Москвич 403 и 407 отличия

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Москвич-407 и 403

Новое поколение автомобилей марки "Москвич", начало которому дала модель 402, выглядело весьма современно на фоне зарубежных аналогов. Автомобиль отличался удачной внешностью - кузов с "дутыми" боковинами, капотом, крышей и багажником смотрелся исключительно пропорциональным и лаконичным, в нем не было лишней "надутости" и тяжеловесности, которой в 50-х грешили многие европейские и американские автомобили.

Однако маломощный двигатель, доставшийся в наследство от предыдущей модели, явно требовал замены, особенно с учетом экспортного потенциала машины. На МЗМА прекрасно знали об этой проблеме и активно занимались разработкой новых моторов, однако все опыты с перспективными двигателями моделей 404 и 406 остались в итоге невостребованными. Более того, идея вывести "Москвич" в более высокий класс за счет двигателя большего объема встретила ожесточенное сопротивление Министерства автомобильной промышленности.

На заседании технического совета Минавтопрома, состоявшемся в ноябре 1955 года, против Александра Андронова (главного конструктора МЗМА) ополчились не только представители министерства, но даже его же коллеги-конструкторы! Знаменитый главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт и вовсе выступал агрессивно, прямо требуя запретить МЗМА создавать "Москвич" более высокого класса.

Оставался один вариант — разрабатывать верхнеклапанный двигатель, который можно было бы выпускать на существующем оборудовании, при этом максимально возможно увеличив рабочий объём.

Новый двигатель "Москвич" все же получил - осенью 1957 года конструкторы и испытатели ОГК сумели довести до готовности двигатель модели 407. В своей основе он имел все тот же чугунный блок, ведущий родословную от довоенного Opel Kadett, однако благодаря совершенно новой верхнеклапанной конструкции из нового двигателя получилось "выжать" 45 л.с. - то есть он стал почти в два раза мощнее своего прародителя и в полтора раза мощнее мотора модели 402.

Официальной датой начала выпуска "Москвича-407" считается май 1958 года, когда переиздали ТУ - до этого с января того же года новые двигатели попадали на конвейер без смены индекса модели. Теперь седан звался "Москвич-407", универсал — "Москвич-423Н", а полноприводная версия — "Москвич-410Н". В июле окончательно сняли с производства исходный вариант - "Москвич-402". Поначалу новый автомобиль ничем не отличался внешне, однако специально для новой модели были внесены изменения в интерьер и экстерьер. Машина получила нарядные боковые молдинги, монументальную надпись "Москвич" на капоте и ярко оформленный салон. Штатным оборудованием стали механические часы - невиданная роскошь для этого класса машин по меркам конца 50х годов.

C "Москвичом-407" советская автомобильная промышленность ворвалась на рынок Европы. Получился автомобиль мирового уровня. Это позволило Андронову получить для МЗМА статус производителя экспортной продукции и небольшие дотации на развитие. В машину каждый год вносили изменения: четырёхступенчатая коробка передач, гипоидный задний мост, приятные мелочи вроде новой облицовки передка, задних фонарей и многое другое. При этом в индекс не вносились какие-либо изменения, потому автомобили 1959 и 1963 года будут иметь заметные отличия по агрегатам и отдельным элементам.

В августе 1958г состоялся дебют заводских спортсменов в международных соревнованиях: в ралли "Тысяча озер" в Финляндии команде СССР на автомобилях "Москвич-407" удалось сразу подняться на пьедестал, завоевав третье место. При этом команды участвовали на практически серийных автомобилях! Машины отличались лишь специально собранными двигателями и некоторыми отдельными деталями, в остальном это были обычные "Москвичи".

С этого момента открывается памятная страница истории участия МЗМА в мировых спортивных состязаниях, история побед и больших достижений. А помимо спортивного признания завод получил и серьезную рекламу на Западе. С начала 60х годов "Москвичи" активно поставляются на экспорт, в том числе в капиталистические страны - Финляндия, Бельгия, Швеция, Великобритания и другие. Главным лозунгом экспортного "Москвича" становится "Больше автомобиля за меньше денег".

Получая финансирование от экспортных заказов, коллектив Андронова уже в конце 50х задумался о скорой смене модели. Ей наметили индекс 408. При этом переднюю подвеску, рулевое управление, педальный узел новой машины удалось сконструировать очень быстро (а возможно наработки уже были "в столе"), а заниматься кузовом требовалось ещё долго.

Для обкатки новых решений Андронов поручил ОГК внедрить узлы перспективного автомобиля в существующий кузов "Москвича-407". Официально такой гибрид преподносился как переходная модель - удобная для безостановочного перехода к полностью новой. И для этой временной машины с большим количеством наименований оригинальных деталей был резон возродить неактуальный индекс 403 полузабытого двигателя 10-летней давности, существовавшего в одном или нескольких опытных экземплярах, вся документация на который утратила силу много лет назад.

Так и появился "Москвич-403". Но проблема в том, что его базовый вариант и поздний Москвич-407 почти не отличались внешне, что потом запутывало автомобилистов, инспекторов ГАИ и всех остальных. Весь 1963 год обе модели выпускали параллельно, после чего 407-й был снят с конвейера. Затем в 1964 году появился новый "Москвич-408" и так же параллельно производился с 403-м, а уже в июне 1965-го "Москвич-403" был полностью снят с производства. Быстрота сроков модернизаций и смены моделей "Москвичей" с середины 50-х до середины 60-х для советского автомобилестроения были феноменальны. Такого в нашей истории не было ни до, ни после.

Москвич 403 и 407 отличия

Первый опытный образец "Москвича-402" напоминал малолитражку Ford Consul. Спустя четыре года опытных образцов было уже двенадцать и один из проектов пошёл в серию (апрель 1956 г), с одновременным полным прекращением выпуска 401-го. Автомобиль получил современный более просторный и комфортабельный кузов с отдельными багажником классических очертаний, новый двигатель с рабочим объемом 1,22 л. и мощностью 35 л/с. Также было заменено большинство узлов и агрегатов шасси. Электрооборудование было заменено на 12-вольтовое (вместо 6-вольтового).

Новый "Москвич" имел панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневую переднюю подвеску, кнопочное управление замками дверей, двухспицевое рулевое колесо

Москвич 402


Москвич 411


Москвич-407 — модернизированная модель с новым верхнеклапанным двигателем и изменённой облицовкой радиатора, пошёл в серийное производство в мае 1958 года. Объем верхнеклапанного двигателя - 1358 куб.см., 45 лошадиных сил разгоняли автомобиль до 115 км/ч. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания и молдинги на крыльях и дверцах. В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новую решетку радиатора и более современный гипоидный задний мост с уменьшеным передаточным числом, что позволило сократить расход бензина.

Позже было изменено оформление облицовки радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась сетка. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания и молдинги на крыльях и дверцах. С 1959г - четырёхступенчатая коробка передач. Позже было изменено оформление облицовки радиатора - вместо среднего горизонтального хромированого бруса появилась сетка.

Несколько лет подряд, более 50% выпуска Москвичей-407 уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Экспортные версии отличались двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели Москвич-410Н и 411Н.

Москвич-410Н — полноприводный седан на базе Москвича-407, выпускался в 1958—1961 гг.; Центр тяжести оказался слишком высоко расположенным. Это отрицательно сказалось на управляемости; машина имела тенденцию к опрокидыванию. Несущий кузов был усилен.

Москвич 402-407-403. История создания и документальные фото.

Предшественник «Москвича-402», выпускавшийся с конца 1946 года «Москвич-400/ 401», представлял собой воссозданный на основе полученных СССР по репарациям остатков оборудования и производственной документации довоенный Opel Kadett K38, спроектированный в середине тридцатых и находившийся в серии с 1937 года.

Первая модель «Москвича», даже с учётом проведённых советской стороной работ по модернизации на протяжении выпуска — увеличения мощности двигателя, установки коробки передач с подрулевым рычагом вместо напольного и других улучшении — по техническому уровню и характеристикам уже изначально уступала своей немецкой послевоенной «двоюродной сестре» «Олимпии», которая сама по себе даже по тем временам передовой отнюдь не была.

Да и чисто визуально автомобиль с консервативным довоенным кузовом уже к концу сороковых годов смотрелся далеко не лучшим образом не только на фоне новых иностранных моделей, но и в сравнении с куда более передовой советской «Победой» ГАЗ-М-20

Поэтому в 1950 году была начата работа над новым автомобилем с «понтонным» кузовом, который получил в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей обозначение «402-425» — двигатель модели «402» в кузове модели «425».

Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации — универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 — именовались именно по обозначениям своих кузовов.

Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали члены коллективов других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа — И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.

Участие специалистов с ГАЗ-а оказало сильное влияние на проектирующися автомобиль, а учитывая тот факт, что в то же самое время на ГАЗ-е полным ходом шли разработка и подготовка производства новой модели среднего класса — «Волги» ГАЗ-21 — не выглядит удивительным что «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. Эта визуальная схожесть как-бы подчёркивала, что на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей.

Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы уже в 1951 году. По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощности для производства пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления — в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» — «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21).

Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ.

Новый "Москвич" стал пионером отечественного автомобилестроения по многим показателям: панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая передняя подвеска, кнопочное управление замками дверей, двухспицевое рулевое колесо.

Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.

Автомобиль получил вполне современный внешне, конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный — с относительным комфортом вмещавший пятерых человек — и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов. Он имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как на М-400/ 401, причём крышка багажника имела дистанционный привод от рычажка в салоне, гнутые лобовое и заднее стёкла, достаточно высокий уровень внутренней отделки, был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла (прошлая модель отопителя не имела), мигающими сигналами поворота с самовозвратом (М-400/ 401 повротников с завода не имели), радиоприёмником
(нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса).

Автомобиль получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400/ 401 с продольными рычагами, 15-дюймовые обода колёс, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400/ 401.

Задний мост с негипоидными шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций.

Главным же недостатком «402-й» модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине тридцатых годов. Он имел увеличенный до 1220 см³ рабочий объём и мощность 35 л.с., что не позволяло напрямую соревноваться с передовыми иностранными образцами этого класса, имевшими в те годы до 35-40 л.с. удельной мощности двигателя на тонну массы против 22,7 у М-402.

Освоение принципиально нового верхнеклапанного двигателя, проект которого был разработан на МЗМА (проект «406»), не состоялось по экономическим причинам (не было валютных фондов для закупки за рубежом необходимого станочного оборудования), и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал блок цилиндров всё того же силового агрегата «Кадетта» и М-400/ 401, но с увеличенным рабочим объёмом, алюминиевой головкой цилиндров с верхним расположением клапанов и другими усовершенствованиями, позволившими повысить мощность до 45 л.с. при рабочем объёме 1360 см³. Он мог изготовляться на имеющемся станочном оборудовании.

Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение «Москвич-407». Помимо двигателя, он отличался также внешним оформлением (например, появились молдинги на боковинах) и некоторыми другими деталями.

Серийное производство «Москвича-402» же было свёрнуто в мае 1958 года.

Москвич-407, вставший на конвейер в мае 1958 года и выпускавшийся до 1963 года, представлял собой модернизированный Москвич-402 с новым верхнеклапанным двигателем. Появились стартёр с пуском от ключа зажигания (хотя в самом начале была выпущена небольшая партия машин со старым стартёром) и молдинги на боковинах . Рекомендованным бензином стал А-72, хотя допускалась и кратковременная эксплуатация на старом 66-м. Интересная деталь — даже в начале 1959 года к Москвичам прилагалась инструкция от 402-го с вкладышем "Двигатель модели М-407". Новый двигатель модели «407», в частности, его блок цилиндров,
задумывался таким образом, чтобы стало возможным изготавливать его на имевшихся тогда на заводе станках.

Мотор получил новую алюминиевую головку цилиндров с верхними клапанами. Таким образом, был достигнут компромисс между прогрессивной конструкцией и имевшимся станочным парком. При рабочем объеме 1360 куб. см двигатель развивал мощность 45 л.с.

Что касается ходовых качеств 407-го, то можно отметить достаточно высокую проходимость (особенно, если назад установить "вездеходные" покрышки), а также неплохую эластичность двигателя. С трёхступенчатой коробкой и негипоидным задним мостом "Москвич" уверенно двигался на прямой передаче со скоростью 30 км/час. Даже после семидесятитысячного пробега без переборки двигателя машина сохраняла возможность поддерживать крейсерскую скорость в 90 км/час, не перегреваясь в жаркую погоду, а при обгонах разгоняясь до 100-110.

Изменения в конструкции и внешнем виде :
C 01 октября 1959 года — четырехступенчатая коробка передач
1960 год – гипоидный задний мост.
1958 год — появилась надпись «Москвич» на капоте.
1960 год — новая решетка радиатора (до этого момента трехбрусовое оформление передка было идентично
модели Москвич-402.
1962 год — бампера без «клыков»

Кроме вышеперечисленного, Москвич-407 отличался от 402-го следующим:
Москвич-402 имел длинный вертикальный наклонный молдинг на задней двери, а у Москвича-407 этот молдинг заметно укоротился (впрочем, длинный молдинг на задней двери сменился на короткий лишь в июне 1958 года, а первые Москвичи-407 были с длинным молдингом), а по борту появился тонкий декоративный молдинг из нержавеющей стали.

Существовала «переходная» модель — «Москвич-403» (1963-65). Автомобиль комплектовался кузовом и двигателем от «Москвича–407», а передняя подвеска, рулевой механизм, тормоза, подмоторная рама и щит передка – от перспективного «Москвичу–408». Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а последнее получило гидропривод. Автомобиль получил стеклоомыватель и руль новой формы, впоследствии устанавлиивался на модели "408", "412" и их модификации, а так же на ижевские машины. Пожалой единственное внешние различие между моделями "Москвич-403" и «Москвич–407» заключалось в установке на "Москвич-403" трехсоставных задних фонарей в хромированном корпусе (взамен двухсоставных у «Москвича–407»).

Несколько лет подряд более 50% выпуска Москвичей-407 уходили на экспорт. Причем, Москвич пользовался
спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция.
Экспортные версии отличались двухцветной окраской при этом, впрочем, часть двухцветных машин поступала и на внутренний рынок) и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы "Москвича-407 с конвейера" были сняты полноприводные модели Москвич-410Н и Москвич-411.

Венгерская полиция на М-407

На центральной улице пакистанской столицы Карачи долгое время красовался плакат: "Ездите на "Москвиче" ― лучшем малолитражном автомобиле мира".

На Москвич-407 заводская команда участвовала в ралли «Тысяча озер» и «Акрополис».

Всего было изготовлено 266209 407-х, а вместе с 402-ми, 403-ми и модификациями — около полумиллиона авто.

Москвич-407/403



Москви́ч-403 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1963—1965 гг. Всего было выпущено 105 726 Москвичей-403 с модификациями.

Описание модели

Москвич-403 был переходной моделью от Москвича-407 к Москвичу-408 и выпускался параллельно с ними. Автомобиль совмещал в себе кузов и верхнеклапанный двигатель М-407 и рулевой механизм с маятниковым рычагом, переднюю подвеску, тормоза, подмоторную раму и щит передка от М-408. Кроме того, педали сцепления и тормоза были переделаны из напольных в подвесные. Привод сцепления стал гидравлическим. Задние фонари стали трехсоставными в хромированных корпусах. ГТЦ был перенесён под капот (ранее размещался под полом). Появился омыватель ветрового стекла, но привод стеклоочистителей оставался механическим. Впервые в отечественном автомобилестроении были применены саморегулирующиеся колёсные тормозные цилиндры. Модернизирована рулевая колонка. Рулевое колесо получило вогнутую ступицу, переключатель поворотников перемещён на левую сторону. Двигатель М-407 до мая 1964 года соответствовал Москвичу-407 за исключением фильтра грубой очистки масла вертикального расположения. С мая 1964 года устанавливался двигатель М-407Д1, представлявший переходную модель к М-408. У данного мотора был увеличен диаметр коренных шеек коленчатого вала (57мм против 51мм), установлены упорные полукольца, появился задний сальник коленвала (ранее его заменял буртик с маслосгонной резьбой). Двигатель М-408 производился до 1988 года и, соответственно, устанавливался на целый ряд "Москвичей" от модели «408» до «2733».

Модификации

  • Москвич-403 — базовая модель с кузовом седан, выпускалась в 1963—1965 гг.;
  • Москвич-403Т — модификация для работы в такси. Оснащалась счётчиком, фонарём зелёного цвета в правом углу ветрового стекла и «шашечками» на передних дверях;
  • Москвич-403Э — экспортная модификация, отличалась формой решётки радиатора с угловыми подфарниками, иными молдингами, задними фонарями и «птичкой» над задним номерным знаком;
  • Москвич-403Ю — модификация для южного климата; — универсал на базе модели Москвич-423Н с угловатыми рамками задних дверей и идущим вдоль всей крыши цельным водосточным желобком. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях универсал мог перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом предназначалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базового седана. Задняя дверь с погрузочной высотой в 760 мм открывалась на левую сторону. Универсал выпускался в 1963—1965 гг.; — фургон на базе универсала Москвич-424 с перегородкой за передними сиденьями, отделяющей грузовой отсек, цельным бортом, угловатыми подштамповками на месте окон и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши. Фургон выпускался в 1963—1965 гг.

Внешние ссылки

Довоенные модели завода им. КИМ: Форд-А • Форд-АА • ГАЗ-АА• КИМ-10-50• КИМ-10-51
Автомобили «Москвич» I поколение Москвич-400 • Москвич-422 • Москвич-401
Автомобили «Москвич» II поколение Москвич-402 • Москвич-410 • Москвич-407 • Москвич-423 • Москвич-430 • Москвич-403 • Москвич-424 • Москвич-432
Автомобили «Москвич» III поколение Москвич-408 • Москвич-426 • Москвич-433 • Москвич-412 • Москвич-427• Москвич-434 • Москвич-2140• Москвич-2137 • Москвич-2734
Автомобили «Москвич» IV поколение Москвич-2141 • Москвич-2335 «Пикап» • Москвич «Святогор» • Москвич-2142 • Москвич-2142R5 «Князь Владимир» • Москвич «Иван Калита» • Москвич-Дуэт
Опытные и экспериментальные автомобили 3-5-2 • 3-5-3 • 3-5-4 • 3-5-5 • 3-5-6 • С1 • С2 • С3 • Москвич-415 • Москвич-416 • Москвич-444 • Москвич А9
Рекордно-гоночные автомобили Г1-405 • Г2-407 • Г3 • Г4 • Г5

Лицо оттепели: «Москвичи» от 402-го до 403-го

Машиной эпохи оттепели обычно считают 21-ю «Волгу». Безусловно, она солидней, нарядней, представительней «Москвича». Но ведь 402-й появился практически одновременно с «Волгой». Первые серийные образцы совсем нового «Москвича» вышли из ворот завода 20 апреля 1956-го — через два месяца после знаменитого ХХ съезда КПСС, ставшего своеобразным рубежом в истории страны. «Волга», конечно, навсегда останется самой знаменитой машиной хрущевской оттепели. Но она, все же, была более номенклатурным, начальственным, чиновничьим автомобилем. А вот «Москвич» стал символом пусть и медленно, но все же нарождающегося советского среднего класса. Не случайно в наивной до примитивности комедии конца 1950-х «К морю» чопорной «Волгой» владеет карьерист и, вообще, несимпатичный человек, а на «Москвиче» (причем прокатном) ездит открытый, веселый и отзывчивый парень.

А вообще, забавно, что конвейерная жизнь семейства «Москвичей», начало которому дала модель 402, почти в точности совпала с эпохой оттепели — от ХХ съезда до снятия Хрущева в 1964-м. Кстати, восемь лет на конвейере, да с двумя, как сказали бы теперь, рестайлингами, да с постоянной модернизацией — и по нынешним временам очень неплохо. А ведь дело было полвека назад.

То, что «Москвич-400» устарел, тем, кто готовил его к производству, ясно было, едва машина встала на конвейер, а может, и еще раньше. Ведь конструкции было уже десять лет. Слабый 23-сильный мотор, тесный салон, сиротский багажник с доступом из салона через узкую нишу за задним диваном — вот беглый портрет Opel Kadett, которому суждено было стать «Москвичом».

Попытки модернизировать автомобиль начали уже в конце 1940-х. Но чем больше старались, тем яснее становилось: из этой машины новой не сделать. Мощность двигателя довели до 26 л.с., но на этом крупные изменения закончились.

Всерьез за совсем новый автомобиль взялись в 1951-м. Главный конструктор московского завода А.Ф. Андронов понимал: сделать машину лишь своими силами не получится. У ЗМА не было тогда ни соответствующего оборудования, ни кадров. Из Горького в Москву переехали опытные специалисты по компоновке Л.И. Белкин и Б.Д. Кирсанов, пришли инженеры и с ЗИСа. Кузов нового «Москвича» создавали на ГАЗе, один из образцов даже участвовал вне зачета в испытательном пробеге «Волги» ГАЗ-21.

Постепенно новый «Москвич» приобретал формы, известные тысячам автолюбителей. Завод получил несколько зарубежных аналогов ведущих тогда европейских компаний. Но ни один из них советский автомобиль впрямую не копировал. Советские художники, как и их иностранные коллеги, старались взять от конкурентов все лучшее. И в отношении «Москвича-402» (по заводской классификации того времени 402-425: первое число — обозначение двигателя, второе — кузова) это явно получилось.

Слабым местом новой модели оставался мотор. Из старого нижнеклапанного агрегата Opel, увеличив его объем до 1,22 л, удалось вытянуть лишь 35 л.с. Такие двигатели ставили уже на последние «Москвичи-401». Пробовали и экспериментальный двигатель «Москвич-404» — верхнеклапанный, объемом 1,07 л, мощностью 38 л.с. Но этот агрегат был слишком сложным в производстве, да и рост отдачи оказался недостаточным.

Именно дефицит мощности по сравнению с иномарками отмечал председатель госкомиссии — известный в ту пору инженер Д. Великанов — на сравнительных испытаниях «Москвича-402» и зарубежных аналогов в 1955-м. Так, с литра рабочего объема двигателя «Москвич» снимали 28,7 л.с., у FIAT 1100 этот показатель составлял 33 л.с., у французской Simca Aronde — 36,8 л.с., у британского Hillman Minx — 29,6 л.с. Самый низкий у 402-го был и показатель мощности на 1 тонну массы — 27,4 л.с. Максимальная скорость 402-го составляла всего 105 км/ч.

Но в остальном московский автомобиль практически не уступал европейским грандам. А по проходимости заметно их превосходил. Уже тогда в Западной Европе мало кому приходило в голову приспосабливать небольшие семейные машины для езды по раскисшей пашне. Но у нас были иные реалии, и конструкторам приходилось с ними считаться.

Итак, через два месяца после ХХ съезда — весной 1956-го — «Москвич-402» стал серийным.

Они были первыми

Слово «первый» в отношении «Москвича-402» и семейства, родоначальником которого он стал, без всякой натяжки можно применять многократно. Для начала: это — первый оригинальный «Москвич», спроектированный в СССР. Машина получила нормальный багажник, довольно просторный для тех лет и для своего класса салон с раскладывающимися передними сиденьями. Возможность комфортно спать в автомобиле тогда считали очень важной — бурно развивалась эпоха автотуризма.

Москвич-407




На Ford Consul 1951 года Москвич был похож лишь отдаленно.


В первые два с полтора послевоенных десятилетия единственным в нашей заводом, выпускавшим малолитражки, был МЗМА – Московский Завод Малолитражных автомобилей. В тяжёлом послевоенном 1946 году, когда хлеб ещё отпускался по карточкам, он на вывезенном из Германии трофейном оборудовании начал производство модели Москвич-400.
Москвич, созданный на основе довоенного германского Опеля модели Кадетт, имел большой успех среди советских покупателей, но мировое автомобилетсроение не стояло на месте, и Москвич по сравнению с западными аналогами стремительно устаревал. Не спасала его и запоздалая модернизация, превратившая его из Москвича-400 в Москвич 401. И тогда партия и правительство в лице тогда еще здравствовавшего товарища Сталина поставили конструкторам трудновыполнимую задачу: в кратчайшие сроки спроектировать и построить совершенно новый, комфортабельный и внешне привлекательный автомобиль, оставив от старого только двигатель, коробку и задний мост.
Прежде всего, как это было принято в те времена, заводчане начали закупать заграничные аналоги. Из Италии приехали Fiat1100 и Lancia Aurelia, из Франции Simca Aronde и Citroen 2CV, из Англии Hillman Minx, Ford Consul и Javelin Jovette. Впрочем, в дело пошли не все образцы. Проведя сравнительный анализ, конструкторы МЗМА остановились на Форде модели Консул. Её внешний вид и был взят за основу, но это не было простым копированием: конструкторы лишь использовали его в качестве наглядного пособия по домашнему конструированию.

Москвич-402

Проектированию кузова для будущего Москвича-402 началось в ноябре 1950 года, и уже летом 1951 года первый опытный образец был готов. Многие элементы его конструкции впервые нашли применение в советском автомобилестроении: гнутое лобовое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая подвеска передних колес, двухспицевое рулевое колесо, запираемая изнутри крышка багажника, коробка передач с удлинителем, самовозвращающийся в исходное положения рычаг включения указателя поворотов. АвтомобильМосквич-402 имел трехобъёмный четырехдверный несущий кузов типа седан с отдельным багажником, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как это было Москвиче-400. При закрытой крышке багажника одновременно замыкался и кронштейн заднего номерного знака, под которым располагалась пробка горловины 35-литрового топливного бака. Кстати говоря, такое расположение топливного бака было весьма удобным, позволяя подъезжать к бензоколонке с любой стороны.
Капот двигательного отсека был аллигаторного типа. Он представлял собой одну большую штампованную деталь, к которой для увеличения ее жесткости были приварены поперечные и диагональные усилители.


Москвич-402 на госиспытаниях


Салон автомобиля был оборудован зеркалом заднего вида, закрепленным в верхней части ветрового стекла; перчаточным ящиком, изготовленным из водостойкого картона. Впервые на автомобиле такого класса был установлен радиоприёмник, который сыграл впоследствии немаловажную роль в продвижении машины на рынках Западной Европы – зарубежные малолитражки тогда приёмниками не комплектовались. Помимо всего этого, Москвич-402 был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла – ни того, ни другого не имел тогда ни прототип Консул, ни большинство зарубежных моделей.


Москвич-402 на крыше станции техобслуживания


Москвич-402 имел рычажно-пружинную переднюю подвеску с телескопическими амортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости, тормозные механизмы барабанного типа с плавающими самоустанавливающимися колодками.
20 апреля 1956 года Москвич-402 был запущен в серийное производство и поступил в свободную продажу за 15 тысяч рублей. Однако двигатель, доставшийся от предыдущей модели, портил всё впечатление. Конечно, расточкой цилиндров с 67- до 72-миллиметрового диаметра мощность удалось поднять c 26 до 35 л.с., но для второй половины 50-х это было уже не так много, а расход топлива, вызванный малой степенью сжатия, составлял 9 л/100 км. Для Европы это было многовато, тем более что из-за войны за Суэцкий канал, начавшейся в октябре 1956 года, цены на бензин в Европе резко возросли, и потому повышенный расход топлива снижал конкурентоспособность модели на внешнем рынке. Кроме того, в Европе в те времена перестал использоваться низкооктановый бензин, а высокооктановый просто не успевал сгорать в двигателе автомобиля с низкой степенью сжатия – догорал он уже выпускном коллекторе, снижая срок службы глушителя и выпускного клапана. Из-за недогорания бензина в цилиндрах снижалась и мощность двигателя. Для советских же реалий всё было с точностью до наоборот: увеличение степени сжатия вызывало необходимость использования более дорого по сравнению с 66-м 72-го бензина, а снижение расхода топлива не покрывало ценовой разницы между сортами бензина.


Москвич-402


Москвич-407

Москвич-407

Тогда конструкторы МЗМА решили создать экспортный вариант Москвича, снабдив его верхнеклапанным двигателем с семикратной степенью сжатия. Принципиальной новинкой в моторе только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распределительного вала.
Цилиндры опять расточили теперь уже до 76 миллиметров, получив 1,361-литровый рабочий объём. Мощность подпрыгнула сразу до 45-сильного значения, а максимальная скорость увеличилась со 105 до 115 км/ч, а расход топлива упал до 6,5 л/100 км, что уже окупало ценовую разницу между 66-м и 72-м бензином.
Посмотрев новинку, руководство страны решило, что советские люди ничем не хуже европейцев и тоже достойны обладания улучшенными машинами. Москвич, получивший индекс 407, в мае 1958 года был запущен в крупносерийное производство и стал свободно продаваться за 25 тысяч рублей. Производство же 402-го было тут же свёрнуто.


Внешне Москвич-407 почти не отличался от 402-го. Лишь надпись «Москвич» на передней части капота, да молдинг, идущий вдоль боковин всего кузова, выдавали в нём улучшенную модель.
Длина Москвича-407 составила 4055 мм; ширина – 1540 мм; высота – 1560 мм; колёсная база – 2180 мм.
С декабря 1959 года на Москвич-407 впервые на отечественных легковых машинах стали устанавливать новую четырёхступенчатую коробку передач вместо трёхступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных автодорогах.
С января 1961 сменили и облицовку радиатора – вместо одной поперечной балки стала устанавливаться многощелевая решётка. Появились также и новые задние фонари с двумя рассеивателями вместо трёх. Пластмассовый красный флажок на капоте заменили металлической «каплей». Для уменьшения усилий, прилагаемых водителем к педалям сцепления и тормоза, передаточное число в приводе ножного тормоза увеличено с 3,9 до 4,7, а в приводе сцепления с 35,4 до 41,0. Это позволило позиционировать Москвич-407 на внешнем рынке как автомобиль, удобный для водителей-женщин. Для наблюдения за сигналами поворота, подаваемыми подфарниками и задними фонарями, на щитке приборов появилсаь лампочка с красным рассеивателем. Место ее расположения было выбрано так, чтобы она привлекала внимание водителя даже в солнечную погоду.



В 1961 году в пони появился автомобиль Toyota Publica, внешне бывший почти точной копией нашего Москвича-407. От этой самой Публики впоследствии произошла знаменитая Королла.
В феврале 1962 года пропали клыки с бампера – это было последнее изменение во внешнем облике автомобиля Москвич-407. Выпуск автомобиля Москвич-403 продолжался до конца 1963 года. С мая 1958 по 1963 год было выпущено 359 980 экземпляров.

Москвич-403

С сентября 1964 года на МЗМА стал выпускаться Москвич-408 с абсолютно новым кузовом и в очередной раз модернизированным старым двигателем. Двигатель оказался готов раньше кузова, и с 1962 года на часть тиража Москвичей стали устанавливать этот самый мотор, правда сначала не в 50-сильном, а в 45-сильном варианте со старым карбюратором. Москвич с таким двигателем назывался Москвич-403. Он практически не имел внешних отличий от модели Москвич-407, за исключением задних фонарей, которые стали трёхсоставными взамен двухсоставных. Внутренние же изменения были куда более значительными. Так, Москвич-403 имел рулевой механизм с маятниковым рычагом, переднюю подвеску с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны, ВТО время как у 407-го подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец. Улучшились тормоза автомобиля. Педали сцепления и тормоза были переделаны из напольных в подвесные, а главный тормозной цилиндр из-под пола был перенесён под капот. Привод сцепления стал гидравлическим. Появился омыватель ветрового стекла, но привод стеклоочистителей оставался механическим.

АМО-Ф1-5


Я-3

Советский автомобиль Москвич 403

Совеиский автомобиль Москвич 403

Сегодня рассмотрим историю советского автомобиля Москвич 403, ровесника бурных 60-ых, одного из первых, поистине, народных автомобилей Советского Союза. В это трудно поверить, но когда то отечественные автомобили всерьёз сравнивали с зарубежными и даже продавали за границу, где они приобретали хорошую репутацию. Москвич 403 – это советский автомобиль малого класса. Он выпускался на заводе малолитражных автомобилей в Москве с 1962 по 1965 год. Ещё с начала 50-ых годов в умах конструкторов возникла идея создания советского автомобиля Москвич 403. Тогда главным конструктором завода был Александр Фёдорович Андронов. Но путь к этой популярной модели был не коротким. Первоначально выпускались два предшественника: Москвич 402 и Москвич 407. Москвич 403 постоянно находился в разработке и не успевал за выпускаемыми моделями. Все основные доработки производились в угоду экспорту. Ведь известно, что многие страны охотно закупали эту модель, принося так нужную валюту государству.

Советский авто Москвич 403

Для своего класса это был комфортабельный авто. Несущий четырехместный кузов для пассажиров, удобный в ремонте и надежный в эксплуатации для владельцев, советский автомобиль Москвич 403 был конкурентоспособным на европейском рынке. Правда для Европы выпускался отдельный экспортный вариант Москвич 403 ИЭ (экспортный).

Куда он экспортировался? Во-первых, во все страны социалистического лагеря: Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польше и др. Во-вторых, советский автомобиль Москвич 403 охотно покупали в Африке, Европе и даже Англия приобрела несколько таких машин. Правда это были автомобили люксовых комплектаций с приёмниками, с часами в салоне и другими новомодными штучками, но стоил он значительно дешевле европейских аналогов.

Существует даже легенда, что советский автомобиль Москвич 403 был подарен Саддаму Хусейну. Низкая цена и высокая надёжность привлекали европейцев. Все Скандинавские страны, в том числе Финляндия, Швеция, Норвегия импортировали советские автомобили Москвич 403.

Салон Москвич 403

По типу конструкции 403 Москвич являлся переходной моделью уже выпускавшегося Москвич 407 и ещё находящегося в разработке Москвич 408. Машина представляла собой некий симбиоз 407 кузова с подмоторной рамой и передней подвеской 408. Стоит отметить, что между Москвич 403 и Москвич 407 практически не было отличий за исключением разве что задних фонарей, ставших теперь двухсоставными взамен трехсоставных.

По сути, Москвич 403 представлял собой улучшенную версию 407 Москвича. По внешнему виду он делился на обыкновенную модель Москвич 403 и советский автомобиль Москвич 403 ИЭ. Основное их внешнее различие в передней части – решетка радиатора, состоящая из нескольких рядов брусьев и подфарники (уже 408 модели). Также экспортный вариант дополнялся наружными зеркалами заднего вида и хромированными увеличенными молдингами по всему борту кузова.

Руль Москвич 403

Произошли изменения и в конструкции задних фонарей. Изменилась их секционность и вместо двухсекционного, фонарь стал трёх секционным, отчего приобрёл более массивный корпус. Все внешние отличия придавали Москвич 403 ИЭ некоторую оригинальность и современность. Кстати, на Москвич 403 ИЭ впервые появился омыватель лобового стекла.

Первый советский автомобиль Москвич 403 был выпущен в декабре 1962 года. Эта модель последовала за выходом в свет 407 модели. Почему же индекс 403 оказался за индексом 407, а не наоборот? Всё дело в том, что в середине 50-ых годов индекс 403 принадлежал экспериментальному двигателю М 403, который в производство так и не поступил, и освободившийся индекс взяла новая модель.

В конструкции салона также были применены новые материалы. В отличие от тканевой обивки кресел и обивкой потолка, и там и там использовался кожзаменитель. Передние сидения уже можно было перемещать взад и вперёд, а спинки их откидывать для устройства спальных мест.

Панель приборов и щиток приборов остались прежними от 407 модели. Впервые применимые в нём подвесные педали исключали попадание пыли, воды и грязи в салон, а новое рулевое колесо с утопленной ступицей и кольцом звукового сигнала имело более эстетический вид и было более удобным для водителя.

Возможно, не слишком вместительный советский автомобиль Москвич 403 не баловал пассажиров комфортом (свободно чувствовали себя в салоне только четыре человека), но зато выносливость, экономичность и ремонтопригодность делали эту машину очень выгодной.

Двигатель Москвич 403

Что же находится под капотом этого «железного коня»? А под капотом у него 45-ти сильный карбюраторный двигатель (модернизированная версия 407 мотора), система охлаждения, катушка зажигания, термостат, генератор постоянного тока, воздушный фильтр, масляный фильтр, стартер и др. узлы и агрегаты. Всё очень просто и доступно, естественно с современными моделями не сравнить.

Кстати, ему принадлежит очень интересная система привода щёток стеклоочистителя. Это была последняя модель, на которой применялся механический привод щёток. Он интересен тем, что тросик присоединялся к двигателю (как в спидометре), и когда обороты двигателя увеличивались, то и щётки начинали работать быстрее. Что касается внешности 403-го, то выглядел он достаточно стандартно. Кузов закрытый, четырёхдверный.

В середине 50-ых годов благосостояние граждан стало улучшаться, в связи с чем, число желающих купить советский автомобиль Москвич 403 стало стремительно расти. В то время цены на машины повышать не разрешалось, поэтому их стоимость вырастала лишь с появлением новой модели.

Однако такие повышения были скачкообразны. Например, в 1956 году цена машины поднималась сначала до 16-ти, а позже до 24 тысяч рублей, но для того чтобы купить её требовалось отстоять ещё в очереди лет десять. На вторичном рынке машины стоили значительно дешевле.

С течением времени советский автомобиль Москвичи 403 стал терять популярность, как на зарубежных рынках, так и в СССР. Несмотря на спад продаж на заводе продолжали разрабатывать новые модели, но, к сожалению, из-за нехватки средств и мощностей в 1960-ом году автомобильному заводу пришлось отказаться от производства полноприводных модификаций 402 и 407 модели, а так же сельского варианта 410 и 411 Москвича.

Советский автомобиль Москвич 403 пользовался популярностью вплоть до конца 70-ых годов. Самые популярные его модификации – это такси и машины для медицинского персонала. Для работы в такси машина дополнительно оснащалась счетчиком в салоне и лампочкой зелёного цвета в верхнем углу лобового стекла, а также рисунком шашечек на передних дверях.

В истории Советского Союза советские автомобили Москвич 403 оставили не малый след. На них ездили целые поколения людей, много автомобилей использовалось в народном хозяйстве. Олицетворяя собой ступеньку от старых моделей к новым, он благоприятно повлиял на развитии нашего автопрома в целом. В различных модификациях всего было выпущено более 100 тыс. таких автомобилей.

Наше поколение практически забыло о былой популярности самого народного автомобиля послевоенных лет. А ведь Москвич 403 стал первой машиной доступной простому советскому человеку. Для современных любителей ретро авто и коллекционеров, советский автомобиль Москвич 403 является большой редкостью и хороший экземпляр найти уже не просто.

Внешние отличия моделей МЗМА 402/407/403 Москвич

В этой теме попытаемся наглядно показать некоторую разницу внешних отличий моделей МЗМА 402/407/403 Москвич.

Отличия спереди

Модель "Москвич-402" (1956-1958)

Модель "Москвич-403" (1962-1963)
http://i030.radikal.ru/0802/f5/518979032b1at.jpg

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)
http://i013.radikal.ru/0802/84/f52f84e9d056t.jpg

Отличия сзади:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)

Модель "Москвич-403" (1962-1963)
http://i022.radikal.ru/0802/63/9cef22967bfdt.jpg

ранних выпусков, еще с клыками на бампере

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)

"Птичка" на багажнике у 403ИЭ стала болие "квадратная", но креплениями не отличалась.

Отличия сбоку:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)
Имел длинный наклонный молдинг на задней двери.
http://i009.radikal.ru/0802/17/4fc189c77e88t.jpg

Модель "Москвич-403" (1962-1963)
http://i015.radikal.ru/0802/10/46c530386e9bt.jpg

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)
Изменен горизонтальный молдинг - стал "двухжтажным" и без "стрелки" на переднем крыле.

Облицовка радиатора:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)

Модель "Москвич-403" (1962-1963)

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)
Полностью изменена облицовка радиатора.
http://i027.radikal.ru/0802/b0/e3030da1a1fft.jpg

Передняя светотехника:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)
http://i043.radikal.ru/0802/c2/afc10768ac1dt.jpg

Модель "Москвич-403" (1962-1963)

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)
Применены новые указатели поворотов/габаритные огни.

Позже такие подфарники применялись на московских машинах мод.408 и ижевских-412(до смены дизайна "мордашки")

Задняя светотехника:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)
Двухсоставной задний фонарь в хромированном корпусе.

Модель "Москвич-403" (1962-1963)
Трехсоставной задний фонарь в хромированном корпусе.

Модель "Москвич-403 ИЭ" (1963-1965)
Задний фонарь цельный под цвет кузова.

Рулевое колесо:

Модель "Москвич-402" (1956-1958)
На панели приборов отсутствовал индикатор поворотов, и была хромированая надпись "Москвич"
Данный руль устанавливался также на автомобили ЗАЗ-965/966/ и инвалидные модификации 968/968М, т.к. только с ним могли сделать ручные органы управления.
http://i015.radikal.ru/0802/41/ef24f9743037t.jpg

Модель "Москвич-403" (1962-1963)
Руль новой формы, впоследствии устанавлиивался на мод.408,412 и их модификации, а так же на ижевские машины.
Начиная с 408 модели обод руля стал черным.
http://i006.radikal.ru/0802/77/c54e25551a5ct.jpg

Читайте также: