Ваз 21099 замена дхх

Обновлено: 05.07.2024

Регулятор холостого хода на ВАЗ 21099

Автомобиль отечественного автопрома ваз 21099 инжектор стал достаточно популярным еще с выходом с конвейера первых моделей. Его основными преимуществами перед своим собратом, имеется ввиду 6 модель по популярности, стало использование переднего привода и инжекторных силовых агрегатов. Использование таких двигателей значительно повысило качество работы самого агрегата и соответственно увеличилась мощность.

Это связано с более эффективным сжиганием и приготовлением топливной смеси за счет применения впрысковых нагнетательных систем. А при увеличении КПД увеличилось качество отработанных газов. Но, хоть двигатель и имеет по сравнению с шестерошным, на порядок больше датчиков, проблемы с его работой все равно время от времени проявляются. Они могут быть связаны со следующими факторами:

  • некачественное топливо;
  • дефект в самом агрегате, в двигателе или в инжекторе;
  • дефекты, вызванные температурой и влажностью окружающей среды;
  • неправильная регулировка устройства впрыска топлива.

Одной из самых типичных и частых неисправностей является нестабильность работы двигателя от небольших колебаний в пределах 100 оборотов и до больших скачков, вплоть до останова двигателя. Такая неисправность чаще всего начинает проявляться при минусовых температурах, а в особенности при переходе из плюса в минус и при высокой относительной влажности.

В таком случае во всех воздуховодах и полостях образуется конденсат, а при понижении температуры он превращается лед, потому что не успевает полностью высохнуть. Что приводит в свою очередь к залипанию штока, как самой дроссельной заслонки, так и конусовидного клапана регулятора холостого хода. Его еще называют и датчиком ХХ.

Что же представляет собой датчик ХХ?

Датчик холостого хода ваз 21099 представляет собой маленький шаговый электродвигатель, заключенный в металлический корпус. Он состоит из:

  1. корпуса из порошкового сплава вместе со статором и множеством обмоток;
  2. якоря с постоянными магнитами;
  3. штока;
  4. запорного конусовидного наконечника;
  5. пружины
  6. уплотнительного кольца.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Принцип действия шагового двигателя объясняется исходя из его устройства. Так как обмотки расположены не на якоре, а на статоре, то соответственно и магниты находятся уже не на статоре, а на якоре. Такое размещение элементов позволяет получить от двигателя поворот якоря за один импульс на некоторый определенный угол, который будет зависеть от количества обмоток и соответственно полюсов на статоре.

Самые простые шаговые двигателя, например, датчик холостого хода, имеет 4 обмотки и 4 полюса. Следовательно, при подаче импульса на одну пару, происходит поворот якоря на угол 45 0 , при подаче импульсов на вторую пару, а с первой при этом они снимаются, происходит поворот еще на 45 0 . И так далее.

Чтобы контролировать количество сделанных шагов, двигателем должен управлять контроллер или сложная триггерная схема, обеспечивающая необходимое количество импульсов и при этом она их будет считать. Современные устройства управления ШД свелись всего к одной микросхеме, которая может делать и то, и другое одновременно. Такими микросхемами стали микроконтроллеры.

В качестве устройства управления регулятором холостого хода для Самары используется микроконтроллер от компании Bosch. Он программируется на заводе изготовителе для использования его на определенных двигателях, поэтому к каждому двигателю подходить только свой регулятор ХХ. И устанавливать его на более мощный двигатель не рекомендуется, потому что его режимы работы будут отличные от необходимых. Так как работа регулятора полностью зависит от версии и типа прошивки. На корпусе двигателя для подключения к блоку управления имеется пластмассовый разъем с 4 контактами.

Датчик холостого хода предназначен для управления потоком воздуха при закрытой дроссельной заслонке, то есть при отпущенной педали газа. Он определяет стабильность оборотов на холостом ходу, которые составляют от 800 до 1000 об/мин. При этом он должен удерживать заданную частоту на одном уровне и не варьировать ей.

Где же установлен регулятор ХХ на ваз 21099 с инжектором?

Автопром решил не усложнять задачу по замене датчика ХХ на разных моделях ЛАД. Например, автомобили ваз 21214 и 21074 имеют практически такое же расположение органов, как и на 21099. Датчик находится слева в верхней части двигателя, если смотреть на машину спереди лицом к двигателю, и прикреплен на корпусе дроссельного устройства. Он может быть прикручен двумя винтами, а может быть просто приклеен на клей. Датчик своим конусовидным штоком устанавливается в отверстие на корпусе дроссельного приспособления и своим конусом перекрывает воздуховод в дроссельную камеру.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 находится на дроссельной заслонке

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 находится на дроссельной заслонке

Принцип регулирования ХХ

Датчик ХХ следует называть регулятором, потому что он ничего не контролирует. Но просто регулятором все привыкли называть всю схему управления в сборе.

Структурная схема

Структурно же можно схему регулятора разбить на несколько функциональных блоков, которые выполняют конкретные операции:

  • управляемый;
  • управляющий;
  • контролирующий.

Управляемый блок включает сам датчик-двигатель, он открывает и закрывает воздушный канал.

Последовательность работы всех блоков

Управляющим блоком является схема управления. В установлен микроконтроллер, который и выдает управляющие импульсы на датчик, контролируя при этом частоту вращения. Это осуществляет датчик коленвала ваз 21099 инжектор. Затем полученные с него данные контроллер обрабатывает и при необходимости выдает очередную последовательность импульсов.

В начальный момент времени, когда двигатель еще холодный и не заведен, запорный шток датчика ХХ перекрывает воздуховод полностью. И контроллер не выдает никаких импульсов. При повороте ключа и запуске двигателя, блок управления считывает показания о частоте вращения с датчика коленвала. Так как выясняется, что вращение уже есть, а клапан еще не открыт, то контроллер выдает первые импульсы на открытие воздуховода. При этом им контролируется и количество расходуемого воздуха при помощи соответствующего датчика.

Затем данные с датчика коленвала опять считываются контроллером и выясняется, что обороты ниже требуемых. Тогда контроллер выдает следующий импульс на датчик ХХ, который повернувшись еще на некоторый угол, открывает канал больше, тем самым смесь обогощается лучше. Следовательно, это приводит к повышению частоты вращения коленвала. При достижения заданной частоты вспомогательными механизмами, котроллер перестает подавать импульсы на двигатель.

При плавающей частоте вращения двигателя автомобиля ВАЗ 21099 инжектор датчик холостого хода скорее всего вышел из строя, но может быть и неисправность в блоке управления.

Так как диагностическая система самой машины не способна выяснить неисправность датчика ХХ, то приходится использовать комплексные меры. Заменить датчик, если не помогает заменить блок управления. Если же двигатель ревет полной мощью, а оборотов на тахометре нет, то тогда уже будет неисправен датчик вращения коленвала.

Замена датчика ХХ

Перед началом всех видов работ, связанных с электрикой следует отключить минусовую клемму с аккумулятора.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого, с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя.

Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:

Как работает регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин).

Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.

Признаки неисправности регулятора холостого хода ВАЗ 21099:

Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Вы можете заменить регулятор холостого хода ВАЗ 21099 на СТО, однако я бы рекомендовал сделать это своими руками, тем более, что эта работа не представляет собой ничего сложного.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 своими руками

1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к регулятору холостого хода из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка регулятор холостого хода ВАЗ 21099. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать регулятор холостого хода, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.

Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации. Напомню, что в предыдущей статье мы рассказывали как поменять пыльник на рулевой рейке ВАЗ 21099 своими руками.

Внимание! Если во время проведения замены регулятора вы не отключали АКБ, то вы должны понимать, что в таком случае ЭБУ не произведет калибровку ругулятора холостого хода.

ВАЗ 2109: неисправности и ремонт датчика холостого хода

Датчик холостого хода ВАЗ 2109, 21099 – это специальное устройство, которое служит для регулировки количества воздуха, и его подачи в камеру сгорания, в момент работы двигателя на холостых оборотах. Он устанавливается на системах питания: карбюратор и инжектор. Но, поскольку ВАЗ 2109 и 21099, в основном инжекторные, мы рассмотрим в данной статье именно установку датчика на данном типе системы питания.

Принцип работы

Датчик холостого хода, состоит из нескольких деталей, а именно: электродвигатель, клапан, шток, запорная игла и пружина. В процессе движения автомобиля, клапан устройства находится в неподвижном состоянии. А в момент, как только инжектор переходит на холостые обороты, и дроссельная заслонка закрывается, клапан начинает работать, и качать воздух, в обход закрытой заслонки.

Электродвигатель, принудительно приводит в движение клапан, во время холостого хода. Шток, служит для соединения электромотора с клапанном, и передачи на него поступательно-возвратных движений. Запорная игла, в свою очередь, перекрывает поток воздуха в тот момент, когда инжектор ВАЗ 2109, 21099 получает обороты на включенной передаче.

Основные неисправности

Так как датчик холостого хода, имеет в своем устройстве множество подвижных механизмов, он склонен к поломкам. Но, поскольку он относится к системе питания двигателя, симптомы его неисправности будут очень схожими с остальными устройствами данного узла. Как же определить, что неисправен именно датчик холостого хода?

Если во время того, когда инжектор ВАЗ 2109 и 21099 работает вхолостую, обороты плавают, и двигатель работает не стабильно, или вовсе глохнет, то это, первый признак неисправности данного устройства.

Второй признак – когда двигатель ВАЗ 2109, 21099 заводится «на холодную», холостые обороты держатся в пределах 600 – 800 об/мин, и не поднимаются выше, а при нажатии на педаль газа, мотор вовсе глохнет.

Последний симптом того, что датчик холостого хода неисправен, является то, что инжектор глохнет во время работы, при выключении передачи. Если же обороты плавают, или двигатель полностью глохнет во время работы, на включенной передаче, то причина явно в другом.

Снятие устройства

Если Вы, все-таки, определили, что сломан именно датчик холостого хода, то Вам необходимо будет провести его замену на новый. Для работы по демонтажу данной детали, особых навыков не требуется.

Вышеупомянутый датчик ВАЗ 2109 и 21099, устанавливается на корпусе дроссельного узла, и крепится к нему двумя болтиками, например, как топливный насос. Для того, чтоб снять данное устройство, достаточно открутить два болта крепления, и вынуть жмут проводов, подсоединенных к устройству. Перед выполнением этой работы, рекомендуется отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее обе клеммы.

Перед установкой новой детали, обязательно зачистите наждачной бумагой место соединения. Также, при необходимости, нужно заменить прокладку.

Установка нового РХХ

Установка нового устройства на ВАЗ 2109 и 21099, проводится в обратной последовательности: подсоединяем провода, ставим на место крепления, и фиксируем двумя болтами. Но, иногда случаются ситуации, когда после замены, обороты двигателя по-прежнему плавают, и не происходит никаких изменений. Так вот, для того, чтоб избежать такой неприятности, перед установкой, обязательно следует проверить новую деталь.

Для этого, отсоединенный датчик подключаем к мультиметру. Плюсовой провод – к катушке, а минус – на двигатель. Далее, включаем зажигание, и проверяем показания прибора. Если они плавают в районе 12 V, то устройство исправно, и готово к эксплуатации. А вот если показания шкалы прибора показывают 0 V, то однозначно, деталь неисправна.

Если, при такой-же самой проверке, старый, сломанный датчик, будет показывать также 12 V, но при этом, обороты двигателя плавают во время его работы, то старое устройство исправно, и ему нужна прочистка.

Процесс прочистки данной детали, включает в себя полную разборку. Поэтому, это дело лучше доверить специалисту, так как самостоятельное проведение процедуры очистки, может окончательно сломать устройство.

Вывод

Если обороты двигателя, на ВАЗ 2109, 21099, с системой питания инжектор, плавают во время холостого хода, не спешите менять РХХ. Причиной, также, может быть и неисправный ДПДЗ. На более новых моделях – 2110, 2115, и т.д., при неисправности ДПДЗ, загорается лампочка «CHECK ENGINE», которая помогает определить его поломку, так как симптомы у него, с РХХ, абсолютно одинаковые. Ну а на моделях 2109 и 21099, поломка ДПДЗ, определяется при самостоятельной, отдельной проверке.

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого (РХХ), с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты, необходимые во время работы без нагрузки, для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя. Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:

  • Пружина;
  • Шаговый электродвигатель;
  • Шток с конусной иглой на конце.

Как работает регулятор холостого хода

Принцип работы регулятора холостого хода состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал, который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин). Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.

Признаки неисправности РХХ:

  • Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые);
  • Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости;
  • Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе;
  • Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя;
  • Двигатель не пускается когда нажата педаль "газа". Это признак того, что игла перекрывает канал;
  • Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).

Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом, топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Вы можете заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на СТО, однако я бы рекомендовал сделать это своими руками, тем более, что эта работа не представляет собой ничего сложного. К тому же, после того как вы прочтете данную статью вы легко и просто сможете заменить РХХ ВАЗ 2109 в домашних условиях.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 2109 — пошаговое руководство

1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к РХХ из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка РХХ ВАЗ 2109. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать РХХ, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.

Рекомендуем:

Как самостоятельно заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109

4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена РХХ ВАЗ 2109 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.

Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 2109, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:

  1. Одеть минусовую клемму;
  2. Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек;
  3. Выключите зажигание.

Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации.

Внимание! Если во время проведения замены регулятора вы не отключали АКБ, то вы должны понимать, что в таком случае ЭБУ не произведет калибровку РХХ.

Замена датчика холостого хода ваз 2109 инжектор своими силами

Датчик холостого хода

Как он работает

Датчик холостого хода автомобиля выполняет целый ряд определенных функций, которые очень важны. Если данная деталь плохо работает или выходит из строя, то бывает невозможно не глушить автомобиль, когда нужно остановиться, к примеру, под светофором.
Ездить на такой машине, где неисправен датчик холостого хода не только не комфортно, но и очень опасно.
Как только замечается, что с данной деталью проблемы, ее нужно бывает отремонтировать или заменить. Датчик холостого хода принято еще называть регулятором.
На таких моделях, как ваз 2114 или других модификациях Самары, данный регулятор холостого хода предназначен бывает для стабилизации холостого хода. На ваз 2109 он выполняет более сложную функцию.
Представляет собой датчик маленький электродвигатель, наделенный еще и конусной иглой.

Демонтированный датчик холостого хода

Демонтированный датчик холостого хода

Находится данная деталь у автомобилей семейства ваз на корпусе дроссельного узла, рядом с заслонкой. Сам датчик холостого хода, который будем называть ДХХ, крепится здесь двумя винтиками.
Но бывает и так, что демонтаж данного элемента вызывает порой сложности. А все это связано с тем, что кроме фиксации винтами, ДХХ сажают на лак.
Рассмотрим, что происходит, когда включается зажигание:

  • В этот момент шток, размещенный на регуляторе холостого хода, полностью выдвигается вперед, упираясь в специальное калибровочное отверстие, находящееся в дроссельном патрубке.
  • После этого, начинается работа датчика. Он отсчитывает шаги и возвращает клапан обратно.
    А положение этого самого клапана зависит от времени года и прогретости двигателя. К примеру, это может быть равно 50 шагам на работающем моторе.
  • Когда шаги увеличиваются или уменьшаются, воздух, проходящий через калибровочное отверстие, находится под постоянным изменением. Когда шток вытягивается – увеличиваются шаги.
    Обратный процесс происходит, когда шток возвращается в исходное положение. Ход самого штока на ваз составляет примерно 250 шагов.

Система впрыска и ДХХ

Система впрыска и ДХХ

  • Регулирует холостой ход датчик, которому помогает воздух. Другими словами, поступая в двигатель, воздух регулирует холостой ход.
  • Датчик массового расхода анализирует поступающий воздух, основываясь на его количестве. Что касается контроллера, то тот подает уже необходимое количество бензина или другого топлива непосредственно в двигатель через топливные форсунки.
    Таким образом, происходит процесс подачи нужного объема воздуха.
  • Что касается холодного двигателя, то контролер в данном случае повышает обороты только за счет наличия ДХХ. И такой режим позволяет трогаться с места даже без обязательного прогрева двигателя.

Как узнать, что датчик неисправен

Замена ДХХ

Сделать это не так уж и сложно, хотя регулятор не бывает оснащен системой самодиагностики, когда результаты посылаются на бортовой компьютер или загорающийся прибор панели.
Вот основные признаки неисправного ДХХ:

  • автомобиль глохнет на холостом ходу;
  • повышенные обороты на холодном двигателе абсолютно отсутствуют;
  • обороты холостого хода плавают;
  • автомобиль глохнет, когда пытаешься сменить передачу на КПП.

Как самостоятельно проверить датчик холостого хода

Чтобы полностью удостовериться в том, что причиной вышеперечисленных дефектов является ДХХ, следует его проверить. Если причина в регуляторе, то его нужно будет заменить, тем более что стоит он не так уж и дорого.

Первый способ проверки

Для проверки понадобится тестер.
Приступим:

  • находим датчик;
  • отсоединяем от него колодку проводов (если двигатель объемом 1,6 л, то нужно будет предварительно отвернуть два крепления дроссельного узла к ресиверу, а затем отодвинуть узел от торца на один сантиметр);
  • проверяем цепь датчика (узнаем, подойдет ли напряжение к датчику);
  • берем обычный вольтметр и подсоединяем минусовую клемму на двигатель (что касается плюса, то он идет на вывод датчика);
  • включаем зажигание;
  • смотрим на показания тестера (напряжение не должно превышать значения в 12В).

Примечание. Если результат показал значение ниже 12 В, то рекомендуется проверить аккумуляторную батарею. Именно она может быть причиной такого низкого показателя отсутствие питания.

  • заглушаем автомобиль;
  • проверяем всю цепь датчика;
  • затем проверяем сам датчик;
  • клеммы тестера ставим к обоим выводам датчика (при этом сопротивление должно быть равным 53 Ом);
  • далее нужно будет измерить сопротивление по другим парам выводов (в результате этого теста резльтат должен показать бесконечно большое значение);

Проверка датчика холостого хода

Проверка датчика холостого хода

  • если показания иные, то датчик следует заменить.
Второй способ проверки

Замена датчика

Если требуется заменить датчик холостого хода ваз 2109, нужно вооружиться следующими инструментами и приборами:

  • новым датчиком;
  • фигурной отверткой;
  • моторным маслом.

Приступаем к замене:

  • ставим автомобиль на ровное место;
  • подключаем стояночный тормоз;
  • открываем капот и находим датчик;
  • снимаем минусовую клемму аккумуляторной батареи, чтобы не возникло вдруг короткого замыкания;
  • демонтируем дроссельный узел, дабы упростить замену датчика;

Снятие дроссельного узла

Снятие дроссельного узла

  • находим датчик который сидит на трех винтах;
  • берем фигурную отвертку и отворачиваем винтики;
  • снимаем регулятор холостого хода с патрубка.

Примечание. Прежде, чем начать установку нового датчика, следует тщательно прочистить воздушный канал дроссельного узла и поверхность, куда будет устанавливаться уплотнительное кольцо. Если на кольце будут заметны потертости или другие повреждения, его лучше сразу же заменить.

Кроме того, перед установкой уплотнительного кольца, поверхность рекомендуется смазать небольшим количеством моторного масла, а уже после этого поставить на поверхность дроссельного узла. После этого на кольцо ставится новый датчик, который крепко фиксируется болтами.
Продолжаем:

  • кронштейн жгута проводов не забываем поставить на место;
  • затем монтируем дроссельный узел на место и закручиваем;
  • проверяем плотность и правильность всех участков (сделать это рекомендуется несколько раз);
  • клемму аккумуляторной батареи ставим на место;
  • проверяем работу двигателя.

Чтобы все правильно сделать, рекомендуется посмотреть вот это видео, где все подробно рассказывается.

ДХХ и дроссельный узел

ДХХ и дроссельный узел

Как видно из статьи, своими руками заменить датчик холостого хода не так уж и сложно. Главное – это делать так, как советует инструкция.
Научившись самостоятельной замене, можно неплохо сэкономить. Цена на датчик не такая уж и высокая, а вот услуги по замене оцениваются высоко, так как делать все нужно руками.
Поэтому самостоятельная замена – это шанс начать следить за своим автомобилем и не допускать сбоев в работе, что обязательно приводит к эффективному результату.

О датчике холостого хода ВАЗ 21099 (2109)

На инжекторный ВАЗ 21099 (2109) устанавливается датчик холостого хода, для того чтобы ускорить прогрев холодного двигателя и уменьшить износ трущихся деталей при прогреве и поддержания холостых оборотов двигателя, его механики сокращённо называют ДХХ. Этот прибор устанавливается в дроссельный узел, который можно увидеть в левой части мотора, если на него посмотреть сверху.

КАК ОН УСТРОЕН

В устройство этого прибора входят три основные детали:

  • Электродвигатель шаговый;
  • Игла конусная совмещённая со штоком;
  • Пружинка.

Схема прибора показана на рисунке.

Схема ДХХ ВАЗ

Схема ДХХ ВАЗ

Принцип работы регулятора холостого хода заключается в следующем. На схеме прибора обозначены блоки:

  1. Красным цветом обозначен исполнительный механизм, это непосредственно датчик холостого хода на инжекторный ВАЗ 2109;
  2. Под объектом регулирования, который закрашен в серый цвет, понимают частоту оборотов мотора;
  3. Синим цветом, обозначены датчики, которые считывают частоту и скорость вращения коленчатого вала. Когда мотор работает на холостом ходу, воздух в цилиндры поступает по каналам байпаса, а за их ширину отвечает датчик ХХ. Контроль количества поступающего воздуха возлагается на датчик, которым определяется его массовый расход. По этим данным блок управления мотора подаёт нужное количество бензина;
  4. Зелёным цветом обозначили схему сравнения, которая находится в электронном блоке. Она предназначена для сравнения заданной частоты вращения мотора с его реальным числом оборотов. По её команде происходит открытие или закрытие канала байпаса для поддержания заданного числа оборотов двигателя;

Схема сравнения получает сигнал и от датчика температуры охлаждающей жидкости. Пока она не достигнет рабочей температуры, по команде этого блока, двигатель будет работать на повышенных оборотах. Регулирование потока поступающего воздуха происходит конусной частью иголки. Она с помощью электродвигателя может задвигаться или выдвигаться, тем самым открывать или прикрывать канал поступления воздуха.

Работая по такой схеме, инжекторный мотор в любой момент своей работы, получает только нужное в данный момент количество воздуха. Его излишки или недостача воздуха вызывают нарушения в работе силового агрегата, иногда приводящие к полной остановке двигателя.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ

Любого водителя, опытного или начинающего, должны насторожить необычное поведение мотора во время его работы. Это могут быть такие явления:

  1. Неустойчивая работа или полная остановка мотора. Отказ в работе при отпущенной педали газа;
  2. При полностью прогретом моторе, холостые обороты самопроизвольно то повышаются, то понижаются;
  3. После выключения передачи происходит полная остановка двигателя;
  4. Во время пуска холодного двигателя, не наблюдается повышения частоты вращения коленчатого вала;
  5. При подключении других мощных потребителей электроэнергии, уходят вниз обороты мотора.

При появлении любого из них, а то и нескольких признаков одновременно, нужно обратить внимание на работоспособность ДХХ.

КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

Этот датчик не снабжён элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнала на табло о его неисправности не будет. С одной стороны это облегчает поиск неисправного узла, а с другой стороны для проверки его работоспособности нужен измерительный прибор. Хорошо подходит китайский цифровой мультиметр, стоимость его небольшая, она по «карману» любому владельцу машины. Если у вас есть подобный прибор, то можно приступить к проверке его работоспособности.

Проверка датчика холостого хода на ВАЗ 2109 инжекторного типа, выполняется таким образом:

  1. Прибор ставится в положение для измерения напряжения, и проверяют бортовую сеть автомобиля. Щупы прибора, установленные на клеммы аккумулятора, должны показать напряжение немногим больше, чем 12 Вольт;
  2. При выключенном зажигании отключают разъём с проводами от ДХХ. Для этого нужно пальцами надавить на фиксатор на пластиковом корпусе разъёма.

На фото хорошо видно, где находится датчик холостого хода.

Расположение ДХХ

Расположение ДХХ

Чтобы его снять, нужно воспользоваться крестообразной отвёрткой и отвинтить два крепящих его винта.

  • На фото отчётливо видно и место где находится РХХ. Винт, который ближе к патрубку, имеет «плохую привычку» теряться. чтобы этого не случилось, сперва вывинчивают левый винт. Легонько тянут ДХХ на себя и выкручивают винт с правой стороны. В таком случае он останется в отверстии корпуса и не выпадет ;
  • Измерительный прибор ставят в положение для измерения сопротивления. Щупы подносят к выводам А и В, а затем к С и D. Прибор должен показать примерно 52 Ома. Это рабочий параметр. Если измерить сопротивление между выводами А и С, а затем В и D, показания должны быть в районе бесконечности. Если это не так, то ДХХ нужно заменить.

Ещё можно проверить ДХХ «на ощупь». Делают это таким образом. На снятом ДХХ, но с подключенными проводами, пальцем нужно слегка придавить выступающую часть конусной иглы. При включении зажигания она должна толкнуть палец. Если толчка не последовало, датчик неисправен. Сомнений в неисправности ДХХ не осталось, приступаем к его замене.

Перед тем как будет проведена замена датчика холостого хода на инжекторном ВАЗ 21099, несколько слов о выборе нового ДХХ. Механики, которые занимаются такими системами, хорошо отзываются о приборах, производимых компанией «Омега». Также неплохие результаты показали ДХХ с маркой «КЗТА». При покупке последнего, нужно учитывать конечную метку регулятора. Нужно приобретать датчик с такой меткой, которая имеется на сломанном приборе. Стоимость датчика может находиться в пределах 500 – 700 рублей. Датчик новый имеется, можно его установить.

КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ ПРИБОР

О том, как снимают прибор, мы уже рассмотрели, поговорим о его установке.

Перед установкой нового прибора, нужно осмотреть и прочистить воздушный канал и установочное место ДХХ.

Установка производится в обратном порядке от его снятия. Уплотнительное резиновое кольцо перед установкой слегка смазывают моторным маслом. Сам прибор перед установкой необходимо калибровать. Расстояние от его корпуса до кончика конусной иглы должно быть равно 23 мм.

Для его корректировки на контакт «D» подают «+» от аккумуляторной батареи, а на вывод «С» кратковременными касаниями подаётся «минус» бортового питания. Так небольшими шагами игла выдвигается в крайнее положение и снова контролируется установочный размер. Когда будет получен нужный параметр вылета иглы, ДХХ устанавливают на своё место.

Как видите, процесс проверки, регулировки и замены прибора доступен, и сложностей особых трудностей не вызывает, поэтому такую работу можно выполнять самостоятельно.

Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2109 инжектор

В режим холостого хода (ХХ) автомобильный мотор переводится по команде электронного блока управления (ЭБУ). Происходит это в момент пуска или при необходимости прогреть двигатель. В подобном состоянии мотор находится при выключенной трансмиссии, когда автомобиль остановился, например, на светофоре. Работой двигателя при этом управляет специальный датчик холостого хода (ДХХ). Обычно он не доставляет особых проблем, но его поломка способна доставить водителям немало неприятностей. Именно поэтому работоспособность ДХХ необходимо постоянно контролировать и при появлении дефектов оперативно их устранять.

Датчики холостого хода ВАЗ 2109 нового и старого образца

Конструктивное исполнение

Любой ДХХ обеспечивает приток воздуха внутрь движка, когда дроссельная заслонка в закрытом состоянии. Причем, если ранее датчик холостого хода карбюраторных ВАЗ 2109 функционировал, как запорный клапан, калиброванное отверстие которого могло быть только либо открытым, либо закрытым, то новый датчик холостого хода ВАЗ 2109 инжектор способен самостоятельно, в зависимости от положения дроссельной заслонки, снижать или повышать количество воздуха, который необходим в разные промежутки времени. Именно поэтому специалисты считают новое исполнение ДХХ не датчиком, а измерительным прибором, и с недавних пор он получил название регулятор холостого хода (далее — РХХ).

Регулятор холостого хода ВАЗ 2109 инжектор конструктивно напоминает миниатюрный модуль, в корпусе у него кроме шагового электродвигателя размещен шток с иглой, имеющей конусообразный наконечник.

Крепят РХХ к кожуху дроссельного узла двумя винтами.

Крепят рхх к кожуху дроссельного узла двумя винтам

Устройство также оснащено 4-х контактной фишкой, предназначенной для подключения устройства к ЭБУ автомашины.

Принцип работы

Основной принцип действия РХХ сводится к смене площади сечения откалиброванного отверстия байпасного канала исходя из текущего положения дроссельной заслонки. Начинается это изменение при поступательном движении иглы, связанной с якорем шагового электродвигателя посредством червячной передачи. Полное перекрытие байпасного канала при полностью открытой дроссельной заслонке на работу силового агрегата не влияет. При возвратном движении иглы количество воздуха увеличивается пропорционально углу закрытия дроссельной заслонки. За счет этого и возможно плавное регулирование оборотов коленчатого вала при переходе из рабочего состояния мотора автомобиля в режим ХХ.

схема

Схема включения РХХ и его работа

Схема включения рхх

Подключается РХХ к управляющему контроллеру ЭБУ 4-х проводным жгутом через стандартный соединительный разъем.

Существующая электрическая схема не позволяет водителю влиять на работу РХХ, так как управляющий алгоритм работы контроллера перепрошивается исключительно на спецоборудовании.

Работает механизм РХХ по указанному ниже алгоритму:

  1. При повороте ключа зажигания происходит смещение штока регулятора в крайнее положение и калибровочное отверстие канала подкачки воздуха в дроссельном патрубке полностью закрывается .
  2. РХХ возвращает клапан в первичное положение, после начала считывания шагов. В этом место нахождении штока обеспечивается пуск мотора и начинается его работа в режиме ХХ.

Важно! Базовое положение штока определяется прошивкой ЭБУ — так, к примеру оно равно 50 шагов для прошивок «Бош» , а для прошивки «Январь 5.1» составляет 120 шагов.

Недостатком датчика холостого хода типа ВАЗ 2109 инжектор и схемы его подключения к ЭБУ является отсутствие системы самодиагностики. Водитель при сбоях и ошибках в работе не получит никакой полезной информации об этом. Сигнальная лампа «Check Engine» на приборной панели не загорится. Поэтому догадываться о неисправности регулятора водитель должен самостоятельно исходя из собственного анализа произвольно появляющихся косвенных признаков, сказывающихся на работе мотора.

Признаки неработоспособности РХХ и способы их устранения

Если двигатель стал сбоить или в его работе наблюдаются ранее не встречаемые симптомы, то они могут указывать на сбои в работе регулятора, например:

  • холостой ход — неустойчив;
  • при переключении передач или сам по себе двигатель начинает глохнуть;
  • не происходит повышение оборотов при запуске автомобиля, что характерно для режима первичного
  • прогревания;
  • при включении различного дополнительно оборудования, обороты снижаются.

Аналогичная симптоматика наблюдается также, если:

  • забит грязью байпасный канал дроссельного узла;
  • имеются повреждения электропроводов (обрывы, нарушение контактных соединений и прочее);
  • установленный вариант РХХ не соответствует типу прошивки ЭБУ.

Перед началом диагностики регулятора, рекомендуется убедиться в отсутствии вышеприведенных дефектов.

Демонтаж РХХ

Демонтируют регулятор следующим образом:

  1. Блокируют автомашину ручным тормозом или противооткатными колодками.
  2. Снимают клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ).
  3. Отключают соединительный разъем от РХХ.
  4. Очищают место вокруг РХХ от загрязнений.
  5. Откручивают 2 крепежных винта.

Демонтаж рхх

Проделав все эти операции, регулятор вынимают из установочного гнезда.

Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ

Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:

  1. Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
  2. Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние. Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.

Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.

Чистят РХХ очистителем типа WD-40. При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.

ВАЖНО! Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного РХХ рекомендуется:

Удостовериться в соответствии изделия прошивке ЭБУ автомобиля; проверить работоспособность; смазать пружину и шток консистентной смазкой.

Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:

  • информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
  • желтый цвет стикера на корпусе изделия;
  • темный наконечник запорной иглы;
  • тонкое уплотняющее кольцо.

Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:

О датчике холостого хода ВАЗ 21099 (2109)

На инжекторный ВАЗ 21099 (2109) устанавливается датчик холостого хода, для того чтобы ускорить прогрев холодного двигателя и уменьшить износ трущихся деталей при прогреве и поддержания холостых оборотов двигателя, его механики сокращённо называют ДХХ. Этот прибор устанавливается в дроссельный узел, который можно увидеть в левой части мотора, если на него посмотреть сверху.

ДХХ (или РХХ это один и тот же датчик

  • КАК ОН УСТРОЕН
  • КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ
    • КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

    Признаки неисправности

    Игнорировать признаки выхода из строя датчика холостого хода на вашем инжекторном или карбюраторном ВАЗ 2109 ни в коем случае нельзя. Сначала это будет доставлять дискомфорт в вождении, но вскоре может стать причиной серьезной аварии.

    Существует несколько основных симптомов, которые могут указывать на проблемы с РХХ:

    • Обороты самопроизвольно начинают то увеличиваться, то уменьшаться;
    • При включении холодного силового агрегата не повышаются обороты;
    • При использовании дополнительных электрозависимых устройств, таких как фары или отопитель, на холостом ходу сразу начинают падать обороты;
    • При выключении передачи или на холостом ходу двигатель может заглохнуть.

    Это не полный перечень возможных симптомов, но все они косвенные. Потому чтобы убедиться, что проблема кроется именно в РХХ, а не других узлах двигателя, необходимо проверить текущее состояние датчика.

    Проверка состояния

    Чтобы проверить текущее состояние вашего РХХ на автомобиле ВАЗ 2109, выполните несколько последовательных действий.

    Шаг проверки

    Ваши действия

    Включите ручной тормоз на автомобиле, установите противокаты под колеса. Безопасность всегда должна стоять на первом месте во время ремонта машины своими руками

    Необходимо добраться до искомого датчика, отключить его от питательной колодки с проводами, а затем с помощью вольтметра проверить наличие напряжения. Минус ставится на двигатель, а плюс устанавливается на выводы колодки проводов А и D

    Включите зажигание, проверьте показатели напряжения. В норме они составляют около 12Вольт. Если вольтметр показывает меньшие значения, возможна проблема с уровнем заряда аккумуляторной батареи. Если напряжения совсем нет, придется проверить весь ЭБУ и электрическую цепь. Не исключены обрывы.

    Проведите еще одну проверку при включенном зажигании. Проверьте поочередно выводы AB и CD. В нормальном состоянии сопротивление на них должно составлять примерно 53 Ом. Если РХХ работает нормально, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление

    При снятом регуляторе холостого хода и включенном зажигании подключите к нему колодку с питание. Если при этом конусная игла выдвинулась, все с устройством хорошо. Если же не выдвигается конусообразная игла, тогда РХХ вышел из строя и требует замены

    Определив, что старый датчик холостого хода уже отработал свое на ВАЗ 2109, ему требуется замена. Процедура вполне выполнима без посторонней помощи.

    Снятие РХХ

    Возможные причины неисправности

    Лампы заднего хода могут перестать работать по нескольким причинам:

    • неисправность;
    • просто перегорел предохранитель;
    • нарушение соединения «массы» с кузовом к задним фарам;
    • неисправность самой лампы;
    • окисление контактов в патроне;
    • неполадки в электропроводке.

    Характеристика датчика ЗХ

    Если с ЗХ происходят неполадки, нужно тут же обратить внимание на лампочки и сам датчик.

    Назначение и принцип работы

    Главная задача этого прибора – включить сигнализационные фонари, оповещающие людей о том, что машина совершает движение задним ходом. Ясно, что если устройство будет непригодно, могут возникнуть аварии.

    Датчик заднего хода ВАЗ 2109 работает таким образом: при переключении передачи вилка включения прижимается к прибору. Таким образом создается замыкание провода и включается лампочка, которая информирует о ходе транспорта назад.

    Типичные неисправности

    Самые популярные неполадки таковы:

    1. Сгорели лампочки. Если это произошло, нужно ее изъять и проверить при помощи мультиметра.
    2. Нарушение контактов.
    3. Прибор не будет работать при плохом контакте регулятора, а также при плохой изоляции контактов. Нарушение изоляции грозит возникновением замыкания.
    4. В случае поломки нужно убедиться, что предохранитель в монтажном блоке в нормальном состоянии. Если он поврежден или оплавился, стоит произвести немедленную замену.
    5. Если вышел из строя сам прибор, а симптомы неисправности таковы, что не будут работать все фонари или, наоборот, работать беспрерывно, нужно заменить его новым.

    Признаки неисправности

    Игнорировать признаки выхода из строя датчика холостого хода на вашем инжекторном или карбюраторном ВАЗ 2109 ни в коем случае нельзя. Сначала это будет доставлять дискомфорт в вождении, но вскоре может стать причиной серьезной аварии.

    Существует несколько основных симптомов, которые могут указывать на проблемы с РХХ:

    • Обороты самопроизвольно начинают то увеличиваться, то уменьшаться;
    • При включении холодного силового агрегата не повышаются обороты;
    • При использовании дополнительных электрозависимых устройств, таких как фары или отопитель, на холостом ходу сразу начинают падать обороты;
    • При выключении передачи или на холостом ходу двигатель может заглохнуть.

    Это не полный перечень возможных симптомов, но все они косвенные. Потому чтобы убедиться, что проблема кроется именно в РХХ, а не других узлах двигателя, необходимо проверить текущее состояние датчика.

    Проверка состояния

    Чтобы проверить текущее состояние вашего РХХ на автомобиле ВАЗ 2109, выполните несколько последовательных действий.

    Определив, что старый датчик холостого хода уже отработал свое на ВАЗ 2109, ему требуется замена. Процедура вполне выполнима без посторонней помощи.

    КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ

    Любого водителя, опытного или начинающего, должны насторожить необычное поведение мотора во время его работы. Это могут быть такие явления:

    1. Неустойчивая работа или полная остановка мотора. Отказ в работе при отпущенной педали газа;
    2. При полностью прогретом моторе, холостые обороты самопроизвольно то повышаются, то понижаются;
    3. После выключения передачи происходит полная остановка двигателя;
    4. Во время пуска холодного двигателя, не наблюдается повышения частоты вращения коленчатого вала;
    5. При подключении других мощных потребителей электроэнергии, уходят вниз обороты мотора.

    При появлении любого из них, а то и нескольких признаков одновременно, нужно обратить внимание на работоспособность ДХХ.

    КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

    Этот датчик не снабжён элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнала на табло о его неисправности не будет. С одной стороны это облегчает поиск неисправного узла, а с другой стороны для проверки его работоспособности нужен измерительный прибор. Хорошо подходит китайский цифровой мультиметр, стоимость его небольшая, она по «карману» любому владельцу машины. Если у вас есть подобный прибор, то можно приступить к проверке его работоспособности.

    Проверка датчика холостого хода на ВАЗ 2109 инжекторного типа, выполняется таким образом:

    1. Прибор ставится в положение для измерения напряжения, и проверяют бортовую сеть автомобиля. Щупы прибора, установленные на клеммы аккумулятора, должны показать напряжение немногим больше, чем 12 Вольт;
    2. При выключенном зажигании отключают разъём с проводами от ДХХ. Для этого нужно пальцами надавить на фиксатор на пластиковом корпусе разъёма.


    Это наглядно видно на фото слева. Отключать или подключать датчик нужно только при выключенном зажигании, чтобы избежать выхода из строя электроники блока управления. Щуп измерительного прибора подключается к массе машины. Включают зажигание и вторым щупом проверяют наличие напряжения в выводах на разъёме, которые обозначены на фото буквами A и D. Это хорошо видно на правом фото. Оно должно быть не менее чем 12 Вольт. Если оно значительно ниже, или отсутствует совсем, то виновником может быть обрыв питающих проводов или выход из строя электроники в блоке управления работой мотора.

    На фото хорошо видно, где находится датчик холостого хода.

    Расположение ДХХ

    Чтобы его снять, нужно воспользоваться крестообразной отвёрткой и отвинтить два крепящих его винта.

    Снятие ДХХ

    • На фото отчётливо видно и место где находится РХХ. Винт, который ближе к патрубку, имеет «плохую привычку» теряться. чтобы этого не случилось, сперва вывинчивают левый винт. Легонько тянут ДХХ на себя и выкручивают винт с правой стороны. В таком случае он останется в отверстии корпуса и не выпадет ;
    • Измерительный прибор ставят в положение для измерения сопротивления. Щупы подносят к выводам А и В, а затем к С и D. Прибор должен показать примерно 52 Ома. Это рабочий параметр. Если измерить сопротивление между выводами А и С, а затем В и D, показания должны быть в районе бесконечности. Если это не так, то ДХХ нужно заменить.

    Ещё можно проверить ДХХ «на ощупь». Делают это таким образом. На снятом ДХХ, но с подключенными проводами, пальцем нужно слегка придавить выступающую часть конусной иглы. При включении зажигания она должна толкнуть палец. Если толчка не последовало, датчик неисправен. Сомнений в неисправности ДХХ не осталось, приступаем к его замене.

    Перед тем как будет проведена замена датчика холостого хода на инжекторном ВАЗ 21099, несколько слов о выборе нового ДХХ. Механики, которые занимаются такими системами, хорошо отзываются о приборах, производимых компанией «Омега». Также неплохие результаты показали ДХХ с маркой «КЗТА». При покупке последнего, нужно учитывать конечную метку регулятора. Нужно приобретать датчик с такой меткой, которая имеется на сломанном приборе. Стоимость датчика может находиться в пределах 500 – 700 рублей. Датчик новый имеется, можно его установить.

    Принцип работы

    Не совсем правильно называть датчик холостого хода именно датчиком. Ведь они являются измерительными приборами, которые обрабатывают и преобразуют информацию, выводят ее на механические или электронные указатели на приборной панели.

    Правильно называть датчик холостого хода регулятором, либо просто РХХ. РХХ играет важную роль в работе двигателя, поскольку обеспечивает слаженное и правильное поведение силового агрегата.

    Увы, системы самодиагностики на ВАЗ 2109 не совершенны, потому при выходе из строя регулятора холостого хода автомобиль вас об этом не уведомляет даже элементарным включением сигнальной лампы Check Engine. Потому ориентироваться приходится по признакам поломки.

    Работает РХХ следующим образом. При включении замка зажигания шток на датчике выдвигается до упора, упирается при этом в специальное отверстие дроссельного патрубка. РХХ начинает считывать шаги и клапан возвращается в изначальное положение. При работающем моторе при повышении или уменьшении количества шагов происходит изменение объема воздуха, поступающего через отверстие. Следовательно, в двигатель идет необходимое количество воздуха, обеспечивающее стабильную работу мотора на холостых.

    Расположение

    Этот датчик размещен на коробке передач. При открытом капоте или под днищем машины в нижней части со стороны левого колеса он легко просматривается. По красному проводу на него подается питание (только после включения двигателя), а по зеленому запитываются фонари заднего хода.

    Характеристика контроллера ХХ

    Эта деталь предназначена для того, чтобы уменьшить время прогревания мотора. Во время этой операции зачастую быстро снашиваются трущиеся детали. Так вот: ДХХ предназначен еще и для того, чтобы уменьшить соприкосновение и износ. Монтируется этот прибор в дроссельный узел, который находится в моторном отсеке в левой части мотора.

    Назначение и принцип работы

    Основные компоненты прибора:

    • шаговый электрический двигатель;
    • конусная игла, совмещенная со штоком;
    • пружинистая деталь.

    Датчик холостого хода

    Как показано на фотографии, у прибора есть блоки. Красным выделен главный механизм – датчик холостого хода ВАЗ 21099 инжектор. Серым цветом видна регулировочная деталь, которая контролирует частоту оборотов мотора. Синим – устройство, предназначенное для считывания информации о скорости вращения коленвала. Если работа идет в холостую, воздушный поток в главные цилиндры поступает по специальным каналам.

    Зеленый цвет на данной схеме отвечает за сравнение в электронном блоке. Здесь учитывается частота вращения мотора в соответствии с реальным числом оборотов.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости также получает необходимый сигнал. Пока схема сравнения не получит нужную информацию, двигатель будет работать на повышенных оборотах. В это время воздух регулируется при помощи конусной части иглы. Нарушение подачи воздуха часто приводит к поломкам и полной остановке мотора.

    Делая вывод, можно сказать, что в двигатель попадает определенное количество воздуха, — ровно столько, сколько нужно для эксплуатации в подходящем режиме. Этот объем учитывается специальным воздушным расходрометром. Он передает информацию на контроллер, который в зависимости от значения готовит нужной концентрации смесь. После этого она впрыскивается через форсунки инжектора в сеть автомобиля. Можно узнать, где находится датчик холостого хода на ВАЗ 21099 инжектор на фото ниже.

    Типичные неисправности

    К популярным и частым поломкам датчика холостого хода ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор относятся следующие:

    • сбой в работе мотора;
    • отказ от действий при отпущенной педали газа;
    • бесконтрольные холостые обороты, даже когда прогрет двигатель;
    • когда выключается передача, глохнет двигатель;
    • при холодном моторе коленвал не увеличивает вращения (автор видео — Devyatochka.remont).

    Датчик детонации

    Любой автомобилист знает, что хорошая правильная работа двигателя зависит от оптимально подобранных углов опережения зажигания, в идеале они под каждый режим работы двигателя свои. Для этого и существует ЭБУ, в основную задачу которого входит выставлять эти углы как можно идеальнее с помощью датчика детонации. Именно он может точно определить, что угол опережения зажигания выставлен неправильно. В программе ЭБУ прописано задавать по возможности большой угол опережения зажигания, чтобы не дать мотору уходить в зону детонации.

    Если датчик детонации ВАЗ 21099,210115, других марок авто выходит из строя, то мотор начинает перерасходовать топливо, перегреваться и троить, у него пропадает тяга и сильно изнашивается ГРМ. Сломанным считается тот датчик детонации ВАЗ 21099, инжектор которого начинает выдавать такие фокусы:

    Купить датчик детонации ВАЗ 21099 можно в любом автомагазине по цене до 200 рублей, или установить волговский, компании «Бош», который стоит до 500 рублей и имеет непревзойденное качество.

    Читайте также: