В каком случае лишают гранта

Обновлено: 05.07.2024

Предоставление грантов. Возврат гранта


Нормы бюджетного законодательства дают право муниципальным органам предоставлять субъектам предпринимательской деятельности гранты, но при нарушении условий его использования грант должен быть возвращен. В данном случае нарушение было установлено, но суд решил, что общество не должно возвращать грант.

Постановление Арбитражного суда Волго–Вятского округа от 04.02.2015 № Ф01–6154/2014 по делу № А82–17390/2013

Из материалов дела.

Общество получило от Управления экономики и финансов грант на покупку основного средства – токарного станка. Если общество прекратит деятельность или будет выплачивать зарплату ниже прожиточного минимума, то грант должен быть возвращен. Управление провело проверку, выяснило, что общество деятельность не ведет, и подало в суд заявление о взыскании гранта. Однако суд в иске отказал.

Выводы судов:

1. В соглашении о предоставлении гранта указаны случаи, когда он должен быть возвращен. Управление подтвердило наличие только одного основания – отсутствия предпринимательской деятельности.

2. Однако станок был получен и использовался обществом в 2012, 2013 гг. На основании постановления следователя ОВД в рамках уголовного дела в ноябре 2013 г. станок и документация у общества были изъяты, что лишило его возможности вести деятельность.

3. Так как грант был использован по целевому назначению, и вины общества в прекращении деятельности нет, грант возврату не подлежит .

Комментарии:

1. Интересно, что это за уголовное дело? В судебных актах ничего об этом не говорится, есть только ссылки на постановление следователя, протоколы обысков и другие документы.

2. Нормативное обоснование решения суда в судебных актах, прямо скажем, слабенькое. Отсутствие вины получателя гранта в нарушении условий соглашения о его предоставлении вообще–то не должно влиять на обязанность его возвратить. Но, видимо, обществу повезло.

В каком случае лишают гранта

П О Р Я Д О К

отчисления и лишения государственных образовательных грантов обучающихся в КазНУ имени аль-Фараби

1.1 .Обучающийся может быть отчислен из университета:

а) по собственному желанию;

б ) в связи с переводом в другое учебное заведение;

в) за неуплату за обучение;

г) за нарушение учебной дисциплины:

· как не вернувшийся из академического отпуска;

· как не вернувшийся из заграничной командировки;

· за систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин (количество пропущенных часов не более 60);

· за потерю связи с университетом (длительное отсутствие без уважительных причин);

· не заключил договор (в течение 10 дней после выхода приказа) о возмездном оказании образовательных услуг за повторный курс обучения или повторное изучение дисциплин;

д) за нарушение правил внутреннего ра c порядка и Устава КазНУ им. аль-Фараби:

· за появление на занятиях в состоянии алкогольного опьянения;

· за употребление веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического опьянения или интоксикации иного типа;

· за распитие спиртных напитков, азартные игры в стенах университета;

· за нарушение правил охраны труда или пожарной безопасности, которое может повлечь тяжкие последствия;

· за порчу имущества университета;

· за нарушение правил проживания в общежитии;

· за антиобщественное поведение в стенах университета.

1.2. Университет имеет право отчислить студента, выехавшего за пределы Республики Казахстан в период учебного года без согласия администрации университета (комиссии по выезду за рубеж) за нарушение учебной дисциплины.

1.3. Уважительными причинами пропуска занятий могут быть медицинские показания, подтвержденные справкой студенческой поликлиники, выезд в зарубежную командировку, участие в спортивных и других мероприятиях республиканского уровня с согласия администрации университета, а также форс-мажорные обстоятельства.

1.4. Отчисление обучающегося оформляется приказом ректора университета.

1.5. Обучающемуся, отчисленному из университета, выдается справка установленного образца.

1.6. Обучающиеся, обладатели образовательных грантов, оставленные на повторный курс обучения, лишаются образовательного гранта и продолжают свое дальнейшее обучение на платной основе.

1.7. Обучающиеся, получившие международную стипендию Президента РК «Болашак», подлежат отчислению из университета. Согласно приказу МОН РК от 03.12.2007 г. за № 602 они не могут обучаться в университете в форме экстерната.

Как я получила грант на 100 000 ₽

В августе 2020 года я получила от государства грант на развитие своего дела. Все получилось довольно просто, достаточно было выполнить минимальные требования.

Грант — это безвозмездная выплата фонда, которую получают люди или компании для определенной цели. Выплату дают деньгами или в натуральной форме, например в виде сертификата на обучение, и в дальнейшем получатель должен отчитаться, как использовал грант.

У меня на все ушел месяц: я собрала документы, отправила заявку и после решения жюри получила грант в 100 000 Р . Расскажу подробно, как все получилось.

Как я узнала о конкурсе

У меня есть основная работа с 40-часовой рабочей неделей, я заместитель директора в школе. Еще я самозанятый репетитор — обучаю детей биологии и химии, помогаю осваивать темы и решать задачи, готовлю к поступлению в вузы по химической специальности.

Репетиторством занимаюсь примерно 20 часов в неделю, это дополнительный доход, в месяц я могу заработать до 40 000 Р . В летние месяцы доходов от репетиторства нет, потому что дети на каникулах.

В апреле 2019 года я стала самозанятой. Поначалу хотела стать ИП, чтобы спокойно работать и не ждать проблем с налоговой, но приняли закон о плательщиках НПД, и я зарегистрировалась в приложении «Мой налог».

В июне 2020 года я стояла в автомобильной пробке и увидела рекламу гранта для самозанятых на билборде. Там было написано: «Грант для самозанятых от мэрии», сумму гранта не указывали, ее я узнала из положения конкурса.

Сначала я подумала, что конкурс проводят для своих и деньги получат нужные люди. Но когда открыла положение о проведении конкурса и внимательно прочитала все требования к соискателям, поняла, что они несложные, и у меня появилась надежда получить грант.

Конкурс для самозанятых проводила мэрия Казани. Чтобы принять в нем участие, нужно было отвечать нескольким критериям. Я подходила под все условия.

Зачем мне был нужен грант

Я хочу развивать свое дело, со временем полностью перейти на работу только на себя в онлайн-репетиторстве. Планирую записывать вебинары и продавать комплект готовых уроков, а лично консультировать только тех детей, у которых возникают проблемы с пониманием определенной темы и решением задач. До этого основная масса моих занятий была очной, только с одним учеником мы занимались дистанционно.

Для всего этого мне нужен хорошо функционирующий компьютер, потому что мой уже устарел, флипчарт — доска, чтобы показывать ученикам решения задач по химии, и оснащение для онлайн-обучения. Ко всему прочему я готовлю и распечатываю много заданий, довольно много денег уходит на бумагу и картриджи для принтера. Например, одна пачка бумаги стоит 270 Р , и ее не хватает даже на месяц занятий.

Еще я постоянно покупаю книги и пособия по предметам, ведь каждый год требования к знаниям и критерии их оценки меняются. На пять пособий по химии ушло 1750 Р , в целом на пособия для подготовки 11-классников к ЕГЭ может уйти от 5000 до 7000 Р за сезон.

Кроме того, я хотела освежить свои знания, изучить новые технологии для работы — пройти курсы повышения квалификации.

Я посчитала, сколько всего смогу купить на деньги гранта, и подала заявку на участие в конкурсе.

Как я планировала потратить деньги

Вид расхода Cумма
Компьютер 55 000 Р
МФУ 11 300 Р
Курсы повышения квалификации 10 000 Р
Электронная книга для хранения учебных пособий и справочников 8490 Р
Флипчарт 4760 Р
Наушники 2990 Р
Тетради и пособия 2261 Р
Веб-камера 2180 Р
Другие канцтовары 1820 Р
Бумага А4, 4 блока 1000 Р
Маркеры 199 Р

Как победить выгорание

Какие документы нужно было подать для участия в конкурсе

Для участия в конкурсе нужно было подготовить документы:

  1. Заявку по форме, размещенной на сайте мэрии.
  2. Копию паспорта, ИНН, СНИЛС.
  3. Согласие на обработку персональных данных с сайта мэрии Казани.
  4. Справку о постановке на учет физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
  5. Справку о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход — из нее видно, сколько налога было уплачено.
  6. Портфолио самозанятого.

Справки о постановке на учет и о состоянии расчетов по налогу я скачала из приложения «Мой налог»PDF, 754 КБ

Портфолио — это описание и фотографии продукции, сертификаты о прохождении образовательных курсов в прошлом, фотографии с ярмарок и прочих мероприятий, в которых самозанятый принимал участие, договоры на выполнение работ или оказание услуг.

Я репетитор, поэтому в качестве портфолио предоставила учебные пособия, которые я написала, а также сертификаты с курсов повышения квалификации, которые я проходила.

Заявку и прилагаемые к ней документы нужно было подготовить в бумажном виде и в электронном. Еще там надо было написать дату, когда я стала самозанятой, чем занимаюсь и на что собираюсь потратить грант — в моем случае это были компьютер, канцтовары и образовательные курсы.

Бумажные документы надо было распечатать, заполнить, потом отсканировать и залить на флешку. Распечатанные экземпляры и флешку я отдала работнику мэрии.

После сдачи документов я узнала, что некоторые самозанятые не смогли подать заявку на грант, так как у них не было регистрации в Казани, хотя они работали здесь. Скорее всего, это были те, кто прописан в городе Зеленодольске или те, кто купил квартиру в пригороде, но каждый день приезжают в Казань на работу.

Как проходил конкурс и как оценивали самозанятых

Мэрия проводила два отдельных этапа с набором участников. Можно было подать заявку для участия только в один из этапов. Первый проходил с 4 июня по 3 июля 2020 года, второй — с 11 июня до 10 июля 2020 года. Я участвовала в первом этапе.

Заявки самозанятых оценивали по пяти критериям, баллы начисляли 10 членов жюри. В составе комиссии были работники мэрии Казани, руководитель Центра поддержки самозанятых и несколько привлеченных самозанятых.

Каждый член жюри давал свою оценку, например, один член жюри мог дать 5 баллов, а другой 0 баллов. При подсчете результатов суммировали оценки всех 10 членов жюри.

Вот сколько я получила баллов по всем критериям.

Сфера деятельности самозанятого — критерий, по которому от каждого члена жюри можно получить одну из двух оценок:

  • бизнес относится к производственной сфере деятельности — 10 баллов;
  • к услугам — 5 баллов.

Я репетитор, моя деятельность относится к сфере услуг, поэтому все члены жюри дали мне по 5 баллов. В сумме я получила 50 баллов.

Соответствие заявки приоритетным направлениям развития Казани. Эти направления прописаны в стратегии социально-экономического развития города до 2030 года:

  1. Образование, повышение квалификации.
  2. Физическая культура, спорт и забота о здоровье.
  3. Культура и народные традиции.
  4. Деятельность в сфере туристической индустрии.
  5. Деятельность в сфере ИТ.

Вот какие оценки могут дать по этому критерию:

  • заявка соответствует приоритетным направлениям — 3 балла;
  • не соответствует — 0 баллов.

Я занимаюсь репетиторством, мое направление подходит под образование — приоритетную сферу, поэтому все 10 членов жюри дали мне максимальный балл, и я получила 30 баллов по этому критерию.

Экономическое обоснование финансовых затрат на реализацию гранта:

  • человек обосновывает траты — 5 баллов;
  • не обосновывает — 0 баллов.

Я указала, что мне нужен компьютер, микрофон и наушники, чтобы я смогла взять учеников на дистанционные занятия. За это экономическое обоснование мне присудили 50 баллов.

Сколько времени человек ведет деятельность в статусе самозанятого:

  • более 1 года — 10 баллов;
  • от 6 месяцев до 1 года — 8 баллов;
  • от 3 до 6 месяцев — 6 баллов.

Стартом тут считается момент регистрации налогоплательщика НПД. Я получила 100 баллов, так как на момент подачи заявки уже больше года была самозанятой.

Оценка портфолио: до 10 баллов.

В последнем критерии каждый член жюри выставлял свою оценку, в среднем мне давали по 8 и 9 баллов. В общей сумме получилось 83 балла.

Максимальная сумма гранта была 100 000 Р . Если участнику конкурса нужно было оборудование на 95 000 Р , а указать другие нужные вещи он не мог, то в заявке он писал только 95 000 Р .

Помимо техники и комплектующих я планировала еще пройти курсы повышения квалификации, поэтому в заявке на грант указала расходы и на них — 10 000 Р . В общей сумме получилось как раз 100 000 Р .

В первом этапе, в котором я участвовала, заявку подали 47 участников. Отказали только одному, все остальные получили гранты на разные суммы — 85 000 Р , 93 000 Р . Я получила максимальные 100 000 Р .

Весь процесс обработки заявки занял около месяца. Я каждый день заходила на сайт мэрии, чтобы узнать результаты конкурса, нам обещали сообщить их до 15 июля. Результаты на сайте появились 24 июля. 27 июля мне позвонили из муниципалитета и поздравили с получением гранта.

На что я потратила полученный грант

Деньги от гранта — целевые, их нельзя тратить на что угодно, можно пускать только на развитие своего дела.

По условиям конкурса грант можно было потратить на:

  1. Покупку оборудования и техники для деятельности самозанятых.
  2. Арендную плату за пользование недвижимым имуществом, необходимым для деятельности самозанятых.
  3. Оплату комплектующих и сырья, нужных для производства продукции или оказания услуг.
  4. Обучение по образовательным курсам.
  5. Приобретение программного обеспечения.
  6. Оплату услуг на рекламу деятельности самозанятых, в том числе продвижение в социальных сетях.
  7. Оплату услуг по разработке персонального сайта, необходимого для профессиональной деятельности самозанятых.

На деньги гранта я купила компьютер, камеру, наушники, флипчарт, МФУ, канцтовары, бумагу, электронную книгу, а также прошла образовательные курсы для повышения квалификации.

Профессиональные навыки педагога устанавливаются в первые три года работы, а потом их надо укреплять и совершенствовать. Я работаю с учениками 5—11 классов , в начальных классах биологии и химии нет, но какие-то базовые знания младшеклассникам дают. Я хотела понять, с какими знаниями приходят ребята в 5 класс и как с ними работать, поэтому выбрала курсы для начальной школы.

Кроме того, как заместителю директора, курсы мне пригодились, чтобы лучше оценивать компетенции учителей начальных классов. Еще на курсах повышения квалификации можно обмениваться знаниями с другими преподавателями и уточнять положения новых законов в сфере образования.

Курсы я выбрала у образовательной организации, у которой была лицензия — это нужно для оформления возврата НДФЛ за обучение, в налоговую надо сдать копию лицензии. Плюс они выдают сертификат о повышении квалификации, который можно прикрепить в профиле на сайте учителя, чтобы родители видели, что репетитор не стоит на месте, а занимается саморазвитием, совершенствует навыки.

Курсы были разные — длительностью от недели до полугода. Я сначала хотела выбрать шестимесячные, но так как мне нужно было отчитаться о гранте раньше, то прошла ускоренный вариант обучения за 3 месяца. Обучение велось дистанционно — доступ к записям лекций и семинаров был открыт 24 часа. В рабочие часы можно было задавать вопросы куратору, если что-то было непонятно.

После того как у меня появилась нужная техника, я стала больше работать с дистанционными учениками и меньше — с очными. В дальнейшем я планирую оставить только дистанционные занятия.

Проблемы Лады Гранты, с которыми сталкиваются все владельцы

Лада Гранта поступила в продажу в конце 2011 года. А создавали ее на базе Лады Калины, которая, в свою очередь, унаследовала многие технические решения ВАЗ-2108 Спутник, впервые показанного на выставке «Автопром 1984». Обычно производители обновляют модель раз в 5–6 лет. А Гранта скоро отпразднует десятилетний юбилей, так что ее можно считать устаревшей даже по сроку конвейерной жизни.

При разработке Гранты использовали внутризаводское обозначение проекта «Low cost» (низкая стоимость). И сейчас машина, несмотря на то, что подорожала более чем вдвое по сравнению с начальной ценой базовой комплектации (229 000 рублей), остается одним из самых доступных автомобилей на нашем рынке. От «бюджетности» и проистекают многие проблемы, с которыми владельцы сталкиваются при эксплуатации.

Двигатель

Конструкция мотора, в основе которого лежит чугунный блок цилиндров, довольно надежна. Недавно все двигатели, которые устанавливают на Гранты, стали невтыковыми, то есть при обрыве ремня ГРМ поршни не встречаются с клапанами. Это позволяет владельцам сэкономить кругленькую сумму, которую они могли бы потратить на ремонт. Но и не отменяет главной проблемы — некачественных комплектующих. В нашей редакции на длительных испытаниях побывало три автомобиля: Лада Гранта, Калина и соплатформенный Datsun mi-DO. У каждой машины обрыв ремня ГРМ случался до достижения срока его замены согласно регламенту.

Среди проблемных деталей также можно отметить термостат и катушки зажигания. Последние порой приходится менять несколько раз при пробеге до 100 000 км. Прочие неисправности, характерные для моторов Гранты, хоть и встречаются довольно часто, но не имеют каких-либо серьезных последствий: неустойчивая работа двигателя (плавают обороты) на холостом ходу, повышенная (у некоторых экземпляров) вибрация при работе.

Трансмиссия

Механическую коробку передач не раз модернизировали. У нее появился тросовый привод, благодаря чему передачи стали включаться с меньшим усилием, да и точность механизма выбора повысилась. Такая коробка имеет заводской индекс ВАЗ-2181. Но звук при работе ее шестерней по-прежнему слишком громкий. Полностью не решена проблема с синхронизатором второй передачи. Плохое включение и быстрый износ синхронизатора, несмотря на многочисленные модернизации, до сих пор встречаются. Как и течи масла через сальники. Причина в низком качестве самих сальников и недостаточной точности позиционирования сальника относительно вала. Все это в полной мере относится и к роботизированной коробке передач ВАЗ-2182, ведь ее создавали на основе механической.

В случае с коробкой 2181 механизм сцепления редко выхаживает больше 100 000 км, особенно если машина эксплуатируется в большом городе и часто простаивает в пробках. У роботизированных коробок передач сцепление живет еще меньше.

Единственная по-настоящему надежная в линейке коробка передач — это 4-ступенчатый автомат японской фирмы Jatсo.

Ходовая часть

Владельцы, которым довелось поездить не только за рулем продукции отечественного автопрома, отмечают, что управляемость у Гранты далека от идеала: машина плохо держит прямую, нестабильно ведет себя в повороте и при торможении. Основная причина — отсутствие подрамника.

Что до надежности и ресурса элементов подвески, то амортизаторные стойки порой начинают стучать до первого ТО. При пробеге 80 000 км могут растрескаться и выйти из строя передние крепления растяжек рычагов передней подвески. Шаровые опоры редко ходят больше 60 000 км. Остальные детали передней подвески имеют приемлемый ресурс.

Конструкция задней подвески проста и надежна. Разве что ресурс ступичных подшипников невелик — порой их приходится менять к 40 000 км пробега. Рулевая рейка часто начинает постукивать к 50 000 км. Регулировка реечного механизма помогает не всегда. Недостаточен и ресурс передних тормозных механизмов. Отмечено, что и колодки изнашиваются быстро, и диски не отличаются живучестью. Иногда диски, пережив три комплекта колодок, просятся на замену уже к 75 000 км. У задних тормозных механизмов свои проблемы: закисают тросы ручного тормоза, подтекают тормозные цилиндры. И все это, как правило, при пробегах до 100 000 км.

Электрика и кузов

Подшипники генератора имеют недостаточный ресурс. Загудеть они могут уже к 80 000 км пробега. Электростеклоподъемники часто работают со скрипом и поднимают стекла медленно из-за заедания стекла в уплотнителях. Часто выходят из строя электродвигатели стеклоподъемников. А еще можно отметить негерметичность задних фонарей седанов: внутрь проникает не только вода, но и насекомые.

Краску на кузове легко повредить камешками, летящими из-под колес других автомобилей. Образовавшиеся сколы ЛКП довольно быстро «зацветают». Слой краски настолько тонкий, что его порой протирают уплотнители дверей. Часто отламывается ручка регулировки сиденья.

Все перечисленные проблемы Гранты — следствие либо устаревшей конструкции, либо бюджетного подхода в производстве. Очевидно, что Гранта исчерпала возможности по модернизации. Нужна и новая платформа, и новый уровень безопасности. Лада Гранта — это последний на сегодняшний день автомобиль, находящийся в производстве и не имеющий переднего подрамника — важного элемента, служащего для снижения шума и вибраций, а также повышения пассивной безопасности автомобиля.

Рассказать, как ваша Гранта никогда не ломалась (или ломалась каждую тысячу километров), всегда стоит в комментариях ниже.

В каком случае лишают гранта

Чтобы получить дополнительное финансирование многие музеи прибегают к системе грантов и субсидий. В этой статье вы узнаете, как избежать типичных ошибок при подаче заявки на грант.

Ошибка 1. Выбор неудачной темы проекта

На реализицию традиционных/рутинных мероприятий, которые ваш музей проводит в ежегодном формате, вряд ли удастся получить грант. Проект должен быть “ярким пятном” и являться драйвером развития музея.

Обратите внимание на то, что в идеале заявка должна иметь значение не только для вас, но и для грантодателя, который являясь спонсором, презентует свою благотворительную деятельность через ваш проект.

Ошибка 2. Несогласованность целей и задач с темой проекта

Наиболее частой ошибкой является то, что цели и задачи путают со средствами достижения результата.

Приведем пример, когда музей хочет продвигать свою перспективную, но малоизвестную коллекцию экспонатов, и при этом целью проекта отмечает закупку интерактивного оборудования, а расчет характеристик и цены оборудования пишет в задачи.

Избежать данной ошибки очень легко! Просто запомните, что цель любого социокультурного проекта это, прежде всего, решение проблемы проекта, а задачи – это шаги, которые помогают достигнуть цели.

Цели и задачи

Ошибка 3. Неверно указана целевая аудитория, на которую рассчитан проект

Важной частью социокультурного проекта, является описание целевой аудитории. Прежде чем описывать ЦА, проведите анализ, включайте в аудиторию проектатолько тех людей, которые имеют очевидное и прямое отношение к вашему учреждению, а также тех, кому проект будет интересен, и они смогут посетить мероприятия, запланированные музеем, например: местное население и гости города №.

Аудитория проекта

Кроме того, рекомендуем в проекте указать описать потребности аудитории, и почему ей должен понравится результат проекта.

Ошибка 4. Неверно описана команда, которая будет работать над проектом

Для того, чтобы у грантодателя не осталось вопросов касаемо вашей команды исполнителей, которые будут трудиться на благо реализации проекта, необходимо уделить должное внимание разделу “Команда” в заявке на грант.

Команда проекта

Подробно опишите каждого участника, его бэкграунд, компетентность, успешные кейсы, роль в проекте, также приложите фотографии участников команды. Таким образом, спонсору сразу станет понятно, смогут ли подобранные участники решить поставленные задачи.

Многие виды услуг и работ могут делать сторонние исполнители, поэтому отбирайте в команду только тех участников, чья роль требует глубокого погружения в проект.

Ошибка 5. Нет точного расчета бюджета

Финансовая часть не терпит ошибок! Внимательно подходите к расчету сметы проекта. Бюджет должен быть обоснован, а все расчеты произведены без арифметических ошибок. На схеме указаны вспомогательные вопросы, которые помогут определить количество ресурсов, которое вам потребуется.

Важные вопросы

Рекомендуем разделить необходимые ресурсы по видам: кадровые, материальные, информационные, организационно-административные.

Если в рамках проекта не обойтись без услуг внешних исполнителей, рассчитывайте стоимость исходя из средних расценок на них в регионе. При расчетах сумм оплаты труда учитывайте обязательные выплаты НДФЛ и страховые взносы. Если в проекте предусмотрен безвозмездный труд, отмечайте в заявке, что будут привлечены волонтерские организации. Кроме того, внешние исполнители с которыми вы работаете, должны помочь вам со сметой.

Если вы решите сотрудничать с нашей компанией и выберете нас в качестве специалиста по мультимедиа оснащению, то мы поможем сделать правильный расчет, который увеличит шансы на победу!

Ведите расчет разумно, не включайте в перечень ресурсов то, что не сможете обосновать. Зачастую, грантодатель ориентируется на собственные ресурсы и средства, которые на данный момент имеются у заявителя, поэтому всегда указывайте в заявке, какие собственные средства и материалы вы сможете выделить на реализацию проекта.

Как известно, гранты имеют ограничение финансирования, поинтересуйтесь этой информацией и не заявляйте расходы, который могут попасть под ограничения, старайтесь не превышать бюджет выделяемого гранта. Обязательно советуйтесь с бухгалтером или другим специалистом по финансовой части.

Учитывайте средние показатели вашего региона при определении цен на товары/услуги и на оплату труда. Если возникает необходимость закупки более дорогого технического оснащения, указывайте свойства, которые необходимы в рамках проекта. Кроме того, вы всегда можете учитывать альтернативные варианты, такие как: аренда, прокат и др.

Ошибка 6. Не сформулирован результат проекта

Исходя из цели, которую вы наметили, в заявке на грант должен быть обоснован результат, которого вы добьетесь, реализовав проект. Частой ошибкой является то, что участники проекта не различают понятия «результат» и «продукт».

Результат проекта

• Продуктом является объект, созданный в рамках проекта, например: “книга памяти”, “интерактивная карта”, “видео-тур по музею” или выставка.

• Результатом будет решение проблемы проекта. Покажите то, что произойдет, когда вы реализуете задуманный проект.

Например: “Когда у нас в экспозиции появится интерактивный экспонат с дополненной реальностью, к нам в музей будет приходить больше посетителей, чтобы опробовать новые технологии и получить впечатления от выставки” или “Открытие новой секции в музее с интерактивной экспозицией станет новым досуговым местом для населения города № ”.

Ошибка 7. Заявлен нереальный календарный план

Учитывайте, что календарный план должен быть реальным. Просчитайте сроки каждого этапа проекта. Удобнее будет изобразить календарный план в виде графика или диаграммы, где наглядно отмечен каждый шаг. В дальнейшем это упростит работу руководителя проекта и команды, а также сможет повлиять на решение грантодателя.

Календарный план

Определите, какие задачи могут решаться автономно, а какие в строгой последовательности. Соотнесите объем задач и реальные сроки в проекте. Если намечена работа включающая в себя командировки, обязательно покажите в календарном плане время, которое будет потрачено на деловые поездки. Учитывайте транспортную логистику в регионах командировок.

Ошибка 8. Не сформулировано подробное техническое задание

Полное техническое задание, залог успеха всего проекта. Обязательно уделите время и пропишите четкое ТЗ, которое для грантодателя будет гарантом ваших намерений. В этом документе должно быть указано общее описание проекта, этапы, выполнение работ, оказание услуг и их приемка, и другие нюансы.

ТЗ

Возможно, у вас есть общие представления о том, каким в итоге должен получиться задуманный проект, вы примерно представляете все этапы, кто из проектной команды будет выполнять те или иные задачи. Но, к сожалению, бывает так, что идеальный план складывается только в мыслях, а на деле все оказывается сложнее, чем казалось.

В большинстве случаев самостоятельное составление грамотного технического задания процесс сложный и трудозатратный. Если у вас возникают вопросы, то вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы готовы помочь вам в составлении ТЗ, с которым у вас будут все шансы на победу в гранте.

Ошибка 9. В заявке нет пункта по оценке эффективности итогов проекта

Четко формулируйте критерии оценки эффективности итогов проекта, как продукта, так и результата. Обратите внимание на то, что критерии должны быть количественные и качественные.

• Количественные требуют измеряемых значений: “было закуплено № штук интерактивного оборудования”, “на реализацию проекта было потрачено № рублей”, “за время реализации проекта было № посещений музея”, “проведено № мероприятий”.

• Качественные критерии показывают позитивную реакцию от достижения результата, так как применяются такие оценочные суждения, как: “улучшение”, “оптимизация”, “выход на более высокий уровень”, “инновационный подход”, “комплексное решение”.

Оценка эффективности

Опираясь на эти пункты вы прямо сейчас можете проверить свою заявку на грант и внести необходимые корректировки. Применяйте советы на практике и получайте положительные ответы от грантовых фондов на реализацию ваших проектов!

«Абитуриент-2014»: Часто задаваемые вопросы об образовательных грантах

В нашем городе подать заявление на участие в конкурсе по государственным образовательным грантам можно в базовом вузе – ВКГУ имени С. Аманжолова или в одном из двух линейных – ВКГТУ имени Д. Серикбаева и КАСУ (они передают все заявления в базовый). У вас примут заявку на любую специальность в любой вуз Казахстана (кроме тех, где есть творческие экзамены). Каждый абитуриент имеет право выбрать четыре "связки" – специальность + вуз. Четыре варианта своего образования. Например, в одной "связке" вы написали "информатика" и указали код вуза. Если выиграете грант, то учиться сможете только в нем. Тратить строку заявления на эту же специальность в другом вузе не имеет смысла. Дело в том, что конкурс на гранты общий по стране. Все абитуриенты, подавшие документы на данную специальность, соревнуются между собой. И по одной и той же специальности будет участвовать в конкурсе только одна "связка", первая из указанных вами. Но это верно только для "чистых" специальностей, по которым нет квот. О них разговор пойдет отдельно.

Очень важен порядок специальностей, потому что они участвуют в конкурсе строго по очереди. Сначала первая "связка". По ней не попали на грант – дальше проверяется вторая. И так до четвертой. Если вы выиграли грант по одной из "связок", то дальнейшие даже не будут рассматриваться. Поэтому первой нужно написать самую желанную специальность, даже если по ней меньше всего шансов. И затем по убывающей. Если перестраховались и первой указали ту, которая не очень нравится, но конкурс там меньше, то, скорее всего, ее вы и получите. С другой стороны, не стоит заполнять строки формально, лишь бы были все четыре. Бывает, что выпускник выиграл грант по специальности, которую написал просто потому, что на ней много грантов, а на самом деле не видит себя в этой профессии и потом отказывается от гранта. Он не просто временно занял, а потом вернул чье-то место, он создал реальные проблемы. Ведь "отказные" гранты поступают в МОН для повторного конкурса, чтобы передать их следующим по очередности абитуриентам. Но процесс это не быстрый, и дополнительные гранты распределяются часто только в октябре. К этому времени новоиспеченные грантники уже пристроены. Учатся в колледже или на платном отделении, заплатили за учебу, пропустили два месяца занятий. Им придется отчисляться, решать вопрос возврата денег. Так что сто раз взвесьте: будете ли учиться по этой специальности, принимаете ли ее как вариант своей жизни?

Заполнив заявление, абитуриент через три дня обязательно должен получить на руки справку участника конкурса, где указаны все выбранные им специальности и вузы. Если вы вдруг передумали, то можно аннулировать прежнее заявление и заполнить новое. Но только в том случае, если еще не истек установленный для этого срок – с 23 по 31 июля.

Квоты

Там, где есть квоты, конкурс идет по особым условиям, которые зависят от их вида. Две квоты (и их размер) закреплены законодательно – социальная и сельская. На первую имеют право инвалиды, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, иностранцы казахской национальности, а также граждане, приравненные по льготам к участникам Великой Отечественной войны (например, чернобыльцы). Для них выделяют от 0,5 до двух процентов всех грантов по конкретным специальностям. Сельская квота действует для всех окончивших негородские школы. Скажем, выпускники средней школы Прапорщиково тоже имеют на нее право. Она действует для 80-90 специальностей (число колеблется ежегодно) и забирает из общего конкурса 30% грантов. Абитуриенты-льготники конкурируют исключительно между собой. Конкурс, конечно, там ниже, но важно помнить, что сельская квота требует трехлетней отработки после завершения учебы в любой области, любом селе, где на тот момент будет нужен такой специалист. Да, на селе есть льготы – подъемные, кредит на жилье под один процент годовых, но даже это многих не прельщает. Отказаться от отработки просто так не получится – придется вернуть государству затраченные на ваше образование деньги. Случаи, когда выпускник освобождается от распределения, указаны в особом постановлении Правительства РК. И еще очень важный момент. Если вы выпускник сельской школы (это указано в аттестате) и подаете документы на специальность с квотой, то вы автоматически на нее претендуете. Поэтому если вы не хотите связывать себя обязательствами, то напишите отказ от сельской квоты сразу при подаче заявления. Чтобы после получения диплома не было неприятных сюрпризов.

Остальные квоты подвижны и зависят от ежегодных целей и задач правительства. Это квоты для конкретных вузов. Часть из них указана в госзаказе сразу в перечне грантов по специальностям. Это две академии и университет искусства, Международный университет информационных технологий (IT), Финансовая академия, Казахстанско-Британский технический университет, Назарбаев университет, Казахстанский филиал МГУ и филиал Московского авиационного института "Восход". Как видите, вузы, весомые уже по одним названиям, и гранты закрепляются за ними, чтобы гарантировать государству "выход" специалистов особого качества. Эти бюджетные места распределены по специальностям, и конкурс на них идет внутри каждого вуза отдельно. В некоторые из этих вузов для поступления недостаточно просто сдать ЕНТ. Так, Назарбаев университет требует сертификат владения английским языком, эссе и рекомендательные письма из своего учебного заведения. В филиале МГУ вообще не учитывают ЕНТ и принимают свои экзамены (обратите внимание, там сроки приема документов до 10 июля!). В Казахстанско-Британском техуниверситете дополнительно требуется сертификат IELTS или диагностическое тестирование в вузе, так как обучение идет на английском языке. На эти закрепленные гранты добавляются и социальные квоты. Например, из 400 мест, выделенных Университету IT, четыре гранта – для инвалидов. Количество грантов этого года для данных вузов уже известно и размещено на их сайтах. Конкурс в них может быть как выше, так и (редко, но бывает!) ниже, чем в целом по стране. Если в них есть интересующая вас специальность, стоит попробовать.

Другие закрепленные квоты определяются приказом МОН и становятся известны только за неделю до подачи заявлений на конкурс. Их тоже несколько. Гранты на специальности образования закрепляют за восемью пединститутами и педуниверситетом имени Абая. Они суммарно забирают около 40% всех бюджетных мест этой группы. И потому проходной балл в них значительно ниже, чем на те же специальности в классических университетах. Такая же ситуация со специальностью "Профессиональное образование", гранты по которой прикрепляются к конкретным техническим вузам. Там теперь готовят мастеров производственного обучения для школ и системы ТиПО. Бывают и неожиданности. Например, в прошлом году за Казахским университетом международных отношений и мировых языков на две сходные специальности – переводчик-синхронист с казахского языка на русский и с казахского на другие языки – впервые было закреплено по 40 грантов. В общем конкурсе на них вообще не было бюджетных мест. Если вы решили выбрать специальность, попадающую под данные квоты, то стоит подать заявление и в вуз с квотой, и в другой, где ее нет. Тогда вы по одной и той же специальности будете участвовать в конкурсе дважды.

Совсем по-другому работают квоты в два медицинских вуза – Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова и университет "Астана". Они ограничивающие, то есть устанавливают предельное число абитуриентов, которые могут поступить именно в этот вуз. Конкурс в них традиционно высокий и проходной балл существенно выше, чем по стране. Тем, кто решил посвятить себя медицине, лучше подавать заявление на одну специальность в три вуза – два с квотами и один без них. Тогда шансы поступить на бюджет возрастают. Цифры по этим квотам ежегодно устанавливает Министерство здравоохранения, и они становятся известны позже всех остальных. В прошлом году, например, уже в разгар подачи заявлений на конкурс. Так что рекомендуем не спешить и дождаться их объявления.

В этом году появилась новая долгосрочная программа по квотам – "Серпин-2050". Она дается вузам ВКО, а также северных и западных областей. Но только для абитуриентов из Южного Казахстана. По сути это большая запланированная миграция молодежи с юга в другие регионы страны. Объясняют это тем, что в наших краях демографические процессы находятся в критическом состоянии и через несколько лет нехватка рабочих кадров на Востоке будет составлять около 20 процентов. Скорее всего, будет предусмотрено и трудоустройство этой молодежи, чтобы закрепить ее на новом месте. В этом году квота по "Серпину" выделена на педагогические специальности, в будущем планируют добавить и технические. Как это отразится на наших абитуриентах? С одной стороны, на специальности, подпадающие под эту программу, будет сложнее поступить, так как квоты заберут немалую часть грантов. С другой – вузы области, получившие эти квоты, несколько лет будут иметь гарантированный госзаказ и смогут сохранить кафедры, специальности, преподавателей, а значит, и качество образования.

В приемных комиссиях базовых вузов работают консультационные службы. Их задача – грамотно информировать абитуриента о том, как ему ориентироваться в мире конкурса, как быть более выигрышным. Задавайте им вопросы. Надеемся, мы подсказали вам о чем.

В следующем материале читайте, как выбрать вуз, чтобы он, как минимум, не закрылся до окончания вашей учебы и, как максимум, давал по этой специальности самое лучшее образование в стране.

Дополнительные вопросы о грантах

Что значит полупроходной балл?

Это самый низкий балл, с которым получен грант по данной специальности. Но это не означает, что все абитуриенты с таким баллом прошли в конкурсе. Последний абитуриент (или даже несколько) определяются дополнительными факторами. Самый первый – средний балл аттестата. Если он не помог решить спорную ситуацию, тогда смотрят балл по профильному предмету. У кого он выше, тот из получивших полупроходной балл и проходит на бюджет.

Почему некоторые проходные баллы указываются с буквами?

Они означают, что это балл льготников, имеющих преимущественное право на зачисление при прочих равных условиях. Абсолютное преимущество у обладателей знака "Алтын белгi" (рядом с баллом буквы АБ). Затем идут те, кто окончил школу с аттестатом особого образца, и те, кто окончил Назарбаевские школы (буква А). Если речь идет о специальности "Физическая культура и спорт", то тут преимущество имеют спортсмены (рядом с их баллами буква С). Это право дается членам республиканских сборных, мастерам и кандидатам в мастера спорта. Они рекомендуются МОНу областным управлением спорта и Агентством по спорту РК. В прошлом году грантистами стали абитуриенты с 67 баллами, если они имели подобные спортивные заслуги. При этом ребята с 90 баллами, но без спортивных достижений не смогли поступить на эту специальность на бюджет.

За что могут лишить гранта?

За серьезные нарушения устава вуза или за неуспеваемость. Если студент не сдал сессию и не ликвидировал задолженность в установленное время, он лишается права обучаться по образовательному гранту. И грант поступает в общую копилку освободившихся грантов для перераспределения.

Как попасть на освобожденный грант?

Тоже по общереспубликанскому конкурсу. Его проводят дважды в год – во второй половине января и июля. Но сделать это самостоятельно нельзя. Ваш вуз отбирает кандидатов, соответствующих требованиям конкурса, и ученый совет пишет мотивированное заключение на студента. Желательно, как в старом фильме, быть "спортсменкой, активисткой и просто красавицей". В переводе на современный язык – быть отличником, заниматься научной и общественной работой. Претендовать на грант можно уже после первого курса. Перечень освободившихся мест размещают на сайте МОН. Нередко вузы сами отслеживают эту информацию для своих студентов.

Потеряется ли грант при переводе в другой вуз?

Нет, грант последует за студентом в другой вуз Казахстана. Если же грант был закреплен по квоте за конкретным вузом, то сделать это гораздо сложнее. Нужно получить специальное разрешение МОН, доказав перед этим, что у вас есть очень веские причины для перевода. Если их нет, в этом случае грант остается в вузе.

Что такое академическая мобильность?

Это возможность за счет государства прослушать несколько курсов, дисциплин в другом вузе – казахстанском или зарубежном. Главное – соответствовать требованиям принимающих вузов. Для заграничных это, в первую очередь, знание иностранного языка. Преимущественное право участвовать в академической мобильности имеют грантники.

Выпускники должны отработать грант: что будет, если требование не выполнят


Казахстанских студентов, магистрантов и докторантов, отучившихся на гранте, обязали отработать по специальности 3 года. Для чего это было сделано, какая ответственность предусмотрена за невыполнение, что делать тем выпускникам, которых не возьмут на работу из-за отсутствия опыта. На эти вопросы ответили в Министерстве образования, передает zakon.kz.

В марте стало известно, что выпускники университетов, которым предстоит в 2021 году получить дипломы, должны отработать по полученной специальности 3 года. Раньше такая норма касалась только молодых педагогов и врачей, теперь отрабатывать обязали всех, кто учился в бакалавриате, магистратуре и докторантуре за счет государства, вне зависимости от специальности.

Отмечалось, что в начале 2021 года требования об отработке гранта были упрощены. Выпускники могут отработать положенный период по специальности не только в государственных организациях, как это требовалось ранее, но и в частных.

Редакция zakon.kz направила запрос в Министерство образования и науки. Приводим ответы ведомства на вопросы касательно отработки грантов.

Изменения относительно отработки грантов были внесены в Закон "Об образовании" еще в 2016 году. Объясните по какой причине были приняты поправки?

Отработка выпускников, обучившихся по государственному образовательному заказу направлена на содействие продуктивной занятости выпускников вузов. Теперь выпускники могут проходить отработку не только в государственных, как это требовалось ранее, но и в частных организациях. Главное, чтобы они работали по специальности.

Какой срок дается выпускнику, отучившемуся на гранте, на трудоустройство по специальности?

Направление на отработку заранее предоставляется Комиссией по распределению выпускников. Выпускник должен начать работать с
1 сентября в год окончания высшего учебного заведения.

Какая ответственность предусмотрена выпускнику, который не устроился на работу по специальности?

В случае неисполнения обязательств по отработке предусмотрена ответственность по возмещению расходов за обучение.

Как Министерство будет контролировать вопрос устройства выпускников на работу? Какие документы ему нужно предоставить для того, чтобы доказать, что он устроился на работу по специальности?

Обеспечение мониторинга и контроля за соблюдением выполнения договорных обязательств осуществляет АО "Финансовый центр".

Каким образом только что окончивший вуз выпускник должен устраиваться на работу по специальности, если его не возьмут без опыта? Будет ли в таком случае Министерство или вуз, который он окончил, содействовать выпускнику в устройстве на работу?

Государственный образовательный грант выделяется по определенным направлениям, где имеется спрос на рынке труда. Анализ по данному вопросу ведет Министерство труда и социальной защиты. Когда студент получает грант, он подписывает договор, в котором указываются все обязательства. Соответственно, студент знает, что необходимо устроиться на работу по специальности. В Закон "Об образовании" были внесены изменения, которые позволяют выпускнику отрабатывать не только в государственных, но и в частных организациях. Это существенно расширяет возможности и облегчает условия договора.

Также введена норма по возмещению расходов, понесенных государством на обучение грантника, соразмерно фактическому периоду учебы. То есть, если студент отучился два года по гранту и потом перевелся на платную форму, ему все равно придется отработать. Но уже не 3 года, а соответственно количеству лет бесплатного обучения. Эта же норма будет действовать и в случае, когда студенты, обучающиеся платно, поступают через конкурс на вакантные места по гранту.

Важно отметить, что Комиссия по распределению выпускников совместно с акиматами городов республиканского значения и областей всячески содействуют трудоустройству выпускников. То есть, выпускник даже без опыта работы принимается на работу.

Когда безвозвратный грант подлежит возврату


Начинать бизнес по производству сельхозпродукции без поддержки государства нелегко. Из бюджета выделяются средства для финансовой помощи юрлицам и гражданам для открытия и развития сельхозпредпринимательства. Суммы на покупку активов – немаленькие. Предпринимателям и крестьянско-фермерским хозяйствам даются субсидии, гранты на безвозмездной и безвозвратной основе при условии, если они будут выполнять взятые на себя обязательства. Поэтому профильное ведомство, выдающее средства, контролирует, на что тратятся деньги. Если условия не соблюдаются, получатель обязан вернуть средства. В противном случае, сумму взыщут через суд и обяжут выплатить немалую госпошлину на судебные издержки.

Минсельхоз Карелии обратился с иском к крестьянско-фермерскому хозяйству «Пионер», чтобы взыскать 1,75 млн руб. Из них – 1,5 млн грантовых денег и 0,25 млн единовременной помощи.

Ранее Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии в рамках госпрограммы по поддержке сельхозпредпринимателей заключило соглашение с начинающим фермерским хозяйством «Пионер». Принято решение выделить хозяйству грант и единовременную помощь для возмещения части расходов на реализацию проекта по разведению племенного мясного крупного рогатого скота. Минсельхоз выдвинул такие условия для пользования средствами:

  • Получатель гранта обязан направлять деньги исключительно на цели развития своего хозяйства;
  • Единовременная помощь должна быть направлена на улучшение бытовых условий;
  • Средства распределяются и тратятся в соответствии с планом расходов;
  • Активы, закупаемые на выделенные средства, должны использоваться на территории Карелии и только для деятельности получателя гранта;
  • Животные закупаются только племенные, что подтверждается их регистрацией в специальном племенном реестре;
  • Покупка мясных животных производится при участии специалиста профильного управления администрации поселения, на территории которого будут разводиться животные;
  • Запрещается покупка скота у близкой родни;
  • На протяжении 10 лет запрещается любое отчуждение имущества, купленного на средства гранта и единовременной помощи;
  • На протяжении 5 лет должны быть созданы не менее 3 рабочих мест;
  • 10% каждой покупки оплачивается получателем гранта за счет собственных средств.

Кроме того, по условиям соглашения, фермерское хозяйство обязано вести деятельность не меньше 5 лет и отчитываться перед Минсельхозом, на какие цели расходуются средства. Также получатель гранта обязан обеспечить достижение плановых результатов. Показатель выполнения требования – прирост прибыли не меньше 10% в год на протяжении 5 лет.

Нельзя думать, что средства, полученные от государства в качестве поддержки, можно расходовать по своему усмотрению. Получатель гранта полностью возвращает деньги, если предоставил недостоверную информацию или поддельные документы. Нельзя использовать грант на цели, не предусмотренные соглашением. Неисполнение обязательств, принятых на себя при получении гранта, также влечет закономерное последствие – возврат денег.

План расходов

К соглашению между Минсельхозом и КФХ «Пионер» предусмотрен план расходов. В него включены наименования покупаемой продукции, услуг, активов, их количество и стоимость. Так, КФХ «Пионер» планировало потратить средства на покупку следующих активов:

  • Трактор Беларус;
  • Сенокосилка;
  • Навесное оборудование – грабли;
  • Племенной КРС (30 голов);
  • Стройматериалы на строительство вольеров, зданий для скота;
  • Грузовой автомобиль.

Чтобы отчитаться по расходам, стороны соглашения разработали форму отчета. Доказательством приобретения сельхозтехники являются паспорта, платежные документы, акты приема-передачи.

Покупку КРС подтверждают договора, платежные документы, акты приема-передачи, племенные свидетельства. Документы должны быть согласованы с Управлением сельского хозяйства администрации поселения. Обязательна также справка от ветеринара о состоянии животных, их количестве.

Ведение фермерского хозяйства по разведению животных невозможно без подсобных строений для хранения сельхозпродукции, кормов, ремонта и обслуживания техники. Их строительство подтверждают следующие документы:

  • Смета;
  • Акты приема-передачи строительных работ;
  • Договор с подрядчиком;
  • Платежные документы.

Все покупки, план расходов были согласованы хозяйству Минсельхозом Карелии. После согласования «Пионер» получил 1,75 млн руб. В течение двух лет хозяйство 8 раз отчитывалось перед грантодателем, подтвердив полное освоение денег.

Основание для возврата гранта

В 2018 году в Минсельхоз от Минтранса республики поступила информация о том, что трактор Беларус, принадлежащий КФХ «Пионер», снят с учета. Это стало основанием для внеплановой проверки получателя гранта со стороны министерства. Контрольное мероприятие выявило, что на территории хозяйства отсутствует скот. Согласно ветеринарной справке, КФХ «Пионер» не проводило ветеринарно-профилактические мероприятия.

Кроме того, при проверке специалисты Минсельхоза не обнаружили на территории КФХ ни сенокосилку, ни трактор, ни следов разведения скота. Хозяйство оказалось заброшенным, деятельность не ведется. Следовательно, получатель гранта нарушил условия соглашения и не выполнил свои обязательства.

В феврале 2019 года министерство обратилось к КФХ «Пионер» с требованием вернуть деньги в течение месяца. Однако ответ от руководства хозяйства не поступил.

Государственные гранты предоставляются юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно для компенсации расходов при ведении хозяйственной деятельности. Сельхозпредприятиям такие средства выдаются на основании программы поддержки сельхозпроизводителям, принятой постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717. Если условия получения гранта нарушены, то средства должны быть возвращены в бюджет.


Когда выдаются гранты

При создании и для развития крестьянских и фермерских хозяйств гранты и единовременная помощь выдаются на следующие цели:

  • Покупка скота;
  • Покупка техники и оборудования;
  • Приобретение или строительство зданий.

Обязательным условием для получения помощи от государства является наличие подробного плана расходов. Кроме того, получатель финансовой поддержки должен взять на себя 10% затрат за счет своих средств. Если условия соглашения получатель гранта не соблюдает, он обязан их вернуть за месяц, несмотря на то, что средства выдаются на безвозвратной основе.

Кому положено

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 определило получателей средств. К ним относятся:

  • Производители сельхозпродукции – субъекты малого предпринимательства, производящие молоко, несущие расходы на агротехнические работы, повышение экологического качества работ и продукции;
  • Хозяйства по разведению племенного скота;
  • Производители сельскохозяйственных культур, занятые элитным семеноводством, несущие расходы на закупку семян для посева, на агротехническую обработку почвы.

Финансовую поддержку также получают научно-образовательные организации по производству и продаже сельхозпродукции.

В данном случае, КФХ «Пионер» является хозяйством по разведению племенного скота и имело право на господдержку в виде субсидии.

Грант из бюджета КФХ «Пионер» получил в 2015 году. На начало 2016 года средства освоены полностью. При этом согласно отчетам от хозяйства и прилагаемым документам, для ведения работ были куплены трактор, сенокосилка, 30 голов скота, построены и отремонтированы здания. Расходы подтверждаются актами приема-передачи, платежными документами. По животным имеется справка от ветеринара, запись о согласовании от Управления сельского хозяйства администрации поселения.

По условиям соглашения, хозяйство должно было вести деятельность не меньше 5 лет и не отчуждать активы в течение 10 лет, чтобы не возвращать полученные от государства деньги. Однако уже в 2019 году Минсельхоз получил сигнал о прекращении деятельности КФХ «Пионер». Таким образом, КФХ нарушило запрет на отчуждение имущества, купленного на средства гранта. То есть хозяйство не вправе ни продавать, ни дарить технику, оборудование, скот и здания кому-либо. В данном случае получать гранта распродал все имущество.

Средства гранта – вернуть в бюджет

Изучив материалы дела, суд согласился с выводами Минсельхоза и вынес решение – обязать КФХ «Пионер» вернуть средства гранта в сумме 1,75 млн руб. в бюджет. При этом судебный орган доказательств ведения деятельности от ответчика не получил. Кроме гранта и единовременной помощи, суд возложил на фермерское хозяйство госпошлину в размере 30 тыс. руб.

Предпринимательство в сфере сельского хозяйства связано с немалыми рисками. Порой фермеры не могут получить доход, остаются в минусе. Во многом успех их работы зависит от погодных условий. Неурожай из-за засухи, невозможность заготовки кормов из-за проливных дождей, падеж скота, отсутствие рынков сбыта – успех дела завит от множества факторов, которые необходимо учитывать при открытии бизнеса, связанного с сельским хозяйством. Если фермер видит, что дело не приносит прибыль, следует вовремя перепрофилироваться или изменить политику ведения хозяйства. КФХ, тем более в климатических условиях Карелии, трудно обеспечить себя кормами для разведения скота. Один из выходов – закупка готовой продукции. Немаловажно наладить также каналы сбыта. И все эти нюансы фермер должен предусмотреть на стадии разработки бизнес-плана до заключения соглашения на получение бюджетных средств.

Читайте также: