соборов

4. Когда Никон самовольно оставил патриаршью кафедру?

1) в 1645 г.
2) в 1658 г.
3) в 1666 г.
4) в 1682 г.

5. Установите соответствие между приказом и сферой его деятельности: к каждой по­зиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Приказ

А) Разрядный
Б) Поместный
В) Казённый

Сфера деятельности

1) сохранность ценностей и вещей царской семьи
2) земельные пожалования и сбор налогов с владений дворян и бояр
3) распределение дворян и бояр на царскую службу

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В Соборном уложении содержалось положение о

1) защите чести царя
2) праве бояр не поступать на службу царю
3) праве помещиков продавать свои земли
4) разрешении старообрядчества

7. Какое из перечисленных событий связано с именем Аввакума?

1) создание Соборного уложения
2) церковная реформа
3) создание Новоторгового устава
4) деятельность Посольского приказа

8. Укажите положение, характеризующее внутреннюю политику Алексея Михай­ловича.

1) создание приказов
2) отмена Юрьева дня
3) введение местничества
4) увеличение представительства дворян в Боярской думе

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запи­шите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

1) введение в законодательство статей о преступлениях против религии
2) провозглашение Филарета патриархом
3) создание земских изб
4) созыв последнего Земского собора

10. Земельные владения, хозяин которых мог передавать их по наследству, называ­ются

1) вотчинными (вотчиной)
2) поместьями
3) отрубами
4) феодами

Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

Цель урока: закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период.

Основные понятия: самозванчество, смута, самодержавие, “бунташный” век, закрепощение крестьянства, раскол, старообрядцы, Соборное Уложение 1649 года, присоединение Украины к России, реформы государственного управления, новые явления в культуре.

Важнейшие даты: 1605 г. – воцарение Лжедмитрия I; 1609–1611 гг. – оборона Смоленска; 1612 г. – освобождение Москвы от поляков; 1613 г. – Земский Собор. Избрание на царство Михаила Романова; 1648 г. – начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. – Переяславская рада; 1654–1667 гг. – русско-польская война; 1686 г. – “Вечный мир” с Речью Посполитой; 1648 г. – морской поход С. Дежнева; 1649 г. – Соборное Уложение; 1654 г. – начало церковной реформы; 1670–1671 гг. – восстание Степана Разина; 1682 г. – отмена местничества; 1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии.

Выдающиеся личности: Василий Шуйский, Лжедмитрий, Филарет, Борис Годунов, Минин, Пожарский, Михаил Романов, Алексей Михайлович, И. Болотников, С. Разин, Никон, Аввакум, Богдан Хмельницкий, Ртищев, Ордин-Нащекин, Софья, Федор, Голицын.

I. Тестовые задания.

1. Что из названного было следствием Смуты?

1) Экономическое разорение страны,
2) пресечение царской династии,
3) установление местничества,
4) учреждение патриаршества.

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) правление Лжедмитрия I,
Б) избрание на престол Михаила Романова,
В) царствование Василия Шуйского,
Г) правление Семибоярщины.

3. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

1) 1617 г., 1618 г.
2) 1606 г., 1607 г.
3) 1670 г., 1671 г.
4) 1648 г., 1662 г.

4. Что из названного было результатом восстания в Москве 1662 г.?

1) Введение подушной подати.
2) Введение налога на соль.
3) Отмена медных денег.
4) Отмена урочных лет.

5. К главным особенностям народных движений ХVII в. нельзя отнести:

а) массовый состав участников;
б) многочисленность выступлений;
в) создание восставшими собственных армий;
г) поддержку движений из-за границы.

6. Государство, в котором власть монарха сочетается с существованием органов, составленных из депутатов от дворян, духовенства и горожан, называется:

а) абсолютной монархией;
б) конституционной монархией;
в) сословно-представительной монархией ;
г) олигархией.

7. Как называлась система замещения высших должностей в Московском государстве в XVI – конце XVII в.?

1) кормление;
2) местничество;
3) опричнина;
4) земщина.

8. Соборное уложение 1649 г. не предусматривало:

а) вечное право хозяев на розыск беглых крестьян;
б) увеличение срока розыска беглых крестьян до 9 лет;
в) защиту интересов богатых горожан;
г) введение понятия “государственное преступление.

9. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения крестьян. Запишите цифры в правильной последовательности.

1) Соборное уложение.
2) Указы о “заповедных летах”.
3) Судебник 1497 г.
4) указы об “урочных летах”.
Верный ответ: 3241

10. По условиям заключенного в 1617 г. Столбовского мирного договора Россия:

а) утратила выход к Балтийскому морю;
б) получила выход к Балтийскому морю;
в) возвратила смоленские земли;
г) утратила смоленские земли.

11. Производство, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, называется:

а) мануфактурой;
б) фабрикой;
в) заводом;
г) верфью.

12. Для экономического развития России в ХVII в. не было характерно:

а) формирование всероссийского рынка;
б) зарождение мануфактурного производства;
в) появление мелкотоварного производства;
г) формирование рынка свободной рабочей силы.

13. Протопоп Аввакум был:

а) одним из авторов церковной реформы;
б) царским духовником;
в) лидером противников церковной реформы;
г) наставником царских детей.

14. Усиление хозяйственных связей и обмен товаров между разными частями страны, основанный на экономической специализации территорий, называются:

а) протекционизмом;
б) всероссийским рынком;
в) мануфактурным производством;
г) ярмаркой.

15. Церковная реформа патриарха Никона не предусматривала:

а) исправление церковных книг;
б) введение крещения тремя пальцами;
в) замену земных поклонов поясными;
г) верховенство власти патриарха над властью царя.

16.Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей.

1) храм Василия Блаженного;
2) икона “Троица”;
3) Успенский собор Московского Кремля;
4) “Домострой”;
а) Симон Ушаков;
б) Аристотель Фьораванти;
в) Сильвестр;
г) Барма и Постник;
Ответ: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в.

II. Установите соответствие портретов и имен. (Презентация.)

III. Задания для фронтального опроса.

  1. Почему патриарх Филарет пришел к власти только в 1619 году, а не в 1613 году?
  2. Назовите европейских правителей, современников Филарета и Михаила Романова.
  3. Каким образом Россия вернула Новгород?
  4. Почему украинские казаки предпочли объединиться с Россией, а не с Польшей?
  5. Перечислите отличия типичного русского храма XVII в. От типичного храма XVI-XV вв. Назовите известные храмы XVII в.

IV. Исторические задачи.

1. Иван Сусанин завел в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей. Почему награда досталась мужу дочери, а не ей самой?

Ответ: В России почти любой счет шел от мужских душ. Права мужчин, таким образом, превалировали над бесправными женщинами.

2. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ориентировались на Западную Европу. Однако правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров т специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование. Почему?

Ответ: Церковь сопротивлялась всяким нововведениям. Она опасалась проникновения в русские души “западной заразы”, которая поколеблет и православие, и “русскость”, и, вероятно, их положение в обществе.

3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и напишите имя государя, к которому относится эта характеристика.

“Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец”.

Ответ: Алексей Михайлович

4. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите название этого документа.

“Также буде кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств”.

Ответ: Соборное Уложение 1649 г.

V. Впишите правильные буквы вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. Образованный человек должен грамотно писать понятия и термины.

1. С_кул_ризация
2. _бс_лютизм
3. Сем_б_ярщ_на
5. Д__скр__м__нация

1. Секуляризация – конфискация церковных земель.
2. Абсолютизм – форма правления в условиях феодального государства, когда царю, императору, монарху и т.п. принадлежит верховная власть.
3. Семибоярщина – правительство России после свержения В. Шуйского в 1610 г. (Милославские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Лыковы, Романовы, Шереметевы.)
5. Дискриминация – ущемление прав по тем или иным признакам.

8 кл 7

Олимпиада по истории. Школьный тур. 8 класс
ЗАДАНИЯ
1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события, согласно вашей логике, произошли в указанные годы:
1497, 1550, 1649.

2. Назовите российских императоров и императриц в хронологической последовательности, царствовавших в период дворцовых переворотов, указав годы правления.

3. Установите правильное соответствие:
1) «Тушинский вор» а) Лжедмитрий I
2) «Тишайший» царь б) Михаил Романов
3) «Испечен в польской печке, а заквашен в Москве» в) Лжедмитрий II
4) «Не способнейший, а удобнейший царь» г) Алексей Михайлович
5) «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок,
которого посылают спать» д) Павел I
е) Петр III
4. Установите соответствие между современниками:
1) Василий Шуйский а) протопоп Аввакум
2) Михаил Романов б) польский король Август II
3) патриарх Никон в) Г.А. Спиридов
4) Петр Первый г) патриарх Филарет
5) Петр III д) И. Болотников
6) А.Г. Орлов е) прусский король Фридрих II

5. О каких событиях отечественной истории повествует автор предложенного документа?
«И прочих наших на Москве жарили да пекли Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю.
Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать»

6. Кому из деятелей эпохи Возрождения принадлежат следующие изречения:
«Мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель.
Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
Когда прибор, сделанный винтом, сделан хорошо и быстро приводится во вращение – названный винт взвинчивается в воздух и поднимается вверх.
Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он может бросаться без опасности для себя с любой большой высоты.
Я не пишу о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю и не оглашаю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне море»

7. Закончите высказывание Вольтера:
«Самое большое счастье для людей, когда государь - »

8. Назовите храмовые комплексы и храмы Ярославля, построенные в XVII веке.

Олимпиада по истории. Школьный тур. 8 класс
ОТВЕТЫ
1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события, согласно вашей логике, произошли в указанные годы:
1497, 1550, 1649.
Высшая оценка: 5 баллов (2 балла за определение принципа и по одному баллу за определение даты).
Комментарий: принятие сводов законов Российского государства:
1497 - Судебник Ивана III, 1550 - Судебник Ивана IV, 1649 – Cоборное уложение.

2. Назовите российских императоров и императриц в хронологической последовательности, царствовавших в период дворцовых переворотов, указав годы правления.
Высшая оценка: 5 баллов (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).
Комментарий:
Екатерина I (1725-1727)
Петр II (1727-1730)
Анна Иоанновна (1
·730-1740)
Иван VI Антонович (1740-1741)
Елизавета Петровна (1741-1761)
Петр III (1761-1762)

3. Установите правильное соответствие:
1) «Тушинский вор» а) Лжедмитрий I
2) «Тишайший» царь б) Михаил Романов
3) «Испечен в польской печке, а заквашен в Москве» в) Лжедмитрий II
4) «Не способнейший, а удобнейший царь» г) Алексей Михайлович
5) «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок,
которого посылают спать» д) Павел I
е) Петр III
Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).
Комментарий: вгабе

4. Установите соответствие между современниками:
1) Василий Шуйский а) протопоп Аввакум
2) Михаил Романов б) польский король Август II
3) патриарх Никон в) Г.А. Спиридов
4) Петр Первый г) патриарх Филарет
5) Петр III д) И. Болотников
6) А.Г. Орлов е) прусский король Фридрих II
Высшая оценка: 5 баллов (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).
Комментарий: дгабев

5. О каких событиях отечественной истории повествует автор предложенного документа?
«И прочих наших на Москве жарили да пекли Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю.
Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать»
Высшая оценка: 3балла
Комментарий: церковный раскол середины XVII века.

6. Кому из деятелей эпохи Возрождения принадлежат следующие изречения:
«Мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель.
Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
Когда прибор, сделанный винтом, сделан хорошо и быстро приводится во вращение – названный винт взвинчивается в воздух и поднимается вверх.
Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он может бросаться без опасности для себя с любой большой высоты.
Я не пишу о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю и не оглашаю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне море»
Высшая оценка: 3 балла
Комментарий: Леонардо да Винчи

7. Закончите высказывание Вольтера:
«Самое большое счастье для людей, когда государь - »
Высшая оценка: 4 балла
Комментарий: философ

8. Назовите храмовые комплексы и храмы Ярославля, построенные в XVII веке.
Высшая оценка: по одному баллу за каждый правильный ответ
Комментарий: церковь Рождества Христова, церковь Ильи Пророка, храмовый комплекс в Коровниках, церковный комплекс Николы Мокрого, храмовый ансамбль – Толгский монастырь, церковь Иоанна Предтечи, церковь Михаила архангела, Варваринская церковь, церковь Спаса на Городу, церковь Николы Меленка, церковь Дмитрия Солунского.
15

Профессор Знаев

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Смутное время в России закончилось в 1613 году».

Аргументы в подтверждение:

• к 1613 году (осенью 1612 г.) польские интервенты были изгнаны из Москвы и с большей части захваченных ими территорий и утратили возможность подчинить себе Россию;

• в 1613 году был избран на царство Ми­хаил Романов, кандидатура которого устроила большинство представите­лей социальных групп, что способ­ствовало значительному ослаблению общественных противоречий;

• события, связанные с созданием второго ополчения (массовый при­ток добровольцев, активные пожерт­вования денежных средств и т.д.) и освобождением Москвы от поляков, свидетельствуют о преодолении об­щественных противоречий и как след­ствие о завершении Смуты.

Аргументы в опровержение:

• после 1613 года в течение еще не­скольких лет продолжалась война за освобождение западных и северо-за­падных русских земель от польских и шведских интервентов;

• после 1613 года правители соседних государств — польский королевич Владислав и шведский принц Карл- Филипп продолжали претендовать на русский престол;

• после 1613 года в течение еще не­скольких лет существовала угроза внутренней стабильности в России со стороны обосновавшихся в Астрахани И. М. Заруцкого, Марины Мнишек и ее малолетнего сына Ивана, которого определенная часть общества хотела видеть царем;

• после 1613 года в течение еще не­скольких лет в стране продолжались казацкие восстания (Заволочское вос­стание 1614-1615 годов и др.) и разгул бандитских шаек.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление Михаила Федоровича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• во время правления Михаила Федоро­вича на всей территории страны была установлена прочная государственная власть;

• во время правления Михаила Федо­ровича был в целом преодолен хозяй­ственный кризис;

• во время правления Михаила Федоро­вича армия России начала перестраи­ваться по европейскому образцу;

• во время правления Михаила Федо­ровича были присоединены большие территории и основано много новых городов в Сибири.

Аргументы в опровержение:

• при Михаиле Федоровиче Россия не смогла отвоевать у Речи Посполитой все земли, переданные ей в 1618 году;

• при Михаиле Федоровиче остался за­крытым выход к Балтийскому морю;

• при Михаиле Федоровиче продолжал­ся процесс закрепощения крестьян (увеличение срока урочных лет).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление Алексея Михайловича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• при Алексее Михайловиче была зна­чительно усовершенствована систе­ма государственного управления: основан целый ряд новых приказов: Рейтарский, Хлебный, Счетный, Литов­ский, Тайных дел и др.;

• при Алексее Михайловиче был введен Новоторговый устав, носивший про­текционистский характер;

• при Алексее Михайловиче армия Рос­сии продолжала перестраиваться по европейскому образцу;

• при Алексее Михайловиче был введен новый свод законов - Соборное уло­жение;

• при Алексее Михайловиче были присо­единены большие территории и осно­вано много новых городов в Сибири;

• при Алексее Михайловиче Россия смогла отвоевать у Речи Посполитой все земли, переданные ей в 1618 году, включая Смоленск.

Аргументы в опровержение:

• при Алексее Михайловиче остался за­крытым выход к Балтийскому морю;

• неудачная налоговая, финансовая и социальная политика привела к круп­ным народным выступлениям;

• церковная реформа вызвала раскол в обществе и преследования старо­обрядцев;

• при Алексее Михайловиче были окон­чательно закрепощены крестьяне.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Взгляды патриарха Никона и прото­попа Аввакума на проведение церков­ной реформы в значительной мере совпадали».

Аргументы в подтверждение:

• как Никон , так и Аввакум признавали необходимость унификации богослу­жебных книг и церковных обрядов;

• как Никон, так и Аввакум признава­ли необходимость улучшения нрав­ственности духовенства, борьбы со всем, что подрывало авторитет право­славных священников.

Аргументы в опровержение:

• Никон считал, что исправление цер­ковных книг необходимо провести по греческим образцам, а Аввакум выступал за исправление книг по древ­нерусским образцам;

• Никон считал, что необходимо про­вести исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами, а Аввакум выступал за следование образцам, сложившимся в русской иконописи;

• Никон считал, что необходимо уни­фицировать обряд богослужения по греческим образцам (крещение двоеперстием вместо троеперстия,

• единоголосие вместо многоголосия и т. п.), а Аввакум выступал за уни­фикацию обрядов по древнерусским образцам.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление Федора Алексеевича было очень успешным, поскольку он сделал много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• при Федоре Алексеевиче было от­менено местничество, отрицательно влиявшее на качество управления го­сударством;

• при Федоре Алексеевиче в целях цен­трализации государственного управ­ления некоторые смежные приказы были объединены;

• при Федоре Алексеевиче получили но­вое развитие полки «нового строя»;

• при Федоре Алексеевиче по итогам Бахчисарайского мирного договора 1681 года из-под контроля Османской империи вышло Запорожье;

• при Федоре Алексеевиче было основа­но много новых населенных пунктов в Сибири.

Аргументы в опровержение:

• при Федоре Алексеевиче продолжал оставаться закрытым выход к Балтий­скому морю;

• при Федоре Алексеевиче преследова­лись старообрядцы;

• попытка принудительной христиани­зации башкир привела в 1681 году к их восстанию.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Регентство Софьи Алексеевны было очень успешным, поскольку она сделала много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• при Софье Алексеевне было усмирено восстание башкир;

• при Софье Алексеевне в России ак­тивно распространялись образова­ние и наука, в 1687 году была основа­на первая в стране высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия;

• в 1686 году был подписан «Вечный мир» с Речью Посполитой;

• в 1689 году был подписан Нерчинский договор с Китаем, определивший гра­ницу между государствами по р. Ар гунь.

Аргументы в опровержение:

• при Софье Алексеевне жестко пре­следовались старообрядцы;

• при Софье Алексеевне не удалось по­лучить выход к Черному морю;

• при Софье Алексеевне по-прежнему оставалось недоступным Балтийское море.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Россия в XVII в. находилась в состоя­нии изоляции от экономических, воен­ных и культурных достижений стран Западной Европы».

Аргументы в подтверждение:

• в конце XVI века в Архангельск при­ходило 20 кораблей в год, в конце XVII века - 80; в Амстердам - сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;

• российская дипломатия в XVII веке не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);

• до 1710-х годов Россия не смогл a осво­ить производство современных видов вооружения, которыми уже обладали страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об от­сутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование про­изводственных технологий.

Аргументы в опровержение:

• крупные мануфактуры основывались иностранцами, что свидетельствует о заимствовании Россией передового опыта западноевропейских стран;

• в XVII веке в России появились сол­датские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;

• в Немецкой слободе служили офице­ры-иностранцы;

• происходило «обмирщение культу­ры»: уменьшалась ее зависимость от церкви; появлялись новые - свет­ские - сюжеты, темы и образы в лите­ратуре и искусстве; в России активно переводили книги европейских уче­ных; в 1670-х годах при царском дво­ре функционировал театр, созданный иностранцами. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.» Вариант 1 Часть 1

А2. Вечное право феодала на зависимых крестьян и запрещение перехода от одного хозяина к другому было установлено в:

а) Судебнике Ивана IV

б) указе о «заповедных годах»

в) указе об «урочных годах»

г) Соборном уложении

А3. Производство, основанное на разделении труда и использовании ручной техники:

а) фабрика в) мануфактура

б) мастерская г) мелкотоварное

А4. Церковная реформа привела к:

а) расколу в Русской православной церкви

б) большей зависимости духовной власти от светской

в) разделению властей между царем и патриархом

г) росту материальных богатств церкви

А5. Соборное уложение было принято в правление:

а) Федора Ивановича

б) Бориса Годунова

в) Михаила Романова

г) Алексея Михайловича

А6. Главным направлением внешней политики России до 1689 г.:

а) отношения с Османской империей

б) обеспечение безопасности от нападения на русские территории Крымского ханства

в) отношения с Речью Посполитой

А7. Самое крупное народное выступление в XVII в.:

в) восстание под предводительством С. Разина

г) Соловецкое восстание

А8. В местном управлении с начала XVII в.:

а) вводилось самоуправление

б) появились назначенные царем воеводы

в) установилась система кормления

г) усилилась роль представителей дома Романовых

А9. Кто из перечисленных ниже художников был крупнейшим мастером живописи XVII в.:

а) Симон Ушаков в) Василий Поярков

б) Борис Огурцов г) Симеон Полоцкий

А10. Наиболее яркими примерами «московского» барокко стали:

а) ансамбль Ростовского кремля

б) Успенская церковь Андреевского монастыря в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле

в) храм Вознесения в селе Коломенском, собор Василия Блаженного

г) колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях
Часть 2


В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.

В1. Что из перечисленного является причинами народных выступлений в XVII в.? Укажите три верных утверждения:

а) слабость центральной власти

б) закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

г) попытки ограничения казачьей вольности

д) церковный раскол и расправа со старообрядцами

е) прекращение деятельности Земских соборов


  1. 1613—1645 гг. а) правление Алексея Михайловича

  2. 1632—1634 гг. б) восстание под предводительством С. Разина

  3. 1645—1676 гг. в) правление Михаила Романова

  4. 1670—1671 гг. г) Смоленская война

Крестьянство делилось на две основные группы: 1)____________ и черносошных. Они работали на 2)___________, платили денежный и натуральный 3)__________.

Часть 3


Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

ВОЕВОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В зависимости от приказов была вся волостная администрация. В XVII в. выработался, наконец, в Московском государстве одно образный тип местного управления - воеводское управление. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов. воеводы совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть. Oни являлись, как гражданская власть, и администраторами, и судьям.

Все стороны местной жизни подлежали их ведению.

Воеводы имели свою канцелярию («приказная губа») и если ведали большой город и уезд, то имели «товарищей» в виде «меньших» воевод или дьяков. Руководствуясь инструкцией приказа, воевода пользовался большой властью в своем городе и в то же время вполне зависел от приказа. Следя за деятельностью воевод в XVII в., можно сказать, что к концу века их власть росла по отношению к населению и круг деятельности увеличивался. Правительственный элемент в областях, таким образом, приобретал в се больше значения; установленное же в XVI в. самоуправление су­живалось все более и более.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 464.

С1. Как историк С. Ф. Платонов характеризует воеводское управление?

С2. В чьем подчинении находились воеводства? Подтвердите свое мнение, используя материалы источника.

Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.»

Часть 1


Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Восстание под предводительством С. Разина проходило в:

А2. Новое для России сословие:

а) купечество в) стрельцы

б) промышленники г) казачество

А3. Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности, назывались:

а) монастырские в) черносошные

б) дворцовые г) помещичьи

А4. Церковную реформу провел патриарх:

а) Филарет в) Иоасаф

б) Иоасаф I г) Никон

А5. В течение XVII в. произошло:

а) усиление роли Земских соборов в жизни государства

б) окончательное оформление крепостничества

в) реформирование приказной системы

г) расширение полномочий Боярской думы

А6. «Бунташным веком» называют:

а) все XVI столетие

б) вторую половину XVI в.

в) первую половину XVII в.

г) весь XVII век

А7. Решение России принять в свой состав Украину привело к:

а) войне с Турцией

б) новой войне с Речью Посполитой

в) народным восстаниям

г) изменениям в управлении страной

А8. В течение XVII в. в состав России не вошла территория:

а) Восточной Сибири

б) Дальнего Востока

г) Левобережной Украины

А9. Из перечисленных был русским первопроходцем:

А10. Одним из самых ярких архитектурных памятников XVII в. является:

а) Теремной дворец Московского Кремля

б) Грановитая палата

в) храм Василия Блаженного

г) храм Вознесения в селе Коломенском

Часть 2


В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.

В1. Что из ниже перечисленного является новыми чертами в экономическом развитии страны в XVII в.? Укажите три верных утверждения:

а) усиление роли барщины и оброка

б) развитие фермерского хозяйства

в) превращение ремесла в мелкотоварное производство

г) крестьянские кустарные промыслы

д) формирование всероссийского рынка

е) формирование крупного феодального землевладения


  1. Михаил Романов а) заключение Зборовского мира с Речью Посполитой

  2. Алексей Михайлович б) Смоленская война

  3. протопоп Аввакум в) конфликт между церковью и светской властью

  4. Богдан Хмельницкий г) Соборное уложение

е) освободительная борьба украинского народа против Речи Посполитой

В3. Вставьте пропущенные слова:

Привилегированными группами населения России в XVII веке были служивые люди, которые

включали детей бояр, и 1)____________, а также стрельцов. К этой группе относилось также 2)___________. Государственные повинности несли посадские люди и 3)_______________.

Часть 3


Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

О НОВОМ ТОРГОВОМ УСТАВЕ

. При активном участии А. Ордин-Нащокина в 1667 г. был разработан Новый торговый устав, который предусматривал введе­ние более жесткого контроля за деятельностью иностранных ком­мерсантов. Теперь таможенные пошлины с них взимались только в валюте, а величина этих пошлин при провозе товаров во внутрен­ние районы страны резко возрастала.

Новый торговый устав создавал более благоприятные условия для подъема отечественной торговли. Это был чрезвычайно дейст­венный инструмент влияния и на внешнюю торговлю.

В XVII в. в торговле с Западной Европой Россия имела актив­ный торговый баланс, т. е. стоимость экспортных товаров заметно превышала стоимость товаров импортных. Это обеспечивало при­ток иностранной валюты в страну.

Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших со­седей. Т. 5. Ч. I. М.: «Аванта +», 2002. С. 476.

С1. Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Новом торговом уставе 1667 г.?

С2. Как вы считаете, с какой целью надо было принять соответ­ствующие меры?

Итоговый тест. Тема «Россия в XVII в.»

Часть 1


Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. С городскими восстаниями связаны даты:

а) 1653 г., 1654 г. в) 1666 г., 1667 г.

б) 1648 г., 1662 г. г) 1668 г., 1676 г.

А2. Конфликт церкви и светской власти был вызван:

а) несогласием Алексея Михайловича с церковной реформой

б) сложными личными отношениями между патриархом и царем

в) стремлением церкви занять господствующее положение в стране

г) ущемлением имущественных прав церкви

А3. Главная особенность торговли в XVII в.:

а) формирование всероссийского рынка

б) ликвидация таможенных барьеров

г) появление ярмарок

А4. Государственные повинности несли:

а) посадские люди и крестьяне

б) служивые люди и черносошные крестьяне

А5. Земские соборы перестали собираться после:

а) избрания Михаила Романова на царство

б) завершения Смуты

в) подавления восстания под предводительством С. Разина

г) принятия Украины в состав Российского государства

А6. Война России с Речью Посполитой завершилась:

а) Зборовским договором

б) Андрусовским перемирием

в) Кардисским миром

г) Деулинским перемирием

А7. О каком органе государственного управления го­ворится в документе?

«. В нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские. в тот Приказ бояре и душные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. »

а) Посольский приказ

б) Разрядный приказ

в) Приказ тайных дел

г) Поместный приказ

А8. Кому посвящено следующее обращение? «Ты упрям. вся наша Палестина, и сербы, и ал­банцы, и римляне, и поляки — все тремя перста­ми крестятся; один ты стоишь на своем. так не подобает»

а) патриарху Филарету

б) протопопу Аввакуму

г) дьякону Федору

А9. Современниками были:

а) Михаил Романов, Семен Дежнев

б) Филарет, Никита Демидов

в) Алексей Михайлович, патриарх Гермоген

г) Алексей Михайлович, Симон Ушаков

А10. В каком году произошло присоединение Украины к России?

а) в 1648 г. в) в 1682 г.

б) в 1654 г. г) в 1653 г.
Часть 2


В этой части содержатся задания В1-В3, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр, слова.

В1. Что из нижеперечисленного является основными изменениями в органах власти при первых Романовых? Укажите три верных утверждения:

а) из Боярской думы выделяется Ближняя дума и Расправная палата

б) усиление роли Боярской думы

в) увеличение числа приказов

г) введение наместничества

д) возникновение личной царской канцелярии — Приказа тайных дел

е) прекращение созыва Земских соборов

ж) превращение Земских соборов в постоянно действующий сословно-представительный орган

В2. Установите соответствие.

1) новые черты в экономике а) кустарные промыслы

России в XVII в. б) складывание всероссийского рынка

в) казенные мануфактуры

2) черты российской экономики, г) крупное феодальное землевладение

сохранившиеся с прошлых лет д) наличие натурального хозяйства в деревне

е) мелкотоварное производство

ж) специализация областей на производстве отдельных товаров

В3. По какому принципу образован ряд?

С. И. Дежнев, В. Д. Поярков, М. В. Стадухин, Е. П. Хабаров

Часть 3


Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

Отрывок из сочинений В. О. Ключевского

. Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность.

Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает - такое было житейское наблюдение царя.

В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою 25-тысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать.

Боярин И. Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в похо­дах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского.

«Как ты смеешь, - закричал на него царь - ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! Когда ты ходил с полками, какие победы показал над неприятелем?».

Ключевский, В. О. Исторические портреты. М., 1991.

С1. Назовите имя царя. О каком историческом событии идет речь?

С2. О каких качествах личности царя говорится в данном документе?

Итоговый тест по главе II «Россия в XVII веке»

Вариант I


А1

в

А7

в

А2

г

А8

б

А3

в

А9

а

А4

а

А10

г

А5

г

В1

б, г, д

А6

в

В2

1в 2г 3а 4б

В3. 1) владельческих; 2) барщине; 3) оброк

С1. Oни являлись, как гражданская власть, и администраторами, и судьям. Все стороны местной жизни подлежали их ведению.

С2. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов. воеводы совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть.

Вариант II


А1

в

А7

б

А2

г

А8

в

А3

в

А9

г

А4

г

А10

а

А5

б

В1

а, в, д

А6

г

В2

1б 2в,г,ж 3д 4а,ж

В3. 1) дворяне; 2) духовенство; 3) крестьяне

С1. В веде­ние более жесткого контроля за деятельностью иностранных ком­мерсантов. Теперь таможенные пошлины с них взимались только в валюте, а величина этих пошлин при провозе товаров во внутрен­ние районы страны резко возрастала.

С2. С целью создания более благоприятных условий для подъема отечественной то рговли.

Вариант III


А1

а

А7

в

А2

б

А8

б

А3

а

А9

г

А4

а

А10

г

А5

г

В1

а, в, д или е

А6

б

В2

1б,в,е,ж 2а,г,д

В3. русские первопроходцы XVII в.

С1. Алексей Михайлович, о русско-польской войне 1654 – 1667 гг.

С2. Вспыльчивость, скромность (нехвастливый), нравственность, эмоциональность

Решение Алексея Тишайшего, которое до сих пор делит русских на два непримиримых лагеря

Инициатором церковного Раскола середины XVIIвека стал царь Алексей Михайлович, прозванный современниками Тишайшим. Воистину, в тихом омуте черти водятся! Некоторые считают, что реформу богослужения начал патриарх Никон. Однако без согласия царя Никон не сумел бы сделать ничего. Кроме того, церковный Собор 1666-1667 гг. осудил Никона и низверг его из патриаршего сана за то, что слишком много возомнил о себе. Однако… Все его нововведения остались в силе. Более того, преследование старообрядцев после этого только усилилось.

Почему русские отказались от своей религиозной исключительности?

После того, как в 1453 году пала Византия, и Россия осталась единственным в мире православным государством, русские люди привыкли думать о себе, что они – последние хранители истинной православной веры. Москву стали считать Третьим и последним Римом, «а четвёртому Риму не бывать». Русские не задумывались над тем, соответствуют ли их церковные обряды и книги первоначальным образцам, которые они заимствовали из Византии. Хотя с течением времени они исказились, но русские не только привыкли к ним, но были уверены, что именно их обряды и книги и есть истинные.

Церковный Собор, заседавший при царе Иване Грозном в 1551 году и прозванный Стоглавым (по числу глав в его соборном постановлении), ещё больше утвердил русских в этом убеждении. Он зафиксировал существующие церковные обычаи и песнопения как незыблемый канон. Сюда относились крестное знамение двумя перстами, крестные ходы посолонь, написание имени Исус и т.д. Самое любопытное, что восточные патриархи, приезжая после этого на Русь, ни разу не выразили неудовольствия особыми русскими церковными обрядами. То ли они закрывали на это глаза, то ли обряды других православных церквей сами изменились только в первой половине XVIIвека. Последнее кажется вероятнее.

Смутное время посеяло сомнения у русских в своей избранности и исключительности. В это же время усилился приток в Московское государство образованных православных людей из Польской Украины. Они приносили новые обряды, новое понимание богослужебных книг и при этом смотрели свысока на необразованных московитов. Привычный строй мыслей русских людей пошатнулся. Выразителем новых веяний стал честолюбивый мордовский священник Никон, которого полюбил царь Алексей Михайлович и возвысил до сана патриарха.

В 1654 году Никон повелел издать церковные книги по новым образцам и переписать по-новому иконы, а старые книги и иконы, не подходившие под новые каноны, велел сжечь. Так началась церковная Смута на Руси.

Почему царь не вернулся к старому обряду после осуждения Никона?

Никон соблазнял царя перспективой стать царём всего православного мира, ну а себя Никон мыслил вселенским патриархом. Этому, по его мнению, и должен был способствовать переход Русской церкви на новый обряд, идентичный с обрядом современной ей Константинопольской и иных православных церквей. В XVIвеке русские были убеждены, что если где-то церковный обряд отличается от русского, значит исказился именно он, а не русский. Теперь же, в XVIIвеке, сам царь поддержал мнение, будто исказился именно русский обряд, а у православных под турецким и под польским игом он почему-то остался правильным.

Тем временем Никон пытался сыграть первую политическую роль на Руси. Он обзавёлся собственным двором, боярами, подписывал государственные грамоты выше царя и величался титулом «государя». Такое покушение Никона на царскую власть в конце концов надоело Алексею Михайловичу, он выразил неудовольствие. В ответ Никон объявил своего рода забастовку: в 1658 году он оставил патриаршую кафедру и удалился в подмосковный Ново-Иерусалимский монастырь. Никон ожидал, что царь покаянно призовёт его вновь в Москву. Но и у царя был твёрдый характер. В 1666 году он собрал в Москве большой церковный собор с участием восточных патриархов, который осудил Никона за самовольное оставление патриаршества.

Все эти восемь лет, пока длилось противостояние царя и патриарха, преследование старообрядцев как бы отошло за задний план. Старообрядцы ожидали, что Собор, осудивший Никона, отменит и все его «богохульные» нововведения. Вместо этого Собор наложил анафеме на придерживающихся старого обряда. Это решение было продиктовано твёрдым намерением царя. После этого начались усиленные репрессии против старообрядцев.

В 1668 году царские войска осадили Соловецкий монастырь, братия которого не приняла никонианских новшеств, и спустя восемь лет взяли его. В 1675 году царь посадил в земляную тюрьму и уморил голодом идейную вдохновительницу Раскола боярыню Феодосию Морозову. Он бы успел натворить ещё немало бед, если бы не помер в 1676 году. Однако его преемники развернули ещё более ожесточённую борьбу с Расколом, которая шла по нарастающей до времён Петра I.

Так что церковную реформу, приведшую к Расколу русского православия, инициировал и провёл до конца именно Алексей Михайлович. Что побудило его к ней? Видимо, призрачная и горделивая надежда стать царём всего православного мира.

Читайте также: