Установка вискомуфты на газель

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Установка вискомуфты на газель

Вискомуфта установлена на опоре и прикреплена к ней резьбовой втулкой.

Для выполнения задания потребуются ключи на 9, 13, 32, и отвертка.

Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения (статья – Замена охлаждающей жидкости ГАЗель Некст).

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст
Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Откручиваем ключом на 32 против часовой стрелки резьбовую втулку крепления муфты и снимаем ее в сборе с вентилятором.

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст
Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Для откручивания резьбовой втулки на ее наружной поверхности выполнен шестигранник под ключ на 32.

Выкручиваем четыре винта крепления крыльчатки вентилятора к муфте

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст
Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Отсоединяем крыльчатку от муфты

Устанавливаем вискомуфту в обратном порядке.

Для снятия опоры вентилятора снимаем жидкостно-фрикционную муфту, ремень привода вспомогательных агрегатов (статья – Замена ремня привода вспомогательных агрегатов Cummins ISF2.8).

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст
Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Выкручиваем шесть болтов крепления шкива привода к ступице оси опоры

Снимаем шкив с оси

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Выкручиваем четыре болта крепления опоры к блоку цилиндров

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст
Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Для замены подшипника опоры выкручиваем болт крепления оси вентилятора.

Выпрессовываем ось 5 привода из подшипника 4. Снимаем стопорное кольцо 1.

Снятие и установка вязкостной муфты вентилятора Газель Некст

Выпрессовываем подшипник из корпуса 8 опоры.

Запрессовываем новый подшипник в корпус.

Устанавливаем стопорное кольцо.

Запрессовываем ось привода в подшипник.

При запрессовке устанавливаем упор под внутреннее кольцо подшипника, в противном случае можно повредить подшипник.

Устанавливаем все детали в обратном порядке.

Пс. Конечно можно снять муфту, не снимая бампер, радиатор и все остальное, но в этом случае есть возможность повредить радиатор и другие детали, и конечно будут трудности с подходами при демонтаже и монтаже муфты.

Вискомуфта бмв на газель

Всегда есть желание что нибудь иномарочное внедрить в наш автопром.
И так, начитавших хороших отзывов об вискомуфте было решено запилить ее себе.
Тк мотор 405е3 то была купленная помпа от 406, фирмы Пиленга. Китай, но на вид качественный. Далее вискомуфта и карлсон бмв вроде как от 39 бмв

В моем случае не бывает все так просто, как у всех и тут меня встретил гемморой!
По незнанию я заказал помпу 406 волговскую! Хз бывает такое или нет, но факт на лицо и продаван на рынке это подтвердил. Но тк она была купленна давно и через инет магаз деваться некуда, будем колхозить. Пришлось вытачивать новое крепление для шкива тк то что продают не подходит по посадочному диаметру. Сделано, осталось посадить его на вал, раза с 6 только удалось это сделать, благо токарь был рядом и с каждой примеркой приходилось увеличивать внутренний диаметр. По приборам уже по 00 а он не лызе на вал хоть ты тресни! Естественно на горячую.

Далее выточили шкиф с уменьшенным диаметром для большей производительности и надежности, но и тут без косяков не обошлось. Все делали по чертежу, а по ручейкам не попали, пришлось добавлять еще один ручей и немного их раздвинуть

Сам пропеллер подрезал на 1.5 см, не залазил в диффузор. При установки помпы вышел еще один косяк. Штуцер на термостате значительно меньше чем на помпе ( возможно это тоже особенность волговской помпы) пришлось делать сендвич- тонкий шланг на него фум ленту и потом только патрубок

Поставил, залил, завел и сразу разочарование-шум от лопастей и он постоянно!
Да, ни так как на принудиловке, но он есть и его слышно в любом диапазоне. Ожидал совсем другого.
По описанию она подключается в определенную температуру, все плавно и тихо, по факту молотит постоянно. Пробывал ее остановить, чуть палец не отбил. Возможно муфта косячная, возможно я что то повредил( нажимал не сильно на пластину пару раз)
Но температура стоит на 80 ни больше ни меньше. До этого стояла эл. муфта и включалась где то на 90.
Подводя итог: купив нормальную помпу, миновал бы весь этот геммор.
Удачи на дорогах!

Замена вискомуфты на электровентилятор

Замена вискомуфты на электровентилятор ⇐ Sprinter W901-W905. Электрика

Модераторы: ka750, Эдисон

Всем привет . Хочу поднять тему как некоторые напишут жеванную пережеванную, и даже не скинут ссылок. В связи с этим возникают вопросы. У меня возникла проблема неисправностью гидромуфты вентилятора и после покупки нового стало все в роди бы на место. Но зимой и летом вискомуфта включается, и в холод газеткой её не остановить после запуска двигателя на холодную. Вообщем она постоянно включена, а покупать еше одну новую накладно. А так как я устанавливал сам Замена вискомуфты на электровентилятор , а не на СТО то гарантия не распространяется. И у меня возникала мысль о возможности демонажа ее и установки электрического вентилятора на радиатор. Возможно отзывы я получу и ответы типа " Зачем тебе это надо?" или "Конструкторы тоже не дураки" и т.п. Как выяснилось, я не одинок в этом вопросе и теперь хочу вызвать на обсуждение данной темы всех желающих.
Также нашел сопутствующие темы.
Электровентилятор вместо вискомуфты
Замена вентилятора охлаждения на электровентилятор ом364
Электро вместо вискомуфты.
Вот цитаты с форума. замене вента на муфте на электро, так там предупреждали, что от мощного электровента постоянно молотящего на одних оборотах будет сильно остывать ОЖ
и может бошку повести от разницы температур, аналогично что доливаешь в горячий работающий движок холодную
водичку
на короткий моторах, 4 цилиндра еще так сяк, электровентилятор.
на длинных, 5 и более цилиндров вискомуфту снимать нельзя.
от резкого потока охлажденного антифриза ведет головки на ура.
http://korandovod.ru/forum/index.php?showtopic=294&st=0

После всего продолжаю страдать темой замена вискомуфты на электро вентилятор. Уже купил от фиато-дукато два вместе, один больше другой меньше и датчик от фольца Т-4 на два режима. На крайняк по соседству есть СТО где на МВ спринты устанавливают дополнительные электровентеляторы спереди радиатора на кнопку, при нагреве движка на гору и в пробках, а также при включенном кондее при стоянке, включают кнопкой дополнительно.
Ведь у нас двигатель стоит вдоль, и первый остывает первый по ходу цилиндр, а у меня их 5-ть. Например на МВ вито и жигули девятках передний привод, и например фиат дукато, стоят движки поперек и остывают все цилиндры.
Может установить электро спереди радиатора, установить кнопку и датчик температуры включения. Зимой снимать вискомуфту, и подключать датчик, а летом устанавливать вискомуфту, отключать датчик или нет дело каждого индивидуально, и кнопкой помогать охлаждать при нагреве.
Жду ваши рассуждения

Установка вискомуфты на газель

Возникает вопрос: а она действительно немецкая?

BW это Borg & Warner она действительно немецкая, купил себе в 3160 шоп. разница с исправной русской - в весе, отсутствии дисбаланса и легкости установки (гайка открыта) по эффективности на жаре не сильно лучше нормальной русской.. хотя зимой думаю будет лучше точно.. :))

самое эффективное решение - 405 крыльчатка напрямую через проставки..

самое эффективное решение - 405 крыльчатка напрямую через проставки..

А как двигло с этой крыльчаткой себя зимой чуствует, или надо будет менять? По идее должен только чуть дольше прогреваться, но выходить на рабочую температуру. У кого-нить стояла такая крыльчатка(или подобная по производительности) зимой?

А как двигло с этой крыльчаткой себя зимой чуствует, или надо будет менять? По идее должен только чуть дольше прогреваться, но выходить на рабочую температуру. У кого-нить стояла такая крыльчатка(или подобная по производительности) зимой?

Стояла и стоит сейчас. Разницы во времени прогрева практически никакой - прогрев происходит при циркуляции тосола по малому кругу. В жару охлаждает значительно эффективнее. А еще температура быстрее реагирует на даже незначительное поднятие оборотов.

А еще температура быстрее реагирует на даже незначительное поднятие оборотов.

А почему решил что она от БМВ? Вот же ясно написано на ссылке: Вентилятор с муфтой в сборе (BW) (d392мм) 3160-00-1308010-00. Это наша, родная, специально под УАЗ-3160 (и все следующие модели) разработанная.
На самой муфте (на увеличенном фото), кстати, этот номер тоже отчетливо читается.

Понятно. Однако цена смущает. Насколько я помню, последнюю муфту нашего производства я покупал рублей за 600. Тысяч 25 пробега она уже проработала. Пока вроде не подыхает, хотя и дохнет она в один момент (для этого и электровентилятор спереди радиатора поставил)

Плюс этой иностранной в крыльчатке. Вот интересно, а на нашу муфту нельзя какую нибудь пластиковую крыльчатку поставить? Так сказать, что бы без особых переделок?

Плюс этой иностранной в крыльчатке. Вот интересно, а на нашу муфту нельзя какую нибудь пластиковую крыльчатку поставить? Так сказать, что бы без особых переделок?

В теме про крыльчатки (поищи поиском) Skr-ilya надел крыльчатку от 405 11-ти лопастную на родную вискомуфту:) спроси у него,но мне кажется,что производительности в таком варианте будет недостаточно для жары

В теме про крыльчатки (поищи поиском) Skr-ilya надел крыльчатку от 405 11-ти лопастную на родную вискомуфту:) спроси у него,но мне кажется,что производительности в таком варианте будет недостаточно для жары

Ой ли? Недостаточно говоришь? А всё работает!:D Привет! Прогревается, нагревается и охлаждается, что самое главное нормально!:D +36 это все таки показатель! Догревается до включения электровентилятора ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОЛЬШЕ чем в стандартном варианте, а прогревается точно так же. Единственное, что правильно было замечено, я электовентилятор снизу прмкрепил к раме, а сверху к кузову, но я уже знаю как это переделать и все будет ХАРАШО! Так же я ставил моторчик не волговский, а жигулевский, он слабее чуток, но и с ним все работает:D Максимум до чего нагрелся двигатель 95 градусов, хотя на жестком креплении должна 11 лопастная точно не хуже работать! А про муфту и крыльчатку здесь: http://skr-ilya.narod.ru/TUNING.html

P.S. Кстати дефлектор я вчера случайно оторвал, ставить этот не хочу буду делать что то посимпатичнее!

Ой ли? Недостаточно говоришь? А всё работает!:D Привет! Прогревается, нагревается и охлаждается, что самое главное нормально!:D +36 это все таки показатель! Догревается до включения электровентилятора ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОЛЬШЕ чем в стандартном варианте, а прогревается точно так же.

Приветы!Рад видеть!Так у меня же электровентилятора нет и крыльчатка в одиночку справляется :D я и говорю,что недостаточно

Приветы!Рад видеть!Так у меня же электровентилятора нет и крыльчатка в одиночку справляется :d я и говорю,что недостаточно

Так если бы у меня жабры были. Был бы я человек-амфибия:d

А как определить, включилась ли она или нет, как происходит ее включение? Она блокируется жестко, или все равно проворачивается, только с усилием? У меня она уж что-то легко вращается, снял, подогнул немного бимет спиральку (впереди) и поставил обратно, стало заметно лучше, и воздух в моторный отсек поступает заметно больше.

У меня тот же вопрос. У меня что на холодном, что на горячем двигателе вискомуфта вращается без приложения какого-либо усилия. Ну на горячем, может быть чуууууть-чуть потуже, да и то неуверен. Поэтому считаю, что она неисправна. А правильно ли считаю, все не собрался убедиться.

Лето да, а зимой лучше вернуть на место вискомуфту? При сильных морозах наверно не очень хорошо с крыльчаткой от 405.

Этой зимой особых морозов не было,но в минус двадцать успел опробовать :) надо сразу ставить термостат на 87 градусов, его и летом хватает и зимой не дает температуре опускаться в зону увеличенного расхода :rolleyes: если не отключить маслорадиатор,то будет долго греться,а с отключенным разница незаметна.Укладывался зимой в расход 13-14-15 литров с ездой только по городу.
Один раз попробовал поехать не прогревая двигатель до 60-70 градусов и расход сразу подскочил до 21 литра!
Так что для себя решил,что крыльчатку снимать не буду вообще.Всегда можно зимой картонку подставить перед радиатором

Да не надо ее проверять!Сама по себе идея с вискомуфтой правильная,но исполнение и цена!Даже на сайтах бмв и то читал,что люди ставят принудительные крыльчатки от Газелей!
Если даже немецкие вискомуфты выходят из строя (даже новые!),а стоят они сколько,то нет смысла проверять на себе :)
Да,я видел старые джипы,на которых вискомуфта справлялась и без кожуха радиатора,так там движок маленького объема.
А наш любимый 409 любит дарить тепло хозяину и единственная крыльчатка,которая с ним справляется - это от 405.
Да, греется не у всех,но у многих, и если уж пошел нагрев,так это самый дешевый и простой вариант
Позволю себе не согласиться: у меня сейчас как раз старый джип(86-го г.в.), только р.объем в 4,2 л маленьким особо не назовешь, да и те, что выпускались с "маленьким" тоже - 2,5 л. В пробках на нынешней жаре пару раз стрелка указателя доходила до "красной зоны", однако стоило лишь слегка придавить педаль газа для поднятия оборотов до 1100-1200, как она медленно, но верно начинала ползти назад. При этом у меня не только нет диффузора, но и "соты" радиатора наполовину забиты грязью или замяты, плюс коробка "автомат", заставляющая работать движок под нагрузкой постоянно(если пробка "ползучая") - на "механике" этого нет, там достаточно просто выжать сцепление, с ней ИМХО перегрев не превысил бы и 10"С. :roll:
Как резюме: при исправной системе охлаждения перегрев возможен лишь в исключительной ситуации - нельзя забывать, что наш общий "предок" Виллис разрабатывался в довольно жаркой стране(Нью-Йорк находится примерно на широте Сочи).
. Факт включения вискомуфты некоторые умудряются засечь на слух - при этом добавляется характерный рокочущий звук разрезаемого лопастями воздуха. Ну, не знаю. :roll:
На вискомуфтах с одной фиксирующей прорезью можно попытаться провернуть спиральку на полный оборот для постоянного включения - об этом было упомянуто на "авто.ру".
И еще раз замечу: принцип включения вискомуфты такой же, как и в гидравлическом сцеплении(собс-но это оно и есть), и передаваемый крутящий момент там зависит от разности оборотов на "входе"(шкив) и "выходе"(крыльчатка вентилятора), поэтому на низких("от руки") оборотах, а возможно даже и на оборотах ХХ ее работоспособность не проверишь(без "последствий").

Позволю себе не согласиться:
EJ - Бобик

Так я и говорю,что сама идея очень правильная :) бывают и не греющиеся Хантеры.Но если начал греться,то что делать? Менять радиаторы?Помпы?Вискомуфты? Так охлаждение золотым станет.

Если начал греться - для начала надо тщательно проанализировать ситуацию, при которой это произошло, и лишь потом делать выводы. Очень трудно поэтому отвечать на вопросы типа "почему греется?" - система охлаждения включает несколько т.с. "критических" элементов, а ее эффективность зависит от работоспособности всех компонентов, включая ОЖ. Однако "загадочный" перегрев, когда все вроде работает нормально, чаще всего происходит на грани возможностей системы в данном режиме работы двигателя и в данных условиях движения - и как правило это "передвижение" в пробках во время сильной жары(под 30 и выше) практически на ХХ двигателя - "ХХ"+ низкая скорость - ключевой момент: при этом минимальный теплообмен между радиатором и воздухом + минимальная производительность помпы, т.е максимальный теплообмен между двигателем и ОЖ.
Это т.с "общие принципы", далее должен следовать рассчет системы под конкретные условия - вот к этому я не готов, сорри :smile: Поэтому и приходится полагаться в основном на интуицию, а "по телефону" для нее данных недостаточно.

А разве можно зимой ставить картонку перед радиатором? Я позопрошлой ставил, 2/3 радиатора перекрывал, так когда газуеш такой звук стоял от завихрений воздуха, я думаю что подшипникам крыльчатки от этого будет не очень хорошо.

Картонка же не полностью закрывает :) у меня звука не было.

Даже если нет поддержки ветилятора перепраграмировать Микас для включения вентилятора не сложно.

А поконкретней можно . Какой вывод с микаса и если не прошит то как прошиваеться .Хочу поставить электо вентилятор.

Вывод на реле включение 33 контакт на микасе. перепрограммировать микас на поддержку вентиляторо не сложно. Но нужен комплект для перепрошивки. В редакторе прошивок ставиться галочка в закладке флаги комплектации комплектация вентилятором и зашивается в микас.

В комплекте для для прошивке
1.адаптер для подключения к ПК
2.Колодка для подключения прямо к микасу.
3.И соотвествующие праграммое обеспечение

Вот в инете кто-то описание работы вискомуфты выложил
(ссылки, к сожалению, не сохранилось):

Пока мотор не прогрелся, рабочая полость муфты пуста – силиконовая жидкость находится в резервной полости. Двигатель прогревается, биметаллическая спираль постепенно поворачивает штифт и открывает клапан внутри вязкостной муфты, жидкость поступает в рабочую полость и когда проскальзывает между дисками, муфта начинает передавать момент. При остывании двигателя биметаллическая спираль возвращается в прежнее положение, клапан закрывается и масло закачивается в резервную полость. Кстати, распространенное заблуждение, что когда двигатель горячий, то вентилятор должен быть почти заклинен. Вискомуфта работает только когда вал вращается - на валу косозубая шестерня, это что то вроде насоса, она создает давление внутри. Кроме биметаллической спирали (термоэластичной пластины) связи у муфты с температурой нет, можно хоть вручную повернуть биметаллическую спираль и муфта будет отрабатывать как на прогретом двигателе в жару. С ростом температуры рабочая полость заполняется все больше, обороты вентилятора увеличиваются. Таким образом плавно регулируется производительность вентилятора. При холодном двигателе на малых оборотах проскальзывание вискомуфты невелико, при высоких оборотах вентилятор заметно отстает. Это позволяет заметно экономить энергию (а значит и топливо) на высокой скорости (езда по трассе) когда обдув радиатора достаточен. При прогретом двигателе и при недостаточном естественном обдуве радиатора (стоите в жару в пробке)силиконовая жидкость полностью перекачивается в рабочую полость и соответственно передает максимальный момент на вентилятор. Проверка - на не прогретом работающем двигателе с утра пробуем погазовать, скорость вентилятора возрастает незначительно. Естественно перед этим желательно дать немного поработать двигателю, для того, чтобы силиконовое масло в вискомуфте успело перекачаться в резервную область. Летом в жару, после интенсивной езды днем, открываем капот и смотрим, после остановки двигателя вентилятор практически сразу останавливается.

А вот здесь Как устроена муфта вентилятора Toyota и каков ее принцип действия? (http://panick.ru/cars/firms/toyota/cooler)

Статья с картинками

Нормально рабочая вискомуфта при остановки мотора успевает сделать всего пол или один оборот прежде чем остановится. Если больше то фискомуфта полумертвая или совсем мертвая.
Скажем так, если на горячую на работающем моторе скрученную газетку сунутую в крутящиеся лопасти в хлам порубити не будет останавливаться. Значит можно сказать что вискомуфта работает.

На работающем горячем моторе, на УАЗе, если температура за радиатором достигает 50-60 град., то вискомуфта включается и всунутой газете придет северный пушистый зверек. Изорвет в хлам.
А вот на холодном моторе, если сунуть свернутую в трубку газету (осторожно, чтобы не вкрутило вместе с газетой руку), вискомуфта остановится.
Также, если вискомуфта исправна, то закклинив ее той же самой свернутой в трубку газетой, нужно попросить кого-нибудь запустить двигатель (холодный). Если вискомуфта исправна, то движек запустится, а вискомуфта даже не сделает позывовов на вращение.
У меня вискомуфта работает нормально. На крыльчатке 6 лопастей. Мотор прогревается при -20 град на улице за 5 мин. Но после остановки мотора она делает около 15-20 оборотов.

Принцип работы вискомуфты вентилятора

Вязкостная муфта в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется в качестве альтернативы электрическому вентилятору. Рассмотрим, как работает вискомуфта вентилятора, ее устройство, возможные неисправности, преимущества и недостатки.

система охлаждения ДВС

Роль в системе охлаждения ДВС

Вентилятор с вискомуфтой устанавливается на автомобили с продольным расположением двигателя (обычно это полноприводные и заднеприводные модели). При такой компоновке шкив вентилятора радиатора целесообразней всего соединить со шкивом водяной помпы. Как известно, вращение водяной помпе передается сервисным ремнем от шкива коленчатого вала.

Недостаток такой конструкции в том, что скорость вращения крыльчатки вентилятора всегда будет пропорциональна оборотам коленчатого вала. Подобное устройство приведет к тому, что на высоких оборотах в условиях холодного воздуха двигатель будет чрезмерно охлаждаться, что снизит его КПД. К тому же постоянное соединение крыльчатки и шкива коленчатого вала увеличит механические потери на трение, что будет отнимать мощность и повышать расход топлива.

Вискомуфта вентилятора позволяет регулировать скорость вращения крыльчатки в зависимости от температуры двигателя.

Устройство

Разница в конструкции вискомуфт вентилятора Toyota, BMW, Mercedes, Audi. минимальна, так как все они устроены и работают по единому принципу.

Вал с соединительным фланцем крепится к приводу помпы охлаждения, поэтому его скорость вращения всегда пропорциональна оборотам коленчатого вала. К валу, в свою очередь, крепится приводной шкив, который вращается в рабочей камере. Рабочая и резервная камеры разделены пластинами. Переход между камерами возможен только через впускные клапаны и возвратные каналы. Изначально резервная камера заполнена специальным силиконовым маслом. Приводной шкив, или диск, как его еще называют, имеет по окружности косые зубья, которые при вращении позволяют выгонять масло обратно в резервную камеру. Поверхность приводных дисков, как и делительных пластин, имеет специальные ребра, которые превращают рабочую камеру в своеобразную сеть лабиринтов, по которым циркулирует силиконовое масло.

Корпус муфты, к которому и крепится крыльчатка вентилятора, соединяется с валом (ротором вискомуфты) посредством обычного шарикового подшипника. Впускные клапаны соединены с биметаллической пластиной, которая располагается в передней части корпуса вискомуфты. При нагреве пластина расширяется, что приводит к увеличению пропускного сечения клапанов.

Свойства силиконового масла

Основная особенность силиконовой жидкости, использующейся в вискомуфтах вентиляторов, – термостойкость и вязкостная стабильность. С изменением температуры масло лишь незначительно изменяет свою вязкость.

В работе вискомуфты силиконовое масло исполняет роль связывающего вещества, позволяющего создать между приводным диском и разделительными пластинами, соединенными с корпусом, трение. Несмотря на то что между корпусом и приводным шкивом всегда будет некоторая степень проскальзывания, созданного коэффициента сцепления достаточно для зацепления корпуса муфты с приводным валом.

В некоторых источниках указывается, что с повышением температуры масло расширяется, что и провоцирует вязкостное зацепление приводного диска с корпусом вискомуфты. Подобное понимание принципа работы вискомуфты вентилятора охлаждения является ложным и возникло, скорее всего, из-за сравнения вискомуфты вентилятора с вязкостными муфтами раздаточных коробок полноприводных автомобилей. В вискомуфтах дифференциалов используется дилатантная жидкость, вязкость которой сильно зависит от скорости деформации сдвига.

Принцип работы

Когда рабочая камера не заполнена маслом, приводной диск свободно вращается в рабочей камере. Небольшое количество масла все же присутствует, но коэффициент сцепления приводного шкива с корпусом вискомуфты минимален, поэтому с повышением оборотов двигателя скорость вращения крыльчатки не увеличивается.

Процесс прогрева двигателя и увеличения температуры тосола в радиаторе сопровождается нагревом биметаллической пластины. Нагреваясь, пластина расширяется, что приводит к открытию впускного клапана и увеличению количества рабочей жидкости, проникающей из резервной в рабочую камеру. Возникающее между приводным диском и разделительными пластинами трение приводит к увеличению скорости вращения корпуса и крыльчатки вентилятора.

Когда двигатель нуждается в максимальном охлаждении, биметаллическая пластина изогнута настолько, чтобы обеспечить максимальное проходное сечение впускных клапанов. В таком случае разница частоты вращения вала и корпуса вискомуфты минимальна, поэтому повышение оборотов коленчатого вала приводит к практически равнозначному увеличению скорости вращения крыльчатки вентилятора.

Снижение температуры набегающего воздуха приводит к постепенному возврату биметаллической пластины в исходное положение. Соответственно, уменьшается проходное сечение впускных клапанов, жидкость перегоняется в резервную полость. Уменьшение коэффициента сцепления приводит к увеличению разницы частоты вращения приводного вала вискомуфты и корпуса – крыльчатка вентилятора замедляется.

Работа вискомуфты Toyota на примере конкретных температурных режимов

Устройство вискомуфт вентиляторов Toyota предполагает наличие двух рабочих камер (в первых вариантах конструкции была только одна камера).

  • Биметаллическая пластина в «холодном» состоянии.
  • Пластина разогрета теплым воздухом, открыт впускной клапан передней камеры.
  • Коэффициент температурного расширения соответствует максимальному режиму охлаждения. Открыт клапан задней камеры.

Почему вискомуфта вращается на холодную

Многие владельцы автомобилей с механическим приводом вентилятора системы охлаждения, скорее всего, замечали, что после запуска холодного двигателя вентилятор крутится с большой скоростью. Спустя некоторое время после прогрева двигателя, количество оборотов крыльчатки уменьшается, поэтому может показаться, что подобное явление идет в разрез с описанным выше принципом работы вискомуфты вентилятора. Такой эффект возникает из-за того, что во время простоя масло самотеком стекает в нижнюю рабочую камеру, поэтому сразу после запуска крыльчатка и корпус вискомуфты будут вращаться до того времени, пока масло перекачается обратно в резервную секцию.

Преимущества

Обороты крыльчатки подстраиваются под фактический температурный режим двигателя, что позволяет:

  • уменьшить расход топлива;
  • снизить уровень шума;
  • уменьшить потери мощности.

Установка вискомуфты в системе охлаждения позволяет уменьшить нагрузку на генератор и снизить себестоимость авто, исключив затраты на электропривод крыльчатки, проводку.

Недостатки

Многие сетуют на ненадежность вискомуфты, забывая, что система с электровентилятором также периодически нуждается в ремонте. Наиболее распространенная поломка – утечка рабочей жидкости. Несмотря на то что большинство муфт вязкостного типа неразборные, существуют проверенные технологии восстановления работоспособности системы. В случае износа поддается восстановлению и подшипник. Именно поэтому важно знать способы проверки и ремонта вискумуфты вентилятора радиатора.

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения


Вискомуфта
Вискомуфта вентилятора охлаждения

Вискомуфта — это специальное устройство, которое вращает охлаждающий вентилятор благодаря специальной жидкости. Оно имеет круглую форму с силиконовой основой, заполненной смазкой; служит для плавного регулирования вентилятора. Принцип работы на первый взгляд покажется сложным, однако, если разобраться, это не так: коленчатый вал вращается, передавая энергию на первый вал муфты. Далее устройство ускоряется, из-за чего силикон внутри него становится более вязким. Муфта блокируется, после чего начинает вращаться второй диск, на котором расположен радиаторный вентилятор.

Вискомуфта используется практически на всех моторах, так как устройство отличается надежностью и безопасностью. Если в движущийся механизм засунуть по неосторожности или неопытности руку, устройство остановится, предотвращая таким образом травму.





Принцип действия вискомуфты

Внешний вид вискомуфты и ее принцип работы позволит понять приведенный рисунок.

устройство вискомуфты

Как видно из него, устройство вискомуфты представляет собой герметичный корпус, в котором располагаются два ряда дисков. Каждый из них связан или с ведомым, или с ведущим валом. Ведущие и ведомые диски перемежаются между собой, на каждом из них имеются специальные выступы и отверстия, а расстояние между их плоскостями минимальное.

Пространство внутри корпуса заполнено вязкой жидкостью, чаще всего изготовленной на основе силикона.

Отличительными особенностями этой жидкости, позволяющими использовать ее для работы в составе вискомуфты, являются:

  • увеличение вязкости, сгущение при интенсивном перемешивании;
  • значительный коэффициент расширения при нагреве.

Когда движение автомобиля происходит равномерно, диски вращаются с равной скоростью и жидкость между дисками не перемешивается. При появлении различий в скорости вращения валов (ведомого и ведущего), также начинает различаться скорость вращения дисков, из-за чего вязкость жидкости возрастает и она работает на передачу крутящего момента к ведомому валу от ведущего.

При значительной разности скоростей вращения дисков, вязкость жидкости возрастает настолько, что вискомуфта блокируется и приобретает свойства, характерные для твердого тела. Дополнительную информацию о том, как работает вискомуфта, поможет получить из видео



Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

После длительного простоя автомобиля, вискомуфта нуждается в замене масла, а также проверке состояния и работы в целом. Кроме того, возможен выход из строя в следствие износа или каких-либо других причин.

Распознать поломку вискомуфты достаточно сложно, однако способы проверить ее работоспособность имеются.

Посмотрите на частотность оборотов устройства при холодном и разогретом моторе. В первом случае странные звуки обычно не наблюдаются, а количество оборотов соответствует норме. При горячем же двигателе картина другая: слышатся посторонние шумы, а частота вращений вискомуфты может не соответствовать норме.

Различного рода шумы часто появляются из-за неисправных подшипников. Также причиной неисправности устройства может быть уплотнение сальников, либо же вытекшая специальная силиконовая жидкость.

Что такое вискомуфта и для чего она нужна

Вязкостная муфта (так она официально называется) – это элемент трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента с одного вала на другой. Как правило, она используется как межосевой дифференциал, где может работать самостоятельно или в паре со свободным дифференциалом.



Устройство вискомуфты

«Рабочим телом» вискомуфты является жидкость с особыми качествами, поэтому в механизме почти отсутствует механическое трение. Работа вискомуфты не требует участия водителя, она срабатывает в нужное время сама, без какого-либо управления.

Задача вискомуфты – в автоматическом режиме синхронизировать скорость вращения валов на передней и задней оси. Она включается в работу, когда одно или оба колеса на одной оси вывешиваются (пробуксовывают), при этом резко возрастает скорость их вращения по отношению к другой оси. Работа вискомуфты заключается в выравнивании угловых скоростей за счет полной или частичной блокировки «проблемной» оси и передачи крутящего момента на ту, у которой лучше сцепление в поверхностью.

Самостоятельный ремонт вискомуфты

Если вы замечаете перегрев двигателя, не спешите делать замену вискомуфты. Возможно, вам удастся самостоятельно отремонтировать сломавшуюся деталь.

  • Самой распространенной причиной неисправности является утечка силикона из основания детали. Чтобы залить новую жидкость, вам нужно:
  1. Снять вискомуфту с водяного наноса, после чего разобрать ее.
  2. На самом диске устройства имеется пластина с пружиной, под которой находится отверстие для силиконовой жидкости. Вам нужно с максимальной осторожностью снять штифт, а затем шприцом залить смазку. Учитывайте, во время подобного ремонта деталь кладут горизонтально.
  3. Шприцом достаточно набрать пятнадцать миллилитров маслянистой жидкости.
  4. Не спеша заливайте силикон во внутрь.
  5. Подождите несколько минут, не извлекая шприц из отверстия, чтобы жидкость успела глубоко затечь в вискомуфту.
  6. Протрите поверхность устройства от излишка жидкости в случае необходимости.
  7. Поставьте штифт на место, а затем установите деталь.


Если вы плохо разбираетесь в автомобилях и не знаете принцип работы тех или иных деталей, лучше не приступайте к починке самостоятельно. Дело здесь не в возможной поломке частей транспортного средства, а в трудности собрать все обратно.

  • Также частой причиной поломки вискомуфты являются подшипники. Признак подобной неисправности один единственный: различного рода шумы в области радиатора охлаждения.
  1. Чтобы отремонтировать устройство, его первым делом нужно снять. Для этого открутите три болта, которые крепят деталь. После этого вискомуфту легко снять из отсека мотора.
  2. Вынув устройство, можете приступать к замене подшипника. Производите их замену только тогда, когда разобрали узел и слили масляную жидкость. Воспользуйтесь специальным инструментом для снятия подшипника — съемником. Если воспользоваться подручными средствами, можно повредить полностью узел.
  3. Установив новый подшипник, можете приступать к установке устройства. Не забудьте залить новую силиконовую жидкость, которую слили перед ремонтом вискомуфты.

Когда вы замечаете «неправильное поведение» муфты, не нужно сразу менять всю деталь, ведь зачастую ее можно отремонтировать. Особых навыков и умений для этого дела не потребуется.

Единственная сложность, которая может возникнуть, — это поиск съемника для извлечения старого подшипника. Инструмент продается не в каждом автомобильной магазине, что затрудняет самостоятельную починку вискомуфты. Если вы побывали во всех известных вам автомагазинах, и не нашли съемника, спросите у друзей-водителей. Остальные же детали найти незатруднительно.

Особенности ремонтных работ

Как некоторые автомобилисты могли заметить, не всегда на вискомуфте есть отверстие для заливки силиконовой жидкости. В таком случае оно проделывается самостоятельно, но не стоит это делать новичкам, чтобы не навредить изделию. Лучше обратиться к мастерам, которые сделают аккуратное сверление.

Ремонт вискомуфты вентилятора должен проводиться без напора грубой силы. Основной материал устройства — алюминий, который достаточно просто согнуть и окончательно вывести из строя вискомуфту.

Работа автомобиля зависит от многих механизмов, которые должны работать как единое целое. При выходе из строя хоть одного элемента нарушается исправность всего транспортного средства. Вискомуфта необходима для нормальной работы вентилятора охлаждения. От этого зависит безопасность поездки, поэтому нужно следить за её работоспособностью.

Ремонт вискомуфты вентилятора охлаждения должен проводиться только специалистами. Конечно, можно сделать это и самостоятельно, но любая ошибка может вывести устройство из строя. Нужно заранее позаботиться о сервисных работах.

В конструкции системы охлаждения автомобиля присутствует такой интересный механизм, как вискомуфта. На автомобильных форумах часто задают вопросы, связанные с этим механизмом. Мы сделали выводы о необходимости детального изучения этой темы.

Ремонт вискомуфты на Мерседесе-Бенц: двигатель 111

  1. Откройте капот автомобиля и отщелкните несколько защелок корпуса вентилятора.
  2. Открутите болты шестигранным ключом на 6.
  3. Снимите охлаждающий вентилятор.
  4. Поверните кожух на 180° вправо. По-другому вынуть деталь не получится. Следовательно, добраться до вискомуфты не выйдет.
  5. Открутите вискомуфту ключом на 36. Губки инструмента должны быть не толще 10 миллиметров.
  6. Вынув устройство, очистите его от грязи и пыли.
  7. Далее нужно с одной стороны расклепать биметаллическую пластину вискомуфты.
  8. Вытащите диск детали и залейте шприцом смазочную жидкость ПМС-100.
  9. Соберите конструкцию вискомуфты обратно; установите устройство в автомобиль.

Как проверить вязкостную муфту

Работоспособность вискомуфты вентилятора нужно проверять на холодном и горячем силовом агрегате. Об этом свидетельствуют эксплуатационные пособия по ремонту ТС. При холодном моторе перегазовка не будет менять частоту вращений муфты. В случае с горячим мотором этот показатель будет сильно возрастать.

Также обязательно проверяется продольный люфт, при выявлении которого придётся выполнять работы по его устранению. Наличие посторонних звуков во время вращения муфты будет говорить о неисправности подшипников.

Основные причины неисправности

Механизм может выходить из строя по нескольким причинам. Мы выделили основные и наиболее распространённые:

  • использование шин различного размера, которые также имеют разный уровень изношенности;
  • утечка жидкости с муфты;
  • износ деталей в результате интенсивной эксплуатации, воздействия агрессивных факторов и высокой температуры;
  • неправильное выравнивание приводного механизма;
  • утрата свойств биметаллического датчика, что может наступать в результате поверхностного окисления и застревания муфты;
  • неисправное состояние подшипника.

Ремонт вискомуфты на Паджеро: замена подшипника


  1. Кардинальных отличий в снятии устройства нет. Вам нужно открутить три болта, крепящие крыльчатку, а затем еще три для снятия крышки.
  2. Далее, вынув вискомуфту, аккуратно уберите верхний диск, который служит для блокировки вентилятора.



Проверка вентилятора охлаждения

Не всегда удаётся регулярно использовать автомобиль, поэтому он оказывается в состоянии простоя. Вискомуфта в это время требует проверки своей работоспособности. Это же поможет предотвратить поломку от износа.

Непросто в штатных условиях, но есть методы, как проверить вискомуфту вентилятора. Чтобы осмотреть механизм, нужно проверить состояние оборотов изделия при включённом разогретом и холодном двигателе. При охлаждённом моторе не должно возникать никаких посторонних звуков, а обороты должны соответствовать норме. Горячий же двигатель часто может провоцировать различные шумы и сбои в частоте оборотов.

Такие проблемы могут возникать из-за неисправностей в подшипниках или несвоевременной замене масла. Также уплотнённые сальники и протечка силиконовой жидкости могут стать причиной поломки.

Решение проблемы своими руками

Если были обнаружены дефекты в работе, не всегда должна проводиться замена вискомуфты. Эти проблемы часто можно решить своими руками. Одной из самых частых проблем, возникающих в этом устройстве, является утечка силиконовой жидкости. Чтобы восполнить недостаток, нужно выполнить следующие действия:

  1. Разобрать виcкoмуфту, сняв её из водяного насоса.
  2. Стоит присмотреться к диску изделия. На его поверхности находится специальная пластина с пружиной, под которой имеется отверстие для силикона. Нужно с особой осторожностью снять штифт и залить внутрь смазку с помощью специального шприца. Во время этого процесса саму деталь нужно класть в горизонтальном положении.
  3. Достаточно будет залить в шприц 15 миллилитров жидкости.
  4. Нужно подождать несколько минут, пока вещество не затечёт внутрь вискомуфты, не вынимая при этом шприц.
  5. Проверив правильность выполненной процедуры и нет ли излишек силикона, деталь можно установить обратно.

Тем, кто не считает себя опытными автомобилистом, лучше не заниматься подобными работами, ведь это может стать причиной полной поломки устройства. Как правило, самая большая трудность состоит в обратной сборке всех элементов.

Другие проблемы

Нередко подшипники могут стать причиной выхода из строя вискомуфты. Этому свидетельствует появление несвойственных шумов в зоне охлаждения. Но его ремонтом также можно заняться самостоятельно:

  1. Для починки изделия его нужно снять с основной конструкции мотора. Для этого откручиваются 3 болта, на которых крепятся подшипники.
  2. Замена этих элементов должна производиться только после того, как была слита масляная жидкость и разобран узел. Чтобы упростить процесс, можно использовать специальный инструмент — съёмник. Не стоит применять подручные приборы, так как они могут окончательно повредить детали.
  3. После установки подшипника можно проводить в механизмы мотора. Перед этим нужно залить свежий силикон, который был слит перед заменой деталей.

На заметку: не всегда неправильное поведение деталей требует их скорой замены. Часто можно обойтись и простым ремонтом, который не требует особых навыков.

Частой проблемой при проверке вискомуфты или замене подшипников является поиск подходящего инструмента. Такой съёмник не всегда просто найти в автомагазине, поэтому ремонт может быть затруднённым.

Как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения

Вязкостная муфта является механическим устройством, передающим вращающий момент с использованием особой вязкой жидкости. Зная, как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения, вполне можно самостоятельно определить причину её некорректного функционирования, после чего решить вопрос о целесообразности проведения и объёме ремонтных работ.

Вискомуфта вентилятора охлаждения: где находится и как работает

Устройство вискомуфты вентилятора охлаждения

Изменение скорости вращения вентилятора производится плавно, бесступенчато, мгновенного включения и выключения вентилятора с вискомуфтой никогда не происходит

В полноприводной трансмиссии легковых транспортных средств с продольным положением двигателя стандартной вязкостной муфтой выполняются функции эрзац-дифференциала или специального блокировочного элемента, дополняющего обычный дифференциал. Тем не менее, с конструктивной точки зрения устройство представлено множеством круглых ведущих и ведомых пластинчатых элементов с выступами и отверстиями, которые располагаются внутри полностью водонепроницаемого корпуса, наполненного дилатантной жидкостью.

Скорость вращения вентилятора зависит от нагрева двигателя: чем сильнее нагрета вискомуфта, тем больше открывается впускной канал, и тем больше жидкости поступает в рабочую камеру.

При отсутствии или незначительном объёме автомобильного масла внутри рабочей камеры наблюдается свободное вращение приводного диска. Только в процессе постепенного прогрева двигателя и повышения температурного режима тосола происходит нагрев биметаллической пластины и её расширение, что вызывает раскрытие впускной клапанной системы, проникновение рабочей жидкости внутрь камеры и увеличение скорости вращательных движений вентилирующей крыльчатки. При уменьшении сцепляющего коэффициента заметно увеличивается разница в частоте вращения корпуса и приводного вала вискомуфты, что замедляет работу вентиляторной крыльчатки.

Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)

Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.

Вискомуфта вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи

Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.

При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.

Чаще всего подобные проблемы вызывает несвоевременная смена масла или поломка подшипников.

К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.

Подготовка к демонтажу вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой

Фиксация приводного ремня

Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа

Откручивание вискомуфты вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот»

Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15–30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

Читайте также: