Затопленная церковь на волге где находится

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Была ли Калязинская колокольня?


О том, что колокольня вышла на сушу, Тверская епархия сообщила в апреле. Местные жители поспешили запечатлеть явление на фотоаппараты и мобильные телефоны, фотографии колокольни появились в социальных сетях. 75-метровая колокольня, до которой обычно в это время года можно было добраться только вплавь, оказалась окружена сушей.

Верующие воспринимали произошедшее как чудо, несмотря на заверения Тверской метеорологической службы, что колокольня оказалась на суше из-за небольшого количества осадков и, если уж и называть что-то чудом, то только малоснежную зиму, какой в Тверской области не отмечалось уже 50 лет.

Директор Калязинского краеведческого музея Светлана Мокрова рассказала «Правмиру» о том, что колокольня действительно необычная. Но не тем, что вышла из воды:

«Ширина реки Волги в этих местах от одного берега до противоположного сейчас составляет 1,5–2 километра, а до 40-х годов XX века ширина Волги составляла в среднем 70 метров. Разница очевидна.

Как небольшой посад Калязин известен с XII века, он выстраивается по обоим берегам Волги. С одной стороны – посад Николы на Жабне, где располагался Николо-Жабенский монастырь, который был упразднен в XVIII веке. На его месте впоследствии был возведен Николаевский собор.

Вторая сторона – Макарьевский посад, который относится к XV веку. Троицкий Макарьев мужской монастырь, датированный XV веком, принес известность этой территории. Именно с ним связаны основные исторические вехи этого региона. В дальнейшем, к XVIII веку, обе части стали городом Калязиным. На начало XX века это был небольшой мещанско-купеческий городок, население которого составляло 5–6 тысяч человек».


Места здесь намоленные…

К 40-м годам XX века утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено еще в 20-е годы XX века. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на ее акватории гидроэлектростанций.

Часть волжских городов, расположенных по ее берегам, попадали в зону затопления. Это Иваньковское водохранилище, где полностью была утрачена Корчева (там, где сейчас город Конаково). Угличское водохранилище – Калязин.

Калязин теряет две основные части старого города. Старый город располагался на трех частях, – одна из них высокий правый берег реки Волги. Волга здесь делает поворот, та часть, которая была высокой и сохранилась от старого города. Но это самая маленькая часть.

В 40-м году Калязин практически уничтожили, разобрали до конца и затопили его территории. В Рыбинском водохранилище мы потеряли Мологу.

Колокольню Николаевского собора оставили на месте старого города, потому что именно у колокольни река Волга делает поворот. Ее направление двигается на Углич и далее вниз к Костроме.

Калязин является границей Верхневолжских территорий. Колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк. Она высокая, ее далеко видно. Так и осталась стоять она в воде.

В летнее время у колокольни проводятся регулярные молебны. В зимнее – подобраться к ней не всегда возможно, а летом во время Верхневолжского крестного хода именно там заканчивается Верхневолжский крестный ход, который начинается у истока Волги в Осташкове. Здесь он останавливается для совершения молебна.

Молебен проводится и у монастырских вод, ведь от Макарьевского монастыря тоже ничего не осталось. На его месте лишь небольшая возвышенность, которая называется «монастырские острова». В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича.

В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что ее целесообразно разобрать, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили и колокольню оставили, как архитектурный памятник. Долгое время этого объекта вообще не было на картах. Сегодня она получила свой паспорт.

Фото: voprak.livejournal.com

История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена. Ходили даже слухи, что на месте колокольни нашли клад. Периодически колокольня выходит из воды (засушливые года). В этом году это проявилось сильнее, чем раньше, что обусловлено малоснежной зимой и сбоем в работе плотин».

Еще только месяц назад, в апреле 2014 года, шли горячие споры о том, – чудо ли выход колокольни на сушу?

Сейчас память об истории XII века снова затоплена. Паломники подплывают к Калязинской колокольне на лодке, чтобы помолиться.

Затопленная церковь на волге где находится

Молога - русская Атлантида. Город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. Место, где был город, находится в южной части водохранилища, в пяти километрах на восток от острова Святовский Мох, в трёх километрах севернее от створа Бабьи Горы — щитов на бетонных основаниях, обозначающих судоходный фарватер, идущий над старым руслом Волги.

История этого города просто потрясает и заставляет задуматься о жестокости и недальновидности человека. Город-рай с домами, куполами церквей и многовековой историей ушел под воду по воле людей. Теперь, во время отлива, из воды выступают останки города-призрака.

Осенью 1935 года было положено начало строительству Рыбинского и Угличского гидроузлов. Создавать ГЭС — значит создавать плотины и затоплять гектары земли. В стране хотели создать одно из самых больших рукотворных морей, перекрыв плотинами реки Шексну и Волгу. К переселению готовить людей начали задолго до начала строительства, но никто не верил, что такое возможно. Коренное население продолжало жить своей обычной жизнью.

Началась вырубка лесов, старые храмы взрывали. По словам очевидцев, эти молчаливые свидетели истории по-своему сопротивлялись такому варварству. После взрыва некоторые из них, взмыв ввысь, становились на прежнее место. Люди были вынуждены покидать свои дома. Некоторые разбирали их по бревнышку, пронумеровав каждое, чтобы легче было собрать, и перевозили на подводах. Те, кто не успели, сплавляли бревна уже по воде.

После наполнения гигантской чащи Рыбинского водохранилища ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов.

Но самые тяжелые потери связаны с переселением, а правильнее сказать, выселением десятков тысяч людей. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов.

Под воду ушла вся его историческая часть с тремя старинными храмами. Перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб — бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке.

Ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. В комплекс входило 4 храма. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.

Однако подлинная трагедия социалистической реконструкции Верхней Волги — это изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств и более 4 тысяч попали в зону подтопления.

В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова начальнику Волгостроя – Волголага НКВД СССР майору Журину. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища.

13 апреля 1941 года на стройке в Переборах, под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи, встретив на своем пути непреодолимую преграду, стали выходить из берегов, разливаться на пойму, с каждым днем все ближе и ближе подступая к городу Мологе и затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около 700 сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков.

14 апреля воды Шексны, Волги и Мологи столкнулись на своем пути с преградой, и вышли из берегов, затопив Молого–Кижинское междуречье. 294 человека, не захотев покидать жилье, приковали себя к домам и ушли под воду вместе со своим городом. Еще несколько десятков были силой вывезены с затопляемой территории. Так ушел под воду большой и красивый город-рай Молога с почти восьмивековой историей, а вместе с ним несколько десятков сел и деревень, пашни, луга, леса, шесть монастырей, 50 храмов и почти три сотни живых людей. Город Молога стал городом–призраком.

Калязинская колокольня

В тоже время была затоплена и Калязинская колокольня. Колокольня построена в 1800 году при Никольском соборе (воздвигнут в 1694 году) бывшего Николо-Жабенского монастыря в стиле классицизма; имела пять ярусов, купол с главой и шпилем. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.

К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено ещё в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.

В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что её целесообразно разобрать, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок с причалом для лодок. 22 мая 2007 года в колокольне была совершена божественная литургия.

В апреле 2014 года оказалась окружена сушей из-за падения уровня воды в водохранилище, что обусловлено малоснежной зимой и сбоем в работе плотин. В настоящее время затопленная колокольня является, пожалуй, главным символом Калязина и привлекает множество туристов. В летнее время у колокольни проводятся регулярные молебны. В зимнее — подобраться к ней не всегда возможно, а летом во время Верхневолжского крестного хода именно там заканчивается Верхневолжский крестный ход, который начинается у истока Волги в Осташкове. Здесь он останавливается для совершения молебна.

Затопленная Церковь Рождества Христова

Затопленная Церковь Рождества Христова постройки 1780 года. Единственная сохранившаяся постройка затопленного в 1962 году села Крохино. Энтузиасты пытаются сохранить и восстановить эту уникальную церковь. Неравнодушные могут оказать посильную помощь.

Деревня Крохинская впервые упоминается в 1426 году в писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря. Она располагалась на месте бывшего города Белоозеро и повторяла его топографию. Принадлежала она некому боярскому сыну Гавриле Лаптеву. После смерти Гаврилы, не оставившего наследников, в 1434 году Крохинская была пожалована можайским князем Иваном Андреевичем Ферапонтовому монастырю. За счёт своего расположения село стало важным торговым центром. Вероятно, ещё в XV веке в Крохино была своя церковь.

Кирпичная побелённая двухэтажная церковь в 1788 г. и выдержана в стиле позднего регионального барокко. Композиция «кораблём» составлена из одноглавого храма типа «восьмерик на четверике», четырёхярусной колокольни и соединяющей их трапезной. Церковь являлась архитектурной доминантой всего окружающего ландшафта.

masterok


Все наверное знают эту эффектную достопримечательность. Действительно, высоченная колокольня посреди водной глади это необычно смотрится.

Почему ее вообще оставили при затоплении территорий и почему она до сих пор не рухнула?

За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: семь на Волге и по одному на Оби и Енисее. Так что количество затопленных церквей на самом деле достаточно велико – в одном только Пучеже в зону попали пять храмов. Правда, надо заметить, что из этих городков только два полностью были уничтожены, а остальные переместились на новые места и некоторые даже получили большее, чем раньше, развитие, как, например, Тольятти.


С затопленными территориями связано множество душераздирающих легенд: о том, как в срочном порядке перевозили целые города и люди чуть ли не ночью выбегали на улицы, чтобы погрузиться на машины; о верующих, приковавших себя к храмам, чтобы разделить участь святынь, о подводных домах и улицах…


Однако верить городскому фольклору без проверки нельзя. Историки утверждают, что затопление городов проводилось не так быстро, без авралов. У людей было время переехать на новое место, и старые дома они чаще всего разбирали на стройматериалы. От бывших строений под водой сегодня можно найти только основания.

Оставлять разрушающиеся здания в зоне навигации было просто опасно, да и стройматериалы были дороги, поэтому все, что только могли, из зоны затопления вывозили, даже леса вырубали. Несколько церквей стали исключением, и сделано это было с практическими целями.


В некоторых источниках пишут, что колокольню в Калязине (Тверская область), – самый известный из затопленных храмов, - хотели использовать как тренировочную вышку для парашютных прыжков. Однако вероятнее основная цель все же - маяк. Ее даже укрепили для этого еще до затопления – подсыпали слой грунта, благодаря чему сооружение до сих пор и держится в таких неблагоприятных условиях. Сразу же, как по Волге начали ходить гружёные баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки невозможно, поскольку здесь пролегает очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.


В 80-е годы еще раз решался вопрос, не разобрать ли колокольню, так как ее состояние за прошедшие годы ухудшилось и даже наметился небольшой наклон. Опасались, что старинное сооружение просто рухнет. Однако было принято решение сохранить башню, и ее фундамент укрепили. При этом вокруг церкви образовался небольшой островок с причалами для лодок. В мае 2007 года в полуразрушенном храме была совершена божественная литургия и начался процесс его восстановления.

18 августа 2016 года на башне появились пять новых колоколов, и в летнее время здесь постоянно проводятся молебны. Колокольня привлекает не только верующих, но и туристов.

За прошедшие годы она стала одним из главных символов небольшого городка Калязина.

Почему до сих пор стоит затопленная колокольня в Калязине?

Все наверное знают эту эффектную достопримечательность. Действительно, высоченная колокольня посреди водной глади это необычно смотрится.

Почему ее вообще оставили при затоплении территорий и почему она до сих пор не рухнула?

За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: семь на Волге и по одному на Оби и Енисее. Так что количество затопленных церквей на самом деле достаточно велико – в одном только Пучеже в зону попали пять храмов. Правда, надо заметить, что из этих городков только два полностью были уничтожены, а остальные переместились на новые места и некоторые даже получили большее, чем раньше, развитие, как, например, Тольятти.

С затопленными территориями связано множество душераздирающих легенд: о том, как в срочном порядке перевозили целые города и люди чуть ли не ночью выбегали на улицы, чтобы погрузиться на машины; о верующих, приковавших себя к храмам, чтобы разделить участь святынь, о подводных домах и улицах…

Однако верить городскому фольклору без проверки нельзя. Историки утверждают, что затопление городов проводилось не так быстро, без авралов. У людей было время переехать на новое место, и старые дома они чаще всего разбирали на стройматериалы. От бывших строений под водой сегодня можно найти только основания.

Оставлять разрушающиеся здания в зоне навигации было просто опасно, да и стройматериалы были дороги, поэтому все, что только могли, из зоны затопления вывозили, даже леса вырубали. Несколько церквей стали исключением, и сделано это было с практическими целями.

В некоторых источниках пишут, что колокольню в Калязине (Тверская область), – самый известный из затопленных храмов, - хотели использовать как тренировочную вышку для парашютных прыжков. Однако вероятнее основная цель все же - маяк. Ее даже укрепили для этого еще до затопления – подсыпали слой грунта, благодаря чему сооружение до сих пор и держится в таких неблагоприятных условиях. Сразу же, как по Волге начали ходить гружёные баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки невозможно, поскольку здесь пролегает очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.


В 80-е годы еще раз решался вопрос, не разобрать ли колокольню, так как ее состояние за прошедшие годы ухудшилось и даже наметился небольшой наклон. Опасались, что старинное сооружение просто рухнет. Однако было принято решение сохранить башню, и ее фундамент укрепили. При этом вокруг церкви образовался небольшой островок с причалами для лодок. В мае 2007 года в полуразрушенном храме была совершена божественная литургия и начался процесс его восстановления.

18 августа 2016 года на башне появились пять новых колоколов, и в летнее время здесь постоянно проводятся молебны. Колокольня привлекает не только верующих, но и туристов.

За прошедшие годы она стала одним из главных символов небольшого городка Калязина.

Волга возвращает памятник

alt="Колоколня стала памятником затопленным селеньям, исчезнувшим с лица земли при строительстве каскада водохранилищ на Волге. Фото: WWW.ТВЕРСКАЯОБЛАСТЬ.РФ" />
Колоколня стала памятником затопленным селеньям, исчезнувшим с лица земли при строительстве каскада водохранилищ на Волге. Фото: WWW.ТВЕРСКАЯОБЛАСТЬ.РФ

Собор в Калязине возвели в конце XVII века и разобрали в середине ХХ, когда создавали Угличское водохранилище. Пятиярусную колокольню, построенную в 1801 году, оставили в качестве маяка. Живописные руины оказались на небольшом островке недалеко от берега и стали одной из достопримечательностей города.

Фото: Администрация города Рыбинска

На реставрацию выделили 104,4 миллиона рублей из бюджета Тверской области. Подрядчик - московское ООО "Равелин" - должен укрепить фундамент и стены, перекрыть кровлю, обновить кирпичную кладку, фасады, несущие конструкции и лестницы. Четвертую часть работ уже выполнили.

- Также памятник архитектуры электрифицируют, сделают его художественную подсветку и установят автоматизированную систему управления колоколами. Будет укреплена береговая линия, расширена прилегающая территория и обустроен причал. На остров проложат оптоволокно для обеспечения высокоскоростного интернета и зоны Wi-Fi, - сообщили в правительстве региона.

Гости города смогут полюбоваться не только панорамой Волги, но и временными выставками - площадка для них появится возле колокольни.

Спуск к колокольне на основном берегу благоустроят до конца года благодаря федеральному гранту. Проект калязинцев выиграл 50 миллионов рублей во всероссийском конкурсе для малых городов и исторических поселений в 2020 году. В планах - отремонтировать булыжную мостовую, обустроить пешеходные дорожки и заменить фонари. На набережной Волги, откуда открывается вид на колокольню, хотят создать туристический квартал. Здесь сохранилась историческая застройка, в том числе Дом купцов Полежаевых - памятник архитектуры конца XVII - начала XIX века.

Это здание рассчитывают восстановить в течение двух ближайших лет и развернуть внутри экспозиции Калязинского краеведческого музея имени И. Ф. Никольского. Необходимо обновить внутреннюю и наружную отделку здания, заменить коммуникации. Ориентировочная стоимость работ - 148 миллионов рублей. Пока же музей занимает здание Богоявленской церкви. До затопления старой части города он располагался на территории Макарьева монастыря, который так же, как Николаевский собор, был разобран в 1940-м.

Фото: vk.com/konakovoigrad

В будущем, после переезда в Дом купцов Полежаевых, туристам с помощью современных мультимедийных технологий смогут рассказать об археологии и этнографии Верхнего Поволжья, истории Свято-Троицкого Макарьева монастыря, усадебной жизни Калязинского уезда и местных промыслах. Для школьников в краеведческом музее обустроят игровые и интерактивные зоны.

- Колокольня Николаевского собора известна далеко за пределами Российской Федерации. Это объект, интересный для туристов и историков, значимый символ духовного наследия Тверской области. Важно сохранить это уникальное сооружение для будущих поколений. Колокольню представят жителям и гостям города в завершение туристического летнего сезона, - заключил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Кстати

В фильме "Берег" (режиссеры - А. Алов и В. Наумов), который в 1983-1984 гг. снимали в Калязине, колокольня Николаевского собора была задействована в съемках. По сюжету мальчик ныряет в затопленный храм и под водой звонит в колокол. В течение нескольких лет после того, как съемки фильма были завершены, в Калязине можно было наблюдать рядом с колокольней торчащие из воды бутафорские купола собора и часовенки. По словам очевидцев тех лет, да и судя по кадрам из фильма, они производили неизгладимое впечатление.

Калязинская колокольня на Волге (Тверская область)

Калязинская колокольня — колокольня Никольского собора, возвышающаяся из вод Угличского водохранилища (река Волга) в городе Калязине Тверской области. Памятник истории и архитектуры, один из символов последствий строительства каскада водохранилищ на Волге, уничтоживших сотни деревень, поселков и городов, с существовавшими там древними сооружениями.

Калязинская колокольня на Волге


Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Колокольня была построена в 1800 году при Никольском соборе, который был воздвигнут еще в 1694 году при Николо-Жабенском монастыре. История ныне несуществующего монастыря относится к XI-XII вв. В ту пору новгородские купцы, торгуя с русскими и другими землями по Волге, устраивали в устьях небольших рек свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя путешествующих святителя Николая Мирликийского. Так и появился монастырь «Никола на Жабне».

Калязинская колокольня на Волге


Николаевский собор в 1903 г.

Колокольня выполнена в стиле классицизма, с пятью ярусами, куполом с главой и шпилем, а также с часами. Изначально высота колокольни составляла 74,5 метра. Колокольня имела 12 колоколов. В конце 1930-х годов XX века при создании Угличского водохранилища, образованного строительством Угличской ГЭС в Угличе, часть территории Калязина, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена. Колокольня Никольского собора была сохранена и использовалась в качестве маяка до 1960-х годов.

Калязинская колокольня на Волге


Фото: Sirius_MSK , 1977 г.

В конце 1980-х годов вокруг колокольни, прежде возвышавшейся из воды, был насыпан искусственный остров с небольшим причалом, так как существовала опасность обрушения здания из-за размыва водой (как это случилось позже с затопленным Крохинским храмом на реке Шексне в Вологодской области). С 2004 года, после начала заходов круизных судов в Калязин, были организованы экскурсии на прогулочных судах с высадкой на остров у подножья колокольни.

Калязинская колокольня на Волге


Фото: Михаил Архипов, 2016 г.

В 2015 году был разработан проект реконструкции колокольни, который предусматривает укрепление фундамента, архитектурную подсветку колокольни, обустройства внутри нее часовни и экспозиции по истории памятника. Также планируется строительство внутри колокольни лестницы и смотровой площадки.

Попасть на остров к колокольне можно в зимнее время по льду, а летом — на лодке. Такие услуги предлагают местные жители на берегу по улице Карла Маркса, откуда открывается лучший вид на колокольню.

Калязинская колокольня на Волге


Фото: Михаил Архипов, 2016 г.

В лесу на правом берегу Волги находится гигантская антенна радиотелескопа ТНА-1500, высотой 200 метров, работающий в Калязинской радиоастрономической обсерватории.

Калязинская колокольня на Волге


Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Другие достопримечательности Калязина:



Увеличить карту

Калязин. Часть 1: затопленное

В последних числах сентября ушедшего года мы с sasha_kalkaev ездили посмотреть на "всплывшую" Мологу, и хотя последнее нам не удалось, мы неплохо покатались по красивой и скорбной среднерусской стороне, о чём и расскажу в ближайших полутора десятках постов.

Первым пунктом был расположенный на востоке Тверской области в двух с половиной сотнях километров от Москвы Калязин (13 тысяч жителей) - его, в отличие от Мологи, затопило лишь наполовину, а белая колокольня посреди воды - один из самых известных среднерусских образов. О Калязине расскажу в двух частях, разделённых кромкой воды.

Калязин образовался в 1699 году слиянием двух старинных слобод, разбогатевших на волжской торговле - здесь к великой реке выходил путь из Москвы и Владимира. На правом берегу Волги близ устья речки Жабня стоял новгородский погост Никола-на-Жабне, по сути дела фактория купцов Новгородской республики у города Кснятин, заложенного в 1134 году Юрием Долгоруким на краю, соответственно, владимиро-суздальских владений. Напротив, за Волгой, с 1434 года известен Троицкий Калязинский монастырь, основанный иноком Макарием (в миру Матвей Кожин) из соседнего Кашина. По легенде, владевший землями, в которых он выкопал келью, боярин Иван Коляга решил непрошенного гостя тихонечко порешить, но на его родных напала какая-то хворь, и задумавший пойти к монаху с ножом боярин пришёл к нему с мольбой о помощи, а когда мольба его была услышана и хворь отступила - пожертвовал большую сумму на строительство монастыря (по другой версии, Иван Каляга просто ушёл в монастырь, пожертвовав ему и свои богатства, после того как от болезни умера вся его семья). Уже к середине века монастырь был одним из крупнейших на Волге, а разросшееся поселением при нём стало называться Калязинской слободой. Единый город из двух слобод (а также предместья Свистуха за Жабней) образовался, как уже говорилось, в 1699 году, а с 1775-го стал центром уезда Тверской губернии. И в общем тут текла тихая жизнь классического Города N из прозы Гоголя и Чехова, население весь 19-й век колебалось в районе 4-7 тысяч, советская власть пришла относительно тихо, а самый крутой поворот истории Калязина наступил в 1939-40 годах, когда была пущена Угличская ГЭС и началось заполнение водохранилища, поглотившего даже не то чтобы большую, а лучшую часть старого города:

Улица Карла Маркса (бывшая Московская, по которой мы и въехали в город не сворачивая) уходит прямо в воду. У начала её последнего квартала - памятник Макарию Калязинскому, впереди уже просматривается главный символ города:

Застройка улицы красивая и целостная - видно, что она тут была главной:

А колокольня (1796-1800) принадлежала стоявшему на главной площади Никольскому собору - "потомку" новгородской Николы-на-Жабне, торг у которой так и существовал все восемь веков, пережив и сам разорённый монголами Кснятин (ныне село Скнятино близ города). В плохом качестве - лучший вид обеих бывших слобод, ближе Никольский собор, дальше Троицкий монастырь:

Фактически, на стрелке Жабни был целый храмовый комплекс: собственно пятиглавый Никольский собор (1694) на Волге, зимняя церковь Иоанна Предтечи (1792, явно перестраивалась в 19 веке) с огромным куполом на Жабне и колокольня посредине. Вид с Жабни:

Вид с Волги, вернее - набережной:

А вот она затоплена обыкновенным паводком:

Но набережная располагалась ЗА колокольней, а до колокольни от нынешнего берега метров двести. Кстати, весной-2014 я пропустил ещё одно уникальное событие - Волга на пару недель обмелела так, что до колокольни можно было дойти пешком, по дну, покрытому обломками кирпичей, под которым даже сохранились кое-где подвалы затопленных домов.

А вот за Жабней бережёк повыше, поэтому Свистуха от затопления практически не пострадала. Обратите внимание, как чисто по-русски подбочинился лодочник:

Между тем, из крайнего дома с кадра №4 вышел мужичок, и поинтересовался, не хотим ли мы на лодке покататься. На выбор три маршрута, по 500 (только до колокольни и обратно), 1000 (вокруг Монастырских островов) и 1500 (по всем окрестностям в поле зрения) рублей за лодку, и хотя цена явно казалась завышенной, само предложение мы сочли интересным. "А скидку сделаете?" - поинтересовался Саша, на что мужичёк ответил: "Сейчас капитана позову, с ним и договоритесь!". Капитан впечатлил. вернее, впечатлила: крепкая коротко стриженная женщина с загорелым лицом и белыми волосами, такая форменная воительница из голливудского кино, но при этом с мягким и мелодичным голосом и достаточным знанием истории, чтобы проводить экскурсию. Такому капитану, мы решили, грех отказывать, однако скидку она всё-таки нам сделала - скатались за 800 рублей на двоих.

Конечно, со времён моего детства культура вождения маломерных плавсредств сделала огромный шаг вперёд. Я помню те времена, когда лодочник сидел около своего "Вихря" или "Ветерка" на корме, вручную его заводя и рукой поворачивая, сейчас же регулярно вижу лодки, устроенный совсем как машины - рулевое колесо, рычаг для контроля скоростей (не помню, как он называется в машине), даже приборная панелья небольшая. Нам выдали курточки и спасжилеты, и я принял вот такой образ - Непотопляемый Ватник:

Едем по бывшему городу:

Каких-то сто лет назад тут было примерно так:

Проходим устье Жабни. Раньше через речку ходил паром, который базировался с Никольской стороны, а жители заречья подходили к берегу и вызывали его свистом - отсюда народное название Свистуха. Ныне там двойной мост с бетонными фермами, построенный видимо в 1937 году с железной дорогой Калязин-Углич:

Выходим в естественное русло Волги - в нём раньше и 500 метров не было, а теперь река шириной добрых 2 километра. На Свистухе - Богоявленская церковь (1781), с 1920 года занятая краеведческим музеем - туда мы ещё заглянем.

Волга делает здесь крутой поворот, и Калязинский монастырь стоял напротив и Никольской стороны, и Свистухи. Ныне на его месте - Монастырские острова:

Троицкий Калязинский монастырь, благополучно переживший и Великую Смуту (хотя его и разорили ребята пана Лисовского), и екатерининскую секуляризацию, представлял собой ансамбль вологодского масштаба, немаленького размера (около 700 метров по периметру) и почти целиком 16-17 веков. Стена с полосатыми башнями (1644-48) напомнила мне Спасо-Прилуцкий монастырь:

Здесь останавливался Афанасий Никитин, собирал войско Скопин-Шуйский, а в конце 17 века (скорее всего в 1677 году) кто-то написал "Калязинскую челобитную" - образец социальной сатиры, весьма похожий с поправкой на отсутствие сквернословия на современные посты в ЖЖ: пародийная жалоба местных монахов-бездельников, занимающихся в основном распитием пива из ведра, на нового настоятеля, который заставляет их заниматься всякой ерундой типа молитв и хозяйства.
Церкви, рискну предположить, Макарьевская и Сретенская:

Троицкий собор с пределами Спаса Нерукотворного и Рождества Богородицы в основе 1520-х годов, но был капитально перестроен с 17 веке - не сказать, чтобы оригинальный, но очень достойный образец русского зодчества тех лет:

Своя церковь была и у мирян за стенами монастырской слободки:

Всё это было уничтожено старательно и последовательно - все постройки в зоне затопления разрушались до уровня фундамента. Но всё же какие-то фрагменты, в прямом смысле слова осколки былого, удалось сохранить - вот например в калязинском музее им посвящён отдельный зал:

Фрески, фрагменты декора, надгробия монастырского кладбища, изразцы, утварь.

Самый крупный фрагмент - портал Троицкого собора - и вовсе уехал в Москву, где был вделан в стену не менее выдающегося Донского монастыря. Конечно же, мне проще съездить в Калязин, чем на "Шаболовскую", поэтому вот фотография с Паствы:

Ныне фундаменты обители покоятся на речном дне. На месте одной из башен на Монастырском острове стоит часовня Макария Калязинского (2009):

Наш же путь - к колокольне, наперерез естественному руслу Волги. Ллевее торчит шпиль Вознесенской церкви - ныне главной на Никольской стороне:

Вид с этой же стороны сто лет назад:

Почему советская власть пощадила колокольню - слышал несколько версий. В принципе, это случай не такой уж редкий, просто большинство торчавших из воды церквей ещё до распада СССР были постепенно разрушены ледоходами. Скорее всего, колокольня осталась в качестве ориентира (ведь собор стоял на берегу Волги у её поворота на 90 градусов), и вдобавок на ней устроили парашютную вышку. До 1980-х годов она торчала прямо из воды - ледоходы тут были послабее, чем на Рыбинке, но всё же понемногу расшатали башню, и "островок" вокруг был насыпан для её защиты. Но есть тут и своя легенда: говорят, когда рушили собор, гигантский колокол (501 пуд, то есть 8,6 тонн) случайно уронили так, что он прошиб все перекрытия да улетел в подвал, где его и оставили - всё равно ж затопит. Но под водой, как гласит та легенда, колокол порой начинал звонить, и звонил конечно же не просто так - например, в ночь на 22 июня 1941 года. Своим звоном он предрёк Сталинград и Курскую дугу, взятие Берлина и уничтожение Хиросимы, Ашхабадское землетрясение и ввод войск в Афганистан. на последнем у властей не выдержали нервы и колокол решили вдобавок к затоплению ещё и похоронить. Ещё, кажется, Солженицын называл эту колокольню аллегорией всей России ХХ века.

Пронзительно высокие колокольни - одна из особенностей Верхней Волги, и Калязинская среди них едва ли не самая верхняя по течению: ниже Рыбинск, Кинешма, Юрьевец и вроде бы не только они. Точно не знаю, к чему относится указанная везде высота 74 метра - всей башне и только её надводной части. Колокольня очень красива и сама по себе, безусловно оставалась бы известной (хотя и не настолько) достопримечательностью и в незатопленном виде. На заднем плане - Богоявленская церковь:

Причаливаем, "капитан" вытягивает лодку на островок. Образ воительницы из американского кино дополняет огромная серьга в одном ухе:

Бережок с осколками кирпичей. Вдали виднеется телескоп местной обсерватории - его в следующей части покажу не вблизи, но без тумана:

В принципе ничего интересного на островке нет. Дверь колокольни заперта, хотя теоретически внутри есть переркрытия и говорят, несколько лет назад наверх ещё можно было подняться:

Но вот такой вид с неё уже не откроется:

Площадь была как раз вон там, где ныне причал для катеров (лодке же он низковат). Обратите внимание на кромку между пилястров - островок понемногу расползается:

Колокольня видна с берегов в черте города практически отовсюду, а мимо неё проходят суда:

Два прошлых кадра сняты около Богоявленской церкви:

У входа в музей - несколько пушек, в 17-18 веках у монастыря была даже своя пушкарня:

Фойе. В музее нас встретили две очень доброжелательные и немного растерянные (хотя такое впечатление в этих маленьких городках производит каждый второй) тётушки, одна сопровождала нас в каждом зале, но вопреки канонам жанра "блоггер едет по России", не мешала фотографировать, а напротив - отвечала на все наши вопросы и показывала не вполне очевидные экспонаты.

Спрашивал, не собираются ли передавать здание РПЦ, и смотрительницы ответили, что вообще-то собираются, но сами они только этого и ждут, так как надеются получить новое, более удобное на их взгляд, здание в центре Калязина:

А в целом затоплена в общем-то вся калязинская старина - но не в Волге, а в Реке Времён. Оружие и ключи из монастырских кузниц, макет волжской барки, ходившей отсюда до Петербурга, да всякие вещи из окрестных, так же затопленных усадеб:

Оружейное производство в 18 веке сошло на нет, а вот своими изразцами Калязин славился до самой революции - видимо, всё началось с украшения монастыря (те изразцы я показывал на кадре №16), ну а дальше их стали мастерить на продажу да сбывать на ярмарках:

Ещё Калязин славился своими кружевами, но впрочем, "свой" промысел имел на Верхней Волге едва ли не каждый городок:

Пожалуй, из всех городов той поездки именно Калязин оставил самое грустное впечатление - такой город-калека с обрубками улиц у воды, местами даже приведёнными в порядок - но всё равно выглядящими как-то неестественно и ущербно:

Но не стоит думать, что от города не осталось уж совсем ничего. В следующей части погуляем по Калязину Непотопляемому:

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. В речной петле.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заречье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск.
Константиновский и Курба.

колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 01

Фотографии и текст Киреева Андрея

2. К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено ещё в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось

искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть

Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 02

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 03

4. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень

крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 04

5. Так колокольня выглядит вблизи.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 05

6. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что её целесообразно разобрать, так как она немного

накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок

с причалом для лодок.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 06

7. Вознесенская церковь. Была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х началось ее возрождение.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 07

8. Волжскме просторы впечатляют.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 08

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 09

10. Во время этой поездки ( июнь 2014 года) стояла невероятная жара. И все вокруг просто было раскалено от солнца.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 10

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 11

12. В Калязине можно договориться с местными и прокатитться с ветерком на моторной лодке по Волге.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 12

13. Белые ночи. Июнь 2014 года.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 13

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 14

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 15

16. Перед восходом. Солнце только село и через каких-то пару часов вот-вот будет восход.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 16

17. Восход солнца.
Кто-то опять напишет в комментариях, что я выложил кучу однотипных фото. Но я хочу показать вам как меняется одно и тоже место в зависимости от времени суток.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 17

18. Этот момент из всей поездки по Казязину понравился больше всего. Солнце пробивается сквозь узкие проемы колокольни.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 18

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 19

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 20

21. Калязин до затопления. Художник Геннадий Сотсков. Холст. Масло.

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 21

The flooded belfry is a symbol of the city Kalyazin 22


Я не стал ее копировать, так как уже многие это сделали до меня. А миф это или реальность остается только догадываться.

Я лишь приведу историю о снятии колокола и который якобы лежит в затопленном подвале колокольни.

Все строения в зоне затопления должны были быть либо разрушены, либо перенесены в незатопляемое место. Перенести каменный собор невозможно и его, как и все каменные строения, начали рушить. Однако, один из энтузиастов-архитекторов встал грудью на пути ломателей, даже в Москву ездил, но уговорил оставить колокольню собора, как маяк, ведь Волга в этом месте делает крутой поворот, почти под острым углом. Есть, правда, версия, что колокольню не взорвали потому, что просто не успели до весеннего паводка, но она не выдерживает никакой критики, ведь снос контролировал всемогущий НКВД, не взорвали с этом году, взорвали бы в следующем.

Так же несостоятельна версия о нехватке взрывчатки, по той же самой причине.

Читайте также: