Установка регулируемой колонки на ваз 2109

Обновлено: 06.07.2024

Регулировка рулевой рейки на ВАЗ 2109

Даже при самом аккуратном, деликатном вождении, сохранить автомобиль в идеальном состоянии не удается. Всеми виной наши дороги, суровый климат, стиль вождения других участников дорожного движения.

Настройка под днищем

При возникновении люфта в рулевом узле вполне можно выполнить своими руками регулировку рейки. Процесс не сложный, потому обращаться на СТО вовсе не обязательно.

Зачем проводят регулировку

Усилие на передние колеса ВАЗ 2109 передается через шестеренку, которая, в свою очередь, взаимодействует с зубчатой рейкой. Чтобы в зацеплении устранить возникающие зазоры, используются прижимные пружины.

Регулировка реечки выполняется с целью устранить образовавшиеся люфты, а также улучшить четкость и послушность работы рулевого управления.

Схема узла
Схема узла

Способы регулировки

Рулевая реечка может быть отрегулирована двумя способами.

Способ регулировки

Особенности

Если рейка снимается и регулируется, речь чаще всего идет о ремонте или замене узла на новый. Проводить подобную настройку рекомендуют только в этих ситуациях

Без демонтажа узла

Такой способ регулировки актуален в том случае, если необходимо подтянуть слегка рейку, убрать люфт, избавиться от стуков. Здесь вполне возможно обойтись без демонтажных работ, то есть настроить механизм непосредственно на автомобиле

Неисправности

Есть несколько характерных неисправностей рулевой реечки, с которыми сталкиваются владельцы ВАЗ 2109. В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой, а в других потребуется более детальное вмешательство в конструкцию узла и его компоненты.

Поломки рулевой рейки бывают следующие:

  • Ослабли крепления рулевой рейки;
  • Износилась сама рейка или ее шестерни;
  • Зацепление пары не отрегулировано должным образом;
  • Произошел износ втулок в месте соединения рейки с рулевыми тягами.

Далеко не всегда настройка рейки позволяет устранить ее неправильную работу. Это возникает из-за того, что внутри образуется внушительная выработка компонентов. Определить это можно только путем демонтажа. Потому если регулировка не принесла ожидаемого эффекта, придется снимать рейку с машины и проверять, что с ней не так.

Регулировка

Итак, ситуация складывается таким образом, что подтяжка рулевой рейки все же может дать положительный результат. Потому требуется узнать, как подтянуть узел и что для этого потребуется.

Отрегулировать рейку можно через днище автомобиля, сняв защиту двигателя, либо через верх. Во втором случае работу придется выполнять на ощупь. Так что решайте сами, как вам будет удобнее.

  1. Чтобы отрегулировать рулевую рейку, вам необходимо будет подтянуть регулировочный винт. Отыскать его вы сможете в рулевом механизме. Если быть конкретнее, то в торцевой крышке.
  2. Оптимально иметь в распоряжении эстакаду или яму в гараже. Если же подобных условий нет, можно обойтись поднятием машины с помощью домкрата. Только в этой ситуации потребуется обязательно дополнительно зафиксировать автомобиль, дабы избежать его соскальзывания с домкрата и вероятных последствий.
  3. Прежде чем поднимать кузов с помощью домкрата, обязательно выставите прямо передние колеса.
  4. Замерить люфт можно с помощью люфтметра. Причем они бывают старинные или же электронные. Последние более актуальны и удобны в использовании, но некоторым выбирать не приходится. Что найдете, тем и будете пользоваться.
  5. Согласно действующим нормам и стандартам, для ВАЗ 2109 люфт рулевого колеса не должен превышать 10 градусов.
  6. Найдите регулировочный винт и начинайте постепенно его подтягивать. Операция проводится медленно. Периодически проверяйте ход руля, наличие люфта или стука в рулевой колонке.
  7. Для регулировки используйте специальный ключ. Он доступен в любом магазине автозапчастей.
  8. Ключ вставляется в регулировочный винт и проворачивается против движения часовой стрелки. Прокрутив немного, проверьте результат.
  9. Процедура может затянуться. Все равно не торопитесь.
  10. Когда почувствовали, что регулировка дошла до нужного уровня, выполните пробный заезд на своем автомобиле, почувствуйте, как двигается руль, исчез ли стук, люфт, насколько туго вращается рулевое колесо.
  11. Если руль стал слишком тугим, придется немного ослабить натяжение регулировочного винта.

Специальный ключик
Специальный ключик

При отсутствии положительного результата после проведенной регулировки, вам придется устранять люфт и стук методом демонтажа, ремонта или полной замены узла. Тут уж решайте сами.

Полагаться исключительно на корректировку рейки как лекарство от всех ее болезней не стоит. Но и торопиться с выводами о необходимости замены рейки также не стоит. Попробуйте отрегулировать, а там уже действуйте по ситуации.

Установка регулируемой колонки на ваз 2109

Снятие и установка рулевой колонки ВАЗ-2109

Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. Установите колеса в положение движения автомобиля по прямой

Рекомендуется снять рулевое колесо

Если вы не предполагаете разбирать рулевую колонку, то подрулевые переключатели и выключатель зажигания можно не снимать.

Если болты крепления выключателя зажигания срезаны, удобнее снимать выключатель на снятой колонке.

Муфта вала рулевого управления

Муфта вала рулевого управления: 1 — заклепки 2— резиновые втулки 3 — вал рулевого управления 4— фланец соединительной муфты

Отверните шесть винтов

Снимите нижний кожух рулевой колонки.

Отверните шесть винтов крепления нижнего кожуха рулевой колонки.

Снимите нижний кожух рулевой колонки.

Снимите облицовку выключателя зажигания

Снимите верхний кожух рулевой колонки

Снимите облицовку выключателя зажигания

Снимите верхний кожух рулевой колонки

Ослабьте затяжку болта

Отсоедините колодку с проводами

Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей

Отсоедините колодку с проводами от переключателя стеклоочистителей и омывателя

Снимите основание переключателей с вала

Снимите основание переключателей с вала рулевого управления и отсоедините две колодки с проводами от контактов звукового сигнала.

Отсоедините колодку с проводами от переключателя указателей поворота и света фар.

Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания

Отсоедините колодку с проводами от реле зажигания.

Отсоедините колодку с проводами выключателя зажигания от жгута проводов.

Отсоедините колодку с проводами от реле зажигания.

Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение «0».

Вставьте ключ в выключатель зажигания и поверните его в положение «0».

Отверните четыре болта крепления и снимите скобу и выключатель зажигания.

Отверните стяжной болт фланца

Отверните два болта и две гайки крепления рулевой колонки

Отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления

Отверните два болта и две гайки крепления рулевой колонки к кронштейну кузова и снимите рулевую колонку.

Если кронштейн крепится болтами со срезанными головками (как на выключателе зажигания), то болты надо высверлить

Выньте вал рулевого управления из трубы рулевой колонки

Выньте вал рулевого управления из трубы рулевой колонки.

Замените вал рулевого управления в следующих случаях:

а) если резиновые втулки муфты потрескались, расслоились или потеряли упругость;

б) если ослабли заклепочные соединения;

в) если повреждены либо изношены шлицы и (или) резьба.

Проверьте место соединения кронштейна с трубой
лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на валу совпадают

Проверьте место соединения кронштейна с трубой.

Если есть трещины, замените трубу рулевой колонки.

Установите рулевую колонку в порядке, обратном снятию.

Перед установкой убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на валу совпадают

Рулевая колонка ВАЗ 2108, 2109, 21099

Достаточно сильно меня беспокоил тот факт, что мой ВАЗ 2109 лишен возможности регулировок руля по высоте. Особое неудобство это доставляет, так как у меня установлены анатомические сидения UNP. Они чуть ниже по посадке, чем заводские. Вопрос решается достаточно несложно. У младших братьев семейства ВАЗ 2115, как раз, руль регулируется по высоте.

Для доработки нам понадобится вот такая деталь, регулируемая колонка от ВАЗ 2114.

Установка регулируемой рулевой колонки от ВАЗ 2114 в ВАЗ 2109

Итак, приступаем к разбору рулевой колонки. И через 15 минут работы, салон моей девятки уже выглядит вот так:





Извлекаем старую колонку. Ниже можно посмотреть разницу между штатной рулевой колонкой ВАЗ 2109 (на фото она сверху) и регулируемой колонкой от ВАЗ 2114 (на фото она снизу).


При установке новой колонки есть один нюанс. Необходимо подложить дистанционные шайбы между корпусом устанавливаемой колонки и кузовом, при этом желательно нарастить (заменить) шпильки крепления.


В дальнейшем все устанавливается без каких-либо проблем и доработок. Собираем все на место. Кожух рулевой колонки я использовал тоже от ВАЗ 2114.



В итоге мы получаем вот такие крайние положения регулировок руля!

Самое верхнее положение руля:


Самое нижнее положение руля:

В очередной раз я добился желаемого результата. Именно сейчас я могу выставить руль в комфортное для себя положение.

2. Установка регулируемой рулевой колонки в ВАЗ 21099

Вроде ка,к тема избитая, НО нигде толком ничего не написано. Поэтому, распишу все, как можно больше.
Начну, пожалуй, с самого волнующего вопроса. А подходит ли рулевая колонка от 2110?
Существует 3 вида рулевых колонок:
1. Самая древняя от ВАЗ 2110 (ручка регулировка находиться слева сбоку), да она подходит, кожух у нее аналогичен 2108, только есть прорезь про ручку. Такая колонка по стилистике лучше всего подходит на ВП, я так думаю. Встает без малейших переделок и т.д.

Установка регулируемой рулевой колонки в ВАЗ 21099

выглядит она вот так, это и есть рулевая колонка от 2110

2. Та самая колонка от ВАЗ 2114, выглядит она как мы все привыкли видеть. Ручка регулировки находится снизу. По стилистике кожуха она лучше всего подходит для евро панели, опять-таки ИМХО. Встает так же без единой заморочки


верхняя на фото

3. Ну и третья это рулевая колонка от ВАЗ 2110 с ГУРом. Ручка регулировки находиться у нее снизу, как и у 14, на этом ее сходство и заканчивается.

выглядит это колонка вот так


Отличие у нее кардинальные:
— промежуточный вал абсолютно другой


— вал на которое непосредственно крепится рулевое колесо длиннее нежели 14
— ход по высоте больше
— мне попалась колонка с проставочной пластиной под новый кузов с европанелью на 10 семейство


поэтому подытожу берите любую колонку на ваш вкус, только внимательно смотрите на вал

А что это за блямба на промежуточном валу?


обвел в кружочек

много разной фигни:
— остатки от блокировки вала (такой костыль блокирующий)
— для балансировки
и куча всего еще, скажу честно я не знаю, для чего это, поэтому просто посоветую ищите колонку без нее. Опять-таки, это мое личное мнение. Теперь, перейдем к установке. откручиваем старую колонку и забываем про нее. Втыкаем новую сначала в рейку (там есть специальный паз, так что она встает только в одном положении на шлицы). А вот к кузову она прикручивается на 2 шпильки(спереди), в старом варианте кузова шпильки вварены и на 2 срывных болта (я не морочился - поставил обычные болты


как видите, у у меня более нового образца кузов

Честно говоря, шпильки поленился померить, но возьмите длинные не скупитесь. Особенно, если собираетесь ставить европанель


это заводские шпильки для европанели


как видите сзади обычные болты

Не забываем обратно поставить замок зажигания


Логично спросить, а зачем она, вообще, нужна-то? Да, по сути, старой колонки вполне хватало высоты, но вот когда выезжаешь на трассу или, в принципе, на длинные поездки по прямой, у меня начинают затекать руки. Вот тут и должна спасти регулировка. + к всему, мне на ВП было плохо видно доску приборов за рулем.

рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — снятие, установка и разборка

Владельцы ВАЗ-2108/09/99 ростом от 175 сантиметров жалуются на то, что верхний край рулевого колеса полностью перекрывает панель приборов. Регулировка рулевой колонки на ВАЗ-2108/09/99 не предусмотрена, хотя между кожухом колонки и нижней частью приборной панели имеется широкая щель.

Единственный способ изменить наклон рулевой колонки в ВАЗ-2108/09/99 – заменить весь узел в сборе на рулевую колонку от ВАЗ-2115, в которой предусмотрена регулировка.

Устройство рулевой рейки Ваз 2109



Устройство рулевой рейки Ваз 2109

1наконечник рулевой тяги
2шаровой шарнир наконечника
3поворотный рычаг
4контргайка
5тяга
6внутренние наконечники рулевых тяг
7болты крепления рулевых тяг к рейке
8внутренние наконечники рулевых тяг
9скоба крепления рулевого механизма
10опора рулевого механизма
11защитный чехол
12соединительная пластина
13стопорная пластина
14резинометаллический шарнир
15демпфирующее кольцо
16опорная втулка рейки
17рейка
18картер рулевого механизма
19стяжной болт муфты
20нижний фланец эластичной муфты
21верхняя часть облицовочного кожуха
22демпфер
23рулевое колесо
24шариковый подшипник
25вал рулевого управления
26нижняя часть облицовочного кожуха
27кронштейн крепления вала рулевого управления
28защитный колпачок
29роликовый подшипник
30приводная шестерня
31шариковый подшипник
32стопорное кольцо
33защитная шайба
34уплотнительное кольцо
35гайка подшипника
36пыльник
37уплотнительное кольцо упора
38стопорное кольцо гайки упора
39упор рейки
40пружина
41гайка упора
42палец шарового шарнира
43защитный колпачок
44вкладыш шарового пальца
Aметка на пыльнике
Bметка на картере рулевого механизма
Cповерхность шарового шарнира
Dповерхность поворотного рычага

Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

  • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
  • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
  • приводная шестеренка со шлицевым валом,
  • механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
  • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
  • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

Переходник

Как говорилось ранее для установки спортивного руля необходим переходник, и я посчитал необходимым подробнее описать этот пункт. С переходниками обычно довольно часто происходит много проблем. Поскольку для установки спортивного руля на ваз нужны разные переходники. Под словом разные я имею в виду разные для разных марок.

Для ваз 2109 нужен переходник BOSS KIT NO:802. Так же этот переходник подойдёт для ваз 2108 и ваз 2199. Данный переходник имеет пластиковый чёрный кожух, отвёртка и шесть болтов. На этом можно закончить говорить о переходниках. Штатный руль или спортивный. Настало время обсудить спортивные рули и штатные. Поговорить об их превосходствах и недостатков. Начнём со спорт рулей. Плюсы:

Теперь, когда вы знаете о плюсах спортивного руля, можно поговорить об его минусах.

  1. Цена. Качественные материалы, уверенность в безопасности и красота стоит больших денег.
  2. При установки на ваз, может не работать функция авто отключения поворотника.
  3. Для установки нужен переходник.
  4. Возможно, вам не выйдет пройти технический осмотр.
  5. И последнее, это опасность при аварии. Выше говорилось о сертификате безопасности, но стоит помнить, что спортивный руль довольно жёсткий.

Вот такие превосходства и недостатки есть у спортивного руля. Теперь поговорим о штатном руле. Этот руль не нужно покупать, и он уже установлен. Хотя, это даже не плюсы, а просто логические умозаключения.

Плюсы: 1. Безопасность. Штатный руль проверяют. 2. Штатный руль гораздо дешевле спортивного и купить его гораздо проще. 3. Для установки не требуется дополнительные материалы типа переходника. На этом плюсы штатного руля заканчиваются и начинаются недостатки.

Минусы: 1. Внешний вид. Выглядит такой руль не очень красиво. 2. Размер. Начальный руль занимает много места, и он не так удобен как спортивный. 3. Материал. Обычные рули делают из более доступных материалов. На этом недостатки стоит закончить. Выбирать какой вам больше нужен. Стоит сказать о третьем виде рулей. Псевдо-спортивные рули. Разберем и этот вид тоже.

Инструменты для регулировки

Чтобы отрегулировать на ваз 2109 колесо рулевого управления, вам не потребуется специальных навыков либо инструментов, достаточно лишь иметь:

  • Штангенциркуль
  • Динамометр
  • Стандартные инструменты в наборе

Проверка люфта и регулировка руля

Теперь, когда все у нас готово, приступаем к проверке и регулировка руля своими руками:

  • Проверка люфта руля выполняется на машине, установленной на относительно ровной и не скользкой площадке
  • Устанавливаем передние колеса (вращая рулевую баранку) в положение, которое соответствует движению машины по прямой

Примечание: Когда при положении передних колес соответствующем прямолинейному движению машины, спицы рулевой баранки не в горизонтальном положении, это означает, что в машине либо нарушены регулировки углов постановки колес (развал-схождение), либо присутствуют дефекты в подвеске либо рулевом управлении

  • Сначала проверяем люфт рулевой баранки. Чтобы вы понимали, люфт баранки это расстояние, которое она проходит «свободно» до начала поворачивания колес
  • Наша задача состоит в том, чтобы измерить этот люфт при помощи штангенциркуля, приготовленного нами ранее
  • Нам необходимо зафиксировать начало движения (люфта) в нижней либо верхней позиции рулевой баранки
  • Для этого вывешиваем передние колеса и вращаем руль пока не почувствуем начало свободного движения
  • После этого сделайте контрольную отметку (мелом, либо, намотав проволочку, как на фото ниже), это и будет начальная точка отсчета для механизма штангенциркуля
  • Затем рулевую баранку выкручиваем к противоположной точке люфта и тоже делаем отметку
  • Потом с помощью штангенциркуля, замеряем расстояние между точками люфта

Штангенциркулем замеряем расстояние между отметками

  • Инструкция по эксплуатации допускает люфт, не превышающий 35 миллиметров, в случае, когда значение люфта выше, необходимо отрегулировать на ваз 2109 рулевое колесо, и если не сделать регулировку своевременно, тогда вскоре потребуется ремонт либо полная замена агрегата.
  • Регулировка выполняется путем настройки винтов усиления шарниров карданчиков, которые имеются в рулевом валу
  • Чтобы приступить к регулировке, вам следует отыскать регулировочный винт карданных шарниров, после чего привести люфт к допустимому значению, вращая винты усилия
  • Затем необходимо сделать провернуть баранку на полный оборот, закрепив на ней динамометр
  • Для рулевого управления, оснащенного ГУР (гидроусилителем), значение по динамометру должно быть равно пяти килограммам
  • Если управление полностью механическое, тогда допустимое значение по динамометру от шести до десяти килограмм

Внимание: Прежде чем приступать к регулировке рулевого механизма следует внимательно ознакомиться с технической документацией машины

  • Механизм управления имеет шаровые шарниры, расположенные на рулевых тягах, их тоже необходимо будет отрегулировать, в случае, когда показатели люфта слишком сильно завышены



Шаровый шарнир на рулевой тяге

  • Для этого нам потребуется эстакада либо подъемник, поскольку детали, которые придется регулировать, расположены со стороны днища кузова автомобиля
  • Если при проверке обнаружили, что рулевые шарниры болтаются (разбиты) попытайтесь подтянуть рулевые тяги и крепления самих шарниров, если не получается, тогда шарниры надо заменить
  • Вам не помешает так же проверить усилие демпфера рулевой колонки, для этого снова пригодится динамометр, допустимое усилие не более 5киллограммов

Регулировка успешно закончена, поздравляю, это было совсем не трудно, однако иногда возникает необходимость снять рулевую баранку.

Снятие баранки

На ваз 2109 снятие рулевого колеса выполняется для замены его либо для выполнения ремонта, при котором баранка будет мешать, при снятии приборной панели, например. Чтобы ее снять вам потребуется всего лишь головка торцевая с удлинителем, чтобы открутить гайку, крепящую баранку к валу рулевому и плоская отвертка. Порядок выполнения работы следующий:

  • Сначала вам необходимо отключить питание машины, поэтому отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи
  • Затем, с помощью отвертки подденьте и снимите накладку сигнала
  • Воспользовавшись торцовой головкой с удлинителем, ослабьте затяжку гайки, крепящей рулевое колесо, и отверните ее, но не до конца, а пока гайка не окажется вровень с торцом вала



Снимаем накладку и торцовой головкой откручиваем гайку крепления баранки

Внимание:Если открутить гайку до конца и снять, то баранка может резко слететь с вала и при этом ударить в лицо. Она насажена на вал с хорошим усилием.

  • Теперь надо резкими ударами правой руки, сбить баранку с вала
  • После этого можно окончательно открутить гайку и снять баранку, предварительно не забудьте отсоединить провода питания от клеммы звукового сигнала
  • Когда руками сбить баранку не удается, можно воспользоваться бруском из древесины, который упираем в вал одним торцом, и наносим удары молотком по второму торцу
  • Вам понадобится помощник, который сидя за баранкой, будет тянуть ее вверх



Сбиваем баранку с вала ударами руки, откручиваем до конца гайку и снимаем руль

Процедура снятия баранки ваз 2109 завершена, после выполнения ремонта можете все собирать обратно, а наше видео поможет вам в снятии и регулировке.

Чем грозит такая неисправность

Все прекрасно знают, какую роль выполняет в машине рулевое управление, и важность поддержания этого механизма в исправном состоянии. Этот механизм по своей необходимости и важности не уступает мотору, топливной системе и колесам. Стоит так же помнить, что неполадки с управлением машины становятся причинами ДТП, больших неприятностей и даже смерти людей. Поэтому вам необходимо уделять этому агрегату повышенное внимание и постоянно наблюдать за состоянием на ваз 2109 колеса рулевого, а при необходимости немедленно ремонтировать его и механизмы управления. Игнорирование, либо затягивание с ремонтом самых незначительных отклонений в работе руля, могут стать причиной плачевных последствий. Помните, цена вопроса – ваша жизнь!

Тип и особенности конструкции рулевого механизма

Типов, применяемых рулевых механизмов несколько, наибольшее же распространение у легковых автомобилей получил механизм типа «шестерня-рейка».

Именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.

Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение зубчатой рейки.

Вращаясь, шестерня перемещает рейку, а та посредством тяг заставляет проворачиваться вокруг оси поворотные кулаки, связанные с передними колесами.

Особенностью данной конструкции является плотное взаимодействие зубцов шестерни с рейкой. Появление больших люфтов в этой паре приводит к осложнению управления автомобиля, что сказывается на безопасности движения.


Поэтому при появлении признаков неисправности данного механизма, производится комплекс восстановительных мероприятий, по сути, производится замена рейки рулевой ВАЗ-2110, или более ранней модели – ВАЗ-2109.

Хотя не всегда требуется замена рейки, иногда достаточно использовать ремкомплекты, позволяющие снизить или убрать люфт.

Основные требования к рулевому управлению

Существуют стандартные требования, которые предъявляются к системе рулевого управления. Если система этим требованиям соответствует, ее можно считать исправной.

  1. Угол свободного хода руля. Это тот угол поворота, который делается «вхолостую», до начала поворота колес. В норме для легковых автомобилей он должен быть не боле 10 градусов, и если свободный ход постепенно увеличивается, это говорит о необходимости регулировки или ремонта.
  2. Система должна правильно «рулить»! То есть, нормально держать автомобиль при езде по прямой, точно выполнять маневры, не отклоняться от заданной траектории.
  3. Руль должен легко поворачиваться во время выполнения маневров. Усилители для того и придумали, чтобы на дороге водитель думал о дороге, а не о том, хватит ли ему сил на следующий поворот. Если управление тугое, требует значительных усилий, проблему нужно найти и решить.
  4. Строго выверенное число полных оборотов руля от среднего до крайнего положения. Для выполнения поворота водитель не должен выкручивать руль до бесконечности.
  5. Система должна работать даже после того, как отключится усилитель руля. В дороге может случиться всё, что угодно, в том числе утечка гидравлической жидкости или отказ электродвигателя в ЭУР. При этом автомобиль должен сохранить управляемость. Да, усилий это потребует больше, но и остановка будет там, где захочет водитель.

Основные неисправности рулевого управления

Конструкторы делают элементы рулевого управления из надежных износостойких материалов. Однако любая деталь имеет свой ресурс и свой запас прочности, так что рано или поздно в рулевом управлении начинают появляться неисправности и дефекты. Они достаточно типичные для большинства автомобилей.


1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Установите колеса в положение прямолинейного движения автомобиля.
3. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рулевое колесо (см. «Снятие и установка рулевого колеса).

4. Отверните шесть винтов крепления нижнего кожуха рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

5. Снимите нижний кожух рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

6. Снимите облицовку замка зажигания.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

7. Снимите верхний кожух рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

8. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей.

ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы не предполагаете разбирать рулевую колонку, то подрулевые переключатели и выключатель зажигания можно не снимать.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

9. Отсоедините разъем с проводами от переключателя стеклоочистителей и омывателя.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

10. Снимите основание подрулевых переключателей с вала рулевого управления и отсоедините два разъема с проводами от контактов звукового сигнала.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

11. Отсоедините разъем от переключателя указателей поворота и света фар.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

12. Отсоедините разъем замка зажигания от жгута проводов.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

13. Отсоедините разъем с проводами от реле зажигания.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

14. Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его в положение «0». Отверните четыре болта крепления и снимите скобу и замок зажигания (см. разд. 9 «Электрооборудование», подразд. «Замок зажигания»).

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если болты крепления замка зажигания срезаны, удобнее снимать замок зажигания на снятой рулевой колонке.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

15. Отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

16. Отверните два болта и две гайки крепления рулевой колонки к кронштейну кузова и снимите рулевую колонку с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если кронштейн крепится болтами со срезанными головками (как на замке зажигания), то болты надо высверлить.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

17. Выньте вал рулевого управления из трубы рулевой колонки. Замена вала рулевого управления требуется в следующих случаях:
а) если резиновые втулки муфты потрескались, расслоились или потеряли упругость;
б) если ослабли заклепочные соединения;
в) если повреждены, либо изношены шлицы и (или) резьба.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

Муфта вала рулевого управления:
1 — заклепки;
2 — резиновые втулки;
3 — вал рулевого управления;
4 — фланец соединительной муфты.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

18. Проверьте место соединения кронштейна с трубой рулевой колонки. Если есть трещины, замените трубу рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

19. Установите рулевую колонку на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию. Перед установкой рулевой колонки убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на рулевом валу совпадают.

Регулировка рулевой рейки ваз 2109 своими руками



Устройство рулевой рейки Ваз 2109

1наконечник рулевой тяги
2шаровой шарнир наконечника
3поворотный рычаг
4контргайка
5тяга
6внутренние наконечники рулевых тяг
7болты крепления рулевых тяг к рейке
8внутренние наконечники рулевых тяг
9скоба крепления рулевого механизма
10опора рулевого механизма
11защитный чехол
12соединительная пластина
13стопорная пластина
14резинометаллический шарнир
15демпфирующее кольцо
16опорная втулка рейки
17рейка
18картер рулевого механизма
19стяжной болт муфты
20нижний фланец эластичной муфты
21верхняя часть облицовочного кожуха
22демпфер
23рулевое колесо
24шариковый подшипник
25вал рулевого управления
26нижняя часть облицовочного кожуха
27кронштейн крепления вала рулевого управления
28защитный колпачок
29роликовый подшипник
30приводная шестерня
31шариковый подшипник
32стопорное кольцо
33защитная шайба
34уплотнительное кольцо
35гайка подшипника
36пыльник
37уплотнительное кольцо упора
38стопорное кольцо гайки упора
39упор рейки
40пружина
41гайка упора
42палец шарового шарнира
43защитный колпачок
44вкладыш шарового пальца
Aметка на пыльнике
Bметка на картере рулевого механизма
Cповерхность шарового шарнира
Dповерхность поворотного рычага

Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

  • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
  • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
  • приводная шестеренка со шлицевым валом,
  • механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
  • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
  • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

Подтяжка рейки со снятием

Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки , а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите :

  • Пассатижи;
  • Монтажную лопатку;
  • Накидной ключ на 19;
  • Молоток;
  • Плоскую отвертку;
  • Набор головок — от 10 до 27.


Приступайте к работе:

  1. Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
  2. В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
  3. Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
  4. Демонтируйте пыльник.
  5. Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.

Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:

  • Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
  • Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
  • Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
  • Снимите вместе с тягами рейку.

Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:

  • Снимите шплинт при помощи пассатижей;
  • Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
  • Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
  • Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
  • Полностью открутите гайку шарового пальца;
  • Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
  • Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
  • Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
  • На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.

Зачем проводят регулировку

Усилие на передние колеса ВАЗ 2109 передается через шестеренку, которая, в свою очередь, взаимодействует с зубчатой рейкой. Чтобы в зацеплении устранить возникающие зазоры, используются прижимные пружины.

Регулировка реечки выполняется с целью устранить образовавшиеся люфты, а также улучшить четкость и послушность работы рулевого управления.

Если реечка была подтянута неправильно, руль будет вращаться чрезмерно туго. Такое явление возникает из-за того, что регулировочный винт перетянули. Задача регулировки — отыскать золотую середину.

Регулировка рулевой рейки на ВАЗ 2109


Схема узла

Рулевая колонка ВАЗ 2108, 2109, 21099

Установка регулируемой рулевой колонки от ВАЗ 2114 в ВАЗ 2109

Достаточно сильно меня беспокоил тот факт, что мой ВАЗ 2109 лишен возможности регулировок руля по высоте. Особое неудобство это доставляет, так как у меня установлены анатомические сидения UNP. Они чуть ниже по посадке, чем заводские. Вопрос решается достаточно несложно. У младших братьев семейства ВАЗ 2115, как раз, руль регулируется по высоте.

Для доработки нам понадобится вот такая деталь, регулируемая колонка от ВАЗ 2114.

Установка регулируемой рулевой колонки от ВАЗ 2114 в ВАЗ 2109

Итак, приступаем к разбору рулевой колонки. И через 15 минут работы, салон моей девятки уже выглядит вот так:





Извлекаем старую колонку. Ниже можно посмотреть разницу между штатной рулевой колонкой ВАЗ 2109 (на фото она сверху) и регулируемой колонкой от ВАЗ 2114 (на фото она снизу).


При установке новой колонки есть один нюанс. Необходимо подложить дистанционные шайбы между корпусом устанавливаемой колонки и кузовом, при этом желательно нарастить (заменить) шпильки крепления.


В дальнейшем все устанавливается без каких-либо проблем и доработок. Собираем все на место. Кожух рулевой колонки я использовал тоже от ВАЗ 2114.


В итоге мы получаем вот такие крайние положения регулировок руля!

Самое верхнее положение руля:


Самое нижнее положение руля:

В очередной раз я добился желаемого результата. Именно сейчас я могу выставить руль в комфортное для себя положение.

Установка регулируемой рулевой колонки в ВАЗ 21099

Вроде ка,к тема избитая, НО нигде толком ничего не написано. Поэтому, распишу все, как можно больше. Начну, пожалуй, с самого волнующего вопроса. А подходит ли рулевая колонка от 2110? Существует 3 вида рулевых колонок: 1. Самая древняя от ВАЗ 2110 (ручка регулировка находиться слева сбоку), да она подходит, кожух у нее аналогичен 2108, только есть прорезь про ручку. Такая колонка по стилистике лучше всего подходит на ВП, я так думаю. Встает без малейших переделок и т.д.

Установка регулируемой рулевой колонки в ВАЗ 21099

выглядит она вот так, это и есть рулевая колонка от 2110

2. Та самая колонка от ВАЗ 2114, выглядит она как мы все привыкли видеть. Ручка регулировки находится снизу. По стилистике кожуха она лучше всего подходит для евро панели, опять-таки ИМХО. Встает так же без единой заморочки


верхняя на фото

3. Ну и третья это рулевая колонка от ВАЗ 2110 с ГУРом. Ручка регулировки находиться у нее снизу, как и у 14, на этом ее сходство и заканчивается.

выглядит это колонка вот так


Отличие у нее кардинальные: — промежуточный вал абсолютно другой


— вал на которое непосредственно крепится рулевое колесо длиннее нежели 14 — ход по высоте больше — мне попалась колонка с проставочной пластиной под новый кузов с европанелью на 10 семейство


поэтому подытожу берите любую колонку на ваш вкус, только внимательно смотрите на вал

А что это за блямба на промежуточном валу?


обвел в кружочек

много разной фигни: — остатки от блокировки вала (такой костыль блокирующий) — для балансировки и куча всего еще, скажу честно я не знаю, для чего это, поэтому просто посоветую ищите колонку без нее. Опять-таки, это мое личное мнение. Теперь, перейдем к установке. откручиваем старую колонку и забываем про нее. Втыкаем новую сначала в рейку (там есть специальный паз, так что она встает только в одном положении на шлицы). А вот к кузову она прикручивается на 2 шпильки(спереди), в старом варианте кузова шпильки вварены и на 2 срывных болта (я не морочился — поставил обычные болты


как видите, у у меня более нового образца кузов

Честно говоря, шпильки поленился померить, но возьмите длинные не скупитесь. Особенно, если собираетесь ставить европанель


это заводские шпильки для европанели


как видите сзади обычные болты

Не забываем обратно поставить замок зажигания


Логично спросить, а зачем она, вообще, нужна-то? Да, по сути, старой колонки вполне хватало высоты, но вот когда выезжаешь на трассу или, в принципе, на длинные поездки по прямой, у меня начинают затекать руки. Вот тут и должна спасти регулировка. + к всему, мне на ВП было плохо видно доску приборов за рулем.

Установка ГУР 2110-2112 в Ваз 2109

Задача: установка гидроусилителя руля на Ладу 2109 Этапы: 1. Установка насоса (и всех вытекающих) 2. Установка

Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Процесс регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110

Теперь разберемся, как же отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110. Для этого вам понадобятся тиски, в которых рулевая рейка зажимается. Сделайте ее максимально неподвижной, подложив бруски из дерева .

  1. Возьмитесь руками за усы рейки, пошатайте их, чтобы определить, насколько велик люфт.
  2. Чтобы этот самый люфт убрать, возьмите специализированный ключ. Они продаются почти во всех магазинах запчастей, специализирующихся на ВАЗ.
  3. Вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки примерно на 10 или 15 градусов.
  4. Еще раз возьмитесь за тяги и подергайте.
  5. Если люфт после проведенной операции остался, подтяните рейки еще на такое же количество градусов. Делать это нужно до тех пор, пока люфт не пропадет совсем.

Для каждого отдельного автомобиля характерна своя выработка, потому определенного момента затяжки не существует. Старайтесь не перетянуть рейку, поскольку из-за этого существенно усложнится процесс поворота руля.

Выполнив подтяжку нашего сегодняшнего героя, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.



Гайка упора

Проверьте зазор между гайкой упора и упором рейки нужно обязательно. Его максимальный показатель может составлять не более 0,2 мм.

Читайте также: