Какой лад подойдет осени

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Приведите примеры минорных и мажорных песен или подскажите совсем не шарящему, как и где можно узнать тональность?

Странное желание, неизбежно вызывающее встречный вопрос: зачем знать тональность человеку, "совсем не шарящему" - ведь немузыканту это знание абсолютно ничего не даёт.

Попытаюсь пояснить максимально упрощенно: тональность и лад (в до мажоре "до" - это тональность, "мажор" - это лад) - это система взаимоотношений звуков в музыкальной композиции вокруг одной главной ноты, которая называется тональным центром или тоникой. По законам построения композиции, для того, чтобы тема звучала законченной, мелодия обязательно должна заканчиваться тоникой. Т.е. если, последняя нота в мелодии - это "до", значит со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что песня прозвучала в тональности "до".

Мажор это или минор - музыкант определит просто на слух, для этого нужна небольшая практика. Если вы не знаете нот, но немного владеете музыкальным инструментом, достаточно подставить к нашей финальной ноте "до" мажорный или минорный аккорд. Тот который "совпадет", как раз и определит лад.

Но определение тональности ровным счетом ничего не даёт в практическом плане, потому что вокалисты обычно меняют тональность, подстраивая песню под свой вокальный диапазон.

Мне как-то пришлось сидеть на репетиции Демиса Руссоса с местным оркестром во время его последних гастролей в России. Выйдя к микрофону, маэстро обратился к дирижеру: "Что-то я сегодня не в голосе. Давайте сыграем на тон ниже". Дирижер взмахнул палочкой - и аккомпанимент зазвучал вместо ля-мажора, как было написано в нотах, в соль-мажоре. Через пару тактов Руссос снова остановил оркестр: "Давайте еще на полтона ниже". Кое-кто из оркестрантов с досадой крякнул: фа-диез-мажор - крайне неудобная для исполнения тональность. У некоторых инструментов, в частности, у духовых, полностью меняется аппликатура (расположение пальцев на клапанах). Однако профессиональный музыкант обязан уметь играть произведение в любой тональности. В истории с Руссосом оркестр с честью выдержал проверку "на вшивость". При этом некоторые оркестранты были недовольны (из тех, что всегда чем-то недовольны), но маэстро этого не заметил, потому что он не попросил ничего особенного - просто привык работать с профессионалами.

Если вы возьмете популярное произведение, которое входит в репертуар многих исполнителей, типа "Yesterday" или "Bessame Mucho", прогуглите и выберете из YouTube'а пару десятков версий - можете не сомневаться, что найдете варианты исполнения почти во всех возможных тональностях.

Что касается мажора и минора: считается, что мажор предназначен для бодрых, оптимистических тем, а минор - для лирических. Но это, опять-таки, очень условно. Достаточно сказать, что одно из самых трагических произведений в мировой музыке, Похоронный марш Шопена (в оригинале это вторая часть его фортепианной сонаты) и начало Первого фортепианного концерта Чайковского, который считается образцом светлой, жизнеутверждающей музыки, написаны в одной и той же тональности - си-бемоль-минор.

Если вы хотите хотя бы минимально разбираться в музыкальных структурах - даже если не играете на музыкальном инструменте, а только слушаете музыку, я посоветую вам замечательную книжку: "Элементарную теорию музыки" Вахромеева. Это простой и небольшой по объему учебник, по которому последние 100 лет учатся шести-семилетние детки, которые только приступают к занятиям в музыкальных школах. Очень доходчивым языком там поясняются базовые понятия, как устроена музыка. Книжку легко можно одолеть за 3-4 дня, ну, за неделю. Гарантирую, что вы быстро начнёте "шарить" в базовых вопросах, а среди друзей приобретете репутацию глубокого знатока музыки.

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

1. Беседа о временах года весне и осени, используя стихи. Приметы, отличия.

2. Музыкальная характеристика весны и осени. Два настроения, мажор и минор.

3. Оттенки и цветовая гамма весны и осени, рассматривая картины.

4. Рисунки детей

Тема природы волновала человека всегда. Поэты словами рисовали шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы. Композиторы говорили об этом нотами. Художники - красками. Георгий Васильевич Свиридов также отдал дань в своем творчестве тематике природы.

Дети, сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, которое состоит из двух миниатюр. Это два времени года. Послушайте стих и вы сразу поймёте о каком времени года я говорю.

Солнце ярче светит.

Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко падают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла… весна (М. Картушина)

А теперь другое стихотворение

Вслед за птичьей стаей.

Я по рыжей осени

День за днём скучаю.

Жаль, что осень тёплой

Долго не бывает! (Н. Самоний)

Давайте поеречислим приметы весны и осени (дети отвечают) .А теперь послушаем как композитор изобразил в музыке два настроения.

Слушаем «Весна и осень» Г. Свиридова

Давайте поговорим о характере музыки этих двух пьес.

В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».

Вы видите светлые, прозрачные краски, такие же как и мелодия. И художник и композитор рассказывают о тёплой, долгожданной весне, когда пробуждается природа и всё живое расцветает.

Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо. Музыка печальная, немного унывная. На деревьях желтеют листья, всё меньше солнечных дней и природа готовится ко «сну».

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Так же меняется настроение. Это уже осенняя печаль и краски более тёмные.

И. Бродский «Поздняя осень»

Весна, ты так прекрасна в обновленье,

В текучих водах слышна песнь моей земли.

Пастух играет где-то на свирели,

По небу солнце катится кольцом вдали.

Я помню шелест платья голубого,

Как мы бежали средь раскидистых берёз.

Вдыхали свежесть духа лугового,

Упав в траву, смеялись от души до слёз.

Под солнцем чувства наши обнажались,

И подпевала нам красавица весна.

И снова мы в её красу влюблялись,

Но знали, есть другая в жизни сторона.

Нам осень, златокудрая кручина,

Оставила в душе печальный лунный след.

И песней лёгкой, нежной лебединой,

Последний провожали, с грустью наш рассвет

А теперь, нарисуйте настроение двух пьес, используя разные цветовые оттенки.

Музыкальное занятие для развития восприятия музыки для старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста «День музыки» Сценарий праздника для детей старшей, подготовительной групп детского сада. Автор: Людмила Диканова. Цель: создать у ребенка.

«Правила дорожного движения». Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Расширять знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания.

Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста
Фотоотчет «Образ феи Музыки» в творчестве детей старшего дошкольного возраста «Я – царица мира звуков, Повелительница нот. Без меня молчат дардука, Арфа, скрипка и фагот. Я взмахну рукой, и вот Всё играет и поёт!».

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук по музыке для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у музыке" Автор музыкальный руководитель Юрк Э. Х. Цель :Воспитывать любовь.

Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна»
Открытое интегрированное музыкальное занятие по ФГОС для старшего дошкольного возраста «Цветочная страна» Цель:Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной,.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Урок музыки в летней школе» Как жаль, что закончилось солнечное лето. Мы, конечно, отдыхали, но с пользой. В один прекрасный солнечный день детей старших групп пригласили.

Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?

Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.

Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.

Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.

Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.

  • Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
  • Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.

Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.

В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.

Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.

По материалам публикации (англ).

Из комментариев

Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.

  • Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.

У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.

Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.

Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.

Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».

Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.

Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.

Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).

Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.

Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.

Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.

Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.

Осень в музыке

Цель урока: осознание обучающимися выразительного значения различных элементов музыкальной речи.

Обучающие:

учить воспринимать средства выразительности в их взаимодействии;

выяснить, как соотносятся средства выразительности с характерами музыкальных образов; расширить представление обучающихся о творчества А. Вивальди, П.И. Чайковского.

Развивающие:

развивать умение сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения; развивать творческое воображение, эстетический вкус, будить творческую фантазию; развивать вокально-хоровые навыки: работать над интонационной выразительностью исполнения, артикуляцией, ансамблем, звуковедением, стремиться эмоционально и осмысленно исполнять вокальные произведения; развивать умение чувствовать музыку с помощью пластических движений.

Воспитывающие:

воспитывать уважение к русской культуре, к людям, их труду; воспитывать чувство доброты; бережное отношение к природе.

Оборудование: инструмент фортепиано, экран, компьютер, проектор, музыкальный сборник, рисунки, фотографии,доска, корзина с овощами и фруктами,

Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, вы вошли в класс под знакомое музыкальное произведение или незнакомое, оно звучало впервые?

Ученик: Под знакомое произведение.

Учитель: О чем это музыкальное сочинение? Что изображает музыка?

Ученик: Это произведение об утре, о том, как восходит солнце.

Ученик: Мне кажется, что это утро.

Ученик: Оно теплое, нежное.

Учитель: Да, в музыке чувствуется свежее дыхание утра, веет прохладой. Мягкие теплые прикосновения солнечных лучей пробуждают все живое.

Как называется эта пьеса, и кто ее автор?

Ученик: Эта пьеса называется «Утро».

Ученик: Написал пьесу Эдвард Григ.

Учитель: Хорошо! Кто исполняет это красивое музыкальное произведение?

Ученик: Симфонический оркестр.

Учитель: Как вы думаете, в какое время года может быть такое утро?

Ученик: Я думаю весной.

Ученик: Мне кажется летом, оно теплое.

Учитель: А может быть таким осеннее утро, утро ранней осенью, когда все еще кругом напоминает нам о лете: зеленые листья на деревьях, тепло, цветут травы, цветы, поют птицы?

Ученики: Думаю, что может. Конечно.

Учитель: Какое сейчас идет время года?

Ученик: Осень.

Учитель: И тема сегодняшнего урока называется «Осень в музыке». Ребята, на уроке вы узнаете, как разные композиторы изобразили это время года. И помогли им в этом помощники Музыки. Назовите, пожалуйста, их.

Ученики по очереди: Это Мелодия! Темп! Ритм! Лад! Динамические оттенки! Регистр! Фактура!

Учитель: Ребята, посмотрите, (учитель указывает на таблицу на доске), именно о них, помощниках Музыки, вы узнали на уроках этой четверти. Как их всех вместе еще называют?

Ученики: Их называют элементами музыкальной речи или средствами выразительности.

Учитель: А как называется тема четверти?

Ученик: «Что такое музыкальная речь?»

Учитель:Молодцы, ребята!

Исполнение – «Добрый день» на сл. Суслова, муз. Дубравина.

Учитель: В начале урока вы услышали «Утро» Эдварда Грига. А каким вам хочется видеть новый день?

Ученик: Добрым, приветливым!

Ученик: Хочется, чтобы все были веселыми, улыбались друг другу.

Учитель: Хорошо! А какими еще нужно быть, чтобы каждый день радовал нас?

Ученик: Быть добрым.

Ученик:Нужно делать добрые дела, помогать друг другу.

Ученик: Хочется, чтобы люди были вежливыми, не ругались.

Учитель: Конечно! Ведь каждому из нас хочется, чтобы его понимали, уважали. Давайте будем учиться быть такими. И для начала улыбнемся друг другу и споем песню «Добрый день». Кто авторы этой песни?

Ученики: Слова написал Суслов, музыку Дубравин.

Учитель: Вспомните мелодию этой песни и пропойте на гласную «а» сначала ее все вместе (исполнение). Хорошо! А теперь со словами и движениями (исполнение).

Учитель: У меня хорошее, радостное!

Ученик: Приятное!

Учитель: Что помогло вызвать такое настроение, повысить его?

Ученик: Дружное пение! То, что мы все вместе пели.

Ученик: Добрые слова!

Ученик: Веселая мелодия, мажорный лад!

Ученик: Быстрый темп, пение с движениями.

Учитель: Да, все это вызывает хорошее настроение!

Слушание – «Осенняя песня» («Октябрь») П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте музыкальное произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает?

Какие чувства вызывает? (слушание)

Ученики: Это произведение вызвало у меня печаль, оно грустное.

Учитель: Только ли грусть, печаль?

Ученики: Нет. Звучала и радостная музыка, быстрая. Как будто солнышко выглянуло.

Учитель:Как вы думаете, о чем эта музыка.

Ученик: Я думаю, о том, что наступил вечер.

Ученик: Такое ощущение, что идет дождь, хмуро кругом.

Учитель: Почему возникает ощущение приближения вечера, дождливой погоды?

Ученик: Потому что музыкальное произведение спокойного, печального характера.

Ученик: Мелодия плавная, как колыбельная песенка.

Ученик: У нее медленный темп, минорный лад.

Учитель: Только ли грусть, задумчивость в музыке?

Ученик: Нет. Звучала музыка и в быстром темпе, весело.

Ученик: Я услышал мажорный лад.

Учитель: Что напомнила вам эта мелодия? (наигрывает)

Ученик: Солнышко выглянуло.

Ученик: Мне кажется луч солнца. Заход.

Учитель: Да, может быть это робкий луч. Словно он стремится вырваться сквозь тучи, но музыка остается все-таки какой?

Ученик: Грустной, минорной.

Учитель: Ребята, какое время года больше всего напомнило это произведение?

Ученик: Осень. Дождливую, хмурую.

Ученик: И осень с хорошей погодой, солнечной.

Учитель: Да, ведь у осени есть и дождливые дни, и солнечные.

Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы. Этот композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя 12 пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. И наша пьеса из цикла «Времена года» называется «Осенняя песня» или «Октябрь». И рассказывает она об октябре. И вы услышали, почувствовали главное: спокойствие, печаль и что-то светлое, нежное, как само это время – месяц октябрь.

Ребята, это инструментальное или вокальное сочинение?

Ученик: Инструментальное.

Учитель: А похоже оно на песню?

Ученик: Похоже.

Ученик: Очень, как будто это песня без слов.

Учитель: Да, хочется пропеть мелодию. Значит в этой пьеса главное – мелодия, а сопровождает ее, помогает ей…?

Ученик: Аккомпанемент.

Учитель: Кто скажет, какая это фактура?

Ученик: Мелодия с аккомпанементом, сопровождением.

Учитель: Умницы! Ребята, какие стихотворения, строчки из стихотворений по смыслу созвучны осенней мелодии П.И. Чайковского? Вспомните, прочитайте, пожалуйста.

Ученик: Осень наступила.

Ученик: Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Ученик: Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз.

Учитель: Видите, как тесно связаны между собой музыка и поэзия. Стихи звучат словно музыка. Как называется прозвучавшее музыкальное произведение?

Ученик: «Осенняя песня».

Учитель: Кто из композиторов написал это произведение?

Ученик: Русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Учитель: Да! Музыка может запечатлеть разнообразные образы, вызвать в человеке разные чувства, настроения с помощью… (указывает на таблицу).

Ученики: Элементов музыкальной речи.

Беседа с учащимися о признаках осени.

Учитель: За окном осень. Посмотрите, какой запечатлели это время года на фотографиях, рисунках фотографы, юные художники (на доске). Ребята, чем вам нравится эта пора?

Ученик: Осень как художник. Она разукрасила листья в разные цвета: желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Ученик: Листья падают с деревьев на землю.

Ученик: Становится холодно. Идут дожди.

Ученик: Я люблю дождь: на улице тихо, мне нравится сидеть у окна и смотреть, как идет дождь.

Учитель: да, но если стоит теплый, солнечный осенний день, вы рады этому дню, солнцу?

Ученики: Да. Мне нравятся такие дни.

Учитель: Природа как бы оживает, повсюду рассыпаны яркого цвета листья. Природа в эти осенние дни становится сказочной.

Исполнение – «Осень» на сл. М. Ивенсена, муз. М.Красева, «Осень пришла» на сл.Е.Авдиенко, муз.В.Герчика.

Учитель: После таких слов хочется вспомнить песни об этой поре. Вспомните название песни, мелодию которой я сейчас наиграю на инструменте.

Ученик: Это мелодия песни «Осень».

Учитель: Как звучит мелодия?

Ученики: Мелодия спокойная, благозвучная, певучая.

Ученики: Показывает, как тихо падают листья, и звучит тихо, на пиано, в умеренном темпе.

Учитель: Ребята, спойте, пожалуйста, также красиво, как вы сейчас говорили о музыке, мелодично, с движениями (исполнение).

Учитель: Молодцы! Внимание, теперь все посмотрите на доску. Что это за запись?

Ученик: Ритмический рисунок.

Учитель: Правильно! Кто из вас догадался какой песни?

Ученик: Песни «Осень пришла».

Учитель: Умница! Вспомните авторов этой песни.

Ученик: Музыку написал Герчик, а слова Авдиенко.

Учитель: Хорошо. Ребята, снова посмотрите на доску, на эту запись (показ.). Выберите нужные слова, которые подходят этой песне:

Ученики: Спокойно, хмуро, задумчиво.

Учитель: Хорошо! Раз вы выбрали эти слова, то легко ответите на вопрос: в каком ладу звучит мелодия?

Ученики: В минорном ладу.

Учитель: Пожалуйста, спойте эту песню, вспомните, какие движения идут на слова (исполнение).

Учитель: Ребята, что общего между двумя прозвучавшими песнями?

Ученик: Эти две песни об осени.

Ученик: Спокойные, в умеренном темпе.

Учитель: А ритм, динамические оттенки этих песен очень отличаются друг от друга?

Ученики: Нет, ритм ровный, звучат на т.д.

Учитель: А в каком регистре исполняются?

Ученик: В среднем регистре.

Учитель: Ребята, а чем они отличаются друг от друга?

Ученики: Первая песня более светлая, веселая. Она звучит в мажорном ладу. Вторая – хмурая, в минорном.

Учитель: Умница! Обратите внимание, ребята, на то, как композиторы по-разному пишут мелодии песен об осени, вызывая разные чувства, настроения во время исполнения. С помощью чего это получается?

Ученики: Элементов музыкальной речи – средств выразительности.

Слушание – концерт «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

В нем концерт «Осень». Вы слышали слово «Концерт». Что такое концерт?

Ученик: на концертах поют, танцуют артисты, а другие люди, зрители, их слушают, смотрят на них.

Учитель: Верно! А в музыке концерт – это большое музыкальное произведение, в котором «соревнуются» в игре главный, солирующий инструмент с целым оркестром.

Ребята, и вы сейчас услышите, как звучат инструменты в концерте А. Вивальди, «соревнуются» и «дружат» между собой в игре, как изображают осень. Какая эта осень? (слушание).

Учитель: Пожалуйста, скажите, какой запечатлел композитор осень, ее погоду, настроение?

Ученик: Красивую осень с желтыми, красными листьями.

Ученик: Осенними цветами.

Ученик: Погода хорошая, ясная, солнечная.

Учитель: А как музыка помогла вам это понять? Как она звучала?

Ученики: Торжественно, музыка яркая, похожа на марш, четкий ритм.

Ученики: Веселая, задорная. Как будто люди веселятся под эти звуки. Она в быстром темпе.

Учитель: Интересно. Ребята, у этого сочинения второе название «Сбор урожая». Каким выдался урожай?

Ученики: Хорошим. Созрело много фруктов, овощей, зерна.

Учитель: Люди ликуют празднику Осени, сбору урожая.

Молодцы, ребята! Все это понять нам дает сама музыка, звучание инструментов. Как вы поняли. Что такое концерт как музыкальное произведение?

Ученики: Концерт звучит ярко. Торжественно. Инструменты то соревнуются между собой, кто лучше, а то «мирятся» - дружно звучат, как братья.

Учитель: Какие вы молодцы! Так и звучит концерт «Осень». А кто скажет, кто его написал?

Ученик: Написал Вивальди.

Учитель: Хорошо!

Исполнение – «Что у осени в корзине» Е. Тиличеевой, «Что нам осень принесет» на сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной.

Учитель: Осень – пора урожая, созревания разных фруктов, овощей. Ребята, посмотрите, какие фрукты, овощи у нас в корзине. Их подарила нам осень. А как называется песня, в которой такие слова: «Полна корзина фруктами, чудо-овощами очень-очень вкусными»?

Ученик: Песня называется «Что у осени в корзине», а написала ее Е. Тиличеева.

Учитель: Да, верно! У нее и название такое.

А теперь вспомните, как звучит эта песня. Приготовьтесь к исполнению (исполняют).

Учитель: Все эти фрукты, овощи созревают к осени, мы запасаемся ими на зиму. Недаром в народе говорят: «Осень-припасница», «Осень-запасница». А какую маленькую песенку-попевочку вы знаете об осени-припаснице?

Ученик: «Что нам осень принесет?»

Учитель: Какое настроение у этой песенки? (наигрывает)

Ученики: Хорошее, озорное, веселое.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что люди рады, что у них поспели фрукты, есть мед.

Ученик: Фрукты красивые, сочные, вкусные, мед сладкий.

Учитель: Ребята, вы так хорошо говорите, что захотелось послушать песню об этом в вашем исполнении (исполнение с движениями). Молодцы!

Обобщение урока.

Учитель: На этой веселой ноте заканчивается наш урок. О каком времени года звучали сегодня на уроке музыкальные произведения?

Ученики: Об осени.

Учитель: Верно. Как называется тема урока, который подходит к концу?

Ученики: «Осень в музыке».

Учитель: «Унылая пора! Очей очарованье!»

Ребята, назовите инструментальные произведения об этом времени года, с которыми вы познакомились сегодня на уроке, их авторов.

Ученик: «Осенняя песня» П. Чайковского.

Ученик: Концерт «Осень» А. Вивальди.

Учитель: Эти музыкальные сочинения похожи между собой по звучанию?

Ученики: Чуть-чуть. Они отличаются, звучат по-разному.

Учитель: Да, композиторы сочинили музыку об осени, но каждый по-своему, как чувствовали.

Ребята, вспомните, какие небольшие вокальные произведения-песенки вы исполняли?

Ученики: Песни «Осень», «Осень пришла», «Что нам осень принесет», «Что у осени в корзине», «Добрый день».

Учитель: О чем они рассказывают?

Ученики: Об осени, что происходит с природой осенью.

Учитель: И все песни, каждое по-своему раскрыли образ осени. И помогли им в этом известные вам элементы музыкальной речи. Еще раз скажите, какие?

Ученики: Мелодия, лад, темп, ритм, динамические оттенки, регистр, фактура.

Учитель: В музыкальном произведении они отделены друг от друга или связаны?

Ученики: Связаны между собой. Вместе они помогают понять произведение, о чем оно.

Учитель: Правильно! В музыке все они вместе. Музыка – это и есть сочетание всех средств выразительности. Она состоит из них, раскрывает образы с помощью их.

Итог.Оценка работы всего класса и отдельных учащихся.

Музыкальный лад

силуэт тромбониста

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон ( тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

правило

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

музыкальный лад

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

Какой лад подойдет осени

1.Ход урока:
Педагог :Ребята, вы наверно замечали, что одно музыкальное произведение звучит радостно, весело, а другое почему- то с грустью, а иногда даже и с тревогой? Хотите знать – почему? Тогда я вам расскажу маленькую сказку.
2.Представьте себе, что в музыкальном королевстве живут звуковые семьи. В каждой семье по 7 звуков. В одной семье хозяйка –тоника – всегда имеет радостное ,светлое настроение. Тоника самая главная, она всегда следит за тем, чтобы ее детки –звуки строились в определенном порядке , чтобы получилась радостная светлая музыка . А строит она их так, чтобы между звуками было такое расстояние – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Эта дружная семья звуков называется МАЖОР, лад мажор. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая, будет дарить хорошее настроение, как будто солнышко ярко светит ( картинка « Солнышко»).Послушайте песню, которая написана в мажоре.(Играю и пою песню «Цыплята» или «Весна»).
Вы тоже можете сыграть на фортепиано мажорный лад. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, сыграете подряд все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до.
( К инструменту вызывается ученик, играет гамму До мажор, при игре называет расстояние между звуками –т-т-п-т-т-т-п) .Ты сейчас играл(а) гамму от ноты до, и строил ее в мажорном ладу. Значит, гамма называется До мажор. Если гамма До мажор, то как зовут ее тонику ?
(Пение попевки в До мажоре «Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд, не простой – мажорный, веселый задорный.»).
В другой семье Тоника грустная, задумчивая, ее звуки строятся в таком порядке - тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такая семья звуков называется МИНОР. Музыка, написанная в миноре, будет звучать с грустью, с темным оттенком, как будто солнышко зашло за тучку(картинка «Тучка»).Послушайте песню, написанную в миноре. (Играю и пою песню «Осень») . Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. (К инструменту вызывается ученик, играет гамму ля минор, вслух произносит строение –т.п.т.т.п.т.т.).Как вы думаете, минор отличается по настроению и характеру от мажора? Слышите, что сейчас звукоряд как-то загрустил, задумался, «потемнел». И песенка, которую мы споем в миноре, тоже с грустью.(«Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поем, и сейчас мы заревем.»).
На музыкальном языке такая дружная семья звуков называется ЛАД, потому что звуки ладят между собой, не мешают друг другу, взаимодействуют, слушаются свою хозяйку Тонику, по-другому никогда не строятся. Лад Мажор и лад Минор. Лад – это мир, порядок, согласие .Когда кто-нибудь ссорится , то говорят, что они не ладят между собой. В мажорном или минорном ладу звуки всегда ладят, дружат. Когда мы играем или поем ,мы ведь не можем остановиться там, где нам захотелось.( пример).Нам всегда захочется возвратиться к тонике, закончить на тонике песню ( пример).Это потому, что звуки в ладу тянутся друг другу( а особенно к тонике), они связаны между собой, как все , кто живет в дружной семье.
3.Вот мы с вами познакомились с ладами мажором и минором.
Стихотворение:
Вот — Минор, а вот – Мажор,Братья, между прочим.Научись их различать,Это важно очень!Если в музыке слышны
Грустные мотивы,Значит, плачет брат Минор –Он такой плаксивый.
Если радость и задорС музыкой несётся,Значит, это брат МажорПляшет и смеётся!
Показ видеоролика –мультфильма «Мажор и минор».
Педагог исполняет песню «На морозе девочка», просит детей услышать , где в ней звучит минор, а где - мажор.

Как вы поняли, где звучит мажорный лад, а где - минорный?(В ходе диалога с учениками выясняется, что по настроению).
Послушайте, как твердо, светло и радостно звучит мажор, и как затемнённо ,с тёмным оттенком, звучит лад минор ( повторяю песенку вместе с детьми).
Вспомним, что такое Трезвучие(это созвучие из 3-х ступеней, расположенные по терциям, т.е. через ноту).В мажорном ладу главное ТОНИЧЕСКОЕ трезвучие тоже мажорное (Играю) .Оно звучит мажорно, ярко .В минорном ладу тоническое трезвучие минорное(играю). Оно звучит с оттенком грусти, спокойно и задумчиво. Давайте поиграем в игру «Отгадай трезвучие»(ученики по очереди играют трезвучия от заданной мною ноты, а класс на слух отгадывает лад).
А теперь давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений – звуками. У художников есть две группы красок – тёплые тона и холодные. А для музыканта краска – это лад. Если мажор, значит, произведение звучит ярко и радостно, если минор – задумчиво, углублённо.
А теперь пофантазируем. Если бы вы были композиторами, и вам надо было бы сочинить музыку к этим картинам, в каком ладу – мажоре или миноре – вы бы написали музыку? Ведь надо, чтобы ваша музыка по настроению и характеру подходила к картине, поэтому надо выбрать нужный для настроения лад.(Показываю картины природы. Дети высказывают свое мнение).А вот наш русский композитор Георгий Свиридов написал произведение - музыкальную картину, в которой нарисовал музыкой два времени года - весну и осень. Произведение так и называется «Весна и осень». Давайте послушаем его и полюбуемся картинами природы, которые слышны в этой музыке(Видеоклип Г.Свиридова).
Вопросы:— Одинаково ли прозвучала музыка весны и осени? (Нет.)— Каков характер этих частей? (Весна – светло, радостно; осень – тоскливо, грустно.)— Какие иллюстрации подходят к нашему музыкальному произведению?— Определите музыкальный лад этого произведения. (Весна – мажор, а осень – минор.)— Какими красками передано состояние природы? (Мажор – яркими, солнечными, а минор – приглушенными, темными.)
Какая замечательная музыка ! Как ярко она описывает улыбающуюся радостную природу весной и грустную задумчивую природу осенью! А все потому, что композитор музыку весны написал в мажоре, а музыку осени в миноре. Вот как важно написать произведение в нужном и правильном ладу.
4.Подведение итогов.
— Итак, какие два лада сегодня вы узнали на уроке? ( мажор, минор)— Какой оттенок вносит в музыку мажор? Минор? — Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы пьесу, соответствующую нашей погоде или настроению сегодня?
---Помогает ли лад композитору передать настроение?
-- Как строится мажорный лад? Как строится минорный лад?
5.Домашнее задание :В пьесе, которую ученики играют по специальности , определить лад.
Открытый урок
по сольфеджио
в 1-м классе фортепианного отделения на тему

«Мажор и минор»
Урок разработан преподавателем 1 квалификационной категории
музыкального отделения Болгарской ДШИ Спасского района
Республики Татарстан
Парамончевой Еленой Вячеславовной.
2015 год

Тема урока : «Мажор и минор».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие. Задачи урока:
Образовательные:1.Познакомить учащихся с музыкальными терминами: «лад», « мажор», «минор».2. Слушать и проанализировать музыкальные произведения.3.Помочь учащимся овладеть новыми знаниями.4.С помощью прослушивания произведений закрепить знание музыкальных понятий.5.Создать условия для развития внутреннего слуха .Развивающие:1.Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.
2.Добиваться эмоциональной отзывчивости.3.Содействовать проявлению музыкального вкуса.
Воспитательные:
1.Показать роль лада в характере музыкального произведения.
2. Вовлечь учащихся в активную практическую и слуховую деятельность.
Методы ,используемые на уроке:1.Словесный.2.Наглядный.3.Метод анализа и сравнения.Оборудование:
Компьютер, видеозаписи музыкальных произведений, наглядные пособия и иллюстрации, карточки, фортепиано.
Этапы урока : 1.Организационный. Постановка цели.
2.Введение новых знаний.
3. Обобщение первичного закрепления.
4.Подведение итогов обучения.
5. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Читайте также: