Выбери предложения с сочинительными союзами это все глубокие вазы что были у нас дома

Обновлено: 06.07.2024

8. Укажите предложения с соединительными сочинительными союзами. 1) Без нитки да иголки шубы не пошить.
2) Корень учения горек, зато плод сладок.
3) Она не только хорошо рисует, но и сочиняет стихи.
4) Дождь то идёт, то нет.

9. Сочинительный союз соединяет части слож¬ного предложения:
1) Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился к Троекурову и поселился в его доме.
2) Он мало занимался воспитанием маленького Саши, зато с большим прилежанием следовал за музыкальными успехами своей ученицы.
3) Лиза вошла в сумрак рощи, и глухой шум ее приветствовал девушку.

10. Укажите сложносочинённые предложения:
1) Шумели деревья, и над ними по небу мчались клочки туч.
2) Мы поздравили одноклассников, выигравших встречу по волейболу, и пошли в школу.
3) Ветер ревел целый день и утихал только глубокой ночью.
4) Приближался тёплый фронт, и облака, не выдержав его натиска, треснули.

11. Почему нужна запятая перед союзом И в предложении И волк не рыщет в лесу, и медведь не вылезает из берлоги.
1) Повторяющийся союз И соединяет однородные члены.
2) Повторяющийся союз И соединяет простые предложения в составе сложносочинённого.

12. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.
1) Молодые сыны его то(же) оглядывали себя с головы до ног.
2) Я благодарил друга за (то), что он мне помог.
3)Что (бы) ребёнок не плакал, ему дали игрушку.
4) Он думал о том, что (бы) ему нарисовать.
5) Отец его был строителем, он то (же) решил продолжить семейную традицию.
6) Он говорил то (же), что мы читали в газетах.
7) Мал цветок, за (то) красив.

13. В каком предложении допущена орфографическая ошибка.
1) Катит свои воды река также, как и много лет назад.
2) Запахи полыни, чабреца тоже дурманят в степи.
3) Мы учим правила, чтобы правильно писать слова.

14. В каких предложениях допущена пунктуационная ошибка.
1) Влажнеют глаза от первозданности, и сердце замирает от свободы и необъятности.
2) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
3) Однажды Вася пришёл к дяде Даниле и увидел, что тот сидит за столом, и что-то пишет.

Какие можно составить сложные предложения с сочинительными союзами?

В составе сложного предложения простые предложения соединены сочинительными союзами, которые по значению делятся на соединительные (и, тоже, также, да=и, ни. ни), противительные (а, но, да=но, зато, же, только) и разделительные (или, либо, не то. не то, то. то). Это все будут сложносочиненные предложения, в составе которых простые предложения равноправны.

Примеры предложений с сочинительными союзами:

Откроешь ставни, и солнечный свет хлынет золотым потоком навстречу!

Нет в этой песне оригинальной мелодии, да и ритм совсем прост.

Ни радость встречи не минует нас, ни прошлые воспоминания не огорчат.

Она подняла глаза от письма, а я все говорил о своих планах.

Мать улыбнулась, но все же в глазах ее промелькнуло огорчение.

Или хлынет ливень, или только покапает небольшой дождик.

Либо мы пойдем сегодня на речку, либо все соберемся в лес по ягоды.

Примеры сложных предложений с сочинительными союзами

Открой окно, и свежий ветер ворвется в твою просторную комнату.

Заработать в интернете можно, да и очень увлекательное это дело.

Ты пойдешь сегодня в школу, либо будешь сидеть весь день дома.

Мне нравится этот телевизор, да и стоит он не очень дорого.

Сложные предложения имеют две или несколько основ (и частей, соответственно). Сочинительные союзы демонстрируют синтаксическое равноправие, относительную или полную самостоятельность этих основ. По этим критериям мы и будем составлять предложения, а называться они будут сложносочинёнными.

  1. Ночь была звёздной, и я легко добралась до дома, не доставая фонаря из сумки.
  2. Он был немного сердит, но и я находилась не в самом праздничном расположении духа.
  3. День выдался серым, а тучи над городом имели устрашающе свинцовые оттенки.
  4. Лес был прохладным, и деревья были будто замёрзшими, и листва под ногами будто покрылась внезапным инеем.

Сначала приведем список сочинительных союзов, а потом составим с ними предложения.


Мы не знали: пойти нам в гости к тете Маше или остаться дома и ждать отца.

Хотя и шел весь вечер сильный дождь, но речка не вышла из берегов.

Бабушка напекла блинов с яблоками, да мама заварила ароматный чай из липы.

То ли птицы так пели, то ли сосед посвистывал на балконе.

1 Мая выходной день, однако Лене пришлось идти на работу.

Павлик работал весь день без обеда, но заработал еще меньше, чем вчера.

Если не пойдет завтра дождь, то мы поедем с старшей сестрой в зоопарк.

Малышу не дали в руки новый телефон, а то он его уронит на пол.

Примеры предложений с сочинительными союзами:

1) "Ты должен сдать этот отчёт сегодня, а то тебя будут ждать неприятности!" - сказал начальник своему сотруднику.

2) У нашей компании огромные амбиции, да вот только квалифицированных специалистов пока не очень много.

3) В нашей организации есть несколько подходящих вакансий для вас, а именно: необходимы техник и специалист по заправке картриджей.

4) Филиалы нашей компании находятся не только на территории России, но и широко представлены на ближнем зарубежье.

5) Рабочий день уже давно закончился , однако Николай продолжал усердно работать над годовым бухгалтерским отчётом.

6) Елена усердно и продуктивно работала весь год, и руководство предложило ей повышение по карьерной лестнице.

8) Контракт от поставщиков полностью удовлетворил как директора, так и главного бухгалтера.

Выбери предложения с сочинительными союзами это все глубокие вазы что были у нас дома

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ГРУППЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Сложносочинёнными называются такие предложениях, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные и разделительные. Подробно о союзах раздел «Справочника» Ссылка

По характеру союза и значению сложносочинённые предложения также делятся на 5 групп:

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами И, ДА, ДА И (в значении и), ТОЖЕ, ТАКЖЕ и др.:

Гроза разразилась , и дождь освежил томящуюся землю.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески .

Здесь мой голос на резком ветру загрубел , да и сердце моё огрубело.

В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. Они могут быть усилены обстоятельствами времени. Так, в предложении Над озером блеснула тусклая зарница , и лишь минуту спустя прокатился далёкий гром значение последовательности событий усилено обстоятельством времени.

Временные значения нередко осложняются дополнительными значениями причины и следствия, которые могут быть подчёркнуты обстоятельством причины: В стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина, и поэтому никогда не вяла их красота .

Причинно-следственные значения могут быть выражены лексическим наполнением простых предложений, образующих сложное: Мне очень понравились эти цветы , и я нарвал большой букет.

Уже август , и на севере стоит плохая погода . После союза и можно вставить местоимение-наречие «поэтому».

Примечание: слово «поэтому» не является подчинительным союзом.

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами НО, А, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО,ЖЕ, А ТО, НЕ ТО. В предложениях этой группы одно явление ( событие) противопоставляется другим:

Мир разноязычен , но все люди одинаково плачут и одинаково смеются .

Всё проходит , да нe всё забывается .

Корень учения горек , зато плоды его сладки .

Сентябрь уж начался , а солнце палило по-летнему.

Примечание: В значении союза могут употребляться и частицы ЖЕ, ТОЛЬКО и др.:

Только песне нужна красота , красоте же и песен не надо .

Я не отказываюсь бороться, только я буду бороться честно.

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ- ТО ЛИ и др. В сложносочинённых предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно лишь одно явление из названных.

Можешь шагу прибавить , или силёнок нет ?

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

То ли гречка цветёт , то ли речка течёт .

4. Предложения с градационными союзами

В сложносочиненных предложениях могут передаваться особые отношения градации, т.е. усиления, нарастания, или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым. Такие значения свойственны союзам НЕ ТОЛЬКО. НО И, НЕ СТОЛЬКО. СКОЛЬКО, НЕ ТО ЧТОБЫ. НО, ХОТЯ И. НО и др., союзы всегда двойные, первая часть их помещается перед первой частью сложносочиненного предложения, вторая - перед второй. Расчлененность союза, расположение его компонентов в разных частях предложения тесно связывает эти части в единое целое. Например:

Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе.

Не то чтобы он не хотел меня слушать, но просто ему все это было безразлично. Предложения с градационными союзами передают отношения, близкие к соединительным, ср.: И ученики выбежали встречать автофургон, и даже старая нянечка не могла усидеть в школе.

Присоединительное значение передается при помощи союзных сочетаний ДА И, НО И, сочинительных союзов И, ДА, А, НО, ЖЕ в сочетании с наречиями ЕЩЁ, ПРИТОМ ПРИЧЁМ, ПОТОМУ и другими и частицами ВОТ, ДАЖЕ. Например:

Пока осмотрят, одобрят и утвердят цену, пройдут месяцы, да и неизвестно еще, утвердят ли/

Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм,и притом осторожность никогда не мешает.

Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова.

Присоединительное значение может быть передано и только сочинительными союзами - А, НО, И. Например:

У вас уже будут привычки, а привычки всегда побеждают мнения и убеждения

. Дети шумно лепили бабу из талого снега, и хорошая вышла баба.

Союз И часто употребляется в присоединительном значении с указательным местоимением, которое как бы вмещает в себя все содержание первой части предложения. Например:

Прекрасным садом будет земля, и в этоми скрыт смысл жизни.

Для присоединенной части сложносочиненного предложения с союзами И, А, НО характерно повторение однокорневого слова (или его синонима), которое было обозначено в первой части сложного предложения, с указательным местоимением (лексический подхват). Например:

Ко мне он относился мягко и внимательно, но в этом внимании было что-то пугавшее меня немножко.

То пускают голый жгут, получают нечто одетое в свинцовую трубу, а в той трубе ни мало ни много семьсот переплетенных проволок.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .

По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.

Запятая перед союзом и не ставится, если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член:

Для счастья людям нужен мир и не нужна война .

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

Запятая перед союзом и не ставится, если он соединяет два вопросительных предложения:

Где будет собрание и кто будет на нём докладчиком?

Тире также может использоваться в сложносочинённом предложении вместо запятой. Оно выражает быструю смену событий, неожиданность содержания второго предложения:

Сухой треск ракетницы—и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня .

Оковы тяжкие падут , Темницы рухнут —и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Особого внимания требуют сложносочинённые предложения, включающие односоставные предложения:

Листву здесь нe убирали , и она печально шуршала под ногами.

Странно , но в нём есть что-то общее с Ильёй.

Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Об особенностях односоставных предложений смотрите в разделе «Справочника» Ссылка

Сложносочинённые предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми. Сравните:

День выпал тёплый , и кое-где в последний раз зардела рябина . ССП

Заглянуло солнце в окна и росой умыло стёкла. Простое с однородными сказуемыми.

О знаках препинания в предложениях с однородными членами и в ССП подробно рассказано в разделе «Справочника» Ссылка

Частями сложносочинённых предложений могут быть простые и сложные предложения:

Много есть на свете хороших книг , но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.

Бесплодной почвы нет , и Сахару можно сделать плодородной , если работать упорно, с любовью.

О знаках препинания в предложениях с несколькими видами связи подробно рассказано в разделе «Справочника» Ссылка

20 примеров сложносочиненных предложений с разными союзами

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся раз­ные виды сочи­ни­тель­ных сою­зов. Приведем при­ме­ры слож­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми.

Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний соеди­ня­ют­ся с помо­щью раз­ных видов сочи­ни­тель­ных сою­зов, кото­рые ученый-лингвист Д.Э. Розенталь делит на сле­ду­ю­щие груп­пы:

  • соеди­ни­тель­ные: и, да (=и), ни…ни;
  • про­ти­ви­тель­ные: а, но, да (=но);
  • раз­де­ли­тель­ные: или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, не то…не то;
  • при­со­еди­ни­тель­ные: да, да и, тоже, так­же;
  • пояс­ни­тель­ные: то есть, а имен­но.

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­ны­ми сою­за­ми про­стые пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся меж­ду собой, как пра­ви­ло, запя­ты­ми. В ряде слу­ча­ев не ста­вит­ся запя­тая перед сою­за­ми «и», «да» (в зна­че­нии «и»), «или», «либо» .

20 примеров сложносочиненных предложений с разными союзами

Предложения с разными союзами

Опять с гро­хо­том и стра­стью про­нес­ло лёд, нагро­моз­див на бере­га торо­сы, и Ангара осво­бож­дён­но откры­лась, вытя­нув­шись в могу­чую свер­ка­ю­щую течь (В. Распутин).

В город­ском саду по сосед­ству играл оркестр и пел хор песен­ни­ков (А. Чехов).

Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спяч­ки (М. Алексеев).

По носам вокруг дома бро­ди­ли кара­уль­щи­ки и тре­ща­ли тре­щот­ки (А. Толстой).

В нача­ле апре­ля уже шуме­ли сквор­цы и лета­ли в саду жёл­тые бабоч­ки (А. Чехов).

Фиалки дожи­ва­ли поло­жен­ный им срок в этой глу­хой и широ­кой сте­пи, а на сме­ну им по скло­ну лога на солон­цах уже под­ни­ма­лись яркие тюль­па­ны, под­став­ляя солн­цу свои пун­цо­вые, жёл­тые и белые чашеч­ки, и ветер, сме­шав раз­но­род­ные запа­хи цве­тов, дале­ко раз­но­сил их по сте­пи (М. Шолохов).

Краешек солн­ца еще све­тил­ся над лесом, но в кустах уже густе­ли пер­вые сумер­ки (Н. Сладков).

Изредка над голо­вой про­ле­та­ла с пуг­ли­вым кря­ка­ньем утка, да слыш­но было гром­кое и корот­кое бле­я­ние бекаса-баранчика (А. Куприн).

Тихо кру­гом, в окнах гас­нут огни. И толь­ко ветер шур­шит камы­шо­вой кров­лей, да соба­ка урчит спро­со­нья (Ч. Айтматов).

Ни сам нику­да не ездил, ни у себя нико­го не при­ни­мал (М. Салтыков-Щедрин).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Ни одно из насе­ко­мых не про­жуж­жит в тра­ве, ни одна птич­ка не заще­бе­чет на дере­ве (И. Гончаров).

Все ели из кот­ла, Пантелей же сидел в сто­роне особ­ня­ком и ел кашу из дере­вян­ной чашеч­ки (А. Чехов).

Ученье и обед дела­ли дни инте­рес­ны­ми, вече­ра же про­хо­ди­ли скуч­но­ва­то (А. Чехов).

Положим, он зна­ет лес­ные дорож­ки, гар­цу­ет вер­хом, не боит­ся воды, зато бес­по­щад­но едят его мош­ки, зато ему рано зна­ко­мы тру­ды (Н. Некрасов).

Ржавеют в арсе­на­лах пуш­ки, зато сия­ют киве­ра (К. Симонов).

Олег усмех­нул­ся, одна­ко чело и взор омра­чи­лись думой (А. Пушкин).

Секунду он мол­чал, мать смот­ре­ла на него тоже мол­ча (М. Горький).

Решение Лизы сня­ло с его серд­ца камень, да и весь дом сра­зу ожил, точ­но от нис­по­слан­но­го мира (К. Федин).

Время сто­я­ло самое бла­го­при­ят­ное, то есть было тем­но, слег­ка мороз­но и совер­шен­но тихо (С. Аксаков).

По теме про­чтем еще при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и, в част­но­сти, пред­ло­же­ний с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми.

Сочинительные и подчинительные союзы


Шестое апреля. Классная работа. Сочинительные и подчинительные союзы.


Записываем предложения Записываем предложения 1) Небо потемнело, и пошел снег. 2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями. Назовите и выделите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.) 3) Небо потемнело, потому что пошел снег. Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного) Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.


Записываем таблицу в тетрадь!


Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза. Пример: 1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.(ССП (сложносочиненное предложение), союз и – сочинительный) 2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли. 3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом. 4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли. 5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. 6) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы. Микровывод: в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.


Мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений. Мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений. Если забыли – записываем таблицу в тетрадь!


Записываем в тетрадь только схемы предложений! Записываем в тетрадь только схемы предложений! Пример: 1.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 1. [ ], и [ ]. 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.


Выписываем только союзы и пишем какие они – сочинительные или подчинительные. Выписываем только союзы и пишем какие они – сочинительные или подчинительные. Пример: Если хочешь много знать, надо мало спать. 1. Если – подчинительный союз 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок.


Проверочный тест Проверочный тест 1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется: А) союз Б) предлог В) частица 2. Укажите неверное утверждение. Союзы делятся на: А) сочинительные и подчинительные Б) простые и составные В) производные и непроизводные 3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы: А) как, который, и Б) за, да, чтобы В) потому что, зато, но. Продолжение


4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные: 4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные: А) где, зато, также Б) и, однако, же В) что, когда, да 5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.) А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу. 6. Укажите сложносочиненное предложение: А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились. Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу. В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала. 7. Укажите сложноподчиненное предложение: А) Когда над тайгой спустился туман я подплыл к берегу. Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали. В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

Дружим с союзами. 7-й класс

Слово учителя: Ребята, мы завершаем работу над темой «Союзы»», и нам надо подвести итоги. В течение десяти дней вы выполняли различные задания по изучаемой теме: создавали кластеры, презентации к урокам, писали творческие работы, сочиняли синквейн, готовили раздаточный материал, выполняли тесты и упражнения, данные в учебнике. Сегодня вас ждут такие виды работ, где вы сможете показать, насколько хорошо вы изучили тему «Союзы» и подготовились к обобщающему уроку. Начнем с небольшой разминки.

I. Тест

В каждом столбике укажи союз:
а) то же;
б) так что;
в) что же;
г) и так;
д) также;
е) так же;

В каждом ряду выдели сочинительный союз:
а) также, так как, что;
б) если, то…то, будто;
в) едва, потому что, но;

Определи
причинный союз: как будто, словно, потому что;
временной: чтобы, пока, точно;
изъяснительный: как скоро, что, оттого что.

Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.

Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2) не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1) то шёпот(2) то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1) так(2) как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1) чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

  1. б, д;
  2. тоже, то..то, но;
  3. потому что, пока, что;
  4. б;
  5. а) 1; б) 2; в) 1; г) 1; д) 2.

Оцените по шкале:

  • «5» – нет ошибок
  • «4» – одна ошибка
  • «3» – две ошибки
  • «2» – более двух ошибок

II. Теперь поработаем на интерактивной доске

Ученики выполняют задания на доске, класс работает вместе с ними.

1) Синтаксическая пятиминутка (слайд 8).

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте схему второго и третьего предложений, укажите роль союзов.

1. В_л_чайшее б_га_ство народа – его язык! 2. Тыс_ч_летиями накапл_ваю_ся и вечно живут в слов_ (не)сметные сокров_ща ч_л_веч_ской мысли и опыта. 3. Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живёт вместе с жизнью народа».

2) Повторим пунктуацию при сочинительных союзах (слайд 9) и выполним задания.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, найдите союзы, определите их группу.

С_й(час) и дома и на работе к_мп_ют_ры ст_новя_ся (не)зам_нимыми п_мощниками. А сколько разных свед_ний хр_нят к_мп_ют_ры в св_ей пам_ти! Они вс_гда к вашим услугам и в любой м_мент мгн_венно дадут нужную спра_ку. Как уч_ному так и врачу инж_неру и учит_лю п_сат_лю и к_мп_зитору к_нструктору и агр_ному – всем может помоч_ к_мп_ют_р.

III. Вспомним подчинительные союзы.

Посмотрите на экран (слайд 11).

  1. временные (указывают на время):
  2. причинные (указывают на причину):
  3. целевые (указывают на цель):
  4. условные (указывают на условие):
  5. уступительные (указывают на уступку):
  6. сравнительные (указывают на сравнение):
  7. следственные (указывают на следствие):
  8. изъяснительные (указывают на то, о чем говорится в предложении)

Выполним задание на интерактивной доске (слайд 12).

Расставьте запятые, поставьте вопросы к зависимым предложениям, укажите вид союзов.

1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. 2. По синим волнам океана лишь звёзды блеснут в небесах корабль одинокий несётся несётся на всех парусах. 3. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми.

IV. Слово учителя.

А теперь, ребята, вспомним написание союзов также, тоже, чтобы. Что надо помнить, чтобы не сделать ошибок? Внимание на экран (слайд 13). Выполним задание на интерактивной доске, используя данное правило.

Если же и бы опустить нельзя, пиши слитно. Если же и бы можно опустить, пиши раздельно. Союз зато = но.

Он то(же) сегодня придет. Он придёт на то(же) место. Он так(же) поступил в музыкальную школу. Надо сделать подарок бабушке что(бы) порадовать её. Мы долго думали что(же) подарить бабушке. Спрячься за(то) дерево. Не очень ловок за(то) говорлив.

Индивидуальная работа по карточкам (одновременно с работой на доске). Укажите разряды союзов, их роль в предложении.

1. Поднимается солнце и разогревается воздух капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега и поля и холмы и то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).

V. Мы знаем, что союзы надо уметь отличать от местоимений.

Как это делать, сейчас ребята покажут на интерактивной доске и дадут разъяснения. (слайд 14)

  1. Он не пришёл потому что заболел.
  2. Он не пришёл оттого что заболел.
  3. От того берега отчалила лодка.
  4. По тому болоту пройти нельзя.
  5. А кто их разберет, что они кричат.

VI. Самостоятельная работа по группам.

Задания дает учитель.

Вариант 1. Творческая работа.

Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных союзов, определите их вид.

1) Под улицами Москвы протянулись подземные коридоры. Движение стало более безопасным. 2) Светофоры установили повсюду. Машинам не придётся простаивать у перекрёстков.

Вариант 2. Творческая работа.

Составьте СПП на тему «Мои любимые книги».

  1. [ ], (где…).
  2. [ ], (потому что…).
  3. [ ], (куда…).
  4. [ ], (чтобы…).
  5. Добавьте предложения с сочинительными союзами.

Вариант 3. Творческая работа.

Сочинение-миниатюра «Компьютер в моей жизни» с использованием сочинительных и подчинительных союзов. Указать разряды союзов.

Найти союзы, указать их разряд, расставить знаки препинания.

1. Отцветает черёмуха зато расцвела бузина и под нею земляника. 2. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 3. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 4. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 5. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 6. Я склонился к реке но и там тоже колыхались и дрожали звёзды.

Придумать 10 предложений с сочинительными союзами и 10 с подчинительными.

Скоро наступит наш праздник, и мальчики будут нас поздравлять.

В класс вошел учитель, и ребята встали.

На весенние каникулы мы поедем в Санкт-Петербург, однако некоторые одноклассники останутся дома.

Скоро окончится зима, и наступит весна.

Погода стояла прекрасная, и мы побежали в парк.

Лес был завален глубоким снегом, и мы еле пробилась на лыжах.

Я очень устал, но этого никто не заметил.

Солнце поднимается, а никто не хочет идти на рыбалку.

Комната, куда я вошла, была очень красивая.

Не было видно, кто сидел в машине.

Я решил не идти сегодня в школу, потому что приболел.

Я спросил друга, где он пропадал столько времени.

Сегодня состоятся соревнования, в которых будет участвовать наш класс.

Непременно пойду на этот фильм, потому что он понравился моим друзьям.

Я подошла к кинотеатру, у которого была назначена встреча.

Когда появляется солнце, начинает припекать.

Когда стемнело, все пошли по домам.

Мама чувствовала, что с дочерью что-то случилось.

Стало накрапывать, и через минуту пошел ливень

Я повернулась назад, но подруга успела убежать.

Скоро наступит наш праздник, и мальчики будут нас поздравлять.

В класс вошел учитель, и ребята встали.

На весенние каникулы мы поедем в Санкт-Петербург, однако некоторые одноклассники останутся дома.

Скоро окончится зима, и наступит весна.

Погода стояла прекрасная, и мы побежали в парк.

Лес был завален глубоким снегом, и мы еле пробилась на лыжах.

Я очень устал, но этого никто не заметил.

Солнце поднимается, а никто не хочет идти на рыбалку.

Комната, куда я вошла, была очень красивая.

Не было видно, кто сидел в машине.

Я решил не идти сегодня в школу, потому что приболел.

Я спросил друга, где он пропадал столько времени.

Сегодня состоятся соревнования, в которых будет участвовать наш класс.

Непременно пойду на этот фильм, потому что он понравился моим друзьям.

Я подошла к кинотеатру, у которого была назначена встреча.

Когда появляется солнце, начинает припекать.

Когда стемнело, все пошли по домам.

Мама чувствовала, что с дочерью что-то случилось.

Другие вопросы из категории

предложения,связанные подчинительными союзами(сложноподчиненные предложения);3)сложные предложения,связанные по смыслу без помощи союзов(бессоюзные сложные предложения).Какие знаки разделяют бессоюзного сложного предложения?

1)Вечер покажет,каков был день.2)Учи других,и сам поймешь.3)Глупа та птица,которой гнездо свое не мило.4)Корова черна,да молоко бело.5)Все минется,одна правда останется.6)Дитя не заплачет-мать не узнает.7)Не давай себе воли-не будет неволи.8)Деньги не щепки:на полу не подымешь.9)Смелый там найдет,где робкий потеряет.10)пашню пашут-руками не машут.11)Зелен виноград не сладок,млад человек не крепок.12)Вор не всегда крадет,но всегда его берегись.13)Закон как паутина:шмель пролетит,а муха останется.14)Попытка не пытка,а спрос не беда.15)Глуп совсем,кто не знается ни с кем.16)Всем надобно желать,чтобы друга сыскать.17)Лучше худое отложить,чтобы после не тужить.18)Лето припасает-зима поедает.

придумать 2 предложения с союзом И
придумать 2 предложение с союзом ЧТО
Сложные предложение,Однородные члены

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы это особенные служебные слова в русском языке для соединения однородных членов или равноправных предложений в составе сложных.

В русском языке существуют существуют служебные слова. В отличие от самостоятельных, они не говорят ни о предмете, ни о его качестве, ни о действии, которое совершается в отношении предмета.

Единственное предназначение служебных частей речи состоит в соединении простых предложений в рамках сложного предложения или отдельных слов. Не стали исключением сочинительные союзы, которым мы обязаны возможностью формулировать мысли не короткими предложениями, а длинными.

Сочинительная связь

Сочинительные союзы в русском языке служат средством соединения равноправных членов предложения или даже нескольких предложений в рамках одного сложного. Надо ответственно подходить к выбранному способу выражения собственных мыслей. В противном случае, собеседник или читатель может не так понять, а разговор двух не слышащих друг друга людей это не настоящее общение.

Рассмотрим как на примере сочинительные союзы помогают нам более точно выражать мысль в простых предложениях. Читатель уже знает, что каждая фраза представляет собой законченную мысль. В ней важно каждое слово и желательно использовать его правильно.

В предложении существует грамматическая основа. Это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа говорит о конкретном предмете и действии, совершаемом предметом или в отношении его. Грамматическая основа не разделяется между собой.

Сочинительный союз в этом случае направлен на соединение второстепенных членов предложения. Это такие слова, которые уточняют события, описанные в грамматической основе. Допускается показ с какой-то новой стороны.

Примеры сочинительной связи

Возьмем для примера предложение

«Солнце и небо весной и летом обязательно яркие и манящие»

Здесь сочинительный союз проявил себя во всей красе! Солнце и небо это подлежащее, а яркие и манящие сказуемое, да еще и обстоятельства есть — весной, летом. Союз «и» соединяет равноправные члены предложения. Узнать такую связь совсем несложно. Достаточно мысленно убрать сочинительный союз и одно соединяющее слово. Останется смысл предложения? Проверим:

«Солнце и небо весной обязательно яркие и манящие».

Смысл у предложения есть, хотя и изменился. Теперь автор считает, что солнце и небо лишь весной обязательно яркие и манящие. Возможно, он того же мнения о летней погоде, но из данной конкретной фразы мы этого не узнаем.

Так проявляется богатство русского языка. Каждое слово нужно. Стоит убрать хотя бы одно, как смысл предложения изменится. Все сочинительные союзы добавляют какой-то новый оттенок предложению. Если убрать сам союз и соединяющее слово, смысл может поменяться, но предложение будет законченным.

Виды сочинительных союзов

Если читатель хочет лучше понять и запомнить сочинительные союзы таблица ниже будет очень кстати.

Тип союзов

Примеры союзов

Примечания

Соединительные союзы

и, да (если союз употребляется в смысле «тоже»), ни (в том числе, с добавлением дополнительных слов), тоже, также и другие

Чаще всего союзы используются для перечисления признаков предмета, перечисления действий, которые совершаются в отношении предмета или перечисления самих предметов.

Например, «целый день идет дождь и ветер»

Разделительные союзы

или, либо, то (в том числе, с добавлением дополнительных слов) и другие

Чаще всего союзы используются чтобы выразить отношения исключений или чередование конкретных действий.

Например. «целый день то дождь, то ветер

Противительные союзы

а, зато, однако, а то, а не то и другие

Чаще всего союзы используются чтобы выразить отношение противопоставления друг другу,

Например, «целый день идет дождь, зато не дует ветер».

Кому-то может показаться, что всего три группы сочинительных союзов это мало. Но научитесь пользоваться этими средствами! Тогда возможности сочинительных союзов откроются с новой стороны и поразят разнообразием словесных конструкций, которые можно создавать с их помощью.

Пусть таблица сочинительных союзов станет надежным помощником для тех, кто хочет узнать больше о сочинительных союзах и научиться пользоваться этим действительно богатым инструментом русского языка.

Сложные предложения

Не менее интересно то, что сочинительные союзы список которых читатель мог видеть выше используются в сложных предложениях. В таких предложениях могут встречаться однородные определения в виде причастных или деепричастных оборотов.

В таких предложениях чаще всего используются сочинительные присоединительные союзы. Перечисление с их помощью это излюбленный прием мастеров русской словесности передать в относительно простой фразе богатство описаний и состояний.

Существует негласное правило, согласно которому чем меньше используется слов в тексте — тем лучше. С другой стороны, ни одно лишнее слово убирать нельзя. Некоторые люди всю жизнь ищут решение задачки, которую поставил перед ними русский язык. Баланс между лаконичностью, краткостью описаний и полной передачей чувств найти непросто.

Здесь как нельзя кстати сочинительные соединительные союзы, с помощью которых можно:

Сократить количество используемых в тексте слов. Просто соедините нужным союзом нужные части речи.

Добавить максимум оттенков чувств и описаний в каждую фразу.

Главное — не слишком сильно увлекаться союзами. Несмотря на все богатство возможностей, которые дает сочинительная связь, надо уметь брать инструмент в руки когда он нужен и откладывать в тот самый момент, когда больше не подходит для решения конкретной задачи.

Как определить сочинительную связь в предложении

Узнать сочинительную связь можно не только благодаря равноправию двух мыслей, которые представлены в одном предложении. Интонационное единство, неразрывная эмоциональная связь двух частей предложения это еще один верный индикатор сочинительной связи.

Наконец, для сочинительной связи вовсе необязательно использовать союзы как таковые.

Примеры сложносочиненного предложения

Рассмотрим пример сложносочиненного предложения:

«Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако» (А. Коптяева)

Здесь во всей полноте видно, что такое сочинительные союзы и как они соединяют два простых предложения в одно.

Рассмотрим две грамматические основы:

Солнце стало опускаться, где солнце это подлежащее, а стало опускаться сказуемое.

Облако показалось, где облако подлежащее, а показалось сказуемое.

Теперь мысленно уберем сочинительный союз «и», который соединяет два предложения. Получится воспринять обе фразы в качестве законченных мыслей? Безусловно. Обе мысли имеют законченный вид.

Бессоюзная связь

Существует бессоюзная и союзная сочинительная связь. Способы использования союзов читатель уже знает. Служебные части речи только кажутся несущественными или неинтересными. На самом деле, в них таится огромный потенциал и трудно представить текст или рассказ, в котором бы не использовались сочинительные союзы.

Но что, если автором задумана сочинительная связь, а союзы уже итак использовались слишком частом? Один и тот же прием со временем может надоесть.

К счастью, существует бессоюзная сочинительная связь. Работает она схожим образом, но единственный способ соединения в этом предложении — сохранение одной и той же интонации.

Примеры бессоюзной связи в предложении

«Когда начался дождь, дети зашли в дом»

Хотя здесь присутствует союз, он стоит в самом начале предложения и не может служить соединительным механизмом. Более того: если убрать его, смысл предложения не поменяется, как и не изменится красота мысли.

«Начался дождь, дети зашли в дом»

Обе фразы представляют собой пример сочинительной связи. В то же время, бессоюзной связью не рекомендуется злоупотреблять. Все хорошо в меру.

Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и .

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.
Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и , а в каком — но .
1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

Упражнение 3.
Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также . Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?
1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.

Упражнение 4.
Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же — другим.
1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. <г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

Упражнение 5.
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.
Образец : Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение 6.
Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

Упражнение 7.
Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких — противительные.

1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.)

Упражнение 8.
В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы — слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья — враги, хорошо – плохо, чистый — грязный.

Упражнение 9.
В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, — это и будут нужные вам другие противительные союзы.
1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.)

Упражнение 10.
Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.
1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)

Упражнение 11.
Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер.

Упражнение 12.
Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.
1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, .
2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин.
3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким.
4) Доктор осмотрел пациента.

Упражнение 13.
Найдите союзы, определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях.
1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.)

Упражнение 14.
В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).
1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…
(М. Булгаков)

Упражнение 15.
Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упражнение 16.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Упражнение 17.
Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пеш¬ком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)

Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и ), ни – ни, тоже, также , в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, д а (в значении но) одно явление противопоставлено другому.

2. Какое утверждение является неверным?
1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.
2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом то - то обычно указывается на чередование явлений.
3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.

3. Какое утверждение является неверным?
1) Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.
2) В сложносочинённых предложениях с союзами или (иль), то ли - то ли указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.
3) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом однако, это предложение сложносочинённое.
4) В сложносочинённом предложении простые предложения связываются сочинительными или подчинительными союзами.

4. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

5. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

6. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице веет живительной свежестью.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г

15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

Читайте также: