Приспособление для снятия и установки кпп камаз

Обновлено: 16.05.2024

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Коробку передач снимают для замены и ремонта сцепления и ремонта КПП.

На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач модели 14 на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатая коробка передач модели 15, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.

Делитель имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тяговоэкономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

На модернизированных моделях автомобилей повышенной грузоподъемности устанавливаются коробки передач модели 152, имеющие следующие конструктивные отличия от коробки передач модели 15:

— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

— упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет применения пластмассовых воздухопроводов от крана управления делителем;

— применены бесшпоночные соединения шестерен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;

— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передач - вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения);

— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утонение зубьев муфт каретки синхронизатора 4-5 передач (вместо полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4 передач и, также увеличена высота зубьев муфт;

— установлен подшипник передней опоры вторичного вала большей нагрузочной способности;

— расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

1. Откручиваем четыре гайки крепления карданной передачи и отсоединяем кардан.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

2. Отсоединяем ПГУ

3. Откручиваем крепление стартера

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

4. Отсоединяем трубки к понижающему редуктору

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

5. Отсоединяем рычаг переключения передач

6. Устанавливаем домкрат между поддоном двигателя и маховиком и через деревянную подставку потдомкрачиваем силовой агрегат.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Откручиваем гайки крепления задней траверсы и убираем ее.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Откручиваем распорную тягу

Откручиваем болты крепления кронштейна системы выпуска.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Подсоединяем таль к специальным рым болтам, и натягиваем таль.

Откручиваем гайки крепления к боковым подушкам силового агрегата.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Откручиваем болты крепления КПП к двигателю.

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Приподымая талью, отодвигаем КПП от двигателя до выхода первичного вала КПП, и вынимаем КПП. Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности

Приспособление для снятия и установки кпп камаз


Приспособление для снятия и установки КПП седельных тягачей КамАЗ и самосвалов. Грузоподъемность 0,5т, максимальная высота подъема 2500мм, габариты 1030х350х780мм, масса- 28кг.

Для самосвалов необходимо :

  1. поднятие кузова самосвала
  2. для установки изделия П-280 необходимо демонтировать воздухофильтр, емкость и др. узлы для того, чтобы обеспечить доступ установки приспособления на лонжероны рамы примерно над КПП
  3. поднятый кузов необходим для доступа к месту по снятию или установке КПП.

Похожие товары:

И-335М

Гайковерт электрогидравлический гаражный универсальный для гаек стерянок, гаек крепления колес и др. Напряжение питающей сети 380 В, крутящийся момент 250 кгс/м.

Р-776-01

Стенд для сборки разборки двигателейя ЯМЗ-236, ЯМЗ-238


Набор для стяжки пружин BACHO 80-195мм

Набор для стяжки пружин MacPherson 80-195мм

Р 1250

Стенд для разборки-сборки двигателей

Р-500Е

Стенд для ремонта двигателей ЗМЗ 402, 4021, 406; ВАЗ 2101-2110;ММЗ 245 и др. Привод - механический, ручной.

Р770Е / Р776Е

Стенды для разборки-сборки V-образных двигателей

Гайковерт электрический Polarus

Электрогайковерт для колес грузовых а/м

Р-746

Стенд для сборки разборки и регулировки сцеплений двигателей КАМАЗ, ЯМЗ, ЗИЛ, ГАЗ.

Р-776-01К

Стенд для сборки разборки двигателейя ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЯМЗ-236, ЯМЗ-239

П - 235 М

Приспособление для снятия ГМП автобусов ЛИАЗ-677

П - 232

Приспособление для снятия и установки коробок передач автомобилей ГАЗ и ЗИЛ, переносное, с ручным приводом.

Р-776-01-УК

Стенд для сборки разборки двигателейя ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КАМАЗ-740, 741, 7403-10, 740.11-240 /Evro-1/, КПП ЯМЗ-236, 238, КАМАЗ

Р-640

Стенд для разборки-сборки редукторов ЗИЛ, КамАЗ (электромеханический)

Ручной гайковерт - мультипликатор

Р-776-02

Стенд для разборки-сборки двигателей ЯМЗ-240.

Электрогайковерт Columbus WNR-STD

Электрогайковерт для колес грузовых автомобилей и автобусов фирмы Columbus

Р-776К

Стенд для сборки разборки двигателейя КАМАЗ, КПП КАМАЗ.


BACHO BH8AC2-450

Стенд для ремонта двигателя

И-330

Электрогайковерт гаек колес грузовых автомобилей и автобусов, Напольный передвижной , электрический.

Р-776-02 М

Стенд для разборки-сборки двигателей ЯМЗ-236, -238, -240.

Р776

Стенд для сборки разборки двигателейя ЯМЗ-236, -238. Привод- механический ручной.

Р-620

Стенд для разборки-сборки редукторов ЗИЛ, КамАЗ (ручной)

Р-776-01-У

Стенд для сборки разборки двигателейя ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КАМАЗ-740, 741, 7403-10, 740.11-240 (Evro-1)

СП1

Стенд для разборки и сборки двигателей легковых автомобилей, передвижной, ручной. Габариты 1000х800х880 мм, масса 29 кг.

Г-120

Р-642М

Стенд для сборки разборки двигателей ЗИЛ-130, ГАЗ-21, ГАЗ-24, ВАЗ-2101-2109, Москвич-412, редукторов задних мостов автомобилей КАМАЗ

Съемники и приспособления для разборки-сборки КП ZF 16S151 автомобилей КАМАЗ


Снимите 13 внутренних и 9 наружных болтов с шестигранными головками. С помощью специального инструмента 1Х56 138 063 снимите труднодоступные цилиндрические штифты (1) Рис.1, предварительно ввернув болт в штифт.



Рис. 2: 1 - 1Х56 136 722СБ Захват; 2 - 1Х56 122 310 Удлинитель; 3 - 1Х56 122 303 Вставка (Резьбовая деталь); 4 - 1Х56 122 304СБ Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала.

Расстопорите и снимите упорное кольцо (7) Рис.3. Расстопорите и снимите упорное кольцо (8), снимите также разъемное кольцо (9) (эти кольца имеются только в старых конструкциях).


С помощью захвата 1Х56 136 722 (1), удлинителя 1Х56 122 310 (2), резьбовой детали 1Х56 122 303 (3) и главного приспособления 1Х56 122 304(4) снимите с первичного вала внутреннюю обойму роликоподшипника (10) Рис.4. Для этого заведите захват 1Х56 136 722 на внутреннюю обойму роликоподшипника. Когда захват прочно сядет на ролики, замкните его вместе с рифленым кольцом. Вворачивая винт главного приспособления, снимите обойму подшипника.


Рис.4 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала: 1- Захват 1Х56 136 722СБ; 2 - Удлинитель 1Х56 122 310; 3 - Вставка (Резьбовая деталь) 1Х56 122 303; 4 - Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 10 - Роликоподшипник первичного вала.

Демонтаж (монтаж) валов картера средней части коробки

Демонтаж валов (первичный, вторичный и промежуточные валы) :

1Х56 137 918СБ Держатель штоков вилок переключения передач

1Х56 137 287 Приспособление (блокирующий палец) для демонтажа (монтажа) картера средней части КП

1Х56 137 122СБ Подъемное приспособление


1Х56 137 921 Центрирующая втулка

1Х56 137 933 Шайба, устанавливаемая между подъемным приспособлением (1Х56 137 122СБ) и промежуточным валом

1Х56 137 675СБ Приспособление для установки пакета валов и штоков вилок переключения передач


Вверните приспособление 1Х56 137 287в картер средней части КП. При этом блокирующий палец внутреннего замка прижимается по направлению к пружине.

Соедините подъемное приспособление 1Х56 137 122 (17) с центрирующей втулкой 1Х56 137 921. Через первичный вал (18) и штоки (19) вилок переключения передач установите подъемное приспособление на промежуточный вал (21). Рис.5.

Между подъемным приспособлением и промежуточным валом положите шайбу 1Х56 137 933. Установите на подъемное приспособление и поводки штоков вилок переключения передач держатель 1Х56 137 918.

Затяните болт крепления подъемного приспособления (17) к промежуточному валу (21). Момент затяжки: 85 Н.м.

Не переворачивая, выньте из картера средней части коробки пакет валов и штоки вилок переключения передач. Вставьте их в приспособление 1Х56 137 675.

Снимите подъемное приспособление (17) вместе с центрирующей втулкой. Снимите штоки вилок переключения передач и сами вилки вместе с сухарями.


Рис.5 Демонтаж (монтаж) валов картера средней части коробки

Монтаж валов Рис.5 (первичный, вторичный и промежуточный валы) :

Вставьте вторичный вал (16) со стороны выходного вала в устройство 1Х56 137 675.

Вставьте и укрепите центрирующую втулку 1Х56 137 921 в подъемном устройстве 1Х56 137 122. Установите подъемное устройство на первичный вал (18) и штоки вилок переключения передач.

Приверните подъемное устройство с шайбой 1Х56 137 933 к промежуточному валу; момент затяжки болта крепления 85 №м.

Вставьте держатель (20) в выемки захватывающего и подъемного устройства.

Вставьте, не переворачивая промежуточный вал вместе с первичным и вторичным валом в наружную обойму конического роликоподшипника.

Удалите все приспособления.

Удалите приспособление 1Х56 137 287 для механической блокировки.

Разборка (сборка) деталей демультипликатора и делителя

1Х56 137 579СБ Фиксатор для разборки (сборки) демультипликатора (сборный из 4-х деталей).


Цилиндр включения демультипликатора.

Перед разборкой (сборкой) цилиндра демультипликатора выполните следующие работы:

Снимите упор (5) фиксатора (Рис.6). Ввинтите фиксатор 1Х56 137 579СБ в это же самое резьбовое отверстие. Выполните позиционирование фиксатора на штоке (6) вилки переключения передач. Затяните фиксатор (момент затяжки: 50 Н.м).


Для разборки (сборки)цилиндра делителя:

Снимите фиксатор (9) вместе с уплотнительным кольцом (Рис.7). Вставьте фиксирующее приспособление 1Х56 137 579.


Разборка деталей демультипликатора.

1Х56 122 314СБ - Съемник заднего подшипника демультипликатора.

При косозубом исполнении шестерен шарикоподшипник, расположенный на выходном вале, следует снимать с помощью съемника 1Х56 122 314.

Установите съемник 1X56 122 314СБ (1) на внутреннее кольцо подшипника (5) и зажмите его в лапах кольцом с накаткой (2) до прочной посадки на подшипник. Между выходным валом и винтом (3) установите шайбу 1Х56 137 933 (5).С помощью основного винта (3) снимите подшипник (5)с выходного вала. Рис.8.


Рис.8 Снятие шарикоподшипника заднего демультипликатора: 1 - Съемник подшипника заднего демультипликатора 1Х56 122 314СБ; 2 - Кольцо с накаткой 1Х56 122 314-3; 3 - Винт 1Х56 122 314-10СБ; 4 - Шайба 1Х56 137 933; 5 - Задний шарикоподшипник демультипликатора

1Х56 137 124СБ (1) Приспособление (оправка) для запрессовки сальника крышки демультипликатора


Установите на крышку (26) новую прокладку (25) и замерьте глубину выточки крышки вместе с прокладкой (Рис.10). При необходимости используйте компенсирующую шайбу (27). Для этого: нагрейте крышку (26) до температуры около 60 градусов С. Вставьте компенсирующую шайбу (27). Вставьте шарикоподшипник (28) в крышку.

Специальным инструментом 1Х56 137 124СБ запрессуйте манжету (29).

УКАЗАНИЕ: Специальный инструмент использовать только в сочетании с манжетой шириной 12,5. Монтажный размер = 12,5 + 1,0 мм от кромки крышки до манжеты. Смажьте манжету снаружи тонким слоем герметика. Манжету с резиновым корпусом смажьте снаружи антифрикционным материалом (например, мыльным щелоком).


Разборка промежуточного вала

1Х56 136 710СБ (1) Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала

1Х56 136 731СБ (2) Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала

1Х56 122 304СБ (3) Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала


Рис.11 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника промежуточного вала: 1 - Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 136 710; 2 - Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 136 731СБ; 3 - Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 4 (5) - роликоподшипники промежуточного вала.

Зажмите промежуточный вал со стороны выходного вала таким образом, чтобы не повредить роликоподшипники (6) Рис12. Выньте из кольцевого паза упорное кольцо (1). Установите захват 1Х56 136 731 со стороны первичного вала до плотной посадки на подшипник (2) и закрепите кольцом с насечкой. Приверните главное приспособление 1Х56 122 304 и, вворачивая винт, снимите роликоподшипник (2).


Зажмите промежуточный вал со стороны первичного вала. Со стороны коробки отбора мощности, установите захват 1Х56136 710 на внутреннее кольцо подшипника (6) и закрепите на роликоподшипнике до плотной посадки (Рис.13). Со стороны выходного вала на промежуточном валу вставьте подходящие упоры. Приверните главное приспособление 1Х56 122 304 и снимите роликоподшипник.


Монтаж компонентов картера сцепления

Присоединительный фланец (Цельное исполнение)

1Х56 103 766 (1) - Насадка (оправка) для установки присоединительного фланца Рис.14


1Х56 137 949СБ - Направляющий палец промежуточного вала (как при установке сцепления)

Смажьте с наружной стороны уплотнительное кольцо вала тонким слоем герметика и при помощи насадки 1Х56 103 766 вставьте в присоединительный фланец.

УКАЗАНИЕ: Уплотнительная манжета кольца должна смотреть в сторону насадки.

Установите прокладку (11) на входной вал Рис.15. Вверните направляющий палец 1X56 137 949СБ в резьбовое отверстие промежуточного вала. Установите присоединительную плиту (2) с новым уплотнением на корпус сцепления. Затяните болты с шестигранной головкой и/или шестигранные гайки. Усилие затяжки: 46 Нм.

Выверните направляющий палец из промежуточного вала.


Монтаж первичного вала

1Х56 138 109СБ - Оправка


1X56 136 573 - Приспособление для установки резьбового кольца при сборке первичного вала

Вставьте трубку (1) в первичный вал и установите стопорное кольцо (2) в кольцевую канавку (Рис.16). Запрессуйте на первичный вал новую маслоудерживающую шайбу (3) при помощи инструмента 1X56 138 109. Установите подшипник (5). Установите разъемное кольцо (4) с осевым зазором -0,05 мм до +0,05 мм в кольцевую канавку с помощью специального инструмента 1X56 136 573.


Разборка вторичного вала

1Х56 137 200 (1) - Приспособление для вращения вторичного вала при сборке (разборке) (или подъемный рычаг)


1Х56 138 241СБ (1) - Захват.

1Х56 122 304СБ (3)- Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала.


Рис.18 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника вторичного вала: 1- Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 138 241СБ; 3 - Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 6 - роликоподшипник вторичного вала

Рекомендация при сборке и разборке : позиционирование и вращение вала производите только при помощи специального инструмента 1Х56 137 200 (1) Рис.19. Предварительно снимите трубку для масла.

Снимите стопорное кольцо (1) и разъемное кольцо (2) Рис.19.


Установите захват 1X56 138 241СБ (1) на внутреннее кольцо подшипника (3) и заверните кольцо с накаткой до прочной посадки на ролики подшипника (Рис.20). Приверните главное приспособление 1X56 122 304СБ и, вворачивая винт, снимите внутреннее кольцо подшипника.


Сборка корпуса механизма переключения передач

1Х56 119 916 (1) - Оправка для установки (запрессовки) игольчатого подшипника, втулки подшипника, сальника в корпус коробки передач (КП).


С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в корпус механизма переключения передач (2) новый игольчатый подшипник (1) без внутреннего кольца (Рис.22). Удары наносите только по более толстой стороне подшипника. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку (7) манжету (3). При этом её рабочая кромка должна быть направлена в сторону корпуса механизма переключения передач. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку новую втулку подшипника (4).С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку манжету (5). При этом её рабочая кромка должна быть направлена в сторону рычага переключения передач. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку грязесъемник (6). При этом его рабочая кромка должна быть направлена наружу.


Монтаж деталей картера средней части коробки

1X20 155 653СБ - Приспособление для развальцовки трубки

При установке разбрызгивающей трубки (1), концы трубки отбортуйте развальцовочным валиком 1X20 155 653СБ в отверстия корпуса и установите кольцо круглого сечения (3). Усилие развальцовки: от 5 до 6 Нм. Рис.23


Монтаж компонентов картера средней части коробки

1Х56 137 835СБ - Оправка для забивания трубки смазки во вторичный вал

Запрессуйте жиклер (1) посредством насадки 1X56 137 835 на главный вал (со стороны коробки отбора мощности) до упора (Рис.24).


Настройка вилки переключения передач делителя

1.Настройку при помощи опорной пластины 1Х56 137 917 произвести следующим образом:

Приверните опорную пластину (8) к плоскости корпуса (5) Рис.25. Включите скользящую муфту. Ось поршня должна совпадать с осью цилиндра, а цилиндр с опорной пластиной для позиционирования.


II. Настройку (Новое исполнение) при помощи центрирующего устройства 1Х56 138 079СБ и опорной пластины 1Х56 137 917СБ произвести следующим образом:


Установка опорной пластины (8), осуществляется так, как это было описано в п.1. Для центрирования вилки переключения передач (1) и правильной установки вилки с сухарями (3) используйте центрирующее устройство (9) 1Х56 138 079СБ, прежде чем затянуть резьбовые винты. Рис.26


Регулировка вторичного вала

1Х56 137 676СБ - Приспособление для установки кольца в паз вторичного вала

Разборное кольцо (1) с осевым зазором или с предварительным натягом в (-0,05 мм до +0,05 мм) вставьте в кольцевой паз вторичного вала при помощи инструмента 1Х56 137 676СБ

Ремонт делителя камаза своими руками видео

Устройство КПП, которая используется на моделях КАМАЗа, не имеет значительных отличий от аналогов, используемых иными производителями тягачей. Однако некоторые конструктивные особенности у нее имеются.

Самые распространенные конструкции КПП, устанавливаемые на КАМАЗы, называются модель 14 и модель 15. Они сконструированы по следующему принципу. В картере монтируются сразу несколько валов: промежуточный, ведомый и ведущий. Все они оснащены шестеренками и синхронизаторами. Обособленным блоком устанавливаются лишь шестеренки передачи, отвечающей за движение назад. Кроме того, верхняя часть коробки оснащается отдельным блоком, в котором находится механизм изменения скоростей.



КПП с делителем. Устройство и ремонт

КПП с делителем на автомобиле Камаз применяется для повышения передач. В связи с тем, что делитель и КПП имеют общую систему смазки, то при ремонте КПП необходимо убедиться в исправности механизмов и деталей делителя, помимо того, что он сам выходит из строя,

Неисправности делителя

К основным неисправностям делителя относятся следующие: очень часто рассыпаются шариковые подшипники ведомого и ведущего валов. Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи. Роликами разбивают поверхности вала и шестерни, оставляя на них характерные вмятины. Обламываются зубья шестерен, раскручиваются крепежные болты опорной шайбы ведомого вала.

При ремонте КПП обязательно необходимо разбирать и делитель. Потому что в делителе обязательно найдутся скрытые деффекты.

Разборка делителя

Разбираем делитель Кпп . В первую очередь снимаем вилку включения передач. Для этого снимаем воздушный переключатель, раскручиваем два болта крепления вилки, предварительно их расстопорив, и вынимаем валик. Снимаем синхронизатор. Затем вилку нажатия выжимного подшипника вместе с валом. Раскручиваем крышку заднего подшипника первичного вала. Затем первичный вал в сборе с подшипником, вырез ведущей шестерни необходимо совместить с зубьями промежуточного вала. Чтобы при снятии шестерни не цеплялись друг за друга. Снимаем крышку шарикового подшипника промежуточного вала.

При помощи отверстии с резьбой, которые предусмотрены в крышке для снятия. Расстопориваем два болта и раскручиваем их, снимая опорную шайбу подшипника ведомого вала, затем приступаем к снятию роликового подшипника ведомого вала, для этого демонтируем стакан, в котором находится подшипник, раскрутив крепёжные болты, используем при этом резьбовые отверстия, предусмотренные для демонтажа стакана. Подшипник выходит вместе со стаканом. После этого при помощи деревянного бруска выбиваем вал из шарикового подшипника и выбиваем подшипник из корпуса делителя.

Разбираем первичный вал. Для этого раскручиваем стяжную гайку, у неё левая резьба, это удобнее сделать, зажав шлицевую часть вала в тиски. Снимаем маслонагнетающую шайбу, снимаем подшипник с втулкой, ведущую шестерню и роликовые подшипник

Дефектовка делителя

Дефектуем детали делителя, при необходимости меняем их на новые.Запчасти старайтесь приобретать оригинальные от завода производителя, лучше в технических центрах по ремонту и обслуживанию автомобилей КАМАЗ. В обычных магазинах зачастую продают запчасти похожие как оригинальные.

Внешне это можно определить. В первую очередь деталь должна иметь очень качественную обработку, никаких погрешностей и шероховатостей быть не должно. Особое внимание обратите на маркировку деталей, цифры должны быть выбиты равномерно, и хорошо читаться. Если вы плохо различаете хотя бы одну цифру или даже её часть, эта деталь служить вам не будет. Грубо говоря, заводскую деталь приятно взять в руки.

Сборка делителя камаз

Сборку делителя начинаем с установки промежуточного вала. Помещаем его в блок делителя.


Вставляем шариковый подшипник в корпус делителя и затем вставляем промежуточный вал в подшипник при помощи крепёжных болтов и опорной шайбы, не забывая при этом про стопорную пластину. Закрываем крышку подшипника промежуточного вала. Устанавливаем роликовый подшипник в стакан и устанавливаем с другой стороны вала.


Собираем первичный вал.


Устанавливаем роликовые подшипники.


Ставим ведущую шестерню.


Устанавливаем шариковый подшипник с втулкой, предварительно установив шпонку, обращаем внимание на то, чтобы канавка стопорного кольца на подшипнике была обращена от картера.


Устанавливаем штифт и маслонагнетательную шайбу. Закручиваем и стопорим гайку

Установка делителя на кпп

Установка синхронизатора делителя камаз

Особое внимание хочу обратить на правильность расположения синхронизатора. Здесь очень многие делают ошибку, и приходится снимать КПП заново.С одной стороны синхронизатора шлицевая часть выступает больше чем с другой.Так вот большая выступающая часть должна быть обращена к КПП. Не ошибитесь.




Устанавливаем крышку заднего подшипника первичного вала, заменив в ней сальники.

Крышка заднего подшипника первичного вала должно плотно прижимать подшипник первичного вала, для этого используем регулировочные прокладки, учитывая толщину прокладки самой крышки. Затем устанавливаем вилку сцепления, вал вилки сцепления, выжимной подшипник и воздушный переключатель делителя.

При стыковке КПП с делителем камаз. необходимо не забыть про шайбу между подшипниками промежуточных валов. А также о роликовом подшипнике, который вставляется во внутреннюю полость первичного вала делителя.

Как обслуживать КПП на КАМАЗе

Снятие камазовской КПП для ремонта

Для того чтобы КПП автомобиля служила как можно дольше необходимо периодически проводить техническое обслуживание этого устройства. Заключаются эти нехитрые мероприятия в регулировке привода переключения скоростей, величины зазора в клапане активации делителя, а также в периодическом обновлении масла.

Замена масла в КПП КАМАЗ с делителем должна производиться не менее раза за период года. Это при условии, что автомобиль не должен между двумя заменами проезжать более девяноста тысяч километров. В моделях, которые задействованы при строительстве крупных объектов, для перевозки груза в карьерах или работают в иных сложных условиях, менять масло придется в несколько раз чаще. Таким образом, продолжительность периода работы масла может разниться от рекомендуемой производителем. Это напрямую зависит от тех условий, в которых автомобиль эксплуатируется, а также от модели коробки, установленной на машине.

Произвести проверку того, насколько соответствует уровень масляной жидкости в коробке рекомендуемым параметрам можно при помощи специального указателя, который располагается на пробке горловины. Этот вариант используется для проверки моделей 14 и 15. КПП с индексом 161 и ZF проверить уровень масла можно при помощи контрольных отверстий, которые располагаются на корпусе коробки.

Замену масла необходимо производить при прогретом до рабочей температуры двигателе, так как в этот момент масло имеет низкую вязкость. Удалить отработанное масло можно через специальные отверстия для слива, располагающиеся в нижней части коробки. В модели 161 придется дополнительно вывернуть масляный фильтр.

Поломки КПП на КАМАЗах

Характерные поломки камазовского делителся КПП

Наиболее частой поломкой КПП КАМАЗов является износ деталей. Решить такую проблему можно только заменой старого элемента конструкции.

Иногда возникают проблемы, к примеру, автоматическое выключение передачи или же трудности при ее включении, причина которых кроется в нарушении регулировок механизмов и узлов коробки. В таком случае стоит просто вернуть техническое значение регулировок в исходное положение и проблема будет решена.

Почему и как часто нужно промывать систему охлаждения автомобиля, а также какие лучше всего использовать очистители смотрите здесь. Какое масло следует заливать в двигатель и на что необходимо обратить внимание при выборе читайте тут.

Сборка КПП КамАЗ

Сборка КПП КамАЗ производится в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:

  • при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывать приработанные друг к другу шестерни;
  • при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Расположение пятна контакта должно соответствовать Рис. 71. Желательно расположение пятна контакта в зоне делительной окружности;
  • при проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета. Шум высокого тона не допускается;
  • для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник 4 (Рис. 72) шайбу 8, пропустить болты 9 через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивать винт 6 в плиту 5 до полной установки стакана с подшипником;
  • при сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипников (Рис. 41). Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала;
  • при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20;
  • при установке переднего подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
  • при напрессовке шестерни привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
  • обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхронизаторов основной коробки 275…373 Н (28…38 кгс), для синхронизатора делителя 589…687 Н (60…70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.

Рис. 71. Расположение пятна контакта

Рис. 72. Приспособление для установки заднего подшипника промежуточного вала: 1 — стакан; 2 — подшипник; 3 — упор; 4 — наконечник; 5 — плита; 6 — винт; 7, 9 — болты; 8 — шайба

После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27…0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи — 0,265…0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375…0,715 мм:

  • перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;
  • при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерить с точностью 0,05 мм абсолютный размер а (Рис. 73) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике 6. Для крышек ведущих валов делителя, для крышки ведомого вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку 3, замерить с точностью 0,05 мм размер Ь, определить необходимую суммарную толщину с регулировочных прокладок 1, которая должна быть меньше разности (b-с) на 0,2…0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установить крышку.

Рис. 73 Регулирование осевого зазора валов коробки передач и делителя: 1- прокладки регулировочные; 2 — крышка подшипников; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — картер коробки передач или делителя; 5 — кольцо стопорное; 6 – подшипник регулировочного вала; a, b, c, d — размеры регулировочные

Крышку ведущего вала коробки передач устанавливать без уплотнительных прокладок, при этом размер d от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обес-печить d=(a…a+0,l) подбором количества регулировочных прокладок:

  • перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 на два-три витка сквозных резьбовых отверстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2.. .3 мм по контуру на обе стороны прокладок, передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач, задней крышки промежуточного вала коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;
  • смазать рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомого валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя смазкой 158. После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

При повороте вала вилки выключения сцепления от руки, муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.

Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см2), подведенным к редукционному клапану. При этом необходимо использовать технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более 147 кПа (1,5 кгс/см2) в течение 40 с.

Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.

Устройство делителя КПП автомобилей КАМАЗ

Механизм переключения делителя КПП Камаз

Чтобы произвести ремонт необходимо хорошо знать, как устроена конструкция либо под рукой должна быть схема КПП КАМАЗ с делителем. Непосредственно делитель передач является механическим редуктором, главная задача которого повышать передаточные отношения основной коробки передач. Конструкция делителя состоит из следующих компонентов:

  • две шестерни;
  • блокирующие синхронизаторные кольца обеих сторон;
  • синхронизаторная муфта с зубчиками;
  • два типа валов;
  • корпус устройства;
  • вилка, предназначенная для переключения скоростей, а также рычаг для этих целей и вилочный валик.

Управление делителем передач КамАЗ

Необходимо умело сочетать передачи делителя с пере­дачами коробки передач. Приобретение навыков правиль­ного подбора передач коробки и делителя позволяет значительно снизить расход топлива, повысить скорости движения, создать для работы двигателя более экономич­ный режиме повысить срок службы сцепления, тормозов, карданной передачи и ведущих мостов.

В коробке передач передачи переключают перемеще­нием рычага переключения передач, в делителе — пере­мещением переключателя крана управления, установлен­ного в головке (корпусе переключателя) рычага переклю­чения передач.

Порядок переключения передач в делителе:

1. Переключатель крана управления перевести в край­нее положение, соответствующее высшей или низшей передаче.

2. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (ориентировочно 0,6—0,8 с).

При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу.

3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Переключатель крана управления можно переместить в положение выбранной передачи заранее. После этого в нужный момент достаточно выжать педаль сцепления до упора.

При трогании автомобиля с места передача в делителе выбирается в зависимости от дорожных условий и загру­женности автомобиля.

Для разгона автомобиля (автопоезда) до скорости 30—40 км/ч (т. е. до третьей и четвертой передач) доста­точно переключить передачу в основной коробке, не переключая передачу в делителе.

Для разгона до большой скорости (т. е. начиная с третьей и четвертой передач) целесообразно использо­вать обе передачи делителя.

Рекомендуемая последовательность переключения передач:

при разгоне автопоезда на дорогах с твердым покры­тием I—II категорий IB—2В—ЗВ—4Н—4В—5Н—5В;

в тяжелых дорожных условиях 1Н—2Н—ЗН—4Н—4В—5Н—5В.

Если при разгоне необходимо одновременно переклю­чать передачи в основной коробке и делителе, следует:

1. Перевести переключатель крана управления дели­телем в положение Н.

2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую передачу в основной коробке.

3. Плавно отпустить педаль сцепления.

Если автомобиль движется при включенной низшей передаче делителя, а дорожное сопротивление увеличи­лось и требуется одновременно переключить передачи в коробке передач и делителе, следует:

1. Перевести переключатель крана управления дели­теля в положение В.

2. Выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более низкую передачу в основной коробке.

Сборка КПП 152-своими руками

Ремонт КПП КАМАЗ

Разборка сборка КПП 152 обычное дело. Для водителей грузовых автомобилей. Данная модель КПП практична и достаточно вынослива, но в процессе эксплуатации из за нарушений связанных с её обслуживанием, она выходит из строя.

Первое с чем приходится сталкиваться при ремонте это отсутствие необходимого уровня трансмиссионного масла в картере коробки, вместо положенных 12 литров. С трудом обнаруживаешь 3 литра масла. А уже о том, что это масло менялось в положенный срок и говорить не приходится.

Некоторые где-то находят нигрол. А если к нему добавить качество продаваемых запасных частей, долго о причине поломок раздумывать не приходится. Всё это ведет к разрушению подшипников, осколки и ролики которых попадают между зубьев шестере. Ломают их, или в виду отсутствия правильно работающего сцепления разрушаются сами шестерни.

Вы решили отремонтировать КПП, не прибегая к услугам ремонтного завода. Если поломка КПП не повлекла за собой механических повреждений корпуса или износ посадочных мест подшипников не превышает нормативного значения. То замену подшипников синхронизаторов , шестерен можно произвести самостоятельно. В условиях обычной мастерской.

Большой сложности это не составляет и не требует применения специальных технологий. Единственное, хочу вас предостеречь от замены шестерен промежуточного вала. Шестерни посажены с посадкой и чтобы их демонтировать необходимо применять гидравлический пресс и соответствующие приспособления. При их отсутствии, это может либо не дать никаких результатов либо привести к травматизму.

Разборка КПП

Разбираем КПП, в первую очередь снимаем крышку КПП, затем снимаем первичный вал. Для этого необходимо снять крышку заднего подшипника первичного вала и выбить подшипни. Вал вместе с ним выходит из корпуса КПП. При снятии крышки, поосторожнее, со стопорами крепёжных болтов, как правило. Их тяжело найти в магазинах запчастей. Сняв первичный вал нам необходимо раскрутить стяжную гайку, имейте ввиду у неё левая резьба, раскрутив гайку. Снимаем шайбу и прижимную обойму синхронизатора, затем снимаем подшипник и меняем его на новый.

Снимаем вторичный вал в сбое, для этого необходимо снять крышку подшипника вторичного вала. И через технологические отверстия шестерни первой передачи, выбить задний подшипник вторичного вала. Задача не очень простая, следите за тем, чтобы не повредить шестерню и корпус КПП. Сняв подшипник, мы можем вынуть из корпуса вторичный вал в сборе.

Удобнее всего это сделать при помощи не жесткой проволоки. Один конец которой необходимо закрепить за шестерню первой передачи, просунув её через технологическое отверстие. Второй конец закрепляем за обойму синхронизатора. Вал тяжёлый осторожнее лучше всего его вынимать вдвоём. Так как необходимо направлять шестерню первой передачи, что бы она не цепляла за корпус КПП.

Сняв вторичный вал мы имеем возможность замены шестерён : первой передачи, заднего хода, второй передачи и синхронизатора второй- третьей передач. Для того чтобы заменить шестерню третьей передачи, шестерню четвёртой передачи и синхронизатор четвертой – пятой передач необходимо снять опорный роликовый подшипник. Для чего снимаем стопорное кольцо, подшипник снять удобнее всего при помощи съёмника.

Снимаем блок шестерен заднего хода, для этого откручиваем болт крепления стопора и снимаем стопор. Затем с внутренней стороны КПП выбиваем вал наружу и вынимаем блок шестерён.

Для снятия промежуточного вала необходимо раскрутить крышку сферического lk2 роликового подшипника, расстопорить болты крепления опорной шайбы раскрутить болты и снять шайбу. Сферический подшипник находится в стакане его удобнее всего снять из корпуса вместе со стаканом. После этого вал легко можно извлечь.

Дефектовка деталей КПП

Мы полностью разобрали КПП теперь можно сделать дефектовку деталей и при необходимости заменить их на новые. На что необходимо обратить внимание:

  • Все шлицевые соединения не должны иметь видимого износа и сколов.
  • Роликовые подшипники шестерён желательно заменить. Осмотрев внимательно места их качения, нет ли износа или мест продавленных роликами
  • Подшипники валов тоже желательно заменить. Так как в связи с поломкой и попаданием в масло металлической стружки и осколков места качения подшипников. Скорее всего имеют повреждения, которые в последствии приведут к повторной поломке КПП.
  • Внимательно осмотрите все шестерни на предмет сколов , раковин, недопустимого пятна контакта и износа зубьев шестерен. Хочу повториться не желательно самостоятельно менять шестерни промежуточного вала у вас это скорее всего не получится, в лучшем случае вы испортите вал в худшем нанесёте себе травму. Конические обоймы синхронизаторов не должны быть подожжены и изношены. Направляющие валы не должны болтаться и на шлицах не должно быть следов износа и сколов.

Сборка КПП 152

Установка промежуточного вала

Собирать КПП необходимо в обратном порядке. Помещаем промежуточный вал в корпус КПП, устанавливаем подшипники передний роликовый и задний сферический со стаканом. Прикручиваем опорную шайбу, стопорим её и закрываем заднюю крышку крепления сферического подшипника. Установив предварительно прокладки. Вал должен вращаться легко по инерции, при этом не должно быть даже малейших заеданий и закусываний вала.

ремонт кпп камаз

ремонт кпп камаз

сборка кпп 152 камаз

Установка блока шестерен задней передачи

Если промежуточный вал вращается легко и свободно, переходим к установке блока шестерен задней передачи. Устанавливаем шайбы осевого смещения таким образом, чтобы находящиеся в них стопора, попали в пазы корпуса КПП. Направляем блок шестерен по ходу вала и вставляем вал, стопорим его стопорной пластиной.

ремонт кпп камаз

Сборка первичного вала

На вал насаживаем подшипник, обращая внимание на проточку стопорного кольца в подшипнике. Она должна быть расположена от корпуса КПП. Одеваем обойму, шайбу. Закручиваем гайку. Вал готов к установке.

Первичный вал Камаз сборка

Первичный вал Камаз сборка

Первичный вал Камаз


Сборка вторичного вала

. В первую очередь устанавливается шестерня третьей передачи, предварительно установив роликовый подшипник,

Вторичный вал КАМАЗ

Затем устанавливается шестерня четвёртой передачи в сборе со стаканом и наборными роликами. Ролики ставятся в два ряда. Они разделены между собой кольцом. Предварительно поверхность стакана необходимо смазать литолом. Это необходимо для того что бы ролики прилипли к нему.



Вторичный вал КАМАЗ

Стопор с пружиной устанавливается в специальный паз на вале и опорную шайбу. Шайбу проворачиваем по канавке в шлицах вала, предварительно утопив стопор, до щелчка стопора.

Здесь обратите внимание на то, что стопор не заклинило, он свободно выжимается и возвращается пружиной обратно, становясь в своё посадочное место. Если стопор ходит туго, это может привести к тому, что он сможет освободить опорную шайбу. И она провернется по шлицам . Шестерня четвертой передачи начнет свободно двигаться по шлицам. Что приведет к выпадению роликов. В связи с чем, КПП выйдет из строя.

Устанавливается синхронизатор четвертой пятой передачи. Обратите внимание на то, что с разных сторон у него разный диаметр шлицевой части, поставьте его шлицевые части правильно, согласно шлицам сопрягаемых деталей.Устанавливаем опорный роликовый подшипник. Так чтобы его опорная шайба была прижата к шлице вой части вала, после чего установите стопорное кольцо.

Вторичный вал КАМАЗ

С другой части вала устанавливаем синхронизатор второй-третьей передачи. Обратите внимание на то чтобы, выступающая часть его шлицов, была направлена в сторону первичного вала.

Устанавливаем роликовый подшипник и шестерню второй передачи, следим за тем, чтобы коническая часть шестерни была направлена в сторону синхронизатора.


вторичный вал камаз сборка

ремонт кпп камаз

Далее стакан и роликовый подшипник шестерни заднего хода, при этом отверстия масляного канала на валу и стакане должны совпасть. Устанавливаем муфту и стакан с роликовым подшипником шестерни первой передачи, устанавливаем шестерню первой передачи. Устанавливаем опорную шайбу.

ремонт кпп камаз

ремонт кпп камаз

Установка вторичного вала

Вторичный вал в сборе помещаем в корпус КПП.

Затем устанавливается задний подшипник вторичного вала в корпус блока

Установка вторичного вала кпп камаз

Установка первичного вала

Вставляется первичный вал. В нем есть прорезь которая позволяет не задевать шестерню промежуточного вала

ремонт кпп камаз

Теперь наша задача установить крышки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала. Они должны плотно прижимать подшипники к корпусу КПП, что подшипники не имели возможность вращаться в корпусе. Для этого используем регулировочные прокладки. Подбирая регулировочные прокладки учитываем толщину уплотнительных прокладок крышек так, чтобы прижав подшипник, крышка плотно прижалась к корпусу КПП.

Установив заднюю крышку, устанавливаем фланец крепления карданного вала и затягиваем гайку.

Перед установкой верхней крышки КПП проверяем: не болтаются ли вилки переключения передач на валах, и в каком состоянии находятся сухари. Без необходимости их лучше не трогать, в магазине вы приобретёте, как правило, самодельные изделия непонятного качества.

Как видите сборка КПП 152 работа не сложная. Здесь важнее внимание и аккуратность, проверяйте за собой каждый шаг, спешка выльется в неисправность.

И не экономьте на хорошем трансмиссионном масле, то что КПП должны работать на нигроле это дедовское заблуждение.

Читайте также: